Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => • Ваша энергия любви и привлекательности => Тема начата: professor от 03 07 2008, 16:32:43



Название: ЗАПИСКИ ВЕЛИКОГО СОБЛАЗНИТЕЛЯ: Джованни Казанова
Отправлено: professor от 03 07 2008, 16:32:43
ЗАПИСКИ ВЕЛИКОГО СОБЛАЗНИТЕЛЯ: Джованни Казанова

Прославленный венецианский авантюрист, «гражданин мира», как он себя аттестовал, Джакомо Джироламо Казанова (1725 — 1798), чье имя сделалось нарицательным, был не только одним из интереснейших людей своей эпохи, но и ее символом, ее отражением. Перед современниками и потомками, его читателями, он представал как человек воистину разносторонний, энциклопедически образованный: поэт, прозаик, драматург, переводчик, филолог, химик, математик, историк, финансист, юрист, дипломат, музыкант. А еще картежник, распутник, дуэлянт, тайный агент, розенкрейцер, алхимик, проникший в тайну философского камня, умеющий изготовлять золото, врачевать, предсказывать будущее, советоваться с духами стихий. Но — что истинно в мифе, который он творил о самом себе?
Мемуары Казановы были опубликованы в начале XIX века, когда литература романтизма стала беспрестанно обращаться к легенде о Дон Жуане. Вечный образ Соблазнителя появляется у Байрона и Пушкина, Гофмана и Мериме, Хейберга и Мюссе, Ленау и Дюма. Именно в этой традиции и были восприняты записки Казановы, многие годы считавшиеся верхом неприличия. Их запрещали печатать, прятали от читателей.
Для подобной трактовки были даже чисто биографические основания — Казанова живо интересовался своим литературным предшественником, помогал другу авантюристу  Да Понте писать для Моцарта либретто оперы «Дон Жуан» (1787). Но «донжуанский список» Казановы может поразить воображение только очень примерного семьянина: 122 женщины за тридцать девять лет. Конечно, подобные списки у Стендаля и у Пушкина покороче, и в знаменитых романах тех лет, к которым пристало клеймо «эротические» (как, например, к увлекательнейшему «Фобласу» Луве де Кувре, 1787 — 1790), героинь поменьше, но так ли это много — три любовных приключения в год?
Личность Казановы оказалась скрыта под множеством масок. Одни он надевал сам — уроженец Венеции, где карнавал длится полгода, потомственный комедиант, лицедей в жизни. Другой маскарадный костюм надели на него эпоха, литературная традиция, вписавшая мемуары в свой контекст. Причем традиции (та, в которой создавались записки, и та, в которой они воспринимались) были прямо противоположными — то, что для XVIII века казалось нормой, в XIX столетии сделалось исключением.
Главное богатство авантюриста — его репутация, и Казанова всю жизнь тщательно поддерживал ее. Свои приключения он немедленно обращал в увлекательные истории, которыми занимал общество («Я провел две недели, разъезжая по обедам и ужинам, где все желали в подробностях послушать мой рассказ о дуэли»). К своим устным «новеллам» он относился как к произведениям искусства, даже ради всесильного герцога де Шуазеля не пожелал сократить двухчасовое повествование о побеге из тюрьмы Пьомби. Эти рассказы, частично им записанные, опубликованные, естественно переросли в мемуары, во многом сохранившие интонацию живой устной речи, представления в лицах, разыгрываемого перед слушателем. Создавал Казанова «Историю моей жизни» на склоне лет (1789 — 1798), когда о нем уже мало кто помнил, когда его друг принц де Линь представлял его как брата известного художника баталиста. Казанове была нестерпима мысль, что потомки не узнают о нем, ведь он так стремился заставить о себе говорить, прославиться. Создав воспоминания, он выиграл поединок с Вечностью, приближение которой он почти физически ощущал («Моя соседка, вечность, узнает, что, публикуя этот скромный труд, я имел честь находиться на вашей службе», — писал он, посвящая свое последнее сочинение графу Вальдштейну). Человек легенда возник именно тогда, когда мемуары были напечатаны.
Но, воссоздавая заново свою жизнь, перенеся ее на бумагу, Казанова перешел в пространство культуры, где действуют уже иные, художественные законы. Каждая эпоха создает свои собственные модели поведения, которые мы можем восстановить по мемуарам и романам. В своем бытовом поведении человек невольно, а чаще сознательно ориентируется на известные ему образцы (так, французские политические деятели XVII — XVIII вв. старательно подражали героям Плутарха, особенно во времена общественных потрясений: Фронды, Революции, наполеоновской империи; эта традиция дожила до Парижской коммуны). Более того, когда гибнет старое общество (в 1789 г., когда Казанова приступил к мемуарам, пала французская монархия, в 1795 г. после третьего раздела перестала существовать Польша, а в 1798 м, в год его смерти, исчезла с политической карты Венецианская республика, завоеванная войсками Наполеона), именно литература сохраняет память о поведенческих нормах, предлагает их читателю.
Джакомо Казанова принадлежал к двум культурам — итальянской и французской, для вхождения в которую он потратил большую часть жизни. Свои первые литературные творения Казанова писал на родном языке, но в конце жизни полностью перешел на французский (хотя продолжал грешить итальянизмами). В ту пору это был поистине интернациональный язык, на нем говорили во всех странах Европы, а Казанова хотел, чтобы его читали и понимали везде. «История моей жизни» стала явлением французской культуры. Именно в этой перспективе, как нам кажется, наиболее плодотворно рассматривать воспоминания Казановы, хотя, разумеется, и в Италии была сильная мемуарная традиция. Достаточно вспомнить «Жизнь Бенвенуто Челлини» (1558 — 1566), великого художника и искателя приключений, бежавшего из тюрьмы, немало лет проведшего во Франции, как и наш герой.
В «Истории моей жизни» отчетливо видны несколько сюжетных традиций: авантюрного и плутовского романа, психологической повести, идущих из XVII века, романа карьеры и романа «списка» любовных побед, сложившихся во Франции в эпоху Просвещения, и мемуаристики. Именно на их фоне и проявляется истинное своеобразие записок Казановы.
Жизнь великих французских просветителей, заботившихся о всеобщем счастье, была отнюдь не благостной. Их арестовывали, сажали в тюрьму (Дидро, Вольтер, Бомарше), изгоняли на чужбину, сжигали их книги рукой палача (Руссо, Вольтер). Правда, и сами они были не идеальными людьми. Великодушие в них сочеталось с эгоизмом, смелость и независимость оборачивались бесцеремонностью. Обаятельнейшие, интереснейшие собеседники были весьма неуживчивыми людьми. Приключения юности, описанные Руссо, напоминают плутовской роман (бродяга, слуга, воришка, доносчик). И Вольтер, и Бомарше, считавший себя его учеником, были талантливыми финансистами и сколотили огромные состояния с помощью банковских и торговых махинаций (нередко откровенно мошеннических). Они выполняли негласные и даже щекотливые дипломатические поручения, неутомимые путешественники были, по сути, тайными агентами французского короля. Оба писателя легко играли роли царедворцев, льстивых придворных, умели войти в милость к государям (их жаловали чинами, дворянством), но они сами навлекали на себя опалу свободолюбивыми выходками.
Именно такими были и самые знаменитые авантюристы XVIII века, которых во множестве притягивала Франция, — Казанова, Калиостро, Сен Жермен, не говоря уже о многих других, также появляющихся на страницах «Истории моей жизни»: шулер и бретер маркиз Даррагон, «вечный должник» барон Сент Элен, учитель танцев Кампиони, «чернокнижник» Пассано, граф Медини и даже некий Карл Иванов, выдававший себя за сына герцога Курляндского. Успех искателей приключений отражал главное противоречие эпохи Просвещения, слепо верившей в силу разума и тянувшейся к иррациональному. Философы и политики желали исправить общество, сделать людей насильно счастливыми и ввергли их в пучину террора. И чем ближе надвигалась революция, чем сильнее было ощущение конца времен («После меня хоть потоп» — как пророчески говаривал Людовик XV), тем больше появлялось магов, алхимиков, астрологов, прорицателей, чародеев, целителей (несомненными экстрасенсорными способностями обладали Сен Жермен и Калиостро, да и великий Франц Месмер, открыватель «животного магнетизма», пользовался огромной популярностью во Франции конца века, где возникли целые секты его последователей).
Конечно, Казанова не отставал от других. Он излечил от ломоты Латур д’Оверня, избавил от прыщей герцогиню Шартрскую, посоветовав соблюдать щадящий «магический» режим, продал принцу Курляндскому рецепт изготовления золота, завлекал алхимическими опытами принцессу Ангальт Цербстскую, мать Екатерины II (разумеется, к магическим операциям своего конкурента Сен Жермена он относился более чем скептически). Венецианец предсказывал будущее, блестяще владея криптографией, мгновенно составлял шифрованные послания своему Духу и сам отвечал за него. Завоевывая доверие людей, он прибегал и к простым трюкам (отыскивал спрятанный им же кошелек, чертил пентаграмму, которую украдкой подсмотрел в книге), и к сложным психологическим ходам. Так, предсказав юной красавице м ль Роман, что она станет фавориткой короля, а ее сыну суждено осчастливить Францию, он внушил ей мысль отправиться из Гренобля в Париж, где на нее обратил внимание любвеобильный Людовик XV . Как писал Казанова, «если предсказание не сбывается, то грош ему цена, но я отсылаю снисходительного моего читателя ко всеобщей истории: там обнаружит он множество событий, какие, не будь они предсказаны, никогда бы и не совершились».
Но была, конечно, область, в которой темпераментный венецианец превосходил не только слабосильных Вольтера и Руссо, но и многих других, — эротическая. Т. Бачелис очень тонко подметила, анализируя фильм «Казанова» Федерико Феллини (1976), что итальянский режиссер показывает богато одаренного человека, который тщетно пытается применить свои таланты, но среда требует от него только сексуальную энергию. Общество действительно диктовало Казанове определенные нормы поведения. Францию, законодательницу моды, непререкаемый авторитет в вопросах любви, Людовик XV превратил в огромный гарем, изо всех краев и даже из других стран прибывали красотки, родители привозили дочек в Версаль — вдруг король обратит внимание во время прогулки. А юная О’Морфи попала из рук Казановы в постель короля благодаря написанному с нее портрету, понравившемуся монарху (сказочный сюжет о любви по портрету превратился во вполне современную историю о выборе девицы по изображению). «Его Величество поселил ее на квартире в Оленьем парке, где положительно держал свой сераль».
Конечно, на этом фоне аппетиты Казановы кажутся весьма скромными. Почему же его мемуары Стефан Цвейг назвал «эротической Илиадой»? Почему столь непристойными казались они буржуазно чопорному XIX веку?
Потому, что это не традиционные мемуары государственного мужа или писателя, где любовные увлечения — только фон. Как в романе, любовь — один из высших смыслов существования Казановы, она и делает его великим. Но здесь нет и не может быть финальной свадьбы, вознаграждения добродетели и развенчания порока. Естественное чувство свободно и бесконечно, в нем самом его оправдание. «Я любил женщин до безумия, но всегда предпочитал им свободу».
Кроме того, изменились представления о литературной норме: романы Андре де Нерсиа или маркиза де Сада, созданные на исходе эпохи Просвещения, гораздо неприличнее, не говоря уже об откровенно порнографических книгах типа «Картезианского привратника» (1745), изъятых у Казановы инквизиторами при аресте. Во французской литературе XVIII века, от Кребийона сына до Лакло, была подробно разработана теория соблазнения, «наука страсти нежной» (главный постулат ее — улучить подходящий «момент» и решительно им воспользоваться, признавать женскую добродетель на словах, а не на деле). Разумеется, Казанове она была хорошо знакома, и он охотно завязывает с женщинами психологическую игру, смешит, интригует, смущает, заманивает, удивляет (таковы, скажем, его приключения с г жой Ф. на Корфу, К. К. в Венеции, м ль де ла М р в Париже). «Уговаривая девицу, я уговорил себя, случай следовал мудрым правилам шалопайства», — пишет он об одержанной благодаря импровизации победе. Как в комедиях того времени, он может перерядиться слугой, чтобы проникнуть к даме. Но чаще все происходит гораздо проще, как с какой нибудь Мими Кенсон: «Мне сделалось любопытно, проснется она или нет, я сам разделся, улегся — а остальное понятно без слов». В ситуациях, когда Печорин, почитавший себя великим сердцеедом, украдкой пожимает даме ручку, Казанова лезет под юбку.
Знаменитый авантюрист был в каком то смысле искренней героев французской прозы XVIII века — бесчисленных «удачливых» крестьян и крестьянок, щеголей, создававших себе репутацию любовными успехами. Он гораздо скромнее либертенов Сада, он отказывается участвовать в больших коллективных оргиях. Для Казановы не существует трагической антитезы «высокая» — «продажная» любовь, погубившей счастье кавалера де Грийе и Манон Леско. Возвышенное чувство и плотская страсть, искренние порывы и денежные расчеты связаны у него воедино. Ненасытная жажда приключений влекла Казанову к новым победам, и в этом его записки близки к «Мемуарам» маркиза д’Аржанса (1735), который начал свою литературную деятельность с того, чем другие ее заканчивают, описав в романическом духе свои юношеские похождения (как и наш герой, он побывал адвокатом, офицером, дипломатом, наделал долгов, сорвал банк, путешествовал по Франции, Италии, Испании, ездил в Африку, Константинополь, соблазнил полтора десятка дам и девиц) .
Любовь была для Казановы не только жизненной потребностью, но и профессией. Он часто употребляет традиционные литературные метафоры, воспевая эротические битвы, но нигде, кроме его мемуаров, не встретишь описания любви как тяжкого физического труда, как в сцене «перерождения» маркизы д’Юрфе. Казанова покупал понравившихся ему девиц (более всего ему по душе были молоденькие худые брюнетки), учил их любовной науке, светскому обхождению, а потом с большой выгодой для себя переуступал другим — финансистам, вельможам, королю. Не стоит принимать за чистую монету его уверения в бескорыстии, в том, что он только и делал, что составлял счастье бедных девушек, — это был для него постоянный источник доходов.
Но в середине жизни наступает пресыщение, подкрадывается утомление. Все чаще начинают подстерегать неудачи. После того как в Лондоне молоденькая куртизанка Шарпийон изводит его, беспрестанно вытягивая деньги и отказывая в ласках, великий соблазнитель надламывается. «В тот роковой день в начале сентября 1763 я начал умирать и перестал жить. Мне было тридцать восемь лет». Все менее громкими победами довольствуется он, публичные девки, трактирные служанки, мещанки, крестьянки, чью девственность можно купить за горсть цехинов, — вот его удел. А в пятьдесят лет он из экономии ходит уже к женщинам немолодым и непривлекательным, живет как с женой со скромной белошвейкой. Чем ближе к концу мемуаров, тем чаще он хвалит себя за умеренность, разумный образ жизни («Жизнь я вел самую примерную, ни интрижек, ни карт»), все больше говорит о болезнях.
Казанова делается расчетливым — и перестает быть авантюристом. Его покидает вера в счастливую звезду, та, что вела его по жизни. Игрок по натуре и профессии, не считавший зазорным «поправить фортуну», он уже боится сесть за карты, боится проиграть. Казанова скитается по странам, которые ему вовсе не по душе, все же рассчитывая найти себе там покойную службу до конца дней. После того как он побоялся слишком понравиться Фридриху II и не сумел войти в доверие к Екатерине II, он стал все ближе и ближе подбираться к родной Венеции. И чем необратимей уходила его сексуальная сила, тем интенсивней становилась интеллектуальная деятельность. Все чаще возникают на страницах мемуаров литературные споры, книги, библиотеки («Не имея довольно денег, дабы помериться силами с игроками или доставить себе приятное знакомство с актеркой из французского или итальянского театра, я воспылал интересом к библиотеке монсеньора Залуского») — прибежище последних лет. Казанова сам начинает писать, причем отдается этому занятию со страстью, самозабвением, работает без устали. Опровержение столетней давности «Истории Венецианского государства», созданной французским дипломатом Амело де ла Уссе (1677), помогает ему заслужить прощение у государственных инквизиторов и возвратиться на родину. И тут воспоминания обрываются, хотя Казанова постоянно обращался к ним, думал, не довести ли их до конца. «История моей жизни до 1797 г.» — так значилось в рукописи. Но повествовать о том, как перешел в лагерь бывших своих врагов, стал тайным осведомителем инквизиции, было невозможно — искатель приключений, чей образ он создавал в мемуарах, умер. «Что до мемуаров, — писал Казанова своему другу Ж. Ф. Опицу в 1794 году, — то боюсь, что брошу их, как они есть, — перевалив за рубеж пятидесяти лет, я могу рассказывать лишь о печальном, отчего сам печалюсь…»
Большую часть жизни Казанова провел в путешествиях. Что руководило им в его постоянных блужданиях? Из мемуаров это понять трудно. Дальние прожекты Казановы зачастую безосновательны, строятся на песке. Великого авантюриста, как он уверяет, могла заставить передумать любая случайная встреча, хорошенькое личико, незначащее событие или слово, которое он толковал как господне знамение. «Следуй Богу!» — его девиз. Сюжет «Истории моей жизни» держится не на причинных, а, как в устной речи, на хронологических связях. Источником действия служат внутренняя энергия самого Казановы (как он постоянно подчеркивал, бездеятельность буквально убивала его), борьба с внешним миром, чьи законы он постоянно нарушает, — за двенадцать лет, с 1759 по 1771 й, его одиннадцать раз высылали из девяти европейских столиц.
Но были и другие, скрытые причины его поездок. Казанова не только исполнял роль дипломатического и финансового агента французского короля (о своих миссиях он повествует достаточно туманно), он был масоном, как очень многие в этом веке. Только во Франции их было 20 тысяч: Прево, Вольтер, Дюкло, Буше, Гельвеций, Лакло, Кондорсе, Лафайет, Сийес, Наполеон. Напомним, что и Карамзин ездил по Европе по поручению масонов, и в «Письмах русского путешественника» (1791 — 1795) он намеренно искажал свой маршрут. Тайные связи помогли Казанове чувствовать себя на равных с аристократами, обеспечивали протекцию, выручали в трудные минуты. Масонами были и заботившиеся о нем в старости друзья: принц Шарль де Линь, его племянник граф Вальдштейн, давший Казанове место библиотекаря в своем замке Дукс (Духцов) в Богемии, Ж. Ф. Опиц, граф Ламберг.







Название: Re: ЗАПИСКИ ВЕЛИКОГО СОБЛАЗНИТЕЛЯ: Джованни Казанова
Отправлено: Душенька от 22 10 2008, 00:57:34
Любовь нужна, как деньги: ежедневно...


Название: Re: ЗАПИСКИ ВЕЛИКОГО СОБЛАЗНИТЕЛЯ: Джованни Казанова
Отправлено: Вирджиния от 08 12 2008, 05:37:05
Джакомо Казанова, шевалье де Сенгалт, родился в 1725 году в Венеции, умер в 1798 году в замке Дю в Богемии.

Свой жизненный путь он успешно начал как священник, но однажды во время проповеди Казанова вдруг внезапно прервался на полуслове. Дело в том, что он был мертвецки пьян, и только симулируя приступ обморока, избежал серьезного скандала.

В наши дни Казанова считается олицетворением классического любовника и обольстителя, причиной тому — его бесчисленные галантные приключения, которые водили его по всей Европе.

Слово «Казанова» стало даже нарицательным, и словари приводят его как обобщенное выражение понятия «дамский угодник, соблазнитель». Между тем Казанова был не только «Казановой» — его мемуары рисуют нам способного дипломата, умного философа, толкового коммерсанта, сведущего каббалиста и алхимика и — не в последнюю очередь — даровитого писателя.

Князь Шарль де Линь, один из самых образованных и авторитетных личностей своего времени, который познакомился с Казановой в замке Дю, ставил его в один ряд с Фридрихом Великим и Хьюмом: «Любое его слово — настоящее откровение, каждая его мысль заменяет целую книгу. На свете буквально нет ничего такого, что было бы Казанове не под силу».

Казакова был способен на невероятные подвиги, он находил выход из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций, достаточно вспомнить его побег из пресловутых свинцовых камер венецианской инквизиции, куда он, по решению Совета Десяти, был заточен в 1755 году сроком на 5 лет за распутный образ жизни и сочинение богохульных произведений.

Или вот описание его жизни в небольшом курляндском городке Миттау. Именно здесь Казанова дал образчик своего учения, который можно было бы озаглавить так: «Как получить сотни золотых талеров, если ты отдал один».

На Казанову произвела сильное впечатление служанка, которая принесла ему чашку шоколада, и он дал ей на чай последний золотой. Для Курляндии такой жест был в диковинку, и слух о нем распространился по всей округе с быстротой молнии. Во всяком случае, к Казанове является еврей-ростовщик, который предлагает ему быть посыльным в не вполне легальной валютной операции и тут же вручает целую кучу талеров, благодаря которым Казанова вновь приобретает имидж богатого кавалера-иноземца.

Теперь уже курляндский князь предлагает ему на следующий день пост инженера-надзирателя — Казанове дают государственную коляску, и он разъезжает по стране, отыскивая такие сокровища, как соли и металлы.

Мало того, что в этом путешествии он ни в чем себя не стесняет — после его отчета об «изыскательских работах» князь вручает ему еще несколько сотен талеров.
Начавшие выходить с 1960 года сочинения Казановы в полной несокращенной редакции, добротно переведенные с оригинала, в значительной мере изменили представление о нем как о «надутом волоките» и «язвительном архиреакционере».
Роберто Гервазо, например, трактует теперь Казанову даже как «феминиста в подлинном значении этого слова», «защитника естественных прав женщины, ее друга и поверенного».

Казанова любил женщин, а они любили его, потому что чувствовали, как он увлекался женщиной, если она отдавала ему себя. Чтобы понять истинную сущность Казаковы, нужно, видимо, перевернуть с головы на ноги утверждение Гервазо: «Он упрямо осуществлял простое повторение вечно одного и того же акта на все новом и новом объекте» и сказать: «В тех 200 женщинах, которыми он обладал, и которые им обладали, он любил «один и тот же объект», но всегда по-новому».
Казанова пытался со своей партнершей до конца слиться с женским, подобно тому, как индийский бог Шива в вечном стремлении найти свою женскую половину, «шакти», ищет и находит ее, но она всякий раз ускользает от него, чтобы встретиться с ним в новом обличье, в другой женщине.


Наверное, потому-то Казанова кажется нам и по сей день бессмертным, что его отличало свойство отдаваться своему чувству полностью, без ограничений, что придавало ему какую-то неземную прелесть.

Пожалуй, он и сам отдавал себе в этом отчет, когда писал в письме: «Если моя душа существовала до меня, то она меня переживет, потому что она существовала прежде, чем материя сформировала мое тело. Но если дело идет о том, что надо умереть, чтобы убедиться, что я бессмертен, то я с этим доказательством не спешу.
Истина, которая стоит жизни, слишком дорога. Но если со мной и случится такое, что я умру, но сохраню все свои чувства, то я, ни за что не признаюсь, что я — мертвец».

Как выразился П. Чиара: «Казанова давно уже перекочевал, подобно доктору Фаусту или маркизу де Саду, из истории в область новейших мифов»


Название: Re: ЗАПИСКИ ВЕЛИКОГО СОБЛАЗНИТЕЛЯ: Джованни Казанова
Отправлено: Джейми от 29 09 2010, 19:09:16
Мемуары Джованни Джакомо Казановы (1725-1798) - одна из самых ярких и живых книг, написанных в галантном ХVIII веке. Казанова, подобно графу Сен-Жермену и Калиостро, принадлежал к беспокойному племени авантюристов. Он обладал разносторонними познаниями и талантами, писал романы и доносы, много путешествовал, менял занятия как перчатки. Однако в историю он вошел прежде всего как великий соблазнитель. В своих Мемуарах, три четверти которых посвящены его любовным похождениям, он доказывал, что любовь являлась для него главным и наиболее приятным занятием. Записки Казановы, где мы находим поистине неподражаемое описание повседневной жизни его эпохи, обессмертили имя автора.

Не случайно принц де Линь, прочтя Мемуары в рукописи, откликнулся следующим панегириком: “Треть прелестного второго тома, дорогой друг, вызвала у меня смех, другая треть - эрекцию, третья заставила думать. Читающий первые две трети не может не питать к вам пылкой любви, читающий последнюю не может не восхищаться”.


Название: Авантюрные приключения Казановы
Отправлено: Мария от 06 12 2010, 21:54:42
Итальянский писатель. Автор исторических сочинений, фантастического романа "Икосамерон" (1788). В мемуарах "История моей жизни" (т. 1-12, написаны в 1791-1798, на франц. языке, опублик. 1822-1828) - описаны многочисленные любовные и авантюрные приключения Казановы, даны характеристики современников и общественных нравов. Отличался разносторонними интересами. 

Казанова (Джованни Джакомо Казанова де Сенгальт - дворянский титул, который он себе присвоил) родом из Венеции. У сына актеров было несчастное детство. Изучив право, молодой Джакомо хотел принять духовный сан, но запутался в любовных похождениях и был исключен из семинарии. Побывав в Неаполе, Риме, Константинополе, Париже он вернулся в Венецию, где за обман и богохульство в 1755 году был заключен в тюрьму. В 1756 году бежал в Париж, там завоевал себе особое положение магией. После долгих странствий по Европе прибыл в Берлин, получил аудиенцию у Фридриха Великого. Он мог занять должность начальника кадетского корпуса, но предпочел отправиться в Петербург, там встретился с Екатериной Второй, после чего выехал в Варшаву, откуда бежал из за дуэли с графом Браницким. Затем скитался по Европе, всюду переживал множество приключений. В 1782 году поселился в Чехии, в замке графа Вальдштейна, вместе с которым занимался кабалистикой и алхимией.

"Донжуанский список" Казановы может поразить воображение только очень примерного семьянина: 122 женщины за тридцать девять лет. Не так уж и много - три любовных приключения в год. В то время список любовных удач был непременным атрибутом светского щеголя, его составляли с большой тщательностью, заучивали наизусть, блестящий "послужной список" обеспечивал новые победы.

Любовь была одним из высших смыслов существования Казановы, она и сделала его великим. Но его романы не заканчивались свадьбой, вознаграждением добродетели и развенчанием порока. Естественное чувство свободно и бесконечно, в нем самом его оправдание. "Я любил женщин до безумия, но всегда предпочитал им свободу".

Казанова охотно завязывал с женщинами психологическую игру, смешил, интриговал, смущал, заманивал, удивлял, превозносил (таковы, скажем, его приключения с г. Ф. на Корфу, К.К. в Венеции, мадемуазель де ла Мур в Париже). "Уговаривая девицу, я уговорил себя, случай следовал мудрым правилам шалопайства", - писал он об одержанной благодаря импровизации победе. Он льстил, иногда просто приставал до тех пор, пока не достигал желаемого. Ради прекрасных глаз он переезжал из города в город, надевал ливрею, чтобы прислуживать понравившейся даме. Но чаще все происходило гораздо проще, как с Мими Кенсон: "Мне сделалось любопытно, проснется ли она или нет, я сам разделся, улегся - а остальное понятно без слов".

В нем сочетались возвышенное чувство и плотская страсть, искренние порывы и денежные расчеты. Не стоит принимать за чистую монету его уверения в бескорыстии, в том, что он только и делал, что составлял счастье бедных девушек, - это был постоянный для него источник доходов. Впрочем, само общество диктовало ему нормы поведения. Людовик XV превратил Францию в огромный гарем, из всех краев и даже из других стран прибывали красотки, родители привозили дочек в Версаль - вдруг король обратит внимание во время прогулки. А юная О`Морфи попала из рук Казановы в постель короля благодаря написанному с нее портрету, понравившемуся монарху (сказочный сюжет о любви по портрету превратился во вполне современную историю о выборе девушки по фотографии).


Название: Испанская легенда о Дон Жуане - одна из самых популярных средневековых легенд.
Отправлено: Марсела от 09 02 2011, 12:49:16
ДОН ЖУАН

Испанская легенда о Дон Жуане - одна из самых популярных средневековых легенд. К ней обращались крупнейшие поэты и писатели едва ли не всех европейских стран: в Испании - Тирсо де Молина, во Франции - Ж.-Б. Мольер, в Англии - Д.-Г. Байрон, в Германии - Э.-Т.-А. Гофман, в России - А.С. Пушкин, А.К. Толстой, А.А. Блок. Дон Жуан - личность историческая. Сведения о нем содержатся в одной из хроник его родного города Севильи. Исторические факты почти полностью совпадают с легендой, за исключением обстоятельств таинственной гибели Дон Жуана, которую легенда приписывает вмешательству потусторонних сил, а хроника объясняет вполне реальными причинами
Дон Жуан Тенорио жил в XIV веке и принадлежал к одной из двадцати четырех самых знатных фамилий Севильи. Его отец, Алонзо Тенорио, был боевым адмиралом, участвовал в борьбе с маврами и погиб в морском сражении близ Трафальгара, сжимая в одной руке меч, а в другой - знамя. ДонЖуан - младший сын отважного адмирала -был сверстником и другом детства сына короля Альфонса XII, Педро. В1350 году дон Педро вступил на престол и вскоре получил прозвание Педро Жестокий. Дон Жуан, по-прежнему остававшийся его другом, был возведен в звание обер-келлермейстера. Отличаясь дерзким бесстрашием, презрением к общепринятой морали, сластолюбием и бессердечием, Дон Жуан по малейшему поводу, а иногда и без него, затевал многочисленные дуэли, из которых всегда выходил победителем, обольщал женщин - девиц и замужних дам, навлекая на них позор и принося горе многим почтенным семьям. Благородные севильцы не раз жаловались на Дон Жуана королю, но Педро Жестокий неизменно пренебрегал этими жалобами. Однажды внимание Дон Жуана привлекла дочь командора Гонсалес де Ульоа-донна Анна, и он решил похитить девушку.
Ночью Дон Жуан тайно проник в дом командора. Однако Гонсалес де Ульоа в это время еще не спал, между хозяином и незваным гостем произошла схватка, и командор был убит. Король не мог оставить безнаказанным убийство столь знатного человека, и Дон Жуану пришлось покинуть Севилью. Командора похоронили в фамильном склепе в монастыре Святого Франциска, а над его могилой поставили каменною статую. Родичи убитого поклялись отомстить убийце. Чтобы заманить Дон Жуана в Севилью, ему отправили подложное любовное письмо с приглашением на свидание в монастырь Святого Франциска, и, когда Дон Жуан явился в назначенный час, убили его, а тело тайно закопали. Предполагая, что тайна может быть раскрыта и, опасаясь в этом случае королевского гнева, родичи Гонсалеса де Ульоа распустили слух о том, что Дон Жуан ночью пробрался в склеп и оскорбил статую убитого им командора. Но статуя вдруг ожила, схватила дерзкого нечестивца в свои каменные объятья и низвергла его в ад. Этот слух показался всем весьма правдоподобным, и история жизни Дон Жуана вошла в легенду именно с таким окончанием.
С легендой о Дон Жуане связан обычай, существовавший в Севилье еще в XIX веке. Очевидец описывает его так: "Каждый год на масленицу во вторник устраивается процессия, во время которой несут Дон Жуана, с головы до ног одетого в белое, коленопреклоненного на белой подушке (...). По-видимому, это должно означать, что знаменитый севильский грешник при жизни не успел покаяться в полной мере и доканчивает покаяние всенародно теперь". Склеп и статуя командора погибли во время пожара в середине XVIII века. Отношение к образу Дон Жуана в разные времена было различным. Дон Жуан из народной легенды – персонаж, безусловно, отрицательный, понесший наказание по заслугам. Таким же предстает он и в наиболее ранней литературной обработке легенды - пьесе испанского драматурга XVII века Тирсо де Молина "Севильский обольститель, или Каменный гость". В произведениях писателей более позднего времени Дон Жуан приобретает иные черты, превращаясь в трагического героя, стремящегося к недостижимому идеалу. Э.-Т.-А. Гофман в новелле "Дон Жуан" пишет: "Дон Жуан - любимейшее детище природы, и она наделила его всем тем, что роднит человека с божественным началом (...). Но (...) за врагом осталась власть подстерегать человека и расставлять ему коварные ловушки, даже, когда он, повинуясь своей божественной природе, стремится к совершенному. (...) Враг рода человеческого внушил Дон Жуану лукавую мысль, что через любовь, через наслаждение женщиной уже здесь, на земле, может сбыться то, что живет в нашей душе как предвкушение неземного блаженства и порождает неизбывную страстную тоску, связывающую нас с небесами. Без устали стремясь от прекрасной женщины к прекраснейшей (...), неизменно надеясь найти воплощение своего идеала, Дон Жуан дошел до того, что вся земная жизнь стала ему казаться тусклой и мелкой". АС. Пушкин в "Каменном госте" рисует противоречивый характер: Дон Гуану (так поэтом назван Дон Жуан) свойственны коварство - и правдивость, холодный расчет - и глубокое, искреннее чувство. Обращаясь к Доне Анне, которую страстно полюбил, Дон Гуан говорит, что он слывет "Злодеем, извергом. - О, Дона Анна, - Молва, быть может, не совсем неправа, На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет. Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился. Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колена преклоняю".
 1830 г. Дон Жуан, созданный поэтами-романтиками, хочет видеть идеальным весь мир. В пьесе А.К. Толстого он говорит Доне Анне: "...Да, я враг Всего, что люди чтут и уважают. Но ты пойми меня; взгляни вокруг: Достойны ль их кумиры поклоненья? Как отвечает их поддельный мир Той жажде правды, чувству красоты, Которые живут в нас от рожденья? Везде условья, ханжество, привычка, Общественная ложь и раболепство! Весь этот мир нечистый я отверг. Но я другой хотел соорудить, Светлей и краше видимого мира... "Легенда о Дон Жуане послужила основой одного из величайших творений Моцарта-оперы "Дон Жуан".


Название: "Искусство жизни" Джакомо Казановы
Отправлено: Кира от 12 11 2014, 19:16:46
"Искусство жизни" Джакомо Казановы

Имя Джакомо Казановы уже давным-давно стало нарицательным. Между тем, большинству людей известно лишь, что Казанова был ловеласом и непревзойденным любовником, не пропускающим ни одной женской юбки… А ведь это далеко не так. Этот человек, авантюрист по натуре, являлся одной из самых образованных и загадочных личностей своего времени…

Родился Казанова 2 апреля 1725 года в Венеции и при крещении был наречен именем Джакомо Джироламо. Официальными родителями мальчика являлась чета актеров — Гаэтано Джузеппе Джакомо Казанова и его супруга Занетта, урожденная Фарусси. Есть, впрочем, основания полагать, что подлинным отцом Казановы был венецианский патриций Микеле Гримани…

Гаэтано Казанова умер, когда юному Джакомо едва сравнялось восемь. Воспитанием мальчика занималась его бабушка — Марция Фарусси. В 12 лет его отправили учиться в Падую. А уже в шестнадцать он окончил Падуанский университет, защитив разом две докторские диссертации — по богословию и праву. Началась взрослая жизнь.

Перечисляя поприща, на которых подвизался Казанова, энциклопедия "Британика" пишет: "Проповедник, писатель, воин, шпион и дипломат". Можно добавить: математик, историк, масон, финансист, музыкант, библиотекарь…

Где только не побывал он и чем только не занимался! Он был знаком едва ли не со всеми своими великими современниками — Руссо, Вольтером, Моцартом, Сен-Жерменом. Его знали короли и министры, кардиналы и папы…

За оказанные дипломатические услуги папа Климент XIII наградил нашего героя орденом Золотой шпоры, а венецианская инквизиция за чернокнижие приговорила его к пяти годам заключения в тюрьме Пьомби, что была скрыта под свинцовой крышей Палаццо Дожей. За всю историю Пьомби из нее не было совершено ни одного побега. Это считалось совершенно невозможным. Для кого угодно — только не для Казановы; он бежал, еще и прихватив с собой товарища по несчастью из соседней камеры…

На службе у Людовика XV Казанова по поручению де Берни, бывшего французского посла в Венеции и сотоварища по кутежам, а теперь кардинала и министра иностранных дел, выполняет деликатную миссию — проводит тайную инспекцию военно-морского флота. Для министерства финансов он ведет переговоры с голландскими банкирами; открывает в Париже мануфактуру для раскраски шелковых тканей рисунками с китайскими мотивами… В Испании по поручению двора работает над проектами заселения Сьерра-Морены швейцарскими и баварскими крестьянами, а также строительства табачной мануфактуры… Самодержице всероссийской Екатерине II предлагает программу разведения под Саратовом шелковичных червей, "План колонизации Поволжья и Сибири", наконец, проект аграрной реформы…

Увы, все эти проекты и прожекты не приблизили Казанову к цели — высокому положению при каком-либо европейском дворе. Всюду он бывал хорошо принят (не в последнюю очередь благодаря масонским связям и славе алхимика и каббалиста, неудержимо привлекавшей аристократов всех мастей). Но закрепиться нигде не удалось…

Амурных похождений в жизни Казановы и впрямь было немало, но все же до знаменитого донжуанского списка он никоим образом не дотягивает. В мемуарах великого авантюриста упоминаются ровным счетом 144 дамы. Существует, впрочем, мнение, что здесь венецианец поскромничал: в одном из писем он признается, что на самом деле их было раза в три больше… Но даже если считать, что у него было около 500 любовниц и разделить это число на 45 лет любовных похождений, то окажется, что в среднем у Казановы было 11 романов в год. Это, конечно, внушительно, однако, как утверждает статистика, отнюдь не делает мужчину феноменом.

Впрочем, дело не в количестве любовных связей. К женщинам Казанова был щедр — во всех отношениях. Он не жалел для них денег, мог остаться без гроша, но при этом исполнить любую прихоть очередной дамы сердца. Ради любви он всегда готов был поступиться даже самыми важными делами. Он посвящал своим возлюбленным все силы ума и души… Он старался не столько брать, сколько давать. И, кстати, ни об одной из своих дам он в своих воспоминаниях не отзывался плохо…

Из произведений Казановы наиболее известна 12-томная автобиографическая "История моей жизни". Однако интеллектуальное наследие удивительного человека этим не ограничивается. В его библиографию входят и фантастический роман "Икосамерон, или История Эдуарда и Элизабет, проведших 81 год у мегамикров, коренных жителей Протокосмоса в центре Земли", и перевод на итальянский "Илиады" Гомера, и математические трактаты, и книга о Первом разделе Польши — "История польской смуты"… И это еще далеко не все.

В своей жизни Казанова искал не богатства, славы или власти, а полноты ощущений; он жаждал овладеть тем, что древние называли ars vivendi — искусство жизни. И в том преуспел…

http://www.yoki.ru/