Всегда ли красота счастье?
Коллекция историй, в которых удивительным красавицам судьба указывает тернистый путь, или же сами они избирают не ту судьбу, которая, казалось бы, предначертана им от рождения. Всегда ли красота повелевает разумом и сердцем? Всегда ли она приносит счастье?..
Прекрасная Мин-Фей
Старинная легенда рассказывает о юной девушке Мин-фей, жившей в Китае при дворе ханьского императора Юань-ди. Она была самой прекрасной из придворных красавиц. Говорили, что ее красота способна потрясти Вселенную. В ее сердце жила пламенная любовь к императору — она видела в нем не могучего правителя, а человека, которому может дать счастье. Мин-фей не любила придворную суету. Она проводила свои дни в уединении, поверяя мысли о возлюбленном струнам лютни, с которой не расставалась.
Пришло время, когда Мин-фей должна была предстать перед императором — до этого он ни разу ее не видел. Согласно обычаю, перед тем, как увидеть самих придворных красавиц, Юань-ди рассматривал их портреты. К Мин-фей пришел придворный художник, чтобы нарисовать ее портрет. Но сказал, что он запечатлеет ее прекрасный образ, если она заплатит ему много денег. Мин-фей с возмущением заявила, что не желает вступать в сговор, давать ему взятку. "Ваше дело", — сказал художник и ушел. Через несколько дней Мин-фей узнала, что императору был показан не ее портрет, а изображение какого-то чудовища. Император распорядился, чтобы "страшилку" Мин-фей никогда к нему не допускали.
Безутешная девушка скрылась в самых дальних покоях дворца, горько оплакивая свою судьбу. Бедная Мин-фей и не подозревала, что на этом ее испытания еще не окончены. Недоброжелатели, боясь разоблачения, придумали, как навсегда избавиться от неподкупной красавицы.
В это время ко двору императора прибыл вождь кочевников, с которым правительство Китая желало заключить дружественный договор. Было решено дипломатический союз укрепить брачным: выдать Мин-фей замуж за вождя. Горю девушки не было предела. Она должна навсегда не только родину покинуть, но и расстаться с мечтой о любимом. Ничто не могло ее отвлечь от печальных мыслей: ни внимание жениха, ни богатые подарки, ни лесть, расточаемая завистливыми придворными. Когда настал миг прощания, она горько плакала и потому ничего не видела вокруг. Но именно в этот момент ее лик, подобный прекрасному, но увядающему цветку, увидел император. Он был потрясен ее красотой и благородством облика. Как могло случиться, что самая красивая девушка будет принадлежать не ему?
Гнев охватил императора. Тайные интриги придворных были разоблачены, клеветников постигла суровая кара, но исправить случившееся было уже невозможно: Мин-фей стала женой другого и отправилась на его родину, в дальнее степное кочевье. С собою она не взяла ничего, кроме своей любимой лютни. Ее музыка рассказывала о любви и тоске о любимом. Мин-фей прожила на чужбине не долго. Умирая, она просила отослать на родину ее лютню. Друзья исполнили это последнее желание красавицы. Император приказал повесить лютню в той комнате своего дворца, где когда-то жила Мин-фей. Он любил приходить в эти отдаленные покои. Иногда ветер касался струн лютни, и они издавали тихие печальные звуки, напоминая ему о судьбе красавицы Мин-фей.
История Мин-фей на протяжении веков волновала людей. О ней складывали стихи, песни. Ее, прекрасную и тоскующую, изображали художники и скульпторы. Память о ней дошла и до наших дней — грустная история о человеке, не изменившем себе, своим представлениям о честности и справедливости, чести и гордости.
Гордая Оно-Но Комати
В IX веке в Японии жила девушка по имени Оно-но Комати. Судьба наделила ее не только красотой, но и замечательным поэтическим даром. Ею восхищались все, кто видел или слышал ее. Она была приближена к императорскому двору. Вместе со славой красавицы-поэтессы росла и ее гордость и высокомерие. Рассказывали о ее жестокосердии. Однажды в первый зимний месяц она отправилась на молитву в далекий буддийский храм. Окруженная пышной свитой, она вошла в храм и увидела монаха, который самозабвенно молился, не замечая зимнего холода, хотя его легкая одежда едва прикрывала истощенное тело. Не заметил он и появившуюся в храме красавицу Оно-но Комати. Ее, привыкшую ко всеобщему восхищению и поклонению, это очень задело. Она решила подшутить над монахом и обратилась к нему с такими словами: "Я здесь, в этом храме, и мне очень холодно. Не одолжите ли мне вашу одежду?" И тотчас сочинив стихотворные строчки, прибавила: "Когда на скале, в пути, приходится спать, так холодно. Одежды монашеские не одолжите ли?"
Расчет был на то, что коль скоро он так предан Будде, то, следуя его учению, не должен для спасения живых существ ничего жалеть. Не успела Оно-но Комати произнести эти слова, как в ответ услышала: "У отринувшего мир монашеская одежда одна всего, но не одолжить — жалко". Поэтесса должна была признать, что прозвучавшие строки не уступали ее стихам. Признав свое поражение, она безмолвно удалилась.
Однажды беззаветно влюбленный в нее юноша попросил о свидании, и она ответила, что увидится с ним, если он проведет возле ее дома сто ночей. Юноша, окрыленный надеждой, согласился, но, мужественно простояв у дома красавицы девяносто девять ночей, накануне обещанного свидания умер. И только после этого Оно-но Комати поняла, сколь жестоко поступила, поняла, что со смертью этого юноши умерло и ее счастье. Она покинула привычное общество, свой дом, сменила придворные одежды на платье странствующей отшельницы. Скитаясь до глубокой старости среди гор и лесов, она продолжала писать стихи о своем не состоявшемся счастье и изменчивости судьбы.
О прошлом Оно-но Комати напоминал лишь висящий у пояса круглый мешочек, в котором придворные дамы носили ароматические масла, умащая ими себя в ожидании любимого.
Есуй и Есуган
У Чингисхана была жена из татарского рода по имени Есуган, умная и красивая. Он очень ее любил. Есуган очень печалилась о беде, постигшей ее родных и близких: став великим монгольским ханом, Чингисхан отомстил им за то, что когда-то татары умертвили его отца. И вот задумала Есуган спасти от неминуемой гибели хотя бы сестру свою Есуй. Однажды она сказала мужу: "Есть у меня сестра-красавица. Достойна она тебя больше, чем я". Чингисхан усмехнулся и спросил жену: "В самом ли деле уступишь сестре свое место?" — "Уступлю", — сказала Есуган. Приказал Чингисхан отыскать во что бы то ни стало Есуй. Когда нашли ее и доставили к хану, он увидел, какая она красавица, и взял ее в жены.
Однажды сидели рядом Чингисхан и Есуй, наблюдая, как кипит жизнь в ханской ставке. Вдруг услышал хан, как жена его тяжело вздохнула. "Что ее опечалило?" — подумал Чингисхан и взмахнул рукой. Мгновенно тысячи людей, только что занимавшиеся каждый своим делом, построились в боевой порядок. Каждый занял место в строю: десятки построились в сотни, а сотни в тысячи. В строгом порядке застыли воины перед грозным ханом. Только один человек не нашел своего места в строю. Приказал хан привести его и спросил: "Кто ты и откуда, как посмел незваным прийти к моему порогу?" Юноша не испугался, а смело посмотрел на Чингисхана, потом взглянул на Есуй и ответил: "Я последний оставшийся в живых татарский царевич. Удалось мне спастись от твоих воинов, но жить не могу и не хочу без своей возлюбленной, невесты своей Есуй. Пришел я взглянуть на нее в последний раз, а потом принять смерть". Выслушал его Чингисхан, а потом сказал: "Что ж, получи то, за чем пришел". Тотчас казнили царевича, а когда посмотрел Чингисхан на Есуй, то увидел, что и она больше не дышит.
Храбрая Родогуна
Парфянский царь Митридат был отважным воином, и войско его было под стать повелителю. Никакой противник не мог устоять, когда в бой устремлялась кавалерия парфян. Первой принимала бой легкая кавалерия. Всадники на быстроногих скакунах, вооруженные луками, осыпали неприятеля стрелами и увлекали его навстречу коннице, закованной в сверкавшие на солнце металлические доспехи. За кавалерией наступали пехотинцы, чьи мечи не знали пощады; вместе с ними шли собаки — страшные псы-убийцы, наводившие ужас на неприятелей. Каждый пес мог справиться с вооруженным врагом — будь то пехотинец или всадник, а два побеждали боевого слона. Рассказывали, что эти собаки были помесью пастушеских овчарок с малоазийскими львами и выращивали их лишь в Гирканской области, потому и известны они были как гирканские псы.
В парфянском войске были и женщины. Мечом, копьем и луком они владели не хуже мужчин. Как воина воспитал Митридат и свою дочь, красавицу Родогуну, обучив ее всем приемам боя...
Однажды царевна купалась в бассейне. В это время прискакал гонец и сообщил ей о вероломном нападении врагов: их конница, минуя пограничные посты, просочилась глубоко в тыл парфян и уже приближалась к дворцу Родогуны. Мигом, лишь отжав мокрые волосы, царевна облачилась в военные доспехи и вскочила на коня. Она поклялась завершить свой туалет только после победы. Во главе отряда своей личной охраны она, как вихрь, налетела на врагов. Парфянские воины, вдохновленные примером Родогуны, сражались каждый за десятерых. Враги позорно бежали, а Родогуна с победой вернулась во дворец.
Эта история была столь популярна среди парфян, что они заказали художникам изображения отважной царевны. Родогуну изображали в виде прекрасной женщины, только что вышедшей из воды после купания. Плавным движением рук она отжимает волосы, еще не слыша вести о нападении врагов. Художники старались в образе Родогуны особенно подчеркнуть не ее силу и отвагу, а красоту и грацию отважной дочери Митридата. Может быть, эта красавица была счастлива? Но в красоте ли тут дело?
Татьяна Викторовна Сергеева
Наука и религия
Не лучшая привычка – есть по ночам. Зато проверенное средство от грустных мыслей.