Для милого дружка – сережку из ушкаЕсли перефразировать известный афоризм, то можно с полным правом заявить: «Сколько самоцветов – столько и украшений». Действительно, количество видов ювелирных изделий, старых и новых, ушедших в историю и появившихся сравнительно недавно, поражает своим богатством и разнообразием, и для каждой части тела придуман свой «декоративный элемент», который может принимать разные формы и отображаться в самых необычных материалах, однако все равно будет легко узнаваем.
Примером тому служат обыкновенные серьги – украшение, которые мы встречаем и на европейском курорте, и в русской глубинке, и на экзотическом Востоке, и в ушах аборигенов Африки и Австралии; их делают из золота и слоновой кости, меди и пластика, для женщин и мужчин всех возрастов. Будучи единственным видом популярных ювелирных изделий, требующим предварительного прокалывания части тела, серьги пришли к нам из каменного века, когда являлись не эстетической деталью туалета, а своеобразным «идентификатором личности», показывающим социальный статус своего владельца – и остались навсегда.
Достоверно известно, что семь тысяч лет назад в Азии серьги уже были предметом торговли, причем носили их исключительно мужчины. В Египте серьги одевали даже фараоны – массивные золотые обручи, например, принадлежали самому Тутанхамону. Высокородные шумеры обоих полов пять тысяч лет назад носили серьги-полумесяцы, спускавшиеся иногда до плеч. Легендарными стали жемчужные серьги царицы Клеопатры – по легенде, одну из них она сняла и бросила в стакан с вином, который затем подала Марку Антонию, доказав тем самым, что способна приготовить самый дорогой ужин в истории ценой в несколько миллионов золотых. Тамерлан носил рубиновые серьги в золотой оправе в обоих ушах, как было принято среди воинов на Востоке; золотые литые серьги-диски и тяжелые подвески любили греки и римляне, золотые витые колечки носили таинственные скифы-кочевники. Серьгу с двумя жемчужинами и рубином имел славянский князь Святослав, более скромную с одной лишь жемчужиной – король средневековой Франции Генрих Навварский. В Закавказье девочкам вдевали сережки в первые дни жизни в качестве охранного амулета, на Руси дабы отличить одинаково одетых маленьких детей, мальчикам полагалось носить серебряную серьгу, девочкам – золотые серьги.
Кстати, именно в нашей стране женщины были предвосхитительницами моды на ношение серег – если в Европе дамы высшего света полюбили сережки лишь в 17 веке, в России же их носили с 15-го, причем в таких количествах, что среди золотых и серебряных дел мастеров выделяли особую «касту» – сережников, делавших лишь этот вид украшений. Прообразом серег послужили характерные для Руси подвешивавшиеся к головному убору полые золотые или серебряные «колты» и «височные кольца», вплетавшиеся в прическу у висков. Потом серьги начали продевать в уши – чаще всего это были проволочные кольца, к которым подвешивалось несколько стерженьков с самоцветами – жемчугом, яхонтами, халцедонами, кораллами, либо расписанные эмалями диски, бляхи-запоны с драгоценным камнем посередине, «лапки», держащие вставку в металлической оправе-«лапке», «голубцы» – в форме милующихся голубей…
Ренессанс «привел» серьги и в Старый Свет – причем наиболее востребованы были изделия из этнических материалов, привозившихся из колониальных земель. Черепаха и слоновая кость, черное и красное дерево ценились чуть ли не выше, чем классическое золото и самоцветы. Постепенно серьги все больше переходили в разряд дамских украшений, хотя пираты и моряки носили их чуть ли не в обязательном порядке – у первых каждая новая сережка обозначала еще один захваченный корабль. Аристократам же остались строгие гладкие золотые серьги-колечки, считавшиеся оберегом от болезней глаз – интересно, что аналогичная форма ушных украшений востребована и среди современных мужчин.
В эпоху Возрождения появились серьги-тайники, где вставкой служил крошечный флакончик духов – любопытная альтернатива знаменитым перстням Медичи с ядом под драгоценной крышечкой! Появились «драгоценные слезы» – крупные серьги каплевидной формы; «жирандоли» – массивные серьги с тремя подвесами, усыпанными самоцветами; «бриолезы» – серьги-нити, раскачивающиеся и сверкающие от малейшего поворота головы. В 18-19 вв. серьги были настолько тяжелыми, что растягивали ушную мочку; камни использовались в основном прозрачные – топазы и аквамарины, изумруды и сапфиры, рубины и хризолиты, альмандины и шпинель, и, конечно, алмазы, служившие дополнением к цветным вставкам, а также качественный жемчуг и опалы. Иногда форма серег напоминала бант, иногда – каскад водопада, пчелу на цветке, виноградную гроздь. Классицизм принес моду на камеи из халцедона, агата и сердолика – причем вставляли в серьги не только «новодел», но и настоящие античные образцы, добытые с археологических раскопок.
Сегодня формы серег можно перечислять бесконечно – к современным их видам прибавилось то, что было популярно много лет назад, а также традиционные для стран Азии и Индии украшения. Делают их в буквальном смысле слова из чего угодно – из ювелирных сплавов и драгоценных металлов, дерева, стекла, пластмассы, кости, дополняют вставками из натурального и искусственного камня, кожи, горного хрусталя, меха, крашеных перьев и стразов. Иногда встречаются и авангардные варианты – герметичные аквариумы или блестящие жучиные крылышки вместо привычных бриллиантов и сапфиров. Многие носят серьги по два-три в одном ухе – кстати, в этом случае нижняя серьга должна быть «доминирующей, те, что «поднимаются» выше – лаконичными «гвоздиками».