Запах древности. Неуловимый как порыв ветра и завораживающий как дыхание женщины. Любая историческая эпоха, помимо чисто материальных артефактов, доносит до следующих поколений и присущий только ей аромат. Египетские фараоны предпочитали одни запахи, римские сенаторы другие. Благовония как привидения неотступно следуют за цивилизациями по пятам, то, исчезая вместе с величайшими империями древности, то возрождаясь в новом обличии. "Скажи мне, чем пахнешь ты, и я скажу, кто ты",- в верности этого постулата можно убедиться, познакомившись с историей прошлых веков. Душистой историей...
Первые документальные свидетельства об ароматических веществах датируются приблизительно 3-м тысячелетием до н.э. При раскопках древнейших цивилизаций Мохенджодаро и Хараппа были обнаружены многочисленные предметы роскоши, среди прочих - глиняные баночки для благовоний.
Конечно, запах давно испарился, и судить об их содержимом можно лишь с известной долей осторожности, но сам факт существования этих сосудов говорит о многом. Уже 5 000 лет тому назад прекрасная половина человечества активно пользовалась косметикой, делая себя ещё более привлекательной и неотразимой.
Богатство флоры долины Инда немало тому способствовало. В этом субтропическом районе издревле произрастали разнообразнейшие эфирно-масличные растения, чьё благоухание подобно райскому саду. Из цветов, трав, кустарников и деревьев жители Мохенджодаро умели добывать ароматические масла и другие парфюмерные продукты, в том числе и прославленную сандаловую пудру.
А вот египтянам не повезло: их страна была чрезвычайно бедна растительностью.
За благовониями устраивались настоящие экспедиции, конечным пунктом которых был Пунт - крошечное государство, расположенное на побережье Аденского залива, где-то посреди современной Эфиопии. Начиная с Древнего царства (2500 год до н.э.), египетские армии неоднократно вторгались на территорию Пунта, охотясь главным образом за миррой и золотом. Они стоили друг друга эти два вожделенных продукта. Грамм мирры обходился покупателям в равное количество золотого песка - так ценили египтяне желтовато-бурые куски смолы дерева коммифора.
Получали мирру, аккуратно надрезая стволы деревьев, собирая затем смолу в ёмкости. Помимо незаурядных парфюмерных качеств, мирра отличалась остропряным горьким вкусом, благодаря чему кулинары древности частенько использовали её как пряность, придававшую блюдам пикантность и умопомрачительный аромат.
Из-за обладания благоухающим богатством страны Пунт фараоны не раз начинали кровопролитные войны. Сражаться было за что. Из Пунты развозились по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью нард, алоэ, трость, шафран, мускус, стакти, халван, смирна, ладан. Знаменитые египетские мумии и те не смогли бы сохраниться до наших дней в столь прекрасном состоянии без чудесных пунтских благовоний.
По свидетельству Геродота, всего было три способа бальзамирования. Самый совершенный и дорогой предназначался для лиц знатного происхождения, и требовал нескольких вёдер горячих ароматических смол, пальмового вина, кассии, алоэ, ладана и других благовоний. Тела выпотрошенных мумий тщательно пропитывались ароматическими составами, высушивались и снова пропитывались. Даже в загробный мир египтяне предпочитали уходить хорошо пахнущими.
К середине I-го тысячелетия до н.э. центр мирового производства благовоний перемещается в Аравию. Благосостояние этой священной для многих народов земли без малого почти 2 000 лет основывалось на мирре и ладане.
Античные географы, не мудрствуя лукаво, называли Аравию "страной благовоний". Здесь произрастали обширные плантации деревьев, снабжавших ароматическими смолами полмира. На экспорте благовоний выросли крупные торговые империи, ставшие государствами - Хадрамаут, Катабан, Саба. Они держали в своих руках большую часть рынка душистых веществ, диктуя цены и объёмы поставок. С ними считались могущественные правители Азии, Африки и Европы.
Сферы влияния были четко разграничены: государство Саба контролировало вывоз мирры через так называемую "дорогу благовоний", проходившую через аравийский полуостров, а Катабан - вывоз ладана через порты Персидского залива.
Конкуренты сабинян и катабанцев тоже не сидели, сложа руки. Ценителям натуральных ароматов были предложены дотоле не столь распространенные душистые вещества - мускус, амбра и нард. Мускус получали от животных различных видов: в Азии от овцебыков и кабарог, в Африке - от виверровых.
Различия между ними были ощутимыми. Больше всего ценился черный зернистый мускус кабарги, крошечного оленька, он отлично фиксировал запахи самых изысканных благовоний, а вот для любителей необычных ароматов больше подходил мазеподобный цибетин - мускус, выделяемый африканским зверьком циветтой.
Запах он давал сильный, подобный укусу насекомого и нравился далеко не всем. Для облагораживания резкого запаха цибетина применяли легендарный "анбар" - или амбру, продукт, образующийся в желудке кашалотов и выбрасываемый ими наружу.
Иногда на берег волнами прибивало куски амбры весом до 400 килограмм. После очистки и сушки цвет амбры колебался от коричневого и почти черного до белого и золотистого. Торговцы благовониями платили за мискаль амбры (порядка 4,5-4,8 грамма) равное количество золота, а продавали - вдвое дороже. Любопытно отметить, что до сих пор французские парфюмеры больше всего ценят именно золотистую амбру, проплававшую в океане не менее ста лет, считая её лучшим и непревзойдённым фиксатором цветочных ароматов.
Так предания старины смыкаются с современностью, и возникает неразрывная связь времен.
В Индии и на Ближнем Востоке в моде были нарды. Эти приятно пахнущие смеси приготавливались из растений семейства валериановых. Наиболее известен индийский, благовонный нард, который составлялся из компонентов гималайского растения нардостахис.
Его втирали в тело, смягчая кожу и одновременно ароматизируя её. Способность продолжительное время сохранять благоухание (известны случаи, когда нардостахис сохранял запах и после 100 лет хранения в гербарии!) сделали нарды чрезвычайно популярными на азиатском континенте.
Уже в библейские времена люди научились получать эфирные масла, и прежде всего розовое масло.
Волшебный запах цветущих дамасских роз стараниями предприимчивых парфюмеров перекочевал в герметичные сосуды, немало содействовав их обогащению. Эфирные масла накапливаются у розы главным образом в цветах, и для того, чтобы получить один килограмм розового масла требуется три тонны (!) лепестков роз. Их собирали на восходе солнца, когда концентрация масел особенно высока, и немедленно заливали чистым горячим жиром. Ничтожно малый выход розового масла делал их стоимость запредельной: сколько капель масла было в склянке, столько и надо было платить монет.
Желание нравиться во все времена обходилось недешево, и чем сильнее оно овладевало людьми, тем дороже, в конечном итоге, за него приходилось платить.
Вы сомневаетесь? Тогда добро пожаловать в Афины. Жители этого почтенного и достославного города слыли в Греции самыми рафинированными франтами.
Так как афиняне любили благовония, их, пожалуй, не любил никто. "Я пахну, значит, я существую"! - мог сказать о себе гражданин. Благоухание отличало в Аттике человека культурного от дикаря и невежды. Вслушайтесь в эти слова: бальзам, стиракс, ладан, фимиам, мирра - и перед вами откроется целый мир. Многие благовония мы знаем именно благодаря эллинам, ибо их названия, дошедшие до нас, в основе своей греческого происхождения.
В афинских храмах курился священный фимиам, ораторы источали ароматы оливкового масла, а гетеры - мяты, пальмового масла и шафрана. Существовали особые духи для волос, одежды, обуви, дома. Изысканные запахи сопровождали греков с момента их рождения до самой смерти. В Афины свозились лучшие благовония мира: из Индии нард и сандал, из Сабы и Катабана - мирра, ладан, мускус, из Персии - розовое масло.
С острова Цейлон кораблями доставлялась корица, или как её называли греки "киннамон", а с побережья Малой Азии - бальзам стиракс. Торговля шла не склянками, как это было прежде, а большими сосудами - лекифами.
Греки поражали всех иностранцев негой и роскошью. Пока жители Эллады изощрялись в поисках всё новых ароматов, тратя на них целые состояния, государство год за годом хирело, рассыпаясь на глазах. Солнце Греции закатывалось. В свои права вступал амбициозный Рим. Суровые воины-завоеватели поразительно быстро переняли у покоренных народов тот роскошный образ жизни, который до этого они презирали и осуждали. Страсть к благовониям завладела Римской империей.
Воцарилась изнеженность и чувственность. Историки свидетельствуют: римляне душились все подряд - от мала до велика.
Одежда, волосы, обувь пропитывались особыми пахучими эссенциями, в комнатах сжигался ладан, ароматные порошки употреблялись в пищу, в напитках, в воде, предназначенной для обмывания и для мебели, им посыпали постели. Римские императоры приказывали поливать пыльные улицы столицы благовониями, когда им доводилось передвигаться по ним, чтобы отбить тошнотворный запах помоек и трущоб Вечного города.
Ещё большими оригиналами были правители Востока, любившие принимать ванны из розового масла. Невероятно дорого и шикарно. Восток всегда отличался вычурностью. Китайские императоры, например, ценили преимущественно ароматы живых цветов, для чего высочайшим их повелением при дворце Гугун в Пекине были созданы Покои Благовоний, где в фарфоровых горшках росли тысячи прекрасных гиацинтов и роз, разносивших благоухание по всей территории Запретного города.
А вот любимым запахом знати Средних веков был мускус. Своей резкостью он перебивал "аромат" давно не мытых тел знатных кавалеров и прекрасных дам, ибо в те времена даже короли были вымыты лишь дважды в жизни: при рождении и перед погребением. С мылом, ванной и душистыми веществами европейская культура познакомилась только во время крестовых походов. Возвращавшиеся из долгих странствий рыцари привозили с собой баночки с удивительными ароматами и рассказы о ежедневных омовениях "неверных" мусульман.
Считавшие себя верхом изящества христиане оказались посрамлены, тем сильнее было желание превзойти "неверных". Алхимики срочно начинают экспериментировать с пахучими веществами, пытаясь выделить из них душистые масла и летучие эфиры.
В XI-м веке итальянские исследователи впервые получают спирт, который они используют для растворения эфирных масел. Результат превзошел самые смелые ожидания: так появились первые в истории духи.
Рецепт их приготовления стал классическим. У парфюмеров появилась возможность составлять изысканные композиции, удовлетворяя самые взыскательные пожелания клиентов. Первые красавицы меняли ароматы ежедневно: всякий день они благоухали иначе, чем до этого. Как и во времена Древней Греции неухоженность воспринималась как варварство.
Дурно пахнуть считалось чем-то вроде оскорбления. Искусство парфюмеров в XY-XYII вв. было востребовано как никогда прежде.
Вытяжки из цветов левкоев и глициний смешивались с сухим остатком выпаренной мочи, мускус соединялся в опытах с уксусом и амброй, в розовое масло добавляли нефть. Сочетания были самые невероятные. Смешение зловоний давало порой приятный аромат, тогда как объединение в одном флаконе нескольких приятных душистых веществ - отвратительное зловоние. Путем проб и ошибок французские и итальянские мастера-алхимики пришли к удачным композициям, принесшим им всеевропейскую известность.
В основе первых духов были эфирные масла из растений.
Первоначально - из привычных для Средиземноморья сирени, розмарина, фиалки, ириса, нарцисса, в дальнейшем к ним присоединились и лучшие представители тропической флоры.
С середины XYI-го века основной объём душистого сырья стали привозить из заморских колоний. Из тропиков Азии поступали пачули, магнолии, тубероза, иланг-иланг. Изумительно душистые цветки последнего снискали ему громкую славу: приготовленное из них масло иланг-иланг использовалось для приготовления наиболее утонченных духов. Южная Америка поставляла смолы элеми, сипаруну, толуанский бальзам, Центральная Африка - ценнейшие бделлий и шаир.
Не был обойдён вниманием и север Европы. Из Скандинавии вывозились сухие лишайники, употреблявшиеся для изготовления душистой пудры, а также "дубовый мох", обладавший способностью придавать духам стойкость. Жесточайшая конкуренция способствовала появлению новинок.
Так, в начале XYI-го столетия появились "саше" - особые подушечки, ароматизированные миндалем, лавандой, розой, ванилью, которые дамы обычно прятали на ночь в бельё или клали под подушки, превращая свои будуары в райские тропические сады. По образу и подобию восточных курительниц католические монахи начали выпускать душистые свечи. Перед заливкой горячего воска в формы в него добавляли небольшую порцию духов. В уже готовых свечах аромат летучих эфиров выделялся после сгорания воска, наполняя помещения церкви волшебным благоуханием живых цветов.
Получение и выделение в чистом виде эфирных масел превратилось в настоящую отрасль производства. Основными считались три метода. Метод первый: перегонка с водяным паром, затем конденсация и отделение эфирно-масляного слоя. Именно так получали (и получают до сих пор) розовое масло, а также мятное, гераниевое, лавандовое. Метод второй: анфлераж.
Заключается он в том, что эфирное масло, испаряющееся из цветков, поглощается чистым, не имеющим постороннего запаха жиром, нанесенным тонким слоем на стекло. Из образовавшейся массы, называемой "помада", эфирные масла извлекаются растворителем. Этим способом получали особо нежные масла: иланг-иланг, туберозное и другие. И, наконец, метод третий: прессование. Его в основном использовали для получения цитрусовых масел - лимонного, апельсинового, бергамотового. Спрос на них был невероятным. Лучшие масла - "нероли" - получались из нежных душистых цветков померанца, а также из калабрийского бергамота.
Как раз на основе этих двух цитрусовых масел и был в городе Колоне в далеком 1676 году приготовлен первый "о-де-колон" (буквально: «колонская вода"). По другой версии, дело было в Кёльне, и не в 1676, а в 1709 году, когда итальянец Феминис начал выпускать освежающий раствор "О адмирабль", прозванный французами, склонными всё перевирать, "О-де-колоном". Как бы то ни было именно "колонская вода" стала родоначальницей обширного ныне семейства туалетных вод, получивших название одеколонов.