РАЗНОЦВЕТНАЯ УЛЫБКА
Удивительное это изобретение — губная помада! Что же, скажут многие, удивительного в краске для губ? Обычнейшая вещь. Ну, это сейчас никто не видит в ней ничего особенного, а когда-то помада была смертельно опасной — за нее женщины буквально шли на смерть.
ПЕРВЕЙШЕЕ СРЕДСТВО
На заре туманной юности, лет эдак в двенадцать (а то и раньше), девочки, в первых приступах женственности, щедро мажут губы маминой помадой. И, гордые, являют себя миру, пытаясь сразить окружающих своим великолепием. Тени, подводки, карандаши, пудра, румяна и прочие дамские хитрости приходят потом, и уж совсем потом мы, женщины, узнаем, что наука выбирать и накладывать косметику — одна из самых сложных и приятных. Но начинается-то все с него — с элегантного патрончика помады, таящего в себе неразрешимую тайну женской прелести.
Помада — окончательный приговор нашей внешности, завершающий штрих. От того, как выбран тон, как проведена линия губ, зависит, кто я сегодня — простушка-хохотушка, бизнес-вумен, романтическая барышня или женщина-вамп.
Надо сказать, что это косметическое средство — очень древнее, впервые помаду стали использовать в Месопотамии примерно 5000 лет назад. Краска для губ была известна и в Древнем Египте. Там она изготавливалась из красного пигмента, пчелиного воска и животного жира. Смуглокожие египетские прелестницы предпочитали помады темных оттенков — о чем свидетельствуют археологические находки. Да вглядитесь, хотя бы, в знаменитый скульптурный бюст, изображающий царицу Нефертити, ставшую символом женской красоты: ее прекрасные, совершенно очерченные губы покрыты красно-коричневой помадой.
СМЕРТЕЛЬНАЯ КРАСОТА
Из Египта помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. Вот тогда-то это косметическое средство, призванное усиливать женскую привлекательность и, тем самым, нести в мир красоту и радость и становится смертельно опасным. Первым это отметил знаменитый врач Гален, чьи теории доминировали в европейской медицине в течение 1300 лет (еще в XIX веке студенты-медики учились по его трудам). Гален вовсе не был мракобесом и женаненавистником, выступающим против косметики, — помаду он занес в «черный список», дабы уберечь женщин. Дело в том, что в те времена в помаду добавлялись пигменты, которые являлись очень ядовитыми (сурик, киноварь). Однако дамы, вопреки предостережениям Галена, продолжали использовать помаду. То есть, готовы были пойти на смертельный риск ради красоты.
Еще через несколько веков, в эпоху Средневековья и даже Ренессанса, из-за помады женщины вновь стали подвергаться смертельной опасности. На это раз помаде объявили войну не врачи, а церковники: они углядели в обычае красить губы смертельный грех — будто бы так женщины искажают образ Девы Марии. В XIV веке об этом была выпущена специальная папская булла. Свирепствовавшая в то время инквизиция за накрашенные губы могла запросто отправить женщину на костер, обвинив в святотатстве и ведьмовстве. Как видим, здесь случай обратный: если Гален, критикуя помаду, старался уберечь женщин от смерти, то церковь наоборот, использовала отрицательное отношение к помаде, как предлог для казни.
КАПРИЗНАЯ МОДА
Еще один парадокс в истории помады — это древнейшее косметическое средство, известное человечеству более 5000 лет, в позапрошлом веке фигурировало как «великое открытие XIX века». Да-да, именно так называла помаду знаменитая актриса Сара Бернар. Правда, она имела ввиду тогдашнюю новинку — помаду в виде палочки-карандаша, завернутую в шелковую бумагу. Именно в таком виде представили ее публике в 1883 году на выставке в Амстердаме французские парфюмеры. Однако новинка поначалу скорее отпугнула женщин, и раскупать ее не спешили. Дело в том, что все 5000 лет, вплоть до XIX века процесс нанесения помады был одинаков — и женщины древнего мира, и куртуазные красотки галантного века, и аристократки викторианской эпохи размазывали по губам кремообразную субстанцию, окуная пальчик в баночку. Так что у приличных женщин, впервые увидевших помаду-цилиндрик, рождались малопристойные эротические ассоциации. Положение усугубила та же Сара Бернар: эпатажная актриса окрестила тюбик помады «stylo d"Amore» — «палочка любви». Ей-то новое изобретение пришлось очень по вкусу. Бернар и цвет выбрала броский: губы актрисы излучали теплый ярко-вишневый цвет, и это уже было не просто вызовом обществу, а настоящим скандалом. И приличные женщины решили, что подобная штучка, «палочка любви», хороша только для представительниц «древнейшей» профессии (к коим они относили также актрис, кафешентанных певичек и клоунесс).
Но, тем не менее, красивыми в глазах мужчин хотелось быть всем — и постепенно дамы дрогнули. Тем более, что в 1915 году фирма Guerlain создала еще более удобный вариант помады — первую помаду в металлическом тюбике, а в 1920 году признанная королева косметического рынка Хелена Рубинштейн произвела настоящую революцию: выпустила помаду в тюбике «Valaz Lip-Listre», сражающую невиданно доступной ценой — всего-то в пару долларов. И мир захватил настоящий помадный бум.
Моды сменяли друг друга, и к началу ХХ века помада окончательно отвоевала свое место под солнцем и на прилавке. То женские губы покрывались мрачно-красным, то становились перламутровыми, то в моде оказывались естественные бледно-розовые тона, то подчеркнуто искусственные оттенки фиолетового. Неизменно лишь одно: помада «делает» макияж, творит образ, позволяет нам каждый день рождаться заново.
ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ
Да, ныне помада — мощное оружие в арсенале любой женщины. Ведь с ее помощью можно не только навести красоту, уберечь губы от пересыхания, но и создать новый имидж. Приступая к самому ответственному моменту в жизни женщины — к нанесению макияжа — подумайте, кем хотите стать сегодня. Цвет помады, которую выбрала женщина, скажет о ней окружающим куда больше, чем самая пространная исповедь.
Так, розовая помада поможет создать романтический имидж. Дама с «розовой улыбкой» — существо изнеженное, чуть наивное, обожающее комфорт и домашний уют. В этом образе никто не заподозрит достойного противника — и, возможно, сильно ошибется! В общем, всегда есть шанс спрятаться за ширму розовых уст.
Оттенки фиолетового придают женщине вид весьма экстравагантный, что может сигнализировать — перед вами дама независимая, свободолюбивая, смелая и не боящаяся экспериментов. Улыбка в фиолетовых тонах предупреждает окружающих, что ее обладательница способна «выкинуть фортель». Хотите пощекотать нервы бой-френду — выбирайте фиолетовый!
Говорят, что только сильные, решительные натуры способны накрасить губы ярко-красной помадой. И это правда! Такая помада выдает женщину-лидера, готовую покорить весь мир. И, кроме того, — страстную: недаром женщины-вамп пользуются только кроваво-красной помадой.
Куда спокойнее помада бежево-коричневой гаммы. Она не произведет особого фурора, но и не привлечет ненужного внимания. Окружающим такая помада внушает: перед ними — дама спокойная, уравновешенная, импозантная.
Ну, а если цель макияжа — создать образ жизнерадостный, праздничный, стоит выбирать помаду оранжевых и золотистых оттенков. Солнечные отблески на губах не позволят остаться незамеченной!
Светлана Иванова