Ванга (собств. имя - Вангелия Пандева-Гуштерова,31.01.1911-11.08.1996): Наедине с вечностью
Слепая пророчица из болгарского села Петрич никогда не гналась за славой, — та, можно сказать, сама ее настигла и не оставляла вплоть до смертного часа. Тем удивительнее выглядит история этой деревенской Сивиллы, так и не научившейся читать и писать, но беседовавшей с Орфеем, пророками и эмиссарами высших космических цивилизаций. Поистине, трудно найти более очевидное подтверждение истинности библейской сентенции — «Дух Божий дышит, где хочет»...
Судьбу Ванги в решающей степени определили два взаимосвязанных события: потеря зрения в 12-летнем возрасте, когда внезапно налетевший вихрь запорошил ей глаза песком и пылью, и раскрытие «духовного ока» в апреле 1941 г., в день вступления немецких войск на территорию Югославии, где Ванга в то время проживала. До этого мало кто обращал внимание на то, что с Ванга происходит на самом деле что-то экстраординарное — семейство македонских болгар Пандевых, жившее в безысходной нищете и с каким-то жутким постоянством подвергавшееся ударам судьбы, ставившим его раз за разом на грань физического выживания, привыкло полагаться лишь на собственные силы и знать не знало ни о каких оккультных феноменах. Но, как показал дальнейший ход событий, в судьбу Ванги на самом деле решили вмешаться высшие провиденциальные силы, принявшие ее под свою непосредственную опеку и покровительство.
В ее представлении это выглядело как внезапное появление чудесного вестника на белом коне, видимого лишь ее «внутреннему оку». Этот посланец богов оповестил ее о том, что отныне она, благодаря даруемой ей Божьей милостью способности к ясновидению, должна забыть обо всех личных заботах и напастях и думать с этих пор только о счастье других людей, знакомых и незнакомых; а уж Господь сам о ней позаботится. Речи вестника произвели на Вангу такой эффект, что это не замедлило отразиться и на внешнем облике: выражение ее лица и манера держаться теперь напоминали скорее о древних пифиях, одержимых «священным безумием». Перемены, произошедшие с их доселе скромной и малозаметной соседкой, настолько поразили односельчан, что ее словам поверили почти без колебаний. Да и делаемые ею предсказания сбывались с завидной регулярностью, являясь в нелегких условиях военного времени едва ли не единственной возможностью получить информацию о судьбах родных и близких.
В следующем, 1941, году Ванга вышла замуж и перебралась из Македонии в болгарское село Петрич. Собственно, четыре военных года и были тем жизненным рубежом, разделившим все ее существование на две очень непохожих друг на друга части: все, что было «до», навсегда кануло в прошлое, а то, что наступило «после», превратило петричскую ясновидящую в существо почти что сверхъестественного порядка, присутствующее на земле лишь в своей телесной оболочке, но пребывающее на самом деле где-то далеко «вне пространств и вне времен». Физически Ванга никогда не покидала окрестностей Петрича, разве что по совершенно исключительным поводам, но ее «духовное око» беспрепятственно считывало информацию с событий, происходивших как угодно далеко и сколь угодно давно, а чаще всего даже и вовсе еще не происходивших, а лишь готовящихся свершиться в обозримом будущем. И хотя далеко не все из этих событий совершались именно так, как пророчествовала Ванга, но уличить ее в сознательном мистифицировании посетителей или, скажем, в сборе конфиденциальной информации о них, не удалось ни разу. Чистота эксперимента в данном случае действительно была соблюдена на все 100%.
Чем особенно поражала Ванга посетителей, среди которых были люди самого разного социального статуса и личных склонностей — от глав государств (царь Борис, и, по слухам, последний болгарский генсек Т. Живков; Ванге особенно покровительствовала его жена) и представителей интеллектуальной и научной элиты до самых что ни есть обыкновенных городских и сельских обывателей, выбитых из жизненной колеи каким-либо чрезвычайным событием? Ответить на этот вопрос попытался один болгарский исследователь, так охарактеризовавший наиболее запоминающиеся черты ее внешнего облика и манеры поведения: «Образ Ванги ассоциируется с гипнотическим воздействием, исходящим от ее личности. Одновременно властная и озабоченная, бескомпромиссная и деликатная, она сознает свое призвание и следует ему с высшим чувством ответственности и доброжелательности... Эта высокая этика Ванги, которой со-путствует убеждение, что она избранница непонятных ей самой космических сил, так ярко выделяет ее на фоне повседневности, что само соприкосновение с ее личностью несет мощный заряд внушения». Из этих весьма доброжелательных по внешней видимости слов вытекает, что истинный дар Ванга кроется не в каких-то там запредельных «космических силах», а в ней самой, и искать его разгадку следует прежде всего в чисто психологическом феномене внушения и самовнушения. Однако этот феномен сам по себе ни в малейшей степени не способен объяснить ясновидческие способности Ванги, неоднократно подтверждаемые учеными, тщательно обезопасившими себя от каких бы то ни было гипнотических влияний со стороны петричской Сивиллы; скорее всего, это не более чем внешний фон, необходимый для проявления уникальных паранормальных способностей Ванга Что же касается самих результатов исследований, то так называемый «коэффициент телепатической коммуникации» выведенный на основе многолетних наблюдений, у нее примерно в 3 раза выше, нежели у простых смертных (0,716 против 0,250) — а это уже выходит далеко за пределы «мощного заряда внушения»! Профессор Г. Лозанов, развернувший в 1970-е годы вокруг Ванга целую лабораторию и все искавший «материалистических» объяснений ее феномена, в конце концов был вынужден, вне зависимости от своих первоначальных намерений, молчаливо признать правоту объекта на-блюдения, неизменно указывавшего на факт присутствия внешних сил и влияний. Ситуация осложнялась еще и тем, что феномен Ванга находился на стыке сразу нескольких парапсихологических наук — телепатии, ясновидения, психометрии и духовного целительства, и объяснить весь этот комплекс, исходя из какой-то единой теории (скажем, суггестологии), было в принципе невозможно. В сущности, такое же положение дел сохраняется и сейчас, с той лишь разницей, что у ученых уже отпала необходимость маскировать свою растерянность и бессилие идеологически выдержанной фразеологией.
Исходя из того, что подлинное понимание какого-либо явления невозможно без осозна-ния присущей ему внутренней логики, попробуем составить себе самое общее представление о характере феномена Ванги именно с этой точки зрения. Первое, что бросается в глаза, — это то, что буквально ни в одном случае Ванга не была инициатором совершавшихся с нею удивительных событий, проявляя при этом все качества сильнейшего медиума, посредника между видимой и невидимой реальностью. Вот одна из ее наиболее знаковых в этом отношении автохарактеристик: «Бог лишил меня зрения, но Он же дал другие глаза, которыми я могу видеть оба мира... Когда передо мной кто-то стоит, в моей голове словно открывается окошко... и жизнь человека протекает передо мной как на кинопленке, а над собой слышу посторонний голос, который диктует мне, что передать людям» и т. п. Согласно ее субъективному восприятию, этот голос исходит от Иоанна Златоуста, умершего на пути в ссылку неподалеку от ее родных краев в начале V Ванга н. э.; но в качестве «информаторов» могут выступать также души других мертвецов (в особенности родственников ее посетителей), пришельцы с загадочной планеты Вамфим и ее любимый «герой» — прекрасный всадник на белоснежном коне, каким-то мистическим образом связанный с древними фракийскими или даже египетскими таинствами. Этот персонаж, как уже говорилось, выступил в роли ее первого «посвяти -теля» и сопровождал до самых последних дней жизни. (Заметим в этой связи, что архаические боги-всадники — Хэрос, Содзон, безымянный «Дунайский всадник» — являлись типичными и чрезвычайно популярными в народе фигурами древнебалканской мифологии, где им при-писывалась функция блюстителей изначальных незыблемых устоев мироздания и восстановителей божественной справедливости. Конь в балканских мифах и ритуалах традиционно считался также главным провожатым в потусторонний мир; см., напр., по этому поводу богатый материал, содержащийся в первой главе книги Ф. Кардини «Истоки средневекового рыцарства». М., 1987.)
Таким образом, круг сакральных обитателей внутреннего космоса Ванги оказывается необычайно широк и имеет свои корни, во-первых, в первобытных, шаманских в своей основе, верованиях о «мире мертвых» и о возможности общения с ним, во-вторых, в мистериальных культах древности, в-третьих, в христианской агиографии, и в-четвертых, в самых что ни есть современных представлениях о космических суперцивилизациях. Набор, что и говорить, впечатляющий... Все эти сверхъестественные сущности в равной мере озабочены судьбой человечества, но не имеют возможности войти с ним в непосредственный контакт, прибегая к услугам подобных Ванга медиумоВанга Функция Ванга оказывается, таким образом, аналогична традиционным функциям шамана, но с той существенной разницей, что ей для получения необходимой информации не обязательно входить в состояние транса, ибо «духи» являются на первый же ее зов. Вообще следы «шаманской» мифологии прослеживаются в рассказах о Ванги достаточно отчетливо: известно, например, что во время камланий шаманы нередко закрывают глаза специальными повязками, чтобы имитировать слепоту и тем самым способствовать более активному установлению контактов с потусторонним миром (современные сибирские шаманы образно называют их «очками в потусторонний мир»), а во время своих экстатических странствований обязательно должны посетить все три основные уровня мироздания — «нижний» («страна мертвых»), «средний» и «верхний», где обитают космические божества. Наконец, в этих рассказах присутствует и еще один важнейший структурообразующий элемент первобытных представлений о мироздании — «железный столб», якобы установленный неведомыми «посланцами» перед дверьми жилища Ванги и имеющий точное соответствие в образе «мирового древа» или «мировой оси», по которой перемещается временно освободившаяся от тела душа шамана. В рассказах Ванги, кроме того, нередко звучат и другие архетипические мотивы, имеющие многочисленные параллели в священных преданиях и мифах различных народоВанга Так, например, призывая людей не бояться смерти, Ванга описывает ее как «прекрасную молодую женщину с распущенными светлыми волосами»; Бог для нее — ослепительный огненный шар, сгусток абсолютно бесплотного «духовного» света; человеческие души спускаются в тела с небесных высот по солнечному лучу и многое в том же роде.
Феноменальная точность прогнозов Ванги относительно совершенно незнакомых ей людей в сочетании с особой духовной восприимчивостью к архетипическим образам и мотивам служат как будто готовой иллюстрацией к учению К.Г. Юнга о коллективном бессознательном и принципе акаузального синхронизма, являющегося непосредственным выводом из этого учения. Широкой популярностью пользуется точка зрения, согласно которой юнговское коллективное бессознательное является, по сути дела, аналогом хорошо знакомого эзотерикам и исследователям паранормальных явлений понятия «универсальное энергоинформационное поле», известного в оккультной традиции также под названием Акаша-хроники. Об истинной природе воздействия этого поля на человеческую психику пока лишь строятся более или менее вероятные гипотезы и предположения, однако не исключено, что кристаллическая структура сахара, использовавшегося, как известно, Вангой в целях получения наводящей информации, действительно облегчает ей доступ к этому резервуару «всемирной памяти», поскольку именно кристаллы являются оптимальными носителями информации. Важно отметить и такую существенную особенность энергоинформационного поля, как то, что время предстает здесь как единая целостная структура, не членящаяся на «прошлое», «настоящее» и «будущее»; еди-ный поток времени, который в восприятии Ванги выглядит так: «Нет никаких различий между прошлым, настоящим и будущим. Я вижу картины жизни... все в движении, только направление различное. Большое (единое) Время и (исторические) времена — это отрезки одного потока». К аналогичному выводу приходит и Юнг, для которого принцип синхронизма означает в том числе и возможность свободного движения по оси временных координат.
Архетипические образы, через которые бессознательное воздействует на человеческое Эго, могут, не меняясь по сути, пере-осмысливаться в соответствии с современными реалиями: так, например, священная Ман-дала может являться в образе «летающей тарелки», а ангелы и другие небесные посланцы — как представители более развитой по сравнению с Землей космической цивилизации. Случай Ванги интересен и уникален, помимо всего прочего, еще и тем, что здесь одновременно совместились сразу несколько пластов архетипических представлений, от самых архаичных, уходящих корнями в первобытную эпоху, вплоть до ультрасовременных.
Чрезвычайно показательными в этом смысле являются интригующие видения и откровения Ванга на исторические темы. Беседуя с близкими ей людьми, она неоднократно возвращалась к вопросу о великих и таинственных цивилизациях прошлого, как сохранившихся в человеческой памяти, так и навсегда канувших в небытие; одна из таких неведомых працивилизаций находилась якобы в том самом месте, где ныне находится Петрич. «Это место, — говорила Ванга, — для меня особенное. Это аккумулятор, здесь я заряжаюсь духовной энергией. Некогда здесь горел страшный огонь, а хребет над ним скрывает большую тайну». Катастрофа произошла много тысячелетий назад, 15 октября, и погубила высокоразвитую культуру, представители которой по описанию очень напоминали нынешних обитателей планеты Вамфим. На этом же самом месте (район Рупите в долине реки Струма) за два тысячелетия до н. э. эмиссарами из древнего Египта была оставлена закодированная информация, имеющая огромное значение для будущих судеб человечества; однако она поддается прочтению только на языке символов, понятном лишь немногим Посвященным. Согласно свидетельству племянницы ясновидящей Кр. Стояновой, посетившей эти места в точно указанное ею время, перед ней с первыми лучами солнца на каменном «экране» разыгрался словно бы эпизод какой-то древней мистерии: три солнечных круга образовали треугольник с вершиной, обращенной к Земле. Этот треугольник заключал внутри себя человеческие фигуры, изображающие сцену, похожую на ритуал передачи некоего тайного знания или опыта от посвятителя посвящаемому. К сожалению, сама ясновидящая от каких-либо комментариев по поводу увиденного воздержалась, несмотря на то, что подлинный смысл этой сцены был, по убеждению всех, кто при этом присутствовал, понятен ей вплоть до малейших подробностей. Быть может, опять-таки внимательное знакомство с юнговской трактовкой эзотерического символизма даст необходимый ключ к решению этой загадки..?