Мастер в традиции ШаолиняВячеслав Рогов - Председатель Правления Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря.
Когда ты в каждой грани своего бытия ищешь и находишь то, что должно звучать, как твое, и как не просто твое, а созвучное с божественным, вот тогда это боевое искусство. (Вячеслав Рогов)
В контексте нашего издания мы рассматриваем различные пути совершенствования и развития человека, помогающие познавать мир и создавать нашу жизнь на новом качественном уровне. Вячеслав Рогов – мастер ушу, тайцзи, цигуна, личный ученик Настоятеля Шаолиньского монастыря. Целостный гармоничный подход Вячеслава к развитию личности, воспитанию себя и других созвучен и близок редакции журнала. И мы с радостью представляем читателям возможность познакомиться с этим замечательным человеком.
Вячеслав, традиционный вопрос: как начался твой путь в боевых искусствах?
Как и многие, я начал заниматься в детстве, благодаря моему первому хорошему учителю. В те годы по рукам ходили перефотографированные книжечки. Сначала занимались в зале каратэ сито-рю, а позже, когда каратэ запретили, мы стали ходить тренироваться в лес. Там было интересно и весело: если кто-то проходил мимо, все по команде начинали отжиматься. Люди проходили, и мы снова продолжали тренировку, «окучивая» деревья, ну и друг друга, конечно.
С тех самых времен я понял, что боевое искусство в том виде, как оно есть в России, не совсем корректно по отношению к физическому телу исполняет эту роль. Я помню самые первые соревнования, когда ребятам разбивали носы. А судьями были такие же малоопытные ребята. Поединки зачастую не останавливались «до крови», чтобы было более зрелищно. Случались и переломы, причем достаточно серьезные. Хлопцы были молодые, естественно, присутствовал страх, не хотелось оказаться в такой же роли. И потом, работать «на больничку», как тогда говорили, было очень реально.
Позже пришел к нам на занятие тренер, который предложил заниматься в центре психофизического совершенствования «Единение». От него мы впервые услышали новое для нас слово «духовность». В девяностых годах появилось много людей, занимающихся параномальными явлениями, появилось понятие психофизика, то есть то, что лежит за гранью физического тела. Читая в книгах о сверхестественном, на тренировках мы этого ничего не видели, не ощущали. Занимались только на уровне тела, т.е. голой «прикладухой».
Я помню, что сначала нам было очень сложно заниматься «по-новому». Начали рисовать, заниматься непривычными для нас творческими, развивающими, интеллектуальными размышлениями, начиная с того, зачем человек пришел в этот мир, зачем ты живешь? Такие простые, казалось бы вещи, но очень сложные для ответа. И надо было не просто размышлять, но что-то говорить, читать литературу, как-то расширять свой кругозор. В юношеском возрасте, когда до этого только мешки окучивали и друг друга, нам было непривычно и сложно это понять. Нужно было перенастраиваться. Я даже бросал два раза заниматься, но старшие товарищи уговорили остаться. И я очень благодарен им за то, что мне не дали уйти. Потом, когда уже сам «втек», понял, что именно здесь есть суть, и когда через эту суть стал переосознавать, что такое есть боевые искусства, тогда у меня начался новый виток в развитии. И новый виток этот вел к корням изучения традиции – откуда что произошло. С этого времени стал перестраивать свои занятия, благодаря учителю, у которого занимался уже здесь, в Москве. Он показывал боевые искусства с необычной для меня стороны, когда пропадает всякое желание бить, когда не понятно, как вообще можно ударить, когда перед тобой стоит человек. Он такое воздействие оказывал, что просто внутри все обрывалось. Вроде ты настраиваешься, чтобы ударить, знаешь, как это сделать, и твое тело готово, но ты не можешь этого сделать! И тогда я понял, что в этом как раз и есть суть. Но сначала нужно выстроить структуру своего тела определенным образом, его энергетику. Слово энергетика в то время было запредельным. Это сейчас многим кажется легко и понятно, все налево и направо говорят: энергетика, энергетическое тело. Но на самом деле, как я понимаю, уровень понимания еще очень далек от истинного. Потому что, чтобы энергетикой заниматься, нужно сначала совершить очень большое качественное преобразование, создавая себя заново, и при этом осознать все, что ты сделал с собой, ощутить, каково твое воздействие на окружающий мир в результате этого изменения. И только после этого дойти до того, как людей надо учить, чему, что с тобой происходит, какова она, эта взаимосвязь окружающего мира и тебя на самом деле, т.е. проекция тебя на окружающий мир и обратно. Казалось бы, боевого искусства здесь нет. Но, когда начинаешь изучать корни, то оказывается, что мастера в древности как раз именно этим и занимались. Внешне это выглядело примерно так: мастер боевых искусств занимается каллиграфией, рисует, сочиняет стихи, танцует, соблюдает этикет и вежливое отношение ко всему, что его окружает: противоположный пол, ландшафт. Он создает что-то сам! И только маленькая часть – это его умение применять технику рук, или оружия какого-то. И при этом он не выпячивает эту сторону, но делает её практически незаметной. И тогда он становится мастером.
И я себя спросил, а кто у нас сейчас, здесь в России мастер? А у нас, оказывается, иной «мастер» может себе позволить матом ругаться, выпивать после тренировки, курить во время тренировки, может оскорбить рядом находящегося человека, проявить агрессию по отношению к чему-то или к кому-то, после пикника может оставить не убранное место и т.д. И ты понимаешь, что от мастерства мало чего есть, разве что, умение махать руками и ногами. А ведь во время занятий люди, которые приходят к нему учиться, перенимают от него то, чем он является сам, внутреннюю суть так называемого «мастера». А там целый набор, целый букет негатива. И когда ученики выходят из зала, они хотят все это применить в жизни. Когда я жизнь свою переоценивал, вспоминал свое состояние, когда мы выходили из зала, потренировались три часа, все мысли были направлены на то, где бы сейчас применить то, чему ты сейчас научился. Применить, попробовать, ощутить! А это – диссонанс с окружающим миром. И, как правило, такие ситуации находились. Самое интересное то, что не всегда силы подводили того, кто слабее тебя: иногда сначала слабенького, потом посильнее кого. И вот ты уже с шишками, синяками. А некоторых и ломали ребят, а они не понимали, почему в жизни стали происходить такие катаклизмы. На тех, кто постарше, воздействие оказывалось чуть по-другому: рушилась или в принципе не заводилась семья, или отражалось на детях. Человек в зале позанимался, проявил агрессию на кого-нибудь, а заболел его ребенок. И он не понимает, почему такое происходит!?
С тех пор, осознав эти вещи, стали с удовольствием заниматься. И еще один важный момент. Когда активно начинаешь заниматься боевыми искусствами в том виде, что я подразумеваю под этим понятием, то жизнь начинает приобретать другой расклад, другой порядок: меняется сам образ жизни, пересекаются для многих непересекаемые вещи, появляется время, как будто ниоткуда.
Но до этого нужно дорасти, чтобы понять, насколько все это связано…
Дорасти самому мало, так говорил мой учитель. Как только ты приобретаешь истинное знание, его ценность, ты не можешь его держать в себе. Ту ценность, которую осознал, ты должен нести тем, кто находится рядом с тобой. В этом и заключается принцип. Желание удержать знание, сохранить, накопить – они к хорошему результату не приводят, через какое-то время происходит стресс: накапливал, набирал, а отдачи не было, и потом все это отражается в очень тонком месте на физическом теле: либо какой-то орган страдает, либо в какой-либо жизненной ситуации происходит дисгармония. Все это происходит неожиданно по уровню накопленной и именно желаемой сохранить силы. В древности считалось, что мастер должен быть проводником. Чем больше он открыт, тем сила свободнее через него протекает в окружающий мир. И когда такое происходит с мастером, через него силы свободно текут, то он получает возможность ими управлять. Это знание очень хорошо проявляется в тайчи (тайцзи цюань): течение энергии свободное, тело расслаблено. В какой-то момент ты можешь сконцентрировать и перенаправить поток туда, куда тебе нужно. Важно, какой поток направляешь, чем ты его окрашиваешь. Эта особенность характерна для этики, для внутреннего состояния человека. То есть, если он бывает агрессировен, жаден – целый набор негативных качеств, то его энергетика окрашивается этими эмоциональными состояниями. И в результате она приобретает разрушительные свойства для окружающего мира. А если она такая для окружающего мира, то по обратному каналу к тебе прилетают соответствующие энергии. В разных учениях этот процесс называют по-разному, но суть одна: открыл канал на жадность, агрессию – жди возврата, и не факт, что в таком же объеме, а, как правило, больше. Как говорят на востоке мудрые люди: а кто тебе мешает в мир проводить радость, добро, эмоцию позитива? Делай это! Поэтому надо создавать себя, создавать структуру: что ты излучаешь в окружающий мир. Физика тела тоже имеет значение, но это не главное. В древности на первом месте стояла этика: сначала изучалась этика, а потом владение физическим телом. Если человек шел к чему-то большему, он брал учеников и продолжал развиваться дальше. Учеников нужно брать еще и потому, что они тебя всегда будут толкать вперед. Ты не можешь остановиться, ты вынужден проецироваться на них, а значит должен приобретать новые качества для себя. Только так работает эта система. По-настоящему работает.
Что мы в Москве имеем? Взял мастер двадцать учеников. Занятия, как правило, проходят три раза в неделю, и ученики перестают заниматься дома сами! Какой смысл заниматься дома, когда ты на следующий день пойдешь заниматься к мастеру и там, на занятиях, получишь все то, что хочешь получить. Если первый год еще есть потуги какие-то сделать домашнее задание, то со второго года все такие великие становятся, что дома заниматься перестают. И начинается такая замкнутость круга, как я это называю.
А происходит следующее: ученики перестают заниматься дома, т.е. ставить себе рейперные точки и их достигать, а учителю становится комфортно: группа есть, что еще надо? Ученики престают расти и толкать учителя, учитель перестает расти, потому что этих учеников начинает все устраивать. В конечном итоге, через какое-то время все разваливается, школа перестает существовать.
Поэтому мы как делаем: минимум – одно занятие в неделю. Человек, которому по- настоящему надо, он дома будет заниматься. Пусть на начальном этапе он один раз позанимается. Придет время, он будет заниматься больше, когда сам поймет, что это такое. Особенно это касается практики тайцзи и цигун.
Это же три разных занятия, три разных вида тренировки: когда занимаешься сам, когда занимаешься в группе как ученик, и когда ведешь занятия в качестве тренера.
Конечно, и они должны все быть! Но, получается, что и этого мало!
Мы взяли за основу систему, как это делают в Шаолиньском монастыре. Прежде всего, формируется девять основных человеческих качеств: уважение, настойчивость, смелость, ответственность, решительность, сознательность, достоинство, доблесть, честь. Чтобы познать каждое, нужно еще, как минимум, три качества наработать. Это главное. Например, первое качество: Уважение. Чтобы к нему "прийти" последовательно нарабатывают Открытость, Искренность и Внимательность. Все три качества дают возможность наработать Уважение. Второе качество – Настойчивость - нарабатывается через Спокойствие, Уверенность и Целеустремлённость. Третье – Смелость - через Собранность, Бдительность и Адекватность. Четвёртое – Ответственность - через Честность, Правдивость, и Порядочность. Пятое – Решительность - через Активность, Предусмотрительность и Целесообразность. Шестое - Сознательность, через Чуткость, Лёгкость и Интуитивность. Седьмоё - Достоинство, через Верность, Честность и Благодарность. Восьмое - Доблесть, через Одухотворённость, Мудрость и Всемогущество и Девятое - Честь, через Ярость, Строгость и Справедливость. Для наработки этих качеств есть определенная методика. Мы ее взяли и адаптировали для людей Европы.
Ты сказал, что мастер боевых искусств обязательно занимался творчеством: каллиграфией, рисованием, сочинял стихи. В это заложе не только общеразвивающий. Но еще и энергетический смысл?
Обязательно надо творчеством заниматься! Через творчество развивается так называемый средний дань тянь, сердечный центр. В Китае много солнца, энергетика чистая, земля другая. У нас солнца мало. И поэтому нам нужно развивать этот центр обязательно! Нужно рисовать, сочинять стихи. И все это надо делать на занятиях: пятнадцать минут на тренировке уделить, тому чтобы сочинить стихотворение. Или быстро раздать по листочку бумаги, дать задание, краски и что-то нарисовать по заданию, что-то выразить, это же легко. Но этим не хотят заниматься, вот проблемы в чем!
Непонимание среди учеников?
И что самое главное, и учителей! Вот с такой мы сталкиваемся парадоксальной вещью. Двадцать минут на тренировке, которую вы ведете, уделите этому внимание! Со временем, мы внедрим, конечно, это как дополнительное образование, и уже написали хорошую программу. Все будет.
И еще нужно, чтобы ученики приобретали способность размышлять. У нас какая проблема в системе образования в школе? Дети перестают размышлять! Им дают готовый шаблон, результат. Прочитал произведение, выучил – пересказал. То есть они пересказывают чью-то уже выраженную мысль. И когда, например, через СМИ проходит
очередная информация, которая действует деградирующе на личность ученика, они не способны ей ни сопротивляться, ни осознать, ни противостоять. У них воля умирает. Получить удовольствие – это удавить волю, не способность ничего чувствовать, ощущать, видеть, соизмерять. Принимать, не принимать, где та грань? Мы на занятиях через беседы учим детей.
Радует, что есть люди, которые занимаются с детьми на таком уровне. Вы с какого возраста берете детей заниматься?
Был бы свой центр, мы бы, как в монастыре, брали детей с 4-6 лет. Но пока своего помещения нет, мы имеем то, что имеем. Но руки не опускаем, в этом нет смысла, делаем все, что можем. Благое дело – его не надо делать ни для кого. Его просто надо делать и не ждать от этого никаких наград, почестей. Это очень древние мудрости.
Как только об этом стал думать – считай, что перестал учиться.
Канал закрывается…
Да, канал закрывается. Ты не знаешь, что тебе на следующем занятии давать, потому что бог с тобой перестает говорить. Ты его не слышишь! А раз ты бога не слышишь, о чем тогда может идти речь? Инструктор, который ведет занятие, должен слышать бога. Неважно, как это называть. И в твоем зале это должно витать.
У нас создана молодежная организация «Рать» и Шаолиньский центр. Все программы, о которых мы здесь говорим, написаны. Директора школ уже, образно говоря, выстроились в очередь за нашими инструкторами, чтобы они пришли в школы и там занимались. При этом у всех наших инструкторов есть основная работа. В рамках нашей концепции инструктора за счет ведения групп существовать не должны, эти занятия остаются на уровне хобби, где ты вкладываешь свое сердце и самого себя. Как только этим начал постоянно жить и зарабатывать ты превратился в коммерсанта, только в боевых искусствах.
Так что философия наших занятий – создать внутренние структуры, научиться ощущать, как ты проецируешься на окружающий мир: позитив из тебя в окружающий мир льется или что-то другое, получать из него по обратному потенциалу вложенного принимаемое, заниматься воспитанием тех, кто идет за тобой. А учиться хорошо махать руками и ногами – это все есть. Для этого у нас есть монастырь, для этого в нашем центре есть монах, он уже четвертый год здесь в России ведет занятия. На лето он уезжает зарядиться, как батареечка на солнышке, а на зиму приезжает и ведет занятие. Ему не просто, он изучает русский язык, чтобы по цигуну объяснять меридианы, точки. С этого года у нас разработана новая программа, где на одном занятии он будет давать каллиграфию, цигун и тайцзи цюань. Этот человек в монастыре тоже путь непростой прошел. Начинал по ветви, которая занимается ушу, кунфу, а сейчас учится по второй ветви. В монастыре такой порядок обучения: одна ветвь – буддизм, молитва, медитация и чуть- чуть боевое искусство, а вторая ветвь – бойцы, боевые искусства, хотя они тоже изучают, как нужно молиться, участвовать в ритуалах. Когда считается, что монах на своей ветви уже достиг чего-то, у него выросло осознавание, то он «добирает» по второй ветви. И только тогда его считают мастером. Наш монах как раз находится на этом пути. Для нас это тоже очень важно. Всегда важно, какой человек рядом с тобой. Это значит, что он проецируется на тебя тем, что он есть. Поэтому в нашем центре все ученики не курят, не пьют, матом не ругаются, мясо, рыбу, птицу не едят, соблюдая обеты. Мы еще не едим этой пищи и по другим причинам – у нее совершенно иная энергетика. Мир мертвых – зачем он нужен нашему физическому телу? Есть еще много разных нюансов.
Например, как правило, все должны обзавестись семьей, иметь детей, а иначе как ты будешь заниматься с людьми, если ты не познал и эту сторону жизни? Вот так мы готовим своих инструкторов. Процесс это не быстрый. Никаких регалий мы не вешаем. Считаем, что вокруг инструктора создается такое поле, вокруг которого и так люди притягиваются. Конечно, рекламу надо давать, чтобы люди знали, где мы находимся.
А кем был создан ваш центр?
Центр был создан моим учителем Барановым Владимиром Васильевичем и Настоятелем Шаолиньского монастыря. В 1999 году ему будет десять лет. Тогда ничего еще не было.
Мы получили возможность чтобы пригласить в Москву духовное лицо такого высокого ранга. В то время это было очень сложно. Мы привезли настоятеля в Москву, устраивали встречи, сделали пресс конференцию. Потом несколько лет меня учитель возил в монастырь. Какое-то время там я учился, и через два года настоятель, по просьбе учителя Владимира Васильевича взял меня в ученики.
Наверное, это редкий случай, чтобы настоятель монастыря взял ученика-иностранца?
Насколько редкий, могу сказать: у него всего четыре ученика-иностранца, из русских –
я один. Монахам определенного уровня разрешается брать учеников из других стран. Но это монахам. Я видел выражение лиц японцев, которые много средств вложили в Шаолиньский монастырь, когда они узнали, что Настоятель взял в ученики какое-то русского, им это было не понятно…
В этом году мы возили в монастырь двух наших инструкторов, они прошли обряд посвящения, стали учениками и получили свои буддийские имена и паспорта.
Никогда не видела буддийский паспорт. Можно посмотреть?
Да, он как раз у меня с собой. Я вчера ездил в посольство, мы с министерством культуры Китая разговаривали об очередных приезжающих в Россию выступающих так называемых лже-монахах, которые здесь представляются, как монахи Шаолиньского монастыря: что с этим делать и когда же это безобразие прекратится.
Можете немножко приоткрыть завесу: как проводится обучение в Шаолиньском монастыре?
Там обучение своеобразное, Некоторые не понимают, что такое учиться по-настоящему. Это же сакральная вещь – обучение. Самое главное – тебе надо настраиваться на учителя, чтобы ощущать, что он тебе хочет сказать. А для многих наших учеников процесс обучения выглядит так: ты пришел, тебе что-то показали, пнули, ты что-то понял, не понял, повторил, пошел дальше. А на самом деле, обучение может быть совершенно иным! А этого не понимают. Спрашивают – ты как часто в Шаолине бываешь? – Ну раз в год получается, и слава богу – Ну…, какой же ты ученик… Вот мы в Шаолинь ездили!
Ну хорошо, ездили. Кто против?
Про обучение в Шаолиньском монастыре говорят многие. И многие ездят заниматься со своими тренерами, экскурсии туда возят. А потом гордо говорят: вот, я был в Шаолине! А с другой стороны, раз так просто стало туда съездить, у многих в газах спал некий волшебный ареол таинственности. Вячеслав, расскажите, как все происходит на самом деле. Там, видимо, какая-то часть монастыря туристская, какая- то закрытая?
Конечно! Вопрос в другом. Я не один раз уже веду эту полемику. Многие считают, что Шаолинь должен оставаться таким же, как в древности. Монахи должны вести старый образ жизни, ходить в рваных лаптях, есть непонятно как, быть удалены от цивилизации. И там должен сохраниться дух, благодаря старому образу жизни. И тогда мы, цивилизованные, хорошо живущие и кушающие, с сервированного стола будем приезжать туда и учиться мудрости, смотреть на эти старые пещеры, на монахов, которые живут в впроголодь и ничего не имеют. Откуда такое желание у людей? Разве плохо, что монастырь, наконец-то, нашел средства и возможности отстроиться заново? Что появилась возможность приглашать людей, которые хотят заниматься. Всем хотелось, чтобы там оставались развалины! Земля, где стоит монастырь, не поменялась. Святость земли не меняется, она сохраняется сердцами людей. А для этого надо поговорить с монахами, пожить с ними, ощутить, какие они. А то, какие постройки здесь поставили и насколько они большие… Какая разница? Наоборот, хорошо! У людей появляется больше возможности туда приехать. Чем больше туда людей приезжает, тем больше сила этого места растет, конечно, если люди туда приезжают с чистым хорошим намерением. Это как приехать к чистому озеру. Если туда приезжаешь и оставляешь после себя грязь, через какое-то время озеро мутнеет, в нем перестает жить рыба. В конечном итоге, Вы сами туда больше не приедете! Кроме того, некоторые европейцы не могут жить в таких условиях, как живут монахи. Они хотят жить и рядом, и чтобы у них в душе была горячая вода. Я сам с этим сталкивался: когда стал возить туда первые группы, меня спрашивали – а где горячая вода? Сейчас – пожалуйста, рядом очень хорошая гостиница. Люди довольны. А потом спрашивают, почему это место превратилось в туризм, в туристическое паломничество. Радоваться надо!
А если знания нет… Приведу показательный пример. В 2006 году проводились большие международные соревнования K-star , организаторами по просьбе Настоятеля Шаолиньского монастыря был наш Центр. Я тоже принимал участие в этих соревнованиях в Москве качестве выступающего. Всего в соревнованиях принимало участие шесть стран. Россию включили, благодаря моему учителю, шестой страной. Нас попросили провести отборочные соревнования здесь, в Москве. Первые места заняли спортсмены-международники хорошего уровня. Естественно, тела у них были хорошо подготовлены. Мы помогли им поставить номера, где надо было проявить творчество. Я возил победителей в Китай, как руководитель группы. Так вот, они как раз были четко уверены, что в Китае в монастыре вообще ничего нет. Когда настоятель нас встретил, когда он дал монахов заниматься с ребятами, когда ребята ощутили, что такое тренировки с монахами! Вот тогда они поняли. Нас привели в подземелье, в зал медитаций, где сами монахи занимаются. Там мы полностью делали обряд, причем, многие не выдерживали – просто сидеть и молиться, их монахи стучали палками по спине, чтобы не засыпали.. И когда они оттуда выходили, тогда их слова были – вот сейчас мы поняли, что такое монастырь. И есть ли в нем что-нибудь. А когда они поднялись наружу – а там экскурсии: вдоль одной стенки провели, по другой вывели. Были в монастыре? Были. Что видели? Ну монахи там ходят, никто ничем не занимается. Извините, монахи занимаются не тогда, когда туристы там. И двор занятий не на территории экскурсионной зоны. Сейчас там отстроили прекрасный комплекс, мы, когда приезжаем, либо занимаемся с монахами в их дворике, либо идем за монастырь повыше в горы, там есть площадка, где монахи сами занимаются. Место наполнено силой выше краев. За два часа тренировки так набираешься, что думаешь, как хорошо, что я приехал!
И еще один момент. Многие приезжают туда летом, когда комфортно. Зимой в монастырь никто не ездит. А монахи-то не перестают заниматься! И занимаются. И когда с человеком начинаешь говорить, спрашиваешь: почему ты считаешь, что там ничего нет?
– Ну я видел, там туристов много. И все? Но ты же информацией не обладаешь! И ты выдаешь свое представление о монастыре. Ты же мастер боевых искусств! Почему ты позволяешь о ком-то говорить плохо? Это первое. Говорить, не имея информации – это второе. А главное, как и чему ты учишь детей? Чем ты на них проецируешься? И мы понимаем, что если человек позволяет себе так говорить, то его этика близка к нулю. Он может хорошо бить кого-то, шпагат у него может быть великолепный. Но он не мастер, какой бы пояс не навесил или дан не присвоил. Он не мастер, в традиции не мастер, потому что не знает сути, глубины. Он не может чувствовать места, на котором надо заниматься – земля его не принимает. Он может пройти весь парк вдоль и поперек и не найдет места, чтобы заниматься. Ему будет хорошо на этой полянке, потому что она большая, и на ней хорошо можно попрыгать. А человек, чувствующий традицию, скажет – на это поляне нельзя заниматься в принципе, энергетика не очень хорошая, потому что на этом месте вчера нехорошее что-то сделали. Вот о чем идет речь. А ты можешь почувствовать это только тогда, когда тело твое свободно пропускает окружающий мир.
Вот чему надо детей учить. А это надо делать со школьной скамьи. И тут естественно включается этика семейных взаимоотношений.
К сожалению, наши педагоги не имеют ни знаний, ни опыта, чтобы учить детей на таком уровне!
По образованию я психолог и иногда читаю студентам в лицее. И первое, что я говорю, когда меня приглашают – забудьте, чему вас учили. Потому что то, чему учили будущих психологов – это перечитывание старых концепций людей, которые не знают современного социума. И к тому же, вы их в лучшем случае прочитали, а то и прослушали, вы через себя не пропустили эти знания.
О чем вы говорите на таких занятиях с учениками?
Мы говорим о том, что такое семья, какие должны быть взаимоотношения, как строятся эти линии взаимопроникновения друг в друга. И как все это отражается на детях.
Вот мальчик и девочка увидели друг друга, понравились по уровню восприятия, зацепились глазками. Давай будем строить отношения? – Давай.
Вот даже на это «давай» Бог дает кусочек силы, как шарик такой создается между ними . Силы чего? Любви!
И они оба должны начать строить, увеличивать это шар между собой, чтобы он, в конечном итоге, разросся до такой степени, чтобы принял их обоих в это единое целое.
Они должны создать единого человека. Это во всех концепциях, и религиозных в том числе, есть это знание. А что у нас происходит: «А ты меня не так любишь, как я тебя, а ты не сделал для меня то, что я для тебя сделал». И через такое предъявление претензий они постепенно начинают из этого шарика энергии любви каждый рвать в свою сторону. Кто быстрее урвал, считается более доминирующим. И шарик через какое-то время перестает существовать. Вы этот шар растянули, каждый себе урвал по кусочку, и разбежались. Если десять лет назад семьи распадались через пять- семь лет, то сейчас молодые семьи не выдерживают уже первый год! Потому что весь социум так построен на шаблонах: кто главный в семье, кому что надо делать. Этике отношений к друг другу в принципе вообще нет, никто этому не учил. А важно понимать, что когда двое расстались, то взаимоотношения с друг другом все равно остаются, остаются каналы, по которым энергетика вас все равно держит. Вы ушли друг от друга, а энергетика осталась. Вот она встретила другого человека, ее другой больше устраивает, но как только ее другой больше устраивает, с предыдущего партнера туда течет жизненная сила. А если не устраивает тот, другой, и она вспоминает прошлого партнера, опять сила туда течет.
А если на момент расхода у вас появился общий ребенок? Там процессы в принципе по энергетике меняются. В мир приходит человек с новой вселенной, со своим божественным предназначением. Вы все разошлись и думаете, что все так просто? Даже неважно, с кем остался ребенок, энергетика никуда не исчезает. И это все нужно научиться строить.
Взаимоотношения с родителями надо строить, быт, материальные отношения. Даже приобретение кучи вещей – все это накладывает отпечаток на энергетику.
Например, монаху в монастыре вы дарите подарок. И он примет этот подарок из уважения к вам, но постарается от него избавиться потом, когда вы не этого не увидите: оставит где-то, или кому-то отдаст. Вы думаете, просто так в келье у него почти ничего нет, для того, чтобы не привязываться к материальному, или потому что он обет дал? Он так поступает потому, что моя подаренная шкатулка будет требовать от него часть энергетики на ее существование. Одна шуба требует пять граммов энергии, две – еще пять, три – уже пятнадцать. Ты можешь этого не знать, не верить в это. Но гардероб, наполненный похожими вещами, будет часть твоей энергетики забирать.
Расставаться с вещами тоже нужно уметь: благодарить вещь, потому что однажды ты ее принял в свой мир. Если вещь просто лежит, ты больше ей не пользуешься, она все равно потребляет твою энергетику. А это значит, что нужно пересмотреть вещи, которыми вы не пользуетесь, которых у вас чересчур много. Это надо поменять свой мир!
Вот тогда это боевое искусство, когда ты в каждой грани своего бытия ищешь и находишь то, что должно звучать, как твое. Как не просто твое, а созвучное с божественным.
И как ребята воспринимают такое непривычное знание? Ведь этому нигде не учат!
Ученица мне пишет, одиннадцатый класс: «Вячеслав Михайлович ! Вы нам летом рассказывали, как должны строиться взаимоотношения в семье: любовь, мужчина и женщина. У нас в школе новый предмет ввели, семейный. И на первом занятии нас учили, как надо правильно разводиться! И еще, что между мужчиной и женщиной есть секс, а секс - это физиологический процесс. Количество эндорфинов туда, сюда пошло. И, главное, как надо правильно разводиться, чтобы сохранить материальное за собой. Я записывала, чтобы вам просто показать». Вот чему учат в школе.
Спрашивают: как же нам жить тогда? Но ребята, раз вы попали на эту беседу, значит Бог вас уже сюда привел. Значит, Вы это когда-то все знали в принципе, и сейчас я вам просто даю толчок маленький, а вы делаете выбор. Что такое свобода? Вы думаете, что свобода – это выйти на площадь, заголить штаны и показать кому-то что-то? Нет, свобода – это когда ты делаешь осознанный выбор, и ты способен его сделать: совершить тебе гнусность или сделать что-то светлое. Если ты не в состоянии сделать этот выбор, то ты не свободен, ты будешь жить по стереотипам навязанных тебе идей и ценностей других людей. Вот и решайте: вам на основе того, что я вам рассказал, дальше что-то делать или нет. Потому что это ваше знание, я его только в вас пробудил всего-навсего. Потому что Бог сводит в одном месте людей, которые звучат. Ничего просто так не бывает.
Мультфильм "Кунг фу Панда" очень хороший, всем нравится, и взрослым, и детям. Там черепаха говорит «Случайности не случайны». Теперь вы свободны сделать выбор. Либо вам что-то менять в своей жизни, либо остаться жить, как прежде. Но информация уже заложена в вас, и она будет все время подталкивать: давай, изменяйся! Не будешь изменяться, будешь жить по этой карме, которую сам выбираешь. Жизненные ситуации будут пихать в самые неприятные места: ногу подвернул – не понял, не осознал, что-то еще переломил – не понял, не осознал, пойдут более серьезные ситуации. Каждая новая ситуация тебе говорит: ну когда ж ты осознаешь, что надо еще такого сделать, чтобы ты понял, что тебе надо поменяться! Дали тебе какую-то мягкую ситуацию – нет, не понял. Чуть более серьезную, чтобы ты задумался. Заболел, таблеток наглотался вместо того, чтобы осознать, что это чистка организма идет, и тебе надо посмотреть, почему все это случилось, провести анализ.
Цигун – это очень большая наука. Откуда приходит, как найти корни, все это преобразовать, выйти на новый уровень и жить в хорошем потоке. Люди как привыкли жить – белая полоса, черная полоса. Так зигзагами и идут. Светлая – все хорошо, потом бах – черная началась – ой, как все плохо…все, ничего не получается. Буду ждать, пока светлая начнется. Так и гуляют – белая-черная. Эй, дурачок! Кто тебе мешает – вышел на светлую полосу и иди по ней! Ну зачем ты двигаешься зигзагами? Да, для этого надо работать над собой. Да, нужно излучать в мир позитив, надо заниматься над своим телом, надо заниматься с теми, кто тебя слушает. Ну и что? Это и есть жизнь, и она становится в принципе другой! Как только что-то понял, значит, время пришло! Иди, работай! Так, примерно, все это и выглядит. Хорошо!
Действительно хорошо! Как же важно, что вы говорите об этом с детьми и учите их жить в хорошем потоке. И как все в нашей жизни связано и перетекает одно в другое. Вот так и мы постепенно вернулись к цигуну и боевым искусствам.
Что касается боевых искусств, цигуна, я знаю несколько методик взращивания энергетики: те, что в Шаолиньском монастыре дают монахи, и что-то на основании этого построил свое, как систему для европейцев. Есть очень важные тонкости, которые в Китае не любят, и я бы даже сказал, не хотят передавать. В цигуне есть несколько этапов освоение мастерства. Первый этап – когда ты на силе мастера начинаешь что-то ощущать, и эти ощущения являются для тебя чем-то новым, потрясающим. На этом этапе ученики часто делают первую ошибку: начинают стремиться к получению того же самого эффекта, каждое новое занятие желая погрузиться в то же самое состояние. Это как маленькая ямка. Вот ты шел по пути: ямка – эффект. Ты в эту ямку наступил и перестаешь оттуда желать выбраться, ты его ждешь, ты его хочешь, а каждый раз погружаешься в эту ямку все глубже и глубже. И для тебя путь дальше просто перестает быть. Я учеников всегда гоняю: ощутил, что земля дышит, что руки стало покалывать или возникает тепло – не нужно стремиться к возбуждению тех же самых ощущений. Многие начинают на этом зацикливаться, расстраиваться, начинают говорить, что либо мастер плохой, чего то не дорассказал, либо думают, что делают что-то не так. Все, как только он так подумал – какой цигун? В ученике начинает играть самомнение: вчера он это знал, а сегодня он не может сказать мастеру, что у него не получается. И все, ступор настал. Он продолжает ходить на занятие, делать вид, что слушает, а мастер уже ушел дальше, и все, учение закончилось. Через какое-то время ученик уходит. И начинает говорить гадости про этого мастера, который дал ему первое осознавание. И таких случаев в Интернете пруд пруди. От учителя ушел, учитель плохой, потому что не научил меня. А он всего-навсего попал в первую ямку. Они, все эти ямки, очень не заметны на самом деле.
Есть еще и другие «ямки», это уже процесс второго этапа. Например, как сочетать движение тела с дыханием. Сонастроил свое дыхание с физическим телом (нога вверх –вдох, вниз- выдох), начал получать от этого наслаждение – и опять маленькая ямка. Ты попал в это новое для тебя состояние, и не можешь, условно говоря, на третий этап выйти, когда дыхание не должно тебя вообще в принципе интересовать. Ты ловишь кайф, потому что твое тело в унисон дышит с движением – и все, ступор.
Учитель бьется, бьется, а ученику кайф. Телу приятно, но дальше движения нет, потому дальше что дыхание должно исчезнуть раствориться.
Потом должно как бы раствориться физическое тело: ты не должен думать, куда нужно поставить ногу, руку. После этого ты начинаешь чувствовать энергии, они начинают тобой управлять. А что это такое? Фактически, это спонтанный танец, когда ты не думаешь, не строишь заранее, куда двигать руки или ноги.
И вот здесь мы попадаем к корням традиции боевых искусств. Это – прежде всего танец! Все! Все боевое искусство – состояние танца. Как только ты это понимаешь, все, ты вышел за рамки. А если это танец, значит, ты свободен! Ты можешь чувствовать энергии и танцевать.
А наши ребята, мастера говорят: ты что, с луны свалился? Какой танец? Надо бить, взять конкретно за ворот и второй рукой в нос. На самом деле, каждый выбирает, что ему нужно: если ты в спецслужбе или на вражеской территории, наверное, все это нужно. Но если ты в Москве живешь и пошел оздоровиться, то у тебя есть шанс научиться и понять.
Мне учитель один раз показал, что такое боевой танец. Я до сих пор это не забуду. Он рассказывал, что одно время было модно вызывать на спарринги несколько человек, владеющих разными боевыми искусствами: «Когда я вошел в состояние танца, то в принципе даже не видел, что делает мое тело. Когда вышел из состояния – все лежат. Хорошо, никого не покалечил». Мастер не должен думать во время боя ни о чем. Он не должен думать, какой прием применить, потому что другой мастер может это причитать. Вокруг нашего тела есть определенное поле, оно либо продавлено, либо выпячено. Выпячено – значит, ты сюда будешь двигать свою руку. Другой человек чувствует это поле, он либо шаг назад сделает, либо тебе поставит ручку или ножку там, где у тебя пусто. Конечно, это высшая ступень, до нее дойти нелегко, поэтому многие в нее в принципе не верят.
Вячеслав, ты не просто практикуешь сам, учишься у мастера и занимаешься с учениками, ты же, кроме того, занимаешься исследованиями? Расскажи немножко о своей научной работе.
Да, я работаю над диссертацией на тему: «Динамика ценностных ориентаций занимающихся восточными боевыми искусствами Шаолиньского монастыря».
У меня сейчас эксперимент идет, несколько работ идет параллельно.
В завершение разговора, какой ты можешь дать совет занимающимся боевыми и оздоровительными практиками? Что-то важное, о чем нельзя забывать.
Первое, что очень важно – это выбор учителя. Если есть такая возможность, посмотреть, какой этот человек в жизни, какой образ жизни он ведет. Это очень важно. Есть ли у него семья, дети. Как он взаимодействует с женщинами. Например, если он курит, то у него закрыт горловой центр воздействия слова на окружающий мир. Значит все, что он говорит, не есть истина. Если он выпивает, то у него не работает канал действия, то есть канал печени не функционирует по энергетике. Все эти вещи сопоставляются, и создается картинка, чему тебя может научить человек, чем он на тебя проецируется – своим больным состоянием? Если тебе надо научиться махать ногами, ты идешь и учишься махать ногами. Но ты должен понимать, что другого тебе этот человек в принципе не может дать. Но, прежде чем выбирать учителя, сначала нужно поставить себе цель: чего ты хочешь, ради чего ты это делаешь. Многие как раз идут именно за тем, чтобы научиться махать руками и ногами и быть крутыми на улице, а значит, к таким учителям и попадают. Чтобы ребята стали об этом задумываться, с ними в школе нужно разговаривать. А этим мало кто занимается, кроме того, сложность в том, что информации не хватает. Поэтому мой совет не ложится на почву, а, условно горя, висит в воздухе. Поэтому совет больше всего к системам школ, детских садов. Системы, ау! Давайте перестраиваться!
Беседовала Марина Богданова.
Опубликована: журнал "Ваша Светлость" № №4 (11) 2008г.