Максимум Online сегодня: 599 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 369597 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 23 11 2024, 01:15:29

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 10 11 12 13 | Вниз

Ответ #55: 01 10 2010, 14:59:44 ( ссылка на этот ответ )

Каким был в старину свадебный стол в России?

Свадьба – одно из важнейших событий в жизни человека. Два мира, мужчины и женщины, соединяются вместе, чтобы начать общий жизненный путь.

Самым важным обрядом в день свадьбы было венчание. Оно проходило в церкви, где жених и невеста обменивались кольцами. Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха: отец держал образ, а мать – каравай, который нередко выпекала сама.

Каравай – символ плодородия, благополучия, достатка. Его старались сделать наряднее, пышнее, украшали фигурками голубей, домашних животных, изображениями звёзд, солнца, цветов, листьев, колосьев. Нести каравай полагалось на вышитом полотенце или на подносе, обложив бархатом. Устанавливали его на столе перед молодыми.

Сейчас аналогом каравая служит свадебный торт, который раздаётся гостям в конце застолья. Торт в виде сердца или корзины с цветами – пожелание любви, в виде подковы – счастья, в виде пирамиды – пожелание дожить вместе до старости, дойти до вершины жизни.

Русский свадебный обряд сопровождался богатым и обильным столом. Приехав из церкви, приглашённые рассаживались двумя рядами: с одной стороны – мужчины, с другой – женщины. Рядом с караваем на свадебном столе соседствовала круглая головка сыра, символизировавшая полноту жизни. Сыр разрезался вместе с караваем, им угощали всех гостей.

Застолье всегда начиналось с жареного лебедя – символа супружеской любви. Со временем вместо лебедя стали подавать любую домашнюю птицу, а лебедь сохранился в виде изображения на свадебных караваях, тортах, пирогах.

Наряду с жареным лебедем на свадьбах подавался курник – свадебный многослойный пирог в форме купола, король пирогов, символ чадородия. Настоящие русские курники раньше пекли с гречкой или пшеном, добавляя в начинки также куриное мясо, белые грибы, яйца. По традиции курник выпекали в доме невесты и в доме жениха. Пирог невесты украшали цветами, а пирог жениха – человеческими фигурками. Для курника готовили сдобное пресное тесто, поскольку оно хорошо сохраняет рисунок при выпечке.

Особенность русского свадебного стола – обилие хмельных напитков: вина, мёда, пива, браги. Водку наши предки почти не пили. Наполняя чаши вином, гости желали, чтобы дом молодых стал полной чашей. Молодым подносимое вино полагалось лишь слегка пригубить.

Богатый свадебный стол обязательно украшали фрукты, которые обычно присылала будущая свекровь вместе с другими подарками. Композиция из фруктов укладывалась в хрустальную вазу и придавала свадебному столу пышность и свежесть.

Молодых сажали во главе стола. Приборы для них полагались самые красивые, отличающиеся от остальных. Невеста садилась по левую сторону от жениха, так как правая по православным традициям отводилась мужчинам, несущим ответственность за женщин перед Богом.

Стол украшался цветами, которые ставили в невысокие вазы, чтобы не заслонять гостей. Крупные цветы размещали на возвышении позади молодых.

Свадьбы в России справлялись ярко, шумно, сопровождались огромным количеством традиций, примет, поверий. Торжество длилось чаще всего три дня, но иногда празднование затягивалось на неделю.

 

 

Ответ #56: 28 12 2010, 20:56:55 ( ссылка на этот ответ )

Нечистая сила

Откуда взялась нечистая сила, рассказывают по-разному. Однако наибольшее число известных притч, легенд и преданий посвящено Сатане. Кто же он такой, этот «враг человеческий и всего живого»? Как его представляли в патриархальной России, какими сказками пугали детей на ночь? Вот только некоторые из русских старинных «быличек» - коротких сказок-притч.

Кто здесь?

В средневековой живописи падшего ангела, главного противника Бога, изображали в виде мужчины с рогами, хвостом, крыльями за спиной, с копытами; в образе змеи с лицом человека. В русских народных легендах о сотворении мира Сатане отведена важная роль: он не только противник, но и помощник Бога. Правда, дьяволу отведена роль двойника Бога.

«...В давние времена, когда не было ни земли, ни неба, а одна лишь вода, пролетал Саваоф над ней и спросил: «Кто здесь есть?» И услышал: «Я». Это был Сатана. Бог спросил Сатану, не видел ли он где-нибудь земли. «Есть, - ответил тот, - на дне морском». Сходил за землей, нырнув в пучину, набрал земли в рот. Но пока поднимался, вода вымыла всю землю. Вновь нырнул, но опять вернулся ни с чем. «Немощен ты, брат, - сказал Саваоф, - ныряй в третий раз, увидишь на дне на камне икону девы с младенцем, благословись у младенца и возьми земли». Сделал так Сатана, принес земли. Рассеял ее Бог в восточную сторону - и стала чудная прекрасная земля. «Все ли ты мне отдал?» - «Все», - соврал Сатана, а сам держит часть за щекой. Вдруг земля стала расти щеку раздуло, и выплюнул он землю в северную сторону. И появилась земля холодная, каменистая и неплодородная.

Задумал Саваоф создать себе полки воинов, дал руки Сатане молот и велел бить им каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Стал Богов товарищ бить молотом по камню - из-под молота светлые воины выскакивают, на восток Богу кланяются. Устала правая рука Сатаны, начал он бить левой: выскочил бес черный и поклонился молотобойцу. Смекнул Сатана, в чем дело, и поменял руку - до тех пор бил, что чуть со светлыми полками не сравнялся.

Построил Саваоф небо над морем и землею, и Сатана себе другое неюо, еще выше, устроил, Так возвели они семь небес, седьмое Саваоф «зааминил» и велел Михаилу архангелу столкнуть Сатану , на землю вместе со всеми его небесами и бесовской силой. Не мог справиться с Сатаной святой Михаил до тех пор, пока, по совету Саваофа, не спустился на землю к Черному морю, где была икона девы с младенцем, благословился у младенца и столкнул Сатану с неба. Падала та бесовская сила на землю, словно мелкий дождь в течение шести недель, часть ее осталась в воздухе, часть пала на землю, часть провалилась под землю...»

Гениальный племянник

Казачье сказание приписывает роль искусителя Евы и Адама не Сатане, а его племяннику Леониду, который, правда, советовался с дядей и получил от него необходимые «инструкции»:
«...Сатана научил племянника своего Леонида, как попасть в рай. Нужно найти реку в пределах рая и по ее водам пробраться к жилищу первых людей. Так он и сделал... Выплыв в положенном месте, он нашел посаженное Сатаной дерево познания добра и зла, вошел в змею, лежавшую под яблоней, и обвился вокруг ствола. Человеческим голосом злой дух убедил Еву вкусить от запретного плода. Едва она попробовала и пригласила соучаствовать в первом преступлении мужа, как разразилась гроза. Молния поразила племянника Сатаны, но и Адам с Евой не ушли от наказания - их изгнали из рая. А Сатану - главного виновника грехопадения перволюдей - Бог велел приковать цепями к столбу посреди адского царства...»

Но все равно забот у Сатаны не убавилось. Главной проблемой, конечно, является увеличение боеспособных подразделений нечистой силы. По вологодскому поверью, Сатана совращает души умерших младенцев, которые после смерти превращаются в ангелов, переманивая их на свою сторону. По воронежской же легенде, увеличение числа темных воинов происходит также за счет потомков жителей Древнего Вавилона, распространившихся по земле после того, как Господь, разгневавшись на строительство башни, смешал языки людей. «Зачинщиков же, лишив образа и подобия человеческого, Бог на вечные времена отправил сторожить воды, горы, леса. Кто в момент проклятия находился дома - стал домовым, в лесу - лешим.
Дьявол использует разные средства, чтобы погубить людей. Он изобрел на погибель людям водку и вино и научил людей, как их готовить. Табак - тоже его изобретение. Когда люди курят, то уподобляются Сатане: он сидит на престоле, а вокруг него - дым и смрад, как и вокруг курящего. Еще грешнее нюхать табак, потому что берут его тремя перстами и тем оскверняют святую Троицу...»

И последнее. Образ Сатаны сливался с представлениями об аде. В лубке, на картинах старых мастеров он часто представлен держащим в пасти по несколько грешников. Ад находится в середине земли, входом в нее служат огненные горы, болота, топи, провалы. Помимо никогда не угасающего огня и не умирающих червей - орудий пыток грешников, - ад наполнен кровососущими насекомыми.

В Вятской губернии существовало убеждение, что когда Адам и Ева согрешили, Господь повелел Сатане наказать их, проткнув ад тонким колом, чтобы выпустить из него немного мошек и комаров. Но Сатана проткнул ад большим толстым колом, и оттуда вылетело великое множество насекомых, которые по сей день несказанно мучают жителей земли.
Вот оно как!

Божье творение

Народные легенды представляют Сатану таким же вечным духом, как и Бога, оба они существуют изначально, когда «еще ничего не было». Вместе создают землю, затем свои воинские рати, а затем (вместе или порознь) человека и весь окружающий мир.

«...Нарисовал Господь на земле человека и поставил собаку голую караулить, а сам пошел на небо за душой для него. Увидел это Сатана и сотворил страшный мороз; стала собака голая дрожать и скулить от холода. «Допусти меня, тварь дрожащая, до человека, - сказал Сатана, - я тебе шубу дам, не будешь зябнуть!» Собака согласись, и дьявол дал ей кожу с шерстью, а сам подошел к рисованному на песке человеку, засыпал его землей, плевал, нахаркал на него, сказав: «Теперь ты будешь поминать меня чаще, чем Бога!» Вот отчего люди так часто поминают черта...» Это повествование из Новгородской губернии, а т что говорили о происхождении мира и заодно о явлении Сатаны на Вологодщине:
«...после того как Бог построил землю и воду, земля оказалась затопленной. Осерчал Господь и плюнул на воду, и от его плевка явился Сатана. Еще пуще осерчал Создатель, видя это творение, и приказал Сатане сгинуть. Но Сатана возразил, что он - такое же Божье создание, часть его слюны, и имеет право на существование.

Бог создал из земли человека, а Сатана, воспользовавшись его отсутствием, понаделал в его теле семьдесят семь углублений, входов, открытых ко всякой болезни. Бог, вернувшись, вдунул в человека душу, а увидав углубления, создал семьдесят семь целебных трав, каждая - против той или иной болезни...»

Небесная битва

По тамбовской легенде, первый человек появился в результате соперничества Бога и черта: «...Было два царства - тьмы и света. Первым правил сильный и богатый царь Сатанаил, вторым - Бог. Бог был добрым и любил Сатанаила, а земной царь был злым и коварным, завидовал Богу и ненавидел его. Раз заспорили они между собой, кто из них сильнее. Сел Бог на свой сияющий трон и велел сдвинуть себя с места. Как ни старался Сатанаил, у него ничего не получалось - глаза слепит, руки жжет. «Где тебе меня побороть!» - сказал Бог и сбросил Сатанаила на землю. Больше прежнего озлобился царь земли на Бога и решил перехитрить его: «Давай посмотрим, кто из нас ловчее обманет другого». Бог согласился, но сказал: «Двое нас с тобой на всем белом свете, сотвори третьего!» Сатана спустился на землю, достал глины и вылепил фигуру по образу и подобию Божию, но, как он ни ухитрялся, оживить ее не мог. Стоило же Богу ее коснуться, как фигура стала живым человеком. «Ну-ка, еще!» - подзадоривал Сатана. Бог взял кусочек глины, дунул на него, и появилось второе существо, во всем подобное первому, только еще краше. Взял Бог их за руки и отвел в райские сады.

Лишь только стемнело, Сатанаил прокрался к райским садам, решив похитить первых людей, но решетка, подобно божественному трону, опаляла тело и слепила глаза. Тогда Сатанаил стал звать к себе первых людей. Они перелезли через ограду и очутились во власти Сатаны, который посадил их между могучими крыльями и унес в свое темное царство на землю.

Утром Господь проснулся и обнаружил пропажу. Взял свой чудесный жезл, махнул им и окружил себя небесным воинством. В ответ Сатана сотворил демонов: свистнул, и стало их больше, чем песку в море. Семьдесят дней шла война: небо колебалось, земля стонала. Наконец Бог победил Сатанаила, свергнул его в тартарары со всей его силой. Пошел Бог искать первых людей и увидел их в развалинах сатанаилова дворца. Господь простил их, но оставил на земле, выучив ремеслам и земледелию, внушив им понятия о добре и зле»...

Вход в преисподнюю

Есть еще одна версия происхождения Сатаны - из ангела, изгнанного Богом из своего царства. Вот как об этом повествует Т.А. Новичкова в своем «Русском демонологическом словаре»:
«Сначала Господь сотворил невидимый мир, ангелов, которые во всем ему беспрекословно подчинялись, но с течением времени некоторые из них возгордились и потребовали для себя особого суда. Отпавших ангелов Бог изгнал, но не лишил их чудодейственной силы. Отверженные заспорили между собой из-за власти, одному из ангелов - Сатане - удалось встать во главе осужденных Богом духов.

Дальше повествование напоминает типичную для нашего времени политическую борьбу высоких начальников за электорат. В данном случае, за одного Адама:
«...Возревновав к Адаму, Сатана решил отнять власть у Бога: он спустился в болото к своим чертям и рассказал им о своем плане. Бесы поделились: одни отказались поддержать Сатану, другие ему подчинились.
Первую «партию» возглавила Смерть, которая говорила, что им не пересилить Бога. Часть бесов не примкнула ни кому, ожидая, чем кончится борьба между Сатаной и Смертью, чтобы примкнуть к победившим. В стане воздержавшихся были свои предводители - Кривда, Грех и другие, помельче... Сатана со своим воинством взлетел выше Бога, но был повержен грозовыми стрелами. Молнии сбили чертей с небес, они провалились в болота и пропасти, сам Сатана упал близ рая - земля не захотела его держать и дала ужасную трещину, куда был увлечен Сатана.

Так неподалеку от места, где потом выстроили Иерусалим, появился вход в ад, и по сей день здесь слышен подземный гул, наводящий трепет на проезжающих. Местечко теперь называется Армагеддон. Смерть, Грех и Кривда были осуждены на вечные скитания и до сих пор бродят меж людьми, сея зло и страдания; признавая высшую власть за Богом, они боятся Сатану и сторожат вход в преисподнюю, чтобы до поры он не выбрался оттуда...

Автор: С.Окман
Источник: "Секретные материалы. Досье" №6 (48) 2010 г.

 

 

Ответ #57: 30 12 2010, 12:44:32 ( ссылка на этот ответ )

РОЗДЗДВО, славянский Новый Год

В эти веселые дни многим хочется спросить: а откуда пришел к нам Новый Год? Во-первых, нелишне было бы отметить, что древнейшие культуры отмечали Новый год в ночь с 21 на 22 декабря по современному календарю. Древние славяне отмечали в эту самую длинную ночь праздник под названием РОЗДЗДВО.
Наши предки считали, что ночью 21 декабря вся Вселенная гибнет, поглощается тьмой или драконом. Гибнет все, даже солнце, звезды и боги. И может наступить конец света. Боялись, что солнце утром может и не взойти. Поэтому всю ночь жглись лучины, свечи, лампадки. Их должно было быть 120 - по числу богов. Во всех древних религиях младших богов, или сил, управляющих Вселенной (в христианстве - Архангелов) было 120. Каждая из 120 лучинок (или лампадок) должна была помочь одному из 120 богов возродиться или родиться заново. При этом загадывалось большое количество желаний - чтобы во вновь сотворенной Вселенной они были исполненными, обязательно имели место. Загадывали желания, жгли огни до рассвета. Когда восходило солнце, радовались. Взошло новое солнце! Родилась новая Вселенная! Желания будут исполнены! Пили хмельные напитки и предавались танцам и веселью.

Эту ночь отмечают и все индийские религии, и тибетские, где она имеет примерно такое же значение. Эту ночь отмечают и кельты. У кельтов в эту ночь рождается бог природы, умерший на Хэллоуин. У первых христиан Рождество Иисуса Христа падало также на эту ночь и современная дата католического рождества не сильно отстает от нее по времени (всего на три дня). Даже мусульмане в арабских странах (сильнее всего в Иране) в эту ночь не спят, загадывают желания и накрывают фруктовый стол, где главным блюдом является арбуз. Таким образом, Новый год с 21 на 22 декабря - действительно Вселенский праздник, отмечаемый всеми религиями, традициями и культурами.

 

 

Ответ #58: 18 05 2011, 12:17:30 ( ссылка на этот ответ )

Послания на бересте
В 2011 году исполняется ровно 60 лет с тех пор, как в Великом Новгороде была найдена первая берестяная грамота. До этого ученые считали, что народ средневековой Руси был поголовно безграмотным!.. Вот уже больше полувека Новгородская земля дарит все новые и новые послания из глубины веков.

Прошлый, 2010 год оказался не просто урожайным, а знаковым: ученые обнаружили 1000-е и 1001-е по счету берестяное письмо.

26 июля 1951 года Нина Акулова, работница мебельного комбината, пришла на Неревский раскоп подработать во время отпуска по беременности. И надо же, ей сразу повезло. «Когда мы разрыли древнюю мостовую и стали ее зачищать, я нашла бересту. Я ее развернула, смотрю — на ней что-то начиркано. Я ее почистила и отнесла ученым», — вспоминала женщина.

Позже на Дмитровской улице (в старину она называлась Холопьей) установили памятный знак, гласящий, что именно здесь была найдена первая в истории России берестяная грамота.

БОГАЧ, БЕДНЯК

С легкой руки Акуловой находки посыпались как из рога изобилия. Только в том же 1951 году было найдено девять грамот. До того среди историков бытовало мнение, что население древнерусских княжеств грамоты не знало. Никому и в голову не приходило, что в Средние века кто-то, кроме князей и монашеского сословия, умел четко и ясно излагать свои мысли на «бумаге». По всеобщему убеждению, островками света среди моря тьмы и невежества были лишь монастыри, где иноки переписывали священные тексты и вели летописи. И вдруг такой сюрприз! Послания на бересте составляли все — и богачи, и бедняки. Писали, правда, иногда так, как слышали, но ведь писали же! Речь в письмах шла обо всем подряд — о феодальных повинностях, о спорах между крестьянами, о жалобах холопов своим хозяевам. Порой послания обильно сдабривали отборным русским матом. Кстати, раньше считалось, что его занесли на Русь татаро-монголы, но нет: мат оказался исконно русским изобретением, как баня или самовар.

ДЕШЕВО И СЕРДИТО

Почему же в Великом Новгороде береста была в таком почете? Причина — все тот же пресловутый экономический фактор. Пергамент или бумага, появившаяся в России только при Иване Грозном, стоили больших денег, а береста — копейки, благо лесов вокруг Новгорода было немерено. К тому же березовая кора отлично сохраняла тексты, поскольку не боялась влаги. Так что расположенный в очень сыром месте Великий Новгород с его высокими грунтовыми водами не то что не погубил, а скорее законсервировал сообщения не бересте. Конечно, важные документы, такие, как права на владение землей, военные донесения, новгородцы писали на пергаменте, скрепляя их официальными печатями. Но вот черновики часто набрасывали именно на бересте, равно как бытовые записки и любовные послания. Письма после прочтения рвали пополам вдоль текста, резали ножом или просто выбрасывали. Писали на бересте не чернилами, а заостренным стержнем (писалом), глубоко процарапывая буквы. Благодаря этому сегодня у нас есть уникальная возможность ознакомиться с содержанием древних писем.

У КАЖДОГО СВОИ ПРОБЛЕМЫ

Итак, о чем же славяне писали друг другу? Вот берестяная грамота, датированная примерно 1240-1260 годами: «Поклон от Данила брату Игнату. Брат, позаботься обо мне: хожу ведь голый — ни плаща, ни иного чего! ...А госпожа мне ничего не пожаловала. Умилосердись же, брат, дай мне место на задворках: нечем кормиться. Кланяюсь тебе».

Что и говорить, у каждого были свои проблемы. У одного стол ломился от яств, а у другого в карманах гулял ветер.

В берестяных записках люди часто просили о помощи. Вот грамота, написанная в самый разгул монголо-татарского ига на Руси. Что же такого срочного сообщает простой новгородец своей супруге? «Поклон от Петра Марье. Я скосил луг, а озеричи (жители деревни Озера) у меня сено отняли...»

Казалось бы, жена Марья должна была бежать по всей деревне и призывать односельчан на помощь. Тем более что в те времена царило кулачное право. Так ведь нет. Петр, очевидно прекрасно знакомый с юридическими тонкостями, просит жену: «...Спиши копию с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы было понятно, как проходит граница моего покоса».

Одна эта фраза говорит о многом. Во-первых, у грамотного крестьянина такая же грамотная жена. Во-вторых, его обидчики — тоже грамотные люди, иначе как бы они могли ознакомиться с документом? В-третьих, хозяйственные споры на Руси решались не мордобоем, а вполне цивилизованно. Вот тебе и «темные века»...

Я ТЕБЯ ЗАКОЛДУЮ, Я ТЕБЯ ЗАЦЕЛУЮ

Считается, что в прошлом женщина, и особенно на Руси, была забитым, темным и зависимым существом. Как бы не так! Женщина в Новгороде была свободным равноправным партнером. Жена зачастую посылала мужу «приказы» и вела финансовые дела. Мало того — дамы сами выбирали себе мужей и не стеснялись домогаться предметов своей страсти. Не верите? Читайте: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался... хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».

Увы, предмет обожания был равнодушен к автору послания. Прочитав его, мужчина в сердцах разрезал его ножом, обрывки завязал в узелок и бросил в кучу навоза. Но женщины не спешили опускать руки — прибегали к заговорам. «Так пусть разгорится сердце твое, и тело твое, и душа твоя страстью ко мне, и к телу моему, и к лицу моему...» — говорится в другом послании. Жаль, неизвестно, помогло ли колдовство женщине, потерявшей голову от любви...

 

 

Ответ #59: 15 03 2013, 18:13:51 ( ссылка на этот ответ )

История и традиции празднования Масленицы в России

Масленица — древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел к нам из языческой культуры и сохранился после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной седмицей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В это время по уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе масла) и яиц.

Масленица относится к числу праздников, составляющих подвижную часть календаря. Срок ее проведения зависит от даты главного христианского праздника ‑ Пасхи. По православным пасхалиям празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи, что соответствует второй половине февраля — началу марта.

В 2013 году в России Масленица приходится на неделю с 11 по 17 марта.

К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов, пряженцов и пирогов, соленую рыбу, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне масленой недели называлась "маленькой масленицей". В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение — блины — и клали его на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам. В воскресенье на заговенье перед Великим постом последний раз ели мясо.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели.

Для всего русского населения семь масленичных дней были самым веселым и любимым временем в году. Народ ласково называл этот праздник "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "объедуха".
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX веках центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых — "Масленица", "Воевода" и другие. Сюжетом для них служила сама Масленица, часто в представление включались какие‑то реальные местные события.

Основным угощением и символом Масленицы являются блины. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много — с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Ели блины со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными начинками с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица". Каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать.
Понедельник — "встреча" праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.
Вторник — "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки —женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).
Среда  — "лакомка". На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.
Четверг — "разгуляй". В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг — оборона или взятие снежного городка.
Пятница — "тещины вечера", когда зять едет "к теще на блины".
Суббота  — "золовкины посиделки". В этот день ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.
Воскресенье — это заключительный, "прощеный день", когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу.
В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы" (т.е. поста).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

 

Страниц: 1 ... 10 11 12 13 | ВверхПечать