НЕ ЕШЬ ХЛЕБ ЗА СПИНОЙ ЧЕЛОВЕКА!
Светлана НИКИФОРОВА
В народных культурах многих стран к хлебу издавна относятся с благоговейным уважением, наделяя святостью. В России буханку хлеба в прошлом было принято держать в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. При заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.
Очень много обычаев связано с хлебом у моряков. Например, в доме каждого из них в течение года обязательно висел хлебец в виде кораблика. Пока он цел, ничто не грозит и судну, на котором плавает хозяин дома или его взрослые дети. В Великий четверг на Страстной неделе вся семья собиралась у кораблика, с пением церковных гимнов спускала его и предавала огню. А на «рейд» вставал новый корабль.
Не меньшее значение имело и то, как держать буханку, когда режешь ее. Английские моряки считали, что, стоит в этом случае перевернуть буханку верхней коркой вниз, тут же где-то в море обязательно перевернется какое-нибудь судно. Ну а если буханка раскрошится в руках, значит, не миновать неприятностей в семье…
Буханка против пожара
На Успенье традиционно святили свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба.
Не меньшим распространением пользовался и обычай держать в доме черствую буханку хлеба, которую испекли в Страстную пятницу. Ее подвешивали на веревочке к потолку, и она целый год исправно отгоняла от дома всех злых духов, пока не наступала новая Страстная пятница и не выпекали новую «охранную грамоту».
Однако и сама буханка в процессе своего рождения нуждалась в защите от козней дьявола. Вот почему перед тем как посадить ее в печь, заботливая хозяйка обязательно выводила на верхней стороне большой крест: после этого можно было быть уверенным, что хлеб хорошо пропечется и не подгорит.
Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар.
Не смахивайте крошки со стола
Эти представления во многом определили современные правила обращения с хлебом во время еды. Его не принято ломать руками — «жизнь себе поломаешь». Нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.
Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил недоеденный кусок хлеба на столе, похудеет — хлеб будет его сам «есть» или гоняться за ним на том свете.
Древнее суеверие говорит, что перевернутый коркой вниз хлеб на столе приведет к неудаче. Выбрасывать хлеб и по сей день считается тяжелым, непростительным грехом повсеместно. Даже заплесневевший хлеб возбраняется выбрасывать, его следует скормить птицам, тварям Божьим. Вместе с тем, тот, кто ест плесневый хлеб, — будет хорошо плавать и не станет бояться грозы.
Парня, который первым отрезает от каравая горбушку, по поверью, постоянно будут любить девушки.
Ладонью крошки со стола смахивать нельзя, иначе этой же ладонью крошки просить придется. Воткнутый в хлеб без дела нож — кощунство. Хлеб может обидеться и больше не бывать в этом доме.
Если кто, обедая или ужиная, отложит недоеденный кусок хлеба и, забывшись, отломит другой, это означает, что кто-нибудь из родных его терпит голод.
Уважение к хлебу отражают и другие приметы. Если подгорит хлеб или пирог в печи, то «хозяйку схватит ночью за жопу черт». Если хлеб испечется необычной формы, то в доме будет несчастье. Когда вынимают пироги из печи и один из них перевернется — к прибыли.
Хлеб в печи раздвоился — к отъезду кого-то из домочадцев. Хлеб не выпекается, сырым остается — к разлуке или к разорению. Если при резании свежеиспеченного хлеба мякоть его пристает к ножу, то будет продолжительная дождливая погода.
В крестильном и свадебном русских народных обрядах хлеб выполняет функцию своеобразного оберега: им повсеместно благословляют молодых.
Отговев (перед исповедью и причастием), следовало в прошлом купить связку бубликов и разделить их с друзьями и близкими. Считалось, что в таком случае увидишься с ними на том свете. Бублик — символ круга, таинственной вечности. Очистившемуся от грехов человеку следовало включить в вечность близких людей.
С куском хлеба нельзя входить в чужой дом, потому что это может привести к ссоре.
Хлеб да соль
"В Греции хлеб считают подарком бога, поэтому женщины благословляют его и совершают крестное знамение ножом перед тем, как хлеб разрезать. В Великобритании до недавнего времени во многих семьях было принято ко времени родов готовить так называемый стональный хлеб (во многих частях Англии вместо того, чтобы сказать она рожает», говорили она стонет») и раздавать по кусочку каждому из находящихся в доме в момент появления новой жизни. Это приносило удачу новорожденному, а также всем участникам трапезы."
Ритуал разрезания хлеба проводил отец ребенка. Ему следовало быть очень осторожным, чтобы не порезать палец, иначе ребенок не проживет и года. То, что не съедали при родинах, сохраняли и давали гостям, приходившим в дом в период между рождением и крещением.
Одну порцию часто сохраняли отдельно, и потом няня дарила ее первому лицу противоположного с младенцем пола, встреченному по дороге в церковь на крещение или обратно. Отказаться от предложенного ломтика значило, что тогда ребенка постигнут неприятности. Незамужние девушки иногда съедали только часть своей порции, а остальное прятали на ночь под подушку в надежде увидеть во сне будущего жениха.
Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.
Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом.
"Само выражение хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. Хлеб да соль говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия."
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью — к счастью. Хлебом с солью по сей день встречают дорогих гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания.
Поедатели грехов
Очень много обычаев связано с хлебом у моряков. Например, в доме каждого из них в течение года обязательно висел хлебец в виде кораблика. Пока он цел, ничто не грозит и судну, на котором плавает хозяин дома или его взрослые дети. В Великий четверг на Страстной неделе вся семья собиралась у кораблика, с пением церковных гимнов спускала его и предавала огню. А на «рейд» вставал новый корабль.
Не меньшее значение имело и то, как держать буханку, когда режешь ее. Английские моряки считали, что, стоит в этом случае перевернуть буханку верхней коркой вниз, тут же где-то в море обязательно перевернется какое-нибудь судно. Ну а если буханка раскрошится в руках, значит, не миновать неприятностей в семье…
Во время траурных церемоний хлеб также играл большую роль. Если умерший человек вел не совсем праведную жизнь и должен был предстать перед судом божьим, чтобы ответить за грехи, то на помощь приходила все та же буханка хлеба. В русских деревнях обычно был специальный «поедатель грехов» — глубокий старик, который уже не мог работать. За небольшую плату его приглашали на похороны, где он съедал буханку хлеба, испеченного родственниками усопшего, и тем самым брал все его грехи на себя.
Этот обычай был распространен и в других странах. В Англии, например, его целью было обеспечить покойному верный и прямой путь на небеса, с помощью простого ритуала перенеся все его грехи на какое-нибудь другое существо.
В Индии в качестве «поедателей грехов» и сегодня выступают святые брахманы, которые помимо хлеба и выпивки берут за свою работу еще и солидное денежное вознаграждение.
На Таити грехи покойного берет на себя вместе с хлебом местный жрец, который носит здесь титул «молящегося за мертвецов».
Жрец молится богу, чтобы тот забрал душу умирающего, и просит, чтобы все его грехи, в особенности тот, за который сильней всего спросят с его души, были оставлены на земле и спрятаны в ямку, которую вырыл жрец…