Максимум Online сегодня: 403 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356462 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 28 03 2024, 15:26:03

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 ... 6 | Вниз

Опубликовано : 28 12 2008, 15:32:32 ( ссылка на этот ответ )

Первобытные народы не считали лет, просто теплый сезон сменял для них дождливый, за ним приходил снежный, а после долгих холодов приходила оттепель. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим. Именно весна ассоциировалась у древних с обновлением, поэтому большинство народов отсчитывали Новый год с первого месяца весны:


В Древней Месопотамии Новый год начинался 21 марта, когда начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели — в Евфрате. Именно поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками.

В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение поднимали лица к южному небу, стараясь первыми заметить, когда взойдет над горизонтом самая яркая звезда — Сириус. Ее появление на небосклоне и означало наступление Нового года.

В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь. После этого первым днем Нового года стали считать первый день января. Свое название январь получил в честь римского бога — двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперед к новому. В новогодний праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением этого бога. Празднования продолжались несколько дней. В Древнем Риме первыми подарками были ветви лавра — символы счастья и удачи.

В Древней Индии, Новый год тоже начинался 21 марта. Государство просыпалось от зимнего сна вместе с новым годом, люди загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него свое украшение.

Восточные славяне, отмечали приход Нового года так же, как и многие другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.
Последнее редактирование: 20 12 2011, 23:22:08 от Administrator

 

 

Ответ #1: 08 01 2009, 19:03:24 ( ссылка на этот ответ )

НОВЫЙ ГОД: ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Праздник Нового года в той или иной форме отмечают все народы мира. Он уходит корнями в языческое прошлое человечества. Наблюдая за природой, древний человек провел аналогию со своей жизнью, наделив природу способностью рождаться, жить и умирать. И этот бесконечный цикл завораживал и вызывал благоговение, но был и страх, что умирающая природа может не возродиться, и тогда все погибнут. Чтобы этого избежать, древние люди приносили богам жертвы, старались задобрить тех, от кого, как они считали, зависит возрождение природы. Известно, что в результате наблюдений людям стали известны наиболее важные, «узловые» даты года: дни равноденствий и солнцестояний. Эти дни наделялись особым значением, им приписывались магические свойства. Так появились первые праздники, знаменующие начало нового года с возвращением природы к жизни и в большинстве начало земледельческих работ. Они праздновались в марте или сентябре, соответственно приурочиваясь к дням равноденствий, когда день равен ночи, либо к дням солнцестояний (зимой – самый короткий день, а летом – самый длинный в нашем полушарии). Так, в Древнем Египте новый год начинался с разливом Нила и приходился на сентябрь. В октябре Новый год праздновали кельты, называя его «конец лета». Древние римляне до реформы императора Юлиана отмечали Новый год в начале марта, а после Новый год стал отмечаться 1 января. В этот день римляне дарили подарки друг другу, а также должностным лицам и самому императору. Поначалу это были просто плоды, покрытые позолотой, затем золотые монеты и другие ценности. Кельты унаследовали множество римских традиций, в том числе дарение новогодних подарков подданными своему королю. Обычно дарили драгоценные украшения и золото. Благодаря этой традиции английская королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток, а мы имеем возможность дарить своим любимым «королевские» подарки. На Новый год и в России было принято дарить драгоценности. Фаберже говорил, что дарить дамам драгоценности, тем более бриллиантовые колье, не всегда уместно. Поэтому и возникла индустрия ювелирных игрушек, вещиц для витрины – «обже де фантазии». Знаменитой балерине Матильде Кшесинской как-то подарили елочку из золота с льдинками-бриллиантами на ветках.

Доподлинно неизвестно, когда древнеславянские племена отмечали начало нового года, но считается, что это было весной. Логично предположить, что на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия в марте.

После Крещения Руси в 988 году началось новое летоисчисление от сотворения мира, появился Юлианский календарь с римскими названиями месяцев. Началом нового года стало 1 марта. Внедрение этой даты не противоречило традициям, к тому же она совпадала с началом полевых работ, поэтому быстро прижилась.

В 1348 году состоялся Собор православной церкви в Москве, на котором было принято решение праздновать начало Нового года 1 сентября. Этот перенос уже не был связан с древними традициями, что означало укрепление православия, закрепление главенствующей роли религии в государстве. Православная церковь сохранила эту новогоднюю дату до нашего времени. Это день Симеона первого столпника, известного в народе под именем Семена-летопроводца. К этому дню приурочивались сборы податей и оброков. Официальная часть празднования Нового года проходила очень торжественно. На Ивановской площади между Архангельским и Благовещенским соборами патриарх в присутствии царя и членов царской семьи, бояр, знатных и простых людей совершал торжественный молебен. По окончании молебна, поздравив царя с новым годом и пожелав здравствовать всем, патриарх окроплял собравшихся святой водой и удалялся в Успенский собор для совершения обедни. Государь же обращался с поздравлением к народу, который отвечал: "Здравствуй на многие лета, надежа Государь!" Бедные люди подавали прошения, которые собирались и уносились в палаты. По традиции в этот день любой мог искать у царя справедливости. Затем в толпу сыпали мелкие деньги, богатые люди рассылали по приютам милостыню, кушанья, раздавали неимущим одежду и хлеб. С площади праздник перетекал в городские дворы, где проводились обряды "сажания на коня и пострига" сына-первенца. Такое состояние дел продлилось до 1699 года, когда юный царь Петр I Алексеевич побывал за границей, в том числе и в Германии, которая впечатлила его своими рождественскими деревьями. Эти впечатления отразились в указе, изданном в декабре 1699 года, который не только содержал довольно подробные указания, как следует встречать Новый год и когда, но и вводил новое летоисчисление от Рождества Христова. «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Календарь остался прежним, юлианским, хотя многие католические страны начали уже переходить на григорианский. Было запрещено праздновать старый Новый год 1 сентября (случилось это еще 31 августа, а на вопросы народа к глашатаям, когда же его праздновать, те только пожимали плечами). "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".

Первый день нового 1700 года начался парадными шествиями на Красной площади в Москве, в которых будущий император тоже принимал участие, подавая пример. Вечером был устроен салют из двухсот пушек и фейерверк, сам Петр первым поджег ракету. Однако такие празднества, с фейерверками, подарками, бал-маскарадами и тем более новогодними елками акклиматизировались в России много позже. Конечно, двор и высшее сословие отмечали Новый год согласно новой моде, но остальной народ еще очень долго привыкал к этому. Высшее сословие традиционно устраивало новогодние балы, а в свет не выходили без драгоценностей, тем более на праздник. В XVIII и XIX веках на балы надевали полные большие наборы бриллиантовых драгоценностей – парюры.

* 1.jpg

(10.29 Кб, 170x128 - просмотрено 4073 раз.)

* 2.jpg

(7.68 Кб, 170x128 - просмотрено 4048 раз.)

 

 

Ответ #2: 08 01 2009, 19:12:02 ( ссылка на этот ответ )

Прообразом рождественского Санта Клауса стал Святой Николай, живший в III веке в городе Патара (Малая Азия, Ликия). Это один из самых почитаемых христианских святых, известный в России как Николай Угодник. Исторических свидетельств о нем не сохранилось. Считается, что он был состоятельным человеком, с раннего возраста посвятил себя служению Богу и раздал свое состояние на нужды бедняков. Легенда гласит, что Святой Николай подбрасывал в дома бедняков набитые золотом кошельки через дымоход, и они попадали в башмаки, которые оставляли сушиться у очага. Отсюда традиция класть подарки в башмаки, сапоги, носки и пр.

Традиция гадать в новогоднюю ночь, которая считается особенной, магической, сохранилась до наших дней с незапамятных времен. Разновидности гаданий, конечно, изменились, но некоторые можно использовать до сих пор. Например, восточное гадание с бусами. Нужно взять белые и красные бусины поровну (раньше это были чаще всего коралловые бусы), сложить в миску, засыпать крупой и загадать желание. Вынется красная бусина – желание сбудется, белая – нет. Так же гадают с двумя нитками красных и белых бус, только кидают их одной рукой за спину. Если ближе упали красные – будет удача в загаданном деле. Утром 31 декабря, прибираясь в доме, мели на кухне. Если попадались зерна крупы, значит, год будет удачным. Для гадания с кольцами на блюде и подблюдными песнями вместо последних можно заранее приготовить бумажки с предсказаниями («скорая свадьба», «поездка», «важные известия», «богатство» и т.д.), и, вынимая по очереди кольца или другие украшения гадающих, тут же вытаскивать очередное предсказание. Обручальные кольца – один из важнейших атрибутов гадания. Кольцо можно брать чужое. С кольцом и стаканом гадали так: привязанное к нитке кольцо опускали в стакан, наполовину наполненный водой, но не касаясь поверхности воды. Спрашивали, сколько детей будет, во сколько лет замуж и т.д., и считали, сколько раз кольцо ударится о стенки стакана. Если кольцо не отвечает, окунали в воду и подтягивали опять вверх.

* 3.bmp

(64.05 Кб, 170x128 - просмотрено 3793 раз.)

Последнее редактирование: 08 01 2009, 19:30:32 от Паскаль

 

 

Ответ #3: 11 01 2009, 18:33:02 ( ссылка на этот ответ )

СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД
В мире есть много странных праздников, например, День спонтанного проявления доброты или День сурка. Но все они появились в новое время, и не имеют богатой истории, как один из самых странных праздников - Старый Новый год. Он отмечается не только в России, но и во многих зарубежных странах. Что же это за Новый год такой – Старый?

Старый Новый год — это Новый год по юлианскому календарю или, иначе говоря, по старому стилю. В наше время он приходится на ночь с 13 по 14 января по григорианскому календарю (новому стилю). Это неофициальный праздник, который отмечается по традиции, возникшей в результате перехода на новое летоисчисление в 1918 году. Важность этой даты также в том, что Русская православная церковь живет по старому стилю – юлианскому календарю, и все православные праздники также отмечаются по старому стилю. Таким образом, разница между официальным григорианским календарем и юлианским составляет 13 дней. В XIX веке эта разница составляла 12 дней, а уже с 1 марта 2100 года она составит 14 дней.

В 46 году до н. э. римский диктатор Гай Юлий Цезарь ввёл разработанный александрийскими астрономами во главе с Созигеном календарь, в основу которого лег расчет периода обращения Земли вокруг Солнца, который примерно равен 365,25 суток (365 суток и 6 часов). Этот календарь был назван юлианским. Для того чтобы куда-то пристроить лишние шесть часов, был введён високосный год, которым считался каждый год, кратный четырем. Таким образом, три года содержат 365 суток, а четвертый – 366. Дополнительные сутки были добавлены в феврале, который был выбран как последний месяц римского года. Первым високосным годом стал 45 год до н. э.

Продолжительность так называемого тропического года (время между двумя весенними равноденствиями) составляет 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Различие в продолжительности тропического года и юлианского года (365,25 суток) составляет 11 минут 14 секунд, которые приблизительно за 128 лет складываются в одни сутки. По истечении нескольких столетий было замечено смещение дня весеннего равноденствия, от которого рассчитываются даты церковных праздников. К XVI веку весеннее равноденствие наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта, используемого для определения дня Пасхи. Чтобы устранить эту ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря, основанную на изменении правила високосного года. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны 100. Отныне такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400. Таким образом, юлианский и григорианский календари расходятся на 1 сутки в столетие (если предыдущее столетие не делилось на 4). Григорианский календарь точнее соответствует тропическому году, чем юлианский.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совета народных комиссаров, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь. Оба эти календаря совпадают до 2800 года и идут впереди юлианского.

Официальные представители Русской православной церкви на неоднократные вопросы о том, не перейти ли ей на общепринятый григорианский календарь, отвечают, что большого значения календарным различиям они не придают, и т.к. сам григорианский календарь тоже не точен, то положение дел останется без обсуждения, пока не будет разработан новый, абсолютно точный календарь, что, возможно, внесет коррективы в ситуацию с разницей дат.

 

* Старый Новый год.jpg

(11.77 Кб, 170x128 - просмотрено 3967 раз.)

Последнее редактирование: 20 12 2011, 23:20:17 от Administrator

 

 

Ответ #4: 11 01 2009, 18:48:00 ( ссылка на этот ответ )

СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД
продолжение...

Когда  Старый Новый год приходился на 1 января, он попадал как раз в середину Святок и назывался Васильевым днем, а вечер 31 декабря – Васильевым богатым вечером. Сохранилось несколько народных традиций, связанных с этим днем. Например, в некоторых губерниях существовал обычай ходить по домам и требовать угощения за хвалебные песни хозяевам. По приметам, если ночью перед Васильевым днем небо ясное и звездное, значит, будет богатый урожай ягод. По народным поверьям св. Василий Великий охраняет сады от червей и вредителей. Утром Старого Нового года нужно пройти по саду со словами древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!"

Отзвуки языческих традиций можно найти и в обрядах, проводившихся в Васильев день. Один из них – варение каши. Обряд нужно было совершить до рассвета. Старшая в доме женщина приносила крупу из амбара, а старший в доме мужчина – воду из реки или колодца. Затапливали печь, а пока она топилась, крупу и воду не трогали: это считалось плохой приметой. С приговорами ставили кашу в печь, а, вынимая, говорили: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Плохой приметой считалась вылезшая из горшка каша, а также треснувший горшок. Хорошую кашу съедали, плохую – выбрасывали в прорубь.

Еще один обряд - засевание зерен – можно найти в народных традициях Украины. Там дети крестьян перед обедней ходили по домам и сеяли из рукава либо из мешка разную крупу, пели особенную засевальную песню «Ходит Илья на Василья», а еще приговаривали: «Уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог - с топорище долины, с рукавицу ширины!» Таким «посыпальщикам» давали подарки, а рассыпанные зёрна собирали, сохраняли до весны и при посеве смешивали с прочими семенами. По самим посыпальным зернам, их количеству и внешнему виду, гадали об урожае.

На Рождество, Новый год и Крещение в дом вносили свежую воду и умывались ею для здоровья; ставили в красный угол первый сноп; пол устилали соломой; разыгрывали магические сценки — «прятались за пирогами», чтобы обеспечить себе урожайный год; обвязывали соломой фруктовые деревья; кормили кутьей домашнюю птицу, окружив ее поясом, чтобы она держалась своего двора; угощали скот обрядовым хлебом, «будили» коров и пчел, поздравляя их с праздником, и т. п. Для Нового года вообще были характерны «очистительные» обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров; окуривание или окропление водой хозяйственных построек; надписывание освященным мелом крестов на дверях и воротах.

Как и все праздники на Руси, Новый год смешал языческие и христианские традиции. В день христианского святого ведьмы воруют месяц с небес – такое сочетание не единственное. Но кто был этот святой, ставший русским крестьянам таким близким и добрым помощником в хозяйстве? По популярности его обошел, пожалуй, только св. Николай Угодник, Чудотворец.


Василий Великий (ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский, — святитель, архиепископ Кесарии Каппадoкийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Свои доходы св. Василий тратил на бедных, построил несколько богаделен, гостиницу и странноприимный дом; боролся с арианским лжеучением. За свою жизнь святитель оставил множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святой Василий вырос в богатой и уважаемой семье, в которой было десять детей (пять сыновей и пять дочерей), из них пятеро были причислены к лику святых: сам Василий; Макрина - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер брата; Григорий, впоследствии епископ Нисский; Петр, епископ Севастийский, и праведная Феозва - диакониса.

Св. Василий умер 1 января по старому стилю. Этот день и стал днем его памяти.


Для современных людей празднование Старого Нового года имеет другой смысл: считается, что в этот день надо провожать старый год, вспоминать, что важного случилось в уходящем году и вообще использовать последнюю возможность поздравить с праздниками знакомых и родных.

* св. Василий.jpg

(7.95 Кб, 170x128 - просмотрено 3907 раз.)

Последнее редактирование: 20 12 2011, 23:20:32 от Administrator

 

 

Страниц: 1 2 3 ... 6 | ВверхПечать