Максимум Online сегодня: 365 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 357782 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 18 04 2024, 10:17:36

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 | Вниз

Ответ #35: 16 08 2009, 18:22:14 ( ссылка на этот ответ )

БАШМАЧНЫЕ СУЕВЕРИЯ

Редкая свадьба в Европе сегодня обходится без того, чтобы вслед автомобилю не бросили старый башмак - или без старого башмака на заднем бампере. Однако достаточно странно, что этот обычай сохранился только на свадьбах.

Испокон веков люди связывали с обувью огромное количество примет и поверий, складывали легенды, сплетали суеверия. Во многих странах, у многих народов древние традиции и обычаи, связанные с обувью, поддерживаются до сих пор.



* * *

В старину старую обувь использовали в самых разных случаях. В России, видя на голове у кур выщипанные перья, заключали, что птиц невзлюбил домовой. Для устранения этих неприязненных отношений в курятнике подвешивали на веревке истоптанный лапоть. От дурного глаза старые лапти вешались и на колья вокруг огорода.

"После похорон покойника существовал другой обряд. В старый лапоть клали перья, пух и уголь с огнем. Этот лапоть уносил за околицу один из мужчин, присутствовавший на поминках. По дороге он дул на уголь и читал следующую молитву: Старики, ешьте, пейте да уходите отсюда

"На основе анализа обрядов со старой обувью у разных народов этнографы пришли к выводу, что подобные действия являлись своеобразным жертвоприношением умершим. Таким образом, символическое значение бросания старой обуви заключалось в стремлении получить покровительство умерших предков, которое простирается на все стороны домашнего обихода."

"Если, в частности, умерший предок в виде призрака отправится вместе с живым своим потомком куда-нибудь в путь, то от него можно ожидать только помощи и успеха. Но каким способом можно вызвать загробного гостя на такое совместное путешествие? Предложить ему для дороги удобную для него обувь. Именно так и объясняются старинные обряды с бросанием старой обуви в спину отправлявшихся в дальний путь. Бросание обуви в спину свахи, закидывание изношенными лаптями жениха-вдовца во время бракосочетания также имело цель обеспечить им покровительство умерших предков."

В Европе, когда строился дом, в его стену замуровывали ботинок - в качестве защиты от злых духов. И сегодня при демонтаже многих старинных зданий часто находят образцы старинной обуви.



* * *

Поставить чью-то обувь на стол или на стул - верный способ отправить этого человека на виселицу. Безоговорочно веривший в эту примету известный герцог Веллингтон весьма опасался таких случаев. И однажды, как свидетельствуют исторические документы, он даже уволил своего старого и верного слугу, который поставил его свадебные туфли на стол.

Источник этого суеверия - в тех мрачных временах, когда виселица была одним из наиболее популярных уголовных наказаний. Обувь, поставленная на стул или на стол, не касается земли, а суеверный человек видит ее болтающейся вместе с телом.

Существовало еще одно, менее мрачное суеверие: будто обувь на столе предвещает ссору. Если же ботинки ставила на стол женщина, то это значило, что у нее в этом году родится ребенок.

Узелок на шнурке - хорошая примета, несмотря на все неудобства, причиняемые им в спешке.

Нельзя оставлять ботинки на полу лежащими крест-накрест, но если положить их в виде буквы Т или вверх подошвами, то у вас не будет судорог, ночных кошмаров и ревматизма. Невротические боли и зуд в ноге можно излечить, если пальцем начертить на ботинке или сапоге крест.

Считается, что запах горящей обуви отгоняет бесов и змей, а во времена эпидемий чумы в шестнадцатом-семнадцатом веках он считался еще и противоинфекционным средством.

В Великобритании перед путешествием сжигали старые сапоги на удачу, а сборщики хмеля еще в прошлом веке регулярно проделывали это перед возвращением домой.

"Жокеи считают плохой приметой, если кто-нибудь случайно положит на пол их сапоги перед скачками. Они должны оставаться на полке, где обычно лежат, до того самого момента, когда наездник начнет обуваться. Рыбацкие сапоги надо приносить только под мышкой

Если при первом выходе актера его башмаки скрипят, его хорошо примет публика. Если в гримерной он сбросит их, и они упадут подошвами вниз - это счастливый знак. Но если на бок или, если актер сам или кто-то другой положит их на стул, за этим последует неудача.



* * *

Во многих случаях обувь связывали с жизненной силой или душой владельца. Так, когда находили убитого, с него снимали обувь, чтобы он не мог ходить после смерти.

Американские индейцы проделывали в подошвах детской обуви дырки, чтобы через них вышли злые духи.

До недавнего времени было принято бросать – на удачу - обувь вслед покидающему порт кораблю.

Считается, что тот, кто наденет обувь не на ту ногу, притянет к себе несчастье. Суеверие это зародилось в глубокой древности. Однажды римский император Август по ошибке надел сандалию не на ту ногу, споткнулся и чуть не разбился насмерть.

Тот же, кто привяжет ботинок к машине молодоженов, наоборот, привлечет к себе удачу. Этот обычай зародился в Англии, где было принято кидать ботинки в карету, в которой ехали молодожены.



* * *

По иудаистскому обряду после смерти брата неженатый деверь должен был жениться на его бездетной вдове. Вдова могла освободить мужчину от этой обязанности, публично сняв с его ноги ритуальный ботинок. Только в этом случае он считался свободным и мог жениться на другой.

В одном их индейских племен по традиции женскую пару обуви для бракосочетания должен изготовить жених. А в Китае в первую брачную ночь красные туфельки невесты необходимо забросить на крышу дома - в знак любви и гармонии.

Детскую обувь китайские родители часто украшали изображениями хищных, свирепых животных, например тигра, веря, что нарисованный зверь защищает ребенка от злых духов.

  Японские самураи считали, что, надев обувь из медвежьего меха, им передастся сила зверя…
Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Сенека

 

 

Ответ #36: 10 09 2009, 11:11:17 ( ссылка на этот ответ )

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ В ДОРОГУ
Владимир Аргентов

Существует множество примет, связанных с дорогой, — задастся она или нет? Обращает на себя внимание то, что примет «не к добру» больше. Объясняется это просто: важнее знать, что дорога не задастся, дабы постараться предотвратить грядущие неприятности.

Приметы, по которым дорога будет неудачной

Встал в день отъезда с левой ноги — пути не будет. Почему? Да потому, что левая половина тела отдает энергию: встав с левой ноги, вы «сливаете» вовне ту энергию, которая бы вам очень пригодилась в пути. Тем самым вы себя обессиливаете.

Прямо перед дальней дорогой не полагается мыть волосы перед дальней дорогой. Считалось, что с мытьем волос ослаблялась связь с высшими силами, заручиться поддержкой которых было необходимо перед дальней дорогой.

Отправляться в дальнюю дорогу в пятницу — пути не будет. Откуда такое поверье? Оказывается, пятница считалась женским днем, когда женщины отдыхали и ничем не занимались. Поэтому отъезжать в пятницу — значит создавать им хлопоты, вызывать их неудовольствие. Отягощенный этими негативными чувствами отъезд, само собой, не мог быть удачным.

Перед дорогой отъезжающий и провожающие должны присесть и помолчать. Этот обычай нужен для того, чтобы собраться с мыслями и проверить себя: все ли взято, не забыто ли что?

Если кто-то встречается вам на пороге — это не к добру. Потому что вы соприкасаетесь аурами, и встреченный вносит в вашу ауру то, что может навредить вам в пути. Случившееся можно нейтрализовать, сказав про себя слова: «Свое с собой взял, мое мне отдал». То есть восстановить дорожную ауру.

Если перед выходом все время думать о доме, о домашних — это не к добру. Значит, все мысли отъезжающего заняты тем, что остается дома, а дороге уделено меньше внимания, заботы, энергии, что плохо скажется в пути.

Категорически запрещалось собравшемуся в дорогу задавать вопрос: «Куда?» Этот простой вопрос, считалось, перечеркивал удачу в конце пути. Чтобы как-то сгладить эту неудачу, полагалось отвечать только так: «За кудыкины горы».

Если вернуться с дороги — пути не будет. Народ полагал, что в этом случае хозяин дома — домовой — не пускал человека, давая ему возможность еще раз задуматься о необходимости путешествия или взять забытое. Чтобы хоть как-то ослабить грядущую неудачу, полагалось посмотреть на себя в зеркало да еще показать себе язык или заглянуть под коврик, половичок.

Если дорогу вам перебегает черная кошка — это не сулит ничего хорошего. Ведь она притягивает к себе биоэнергию, то есть забирает и вашу энергию, и вашу удачу. Чтобы избежать беды, связанной с черной кошкой, достаточно выбрать другой путь. Или, если обходного пути нет, плюнуть через левое плечо и трижды перекрестить дорогу, по которой кошка убежала, чтобы ее энергетика не повлияла на вашу.

Встреча с монахом (или священнослужителем) тоже считалась признаком несчастья. Если он попадался навстречу, надо было показать ему кукиш в кармане, чтобы нейтрализовать его негативное воздействие. Почему? Да потому, что монашеская жизнь (как и любого служителя церкви) связана со многими ограничениями, с лишениями себя радости. С народной точки зрения, эти люди должны поневоле осуждать других и завидовать им, то есть в их взгляде может быть и недоброжелательство, и даже сглаз, как ни кощунственно это звучит. Поэтому надо было сложить кукиш в кармане, замкнув тем самым свои энергетические каналы и обезопасив себя.

Если вы споткнулись, возвращаясь домой, — это к ссоре с домашними. В народе считалось, что, если человек спотыкается, значит, нечисть хватает его за ноги. А биоэнергетики связывают это с дисбалансом энергетических потоков внутри организма. При этом человек может быть раздражительным, что легко приводит к ссоре.

Встретить в дороге человека с пустыми ведрами или ведром — дурной знак, связанный с пустыми хлопотами. Потому что, по народным наблюдениям, пустое ведро отнимает у человека энергию.

Худо, если вы найдете по дороге что-то острое, колющее, режущее. Все то, что может причинить боль, является плохой приметой. По аналогии с вышеупомянутой приметой найти расстегнутую булавку — к беде, а застегнутую — к добру. Поскольку расстегнутой булавкой можно уколоться, она может причинить боль, то найти ее в пути — к беде, а застегнутой булавкой обороняются от сглаза, она несет добро, оберегает от зла.

Приметы, по которым дорога будет удачной


Для доброго пути берите с собой полынь. По народным поверьям, полынь обладает свойством охранять от сглаза и порчи. Помимо этого, ее запах отпугивает крыс, мышей, блох, тараканов, что совсем нелишне в дороге — меньше шансов подцепить какую-то болезнь.

Для удачи перед дальней дорогой важно подержаться за угол стола. С него стекает поглощенная в доме биоэнергия, а получить добавочный заряд бодрости и энергии перед дальней дорогой — совсем нелишне.

Встретить человека, несущего полное ведро воды, — это к удаче, пусть и небольшой. Потому что вода в ведре обладает энергией, которая частично передается тому, кто проходит, проезжает рядом.

Если перед самым отъездом или в момент отъезда пошел дождь, да еще внезапно, — это к удачному пути. Почему? Да потому, что в народе дождь связан с урожаем, с благом, с приумножением достатка.

Увидеть на дороге башмак или рукавицу — к встрече с близким человеком или с другом. Башмак, рукавица — символ близкого человека в народе.

Встретить похоронную процессию — к редкой удаче. Умерший, но не преданный еще земле человек является связующим звеном между миром нашим и миром иным. В момент встречи можно загадать желание (удачи в делах, везения в остальном), и это будет исполнено. Но нельзя ни в коем случае пересекать путь похоронной процессии — это значит притянуть к себе смерть и болезни умершего.

Если вам в каком-то месте очень понравилось и вы хотите туда вернуться — бросьте в водоем монетку. Дело в том, что ваша энергия, частично впитанная монеткой, сохраняясь на дне водоема, позовет вас в обратную дорогу, будет тянуть к себе.

 

 

Ответ #37: 26 09 2010, 09:45:48 ( ссылка на этот ответ )

Зачем носили воду в решете? Поверья наших предков

Сито и решето фигурируют во многих народных присловьях. Кроме «носить воду в решете» и «чудес в решете», смысл которых сейчас сильно изменился, опытность человека аттестовали как то, что он «прошел сквозь сито и решето»; об отношении к вещам говорили: «новое ситце на колку нависится, а старое и под лавкой наваляется» и т.д.

Да и у многих народов мира сохранились предания на тему решета. Так, в Древнем Риме якобы весталка Туккия, будучи обвиненной в нарушении целомудрия, сумела опровергнуть навет, набрав воду в решето и пронеся, не пролив ни капли. Аналогичный метод использовался в Индии. А еще в северной и центральной части этой страны решето выполняет роль шаманского бубна: в него закладывают рис, а потом встряхивают.

В славянском фольклоре тоже нередко обыгрывается сюжет с решетом! Например, в одной русской чертям вздумалось потребовать у солдата задать им работу; а он, не будь дураком, отправил их… совершенно верно – носить воду в городские бани. Вот уж пришлось им попотеть, бегая с решетом…

Но чаще всего подобное задание связано с несчастными падчерицами. Например, одна из героинь была выгнана из дома злой мачехой и нанялась батрачить у Бабы Яги, та приказала истопить баню, натаскав воды… ну, понятно чем. Но трудолюбивую девочку выручила сорока, подсказавшая замазать дно глиной.

В другой сказке, белорусской, бедолаге по приказу мачехи пришлось мыться в бане с чертом, и смышленая девушка отправила его за водой с решетом: «Чорт пабег, узяу решето: насiу, насiу – пакуль прибяжиць, толькi каплець». В польском фольклоре падчерицу заставили прясть ночью, что привело к встрече с дьяволом, и она тоже наладила незваного гостя принести воды в решете.

Украинцы заодно с белорусами распевали:
«Братичек, милый мой,
Горить на горы дом твой,
Стали го хлопчыки гасити,
Рэшатами водыцю носити,
Стильки у хлопчыках правдыци,
Скильки у рэшатах водыци,
Стильки хлопчыкам боличок,
Скильки у рэшатах дирочёк».

Но бывали случаи, когда воду решетом носили или проливали сквозь решето совершенно серьезно. Такие действия были связаны с ритуалами. На полесских свадьбах лили ее на землю, «чтобы все велося, родилося». На то еще на утро молодуху пошлют принести водицы в сетчатой упаковке, – шутка шуткой, но и спорость ее таким образом проверялась.

Вятичи считали, что если пролить воду в решето, то можно избавиться от тоски: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, рабы Божьей (имя), по рабу Божьему (имя) тоска не держалась». Во многих местах ее лили, чтобы вызвать дождь, а кое-где переворачивали решето, чтобы его остановить. Был и другой прием справиться с засухой. В Брестской области для этого нужно было вдове набрать в канаве или луже воды и отнести в реку. Дно решета в этом случае замазывалось глиной, а позднее – выстилалось клеенкой.

Дырявая посудина наделялась целебными свойствами. Славяне верили, что если беременная женщина трижды напьется воды, пролитой через решето, это может избавить ее от угрозы выкидыша. Ею поливали и поили детей, домашний скот. Существовал и такой обычай: если дитя сильно заболеет, то нужно посадить кошку на окно, прикрыв сверху перевернутым решетом. Если же случалась эпидемия, то «решетовой» водой и улицу поливали.

* Приметы.jpg

(18.12 Кб, 354x500 - просмотрено 1894 раз.)

 

 

Ответ #38: 26 09 2010, 09:51:31 ( ссылка на этот ответ )

Зачем толочь воду в ступе? Поверья наших предков

О ступе разговор может быть долгим. Например, с санксрита это слово переводится как «макушка, куча камней, земляной холм», в буддизме ступы известны как культовые сооружения, символизирующие просветленный ум Будды и выступающие хранилищами реликвий. Среди них имеются полусферические или башнеобразные, колоколообразные и бутылеобразные. Чтобы говорить подробнее, нужен отдельный рассказ.

В японской культуре в древние времена на 15 сентября приходился праздник любования луной (цукими мацури). Считалось, именно тогда она самая яркая в году, и лунный заяц толчет в ступе листья произрастающего там же лавра, готовит из них лекарства, а потому роса в ночь на 15 сентября считалась целебной.

Но, переходя к теме славянской традиции, можно отметить любопытный факт: символами богини Макошь тоже были ступа, гора, верх, маковка – любопытный переклик с санскритом, не правда ли? А домашняя ступа считалась не просто хозяйственной утварью. В частности, ей приписывали целительские свойства: в ступе пытались истолочь болезнь как у взрослых и детей, так и у домашней скотины, под ней «морили» лихорадку.

Ступа воспринималась в качестве олицетворения женского лона (а пест, соответственно – мужского фаллоса). И не зря говорили в народе: жена – ступа дома, или – у тещи для зятя и ступа доит (т. е. доится). Правда, о слишком резвых выражались по-иному: бойкую бабу и в ступе пестом не изловишь; лукавую бабу и в ступе не истолчешь.

Впрочем, о мужчинах тоже высказывались: вертляв: в него и в ступе пестом не угодишь. Но ведь и в Притчах Соломоновых сказано, правда, без гендерного акцента: «Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его». А еще наши предки шутливо отзывались о неуклюжести да болтливости: люди ступают – никто их не слышит; а мы как в ступе: что ни ступим, то стукнем.

Ступа часто использовалась в обрядовых действах. Например, одна из святочных игр предполагала процедуру «венчания» вокруг ступы, которая выступала аналогом аналоя. Но особенно примечательными были свадебные ритуалы, в разных местах отличающиеся, но в главном – схожие, подчеркивающие, что ступа и пест являются выражением женского и мужского начала. Кое-где их даже рядили в соответствующие одежды: ее – в женскую, его – в мужскую (уж как на пест натягивали штаны – ума не приложу).

Еще на стадии сватовства ступа играла важную роль. Об этом свидетельствует, в частности, обычай отыскивания ее свахой в сенях дома невесты и троекратное оборачивание вокруг себя с присловьем: «Как не упрямится ступа , так бы не упрямилась и невеста». А бывало, что провожая сваху из женихова дома, его родня катила за ней домашнюю ступу, дабы обеспечить благополучное решение всех вопросов касательно свадьбы в невестинском семействе.

Существовал обычай «венчать» родителей новобрачных в последний день свадьбы вокруг ступы, наполненной водою. В ходе венчания по сосуду били пестом так, чтобы вода выплескивалась и обливала присутствовавших. В белорусском фольклоре сохранилась свадебная прибаутка в последний день свадьбы о том, откуда берутся дети:

З неба упау,
Да у ступу папау,
А с ступы вылез
И вот якой вырас.

А толочь воду в ступе заставляли новобрачную: где-то по приезде свадебного поезда жениха к ней в дом, где-то – в первый понедельник после свадьбы. Заниматься этим ей приходилось до тех пор, пока не выплещется вся вода. Таким образом тестировался характер молодухи на предмет терпеливости и незлобивости. Вызывал этот процесс у всех присутствовавших шумное веселье, подтрунивание да подшучивание над невестой. Ну, на то она и свадьба, чтоб весело было.

 

 

Ответ #39: 27 09 2010, 17:26:26 ( ссылка на этот ответ )

Народные приметы: о чем поет вьюга?

«Ой, мороз, мороз! Не морозь меня…» – эту песню можно считать почти гимном к нашей русской зиме с ее крепкими морозами, щедрыми снежными сугробами, метелями и вьюгами.

Как обычно, зима вступила в свои законные права, и в наших географических широтах задули снежные ветры. Россия считается северной страной, так как большая часть территориального пространства находится в зоне с климатом, характерным для Севера.

Только вчера была тихая зимняя погода. А ночью вдруг откуда ни возьмись появилась она… Страшная, завывающая свою песню вьюга. О, эта поющая свои песни снежная буря! Сколько ей посвящено произведений в классической литературе. В каждом сочинении вьюга или метель описывается, как живое существо. Она действительно создает поющие звуки, похожие на вой, и весь этот концерт сопровождается порывами ветра, который создает большое снежное облако, крутящееся в воздухе. Ветер может быть очень сильным, и человеку, оказавшемуся в этот момент на улице, бывает очень трудно сопротивляться снежному урагану.

В стихотворении Пушкина есть такие слова: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». Пушкинский портрет вьюги очень выразительно характеризует ее буйный нрав.

Существует множество народных примет и поверий, дошедших до нас из глубины веков. Вот только некоторые из них.

Если вы наблюдаете закат пурпурного цвета, значит быть большому снегу или бурану с морозом. Если вокруг луны образовался туманный круг, ждите метель. Если луна ночью как будто покраснела, это значит, завтра стоит ожидать ветра, тепла и снега. Когда гремит зимой гром – к крепким морозам, молния – к буре. Если дует ветер, а инея нет – быть снежному бурану. Ветер гудит в трубе – к лютому холоду.

А еще можно предугадать изменение погоды, если понаблюдать за поведением животных.

Если кошка скребет пол, значит быть сильному ветру и метели. Когда кошка встает на задние лапы и начинает скрести когтями стены – будет вьюга. Собака валяется по снегу также к вьюге.

Есть такая народная примета, что если воробьи прячутся в хворост, то усилится мороз или будет метель. Если ворона сидит утром на верхушке дерева – к вьюге. Когда вороны каркают, сидя на деревьях, – ожидается снегопад и метель. Если снегири поют зимой, это к вьюге и слякоти.

Сидя в теплой комнате, в уютном кресле перед камином, в котором потрескивают дрова за узорной решеткой, мы невольно ловим себя на мысли, что звуки за окном, напоминающие вой дикого зверя, создают атмосферу сказочности и чего-то необъяснимо далекого из самого детства. Эти будоражащие душу напевы из снежного репертуара метелей разных времен и стран рассказывают нам о вечном и постоянном, что всегда было, есть и будет, о северной зиме, о снежных бурях и буранах.

В славянской мифологии ветер рождался от дыхания четырех ангелов и был похож на старика в изодранной косматой шапке с толстыми губами. Считалось, что Буря, Метель и Вьюга были тремя неразлучными сестрами, живущими на острове Буяне со своим братом Вихрем. По мнению славян, у Деда Мороза были родные брат и сестра – Ветер и Солнце. Сам Дед Мороз был злой, сердитый, красноносый, и был наряжен в большую снеговую шубу и ледяные валенки. В руке он всегда держал кнут, которым периодически щелкал, и от этого становилось очень холодно. Вот и начинали петь вьюги да метели свои пугающие слух песни.

В старину крестьяне совершали один из главных своих обрядов – оберег дома. А делалось это для того, чтобы отгородить ее от напасти, от лютых ветров. Ведь нечистая сила чувствовала, что к январю солнце становится сильным, могучим, и спешила подкосить род людской. Хозяйка, ее еще называли «большухой», подтыкала зажженную лучину под поленья кочергой. Продвигала в печь занятые огнем дрова, ставила чугун с намытой картошкой в устье, а в это время ее свекровь и муж «выкруживали» у избы круг, таким образом защищая свой дом от недобрых напастей зимней нечисти.

Порой, обходя избу, захватывали огород и подворье с амбарами, гумном. Но великого круга не вытаптывали, помнили, что в деревне живут еще и другие люди. Круг вокруг дома укреплял силу солнца и отгонял злых духов. При «вытаптывании» воображаемого солнечного круга люди приговаривали: «И взойди, солнце самоцветное, Над нашей нивой, над нашим родом, К нашей хлеб-соли, милости просим!»

О чем же поет вьюга?

Когда мы вслушиваемся в ледяные песни вьюги, то часто перед глазами возникают определенные ассоциации и образы. У кого-то в памяти всплывает гоголевская сказочная картина с «Вечерами на хуторе близ Диканьки». У кого-то перед глазами возникает образ «Снежной королевы» Андерсена. А у кого-то просыпаются ассоциации, связанные с популярными в нашей стране кинофильмами «Обыкновенное чудо», «Чародеи» или «Ирония судьбы». Во всех этих произведениях присутствует очень ярко и впечатляюще вьюга, ее холодящие воображение песни. Ее голос нам знаком своими завывающими интонациями.

 

 

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 | ВверхПечать