Святки. Праздник Крещения.
Святки — две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающихся Крещением 19 января, это время, когда жизнь переворачивается, когда можно делать все, что запрещается во всякое другое время.
По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. В это время Иисусу Христу исполнилось тридцать лет и по Закону Моисееву мужчинам после этого возраста разрешалось выступать в синагоге, и Он тоже пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него Крещение.
Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Но Христос настоял на этом и не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы "исполнить всякую правду" то есть исполнить Закон, "водами погребсти человеческий грех", освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения! По совершении Крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним Небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с Неба был слышен голос Бога Отца: "Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.
Крещение Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью как один из великих праздников 6 января (19 янв. н.ст.). Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог-Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: "Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк. 1, 11) и Бог Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя. Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник по древней благочестивой традиции в этот день после праздничной Литургии совершались Крестные ходы на реки, водоемы и водные источники с совершением чина великого освящения воды.
Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.
Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями н запретами, определяющими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года. Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.
В пятницу вечером, в канун Крещения, последний и самый важный день святочных гаданий. Считается, что в эти дни активизируются духи.