Максимум Online сегодня: 654 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358685 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 04 2024, 01:00:33

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 10 | Вниз

Ответ #25: 07 01 2011, 10:09:30 ( ссылка на этот ответ )

 Празднование Рождества Христова

   Праздник Рождества Христова занимает в православной церковной традиции особое место. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.
   По уставу, со 2 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу. Эти последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства. Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в дни предпразднства уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие разные стороны грядущего праздника.
   За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом. Этих рождественских рассказов четыре - по числу канонических Евангелий, но поскольку в Евангелии от Иоанна подробности Рождества Христова не переданы, то читаются отрывки из первых трех Евангелий - от Матфея, от Марка и от Луки.

   Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи, не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.
 
    История празднования Рождества

   Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества Христова отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу. Само событие Рождества Христова - Боговоплощение - почиталось всеми христианами всегда, но чин праздника, как и его дата, вырабатывались постепенно.
   Первоначально Рождество Христово не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 6 января по старому и 19 января по новому стилю).

   Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, под 25 декабря уже показано:

"День Рождения Христа в Вифлееме".

  Можно и догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме.
   Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству).

   Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца". Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принес на землю свет истинного познания Бога.

   Примеру Римской Церкви последовали и Церкви христианского Востока. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) определенно говорит о 25 декабря (по старому стилю) как о всем известной дате празднования Рождества Христова.

    В наши дни 7 января по новому стилю православные христиане, празднующие Рождество по юлианскому календарю, единомысленно собираются в храмах, чтобы воспеть рождающемуся Богомладенцу Христу праздничную песнь:

"Христос рождается - славите, Христос с небес - срящите (то есть встречайте); Христос на земли - возноситеся (то есть возноситесь мыслью и молитвой ко Христу), пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися".

Так поют в православных храмах в рождественскую ночь.

 

 

Ответ #26: 07 01 2011, 10:13:02 ( ссылка на этот ответ )

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА

В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю, или 19-е по новому. Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Мы считаем Христа как Сына Человеческого «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам. То есть в шестой день первого месяца в году. Ныне мы в этот день отмечаем день Богоявления и Крещения Господня. В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал в себя Богоявление-Крещение и Рождество.

Однако со временем многие пришли к мнению, что празднование такого важного праздника, как Рождество, должно быть отнесено на отдельный день. Тем более, что наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Многие святые отцы - Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст - считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря (старого стиля).

И хотя с абсолютной точностью день Рождества установить невозможно, мнение, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, основано на внимательном изучении Евангелия. Во-первых, нам известно, когда Ангел известил старца Захарию о рождении Иоанна Крестителя. Это произошло во время служения Захарии в Храме Соломона. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. Захария принадлежал к Авиевой чреде, 8-й по счету, время служения которой приходилось на конец августа - первую половину сентября. Вскоре «после сих дней», то есть примерно в конце сентября, Захария зачинает Иоанна Предтечу. Церковь празднует это событие 23 сентября. В 6-й месяц после этого, то есть в марте, Ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. Благовещение в Православной Церкви празднуется 25 марта (старый стиль). Временем Рождества, таким образом, оказывается, по старому стилю конец декабря.

Сначала это убеждение победило, судя по всему, на Западе. И тому есть особое объяснение. Дело в том, что в Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира, - День солнца. В день, когда светлое время суток начинало прибавляться, язычники веселились, поминая бога Митру, и напивались до беспамятства. Увлекали эти празднования и христиан, так же, как сейчас в России мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост. И тогда местное духовенство, желая помочь своей пастве победить приверженность к этой языческой традиции, решило перенести Рождество на самый День солнца. Тем более что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».

Вы хотите поклоняться солнцу? - спрашивали римские святители у мирян. - Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, - Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.

Победа нового праздника
 
Мечта сделать Рождество отдельным праздником и в Восточной Церкви стала насущной к середине четвертого века. В то время свирепствовали ереси, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий.
Тогда православные поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову. Особенно болело сердце об этом у святого Иоанна Златоуста. В речи, произнесенной 20 декабря 388 года, он попросил верующих приуготовиться к празднованию Рождества 25 декабря. Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай. Эта речь победила колеблющихся, и в последующие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире. В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней.

После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. К счастью, по словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных.

Как праздновали Рождество на Руси
 
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых. Действительно, были те, кто гадали, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Но эти традиции являются языческими пережитками. Церковь всегда выступала против подобных явлений, ничего общего не имеющих с христианством.
К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Что касается происхождения обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще императору Константину Великому его певчие, распевая при этом кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

Изображение Рождества
 
На протяжении веков к кратким Евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. Именно в этой древней апокрифической литературе встречается подробное описание вертепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство, и говорится об убогой обстановке, сопровождавшей появление на свет Иисуса Христа.
Эти народные представления нашли свое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых запечатлены не только ясли со Святым Младенцем, но и животные - вол и осел. В IX веке уже окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. На этой картине изображена пещера, в глубине которой находятся ясли. В этих яслях лежит Богомладенец, Иисус Христос, от Которого исходит сияние. Богоматерь полулежит недалеко от ясель. Иосиф сидит дальше от ясель, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.

В книге «Четьи минеи» у Дмитрия Ростовского сообщается о том, что к яслям были привязаны вол и осел. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария. А вола вел Иосиф с собой для того, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и прокормить Святое семейство, пока оно будет в дороге и в Вифлееме. Поэтому очень часто на рисунках и иконах, изображающих Рождество Христово, фигурируют эти животные. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи. Также изображение осла аллегорически символизирует упорство, умение достичь цели. А изображение вола символизирует покорность и трудолюбие.

Здесь следует обратить внимание, что ясли в первоначальном значении - это кормушка, куда клали корм для скота. И это слово, связанное с рождением Богомладенца, настолько вошло в наш язык, как символичное обозначение детских учреждений для младенцев, что никакая атеистическая пропаганда не могла его убрать из обихода.

История украшения ели

Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников. Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в наши дома. Правда, для большинства неверующих советских людей вернулась елка уже не как Рождественская, а как новогодняя.

 

 

Ответ #27: 10 12 2011, 02:29:05 ( ссылка на этот ответ )

Победитель зла

9 декабря (по старому стилю 26 ноября) Юрьев день, «Егорий холодный» - зимний праздник в честь Георгия Победоносца. А есть ведь еще и «Егорий вешний», который отмечается 6 мая. Заметим, что очень немногие святые удостаивались на Руси двух праздников в году. 

По значимости святой Георгий для россиян шел сразу за Спасителем и Богородицей. А как же: ведь святой Егорий (просторечное произношение его имени - так же, как и Юрий) отвечал за хлебушек! Даже слово «копейка» пошло от «копья» - оружия доблестного воина, изображавшегося на реверсе древней русской монеты. 

Житие святого 

Родился святой Георгий в 276 г. в Каппадокии (область в восточной части Малой Азии) в знатной христианской семье. Георгий поступил на службу в римскую армию и уже к 20 годам сделал неплохую карьеру. За отвагу, проявленную во время войны римлян с персами, он был назначен тысяцким, получив высокое жалованье, и приближен к императору Диоклетиану. 

Однако главными своими врагами император счел христиан. В 303 г. он издал указ, повелевавший «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей…» 

В противовес гонениям Георгий раздал все свое имущество бедным, отпустил на волю рабов и объявил императору, что он - христианин, обвинив того в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть своего приближенного различным мучениям. 

Георгий был брошен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь взгромоздили тяжелый камень. Но узник мужественно переносил страдания и прославлял Господа. И вновь мучители Георгия изощрялись в жестокости: они били его воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали ходить в сапогах с острыми гвоздями внутри. 

Но милостью Господней Георгий оставался невредим. (На византийских и русских иконах истязания, которым подвергали святого, изображены на клеймах - малых картинках, передающих основные события из его жизни.) 

Пораженный мужеством узника, друг императора Магненций предложил ему доказать истинность христианской веры: воскресить кого-либо из умерших. Георгий обратился с молитвой ко Христу, и вскоре началось сильное землетрясение. Одна из гробниц на находившемся неподалеку кладбище отверзлась, и из нее вышел человек, умерший несколько веков назад. 

Тем не менее император вновь велел отвести Георгия в темницу. Туда в надежде на исцеление стало стекаться множество людей, прослышавших о сотворенном чуде. Среди них был бедный крестьянин Гликерий, у которого единственный бык пал на пашне. Он обратился к мученику с просьбой оживить быка, и Георгий ответил ему, что если тот уверует во Христа, то, вернувшись домой, найдет быка живым. Так и случилось - и поэтому православные считают святого покровителем землепашцев и скотоводов. 

Но император не отступал. Пытаясь сломить упорство узника, он обещал ему прощение и великие почести, если тот принесет жертву языческим богам. Георгий согласился пойти в храм и, когда там собралось множество народа, во всеуслышание обратился к статуе Аполлона с вопросом, является ли он богом. Обитавший в статуе дух ответил, что он не бог, а истинный Бог - Иисус Христос. 

Георгий сотворил крестное знамение, и все идолы упали и разбились. Увидев это, супруга императора Александра открыто исповедала веру во Христа. В ярости Диоклетиан вынес смертный приговор и жене, и Георгию. Ему отсекли мечом голову. 

Чудо о змие

Причисленный к лику святых, Георгий особо почитаем в народе. Множество сказаний бытует о нем и свершенных им чудесах, но, пожалуй, самое известное - «Чудо о змие», которое легло в основу изобразительного сюжета герба Москвы. 

…Около города Бейрута, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей во множестве. И тогда местный царь принял решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. 

Пришло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Девушка горько плакала, ожидая смертного часа, и тут перед ней явился на коне великомученик Георгий с копьем в руке. 

Он устремился на змея, пронзил гортань чудища копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: 

«Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». 

Затем святой убил змея мечом. На этом месте была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. 

В мифологии европейских и ближневосточных цивилизаций дракон и змий были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с ними боги и герои олицетворяли святое начало. Но особенно заметно сходство христианского предания «Чудо о змие» с античным мифом о Персее и Андромеде, в котором Персей убивает морское чудовище и освобождает дочь царя Андромеду, отданную на съедение чудовищу, чтобы спасти от опустошения царство.

Хранитель Руси 

Святой Георгий был небесным покровителем строителей русской государственности. Сын князя Владимира Ярослав Мудрый, нареченный в крещении Георгием, в значительной степени способствовал почитанию великомученика. Он построил города Юрьев (ныне Тарту) и Юрьев Русский (сейчас Белая Церковь), основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм Святого Георгия Победоносца в Киеве. 

День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября (по новому стилю 9 декабря) 1051 года, навсегда стал особым церковным праздником. 

Имя святого Георгия носил основатель Москвы и строитель города Юрьева-Польского Юрий Долгорукий. Иван III использовал образ змееборца на наградных деньгах и на печатях. Примерно с этого времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия, — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. 

Образ прекрасного юноши - воина, освободителя, защитника - не мог не привлекать к себе народные симпатии. Безудержная отвага и победоносная борьба с силами зла - все это сильно импонировало русской душе. С другой стороны, само имя Георгий, означающее «возделывающий землю», делало его покровителем земледелия и скотоводства. 

Весенний день памяти святого совпадал с началом полевых работ, с которым на Руси были связаны многие древние языческие обряды, а осенний был знаменитым «Юрьевым днем», когда крестьяне имели право переходить от одного феодального земледельца к другому. Право это было у них отобрано при Борисе Годунове.

Драгоценная награда

В дореволюционной России не было более чтимой награды для офицера, чем белый крест ордена Святого Георгия Победоносца, утвержденный в 1769 году Екатериной II. Эту награду мог получить тот, кто, «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу» или «лично предводительствуя войском, возьмет крепость». 

Орденом также награждали за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего и другие выдающиеся подвиги.

Орден Святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем награждение производилось с четвертой степени, затем вручалась третья, далее вторая, и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Георгия первой степени. 

Георгиевская лента ордена всех степеней имела чередующиеся три черные и две оранжевые продольные полоски. Позднее многие воинские награды получили оранжево-черную ленту. Первый Георгиевский орден достался самой Екатерине как его учредительнице, второй - ее фавориту фельдмаршалу Г.А. Потемкину, сумевшему в кратчайшие сроки реорганизовать Русскую армию.

Орден Святого Георгия и наградное Георгиевское оружие могли получить лишь офицеры и генералы. Но в 1807 году для поощрения нижних чинов был введен солдатский «Знак отличия Военного ордена Св. Георгия». Он представлял собой серебряный крест с изображением Георгия Победоносца и носился на узкой оранжево-черной ленте. Первым эту награду получил унтер-офицер кавалергардского полка Е.И. Митрохин, отличившийся в бою с французами под Фридландом 2 июня 1807 г. 

В том же году этой награды была удостоена знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова, начавшая военную службу рядовым уланом и ставшая впоследствии первой в России женщиной-офицером. Знак отличия ордена Святого Георгия она получила из рук императора Александра I за то, что вынесла с поля боя раненого штаб-офицера.

Четыре Георгиевских креста в годы Первой мировой войны заслужил В.И. Чапаев. Георгиевскими кавалерами были советские военачальники Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский, С.М. Буденный.

И когда в ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне правительство Москвы решило увенчать парк Победы на Поклонной горе храмом Георгия Победоносца, эта мысль никому не показалось странной. Ведь образ святого воителя сопровождал славу русского оружия на протяжении всей истории. 

***

Мощи святого Георгия были когда-то разделены и обретались по всему белу свету. Ныне части мощей святого находятся в Риме, Иерусалиме, Каире, в монастырях на Святой горе Афон (Греция). В России - в Троице-Сергиевой лавре, в Москве - в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме великомученика Георгия на Поклонной горе. 

Он по-прежнему остается одним из самых любимых в нашей стране святых. 

Валерий САФРОНОВ

 

 

Ответ #28: 12 12 2011, 11:50:42 ( ссылка на этот ответ )

Подвиг Иоанна Крестителя

11 сентября православные христиане строгим постом и усиленной молитвой поминают печальное событие – Усекновение главы Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа.

В 2010 году из Болгарии пришло сенсационное сообщение – археологи обнаружили мощи Иоанна Крестителя. Раскопки проходили на небольшом острове, носящем название Святой Иоанн. В алтаре древней православной церкви был обнаружен ларец, в котором находились кости черепа и руки. Ученые заявили, что они принадлежат святому Иоанну Крестителю.

Из книг Нового Завета известно, что Иоанн Креститель жил и умер в Палестине. Там же был и похоронен, в самаритянском городе Севастия. Как же его мощи могли оказаться в Болгарии? Чтобы объяснить это, необходимо обратиться к библейским историям.

И наречешь ему имя: Иоанн

У священника Захарии и его жены Елисаветы, живших во времена царя Ирода, до преклонных лет не было детей. А когда угасла последняя надежда, явился к Захарии Ангел Гавриил и сказал: «… услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лука 1:13). И добавил, что рождение сына станет праздником, ибо он будет велик перед Господом и многих обратит к Богу.

Священник усомнился в предсказании Ангела, посетовав, что уже стар и жена его Елисавета в летах. Слова эти расстроили Ангела, и он произнес: «Ты не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим» (Лука 1:20). Действительно, Захария потерял голос. Выйдя к прихожанам, он не смог вымолвить ни слова и объяснялся жестами.

Был он бессловесным все время, пока жена вынашивала ребенка. Когда пришел срок, Елисавета родила обещанного Ангелом сына. В восьмой день по иудейской традиции мальчику делают обрезание и дают имя. Родственники были уверены, что новорожденного, как это было тогда принято, назовут в честь отца. Но мать ребенка вдруг воспротивилась, заявив, что хочет назвать сына Иоанном.

Решили узнать мнение главы семьи. Поскольку священник говорить не мог, подали ему дощечку и попросили написать на ней имя сына. Захария написал: «Иоанн». Тотчас у него прорезался голос, и он стал благодарить Господа. Более того, Захария исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря, что младенец сей призван подготовить земные пути для Сына Божьего.

В евангелиях не указывается точное место рождения Иоанна Крестителя. Но в апокрифической литературе оно названо – Эйн-Карем. В древности это был небольшой городок, расположенный вблизи Иерусалима. Сейчас он стал одним из районов столицы Израиля и до сих пор остается святым местом для многочисленных христианских паломников.

Глас вопиющего…

До 30 лет жил Иоанн отшельником в Иудейской пустыне. Носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и кожаный пояс на чреслах своих – символ усмирения плотских страстей. Питался часто одними акридами – сушеной саранчой, а иногда, найдя дикий мед, позволял себе пиршество – акриды с медом.

Иудейская пустыня – это выжженная солнцем земля, колючки да голые камни. Только человек, свято верующий в свое предназначение, мог прожить там в одиночестве долгие годы. Иоанн и был всецело поглощен одной идеей - возвещением встречи Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Матфей 3:2) и вслед за пророком Исаией призывал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Исаия 40:3).

Ныне в тех местах стоит монастырь, который так и называется «Монастырь Иоанна Крестителя в пустыне». Под монастырской церковью есть небольшая пещера, шесть метров в длину и три в ширину. История ее связана с приказом царя Ирода об «избиении младенцев». Этот приказ был направлен на младенца Иисуса.

Иоанн был старше Иисуса всего на шесть месяцев и тоже попадал под зловещее распоряжение. Мать же Иоанна, услышав, что убивают мальчиков, взяла сына и пошла к горе в поисках места, где спрятать его. Не найдя ничего, она воскликнула громким голосом: «Гора Бога, впусти мать с сыном!». И гора раскрылась, впустив ее. В той пещере Елисавета и Иоанн прожили несколько лет, пока ужасы не прекратились.

Крещение на Иордане

В годы, когда начальствовал в Иудее Понтий Пилат, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лука 3:2-3). Тогда Иоанну исполнилось 30 лет. Это символическое совершеннолетие по ветхозаветным установлениям. С этого возраста человеку разрешается вести проповеди.

Крестил народ Иоанн на берегах Иордана. Единого мнения, где именно проводил он этот обряд, и особенно крещение Иисуса, нет. Ранее многие склонялись к тому, что происходило это в десяти километрах от древнего города Иерихона, ныне же самым многолюдным стало место, называемое Ярденит. Оно находится там, где река Иордан вытекает из озера Кинерет, которое в дни Иоанна и Иисуса Христа называли Генисаретским морем.

Мне не раз доводилось бывать там и видеть, что тысячи верующих из разных стран приезжают туда, чтобы войти в воды Иордана и принять крещение. Многие привозят с собой белые полотняные одежды, необходимые для обряда. А потому в иные дни, особенно в праздничные, место это представляет необыкновенное зрелище: сотни людей в белоснежных одеждах входят в святые воды. И вот что удивительно: бурный Иордан, берущий начало на крутых склонах горы Хермон и образующий множество водопадов и стремнин, возле этого места смиряет свой нрав, образуя тихое течение.

Однако возвратимся к библейским временам. Все проповеди Иоанна подготавливали народ к приходу Спасителя. Многие люди из Иерусалима, Иудеи и поселений в окрестностях Иордана крестились у Иоанна, очищаясь от грехов своих. Пришел на Иордан и Иисус из Галилеи, встав в общей толпе. Иоанн же сказал: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете; Он-то, Идущий за мной, но который стал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его» (Иоанн 1:26-27).

Иоанн попробовал убедить Иисуса, что именно Иисус должен крестить его, а не наоборот, но Иисус сказал: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфей 3:15-17).

Эта сцена особенно интересна тем, что рассказывает о первом явлении Иисуса Христа народу и о начале его миссии на земле – спасении человечества.

Казнь Иоанна Крестителя

В своих проповедях Иоанн обличал не только фарисеев и саддукеев, которых называл «порождениями ехидны», но и тех, кто правил страной. Узнав, что царь Ирод Антипа отобрал у своего брата Филиппа жену Иродиаду и стал с ней сожительствовать, он выступал повсюду с гневной проповедью и грозил царю-грешнику и блуднице муками ада. Ирод приказал схватить Иоанна Крестителя и бросить в темницу в замке Махерус.

Около года длилось заточение, но следует отметить, что Ирод уважал Иоанна как мудрого проповедника и нередко беседовал с ним. А вот Иродиада не могла простить узника и требовала смертной казни.

В день рождения Ирода Антипы в замке Махерус собралась вся знать галилейская и почетные гости из других областей. Было выпито много вина, а когда публика возжелала зрелищ, вызвал царь дочь Иродиады – Саломею и приказал ей танцевать перед собравшимися. Танец ее в художественной литературе назвали «Танцем семи покрывал». Каждое из тех покрывал было настолько прозрачным, что тело юной танцовщицы открывалось взорам публики во всей своей красе.

1680.jpgЦарь смотрел на танец Саломеи, не отрывая глаз. А по окончании этого чарующего зрелища воскликнул, что готов отдать за него все, что угодно, хоть половину царства. Саломея же, наученная Иродиадой, отказалась от всех сокровищ и от половины царства, а попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя.

Ирод опечалился, ибо боялся, что казнь пророка вызовет народные волнения, но слово есть слово, и он отдал приказ. Тотчас слуга спустился в темницу и отрубил Иоанну Крестителю голову.

Саломея передала отрубленную голову свой матери. Та, надругавшись над головой пророка, бросила ее в мусор. Когда страшная весть вышла за пределы замка Ирода, пришли туда ученики Иоанна, забрали обезглавленное тело и похоронили в городе Севастии (Самария).

Голову же, по преданиям, жена домоправителя Ирода по имени Иоанна положила в глиняный кувшин и захоронила на Елеонской горе в Иерусалиме. Но из-за того, что мощи пророка обладали чудодейственной силой, они переходили из одной церкви в другую.

Известно, что евангелист Лука, побывав в Севастии, захотел взять нетленное тело Иоанна, но местные христиане не позволили и дали ему лишь правую руку – десницу, которой Иоанн крестил Иисуса Христа. Лука отвез ее в Антиохию, где она пробыла до Х века.

Позднее чудодейственная реликвия побывала в Констанинополе, на островах Родос и Мальта. В 1799 году, когда Российский император Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, десница оказалась в России и пробыла там более ста лет. В 1917 году ее вывезли за границу.

Кости черепа пророка тоже не раз переходили из рук в руки. Поскольку представители ислама почитают Иоанна Крестителя своим пророком и называют его Яхья, то они считают, что у них находится отсеченная Иродом голова. Место хранения – красивая гробница в мечети Омейядов в Дамаске. Католики же убеждены, что именно у них покоится святая реликвия, в римской церкви Сан-Сильвестр-ин-Капите.

Есть фрагменты черепа в Амьене (Франция) и в одном из монастырей Армении. Вполне возможно, что и мощи, найденные совсем недавно в Болгарии, действительно принадлежат Иоанну Крестителю.

Главное же в том, что память о великом пророке живет в сердцах многих народов разных верований и национальностей.

Юрий ПОЛОГОНКИН

 

 

Ответ #29: 13 12 2011, 21:51:38 ( ссылка на этот ответ )

Преподобный Савва Сторожевский или Савва Звенигородский — основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде. Звенигородский чудотворец — один из наиболее известных русских святых. Его величают Защитником Москвы. Савва считается одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Дата рождения чудотворца неизвестна и документально никак не подтверждена. Существует несколько гипотез. Датой его рождения могут быть: годы около 1314-го, 1327-й год или 1330-е годы. Праведник родился предположительно в Смоленском княжестве. По крайней мере, такую гипотезу выдвинул и обосновал историк и писатель Константин Петрович Ковалев (Константин Ковалев-Случевский). В 1340–1350-е годы он принял постриг в Троицком монастыре, скорее всего под именем Саввы и стал "одним из первых" учеников Сергия Радонежского. Агиографы называли Савву "первым" учеником по времени его знакомства с Сергием, а не по степени его приближения к учителю или "качеству ученичества".

Известна точно в его биографии только одна дата. Старец Савва Сторожевский скончался в окружении сподвижников поутру 3 декабря (по новому стилю — 16 декабря) 1407 года. Неизвестно, к какому сословию принадлежали его родители. Хотя высказывались предположения, что он происходил из родовитой, может быть даже, боярской семьи. Но и его настоящего имени (имя Савва, видимо, дано при крещении) историки и биографы не знают. Савва в переводе с древнееврейского означает "вино", иногда его интерпретируют как "стрелец". Ответить на вопрос, в честь какого из многочисленных святых с этим именем получил свое крестильное имя Сторожевский, тоже не представляется возможным.

При жизни Савву никогда не величали Звенигородским, как справедливо замечает К. Ковалев, по той причине, что так называли правителя той земли — князя Юрия Дмитриевича. Сын Дмитрия Донского получил прозвище Юрий Звенигородский.

"В реальности впервые Савву стали называть Звенигородским, видимо, в период прославления многочисленных русских святых, перед составлением подробных Четьих- Миней митрополитом Макарием, то есть с конца XV — начала XVI века, спустя около сотни лет после его кончины, — пишет в биографии преподобного писатель К. П. Ковалев. — Это придавало деяниям Саввы еще большую значимость, так как он по прошествии столетия получил от почитателей как будто не земной, но законный и в то же время "небесный" титул бывшего княжеского рода".

По другой версии, старец Савва именовался Звенигородским, поскольку был родом из этих мест. Как это было в случае с Сергием Радонежским, которого величали по названию его родного города. По замечанию того же Ковалева, "в этом случае, надо будет признать, что имя Сторожевский указывает, что он мог быть из этих мест. То есть уходя из Троицкого монастыря в Звенигород, на гору Сторожи, Савва на самом деле не "уходил", а возвращался домой, на родину".

Одним словом, нет также точного ответа на вопрос, откуда у преподобного Саввы его прозвище: от Звенигородского холма-горы Сторожи или от протекающей тут же речки Сторожки. Не все знают, почему Савву Сторожевского называют Стражем Москвы. Или почему написанное на старославянском языке Житие Саввы переложил на современный литературный русский язык сам Александр Пушкин?

Детство Пушкина, автора "Преподобного Саввы Игумена", прошло недалеко от монастыря, в Захарове. Но разве только этим одним можно объяснить интерес русского поэта к личности игумена Саввы Сторожевского? К легенде-истории о спасении на медвежьей охоте царя Алексея Михайловича преподобным Саввой обратился в своей поэме "Избавитель" талантливый поэт Лев Александрович Мей. Замечательные миниатюры-иллюстрации к ней нарисовал художник Николай Семенович Самокиш.

Было ли — не было ли чудесное спасение отца Петра Великого от медвежьих лап, но в кремлевских палатах Алексея Михайловича насчитывалось 194 иконы с ликами преподобного Саввы Сторожевского. В трех километрах от стен Звенигородского монастыря проходила линия фронта в Великую Отечественную войну. 144-ю стрелковую дивизию вермахта остановил героизм воинов 23-го Звенигородского истребительного батальона и враг не дошел до святой обители, но поразительно другое — на территорию Савино-Сторожевской обители не упало ни одного снаряда, на стенах и зданиях не осталось даже следа от попадания шальных пуль. Притом, что золотые купола и звонница были прекрасными ориентирами для обстрела и бомбежки, а расположенный рядом Ново-Иерусалимский монастырь был почти полностью разрушен.

Но все это случилось много позже земной жизни Саввы. А в реальной жизни Савву Сторожевского избрали преемником самого Сергия Радонежского, что говорит о его высоком авторитете у монастырской братии. Некоторые исследователи называют его следующим после Сергия игуменом Троицкой обители, но это не совсем так. За полгода до своей смерти Сергий Радонежский назначил своим преемником преподобного Никона, который почти сразу после кончины Сергия неожиданно для братии отказался от игуменства. В последние месяцы своей жизни Сергий был немощен и стремился к одиночеству, поэтому фактическим главой был Никон. Теперь же Никон объявил, что желает принять обет молчания и затвориться. Савва Сторожевский стал по факту третьим руководителем Свято-Троицкого монастыря, где главенствовал около шести лет, до 1398 года.

Известно, что Савва Сторожевский был способным организатором и при этом лично совершал духовные подвиги. Он был последователем исихазма, учения, которое поддерживал его наставник Сергий Радонежский.

В переводе с греческого "исихазм" означает "безмолвие", "уединение", "покой". В основе этого учения, которое иногда называют "христианской йогой", лежала не теория, а тысячелетний опыт богоискательства, трансперсональных переживаний и общежительства православных монахов Синая и Афона. На Соборе в Константинополе середины 15 столетия исихазм был принят в качестве официальной доктрины православия. Идеологами были два Григория — Синаит и Палама. Им принадлежат концепции "умного делания" и Божественного Света, в котором святые "просветятся, как солнце". Стремящиеся к совершенству исихасты познают Бога не при помощи разума, а только глубоким погружением в молитву и достижением особого транса.

Так жизнь молчальника и аскета Саввы Сторожевского оказалась твердым орешком для последующих исследователей, несмотря на занимаемый преподобным высокий пост.

 

 

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 10 | ВверхПечать