Ангел
«Вестник», носитель связи. Как алхимический символ означает возгонку, т.е. принцип вознесения летучего (духовного). Идея небесной силы. Изображается как крылатое существо, соединяющее в себе формы антропоморфные и животные. Таковы мощные крылатые быки и гении Ассирии, тетраморфы пророка Иезекииля. Известны ангелы вавилонско-шумерские, ангелы талмудические и зороастрийские, ангелы в Книге Ездры и Книге Еноха, ангелы Ветхого и Нового Заветов, коранические ангелы. Известны ангелы-андрогины и ангелы-женщины. В вавилонско-шумерской мифологии ангелом бездны была Апсу. В раввинистической и оккультной литературе известен ангел-женщина – Шехина – невеста Бога. В еврейской традиции Бат Куол – «небесный голос», или «дочь голоса», провидица – символизировалась голубем, давала советы и предсказывала. Иврит называли языком Бога и ангелов. Пистис-София (Вера-Mудрость) – гностический эон высокого ранга известна как создатель высшей иерархии ангелов. Величайший архонт Барбело – супруга Космократора считалась близкой по рангу Создателю. Бернард Клервосский, св. Бонавентура, Ориген утверждали, что ангелы являются в видимом образе. Евагрий Понтийский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Моисей Маймонид считали ангелов бестелесными. Св. Августин говорил, что «каждая видимая вещь в этом мире охраняется ангелом». Иоанн Дамаскин называл ангелов бессмертными по благодати. По природе они не вечны. Аристотель считал интеллект природой ангелов. Известно, что у Сократа был свой демон – дух, советы которого он слушал. Согласно Дионисию Ареопагиту, в небесной иерархии существует девять категорий ангелов: в непосредственной близости к Богу располагаются: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы растворены в вечной любви и поклонению Богу. Представляют Божественную Любовь. Изображаются в красных одеждах и со свечами в руках. Херувимы знают Бога и служат Ему. Представляют Божественную Мудрость. Изображаются в голубых и желтых одеждах, часто – с книгами в руках. Престолы представляют Божественную Справедливость. Изображаются в судейских одеждах и с атрибутами власти в руках. Они получают свою славу непосредственно от Бога и передают ее второй иерархии. Вторая иерархия, образуемая Господствами, Силами и Властями, – управляет звездами и элементами. Они коронованы, держат скипетры и сферы как символы власти. Господства, Силы и Власти просвещают Третью Иерархию, к которой относятся Начала, Архангелы и Ангелы; через нее осуществляет связь Божественной Воли с универсумом и человеком. Начала управляют судьбами наций, Архангелы – это небесные воины, Ангелы – хранители невинных и праведных. Ангелы и Архангелы – вестники Бога. Ангелы составляют бесчисленные ангелические хоры, воспевающие славу Божью. Чудеса, проявления сверхъестественной силы, чудесные явления связываются с ангелами. Лестница Иакова выражает идею невидимого присутствия ангелов, связующих земной и небесный планы в мире. В Писании видимые ангелы воспринимались как мужчины. Адам и Ева были изгнаны из рая херувимом с пылающим мечом. Это одно из наиболее устрашающих проявлений ангелической силы. Как вестники Бога ангелы Ветхого Завета являются без крыльев. Таковы три ангела, явившиеся Аврааму под Мамврийским дубом. Три человека, привеченные Авраамом, были Бог (предвечный Логос, второе Лицо Троицы – Христос и Дух Святой), Михаил и Гавриил. Согласно Филону, это были: Логос, Мессия и Бог. В апокрифической истории архангел Рафаил был попутчиком Тобиаса. Новый Завет свидетельствует о божественной активности ангелов в мире. Ангел предсказывает появление Иоанна Предтечи. В Евангелии от Луки Гавриил приносит Марии весть о том, что у нее родится Христос. Согласно Евангелию от Матфея, весть о будущем Рождении Иисуса принес Иосифу «ангел Господа». Упоминание об «ангеле Господа» встречается в Библии во Второй Книге Царств в связи с поражением армии Сеннахериба, насчитывающей 185000 человек. Давид в Первой Книге Царств видел «ангела Господа», стоящего между землей и небом с мечом в руке, протянутой над Иерусалимом (2, 16). «Ангел Господа» в столбе дыма и облака помог выйти евреям из Египта (Исход 14). О рождении Христа возвещают пастухам ангелы. Ангелы являются во сне волхвам и Иосифу и предупреждают об опасности. Они успокаивают Христа в Гефсиманском саду. Ангел сообщает Марии Магдалине о том, что Христос воскрес. Ангелы присутствуют при вознесении Христа и свидетельствуют о Его Втором Пришествии. В Откровении (8,2) говорится о «семи ангелах, стоящих перед Богом». О семи ангелах упоминается как присутствующих при распятии в сценах Последнего Суда и в Снятия с креста (Pieta). Енох свидетельствовал об «ангелах, которые были со мной». В Писании упоминаются четыре архангела: Михаил («подобный Богу»), Гавриил («Бог – моя сила»), Рафаил («Божественный лекарь») и Уриил («свет Божий»). Атрибутика ангелов: крылья, пылающие колеса, пылающий меч, музыкальные инструменты (тимпан, скрипка, флейта, труба), книга и т.д. Их качества и функции: сила, энергия, полет, спокойствие, тишина, красота, связь, благородство, служение, опека, преданность, восхваление. Блейк, проводя различия между Ангелом Бога и ангелом вечности, признавал в каждом из них проводника Божьего голоса. «Се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою: ибо родившееся в Ней есть от От Духа Святого». (Мф. 1, 20). Ангелы Блейка охраняют детей и уводят младенцев из этой жизни. Золотоволосый ангел приносит мирную кончину. У каждой нации, как у каждого человека есть свой ангел. Значительную роль в Европе и Америке, по Блейку, играет ангел Альбиона. Существенным для судьбы Америки считал Блейк ангела Бостона. «Мы называем людей ангелами, – писал Блейк, – не потому, что ангелы более святы, чем люди или демоны, но потому что они ожидают святости не один от другого, а только от Бога... Ангелы счастливее людей и демонов, потому что они не всегда молятся на добро и зло друг в друге и не всегда едят с дерева познания». Падших ангелов Блейк помещает в пустынях Африки. Среди падших ангелов – Ангел Божественного Присутствия может принимать образ ангела света и появляться в присутствии Бога. Блейк изображает его пожилым человеком с крыльями и с письменной таблицей в руке. Его часто принимают за Иегову. Он распознавал этого ангела за некоторыми беспощадными поступками бога Израиля (Исх. 14, 19). Блейк узнавал его изображение также в центральной фигуре знаменитой скульптурной группы «Лаокоон» и называл царем Иеговой и Ангелом Божественного Присутствия. Блейк считал его создателем тела, закона и ада. Как создатель тела он одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он первый из семи ангелов Присутствия, как Люцифер до падения был первым из семи Божьих глаз. Семь Ангелов Присутствия являются семью глазами или семью духами Бога, посланными на землю. В «Мильтоне» Блейка это семь ангелов, семь светильников из Откровения. Это – возможности, отпущенные человеку, идущему к истине путем опыта. Они сопровождали Мильтона в его поисках »Утраченного рая». Когда появился Антихрист, провозгласивший себя богом, они, семь звездных, образовали столп огня и, слившись с восьмым огнем – «огнем интеллекта», – стали одним человеком Иисусом Спасителем, выступившим против Антихриста. Ангелы Провидения, являются у Блейка, с одной стороны, духами Божественного порядка, глазами Бога, контролирующими области времени. С другой стороны, будучи выразителями конвенциальной морали, они изгоняют фей естественного восхищения, но, когда изгнанные феи возвращаются, баланс восстанавливается. Ангел–хранитель, ангел-утешитель – частые гости классической русской литературы: «По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел» (Лермонтов). «В дверях Эдема ангел нежный...» (Пушкин), «И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый ангел» (Вертинский). Когда наступает молчание, говорят: «ангел пролетел». Несмотря на то, что безвозвратно ушли времена активного вторжения ангелов в пласт исторических событии, ангелы – частые гости современной литературы. Они появляются в романе Валерия Брюсова («Огненный Ангел»), в стихах Рильке, в романе Венедикта Ерофеева («Москва–Петушки»). На этих ассоциациях журнал московских традиционалистов, крутой на некоторых поворотах, называется «Тихим ангелом».
Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Сенека