Лиа Постоялец Лишь то, во что мы верим, обретает реальность Сообщений: 8
Offline
|
Охота на ведьм - одна из самых позорных страниц в истории человечества. В XV-XVII веках и католическая, и протестантская церкви будто сошли с ума, признавая ведьм чуть ли не во всех женщинах: вышла на прогулку ночью – ведьма, собираешь травы – ведьма, лечишь людей – вдвойне ведьма. Даже чистейшие душой и телом девушки и женщины попадали под классификацию ведьм. Так в 1629 году была сожжена на костре девятнадцатилетняя Барбара Гобель. В списке палача о ней говорилось: «Самая святая дева Вурцбурга». Непонятно чем было вызвано это маниакальное желание «очищения», но прокатившиеся ведьмовские процессы унесли жизни более ста тысяч человек. Сжигали и вешали прежде всего женщин, "возлюбленных сатаны". Мужчин-колдунов было неизмеримо меньше, еще реже обвинения выдвигались против детей (считалось, что дети до 14 лет невинны, безгрешны и особо опекаемы богом). Тем не менее в 1527 году испанская инквизиция занималась делом двух девочек 9 и 11 лет. Они были признаны ведьмами; под пытками оговорили несколько десятков женщин, якобы, приобщих их к "радостям" шабаша и таинствам "черной мессы". Женщины были схвачены, допрошены и сожжены, девочек же отправили в монастырскую тюрьму, где они умерли от голода, так как "сестры во Христе" не желали кормить тех, кто побывал в лапах Князя Тьмы. В XVII веке, когда "охота на ведьм" в Германии достигла апогея, в Бонне сжигали девочек 3-4 лет и мальчиков 9-14. В 1659 году в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет. Во время казни одни из них, лишившись разума, проклинали своих матерей, горевших рядом, за то, что те научили их колдовскому искусству; другие, собравшись с силами, твердили о своей невиновности. Их не слушали и не слышали: треск поленьев заглушал мольбы и крики. В 1669 году в шведском округе Дарлекарлия дети стали падать в обморок, их ноги и руки сводило судорогой, на губах выступала пена, а сами они шептали о стране Блакулле, куда по ночам их приводят ведьмы для участия в шабаше и плотских утех Люцифера и Вельзевула. Тут же была создана специальная комиссия. Допросу подвергли около 300 детей, по результатам которого 84 взрослых и 15 детей были сожжены; 128 детей еженедельно в течение года у церковных дверей были наказаны плетьми; 20 малышей от 3 до 5 лет были высечены розгами трижды в течение одного дня. Аналогичная история произошла и в германском Вюртемберге, когда в 1673 году дети в возрасте 7-10 лет вдруг стали утверждать, что ночью на метлах, курицах, козлах и крысах их возят на шабаш, где заставляют отрицать святую троицу и предаваться содомскому греху. Опять была создана комиссия; с вечера проверяющие садились у постелей детей, и оказалось, что дети не покидают их. Детей оправдали, но их дикие фантазии были сочтены колдовским наваждением, и около 50 ведьм, обвиненных в ворожбе, были преданы огню. В 1276 году у 56-летней Анжелы Ломбарт, усердной прихожанки, родилось нечто с "волчьей пастью" и маленьким хвостиком, и хотя женщина молила о пощаде и твердила о насланных на нее злых чарах, ее сожгли вместе с младенцем. В 1583 г. из 16-летней Анны Шлуттенбауэр монах-экзорцист двое суток изгонял дьявола, добившись того, что тело несчастной покинули 12655 чертенят. Это не помешало судьям приговорить девушку к сожжению - на всякий случай. Сожгли и ее бабушку, которая, как считалось, сосватала Анну нечистому... В 1610 году Луиза Кано и Магдалина де ла Пю из монастыря урсулинок недалеко от Парижа заявляли, что их совратил дьявол в образе прекрасного обликом, но черного душой приходского священника Луи Годфри. Его сожгли... А монахиня из францисканского монастыря в Лувье Маделина Бовен указала не только на местного священника, но еще на несколько десятков человек, с которыми, якобы, принимала участие в шабашах. Маделина хотела, чтобы костер оборвал пытки, которым ее подвергали, и соглашалась со всем, что от нее требовали. Однако с костром не спешили. Монахиню бросили обнаженной в земляную яму, не дав даже перевязать гноящиеся раны. Она спала в собственных нечистотах и ела пауков, надеясь отравиться, - но ее только тошнило. Во время одного из допросов она проглотила несколько осколков стекла - но непроизвольно отрыгнула их. Ржавой железкой она попыталась перерезать себе горло, а потом проткнула живот - но рана затянулась. Каждый день она умоляла убить ее. Напрасно. Инквизиторы продолжали возить ее из города в город, и там по их указке она называла все новых и новых "слуг дьявола". В конце же концов Маделину оправдали по "дьявольскому" делу, но осудили за лжесвидетельство. Всеми забытая она умерла в тюрьме Руана, так и не причастившись перед смертью. ...Процессы над ведьмами проходили и в XVIII веке. В 1749 году в Вюрцбурге была сожжена монахиня Мария Рената. В 1775 году в Польше были повешены сразу 9 ведьм. В Швейцарии последний раз отправили ведьму на костер в 1785 году. А в Испании ведьм призывали к ответу даже в середине XIX века. Одна из ярких вспышек истерии охоты за ведьмами произошла в 1692 — 1693 гг. в поселке и одноименном городе Салем, штат Массачусетс. Одновременно эта трагедия стала крупнейшей в Новом Свете - дело, настолько жестокое и настолько нелепое, что оно было обречено стать знаменитым. Доказательство тому - десятки тысяч посетителей музея "Салемские ведьмы", открытого в 80-х годах XX века и расположенного в Денверсе, пригороде Бостона.
НАЧАЛО ИСТЕРИИ
Сэмюэль Пэррис, основной вдохновитель процесса против "салемских ведьм", сам спровоцировал то, что позже назовут “салемской трагедией”. Прежде чем стать священником, Пэррис был купцом на Барбадосе и привез оттуда в Массачусетс пару рабов, Джона и Титубу Индейцев (последнее слово не было, вероятно, фамилией семейной пары, но лишь прозвищем, указывающим на их национальную принадлежность). Титуба присматривала за девятилетней дочерью Пэрриса, Элизабет и его одиннадцатилетней племянницей Абигайль Уильямс. Зимой, когда погода не позволяла девочкам гулять на улице, Титуба развлекала девочек рассказами о своей родине, магии вуду, и этот красочный мир не на шутку их увлек. Очарованные рассказами о том, что пуритане считали запретным, они занялись оккультизмом. Объединившись со своими деревенскими подругами в возрасте от 12 до 20 лет (Сюзанной Шелдон, Элизабет Бут, Элизабет Хаббард, Мери Уоррен, Мери Уолкотт, Сарой Черчхилл, Мерси Льюис и Энн Патнем младшей), девочки пытались предсказывать будущее: соорудили примитивный магический шар; погрузив яйцо в стакан воды, пытались узнать род занятий своих будущих мужей. Во время таких сеансов одной из молодых ведуний привиделся гроб, что означало скорую смерть... В январе 1692 года Бетти Пэррис первой из девочек начала страдать припадками, забиваться в темные места, издавать странные звуки и кривляться. Вскоре подобные симптомы появились и у других юных участниц оккультных занятий. Теперь уже не выяснить, действительно ли девочки считали себя одержимыми, притворялись ли, боясь ответственности за свои занятия магией с Титубой, или действительно страдали тем, что современная медицина диагностирует как подростковую истерию — невроз подавленных желаний, попытку привлечь к себе внимание взрослых, выделиться, вызвать к себе сострадание. Во всяком случае, преподобный Пэррис решил обратиться к деревенскому доктору Уильяму Григгсу. Григгс не смог объяснить заболевание девочек или вылечить припадки, но со значением произнес: «Тут не обошлось без нечистой силы!» Пуритане XVII века верили, что колдовством можно вызвать болезни и смерть. В соответствии с поверьями тех дней они полагали, что ведьмы черпают свою силу от дьявола. Так что единственным лечением могла стать поимка виновной ведьмы или ведьм и их истребление. “Дьявол поднялся среди нас, и гнев его стремителен и ужасен, — провозгласил с амвона Преподобный Пэррис. — Одному Богу известно, когда нам удастся заставить его замолчать". Этой его проповедью была открыта охота на ведьм, и под давлением священника девочки начали называть имена тех, кто, якобы, их околдовал.
Клич против ведьм
Первыми жертвами оговора стали Титуба, жившая в деревне нищенка Сара Гуд и пожилая ворчливая соседка Пэррисов Сара Осборн, которая не ходила в церквь более года. Были подписаны ордера на их арест, и 1 марта все три женщины предстали перед членами Салемской городской магистратуры Дж. Хаторном и Дж. Корвином. На допросах присутствовали девочки. Как только в комнату входила очередная арестованная, у них начинались приступы кашля и конвульсии. Девочки утверждали, что духи этих женщин рыщут по дому, кусают и щиплют их или появляются где-нибудь в комнате, чаще всего на потолочных перекладинах, в виде птиц или других животных. Обе Сары (Гуд и Осборн) отказывались признаться в каких-либо преступных действиях, а Титуба, боясь, что суду станет известно о ее зимних рассказах и колдовстве, призналась в том, что она ведьма. Она утверждала, что обречь девочек на страдания ее вынудила черная собака, а две огромные кошки, черная и рыжая, заставили ее прислуживать им. Она также обвинила двух других арестованных женщин в том, что ездила вместе с ними на "ведьмовскую встречу" верхом на шесте, и что это именно они накануне ночью заставили ее напасть на Энн Патнем младшую с ножом. Сама Энн Патнем подтвердила это показание, заявив, что ведьмы приходили к ней с ножом и хотели отрезать ей голову. Беда заключалась в том, что Титуба не ограничилась признанием в собственном колдовстве и обвинением еще двух женщин. Желая угодить судьям, она рассказала, что в Массачусетсе действует целая община ведьм. Ими предводительствует высокий седой мужчина, одетый в черное. На следующий день на допросе Титуба призналась, что этот мужчина много раз приходил к ней, заставляя ее расписаться кровью в своей дьявольской книге, и что в книге она увидела девять других подписей. Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с девочками в присутствии обвиняемых поверили, и их соседи – селяне тоже начали припоминать, как у кого-то из них протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, а приплод скотины оказывался больным. Кроме того, история показалась пуританам Салема пугающе правдоподобной из-за слухов, которые ходили несколькими годами раньше и утверждали, что Салемской деревне грозит уничтожение со стороны тайной организации ведьм и что начнется оно с членов семьи священника... В итоге всех трех женщин заключили в бостонскую тюрьму, где на Гуд и Осборн одели железные кандалы, чтобы их духи не могли выйти из камеры и мучить девочек. Слабая здоровьем Осборн там и умерла. Что заставило девочек зайти в своих играх так далеко? Неуемное детское воображение, боязнь сознаться, что все эти припадки и видения - обычное притворство, или они стали инструментами в умелых руках кого-то, кто решил воспользоваться ведьмовским процессом для сведения счетов с неугодными односельчанами? Этого мы не узнаем, так же как не узнаем, что заставило Титубу признаться в колдовстве и выдать двух других женщин за своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм. Но после поимки “первых ведьм”, каждое воскресенье с кафедры преподобного Пэрриса стали звучать многословные речи о вреде колдовства, убеждая селян в том, что среди них поселилось зло, которое должно быть изгнано со всего побережья. С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, а “видения” девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых.
АРЕСТЫ
Марта Кори из прихода Салемской деревни, жена местного землевладельца Джайлса Кори, ревностная христианка, позволила себе публично усомниться в правдивости обвинений девочек. В ответ они немедленно обвинили ее в колдовстве. Энн Патнем утверждала, что видела, как призрак Марты поджаривает человека на огне. А подруга Энн Мерси Льюис сказала, что призрак Марты вместе с другими ведьмами пытался заставить ее подписать дьявольскую книгу. В итоге Марта была отправлена в тюрьму. Муж Марты, Джайлс, убежденный в ее невиновности, попытался оспорить обвинения, и тут же был оговорен девочками как колдун и убийца, против которого, якобы, свидетельствуют призраки его жертв (!). Он вслед за женой тоже оказался в тюрьме. Следующей жертвой обвинения стала семидесятилетняя Ребекка Нурс, одна из самых выдающихся жительниц Салема, мать восьмерых детей и примерная прихожанка. Ей был 71 год, и она имела бесспорную репутацию высоко благочестивого, доброго и мудрого человека. Показания против Р. Нурс дала мать Энн Патнем, которая присоединилась к "потерпевшим", как называли околдованных девочек, заявив, что духи Кори и Нурс подвергли ее адским мучениям, чтобы заставить подписать книгу дьявола. Обвинение поддержали Абигайль Уильямс, Мери Уолкотт и Элизабет Хаббард, сказав, что Нурс приходила к ним с той же целью. Многие односельчане встали на защиту Ребекки, но ее тоже отправили в тюрьму. Тут следует упомянуть, что Р. Нурс была одной из трех сестер Таунс (все они, одна за другой, были обвинены в колдовстве), а семья Таунс издавна враждовала с семейством Патнем... Важным доказательством против Ребекки Нурс также посчитали то, что вскоре после того, как она отругала Бенджамина Хоултона за то, что тот позволил своей свинье рыться в ее огороде, Хоултон умер. Вместе с Ребеккой в тюрьму попала Доркас Гуд – четырехлетняя (!) дочь Сары Гуд, поскольку девочки заявляли, что их кусает ее дух. На четырехлетнюю Доркас надели кандалы и продержали в тюрьме 8 месяцев. Из тюрьмы же она проводила на виселицу свою мать. После освобождения из тюрьмы Доркас навсегда осталась инвалидом. ...Если бы первыми обвиненными стали не Сара Гуд и Сара Осборн, а Марта Кори и Ребекка Нурс, словам девочек, возможно, не поверили и не придали бы серьезного значения. Но, вовлеченные в состояние начавшейся массовой истерии, и магистрат, и даже члены семей обвиняемых не сомневались в преступлениях женщин, отказываясь предположить, что девочки могут обвинять невиновных. Следующими жертвами колдовской истерии стали содержатели таверны Джон и Элизабет Проктор, которые открыто возмущались происходящим. Дело в том, что Мери Уоррен, одна из первых “обвинительниц”, была служанкой у Прокторов. Ее первые припадки хозяин легко "излечил", пригрозив поркой, если она не прекратит кривляться. Под страхом наказания, Мери даже призналась, что она лгала, что лгут и другие девочки. Но, почувствовав за своей спиной силу, позже Мери откажется от этих слов и поспешит вместе с другими “страдалицами” избавиться от бывшего хозяина. Случай представился, когда во время очередной проповеди преподобного Пэрриса, посвященной обвинениям в адрес Ребекки Нурс и других заподозренных ведьм, сестра Ребекки, Сара Клойс, с демонстративным отвращением покинула церковь. Девочки тут же обвинили Сару Клойс и сочувствовуюшую ей Элизабет Проктор в ведьмовстве. Обе обвиненные были арестованы и подвергнуты унизительному осмотру (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов). Муж Элизабет Джон, пытавшийся воспротивиться осмотру жены, стал первым мужчиной, которому было официально предъявлено обвинение в колдовстве. Против него свидетельствовали Абигайль Уильямс и младшая Энн Патнем, которые утверждали, что видели духа Джона Проктора, который сидел на потолочной балке и причинял им страдания. Мери Уоррен первоначально отказалась давать показания против своей хозяйки, которая была к ней добра. Но остальные “страдалицы” тут же обвинили в колдовстве саму Мери, дав понять, что те, которые начнут сомневаться или отказываться от своих слов, сами станут обвиняемыми. Во время допроса Мери пришлось подтвердить обвинения девочек, чтобы снова оказаться на их стороне. Вслед за Прокторами были арестованы Джайлс Кори, Бриджит Бишоп и Абигайль Хоббс. Восьмидесятилетний Джайлс Кори, муж Марты, которого называли сильным и жестоким, решительно отрицал свою вовлеченность в колдовство. Но обычный спектакль с рассказами девочек о терзающих их призраках и других ужасах заклеймил его как колдуна. Бишоп было под шестьдесят, она была хозяйкой таверны, где в любое время суток можно было развлечься спиртными напитками или азартными играми. Она всегда одевалась в красное и за долгие годы приобрела в Салеме скандальную репутацию. Обвинить ее в колдовстве было совершенно естественно. На теле Бишоп была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок». Некоторые девочки подтвердили, что Бишоп – ведьма. Нашлись и другие свидетели, которые связывали свои неприятности с Бриджет Бишоп. Ее признали виновной. Умственно отсталая Абигайль Хоббс легко созналась в колдовстве и поведала судьям о своей сделке с неким "типом", который благодаря этому получил возможность появляться перед девочками в ее обличье. Вместо того чтобы усмотреть в этой истории бред сумасшедшей, магистрат не усомнился ни в одном слове и счел это подтверждением видений девочек. 21 апреля на основании бреда Абигайль Хоббс в тюрьму попали еще девять человек: древний старик Неемия Эббот, родители Абигайль Уильям и Деливеренс Хоббс, пасынок Бриджит Бишоп Эдвард и его жена Сара, сестра Ребекки Нурс и Сары Клойс, Мери Исти, рабыня-негритянка Мери Блэк, Сара Уайлдс и Мери Инглиш, жена богатого салемското купца Филиппа Инглиша. До этих пор в число подозреваемых попадали только жители окрестностей Салема. Но уже пятеро из вышеназванных были жителями Топсфилда, соседнего городка. Территория безумия расширялась. Допросы шли по заведенному сценарию с травлей обвиняемых, припадками девочек и рассказами о нападениях призраков. Первый и единственный раз за все время допросов девочки не подтвердили обвинения в адрес старика Эббота. Возможно, чтобы показать, что они не нападают на невиновных и могут отличить ведьм от честных горожан. Другим повезло меньше. Эдварда и Сару Бишоп признали виновными за компанию с их матерью. Деливеренс Хоббс поначалу отрицала свою связь с ведьмами, но позже уступила напору магистрата и покаялась, что подписала дьявольскую книгу, которую принесла ей Сара Уайлдс. В отношении Мери Исти мнения разделились. Жители деревни считали, что если две сестры уже осуждены, то и третья, Мери Исти, тоже ведьма. Но ее несокрушимое упорство на суде произвело впечатление даже на судью Хаторна. На вопрос, считает ли Исти девочек действительно заколдованными, женщина ответила так: "Без сил зла здесь не обошлось, но замешано ли в этом колдовство, не знаю". В течение нескольких последующих недель все девочки, кроме Мерси Льюис, отказались от своих показаний против Мери Исти, и ее освободили. Но Мерси Льюис продолжала настаивать, что призрак Исти душит ее за то, что она одна упорствовала в обвинении Исти в колдовстве. В итоге через пару дней Исти вернулась в тюрьму. Вскоре ряды арестованных пополнились еще шестью обвиняемыми. Ими стали Сара Мори, Лидия Дастин, Сюзанна Мартин, Доркас Хор, купец Филипп Инглиш и преподобный Джордж Бэрроуз. Мори в конце концов оправдали, Дастин умерла в тюрьме. Филипп Инглиш сумел бежать в Бостон вместе со своей женой, также заподозренной в ведовстве, до того, как дело зашло слишком далеко. Они спасли свои жизни, но потеряли практически все имущество. Преподобный Бэрроуз попал в салемскую тюрьму прямо из своего дома в Уэллсе, штат Мэн. Он был священником в Салеме до Пэрриса и не сошелся с некоторыми прихожанами. Особенно напряженные отношения сложились у него с матерью Энн Патнем, и обвинение в колдовстве послужило удобным орудием мести. Против Бэрроуза выступил ряд обвинителей, к которым присоединилась и дочь Бэрроуза. Тем не менее у Бэрроуза была хорошая репутация, и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, однако спасти его не удалось. Наоборот, судьи решили, что именно Бэрроуз руководит общиной ведьм, о которой говорила Титуба. Поймав главаря общины, магистрат вздохнул с облегчением. Но на этом дело не остановилось. Джон Уиллард, ранее участвовавший в арестах, сам попал в обвиняемые после того, как отказался подписать несколько ордеров на арест. Вместе с Уиллардом арестовали и Джорджа Джекобса (вместе с внучкой Маргарет), ранее выступавшего против процесса. Его служанка Сара Черчхилл заявила, что видела имя Джекобса в книге дьявола. Как и Мери Уоррен, Черчхилл потом пожалела о содеянном, увидев хозяина перед судом. Но остальные тут же выступили против нее, утверждая, что и сама она подписалась в книге. Саре пришлось вернуться к обвинениям, чтобы не оказаться в тюрьме вместе с бывшим хозяином.
продолжение следует... |