Кара для праведника
«Книга Иова» – древнейшее и самое загадочное произведение Библии. Имя Божьего страстотерпца стало распространенным синонимом всяких несчастий и катастроф.
Американский ученый-атлантолог, писатель и сенатор-республиканец Игнатиус Доннелли, солидаризуясь с рядом других экспертов, опубликовал в конце XIX века монументальный труд, доказывая, что «Книга Иова» посвящена рассказу о грандиозной катастрофе, постигшей Землю. Он считает, что там описаны последствия падения кометы в район Междуречья в 2300 году до нашей эры, либо двумя-четырьмя столетиями раньше.
Кара для благочестивого
Суть сказания об Иове вкратце сводится к следующему. После спора с сатаной, до какой степени человек способен хранить верность Богу, Господь насылает беды на непорочного и богобоязненного, как сказано в «Книге», самого знаменитого мужа Востока – Иова.
Нигде прямо это не говорится, но, по косвенным признакам, Иов – мировой судья и князь, некогда бывший и полководцем. В одночасье гибнут все семь его сыновей и три дочери, а также его богатства – семь тысяч голов скота, три тысячи верблюдов, масса волов и ослиц. Вскоре и сам Иов заболевает проказой, после чего становится изгоем.
Три друга приходят к нему, им он и изливает свои мысли, сетуя на несправедливость Бога, которому он хранил и хранит верность.
Друзья просят его не торопиться с обвинениями в адрес Господа. А вскоре Всевышний является Иову, предлагая ему выдвинуть обвинения против Себя напрямую, чтобы Он смог столь же прямо ответить человеку.
Иов обвиняет. Бог отвечает. Иов раскаивается. Господь прощает его, возвращая Иову вдвое больше прежде взятого у него.
Живость описаний и стиля, драматическое нарастание действия, смелость философской мысли и пылкость чувств, с которой написана «Книга Иова», всегда привлекали внимание богословов, интеллектуалов и поэтов. В ней черпали вдохновение Байрон, Гете, Лермонтов. Ее глубокий философский смысл трактовали Григорий Богослов, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Карл Густав Юнг.
Редакторские огрехи
Иудейская и христианская традиция сходятся в том, что «Иов» написан на рубеже I и II тысячелетий до нашей эры, а события, о которых идет речь, случились раньше XIII-XIV веков до нашей эры. Иоанн Златоуст писал еще смелее: «Говорят, книгу составил Соломон, если только она не есть произведение Моисея», то есть готов был отнести время создания «Иова» к XVI веку до нашей эры (историки до сих пор спорят о времени жизни Моисея, но все же чаще называют это время).
Философскую составляющую текста отец Александр Мень резюмировал так: «В Кн. Иова изображен человек, пребывающий во тьме, далекий от Завета и Обетования. Но и в этой тьме он не утрачивает веры и надежды. Правду он ищет не у людей, а у Бога… Книга показывает, что не все исчерпывается земной жизнью».
Однако никто, включая теологов, не отрицает, что первоначальный текст «Иова» правился не единожды. Благо позднейшие редакторы убрали далеко не все из написанного, а те сведения, которые им были непонятны, просто разбавляли собственными стихами и событиями из современной им истории.
Противоречия ряда отрывков очевидны – исследователи распознают и позднейшие приписки, и приметы времени, о котором идет речь, и знания, которыми располагал автор «Иова».
Так, в первой главе привлекают внимание стихи с 14-го по 19-й. Процитируем их – для дальнейшего разговора это важно:
«14 И вот приходит вестник к Иову и говорит:
15 Волы орали и ослицы паслись подле них, когда напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16 Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба, и опалил овец и отроков, и пожрал их; и спасся я один, чтобы возвестить тебе.
17 Еще он говорил, как приходит другой, и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами, и бросились на верблюдов, и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
18 Еще этот говорил, приходит другой, и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19 И вот большой ветер пришел от пустыни, и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся я один, чтобы возвестить тебе».
Ничего не понятно, правда? Кто приходит к Иову, откуда берутся «другие», если «спасся только я один»? А главное – кто отроков-то поразил: халдеи или савеяне острием меча или все же огонь пожрал и людей, и дома, и стада?
Вообще-то, савеяне и халдеи – народы, переселившиеся в конце II тысячелетия до н. э. из Северной Африки в Аравию, а оттуда – к Междуречью, Вавилону. Но суть в том, что 15-й стих, где упоминаются савеяне, противоречит 16-му, а 17-й, где говорится о халдеях, – 19-му. И стоит убрать 15-й и 17-й стихи, как повествование обретает стройность. Стада паслись, люди пили-ели, когда огонь Божий упал с неба, в один момент спалив и тех и других. Затем мощный вихрь разрушил и дом.
Относительно оружия Бога мнения исследователей расходятся. Что за «огонь»? Молния, которую упоминают чаще всего, убила сразу десятерых детей Иова, три тысячи верблюдов и массу другого? Да не бывает таких молний. И. Доннелли в книге «Гибель богов в эпоху огня и камня» выражает уверенность – перед нами свидетельство падения кометы.
На погибель царей
Не будем строго судить представителя конца XIX века, плохо представлявшего разницу между кометой – сгустком льда, путешествующим на удаленном от Земли расстоянии, и метеоритом – железорудным камнем, способным упасть на землю и причинить огромные несчастья. Но ясно, что в «Книге Иова» говорится, скорее всего, именно о последнем.
Возможно, эта библейская поэма – единственное письменное свидетельство о гибели государства Шумер в результате падения крупного метеорита в Междуречье в середине III тысячелетия до нашей эры.
В то время на Земле началась очередная эпоха потепления. Мельчали моря, менялся характер растительности, шли подвижки земной коры, резко возросла активность солнца и космоса – ряд городов того времени, откопанные сейчас археологами, покрыты слоем пепла с примесью химических элементов внеземного происхождения. И именно в то время человечество стало стремительно утрачивать научные сведения, которыми располагало прежде.
В частности, в V (пятом!) тысячелетии до нашей эры древние шумеры знали время оборота Луны вокруг Земли с точностью до десятых долей секунды. Им было прекрасно известно, что и Земля, и Солнце не стоят на месте. Больше того, они знали, что звездный свод совершает полный оборот за 25 920 лет.
«Огонь» с небес и страшный ветер, поднявшийся ни с того ни с сего, ничуть не удивляют Иова. Столь здравое отношение к «подаркам» из космоса у священнослужителей было всегда. За два с половиной тысячелетия до нашей эры шумеры, египтяне, китайцы, а чуть позже индийцы и вавилоняне прекрасно различали кометы и метеориты.
Эти знания в целом сохранились в религиях и потом. В частности, на территории России запись о падении метеорита сделана в Лаврентьевской летописи в 1091 году.
Наука же долго отрицала существование метеоритов. Возможность прилета камней из космоса ученые мужи осторожно признали в самом конце XVIII века. А окончательно убедили себя и всех в их существовании лишь 26 апреля 1803 года, когда на французский городок Легль обрушился метеоритный дождь и было собрано более 3000 мелких небесных посланцев.
Подсказки Всевышнего
В «Книге Иова» есть научные данные, уже утраченные на рубеже эр, зато известные предшествовавшим древним цивилизациям. Так, в девятом стихе девятой главы, говоря о деяниях Бога, написано, что Он «сотворил Ас, Кессиль и Хима, и тайники юга» – то есть создал созвездия Большой Медведицы, Ориона и Плеяд.
И ведь правда! От Большой Медведицы, например, 80 тысяч лет назад отошла как минимум одна звезда, после чего это созвездие перестало быть похожим на медведицу – нынче оно напоминает ковш. Но прежние знания о том, как оно выглядело, сохранились. Сохранилось и название.
В той же главе, стихи 5-6: «Он передвигает горы, и не узнают их; Он превращает их в гневе Своем; Сдвигает землю с места ее». Теперь мы понимаем, что речь идет не о землетрясениях, а о подвижках земной коры и геологических изменениях, происходивших на планете.
О деяниях Бога говорится и в 26-й главе. Стих 7: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». Речь о космическом пространстве и положении в нем планеты Земля.
Там же в стихе 13-м читаем: «От духа Его – великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона». Ну, в Древнем Китае этот агрегат называли треножником дракона. Речь, как вы понимаете, может идти о летательном аппарате…
«Книга Иова» многим кажется жестокой, несправедливой. Она внушает чувство, что люди ничтожны перед замыслом Божьим. Милостивей ли воля Божья, мудрей ли человеческой? Почему страдают люди праведные, богобоязненные, такие как Иов? Просто потому, что Господу хочется испытать «на прочность» их праведность?
Прямого ответа на эти вопросы в «Книге Иова» нет. Христианские авторы обычно толкуют ее в том плане, что истинное воздаяние за грехи и добродетель возможно лишь после смерти, а сокровища этого мира тленны. Но самые тонкие мыслители, например католический философ и писатель Г.К. Честертон, обращают внимание на то, что истинным утешением для Иова становится сам факт встречи с Богом, возможность вступить с Ним в диалог и даже спор.
Господь и вся Его мощь открывается человеку в несчастьях, а не в житейском процветании. Возможно, в этом и есть философский смысл величайшего шедевра библейской литературы…
Анастасия ХАРЛАМОВА