Великие деяния пророка Моисея
Иудеи называют его Моше или Моше Рабейну, что означает наш Учитель. Именно ему Всевышний вручил Тору - основу иудаизма и еврейского образа жизни. В исламе он Мусса. Именно Мусса встретил на небесах пророка Мухаммеда, когда тот вознесся к трону Аллаха. В христианстве он Моисей - величайший пророк и прообраз Иисуса Христа. Как Моисей явил миру Ветхий Завет, так и Иисус Христос - Новый Завет.
Спасенный из воды
Родился он в Египте в еврейской семье. Это были трудные времена. От прошлой силы и величия сынов Израилевых не осталось даже воспоминаний, и потому все они пребывали в рабском положении.
С раннего утра до позднего вечера под окрики злых надсмотрщиков рабы месили глину и обжигали кирпичи для строек Египта. Не было у них никаких прав.
Даже ребенка мужского пола рожать было нельзя, ибо по указу фараона, чтобы не стало евреев больше, чем египтян, всех новорожденных мальчиков отрывали от матерей и бросали в воду.
И вот одна супружеская пара, очарованная своим младенцем, решила спрятать его от властей. Но как утаить маленького человечка, если шпики и доносчики постоянно прислушиваются ко всякому плачу ребенка. К концу третьего месяца, едва избежав разоблачения, мать осмолила корзину, положила туда сына и опустила в реку.
Как раз в то время дочь фараона вышла на берег. Заметив корзину, она отправила своих рабынь посмотреть, что это. Взглянув же на ребенка, сразу поняла, что это один из еврейских младенцев. Но он так ей понравился, что повелела она подыскать ему кормилицу.
И привели к ней истинную мать новорожденного. Она и вырастила ребенка, но уже не как своего сына, а как сына египетской принцессы. Назвали его Моше, что означает спасенный или извлеченный из воды.
Схватка с надсмотрщиком
Вырос Моисей при дворе фараона, однако ощущение родовых корней не исчезло бесследно. Однажды, гуляя за пределами дворца, увидел он своих соплеменников, занятых тяжелым трудом. Они изготавливали из густой глины кирпичи. Для их обжига использовалась солома, но ее как раз и не хватало. Работа из-за этого тормозилась, но начальники не снижали норму и за ее невыполнение нещадно наказывали своих рабов.
Картина эта запечатлелась в памяти восприимчивого юноши и не давала ему покоя. А потому через некоторое время, вновь став свидетелем избиения, он заступился за раба. В схватке с надсмотрщиком Моисей, видимо, оказался более проворным. Удачным ударом он свалил противника на землю. И тут выяснилось, что тот удар был смертельным.
Убийство же надсмотрщика-египтянина в то время наказывалось очень сурово. Вплоть до смертной казни. Испугавшись, Моисей бежал за пределы Египта и после скитаний остановился в земле Мадиамской - пустынной местности, лежащей кругом восточной ветви Чермного моря и, как полагают, населенной потомками Мадиама, четвертого сына Авраама и Хеттуры.
Как-то раз отдыхал он возле источника и видит - подходят туда семь молодых девушек, чтобы набрать воды для своих овец. А в это же время пастухи пригнали к колодцу большое стадо и оттеснили девушек. И снова Моисей заступился за обиженных, отогнал грубых пастухов. А затем помог напоить овец и, конечно же, понравился юным мадиамитянкам. Они оказались дочерьми местного священника. Тот тоже расположился к пришельцу и вскоре отдал ему в жены свою дочь Сепфору.
Моисею нравилось в земле Мадиамской. Он пас овец своего тестя, любил жену и детей и вряд ли готовился к великим свершениям. Но в один из дней, когда пригнал стадо к горе Харив, услышал он глас Всевышнего. Сказано ему было, чтобы он шел в Египет и вывел оттуда еврейский народ, который в египетском рабстве терпит нужду и унижения.
Облачный столп
Прибыв в Египет, Моисей и его брат Аарон направились к фараону. Моисей подробно изложил цель своей миссии, но на его просьбу: "Отпусти народ мой" египетский царь ответил отказом. Более того, приказал ужесточить отношение к рабам - не выдавать им солому для обжига кирпичей. Пусть, мол, сами ее находят. Если же количество изготовляемых кирпичей уменьшится, заговорят плети надсмотрщиков.
И тогда Всевышний наслал на владения фараона «десять египетских казней». И вода в реке превратилась в кровь, вымерла вся рыба, а потом река наполнилась жабами. Следом за этими бедствиями напали на Египет песьи мухи, мошкара, болезни, моровая язва, град и огонь между градом, саранча и густая тьма.
И только когда умерли все египетские первенцы, фараон сдался и отпустил сынов Израилевых на три дня в пустыню помолиться своему Богу и принести ему жертвы. И вот после четырехсот тридцати лет, в течение которых сыны Израилевы обитали в Египте, Господь рукою крепкою вывел их из рабства и указал Моисею путь к Земле обетованной.
В колонне уходящих из Египта было "до шестисот тысяч пеших мужчин", женщины и дети. Вели они с собой большое стадо крупного и мелкого скота, несли пожитки и продвигались по пустыне, видимо, не очень быстро. Чтобы народ не заблудился, впереди возник облачный столп. Это сам Всевышний принял такой образ и помогал исходу. Причем днем, в светлое время, столп светился белым облаком, а ночью становился огненным.
Между тем по прошествии трех дней фараон понял, что рабы его не вернутся с молебна и, снарядив шестьсот отборных колесниц, взяв всадников и все войско, бросился в погоню. А беженцы подошли к бурному Черному морю и остановились, не зная, что делать. Тогда Моисей простер руку на море, и расступились воды.
И пошли люди по образовавшейся суше, и было море им стеною и по правую, и по левую стороны. К тому моменту и войско фараона подошло к берегу. Только вступило оно на сушу между водами, как тяжелые колесницы завязли, и трудно было их сдвинуть с места. А как только беженцы вышли на другой берег, море сомкнулось и поглотило египетское войско.
Манна небесная
Оказавшись в безлюдной пустыне Син, столкнулись сыны Израилевы с другой проблемой - голодом. Из Египта уходили спешно и заготовить достаточное количество еды, конечно же, не смогли. И возроптал народ. Послышались упреки в адрес Моисея. Все чаще над станом раздавалось, что лучше бы было оставаться в Египте, где сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта, чем в пустыне умирать с голода.
Услышав ропот, Господь сказал Моисею: "Скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом". И действительно, едва наступили сумерки, прилетело множество перепелов: их было столько, что покрыли они весь стан. И ели люди нежное перепелиное мясо, и утолили свой голод.
А поутру на поверхности пустыни возникло нечто мелкое, круповидное. Но никто не знал, что это такое. И Моисей сказал им: "Это хлеб, который Господь дал вам в пищу". Народ же нарек хлебу тому имя - манна. Она была белая, вкусом же - как лепешка с медом.
Успокоились люди, но ненадолго. После сытной еды подступила жажда, а воды уже не осталось ни капли. И снова возроптал народ. И снова укоряли Моисея. И тогда Господь повел Моисея к скале на горе Хорив и повелел ударить в скалу, и пойдет из нее вода.
И пили сыны Израилевы воду в пустыне, и ели манну, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской.
Десять заповедей
В третий месяц по выходе из Египта пришел народ в пустыню Синайскую. И призвал Господь Моисея взойти на гору Синай. Были громы и молнии, густое облако и сильный трубный звук. Это сошел Господь на вершину, гора же вся дымилась и сильно колебалась. И дал Он Моисею две скрижали каменные, на которых были десять заповедей, написанных перстом Божиим.
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего.
Поклонение золотому тельцу
Пока Моисей был на горе Синай, народ, устав ждать его возвращения, впал в неверие. "Наверное, с ним что-нибудь случилось" - говорили некоторые. И стали требовать у Аарона, чтобы он сделал им нового бога. Аарон тоже, видимо, утратил надежду вновь увидеть Моисея и сказал людям, чтобы они вынули золотые серьги из ушей жен, дочерей и сыновей. Потом сделал из этого золота тельца. Народ же обрадовался и провозгласил того тельца богом Израиля.
На другой день все общество принесло жертвы литому божеству и село есть, пить и веселиться. А Господь сказал Моисею, чтобы он поспешил сойти с горы, ибо народ совсем развратился. Более того, назвал сынов Израилевых - народом жестоковыйным.
Спустившись с горы и приблизившись к стану, Моисей увидел пляски возле золотого тельца и воспламенился гневом. В руке он держал две скрижали, на которых с обеих сторон были написаны заповеди. Эти письмена были сделаны Богом. Но гнев Моисея был так велик, что бросил он их и разбил под горою.
Затем сжег литого тельца в огне, растер в прах и развеял по воде. И вот зачинщики предательства были сурово наказаны, а Моисей просил у Господа прощения за свой народ, впавший в великий грех. С большим трудом удалось ему умилостивить Всевышнего, и наконец Он сжалился и повелел Моисею вытесать из камня новые скрижали и написал на них прежние письмена.
Сорок лет в пустыне
Некоторые толкователи Библии, отвечая на вопрос, почему Моисей водил народ по пустыне целых сорок лет, предполагают, что по первоначальному замыслу Всевышнего сыны Израилевы должны были войти в Землю обетованную сразу же после дарования им скрижалей завета. Однако поклонение золотому тельцу обрекло скитальцев на более тяжкий путь. Все дни неверия и греха умножились и обернулись сорокалетним скитанием по пустыне.
Не менее убедителен и другой эпизод. Когда кочующий народ остановился в пустыне Фаран, Господь повелел Моисею отправить в землю Ханаанскую двенадцать разведчиков, которые бы определили, что ждет сынов Израилевых на новом месте. Через сорок дней они вернулись и высказали противоречивые мнения.
Одни говорили, что земля та течет молоком и медом, другие - что она поедает живущих на ней людей. Большая часть народа поверила в худшее, и опять раздались стенания, что лучше было бы не покидать Египет, где все сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта. Увы, следы рабства не покидают душу. И тогда Господь воскликнул: "В пустыне сей падут тела ваши... И не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас".
И только через сорок лет, когда ушли из жизни все, кто участвовал в плясках возле золотого тельца, кто постоянно поминал свое "счастливое рабство", сыны Израилевы подошли к Земле обетованной.
Взошел Моисей на вершину горы Нево против Иерихона, и показал ему Всевышний всю даль необъятную и сказал: "Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову... Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь".
Моисею было уже сто двадцать лет. Своим наследником он назначил Иисуса Навина, которому и суждено было вести сынов Израилевых дальше. А Моисей умер на пороге Земли обетованной, так и не ступив в ее пределы.
Похоронили его в долине на земле Моавитской. И никто не знает место погребения "даже до сегодняшнего дня".
"И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу".
Юрий ПОЛОГОНКИН