Суфизм – мистико-аскетическое учение
Суфизм, как мистико-аскетическое учение берет свое начало в исламе и переводится, как «шерсть» с арабского языка. Для приверженцев этого учения характерен аскетический образ жизни, отрешение от мирских благ и соблазнов - Зухд. Зухд сопровождался молитвами и постами, с принятием культа бедности - Факра, принятие своей доли (Рида), а также перенесение разных лишений и мучений (Сабр). Средства на пропитание суфии добывали сами: выполняя работу или нищенствуя. Последние должны были уповать на Бога и жить с принципами «упования». Дервиши не имели права набирать милостыни впрок, они ограничивались количеством денег или продуктов необходимых на один день.
Суфизм, как учение сформировался в середине 8 века и связано с именем Мухаммада.
Это учение не доступно широкому кругу лиц, носит тайны характер. Для него мало просто верить. Суфизм близок эзотермизму, для которого характерны такие понятия, как скрытность, таинственность и посвящение. Великие мыслители суфизма писали, что путь к Богу состоит не только в его лицезрении, но и в пребывании и растворении себя в Боге.
Позднее среди приверженцев суфизма, выделились умеренные суфии, проповедовавшие полное слияние с Богом и опьянение от этого. Смыл суфизма, виделся в понимании веры, стержнями которого были уединение и напоминание. Истинный суфий на пути к совершенствованию должен пройти несколько этапов, которые представляют собой мистический путь к истине. Новичок преодолевает путь под руководством своего преподавателя, которому он беспрекословно подчиняется. Вначале человек слеп духовно. И только в конце пути он сможет прозреть и освободиться от «головных болей», связываемых с жизненными привязанностями. На пути к прозрению выделяют четыре стадии:
1)Шариат (закон)- стадия подготовки.
2) Тарикат (мистический путь) – под присмотром преподавателя суфий ведет аскетический образ жизни и совершенствуется духовно.
3) Марифат (мистическое познание) Суфий отрекается от сексуальных удовольствий и достигает экстаза от общения с Богом.
4) Хакикат (истина). Это окончательная стадия, на которой ученик лично соприкасается с «Единым», достигает совершенства, отбросив все мирское.
На протяжении всего пути существуют особые ритуалы, запреты-табу и задания. Обязательным служит исповедование в своих прегрешениях и покаяние. Самое большое значение имел ритуал прославления имени Бога (Зикра). Он включал в себя набор определенных поз и движений, контроль за своим дыханием, произношение фраз. Зикра предполагал как совершение в группе, так и в одиночестве, имея конечную цель – восторженное состояние транса, т.е. общение с Богом.
Этот ритуал сопровождался музыкой, коллективным танцем, определенными движениями.
Суфийские братства – это не секты. Суфийские братства отличаются от исламских коммун, но признают догматику ортодоксального ислама.
Конечной целью суфизма, является постижение Абсолютной Реальности, не с помощью логики и наглядных примеров, а сердцем, с помощью духовного озарения, созерцания, Любви. В конце пути суфия должен остаться только Бог.