ХРАНИТЕЛИ ВЕРЫДля того чтобы отправиться душой к духам, шаману требуются необыкновенные силы. Его общественная функция заключается в том, чтобы отводить беду, лечить больных, сопровождать умерших в царство теней, а также обеспечивать удачу на охоте и вызывать хорошую погоду.Нечто подобное переживает и человек, превращающийся в шамана. Но его опыты идут глубже. В акте превращения душа будущего шамана не просто соприкасается с потусторонним миром, она устанавливает с ним прочные контакты. Шаман находит среди духов личных защитников и наставников, которые станут оберегать его от опасностей, научат его песням, приносящим силу. С их помощью он сможет совершать то, чего не могут нормальные люди.
В роли духов-защитников или руководителей часто выступают умершие шаманы, но иногда ими становятся духи животных или другие духи природы. Чтобы проникнуть в мир духов, недостаточно очутиться в состоянии, близком к смерти. Будущему шаману предстоит в видении, не отличающемся от реальной жизни, пережить подлинное физическое исчезновение и возрождение. Существует немало свидетельств того, что человек чувствовал в такие минуты. Потусторонние существа разрывают кандидата в шаманы на части, поедают его мясо, сжигают останки, пьют его кровь и т.п., то есть уничтожают его плоть самым зверским образом. Нередко испытуемым кажется, что они видят свой скелет, который духи наполняют новыми органами и новой плотью. Не всегда видения заходят столь далеко, но будущий шаман непременно должен убедиться хотя бы в том, что ему заменили важнейшие внутренние органы и органы чувств.
Широко распространены также путешествия на небеса и в преисподнюю. Духи-помощники отводят начинающего шамана в мир мертвых. Происходящее с шаманом в данном случае весьма напоминает то, что во все времена описывали лица, пережившие клиническую смерть. Вначале шаман непременно сталкивается с препятствием, к примеру, с необходимостью пройти через ворота, которые охраняют ужасные существа, но чаще через черные воды. Многочисленные души умерших тщетно пытаются пройти это препятствие, и очень страдают от своего положения. Однако ведомый духами будущий шаман не испытывает проблем с преодолением преграды. Это натуральное чистилище нередко сменяют адские ландшафты, миновав которые он попадает в мир гармонии, света, цветущих садов, где бьют чистые ключи и текут прозрачные ручьи. Здесь обитают блаженные духи.
Ночное путешествие пророка МухаммедаПожалуй, любая неписьменная культура с незапамятных времен хранит подобные переживания, связанные с инициацией. Они передаются в устных преданиях. В книгах-откровениях великих монотеистических религий — Торе, Библии, Коране — можно найти непосредственные свидетельства. Смерть и Воскресение Христа соединяют в себе все элементы шаманского преобразования. 17-я сура Корана детально описывает путешествие духа пророка Мухаммеда. Пророк по воздуху перенесся из Мекки в Иерусалим к древнему храму Соломона. Христос и Мухаммед были готовы к духовным странствиям, а вот призванные к шаманскому служению нередко активно сопротивляются подобным испытаниям.
Чтобы придать живость повествованию, приведем три примера. Вот что рассказал полярному исследователю Кнуду Расмуссену эскимосский шаман-карибу по имени Игьюгарьюк: «Истинная мудрость познается вдали от человеческих жилищ, в пустынной местности. Она приобретается через страдания. Нужда и страдания — единственное, что позволит человеческому духу понять то, что скрыто от других».
Следующий рассказ якутского шамана записал финн Уно Харва в 1938 г.: «В возрасте 20 лет я заболел и после этого стал видеть и слышать то, что не было доступно всем остальным. В течение девяти лет я боролся с духом, никому об этом не рассказывая, поскольку я опасался, что люди усомнятся или будут надо мной смеяться. В конце концов мое состояние ухудшилось настолько, что я был близок к смерти. После этого я стал шаманить и сразу же почувствовал облегчение».
Мой язык сам пел, как поет шаманКарагасский шаман Кокуев поведал венгерскому этнологу Вильмошу Дьосеги в 1958 г., что и его болезнь вынудила последовать своему призванию: «Я тоже болел, когда стал шаманом. Поначалу меня мучили головные боли, потом стали болеть руки. Меня часто посещали духи. Во время сна мой язык запел. Запел так, как поет шаман, но я об этом не знал. Утром отец, мать и сестра сказали мне: «Ты пел песни, шаманские песни!»... Так повторялось каждые три-четыре месяца на протяжении трех лет. Это было мучением, нескончаемым мучением. Стоило прилечь и заснуть, как язык начинал петь. Естественно, я не знал этих песен, ведь их пел дух... В конце концов я совершенно обессилел и сделал то, что мне велел дух, — стал шаманом. С этих пор я совсем изменился, так как шаман должен стать другим человеком».
В древние времена большинство из призванных к шаманскому служению отчаянно сопротивлялись выбору духов, однако на обеих половинах Американского континента встречаются эскимосские и индейские племена, где шаманы пользуются столь высоким авторитетом, что люди, отмеченные духовностью, целенаправленно стараются совершенствовать свои шаманские способности. Часто они проходят многолетнее обучение у признанных лекарей. Наряду с потусторонними контактами, ради которых в тело человека вживляются символические предметы, чаще всего кристаллы, придающие ученику силу, такое образование предусматривает изучение реальных процедур и приемов лечения: например, ученик должен твердо знать лекарственные растения и их действие на человеческий организм. Нередко учителя намеренно создают ситуации, вызывающие у учеников страх, панику и ощущение близости смерти. Например, ученика оставляют в дикой местности на несколько дней привязанным к дереву без воды и питья или окунают в воду до тех пор, пока он не начинает всерьез захлебываться.
В целом в родоплеменной организации общества шаманы образуют особый общественный институт. У одних народов их боятся и избегают, у других почитают высшим авторитетом при решении любых насущных вопросов. Шаман лечит, дает советы, консультирует по религиозным вопросам, разрешает общественные конфликты, выступает в роли судьи, приуготавливает лежащих при смерти и людей преклонного возраста к переходу в потусторонний мир и твердо отстаивает культурное наследие своего племени.
Эйнштейн был склонен к шаманству?Возможно, современному человеку все наши разговоры о шаманах покажутся весьма странными. Шаманские истины для него так же непостижимы, как и для слепого мир красок. Однако ему будет небезынтересно узнать, что как раз наиболее талантливые естествоиспытатели нашего времени приближались к шаманскому мышлению. Так, Альберт Эйнштейн утверждал: «К познанию фундаментальных законов Вселенной я пришел отнюдь не на основе рациональных умозаключений». Способны ли шаманы в своих видениях свободно передвигаться в пространстве и времени? Эйнштейн в письме к сестре своего друга Мишеля Бессо в 1955 г. писал: «Для нас, верующих физиков, разделение между прошлым, настоящим и будущим есть не более чем иллюзия. Не согласятся с этим разве что самые твердолобые».
Физик-атомщик Луи-Виктор Дебролье открыто выражал свою точку зрения, согласно которой настоящее, прошлое и будущее существуют одновременно. Он считал, что мнимая временная последовательность возникает в представлении человека потому, что он вступает в контакт с «кругами объемного времени» поочередно и только так в нем продвигается. Шаман в любой момент находится в контакте с потусторонним, в любой области объемного времени и может сам и свободно передвигаться по нему во всех направлениях.
Автор книги «Философия коридора-ловушки» Джоффри Ф. Чю, специалист по физике элементарных частиц, в апогее повествования подводит читателя к провокационному высказыванию, что, мол, в конечном счете природу нельзя сводить к фундаментальным формам бытия, например, к основным структурным элементам материи: «Всякая частичка мироздания заключает в себя все остальные!» Его гипотеза почти дословно повторяет картину мира, какой ее рисуют все мистики — шаманы, мастера дзен, индуистские священники.
Перешагивая границыБолее «понятно» эту мысль сформулировал квантовый физик Вернер Гейзенберг в своей книге «Перешагивая границы»: «Человечество медленно проникается пониманием того, что жизнь на Земле представляет собой единый организм, что тень, упавшая на некую точку, вызовет последствия по всему земному шару, что мы все до единого ответственны за порядок жизни на нашей планете».
Звучит убедительно. Удивляет только, почему рационально мыслящие люди пришли к этой истине лишь недавно, тогда как шаманы всех народов на протяжении тысячелетий в своей практике всегда считали себя хранителями жизни.
Человеческая душа во все времена и во всех культурах тянулась к более высокому уровню познания, превышающему чувственное восприятие. О таком познании шведский естествоиспытатель Эмануэль Сведенборг сказал следующее: «Я предвижу, как многие будут возражать мне, что ни одному человеку, пока он живет в теле, якобы не дано общаться с духами и ангелами; и многие скажут, что все это его фантазии, а иные — что я рассказываю эти вещи с целью найти признание. Найдутся и другие опровергатели. Но они меня не испугают, ибо я видел, я слышал, я чувствовал».
028-9.jpg
(112.26 Кб, 564x700 - просмотрено 2318 раз.)