Там, где боги оставляют коней17.09.2012.
Юг Бурятии пропитан силой, способной исцелить от любых недугов
Из Латвии в далекий Джидинский район еще не ездил никто, хотя сюда стремятся попасть даже из Монголии и Китая, не говоря уже о разных регионах России. Здесь сама природа настолько сильна, что люди, лишь раз побывав тут, заряжаются энергией на много лет вперед. К тому же в этом районе живут одни из самых сильных шаманов Бурятии, а при дацанах принимают эмчи–ламы — священнослужители–целители.
Буддисты и шаманистыДжидинский район граничит с Селенгинским, где тоже даже воздух буквально вибрирует от великой мистической силы, а в шуме ветра слышны голоса из далекого прошлого. В тот день, когда я отправился в путешествие, все кругом скрывала густая дымка, а ленточки, повязанные на деревьях во время ритуалов почитания духов, рвал сильный ветер. Местные говорили, что этот ветер принес дым аж из Красноярского края, где как раз в это время были сильнейшие лесные пожары. Удивительно, ведь расстояние от Красноярского края до юга Бурятии примерно как от Риги до Парижа. Хотя в Сибири может быть всякое…
По пути я с бурятскими друзьями остановился возле древнего шаманского святилища на горе. В древности через эту гору пролегал из Китая Великий чайный путь, и поблизости промышляли разбойники: погубили многих честных торговцев. Но души этих людей не покинули землю, поэтому местные жители в старину и сделали с благословения шаманов священное место для жертвоприношений и почитания духов.
Мы по традиции разбрызгали немного водки и молока на камни, я насыпал шепотку табака — подношение обитателям иных миров. Около барисана, святилища, было и шэрэ — жертвенник, где издревле в особые дни совершались самые мощные ритуалы. Тут и сегодня поклоняются духам, чтобы они обратили внимание на конкретных людей, покровительствовали им и помогали. На холме туман словно поднимался к сэргэ — столбам с ленточками, ритуальной коновязи. Тут оставляют своих коней боги, а потом подходят к шэрэ за подношениями…
Шаманизм и буддизм в этих краях слились прочно. Почему? Буддизм сюда пришел много веков назад от монголов и слился с шаманизмом, поскольку было много похожих ритуалов. Так, и буддисты, и шаманисты, совершая ритуалы почитания духов, брызгают на камни молоком, повязывают на сэргэ и деревьях ленточки. Нередко даже молятся вместе: шаманисты запросто могут сходить в буддийский дацан на хуралы — молебны, а тем более на большие службы Сахюусан, посвященные божествам–хранителям и процветанию человечества. Вместе могут прийти поклониться и на Священную гору, где находится статуя Будды Шакьямуни — на границе Селенгинского и Джидинского районов…
Престол Верховного целителяЭмчи–ламы обязательно служат перед статуей верховного Будды Шакьямуни в ипостаси Верховного целителя. Само изображение Будды непростое, и во всем, что его окружает, нет лишних деталей. В центре находится лотосовый престол, который поддерживают изваяния львов, павлинов и слонов. На престоле восседает Верховный целитель. Его тело цвета голубого берилла (второе имя целителя — Владыка бериллового сияния, поскольку яркие лучи, испускаемые им, рассеивают тьму неведения, от которого и бывают все проблемы).
Правая рука Верховного целителя повернута ладонью кверху, что означает защиту, которую он дарует людям. В ней он держит плод миробалана — это означает, что защита дается от всех болезней. В левой руке — патра (или чаша нищенствующего монаха) с нектаром, обладающим способностью излечивать болезни, возвращать к жизни умерших и предотвращать старение. Верховного целителя окружает свита из божеств, практиковавших медицину, прославленных учеников и последователей Будды Шакьямуни…
Жизнь лам–целителей в Сартуул–Гэгэтуйском дацане строгая и предельно скромная. Утро эмчи–ламы наступает в шесть, а то и раньше, и начинается с молитвы. После легкого завтрака ведется прием пациентов — столько времени, насколько у ламы сил хватает. А люди приходят к ламам по разным причинам: одни просят провести диагностику по пульсу, другие — от болезни назначить курс трав, третьи обращаются как к астрологу, а четвертые просто хотят молитвы — чтобы на душе спокойней стало.
Если в шаманизме люди в разных местах силы делают подношения духам, чтобы они не насылали болезни, а наоборот, всячески защищали, то в буддизме немало специальных мантр — "на каждый день". Но основные правила, как не болеть, еще более простые: правильно питаться и правильно отдыхать. Вот отдыхать перед телевизором крайне нежелательно, поскольку общий эмоциональный фон (пусть это выпуск новостей "от политиков" или из очередной "горячей точки" либо концерт попсовой музыки, от которой деградирует мозг человека) пагубно сказывается на здоровье. Другое правило: уметь создавать покой в душе — не нервничать по пустякам. И третье: любить всех, вне зависимости от того — это люди или даже комары, залетающие в окно (ведь у всех есть душа!).
Отрывок. Читать полностью здесь: http://www.d-pils.lv/news/2/482951