|
Анатомия человеческой души совсем не так проста, как может показаться. И в земной жизни - жизни, совместной с телом, участвует не вся она, а только та ее часть, которая предназначена для управления телом, отвечает за любые контакты с внешним миром и другими людьми.Существует немало историй, записанных и засвидетельствованных самыми разными людьми, касающихся последних мгновений жизни человека. Часть их хранится, например, в архивах Церкви. Вот одна из подобных историй, рассказанная известным английским адмиралом Бьюфортом и записанная им же еще в середине позапрошлого века в Портсмуте. Адмирал был совсем юным, не умел плавать и опрокинулся в открытом море вместе с лодкой. «...В первую минуту я весь был поглощен ощущением своей гибели и борением между надеждой и отчаянием. Но что последовало потом, о том могу свидетельствовать с полнейшим сознанием: в духе моем совершился в эту минуту внезапный и столь чрезвычайный поворот, что все его обстоятельства остаются доныне столь свежи в моей памяти, как бы вчера со мной случились... Деятельность духа оживилась в мере, превышающей всякое описание. Мысли стали возникать за мыслями с такой быстротой, которую не только описать, но и постигнуть не может никто, если сам не пережил подобного состояния. Первый ряд мыслей касался самого несчастного обстоятельства моей гибели, а затем круг событий вдруг начал расширяться дальше и одновременно назад: перед глазами явилось наше последнее плавание, ставшее причиной несчастья крушение, школьная моя жизнь, мои успехи, все ошибки, глупости, шалости, мелкие приключения и затеи того времени. И так дальше назад всякий случай в моей прошедшей жизни проходил в поступательном обратном порядке и не в общих чертах, но живой картиной во всех мельчайших подробностях. Вся история моего бытия проходила передо мной, точно в панораме, и каждое событие в ней соединялось с сознанием правды или неправды, или с мыслью о причинах его и последствиях; удивительно, даже самые мелкие, ничтожные факты, давным-давно позабытые, все воскресли в моем воображении, и притом так знакомо и живо, как бы недавно случились. Со своей стороны, адмирал указывает, что все описанное едва ли заняло даже мгновение, хотя точно определить, в какую долю времени было «втиснуто», не может. Но, вне всякого сомнения, с момента, когда он начал тонуть и до момента, когда его вытащили из воды, не прошло и двух минут. Подобное (существование вне времени) случается не только в таких чрезвычайных ситуациях. Психологи, вообще медики, изучающие явление сна, хорошо об этом знают. Потому что совсем не редкость, когда человек, проспавший пятнадцать, а то и меньше минут, успевает «увидеть» за это время сюжет, развитие которого укладывается в целые годы.
Однако многие современные ученые доказывают, что подобное описанному, в нашем материальном мире просто-напросто невозможно. Невозможно потому, что все сигналы, идущие от мозга к рецепторам органов чувств и обратно, физически не могут двигаться со скоростью, превышающей скорость течения электросигналов по «проводам» нервов. А отсюда и единственно возможный, хоть и парадоксальный, вывод: информационные сигналы, порождающие как описанное явление тонущего, так и те, из которых складываются «быстрые» сны, никакого отношения к материальному миру не имеют. Получается, что думаем и помним мы вовсе не с помощью мозга, а непосредственно душой, для которой мозг, вообще вся центральная нервная система человеческого тела - не что иное, как инструмент общения с внешним миром. То, что человеческая душа не принадлежит материальному миру и, следовательно, не подчиняется ни его пространственным, ни его временным законам, является основой любой не только мировой религии, но и вообще любого верования. А если уж говорить об ученых, особенно ученых великих, нельзя не упомянуть, что такие известные естествоиспытатели, как доктор медицины хирург Войно-Ясенецкий, а затем и Иван Павлов в итоге своей деятельности пришли к тому же выводу: способность человека думать не является способностью его мозга, представляющего из себя пусть сложнейший, но все-таки физический инструмент. А, следовательно, способный воспринимать ощущения, фиксировать их, но никак не являющийся органом, превращающим эти ощущения в чувства и мысли, тем более в чувства столь сложные, как, например, любовь к родине, способность отдать свою жизнь за другого человека и т.д., которые совсем не зря называют «высокими». Иными словами, человек не просто двойственен по своей природе - душа плюс тело - в сущности, он и есть на самом деле душа. Во всяком случае, по преимуществу. Но полностью ли наша душа проявляется здесь, в физическом мире?
Даже материалистически настроенные психологи различают, по меньшей мере, два вида человеческого сознания: собственно сознание и подсознание. Современные ученые сумели также доказать, что наше подсознание действительно хранит решительно все, даже самые мельчайшие и вроде бы незначительные детали предыдущей жизни, причем буквально с момента зачатия. Выявить это можно у любого человека, если подвергнуть его ретроспективному гипнозу. В состоянии гипнотического сна, если сориентировать «спящего» на определенный, пусть самый отдаленный во времени период его жизни, каждый из нас способен вспомнить все, что тогда происходило, до мельчайших деталей. При этом, вернувшись к реальности, не припомнить ни одной из них так же, как не знать, что происходило с ним в момент гипноза. Что же получается в итоге? А в итоге получается, что анатомия человеческой души совсем не так проста, как может показаться. И в земной жизни - жизни, совместной с телом, участвует не вся она, а только та ее часть, которая предназначена для управления телом, отвечает за любые контакты с внешним миром и другими людьми.
Если внимательно присмотреться к свидетельствам тех, кто едва не умер, в глаза бросится еще один важный момент: люди не просто «просматривают» свою жизнь, но еще и дают оценку ее событиям «по совести». Значит, в подсознании нашем находится и абсолютно полная, данная каждой душе в момент ее создания информация о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», несомненно, влияющая и на ту часть души, которая в земной жизни ясно себя осознает. Не зря же в основе любого законодательства любого народа всегда лежат одни и те же принципы, например, принцип возмездия за преступления, а сами преступления также в своей основе понимаются одинаково. И если все это так, на вечный вопрос - в чем же на самом деле смысл человеческой жизни? - существует ответ даже более конкретный, чем утверждение о том, что земная жизнь дана нам для созревания (воспитания) души. Для ее окончательного развития, определяющего судьбу человека в вечности.
Религия учит нас тому, что в момент грехопадения изначальная, Богом сотворенная природа человека была искажена. Недаром же в самом слове присутствует понятие «падение». И простейшая ассоциация: упала и сломалась?.. «Упала и сломалась» человеческая душа? Почему бы и нет, если так понятнее суть случившейся с прародителями беды? Но, судя по тому, что подсознательная часть души продолжает сохранять критерии истинной оценки поступков человека, «сломалась» она не вся. Так, падающий в гололед человек может сломать руку или ногу, которые требуют лечения, чтобы быть здоровыми, как остальное, не пострадавшее в падении тело. И только при этом условии человек сам начнет себя чувствовать гармонично, и со стороны станет ясно, хороша ли его походка, правильная ли у него фигура. Не так ли и с душой? Если повреждена она грехопадением не вся, получается, что и «лечения» требует только та ее часть, которая потеряла способность правильной, в данном случае нравственной ориентации.
И именно эта часть осознает себя в теле, всегда чувствуя, что она - личность, но никогда не испытывая полного удовлетворения от своего бытия. Нам всегда чего-то не хватает. Во внешних ли обстоятельствах, во внутренних ли, но не хватает всегда. И когда мы получаем «горькие лекарства» в виде неприятностей и бед, и когда пьем «сладкие настойки» благополучия и богатства... Все равно не хватает. И не будет хватать до тех пор, пока поврежденная часть человеческого естества не достигнет соответствия с неповрежденной. Пока сознание и подсознание не сблизятся по своему качеству настолько, насколько это возможно.
Вероятно, полного «излечения» достигают немногие, и они-то в результате становятся святыми, одновременно с утерянными качествами «поврежденной» падением части души возвращая себе способности, естественные для любого духовного существа: ясновидение, яснослышание и все то, что здесь, на земле, считается сверхъестественным, но на самом деле присущим изначальной природе человека. Все остальные в той или иной степени «подлечивают» поврежденное, каждый из нас - в своей индивидуальной степени. Можно ли эту степень увеличить, тем самым, безусловно, улучшив свою посмертную судьбу? Вероятно, способ существует только один: вслушиваться в голос собственной совести, идущий из подсознания каждого человека, а не подавлять его, как мы это делаем чаще всего. И не просто вслушиваться, а стараться еще и поступать не так, как удобнее, а так, как диктует этот голос, зовущийся в религии Голосом Святого Духа. Это - трудно. Но есть очень простое соображение, которое может помочь. Даже здесь, на земле, люди, живущие по закону, а не вопреки ему, живут куда спокойнее тех, кто постоянно его нарушает, а значит, в любую минуту своей жизни ожидает возможного возмездия. Во временной жизни это еще может выглядеть терпимым. Но мучиться так вечно? А, в конце концов, получить все-таки возмездие, которое там-то уж точно неотвратимо и ожидается для всех и каждого на Страшном суде?.. Не лучше ли обучиться заранее, в этом мире, жизни по законам вечности, позволив излечить себя от тяжелой травмы, полученной по наследству? Довериться Тому, Кто с абсолютной точностью знает, какое именно лекарство необходимо каждому из нас... Мария ВЕТРОВА
душа.jpg (121.27 Кб, 601x522 - просмотрено 1261 раз.) Последнее редактирование: 16 11 2008, 03:38:00 от Ночной гость
|