Максимум Online сегодня: 712 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358868 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 02 05 2024, 15:23:01

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 | Вниз

Ответ #10: 07 08 2009, 15:03:00 ( ссылка на этот ответ )

НА КРЫЛЬЯХ СВЕТА
АНГЕЛЬСКОЕ БЫТИЕ В ДРЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТИ



“И видел я другого Ангела сильного,
сходящего с неба, облеченного облаком;
над головою его была радуга,
и лицо его, как солнце,
и ноги его как столпы огненные...”
“Откровение Св. Иоанна”, гл. 10
[/b]

Как ни странно, но, несмотря на свое “законное” происхождение, ангелы не избалованы тем вниманием авторов, которое уделяется другим обитателям иной реальности. Любители фантастического жанра привычно считают данный вид малоизученным и неклассифицируемым. А между тем, если выделить основные аспекты ангельского существования, то все оказывается не таким уж и сложным.


Творение — дело тонкое
 

Всем известно, кто сотворил ангелов, однако на вопрос, как это произошло, до сих пор нет единого ответа. В Библии, на которую обычно принято ссылаться говорится, что бог создал ангелов — “своих духов, своих слуг и огонь пламенен” в один день. Способ же творения остается за кадром или же подразумевается, что творение произошло словом Господним, и ничего больше...

Обратимся к мифам. Только у славян сюжет о творении ангелов встречается 35 раз в составе мифов о сотворении мира и 7 раз — как самостоятельная легенда. Наиболее популярная, имевшая отклик в сказках восточных славян, гласит, что: “Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремень о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы...”. В общем, каждый старался сам для себя.

В остальных легендах о творении ангелов меняются лишь способ и действующие лица. Так, Бог, занятый творением всего мира, передает свои функции архангелу Михаилу, а Сатана — старому черту Кривому Ерахте, бесу Анцыпыру и, в более поздних легендах, даже Адаму, пользуясь доверчивостью п оследнего. В выборе способа разногласий в легендах меньше. Вариантов всего два: в 26 версиях актов творения рассказывается о происхождении ангелов и демонов из искр, высекаемых из камня, оставшиеся же тексты сходятся на том, что материалом послужили водные брызги при стряхивании капель воды с рук Господа.

Военные действия в райских кущах
 
О повседневной жизни ангелов известно очень мало или почти ничего. Но однажды случилось нечто, что заставило ангелов и прочих небожителей забыть о своих привычных обязанностях и ввязаться в гражданскую войну на территории Эдема. Попробуем разобраться в этом и отделить факты от вымысла.

Предводителем восставших небожителей все источники однозначно называют Сатану или Люцифера, что, видимо, так и было. Причем то, что это одна и та же личность, не вызывает сомнений. Первоначально Люцифер (“светоносный”) был “иже старейшина 10-му чину” ангелов Господа, что впоследствии не помешало ему получить имя Сатана и стать самым непримиримым его противником. Впрочем, эти события так и не нашли серьезного отражения на страницах Библии: единичные упоминания события в Ветхом Завете и краткое описание в Откровении Иоанна Богослова. “И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон, и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”.

Несмотря на отсутствие в Библии единого полного повествования о свержении Сатаны с небес, эта история восполняется тем, что события того времени широко толковались отцами церкви впоследствии. И здесь не обошлось без домыслов.

Если же считать толкования богословов истиной, то история выглядела так или почти так.

На четвертый день творения “заводил” Бог небо и поставил на нем свой престол. Тогда Сатана помыслил: “Вот поставлю свой “престол на облацах и буду подобен Всевышнему”, и так и сделал, только вот небо поставил выше возведенного Богом. Увидел это Бог и построил новое небо, выше сатанинского. Так и строили они небеса, пока не возвели все пять (семь — девять — двенадцать) уровней. После чего Бог обвинил Сатану в неумелости, так как к чему бы последний ни приложил руки, Богу приходится все переделывать, и приказал оставить дела.

Ангел-Сатана отказался повиноваться Всевышнему и призвал остальных ангелов “отпасть” от Бога. “Отпавшие” были выгнаны с божественных небес, но не успокоились

Сатана решает свергнуть Бога и править самому. Для этого он со своим войском поднимается на самую высокую гору, где строит башню, которая упирается в божественные небеса. Завидев это, Бог говорит: “Будем предпринимать войну”. И все исполняется по слову Господа.

Однако, чтобы не допустить массовой резни, обе стороны договариваются, что спор можно разрешить поединком сильнейших. Кто победит в поединке, тот и войну выиграл. “Падшие” выставили Сатану, божественное воинство — архангела Михаила.

Сатана не подпускает к себе архангела — палит огнем и опаляет противнику крылья, после чего знобит холодом на три (тридцать три) версты. Поединок продолжается семьдесят семь дней, за время которых Бог, чтобы усилить своего архангела, накладывает на него схиму, дает ему жезл, огненное копье, крест, евангелие, шпагу, меч огненный, “заклятый” меч-кладенец, стрелы молниеносные огненные, броню булатную, шлем духовный с перьями павлина, придает “особую страшную силу”, дает власть над грозными тучами, громом и молнией, благословляет архангела и делает его четырех-, а потом и шестикрылым.

И Сатана проиграл.

“Отпавших” победители безо всякой милости спихнули с небес вниз. Летели они до земли сорок дней и сорок ночей. За это время архангел Михаил разрушил башню сатанинскую и затворил небеса. После чего “падших” лишили ангельской сущности и нарекли демонами, отсрочив им окончательное наказание до Конца Света.

Вся же последующая история человечества — это лишь продолжение давнего конфликта, положение шаткого мира до Конца Света.

Ангелы современности, или старая песня о главном


В прошлом человечество мало интересовалось ангелами, отводя им роль посредников, вестников и божественных слуг. Однако с начала 90-х годов и по сей день мир переживает период увлечения ангелами. Исследования свидетельствуют о “взрыве” книг, статей, значков, картин, телевизионных программ и фильмов об ангелах. И даже светские издания, далекие от религии и теологических споров, отметили возобновившийся интерес к этим небожителям.

Впрочем, ангелы, как темные, так и светлые, в современном мире более близки людям, более человечны. Многовековое проживание в тесном соседстве не могло не наложить отпечатка на взаимоотношения людей и ангелов. Бесполые, бестелесные, лишенные всяческих страстей, кроме служения Господу, в прошлых столетиях, ангелы с лихвой наверстывают упущенное. И старые темы получают новые трактовки, а новые трактовки развиваются в новые темы.

В число последних можно включить “ангелов-спасителей”: почему-то не доверяя спасение мира и человечества богочеловеку, создатели фильмов, книг и игр перекладывают эту ношу на плечи ангелов. Так, к примеру, в самой критической ситуации роль мессии в одноименной компьютерной игре достается ангелочку Бобу. Конец света, запланированный и неотвратимый, наступает раньше срока. Эмиссар сил зла уже вступил в игру, а вот представитель сил света на момент необходимости спасения мира еще не вырос из подгузников. Так что небеса мобилизуют те силы, которыми располагают... Впрочем, обычно современные спасители сознают свою ангельскую сущность постепенно и... смиряются с ней. Это мало согласуется с основным источником, но такие истории в большинстве своем не имеют ссылок на Библию и потому вольны в своей трактовке событий.

Ангелы в фантастической литературе

Мировая литература может гордиться длительной традицией изображения ангелов. Первые серьезные шаги в этом направлении сделали поэты-романтики. Падший ангел, одинокий и противопоставленный всему остальному миру, был идеальным романтическим образом. Новое время внесло свои коррективы. С одной стороны, появился громадный пласт мистической и оккультной литературы, где под ангелами могут подразумеваться самые разные сверхъестественные существа. С другой стороны, авторы часто используют ангелов в метафорическом смысле, особенно если пишут философскую или околорелигиозную прозу. С третьей стороны, на страницах собственно письменной фантастики и фэнтези ангелы по популярности однозначно проигрывают своим извечным противникам демонам, и появляются главным образом в качестве антагонистов последних — или же в качестве одной из деталей мистического антуража.

Взять, например, роман Нила Гэймана “Neverwhere”. Простой лондонский бизнесмен одним прекрасным утром понимает, что исчез для нашего мира. В заброшенных подземельях под британской столицей он обнаруживает совершенно иной мир, мир тьмы и тени, святых и чудовищ, убийц и ангелов. Его путь назад — вывороченная наизнанку классическая схема “ангел среди людей”.

В качестве примера более классической разработки ангельской темы возьмем “Историю рыжего демона” Роберта Шекли и Роджера Желязны. Рай, населенный ангелами и архангелами, и ад, полный демонов, представляют собой две бюрократические системы, борющиеся за верховенство над человечеством. Бог давно оставил этот мир (раем руководит архангел Михаил), поэтому игра идет на равных. Как среди демонов, так и среди ангелов встречаются и симпатичные, и не самые приятные персонажи, а грань между Добром и Злом удивительно тонка: ангелы и демоны посылают в стан противника своих наблюдателей, а одна ведьма — знакомая главного героя — влюбляется в ангела и “переходит на светлую сторону”. Ангелы и демоны здесь не показывают разные стороны сложной и противоречивой человеческой души, а наделены ею в полной мере. И результат этого — не философская притча с привлечением нечеловеческой психологии, а вполне земная история, мастерски сдобренная сверхъестественным антуражем.
Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Сенека

 

 

Ответ #11: 07 08 2009, 15:09:03 ( ссылка на этот ответ )

НА КРЫЛЬЯХ СВЕТА
АНГЕЛЬСКОЕ БЫТИЕ В ДРЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТИ.


Киноангелы

Поиск по слову “angel” в Кинематографической базе данных интернета (imdb.com) даст свыше тысячи результатов. Даже если отбросить всевозможных Ангелин и Лос-Анджелесы, останется более сотни фильмов и телесериалов, осененных ангельским прикосновением. Тема большинства из них — ангелы среди людей, взаимодействие божественного и человеческого. Взаимодействие это может происходить по совершенно разным принципам и с абсолютно разным исходом. Обозначим основные из них.
 
Классический “ангельский” фильм — “Небо над Берлином” немецкого режиссера Вима Вендерса, снятый еще в 1987 году. Сюжет ленты был навеян стихами Райнера Марии Рильке. Два ангела спускаются с небес в современный Берлин, дабы постичь души простых людей. Один из них влюбляется в смертную девушку и отказывается от своей ангельской сущности ради простых человеческих чувств. Здесь привлечение ангельского — способ взглянуть на нашу короткую жизнь со стороны, найти в ней то, что достойно отказа от бессмертия и белых крыльев. Интересно и то, что “Небо над Берлином” посвящено трем “ангелам” мирового кинематографа — режиссерам Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и Франсуа Трюффо.

Похожая тема, но несколько в ином ключе, разрабатывается и в американском кинематографе. В основе многих телесериалов лежат приключения посланных Небесами ангелов в суровой действительности планеты людей. Например, в сериале “Highway to Heaven” главный герой-ангел Джонатан Смит отправляется на землю, дабы творить вполне конкретное добро. Миссия центральных персонажей сериала “Touched by an Angel” несколько иная — для них куда важнее донести до отчаявшихся людей надежду и веру в Бога. В комедийном сериале “Good Heavens” ангел спускается на Землю каждую неделю, чтобы исполнить желания людей, совершивших добрые поступки. Наконец, в ленте “Absolution” цель ангела — понять, что такое человеческая жизнь; и оная поворачивается к нему далеко не лучшей стороной. Часто возникает и мотив посмертного перевоплощения человека в ангела — по принципу “Хорошие люди попадают в Рай, а лучшие после этого возвращаются на Землю”.

 
Разумеется, одна из самых популярных тем с участием ангелов — противостояние Добра и Зла, нередко в условиях отсутствия абсолютной морали. В ряду таких фильмов наиболее известным, пожалуй, является “Догма” Кевина Смита. Сюжет этой необычно серьезной комедии таков: два изгнанных из Рая ангела, Локи и Бартлби, находят способ вернуться обратно на Небеса: для этого достаточно пройти под благословенной аркой собора в Нью-Джерси. Побочным эффектом сего действа будет уничтожение всей богосозданной вселенной, ибо возвращение падших ангелов опровергнет тезис о непогрешимости Господа. Противостоят дерзкой попытке простая человеческая женщина, посланец Небес, непризнанный тринадцатый апостол и двое современных пророков. В результате — сюрреалистическая смесь мистики и комедии с заметным религиозно-философским подтекстом.

Создатели фильма “Пророчество” предлагают свой вариант войны ангелов. Когда Господь дал душу человеку, не все ангелы с этим согласились, и на небесах началась война. Почти треть Небесного Легиона погибла, после чего было заключено временное перемирие. И вот, после тысячелетнего мира, война вспыхнула вновь. Эти события были предсказаны в 23 главе Откровений Иоанна Богослова, написанных во 2 веке нашей эры. Там было сказано, что “появится черная душа, которая склонит шаткое равновесие сил в сторону зла, и после смерти тела будет принадлежать человеку, но не ангелу”. Чем не повод для небесного раскола? Впрочем, вооруженные конфликты возникали и из-за менее серьезных предметов, а тут Господь создал душу... и одарил ею человека, между тем как сами ангелы, по каноническим представлениям, души не имеют.

Не менее драматическая борьба, только за конкретную душу одного человека, разворачивается в испанско-французском фильме “Нет вестей от бога”. Здесь ангелы (как райский, так и адский) выступают носителями стереотипного представления о человечестве — представления, которое сталкивается с изменившейся за бурный XX век действительностью.

Добрались ангелы даже до “Звездных войн”. В первом эпизоде этой саги маленький Энакин Скайуокер сравнивает королеву Амидалу с ангелом. И объясняет: говорят, где-то на краю галактики, на лунах Иего, обитают существа такого невиданного совершенства, что даже самые закоренелые негодяи пускают слезу от одного их вида.

* * *
Как бы это ни казалось странно, но ангельская тема получила новую жизнь не случайно. Ассимиляция ангелов в человеческом обществе открыла перед человечеством новые горизонты, возможность для ангелов и людей договориться, прийти к пониманию. Ангел нового времени — это не безликое создание “с огнем и мечом карающим”. Это личность со своими проблемами и принципами... и человеческое ей отнюдь не чуждо.

Итак, мы смогли выделить аспекты ангельского бытия, которые со времен творения поменялись мало, а значит, вполне обоснованно их можно считать основными. Однако, несмотря на четко разграниченные функции ангельского сословия, даже их коснулись изменения общества людей. Ангелы оказались в ситуации выбора: либо измениться вместе с человеческим обществом, либо исчезнуть в забвении. И потому со временем факторы, определяющие их бытие, весьма возможно, станут другими... Впрочем, не хотелось бы загадывать на столь далекое будущее.

* mtg6.jpg

(23.1 Кб, 210x298 - просмотрено 1424 раз.)

* mtg2.jpg

(19.94 Кб, 210x301 - просмотрено 1118 раз.)

Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Сенека

 

 

Ответ #12: 18 11 2009, 14:41:59 ( ссылка на этот ответ )


Символизм Храма


Отношение человека к трансцендентной реальности во все времена выражалось в его желании возвыситься, подняться в ту область, которая превосходит обычное физическое существование, и — с другой стороны — в его способности воздвигать храмы, склонять голову и преклонять колено перед величием того, что открывалось его внутреннему взору.

У нас нет права утверждать, что храмы какой-либо одной эпохи или культуры лучше, чем остальные. Алтари и стены, воздвигнутые десять тысяч лет назад, не менее ценны, чем возведенные сегодня. Мы также не можем утверждать, что одна религия лучше другой. Просто каждая религия является особой формой выражения религиозно-философского Эроса — интимного чувства единства со всем, что нас окружает. Религиозность — это потребность не в физическом хлебе, а в насущном хлебе духовности, это любовь к Вечности, к Тайне, с которой можно встретиться лишь в своем сердце и которая, подобно земной любви, может быть более глубокой или менее глубокой.

Интуитивное восприятие бесконечности, преломляясь через призму той или иной религии и приобретая форму и облик символического характера, превращается в храм — образ присутствия вневременного во временном, бесконечного в конечном.

Каждый народ, каждая эпоха открывали и подчеркивали одну из граней трансцендентности, одну из множества форм проявления и выражения Слова-Логоса, который во времени-пространстве символов превращается в священные предания, объясняющие происхождение макрокосмоса и микрокосмоса, и в путь, соединяющий человеческое и божественное.

В индуизме храм подчеркивает идею многообразия и пышности жизни, танцующей над водами материи; в эллинском мире он воплощает идею гармонии и соразмерности, присущих Космосу; в христианстве храм призывает к любви и смирению; в исламе он говорит о невозможности выразить беспредельность посредством форм, созданных природой; египетский храм свидетельствует о монументальности непреходящей реальности.

Храм говорит о Космосе и о пути, он — образ того и другого, их земное отображение.

Подобно тому как в платоновском мифе о пещере узники пещеры принимают тени, отбрасываемые реальными объектами на ее стены, за саму реальность, мы часто принимаем символы — знамения трансцендентности и беспредельности — за саму беспредельность, забывая, что они являются лишь отражениями, которые напоминают о существовании иного и открывают к нему дорогу.

Между символами и тем, что за ними скрывается, существует путь напряжения и роста, ведущий от образа к его причине, от мифа о солнечном герое к реальности солнечной дороги, от наблюдения неба к самому небу, от храма снаружи к храму внутри.

Дорога воспоминаний

Итак, храм говорит о том, как люди представляют божественное, и одновременно является напоминанием о нем. В древнегреческой мифологии Музы, дочери Мнемосины — богини воспоминаний, олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить забытое, возобновить свои воспоминания о Вечности, о существенно важном и подлинном. Вид храма, изображения внутри него, слова молитвы и безмолвие, запах ладана — все это, как линза, фокусирует наше сознание и направляет течение наших мыслей и чувств, ведя к самоуглублению, к созерцанию того, что выходит за пределы обычного и преходящего. В душе, хотя бы на мгновение, вспыхивает искра внутреннего света; душа просыпается и отождествляет себя с иным. Из ее поля зрения исчезают образы мирских, внешних вещей, их место занимают знамения зова. Вспомнить — значит возвыситься, оживить и задействовать спящие способности души, вернуться к самому себе. Стремление ввысь и вглубь — это сущность религиозности, это основная доминанта храма, небом которого является его свод, а дорогой к небу — путь, ведущий от входа к святилищу, в святая святых, в скрытое сердце храма.

В этом аспекте храм напоминает о некой другой жизни, напоминает о небе — внешнем и внутреннем, потому что душа каждого человека имеет свое небо и свою звезду спасения на нем. Символическое пространство-время храма позволяет человеку воссоздать внутри себя пространство-время общения с божественным, встречи с сильной, возобновляющей и поддерживающей жизнь мощью.

Иное пространство

Согласно неоплатоникам, в человеческой душе присутствуют два Эроса, два типа стремлений: один ведет к удалению души от Блага и погружению в материальный мир, другой возвышает ее к Благу и очищает от всего преходящего. Соответственно, пространство-время с точки зрения религиозности может быть удаленным от Бога или близким к Богу — мирским или священным.

Мирское пространство — это «обычное», однородное и монотонное пространство горизонтальных движений, где места и сооружения не отличаются одни от других, одинаково чужие и близкие, в равной степени человеческие, земные. Мирское пространство подобно лесу, в котором легко потеряться и откуда трудно выйти. Если, идя по жизни, смотреть только под ноги, не поднимая головы к небу, то лес обыденного для нас, путешественников, становится дремучим лесом. И в этом лесу в один «прекрасный» день мы можем превратиться в неподвижных полуспящих существ, подобных растениям, в существ, которые отмеряют течение времени лишь появлением новых колец, все сильнее отделяющих внутреннее от внешнего, кору жизни от ее сердцевины; существ, у которых стремление расти в ширину преобладает над стремлением вертикализировать, облагородить свое существование.

В отличие от обычного пространства — пространства повседневных мирских забот, которым не видно начала и конца, где каждый занят своими делами, не имеющими ничего общего с идеей универсального и космического, где человек является мерой вещей, — священное пространство можно определить как сильное, заряженное смыслом. Кроме того, оно является центром эманации смысла. Роща, река, гора, храм, город и даже страна, получая статус священного места, обретают и то, что отличает их от слабого пространства: способность притягивать и объединять мысли и чувства людей вокруг сердца священного пространства — идеи присутствия иного в обыкновенном.

За порогом обыкновенного

Священное и мирское отделены друг от друга. Одно является владением Бога, другое — территорией человека; одно — пространство стремления возвыситься духовно, другое — пространство преходящих стремлений и желаний.

Идея границы присутствует в словах «templum» и «temenos». Оба эти понятия произошли от индоевропейского корня «tem» («отсечь, ограничить, разделить»).

Первоначально слово «templum» означало ту часть неба, которую жрец очерчивал своим жезлом, изучая явления природы и полет птиц, а позже так стали называть и то священное пространство, в котором происходил ритуал наблюдения. Греческое слово «temenos» означает участок земли, посвященный божеству, священную рощу или какое-либо другое ограниченное священное пространство, которое нельзя осквернить.

Переступая порог храма, линию, которая и разделяет, и соединяет мирскую и священную реальности, верующий совершает переход из одной плоскости бытия в другую. Входя в храм, мы всегда входим в другое время и пространство, сбрасываем с себя груз повседневности и малых человеческих забот, ожидающих нас за порогом храма.

Вступив в храм, в вечно юное, возобновляющее и очищающее душу пространство символов, мы вступаем на внутреннюю дорогу, дорогу молитвы и созерцания. Храм не только место диалога и встречи с божественным, он место переосмысления и «взвешивания» души, узнавания своих грехов — но не искупления их: грехи искупаются в том пространстве, в котором они совершены.

Выйти из храма значит снова вернуться в «страну заката», в темное и грешное пространство. В Кирилловской церкви (в Киеве) об этом говорят сцены, изображающие грехи и соответствующие им страдания, которые душа испытывает в аду. Во Владимирском соборе это сцена Страшного суда, которая находится над дверями внутри храма. На ней доминирует фигура Черного ангела, наводящая на размышления о смерти физической и смерти духовной, о возможности исчезнуть для Вечности, которая не вмещает в себя ничего, что не обладает ее природой.

Мирское пространство, находящееся по другую сторону порога, олицетворяет Хаос, или Бездну, которая существовала, когда еще ничего не было. В начале «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами» (Быт.), и потом в течение шести дней Бог создал мир, который является его владением. В результате творческого акта внутри хаоса — безвидного и текущего пространства изначальных вод — появляется свет, который Бог отделяет от тьмы, твердь, разделяющая верхние и нижние воды, и суша — опора жизни. Таким образом, сотворение является одновременно разделением пустоты и полноты, возможного и осуществившегося. На человеческом уровне творческий акт самосотворения есть переход от пустой, лишенной света и опоры жизни к жизни осмысленной, созидающей новую жизнь. Мудрость порождает новую мудрость, а любовь преумножает саму себя. Лишь дух, парящий над водами преходящей жизни, может создать внутри нее первый остров стабильности, остров огня, который в египетской мифологии символизировал творца вселенной и ее метафизическую опору.

Обращаясь к божественному, человек творит во имя божественного и подражает ему. Создание храма есть создание собственного мира, отделение космоса от чужого, «пустого» пространства.

Пространство чистое и стабильное

В отличие от мирского, священное пространство, каковым является храм и прилегающая к нему территория, — это чистое пространство. Поэтому вхождение в храм всегда сопровождается обрядом очищения, который с обретением права продвижения вглубь храма становится все более строгим. Священные предметы, все то, что хранится внутри святая святых, доступно лишь жрецам — тем, кто ведет чистый образ жизни. Согласно Геродоту, египетские жрецы совершали обряд очищения четыре раза в сутки в прудах или в реке, независимо от погоды и времени года, и таким образом ежедневно подтверждали свое право войти в храм.

Осквернение храма — одно из самых страшных преступлений, которые может совершить смертный.

И с другой стороны, храм — это место, где не действуют законы, установленные человеком. Это территория, находящаяся во владении и под покровительством Бога. Быть гостем божества всегда означало находиться под его покровительством, как это и полагается согласно законам гостеприимства.

Алтарь, священные писания, статуи, иконы, изображения, символизирующие присутствие божественного, обряды очищения и жертвоприношения, форма самого храма и его ориентация — все это отделяет и ограждает храм от мирского, нестабильного пространства, делает его иным.

Будучи территорией иного порядка, пространство храма устойчиво, в определенном смысле неизменно. Хотя с течением истории его форма и некоторые внутренние элементы могут трансформироваться в зависимости от изменения второстепенных религиозных представлений и идей, в храме есть то, что остается неизменным на протяжении всей истории той или иной религии и без чего ее невозможно мыслить как таковую.

Необыкновенное

Храм трудно назвать обыкновенным местом. Он может быть построен из обычных материалов, быть большим или маленьким, находиться вне селения или в его центре, иметь или не иметь исторического значения, представлять предмет интереса для ученых и искусствоведов или же нет, — все это не определяет его важность и необыкновенность для религиозного человека.

На земном шаре есть места, в которых мы всегда можем чувствовать себя как дома. Есть сооружения, где двери всегда открыты и где мы, не стесняясь, открываем двери своего сердца, чтобы там, в своей душе, найти необыкновенное и встретиться с ним. Быть может, так происходит потому, что все то, что олицетворяет храм, мы изначально и всегда несем внутри себя, хотя лишь изредка заглядываем в тот уголок нашего существа, где нет богатых и бедных, рабочих и врачей, выбирающих и избранных, нет национальностей и вероисповеданий. Там нет ничего, кроме напоминания о Боге и гуманности, о зове и поиске. Там, глубоко внутри нас, живет частица Вечности, частица Бесконечности. Входя в храм, мы переступаем порог, который во внешнем и во внутреннем пространстве разделяет преходящее и трансцендентное. Мы создаем коридор, соединяющий внешнее пространство храма с внутренним жилищем Бога.

Центр мира

Человек традиционных обществ всегда стремился жить в сильном пространстве, в пространстве иерофании — присутствия священного. Оно было для него точкой отсчета, символом истоков, начала времени, местом, откуда начинаются и куда ведут все дороги.

Сакральное пространство-время связано с идеей восхождения, проникновения в центр, возвращения к истокам.

Все дороги ведут к храму, сходятся в центре — в точке, оправдывающей существование окружающего ее пространства. Подобно тому как Создатель является центром всех центров, точкой эманации света и жизни, храм эманирует сакральность и притягивает, концентрирует вокруг себя стремление людей к святости. После обычных, мирских дней во время праздников, дающих возможность внутреннего возобновления, очищения от исторического времени, потоки людей устремлялись к месту встречи преходящего и непреходящего, человеческого и божественного — к храму.

Будучи центром, храм является местом совпадения противоположностей: жизни и смерти, видимого и невидимого, слова и безмолвия, ощущения ущербности и чувства наполненности души смирением и благоговением.

Строительство храма равноценно воссозданию собственного мира — мира, в котором невозможно потеряться, ибо в нем есть ориентиры и всегда известно, куда идти и как вернуться домой. По сути, движение в освященном пространстве всегда является уходом из храма или возвращением в храм. Храм всегда находится в центре города, в самой высокой его точке.

Идея центра — это основная идея храма. В разные времена эта идея выражалась по-разному: ее могли олицетворять колона, столб, лестница, гора, дерево и, конечно, храм.

Палестина, Иерусалим, Голгофа — это страна, город и мировая гора, являющиеся центром христианского мира. Согласно мифам, под Голгофой погребен Адам, на ней был распят Христос. В этом аспекте она соединяет первородный грех и искупление, начало человеческого пути и его конец. Качества центра присущи и Иерусалиму — городу, который, согласно традиции, не был и не мог быть разрушен водами Потопа, ибо сохранение центра равноценно спасению мира.

Существует легенда, согласно которой Киев погибнет тогда, когда разрушится мозаика Софийского собора. Всякое разрушение храма является, в каком-то смысле, и разрушением, концом мира. Уничтожение храмов после 1917 года знаменовало конец сакральности. Это были времена потопа, эпоха, когда воды иррациональной и анимальной природы человека унесли не только многие жизни, но, прежде всего, чувство чести и религиозность, во все времена являющиеся опорой нравственности.

То, что не обладает центром, с точки зрения трансцендентности не существует. Оно подобно изначальному Хаосу, бесконечному морскому пространству, где все направления равноценны и все движения одинаково ведут в никуда.

Эпоха без храмов и без стремления к возвышенному рушится и дробится под своим собственным весом, ибо нет того, что могло бы собрать и соединить в единое целое разрубленное на части тело бога Осириса — тело живой духовности. Жизнь, в которой нет стремления к центру, растекается как вода, как туман, как мрак, который поглощает все и делает все одинаковым. Мрак неведения не имеет источника, во мраке все равны и все в одинаковой мере окружены темнотой. В мире без духовности, без точки отсчета, неизменной и неподвижной, как Полярная звезда, доминирует мораль личной выгоды и личной власти.

Сегодня наступили времена реставрации, переосмысления истории и искупления грехов наших предков. Мы находимся на дороге воспоминаний и возвращения к истокам. Хотелось бы, чтобы этот путь стал и возвращением к сердцу: к способности выбирать сердцем, отдавать от сердца, общаться сердцем и смотреть на мир глазами сердца, — а не переходом от одной формы материализма, агрессивной и открытой, к другой, более тонкой, растворяющей душу.

Изначальность храма

Относительно центра, символа Первопричины, все существующее является светлым или темным, сильным или слабым — близким или удаленным от центра. Таким образом, центр создает иерархию сил внутри миропорядка, определяет взаимосвязь и взаимоотношения его частей. Центр мира является центром не только с точки зрения пространственных координат — он также находится у истоков времени. Центр делает нечто более или менее древним.

В христианстве рай и Небесный Иерусалим созданы одновременно, и каждый христианский храм представляет и воплощает на земле Небесный Город. Внутреннее пространство храма олицетворяет Эдем с четырьмя реками, определяющими структуру и границы Эдемского сада, в котором Господь Бог сотворил Адама, первого человека. В Эдеме произошло падение человека, там растут древо Познания добра и зла и древо Вечной Жизни. Рай, врата которого охраняет ангел с огненным мечом, олицетворяющий тайны Божьи, — это начало пути и конец пути. Возвращаясь в храм, верующий возвращается в чистое, не знающее греха пространство-время, чтобы вкушать там плоды с древа Познания и древа Вечной Жизни, чтобы лицезреть тайны. Уходя из храма, человек повторяет падение Адама, ибо мирское пространство является пространством падений и испытаний. Человек покидает центр мира — и рай, и Иерусалим, место Тайной Вечери, место смерти и воскресения Христа. И не только, ибо храм есть тело Христово.

Согласно традиции, Кааба — главное святилище ислама, а в древности языческий храм, посвященный Венере, — была создана на небесах до начала мира. Ее земное отражение построил Адам, но во времена Потопа оно было разрушено, и затем его воссоздал Авраам. Таким образом, Кааба — первое святилище, созданное на земле до Потопа и после Потопа, в первом случае — родоначальником всего человечества, во втором — отцом арабов и евреев, основателем единобожия.

В Древнем Египте план, единый для всех храмов, своими корнями восходит к небесной модели, разработанной в начале мира Богом-Творцом. Надпись на храме в Эдфу гласит, что дом божества, владыки этого города, был построен по правилам «Книги основания храмов первой энеады», как и все другие, построенные до него. Кроме того, каждый храм имеет своих предков, предшественников, которые до него стояли на том же месте, и каждый свою генеалогию прослеживает до начала сотворения мира, к временам возникновения изначального холма. Этот холм и есть первый храм, первое жилище бога Татенена — «Поднимающейся земли», создателя и первой суши, и первого храма.

Образ мира

Если жилище души и символ ее деяний — это сердце, то жилище Бога и образ созданного им мира — это храм. Он является копией небесной модели — первого храма, первого священного пространства, и его возведение соответствует сотворению Космоса. Архитектор, мастер, создающий храм, в каком-то смысле имитирует деяния Бога, сам превращается в демиурга. Строительный материал: камень, дерево, обожженная глина — эквиваленты хаоса — под воздействием его инструментов приобретают форму, а само строительство становится актом жертвоприношения и самосотворения. И поэтому строительство храмов всегда требовало не только знания основных наук, которые изучались еще в Академии Платона — арифметики и геометрии, музыки и астрономии, — но и обладания глубоким мистическим чувством, тем, что позволяло вдохнуть душу в тело храма.

Если при строительстве мастер повторяет деяние Бога, то человек, участвующий в литургии, символически делает то же самое по-другому — он воссоздает храм внутри себя.

Храм как образ макрокосма и микрокосма, мира и человека должен существовать в трех плоскостях. Он имеет свое небо, свою землю и свой подземный мир — свои дух, душу и тело. Свод и алтарь представляют духовный мир — мир архетипов и первопричин; вечное и непреходящее начало в человеке и в природе; неизменное и необъятное пространство неба — такое же неизменное и необъятное, какой является трансцендентная, духовная реальность.

Между духовным и телесным существует мир движений и перемен, соединяющий эти две плоскости; в храме он представлен пространством, ведущим от входа к алтарю. В человеке это душа с ее радостями и страданиями, победами и падениями, а в природе — земля, горизонтальная плоскость, где существует и развивается жизнь во всем ее многообразии.

Фундамент, вход в храм, его внешний облик олицетворяют тело храма.

В этих трех мирах существует и живет не только храм, но и город. Он имеет свой Акрополь — верхний город, свою Агору — место, где происходит бытовая и политическая жизнь общества, и свой Некрополь — мир подземный. В этих мирах движется и человеческая душа — она нисходит с неба на землю и восходит с земли на небо. В течение ее земной жизни аналогом этого процесса является движение из храма в мирское пространство и обратно в храм, в центр мира и место встречи любящих друг друга Бога и Человека.

Когда мы влюбляемся, нам трудно объяснить, откуда и почему возникают эти глубокие чувства, облагораживающие душу. Мы влюблены, и, поглощенные необыкновенным, прекрасным, мы готовы преодолеть все моря и горы, чтобы встретиться, дотронуться до руки любимого человека. В этом состоянии мы забываем себя и свои маленькие желания, отрываемся от земли, испытывая и счастье, и боль.

Подобные чувства возникают у нас не только по отношению к видимой и осязаемой реальности. Даже в видимом мы любим невидимое — внутреннюю красоту, которая, открываясь нашей душе, делает и нас самих внутренне более красивыми. Как говорит Платон, любовь есть не что иное, как любовь к вечному обладанию Богом; это стремление к бессмертию, способность «забеременеть» духовностью, произвести на свет прекрасное, истинную добродетель, все те блага, которые несет в своем лоне человеческая душа. Беременный божественным человек на протяжении всей истории создавал то, что несло внутри себя воспоминание и напоминание о божественном. Такими напоминаниями являются в первую очередь творения, относящиеся к сфере сакрального, — все то, что воплощает идею зова и восхождения смертного к бессмертному, ущербного — к целостности и полноте, бедного светом — к исполненности сиянием света.

* 1.jpg

(24.71 Кб, 200x360 - просмотрено 1091 раз.)

* 2.jpg

(22.61 Кб, 200x333 - просмотрено 1102 раз.)

* 3.jpg

(21.56 Кб, 200x311 - просмотрено 1005 раз.)

 

 

Ответ #13: 24 11 2009, 08:28:36 ( ссылка на этот ответ )

Волшебство в сознании

Правда о богах

Миф удивительно живуч: появляется то в науке, то в жизни социума, то в искусстве (и здесь чаще всего) с разной интенсивностью, из века в век. Он то преобладает в традиционных культурах времен пещерных костров, то тихо тлеет и почти не осознается в цивилизованных, «исторических» обществах (как называл их французский культуролог и писатель Мирча Элиаде). Впрочем, структуры мифа — сюжеты, образы, герои — не пережиток в развитом мышлении человека современного. Властитель мира, гений науки, инженер тела и духа, человек хранит в сознании те же мифологические структуры (их универсальность отмечают антропологи, культурологи и религиоведы). И это заставляет признать: миф не «недоразвитый» тип культуры, не сказка для каннибалов. Тогда что?

Единого определения мифа (от древнегреческого mythos — «предание, сказание»), равно как и единой точки зрения на его происхождение, нет. Во многом это объясняется тем, что исследователи акцентируют внимание на разных его функциях — и выводят каждый свое определение.

Так, англичанин Рэглан называл мифы ритуальными текстами. Немецкий философ Кассирер говорил, что миф-рассказ нужно понимать не буквально («жил-был царь Эдип»), а как символ. Российский фольклорист и составитель первого сборника русских народных сказок Александр Афанасьев считал миф древнейшей поэзией, а французский культуролог Ролан Барт — коммуникативной системой. Все разнообразие определений распадается на две группы: миф-представление и миф-повествование.

Все это, однако, закоулки науки. Нам же важно то, что миф — это действительно представление древнего человека о себе и обществе: как появился мир? что я в нем делаю? как мне вести себя? почему днем светло? Иными словами, это факт, известный всем и не нуждающийся в доказательстве: «Так было, потому что иначе и быть не могло, мне дедушка рассказывал (прадедушка, пра-пра-пра... и так далее)». Первобытные общества воплотили эти знания в повествования о богах, духах, обожествленных героях, первопредках. Из этих рассказов позже выросли религия, философия, наука и искусство — все формы человеческой культуры и социальности. Нерешенных загадок и вопросов без ответа нет: житель прибрежной деревни в Норвегии знал, что мир образовался из тела великана Имира, что людей боги сделали из дерева (и, кстати, вселенная тоже дерево, гигантский ясень Иггдрасиль), а в конце времен грядет последняя битва Рагнарек.

Представления сплетаются в истории для долгих вечеров у огня, над которым — где горшок кукурузной каши, где рис, где просо. Это не сказки, нет: сказка — ложь, хотя и с намеком. Миф же — единственная правда, окончательное объяснение, рассказ о персонажах, которых, конечно, не встретишь теперь у порога, но раньше, в далекое славное время... Именно как повествование-историю миф изучают фольклористы и этнографы.

Культурологи и социологи, напротив, назовут его не чем иным, как «любым неосознаваемым и не поддающимся логическому объяснению коллективным представлением». Ключевые слова здесь — «любое представление». Не обязательно думать о скандинавской Вальхалле, дворце павших воинов, или мудром финне Вайнямейнене, который от рождения носит бороду, можно вспомнить и американскую мечту, зеленых человечков, немецкую чистоплотность и пунктуальность — любое обыденное утверждение, претендующее на истинность, но верное не всегда. Может быть, представление наросло само из публикаций и непроверенных фактов; возможно, кто-то выдумал красочный образ — и он отправился в свободное плавание по цифровым сетям и чужим сознаниям; или манипулируют общественным мнением «черные пиарщики».

Эта трактовка мифа сближается с его пониманием в обыденном смысле: миф — ложное, вымышленное утверждение, похожее на истину, но таковой не являющееся. И недвусмысленно показывает: миф встречается не только в архаических обществах, но существует во всех без исключения культурах, и во вполне явном виде — в форме мифов политической, общественной жизни, науки, массовой культуры, национального самосознания и тому подобное. Во все времена люди творили мифы. Сначала — о богах и героях, потом — об НЛО, американской мечте, коммунизме и культе личности.

Современный человек тоскует по утраченным мифам и создает новые, причем с 1960-х годов они удивительно похожи на собственные прообразы — национальные собрания мифов, изложенные в скандинавских «Эддах», финской «Калевале», ирландском «Мабиногионе», то есть на мифы древних народов. Читая «Сильмариллион» Толкина, вы не поймете, что перед вами — плод авторской фантазии, а не национальное достояние англосаксов, собранное веке в XII-XIII каким-нибудь монахом-книжником. Профессор филологии так тонко разбирался в мертвых языках, магическом сознании и литературе, что создал почти настоящих богов, почти осязаемых героев из мира, которому до реальности не хватило чуть-чуть: никто — кроме, пожалуй, Толкина — там не был. Впрочем, викинги тоже не были в той Скандинавии, где по дорогам бродил в длинном плаще одноглазый Один — бог воинов и поэтов. Но для них «Младшая Эдда» и сборник саг «Круг земной» — учебники и поэзии, и истории. Так было: давно, в старом добром времени наших отцов и великих героев, — но было.

От Платона до культурного антрополога

Изучение мифологии в европейской традиции началось еще в классической Греции, с работ Платона. Средние века на этом поле оставили пробел: христианская культура Европы не принимала языческое наследие древности. Но эпоха Возрождения, обратившись к культуре эллинов, оживила интерес к мифологии (изучались, разумеется, греческая и римская традиции). Научный анализ мифов зародился в XVIII веке, когда ученые подступились к рациональной картине мира. Мистические представления Средневековья зашатались. Истории о богах и героях сделались жреческой сказкой в фундаменте государственности.

Впрочем, время показало, что, разрушая одни мифы, ученые с успехом строили другие, которые, в свою очередь, развенчивали последователи... И так без конца: склонность к творчеству и мифотворчеству коренится, видимо, в самом фундаменте человеческого мышления. К тому же наступила эпоха романтизма. Миф стал божественным откровением, скрытым затем в питательной среде искусства — символе. Как писал немецкий философ Шеллинг, «творческая индивидуальность создает сама себе мифологию из какого угодно материала», а значит, мифотворчество не исчезло.

Принципиально новый подход к изучению мифологии создали братья Гримм, впервые поставившие этот процесс на научные основы. Применив сравнительный метод, пионеры фольклористики Якоб и Вильгельм Гримм заключили, что мифология в современной им культуре живет в форме пережитков языческих верований — в народных сказках и обычаях.

К середине XIX века подъем национального сознания в Европе вызвал всплеск интереса к народной культуре и ее истокам. В мифологических традициях разных народов обнаружились кочующие сюжеты — сходные мифы. Ученые встали перед вопросом о происхождении мифологии. Сложились две крупные научные школы — солярно-метеорологическая и культурно-антропологическая. Представители первой, в том числе и Александр Афанасьев, считали мифических богов «символами солярно-лунарных объектов» или метеорологических явлений. Иными словами, главное для человека — понять, почему день сменяется ночью, времена года ходят по кругу и как обезопасить себя от грома небесного. Следовательно, появляются боги Солнца, Луны, весны, дня, ночи...

Другой точки зрения придерживалась культурно-антропологическая школа. Самые яркие ее представители — английский этнограф Эдуард Тайлор и религиовед Джеймс Фрейзер — рассматривали миф как донаучное объяснение окружающего мира. Антропологи — большей частью ученые из колониальных империй — выдвинули новую гипотезу о существовании тождественных сказаний: сходные сюжеты заимствуются, то есть перемещаются вместе с рассказчиками. Переезжая из колонии в колонию, ученые собирали этнографический материал, доказывали теорию заимствований — и впоследствии сами себя опровергли. Оказалось, что похожие мифы рассказывают народы, которые не могли иметь друг с другом никаких связей. И сходные сюжеты в 1860-х годах объяснили «единством человеческой психики на определенной стадии развития».

Этот подход предопределил интерес XX века к психологическим аспектам мифа: каким бы коллективным ни было представление, рождается оно в конкретной голове — и ученые хотели знать почему.

Прежде всего миф объясняет возникновение мира и людей — как благоприятных сторон жизни (огня, колеса и так далее), так и отрицательных. Смерть, болезни и пороки появляются позже, значит, эпоха первотворения совершенна. Так рождаются представления об идеальном миропорядке в прошлом, когда боги смеялись и не было войн. Кстати, германо-скандинавская мифология с ее «золотым веком» признает: именно война богов разрушила равновесие мира.

Итак, мифами человек удовлетворял любопытство, организовывал общественную жизнь (в древности — целиком, позже — вместе с идеологией, наукой, искусством), определял правила поведения в обществе и систему ценностей. Он объяснял мир вокруг, лепил своеобразные кирпичики мироздания и из них — образ вселенной, в которой все на своих местах. Все имеет объяснение, причину и четкие предписания: так делай, так — не нужно, и все будет хорошо.
Что интересно — немногое изменилось. Мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений, это не подготовительный этап в развитии знания — не ступень к «истинной», научной картине мира. Это образцы, по которым строились и все еще строятся поведение, сознание и жизнь человека, — другими словами, модели особого типа мышления.

Мифологическое мышление: мир со своей колокольни

Мифологическое мышление коренится в мифологической картине мира — скандинава, индейца, славянина, римлянина. Основа такой картины — представления о пространстве, времени, космосе и хаосе (преодоление которого и есть главная тема мифа: все должно быть на своем месте)

Элементы мифологической картины мира спаяны в образное, целостное представление о природе и общественной жизни. Есть знакомое — мир понятный, предсказуемый, тот, что видно «со своей колокольни» (кстати, выражение так и появилось: большинство крестьян ни разу не уходили от родного очага дальше, чем видно с самой высокой точки селения — с колокольни). За последним рубежом — все незнакомое и, скорее всего, опасное. Где-то там, если идти и идти, не сворачивая, — преисподняя и чудовища из первородного хаоса: великаны и клыкастые стражи у врат в мир мертвых. Такое разделение научная литература называет «качественной неоднородностью мифологического пространства»: вокруг сакрального центра собирается незнакомая (опасная) периферия, в которой даже время может идти по-другому.

Обычный его ход в мифе — по кругу. Время замкнуто в кольцо и постоянно повторяется: ночь сменяется днем, за уборкой урожая следуют зимние дни у огня — и новые посевы. Впрочем, цикличность времени не противоречит представлениям о начале и конце: все вернется в хаос, человек умрет, мир разрушится — правда, чтобы возродиться вновь.

Мифологическое мышление оперирует крайностями: «начало — конец», «жизнь — смерть», «свое — чужое», где мир «своего» воспринимается положительным, «чужого» — потенциально опасным или враждебным. Логики в современном понимании здесь нет. Даже если вещь из чужого мира объективно хороша и полностью повторяет свойства аналогичной «своей» вещи, принять ее нельзя. Поэтому в мифах появляются персонажи-антиподы: скажем, созидатель Один, подаривший людям мед поэзии, — и интриган Локи, чьи козни приближают последнюю битву.

Дело в том, что первобытный человек не выделяет себя из природы. У него нет холодной логики — только в паре с красочными эмоциями и личным опытом. Мир для него — отражение собственного тела и мыслей, поэтому Космос в мифе живой: рождается из тела великана, пульсирует соками гигантского ясеня. Появляются «персонификации природных объектов»: сестра-солнце, брат-луна, молот громовержца. Первобытное мышление не делит предмет и знак, вещь и слово, часть и целое; символ и модель для него едины, причины и следствия, конкретное и абстрактное — спаяны. Так рождаются представления об оборотнях, когда человек может стать волком, или диким воином-медведем, или, выпив водицы из копытца, козленочком.

Правда, нельзя сказать, что в мифологическом мышлении нет логики, хотя это и не формальная логика, которая рассуждает вне конкретного содержания мыслей и делает выводы независимо от эмоций. Логика мифа символична, полна образных сравнений и очень громоздка: вместо дедукции, когда от общих положений спускаются к частным выводам (или наоборот — от деталей поднимаются к целому), она пользуется «обходными средствами». В мифологическом сознании эмоциональные характеристики мира так далеки друг от друга, что приходится буквально строить мосты: мир людей и богов соединять радужным Биврестом, смерть в преисподней и жизнь на поверхности — стволом мирового древа, по которому к тому же скачет белка Рататоск, передает вести от орла на вершине к дракону у корней. Названные примеры — это так называемые образы-медиаторы, то есть герои или объекты, существующие на границе миров, поскольку объединяют признаки полюсов.

Особенности такой логики много изучали в XX веке прежде всего во Франции. Долгое время господствовала идея этнографа и психолога Люсьена Леви-Брюля: сознание человека архаического («пралогическое сознание») мало склонно к анализу и только со временем развивается до логики современности. Социолог Клод Леви-Строс (также француз), напротив, доказывал логичность мифологического мышления: от научной логики его отличает не характер операций, а только содержание того, что подвергается анализу. Миф «обрабатывает» и фантастические, и вполне реальные ситуации жизни, совмещает идеальное с освоенным и доступным. Поэтому нет глухой стены между логикой и «пралогикой» — есть разные типы мышления в одном обществе и часто (может быть, всегда) в одном сознании. Ничто не мешает ядерному физику верить в Бога или деревенской гадалке — в прогноз погоды. Миф — это способ увидеть и объяснить мир. Чтобы впасть в мифологию, достаточно взорвать устоявшиеся взгляды на мир — и переселиться в хаос Нового времени. Среди обломков ценностей, идеалов и авторитетов начинаются поиски личного логоса — универсального смысла и разумного принципа бытия.

Логос по-новому


Многие современные гуманитарные исследования (фундаментальные культурологические, социологические, психологические и так далее) признают: мировоззрение человека западной цивилизации увязло в трясине. Схожие взгляды разделяют ученые, вполне далекие от гуманитарных дисциплин. Естественные науки сами констатируют кризис естественных наук. Человек больше не знает, как ориентироваться во Вселенной: вслед за барокко, рококо, классицизмом и модерном пришла эпоха постмодерна.

На рубеже 1950-1960-х годов наука, художественная культура и религия окунулись в новую философию. Все принимаемое за действительность оказалось лишь представлением о ней и зависело к тому же от точки зрения наблюдателя. Единые ориентиры исчезли под натиском равноправных теорий, фактов и деталей. В середине XX века Рене Генон, французский мыслитель, сетовал о «подлинном хаосе, в котором тщетно искать какие бы то ни было твердые принципы». Фактически постмодернизм не отображает реальность, но творит новую — интерпретирует, читает по-своему, эпатирует. Роль религии упала, зашевелились сомнения во всесилии науки — и вынырнули древние вопросы: «кто я?», «почему я здесь?», «что и как должен делать?». Если на границе XIX и XX веков почву из-под ног человека религиозного выбил человек научный, то сегодня, в точке очередной смены эпох, — устоять на ногах не могут оба.

Интересно, что, с одной стороны, на любой вопрос в культуре постмодерна можно ответить по-своему, с другой — пропали всякие авторитеты. Все может быть так — или совсем иначе. Старые представления о мире сменились образами и метафорами — хаосом фрагментов без причин и следствий.

Что и возвращает нас к мифу, который из первородной бездны создает устойчивую твердь. Исключены неразрешимые проблемы, уравновешено личное, общественное и природное. Разумеется, смена эпох всегда переосмысливает культурные ценности, эталоны познания — и констатирует, что масштабы и последствия происходящего именно сейчас гораздо серьезнее, чем раньше. Но кризис мировоззрения, когда вакуум заполняют новые авторитеты, случается не впервые. И, как всегда, за четкими ориентирами человек обращается в прошлое, ищет ответы и вдохновение в «народной старине».

Сегодня тысячи археологов, историков, танцоров и просто любителей сидят в библиотеках, вспоминают, «как это было», учатся бою на мечах и шьют средневековые платья. Музыканты играют народную музыку (чаще псевдонародную), этнографические музеи реконструируют старинные ремесленные техники, издатели подсчитывают выручку от продаж многотомников фэнтези и энциклопедий мифических существ...

Для цивилизации взорванных ценностей, в какой народы Запада живут сегодня, миф — рука помощи. Каждый бросается объяснять мир, лепить кирпичики мироздания — и творить новый миф по законам старого в поисках ответов на вопросы о себе, природе и обществе. На краю Гинунгагапа, мировой бездны, эллинский оратор, дворник и кандидат наук нашли бы, пожалуй, общий язык.

* 1.jpg

(18.17 Кб, 240x150 - просмотрено 1283 раз.)

* 2.jpg

(38.66 Кб, 240x303 - просмотрено 989 раз.)

* 3.jpg

(21.63 Кб, 240x237 - просмотрено 3888 раз.)

* 4.jpg

(29.83 Кб, 240x241 - просмотрено 1462 раз.)

 

 

Ответ #14: 22 01 2010, 12:10:22 ( ссылка на этот ответ )

Наука: ангелы не умеют летать

Современные ученые, стоящие на позициях  материализма, время от времени всерьез пытаются дать оценку явлениям, которые находятся за гранью их прямолинейного понимания действительности. Профессор Роджер Воттон, из Университетского Колледжа Лондона утвержадет, что ангелы и купидоны, в том виде как они изображались в классическом европейском искусстве, не могли подниматься в воздух. Ученый-биолог провел специальное исследование, целью которого было сравнение физиологии птиц с ангелами, купидонами и херувимами.

Воттон утверждает: " Даже поверхностное исследование демонстрирует то, что ангелы не могли не только собственными силами подниматься в воздух, но даже и планировать".

Согласно новейшим биологическим исследованиям, крылья птиц развились в ходе постепенной эволюции их предков из передних конечностей. С течением времени, все их тело покрылось перьями, и эволюционировало в более "обтекаемые" формы.

В то же время ангелы, и в гораздо большей степени купидоны и херувимы имеют нормальное, или даже несколько располневшее человеческое тело, к которому приделаны неубедительные крылья, которым, между делом замечает профессор, явно не хватает мощных мускулов, пишет www.mignews.com.

Чаще всего ангелов изображают с крыльями стрекоз и бабочек. Эти насекомые располагают чрезвычайно мощной мускулатурой в районе груди, которая позволяет управлять крыльями.

Профессору, очевидно, никогда в голову не приходило, что как древнее искусство, так и более современное просто пыталось отразить необычные явления, накладывая на них привычные стереотипы. В древности люди не могли понять, как можно передвигаться по воздуху без крыльев. Для них эфирные тела ангелов и других бестелесных созданий обязательно должны были наделяться вспомогательными «средствами передвижения».

Современная академическая наука, твердо стоящая на атеистической платформе, все меньше и меньше имеет возможность давать ответы на основные вопросы бытия, которое развивается совсем по иным законам, нежели считают ученые лбы. Поэтому смешными кажутся не работы древних художников, а мировоззрение современных всезнаек от науки.

Согласно опросам 36 000 взрослых, 68% из них верят в то, что нашей жизнью управляют внеземные существа.

* rost-26-300.jpg

(43.02 Кб, 290x300 - просмотрено 1365 раз.)

Если вы что-то хотели и не получили, может быть, вам это и не нужно?

 

 

Страниц: 1 2 3 4 | ВверхПечать