Максимум Online сегодня: 672 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358700 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 04 2024, 09:39:13

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 10 11 12 13 14 ... 16 | Вниз

Ответ #55: 14 04 2010, 20:24:09 ( ссылка на этот ответ )

В 1564 году из мексиканского порта Ауденсия отплыла испанская экспедиция под командованием Мигеля Лопеса де Легаспи, главной целью которой было завоевание далеких островов. Основав первое поселение на Панае, в мае 1570 года Л. де Легаспи отослал своего помощника на остров Лусон, и уже через год здесь, на берегу удобной морской гавани, разместилась штаб-квартира испанских конкистадоров.
   У каждого города есть своя сердцевина, откуда он начинался. Маниле положила начало средневековая крепость Интрамурос — «город в городе». Более 500 лет стоит она на земле, и многое видели ее темно-серые стены, поросшие мхом. Заложенная в устье реки Пасиг, крепость была окружена широким рвом, наполненным водой: она надежно защищала вход в бухту от внезапных, как шторм, пиратских набегов.
   В крепости размещались первые резиденции губернатора и архиепископа, отсюда испанцы 350 лет правили Филиппинами; отсюда раздавался колокольный звон — густой и протяжный благовест, заставлявший весь город цепенеть, а идущих с полей крестьян креститься и преклонять колена.
   На площади перед ратушей по вечерам собирались полковые оркестры; во дворец губернатора приезжали «на музыку» и на светские рауты. Отсюда «вице-король» отправлялся на прогулку в коляске, эскортируемый взводом улан и жокеями. А на плацу Интрамуроса испанские солдаты муштровали босых тагальских солдат; вились вокруг них, как коршуны, рассыпая удары бамбуковых палок то на голые плечи, то на пятки, то на затылки провинившихся.
   Давно высохла вода во рву, искрошились каменные плиты метровой толщины, обнажив оранжевую кирпичную кладку. Но уцелел первоначальный фасад крепости — искореженный войной и землетрясениями, но по-прежнему невыразимо прекрасный.
   Сверху крепость Интрамурос представляет собой неправильный 5-угольник, от центра которого радиусами расходятся прямые, как стрелы, улицы. Город хранит черты испанской средневековой архитектуры, а в старину строили, помня закон изящного: «Красота — в пропорциях». До сих пор на узких улочках стоят двухэтажные дома «с непрерывной каймой висячих балконов», с черепичными крышами, галереями и забранными жалюзи окнами, за которыми когда-то мелькали то «быстрый поворот женской головки», то заспанное лицо старого испанца.
   Манила давно уже стала высотным городом, поэтому стены Интрамуроса сейчас не сразу заметишь за бетонными конструкциями. А раньше первое, что видел путешественник, подъезжая к Маниле, были «уставленный пушками каменный вал» и высокая крепостная стена, из-за которой «глядели купола и кресты церквей». На стене ходили часовые в темных суконных мундирах с белой перевязью, у крепости бегали полуголые ребятишки, в тени деревьев лежали буйволы с закинутыми за спину рогами.
   Западной стороной крепость Интрамурос выходит к морю и укреплена фортом Сантьяго-де-Вера. Как и подобает средневековому форту, он имеет длинные казармы, в которых жили солдаты; глухие подземелья, в которых хранили порох; потайные выходы к морю, королевские ворота с подъемным устройством и башней, непробиваемые стены и узкие зарешеченные окна-бойницы.
   У форта Сантьяго мрачная история, так как при испанцах он служил еще и тюрьмой для филиппинских патриотов, боровшихся за независимость своей страны. В застенках Сантьяго провел последнюю ночь перед казнью писатель и поэт Хосе Рисаль — гордость и слава филиппинского народа. Он был замечательным врачом-окулистом, философом, историком, лингвистом и если бы выбрал только поэзию, то мог бы стать одним из крупнейших в мире художников XIX века. Но он выбрал еще и борьбу ради освобождения своей родины от колониального гнета испанцев, в 1892 году создал освободительную организацию «Филиппинская лига» и в том же году был арестован.
   В 7 часов утра 29 декабря Хосе Рисалю был зачитан приговор, во второй половине дня к нему допустили мать и трех сестер, а после этого началась психологическая атака на приговоренного к смерти поэта. Монахи, особенно иезуиты, прекрасно понимали, что через несколько часов к славе Хосе Рисаля как национального героя прибавится ореол мученической смерти. А как было бы хорошо, если бы поэт, безжалостно высмеивающий их в глазах всего мира, перед смертью отрекся бы от своих «заблуждений»! Тогда церковь и весь колониальный режим упрочили бы свое положение…
   И иезуиты принялись за дело. Семь монахов, сменяя друг друга, обрабатывали Хосе Рисаля, но все их усилия были напрасны. Поведение поэта перед смертью свидетельствует, что он до конца сохранял присутствие духа. В половине 7-го утра поэт отправился из камеры смертников в свой последний путь. Безупречно одетый, в котелке, Хосе Рисаль спокойно шел, сопровождаемый иезуитами. На месте казни собралась огромная толпа народа. Поэт отказался надеть на глаза повязку и стать на колени. Он попросил капитана, командовавшего расстрелом, разрешить ему стать лицом к палачам. В этом ему было отказано, но просьбу стрелять не в голову, а в спину — удовлетворили. Военный врач, за три минуты до расстрела проверявший пульс приговоренного, с изумлением отметил, что пульс был нормальным. Ударили барабаны, капитан отдал команду, и раздался залп… В предсмертном усилии Хосе Рисаль повернулся лицом к восходящему солнцу и упал на спину.
   Во время Второй мировой войны в форте Сантьяго японские оккупанты пытали и расстреливали бойцов филиппинского Сопротивления. После войны в подвалах форта было обнаружено 600 трупов. Удалось установить 130 имен, и они выбиты на мемориальной доске; другие герои остались безымянными, но все они захоронены в общей братской могиле и над всеми одинаково распростерся белый мраморный крест.
   Сегодня форт Сантьяго стал мирным. Ежедневно в 6 часов вечера отсюда раздается пушечный выстрел, возвещающий об окончании очередного трудового дня. Вечером под открытым небом зажигает огни импровизированный театр имени раджи Саливана-Мэйнила, когда-то владевшего местом, на котором была возведена крепость. Нет в театре бархатных кресел, нет кондиционеров; вместо люстр горят факелы и цветные лампочки в кронах деревьев. Но нет у театра и недостатка в зрителях: здесь часто выступают поэты, экспонируются работы художников и выставляются археологические находки. А еще в форте Сантьяго размещается небольшой, но очень любопытный музей. В нем собраны автомобили всех президентов Филиппин, начиная от старенького «шевроле» до современного «мерседеса». На некоторых машинах видны пулевые отверстия — следы покушений.
   Манила уже давно шагнула за стены Интрамуроса, оставив его сторожить вход в гавань. У королевских ворот крепости высится самое старое здание в городе — собор Сан-Августин, стены которого сначала были деревянными. Собор часто поджигали, разрушали и грабили пираты, поэтому со временем решили возвести каменные стены.
   Сан-Августин возводился по проекту монаха Хуана де Эррера — сына архитектора, создавшего в Мадриде дворец и усыпальницу испанских королей Эскориал. Монах ежедневно взбирался по неустойчивым строительным лесам из бамбука, чтобы лично наблюдать за работами. Однажды, поскользнувшись, он сорвался с лесов и разбился. Эта смерть вызвала много разговоров: в ней видели дурное предзнаменование и говорили, что собор простоит недолго. В июне 1574 года— в день, когда Манила была провозглашена столицей Филиппин, собор открыл для прихожан свои двери. С тех пор прошло уже пять столетий, собор пережил многое и стоит так же прочно.
   Сан-Августин с высокими арками и легким стройным куполом — одно из самых красивых зданий Манилы. Его массивные двери из темного дерева с нежными прожилками покрыты тонкой резьбой. Со смотровой площадки Сан-Августина открывается великолепная панорама филиппинской столицы, которая начиналась с крепости Интрамурос, сложенной из серого камня, зеленой травы, тусклой позолоты. И тишины, потому что сегодня Интрамурос — это заповедное место.

 

 

Ответ #56: 14 04 2010, 20:40:16 ( ссылка на этот ответ )

Хотя французский король Филипп Красивый и использовал момент внезапности, но главной своей цели он не добился, сокровища и документы Ордена тамплиеров ему не достались. Инквизиционное дознание Филиппа Красивого не было для тамплиеров неожиданным, и известно, что до начала арестов Жак де Моле успел сжечь многие документы и рукописи Ордена. Во все орденские дома Франции ему удалось отправить письма, в которых Великий магистр приказывал не сообщать никаких сведений об организации и ритуалах рыцарей-храмовников.
   Сокровища Ордена тамплиеров так и не найдены, и где они — об этом до сих пор спорят ученые. Некоторые из них предполагают, что в одну из ночей перед арестами сокровища были вывезены из Парижа и доставлены в JIa-Рошель. Среди множества признаний, под пытками вырванных у тамплиеров, французского историка Жана де Майе особенно заинтересовало одно. В протоколе показаний рыцарь Жан де Шалон утверждает, что в ночь перед арестами из Парижа выехали три крытые повозки, груженные сундуками с тайными архивами Ордена. Повозки сопровождали 42 рыцаря: груз и рыцари должны были прибыть в один из портов, где их ждали 17 кораблей.
   В этом факте французского исследователя поразило несоответствие числа кораблей и содержимого трех повозок. Но, возможно, в условленный порт направлялись обозы и из других районов Франции? И в них тоже находились секретные архивы Ордена, которые надо было спрятать в надежном месте?
   В ту тревожную ночь рыцари-храмовники могли направиться только в Ла-Рошель — порт, который принадлежал тамплиерам. Другие были ненадежны, и в них не было кораблей Ордена. Но достиг ли секретный груз пункта своего назначения? Сейчас мы знаем, что архивы Ордена не значатся в списках имущества, которое было захвачено французским королем. А имена рыцарей, сопровождавших таинственные повозки, названы в числе тех, кто избежал арестов. Некоторые корабли тамплиеров нашли убежище в Португалии, однако кораблей, прибывших из Ла-Рошели, среди них не было…
   Но куда же все-таки ушли корабли с сокровищами и архивами, которые удалось спасти в 1307 году? Некоторые ученые предполагают, что они направились в Новый Свет, о существовании которого тамплиеры знали еще до открытия его Христофором Колумбом. И это была их большая тайна — тайна настолько важная, что знали о ней только Великий магистр и самые высшие сановники Ордена… Жан де Варанд в своей книге «Дворяне» рассказывает, что тамплиеры регулярно посещали Америку, где у них имелись рудники, откуда они привозили серебро.
   Когда решено было учредить следственные комиссии, римский папа Климент V объявил, что сам будет рассматривать дела высших сановников Ордена тамплиеров, взятых под стражу. Совершая инспекционную поездку, местом своего пребывания он выбрал город Пуатье и потребовал, чтобы туда и доставляли рыцарей-храмовников. Обоз с пленниками направлялся из Парижа в Пуатье, но перед городом Тур путешествие было прервано, так как узники будто бы заболели. Их отправили в замок Шинон, стоявший на землях королевского домена и находившийся под юрисдикцией короля. В ожидании встречи с папой узники-тамплиеры находились здесь некоторое время, но встреча не состоялась, и их увезли обратно в Париж. Однако за те дни, что рыцари пробыли в замке Шинон, они успели вырезать на его каменных стенах совершенно необыкновенные рисунки.
   Все изображения носят символический характер, а большинство из них имеет отношение к инициациям: это пылающие сердца, крест, тройная ограда, карбункулы, поле с квадратами… Заключенные в замке Шинон тамплиеры принадлежали к числу посвященных, хотя указанные знаки могли узнать и те, кто не проходил ритуала посвящения. Сами по себе эти символы большого секрета не представляли, и вопрос заключался в том, как ими пользоваться. Ясно, что они были вырезаны с определенной целью — передать послание в настоящее и будущее тем, кто понимает сакральное значение этих символов.
   Со временем о сокровищах тамплиеров понемногу стали забывать, и прошло несколько веков, прежде чем они снова оказались в центре внимания. В 1745 году немецкий архивариус Шитман опубликовал один документ, в котором утверждалось, что Жак де Моле передал перед смертью юному графу Гитару де Боже — племяннику своего предшественника на посту Великого магистра — следующее послание:
   «В могиле твоего дяди, Великого магистра де Боже, нет его останков; там тайные архивы Ордена и реликвии — корона Иерусалимских царей и четыре золотые фигуры евангелистов, которые украшали Гроб Христа и которые не достались мусульманам. Остальные драгоценности хранятся внутри двух колонн, против входа в крипту. Капители этих колонн вращаются вокруг своей оси и открывают отверстие тайника.»
   Молодой граф де Боже якобы вынул из колонн золото, драгоценные камни и вместе с гробом своего дяди перенес архив и ценности в новый тайник. Сообщение немецкого архивариуса всколыхнуло всю Европу, тем более что оно получило косвенное подтверждение: одна из колонн действительно оказалась полой. Найденный документ заинтересовал историков, и они занялись изучением хроник XIV века. После долгих исследований удалось установить, что после казни Жака де Моле юный граф Гишар де Боже попросил у короля Филиппа Красивого позволения вывезти из замка Тампль хранившийся там прах его знатного родственника. Король дал такое разрешение, и, возможно, осуществляя перезахоронение, юный граф извлек из колонн золото и другие драгоценности…
   Но куда же Гишар де Боже перепрятал сокровища? Одни исследователи предположили, что золото вернулось на Кипр; другие уверяли, что гроб с мнимыми останками Великого магистра должен храниться в фамильном склепе де Боже. Последнее предположение считалось в середине XVIII века настолько вероятным, что после Великой Французской революции родовое поместье де Боже было разобрано так, что вся территория его превратилась в хорошо вспаханное поле. Но ни в склепе, ни в подвалах, ни в земле сокровищ не оказалось…
   После этого опять наступило некоторое затишье, но длилось оно не очень долго. В 1870-е годы Париж подвергся реконструкции, в результате которой была снесена церковь тамплиеров. И оказалось, что одна из могил в открывшемся подземелье была пустой. Вот тут и вспомнили снова о Великом магистре Гийоме де Боже, в могиле которого его преемник хранил сокровища и архивы Ордена.
   А вскоре удалось найти еще один документ, в котором говорилось, что семейству де Боже, кроме уже обследованного имения, принадлежало еще поместье Аржиньи — средневековый замок с башнями, сводчатыми входами и глубокими рвами, который располагался в департаменте Рона. В 1307 году он находился за пределами владений Филиппа Красивого и потому не пострадал.
   Несмотря на свой почтенный возраст, замок Аржиньи хорошо сохранился, к тому же весь он был испещрен таинственными знаками тамплиеров: ключ ли это к сокровищам или магические заклинания против злых волшебников, в существовании которых рыцари не сомневались? Странными знаками была испещрена и главная башня замка — Башня восьми блаженств, которая была сложена из подогнанных друг к другу каменных глыб и в которой было восемь отверстий.
   В середине XX века замком владел Жак де Розман. Еще отец его искал предполагаемый тайник тамплиеров, однако сын не придавал значения легендам… Но в 1950 году его посетил один английский полковник и предложил заплатить за замок неслыханную цену — 100 миллионов франков. Вот тогда у владельца и возникло предположение, что в английских архивах нашлись какие-то новые сведения о сокровищах тамплиеров. Жак де Розман отказался продать замок, решив сам заняться поисками клада. Но и на этот раз найти ничего не удалось…
   К поискам сокровищ тамплиеров подключились и магистры оккультных наук. Некий Арман Барбо, под руководством которого велись эти поиски, впоследствии писал:
   «Перешли к ночным вызовам способом постукивания, в результате чего явились духи одиннадцати тамплиеров. Они соглашались ответить на вопросы, однако говорили бессвязно; а сказать, где спрятаны сокровища, отказывались наотрез.»
   Многие были ослеплены легендарным блеском сокровищ тамплиеров. В числе искателей этого клада были ученые и авантюристы, политики и многие другие лица. Например, в одной из старинных книг хранился листок со следующим текстом:
   «Под старинным замком Валь-де-Круа находятся сокровища Ордена тамплиеров. Иди и ищи. Святой и Истина укажут тебе дорогу.»
   После 1948 года один из демобилизованных французских солдат решил поселиться где-нибудь в тихом уголке Франции и провести там остаток жизни. Случай привел его в покинутое поместье Валькроз со старым, изрядно разрушенным замком. Этот замок когда-то действительно принадлежал тамплиерам; в часовне была найдена картина, изображающая Святого Целестина, преклонившего колена перед неким видением. В центре ее было начертано слово «Veritas». Святой и Истина! Специалисты обследовали весь лабиринт подземелий, залов и тайников, а также подземную тюрьму и кладбище. И опять никаких сокровищ…
   Почти семь столетий историки гадают о судьбе золотой казны знаменитого Ордена тамплиеров, которая так и не была обнаружена королевскими чиновниками. Но рыцари-храмовники были первыми банкирами Европы, и устранение их капиталов не могло не сотрясти самих устоев европейской хозяйственной системы и политической жизни. Российский историк Виталий Смирнов считает, что нужно обратить внимание на те страны, в которых золото появилось неожиданно. Это прежде всего Англия, которая стала орудием мести против Франции за разгром Ордена тамплиеров.
   Когда в 1337 году разразилась Столетняя война между этими странами, военные успехи англичан просто ошеломили современников. Ведь в то время Англия была не той богатой и могущественной державой, какой она стала впоследствии; страна представляла собой бедное захолустье тогдашней Европы, а в военном отношении она была просто несопоставима с процветающей Францией. И вдруг в распоряжении английского короля Эдуарда III оказывается несметное количество золота, которое расположило к нему рыцарей Гаскони и Бордо. Золотом были подкуплены муниципалитеты французских городов, перешедших на сторону англичан; золотом оплачивались многочисленные отряды лучников и профессиональной наемной пехоты, которая снискала Англии славу в битвах при Креси и Пуатье.
   Вслед за военными поражениями на землю Франции пришли голод, разруха, феодальные междоусобицы, народные мятежи, целые области королевства на десятилетия оказались ввергнутыми в кровавую анархию. И все это было сделано на золото, происхождение которого до сих пор ставит историков в тупик…
   Если деньги из Франции и западноевропейских отделений банков Ордена были переведены в Англию, то деньги восточноевропейских и азиатских отделений рыцари стянули в Москву. Храмовники понимали, что в то время только Москва могла дать на своих землях убежище гонимым рыцарям. Благодаря покровительству церкви именно здесь принимали всех «лишних людей» Средневековья.
   В 1325 году Иван Калита получил от своего отца третьестепенное Московское княжество, но сумел расширить его владения и привлечь в Москву много энергичных и напористых людей. Он уговорил митрополита Петра перенести митрополию из Владимира в Москву и сделать ее церковной столицей всей Руси. Добиться всего этого ему удалось с помощью золота, которого у московского князя появилось столько, что он скупал у бедных князей-соседей не только деревни и села, но и целые города — Галич, Углич, Белозерск…
   Но что же еще, кроме золота, таят в себе сокровища тамплиеров? Когда в 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим, то на южной окраине города они увидели «высокий холм» горы Сион, где обнаружили развалины Древней византийской базилики высотой около 4 метров. Эту базилику крестоносцы назвали «матерью всех церквей». Многие хроники рассказывают, что Готфрид Буйонский — завоеватель Иерусалима — поспешил возвести на месте руин здание аббатства. По словам летописей 1172 года, оно было величественным и хорошо укрепленным — с башнями, стенами и бойницами. Это аббатство назвали Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион — аббатством Богоматери на горе Сион. Монахи аббатства могли организовать свой отряд наподобие того, какой создали монахи и рыцари Гроба Господня.
   Об этом же сообщают и другие хроники:
   «…и так как дали ему главным местом приют, построенный на горе Сион в Иерусалиме, посвященный Божией матери, это дало право звать рыцарей-орден Богоматери Сиона.»
   И здесь мы снова сошлемся на книгу английских авторов «Святая кровь и Святой Грааль». Глубоко изучив архивные документы, они пришли к выводу, что общеизвестная история Ордена тамплиеров — всего лишь миф. На самом деле он был не самостоятельной организацией, а военной ветвью глубокого законспирированного Ордена Сиона.
   Французский исследователь Л. Шарпантье в своей книге «Тайны тамплиеров» писал:
   «Девять рыцарей-храмовников продолжают охранять дорогу для паломников. Какой бы грозной ни казалась опасность, они не принимают участия в битвах и не вербуют неофитов. Они остаются в том месте, где находился Храм Соломона, и впоследствии становятся единственными его обитателями. Они занимаются расчисткой подземных конюшен, но зачем девяти бедным рыцарям такие обширные помещения? Можно предположить поэтому, что девять рыцарей приехали не только охранять дороги, но и с целью найти, сберечь и забрать с собой Ковчег Завета и Таблицы Закона, которые хранились в Храме Соломона.»

 

 

Ответ #57: 14 04 2010, 21:52:59 ( ссылка на этот ответ )

Англичане не хотели отставать от своих предприимчивых французских коллег, и в английских колониях в Америке тоже стали возникать международные центры пиратства. Одним из них был знаменитый город Порт-Ройал на Ямайке. Индейское название острова — «Шаймала», что означает «край вод и лесов». Ученые предполагают, что коренные жители — рыбаки-араваки — использовали этот клочок суши уже с 1300 года. Они выращивали маниоку, сладкий картофель, маис, табак и были счастливы на своей земле. Горе и беды пришли с появлением испанцев, и за полтора века их господства на Ямайке араваки были полностью истреблены.
   На юго-восточной оконечности острова находилась небольшая защищенная бухта, в которую вдается длинная песчаная коса Палисадоуз, протянувшаяся на 13 километров. Длинная и узкая, как меч, она издавна была приспособлена для наблюдения и отражения атак непрошеных гостей. На конце этой косы и расположилось поселение Порт-Ройал, и хоть не всегда оборонительные укрепления выдерживали натиск неприятеля, сооружению их уделялось большое внимание.
   Экспедиция, посланная Оливером Кромвелем в 1655 году, отбила остров у испанцев — прямых наследников Христофора Колумба, которому Ямайка была пожалована в качестве королевского подарка. Со временем остров стал основной базой карибских пиратов, а также рынком сбыта их добычи. Уже в 1658 году комодор Мингс, вставший во главе обосновавшихся в Порт-Ройале английских пиратов, взял штурмом мексиканский город Кампече и несколько городов в Венесуэле, после чего свез все награбленное в свое ямайское убежище.
   К 1664 году английская колония на Ямайке выглядела уже более представительной, чем гнездо французских флибустьеров на Тортуге: процветающий город был значительно многолюднее, а его глубоководная гавань с множеством причалов — шире. Прельстившись легкой добычей, в Порт-Ройал хлынули представители разных рас и народов. Здесь поистине творилось вавилонское столпотворение: африканцы, мулаты, метисы и другие люди с бронзовой, черной, желтой и белой кожей. Голландцы, немцы, французы, испанцы, португальцы, ирландцы и скандинавы открывали кабаки, трактиры, публичные и игорные дома, ремесленные мастерские и торговые лавки…
   У длинного дощатого причала теснилось множество кораблей, пришедших с грузом или ожидавших его. В Порт-Ройале никого не интересовало происхождение товара или прошлое его владельца. Прилавки магазинов ломились от драгоценностей, бархата, шелка, парчи и других товаров, вся торговля в городе преследовала только одну цель — облегчить карманы жаждавших развлечений пиратов.
   Хотя город был построен на песке, в нем насчитывалось около 2000 каменных, кирпичных и деревянных зданий, причем некоторые из них имели по четыре этажа. В Порт-Ройале находились четыре рынка, церкви, синагога, католическая часовня, молитвенный дом квакеров, обширные складские помещения, военные плацы, и, конечно же, город был хорошо укреплен.
   Ямайка занимала еще более выгодное, чем Тортуга, стратегическое положение: Санто-Доминго и Куба, Флорида и Мексика — все было рядом. Остров лежал в 180 морских лье от Панамы, куда свозились сокровища Золотых флотов. В условиях конкуренции с Испанией английское правительство сознательно поддерживало своих «джентльменов удачи», главными целями которых как раз и были испанские корабли. Большая часть пиратских богатств оседала в сундуках городских торговцев, таких же алчных, как и сами флибустьеры. Их сейфы и склады были переполнены самыми разнообразными товарами: золотыми и серебряными слитками, ювелирными изделиями с драгоценными камнями, парчовыми и шелковыми тканями. И даже иконами! Все это богатство дожидалось отправки в Англию или на континент…
   Темперамент пиратов, которых становилось все больше и больше, определял и образ жизни Порт-Ройала. Слава о распутном городе разнеслась по всему свету, и недаром его называли «пиратским Вавилоном». Его жители славились как «самые неверующие и развращенные люди», обычным явлением в пиратском городе были оргии, насилия и убийства. Вдоль улиц тянулись многочисленные кабачки, таверны и притоны, в которых наперебой предлагали хмельной ром, обильную пищу и женщин всех цветов и оттенков кожи. Злачных мест, где бурно процветали азартные игры, было намного больше, чем на Тортуге. Их просторные залы вмещали сколько угодно народу, и потому никому не приходилось прокладывать путь к столу кулаками или дожидаться на улице, пока освободится место.
   Зенита своей славы Порт-Ройал достиг при Генри Моргане — «величайшем негодяе эпохи негодяев», вошедшем в историю как самый яркий предводитель пиратов своего времени. Когда на Ямайку прибыл 30-летний Генри Морган, губернатором острова был Т. Модифор, получивший из Лондона приказ прекратить бесчинства флибустьеров. Но все прекрасно понимали, что этот документ нельзя воспринимать как руководство к действию.
   Хотя флибустьеры Карибского моря и раньше разоряли испанские колонии, но Генри Морган первым понял, что захват больших населенных пунктов, пусть даже и хорошо защищенных, сулит гораздо большую выгоду, чем морские рейды. Он был убежден, что «там, где испанцы, защищаются, есть чем поживиться». В 1667 году Г. Морган решил захватить Панаму — город, который заложил губернатор Педро Ариас Давила, прозванный Жестоким. В 1519 году он облюбовал это место на Тихоокеанском побережье, так как оно было более сухим, чем берег Дарьена. Проводники-индейцы одобрили его выбор и, обведя бухту рукой, сказали: «Панама», что означало «рыбное место».

 

 

Ответ #58: 15 04 2010, 09:47:14 ( ссылка на этот ответ )

О времени основания Дубровника нет точных исторических сведений. В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» рассказывается о славяно-аварских вторжениях на Балканский полуостров в VI–VII веках, упоминается и о разрушенных старых римских городах Салона и Эпидавра. Часть их жителей укрылись на неприступном скалистом островке с греческим названием Лау, положив начало новому городу — Рагузе. Югославские историки считают эти сведения достоверными, но вносят в них некоторые уточнения: беженцы из римских городов не были первыми поселенцами островка, так как люди жили здесь с незапамятных времен А название «Рагуза» происходит от иллирийского слова, означающего «крутизна», «крутой склон».
   Согласно другой версии требинский барон Павлимир, возвращаясь в IX веке из Италии на родину, причалил со своими кораблями к берегам Гружского залива и заложил на узкой части берега, окруженной с трех сторон густым дубовым и сосновым лесом, город. От славянского слова «дубрава» и произошло поэтическое название нового города — Дубровник. Третья точка зрения как бы объединяет две первые. Жители Эпидавра Иллирийского, спасаясь от преследования варваров, поселились на неприступном скалистом острове, который от материка отделялся узким проливом Напротив них, на другом берегу, обосновались пришедшие почти в то же самое время славяне. Впоследствии оба поселения слились и образовали новый город, который долгое время хранил оба названия: Рагуза — в латинских источниках, Дубровник — в сербо-хорватских.
   Создание защитных сооружений началось сразу же после основания Дубровника и продолжалось несколько столетий. Скала, занятая беженцами с Эпидавра, протянулась месяцем вдоль берега. Но вновь прибывшие заняли даже не всю ее территорию, им вполне хватило западной оконечности этого скалистого островка. Обрывистые, почти неприступные утесы вскоре были укреплены каменными стенами, образовавшаяся крепостица получила название «Кастеллюм» (или «Кастель Лаве»). Так возникла первая часть города, где впоследствии разместились городские власти — князь и епископ.
   Вскоре на прилегающей территории возник новый квартал, который в VIII веке окружили уже более прочной стеной, сложенной из камня с известью. В северной части эта стена была даже укреплена башнями, одна из которых называлась «Болотными воротами», так как воздвигли ее на пологом берегу острова, открытого гнилому болоту, которое отделяло остров от материка. Через болото горожане перебирались по деревянному мосту, и в городе еще долгое время все, кроме стен и башен, строилось из дерева.
   Бесплодная скала, лишенная растительности и питьевой воды, спасла горожан, но одновременно и обрекла их на неустанный многовековой труд. Первые столетия существования города были заполнены непрерывной борьбой с камнем, водой и болотистой почвой. Ни один другой город далматинского побережья не встретился в начале своей истории с подобными трудностями. У первых дубровчан не оказалось в распоряжении античного поселения, которое доставалось в наследство жителям других районов, не было у них и дворцов, которые впоследствии можно было бы разобрать и использовать в качестве строительного материала, как это было в Сплите. Пожалуй, лишь венецианцам, построившим свой город среди болот и плавней, пришлось пройти схожий путь.
   Старое, прилепившееся к утесу поселение постепенно начало благоустраиваться, окружило себя прочными стенами, строило башни, деревянные и каменные дома, расширяло площади, на которых возводили храмы и общественные здании. Старая часть Дубровника как бы вырастает из глубины лазурного моря, которое окружает ее с трех сторон, оно то ласково плещется у стен, то обрушивает на них огромные валы с зеленой пеной на гребнях. Мощные крепостные стены из светлого камня с башнями различных очертаний массивным кольцом окружают тесно застроенный старый Дубровник.
   Город устоял во всех столкновениях Востока и Запада между собой, и к IX веку он был уже настолько укреплен, что выдержал 14-месячную осаду сарацинского флота, и настолько самостоятелен, что вел переговоры с соседними славянскими племенам.
   В XIV веке дубровчане усилили свой флот, и город наряду с Венецией становится главным портом на Адриатике Далматинский поэт XVI века А. Сасин в эпической поэме «Флот» писал:
   
   
     Флот Дубровницкий крылатый
     Шлет суда быстрей, чем стрелы
     Моряки, как львы в сраженье,
     Лучше нет на океане —
     Быстры, ловки их движенья.
   
   
   Во время расцвета Дубровницкой республики гавань становится самым оживленным местом города. В ней выгружались и принимались на борт грузы из Италии, Леванта и с Балкан. Здесь желтели воск и мед, пахло смолой и свежесрубленными бревнами, блестели серебро и медь, железо и свинец; рядом с этим экспортным товаром мычал и блеял скот, тащились боснийские и герцеговинские рабы, сбывавшиеся в страны Западной Европы, несмотря на протесты славянских князей…
   Когда венецианцы заняли Далмацию, а турки, завоевав Боснию и Герцеговину, окружили Дубровник, горожане еще больше укрепились. Но огромные линии воздвигнутых ими крепостных стен не обагрились кровью, фитили их пушек не были зажжены, трубы не возвестили ни о военных тревогах, ни о завоевательных походах, не ходили дубровчанские боевые дружины и на штурмы. Антон Джика, первый русский консул в Дубровницкой республике, в 1794 году отмечал в своем «Описании», что со времен, еще предшествовавших приходу турок в Европу, рагузинцы всегда действовали в соответствии с одним и тем же принципом, а именно: стремились вовремя сменить покровителя, отдавая предпочтение более сильному. Они держались за Византийскую империю, как только она обосновалась на Адриатическом море. Но как только она распалась, они отошли от нее. Они поступили так же с деспотами Боснии, которым были преданы некоторое время. Встав под покровительство республики Венеции, которая благодаря своим морским силам стала в то время самой мощной в Далмации и арбитром в Адриатическом море, она восприняла ее форму правления и законы. Но как только рагузинцы догадались о своей опрометчивости… то, предвидя многие угнетения, они пожертвовали многим, чтобы от них избавиться. Тогда они сочли, что могут найти более сильную опору в короле Венгрии, в объятия которого и бросились… Он открыто объявил себя покровителем Рагузы, в этом качестве воевал с Венецией и вынудил ее отказаться от всяких притязаний на Рагузу.
   Город на прибрежной морской скале, архитектурно закругленный и снабженный всем для удовлетворения тогдашних нужд, неизменно привлекал жадные взоры пиратов, которые видели в нем сказочный ларец, полный драгоценностей. Ткачи Дубровника ткали прекрасное сукно, кузнецы ковали оружие, кожевенники дубили кожи, кирпичники обжигали кирпич и черепицу. На складах хранились отрезы мягких домотканых тканей, блестели шелк и тонкое полотно, пахли кожи и пряности, звенело только что выкованное оружие, бережно переносились сосуды с провансальским маслом и укрывались от влаги южных ветров мешки с солью… Достаточно было горстки умело расставленных людей, чтобы поддерживать порядок и спокойствие в городе и в гавани.
   Лукавством, деньгами и хитростью округлили дубровчане свои владения, присоединив к себе винообильный Пелешац с его прибыльными солеварнями, рыболовецкие острова Млет и Ластово, лесистые островки Шипан и Лопуд, Локруп и Колочеп с удобными бухтами, бережливыми жителями и надежными монахами. Им удалось убедить Порту в своей нейтральности и получить права свободной торговли на всей территории Османской империи, согласившись платить ежегодный «харач».
   Хотя с Османской империей Дубровник жил мирно, успокаиваться не приходилось, и город по-прежнему много внимания уделял возведению оборонительных укреплений. Наиболее интенсивное строительство приходится на XIV–XV века, именно тогда крепость приобрела тот вид, который восхищает всех и поныне, сооружение же новых фортов и реконструкция старых продолжались до конца XVII века. До середины XIV века возводились в Дубровнике городские башни, которые снаружи защищали зубцы, а изнутри — ограда из дерева. На их верхних площадках сооружаются «мантелеты» — временные деревянные укрытия для стражи.
   Оборонительные работы XV века превратили Дубровник в настоящую крепость, вероятно, именно тогда и возникла поговорка, ставшая впоследствии широко известной: «Когда зайца гонят, он спасается в Дубровнике». Поэт второй половины XV века М.М. Тарханиота писал:
   
   
     Двойной гордятся стены защитою,
     Восходят ввысь; обрывы глубокие
     Внизу разверзлись.
     Так природа
     Охраняет город, парящий в небе.
   
   
   Проектировали Дубровницкую крепость виднейшие архитекторы Италии и Далмации, в числе которых были Дж. да Сиенна и флорентиец М. Микелоцци, более известный под именем М. ди Бартоломео. Он возводит западную и северную стены крепости, а в северо-западном углу, на самом высоком месте крепости, начинается сооружение мощной и красивой башни Минчеты, названной по имени семьи Минчетич, на чьей земле она была воздвигнута. Башня видна отовсюду, и жители Дубровника считают ее не только самой могучей, но и самой элегантной в городе. Заканчивали возведение башни и ближайших частей стен уже по проекту Юрия Далматинца в 1460-е годы.
   Башня Минчета имеет две смотровые площадки — на первом и втором ярусах. По верхнему краю высокого нижнего яруса стены ее прорезаны квадратными бойницами, а завершение второго яруса украшает изящный резной каменный пояс. Именно башня Минчета всегда изображалась как символ Дубровницкой республики.
   С верхней площадки Минчеты хорошо виден форт Ловренац (Святого Лаврентия) — грандиозное крепостное сооружение, воздвигнутое на вершине огромной скалы (37 метров над уровнем моря). Отвесные, заросшие колючим кустарником склоны ее совершенно неприступны. Ловренац возвели еще в XI веке, когда началось строительство дополнительных фортификационных сооружений, впоследствии он постоянно укреплялся и реконструировался. Сейчас жители Дубровника называют этот форт своим «седовласым старцем», на его воротах сохранилась старинная латинская надпись- «Свобода не может быть продана ни за какие сокровища».
   По проекту архитектора и инженера А. Феррамолино в XVI веке в Дубровнике был сооружен Ревелин — монолитное, отдельно стоящее укрепление, соединенное со старым Дубровником узким мостом, переброшенным через глубокий ров.
   Город пережил многие бури: и чуму, и величайшую свою катастрофу — сильное землетрясение 1662 года, разрушившее красоту и накопленные богатства старинного Дубровника, в котором тогда погибло более половины трудоспособных жителей.
   Крепость Дубровника представляет собой сложную систему укрепленных стен и башен-фортов, не случайно город называют «адриатическим Новгородом». Наиболее мощные двойные стены возвели со стороны материка, где велика была опасность нападения. По периметру крепостных стен расположились 14 прямоугольных и полукруглых башен и четыре мощных бастиона. В комплекс крепостных укреплений, как указывалось выше, входят еще два отдельно стоящих форта: Ловренац защищает город с запада, а Ревелин надежно охраняет восточные стены и гавань.
   Почти по всей крепостной стене идет широкий проход, огражденный высоким каменным парапетом. Именно здесь в случае нападения находились защитники города, которые могли свободно маневрировать во время боя. С западной стороны располагаются ворота, ведущие в крепость из района Пиле: их так и называют — «Ворота Пиле». Находятся они в невысокой полукруглой башне, и, чтобы приблизиться к ним, надо пройти по невысокому каменному мосту и другому мосту — деревянному и подъемному, который продолжает первый. Ворота Пиле особенно романтично выглядят вечером, когда специальная подсветка четко освещает башенную стену, ее замшелые камни, мост и часть деревьев.
   Через небольшой дворик Ворота Пиле приведут вас в старый Дубровник, который сохранился почти неприкосновенным, и недаром его называют «каменным сказанием», «летописью прошлого». Старый город настолько каменный, что на улицах, улочках и в переулках, большинство из которых представляют собой лестницы, не встретишь ни деревца, ни кустика. Только в некоторых дворах из щелей пробивается зеленая жизнь, зато стены самих домов сплошь увиты плющом и другими вьющимися декоративными растениями.
   Геометрически правильные крепостные стены Дубровника не производят впечатления грубых сооружений: они, как кружево, срослись с городом, скалами и окрестностями. Кое-где двойные и высокие, где-то узкие и приземистые, отовсюду доступные защитникам, разноликие по силуэтам своих башен, они образуют неповторимую картину красоты и мощи. В начале XX века известный французский историк Ш. Диль в своем сочинении «По берегам Средиземного моря» отмечал: «По очарованию своего пейзажа, по тонкому изяществу памятников и по воспоминаниям своей славной истории Рагуза является жемчужиной Далмации». А английский писатель Бернард Шоу говорил: «Тот, кто ищет рая на земле, должен приехать в Дубровник». Здесь всех встречают с распахнутыми объятиями и доброй душой…

 

 

Ответ #59: 15 04 2010, 15:14:44 ( ссылка на этот ответ )

Рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского проявили особое мужество и после окончания крестовых походов. Ряд замков и крепостей в Сирии и Палестине они удерживали и тогда, когда крестоносцы были уже изгнаны с этих земель.
   Недостаток людей заставлял рыцарей организовывать свою оборону по европейскому образцу. Все свои усилия они направляли на строительство гигантских крепостей, чтобы отражать из них натиск мусульман. Наиболее совершенной в архитектурном отношении цитаделью на франкском Востоке являлась крепость Крак-де-Шевалье. Она была возведена еще до крестоносцев, и уже во время Первого крестового похода ее осаждали французские рыцари на своем пути в Сирию. Крак-де-Шевалье располагался на стратегически важной высоте, имел огромные размеры и искусные фортификационные укрепления. Но вскоре после основания графства Триполи его правители поняли, что не смогут содержать крепость в должном состоянии, и в 1144 году граф Раймунд II Триполийский передал ее Ордену иоаннитов.
   К фортификационным сооружениям той эпохи предъявляли четыре главных требования. Крепость должна была иметь мощные стены с хорошо разработанной системой обороны, чтобы удерживать ее малыми силами и обеспечивать перспективный обзор местности. Внутри она должна была обладать большим пространством, чтобы при необходимости там могли разместиться население окрестных деревень, скот и запасы продовольствия. И, кроме того, крепостные стены должны были выдерживать возможную прямую атаку противника.
   Крак-де-Шевалье, как и другие крепости Ордена иоаннитов, полностью соответствовал этим требованиям. Рыцари не только восстановили старые стены и постройки, но и значительно расширили крепость и улучшили ее оборонительные укрепления. Даже в мирное время в крепости мог разместиться гарнизон в 2000 человек.
   Крак-де-Шевалье располагался в 40 километрах к северу от Триполи, на склоне одного из отрогов Ливанских гор, и господствовал над равниной, по которой пролегали пути в долину реки Оронт. Система крепостных укреплений включала два ряда исполинских стен, сложенных из пригнанных друг к другу известковых блоков, каждый из которых был высотой полтора и шириной один метр. В укрепления входили и мощные башни, чьи закругленные формы и толщина каменной кладки позволяли выдержать стрельбу из стенобитных машин. За тот период, когда крепостью владели рыцари-иоанниты, она выдержала более 10 осад. Кроме того, ее не могли разрушить даже многочисленные землетрясения, часто происходящие в той местности.
   Внутри крепости, площадь которой равнялась 2,5 гектара, размещались резиденция магистра Ордена, жилые помещения для оруженосцев и хозяйственные постройки — амбары для зерна, конюшни, мельница, пекарня, маслобойня и т. д. Здесь же располагались открытые цистерны, в которые питьевая вода поступала по акведуку из пробитой в горах скважины.
   Следуя полумонашескому образу жизни, рыцари позаботились и о церковных постройках. В Крак-де-Шевалье существовал монастырь, в кельях которого жили рыцари, здание орденского Капитула и часовня, где службы отправляли иоанниты-капелланы. Правда, кельи эти по своему убранству порой были весьма далеки от того аскетизма, который провозглашали рыцари, и соблюден был только внешний декор. По этому поводу американский исследователь. В Дьюрант метко заметил, что братья-иоанниты, «индивидуально дававшие обет бедности, в своих крепостях меж ратными трудами коллективно наслаждались роскошью».
   На рубеже XII–XIII веков Орден Святого Иоанна Иерусалимского достиг уже такого могущества, что мог соперничать с государственной властью. К этому времени ему принадлежали почти все основные сооружения крестоносцев, особенно в княжестве Антиохия и графстве Триполи, а также целые кварталы некоторых городов: например, совместно с тамплиерами они владели Тартусом, Сафадом и Аскалоном. Владетельным князьям приходилось шаг за шагом уступать рыцарям-иоаннитам некоторые из своих привилегий. В частности, Ордену уже предоставлялось право заключать мирные договоры с соседями-мусульманами, и эти договоры имели юридическую силу для правителей государств крестоносцев. Такие же договоры, подписанные самими правителями, для иоаннитов не являлись обязательными.
   Укрепившиеся в своих неприступных крепостях рыцари не подчинялись никакой власти, кроме власти магистра, и вели себя так, как будто Орден является независимым. Магистр объявлял войну, взимал дань с арабского населения и диктовал свои условия во всех владениях крестоносцев. Королям и князьям волей-неволей приходилось считаться с требованиями рыцарей-иоаннитов, численность которых вместе с тамплиерами равнялась численности всех вооруженных сил Иерусалимского королевства.
   Однако достигнутыми победами крестоносцы были обязаны не столько своей сплоченности и единодушию, сколько разобщенности мусульманского мира, переживавшего период феодальной раздробленности и религиозных распрей. Но к XII веку ситуация в мусульманском мире изменилась: Египет на юге и турки-сельджуки в Сирии постепенно объединили свои силы. Первыми показали свою возросшую мощь сельджуки: в декабре 1144 года под их ударами пала Эдесса, а через год они полностью очистили от франков долину Евфрата.
   Государства крестоносцев, окруженные могущественной державой египетского султана Салах-ад-Дина, попали в тиски с востока и юга, но бароны даже перед лицом все нарастающей опасности не желали поступаться своими правами и вольностями Вместо того чтобы объединиться, они продолжали междоусобицы и распри, однако некоторые из своих позиций в Палестине им все же удалось сохранить. На территории бывшего Иерусалимского королевства в их руках оставались Бельфор и Тир, в княжестве Антиохия уцелели лишь его столица и цитадель Маркаб, а в графстве Триполи — несколько небольших замков тамплиеров и неприступная крепость Крак-де-Шевалье.
   Салах-ад-Дин действовал осторожно и целых 12 лет не касался христианской полосы Сирии, но подчинял одну за другой ее турецкие части. Однако мирные отношения с христианами, закрепленные договором 1180 года, прервались из-за барона-авантюриста Рено Шатильонского, впрочем в Сирии он был тогда такой не один Рено Шатильонский ограбил отправлявшийся на богомолье караван, в котором находилась сестра Салах-ад-Дина. Египетский султан потребовал удовлетворения у иерусалимского короля и, не получив его, призвал к газавату.
   «Священная война» застала христиан врасплох, а продвижения Салах-ад-Дина были быстрыми и уверенными В июне 1147 года он взял Тивер-Диаду, нанес поражение главному войску крестоносцев на высотах Гиттина и многих из них взял в плен. Затем египетский султан захватил Акру, Бей-Рут, Кесарию и Аскалон, а Иерусалим даже и не пытался защищатсья. При первой бреши, пробитой в стене, город капитулировал: 2 октября 1147 года Салах-ад-Дин вошел в Иерусалим, и над его стенами взвились турецкие знамена.
   Но неприступный Крак-де-Шевалье не смог взять даже этот всесильный и талантливый полководец. И только султан Бейбарс свел владения франкских баронов до нескольких укрепленных пунктов, располагавшихся вдоль побережья Средиземного моря. А в 1271 году он разгромил и цитадель иоаннитов Крак-де-Шевалье, считавшуюся самой главной и мощной в Сирии.

 

 

Страниц: 1 ... 10 11 12 13 14 ... 16 | ВверхПечать