Женщина, ставшая фараоном
Часть I
Благовонное масло мерит царица своими руками, Бесценною миррой умащено ее тело, Росою божественной пахнет оно. Такая надпись запечатлена на стене заупокойного храма в Дейр-эль-Бахари. На рельефе изображена женщина-фараон, отмеряющая благовония для бога Амона. Удивительна ее судьба! Ни тысячи лет до нее, ни тысячи лет после женщины не могли даже помыслить о единоличном правлении, ибо в самих титулах фараонов непреложно значилось: «Сын Амона-Ра».
Согласно древнему обычаю, фараоны - «сыновья бога Солнца», частенько брали в жены родных сестер. Длительное кровосмешение самым губительным образом сказывалось на генофонде. Неудивительно поэтому, что, к примеру, все дети царя Тутмеса I и его сводной сестры царицы Яхмос умирали, едва появившись на свет. И только маленькая принцесса Хатшепсут родилась на диво крепенькой и смышленой. Подарить же мужу наследника престола злосчастной Яхмос так и не удалось. Зато постарались наложницы: одна разрешилась будущим царем Тутмесом II, другая - Тутмесом III.
Испокон веку в Египте умирающий царь передавал власть старшему сыну от первой жены. Если же она дарила ему только девочек, то трон полагалось разделить между старшей дочерью и специально подобранным ей женихом. Наилучшим кандидатом считался сын от второй по рангу жены - первой наложницы. Окончательное решение, как правило, выносили высшие жрецы. Так что после смерти старого фараона Хатшепсут разделила трон со старшим из сводных братьев.
Брак их оказался вполне удачным, но недолгим. Тутмес II, процарствовав два года, отправился воевать в Сирию, а возвратившись из короткого похода, был призван богами в высшие сферы. Опустевшее место на брачном ложе предстояло занять малолетнему Тутмесу III. Пока он подрастал, Хатшепсут фактически единолично управляла «Обеими Землями» - Верхним и Нижним Египтом. Однако становившийся взрослее с каждым годом и преисполненный честолюбия юноша все настойчивее заявлял о своих правах. Приняв титул Мин-Хепру-Ра, этот «сын бога Солнца» недвусмысленно настаивал на своих преимуществах. Ведь «дочерям» не было места на троне.
Соперничество между супругами превратилось в открытую вражду. За молодым претендентом стояла армия, а умудренная опытом царица опиралась на визирей, писцов, архитекторов и не в последнюю очередь на жрецов верховного бога Амона. А потому положение Хатшепсут было намного прочнее - ибо власть жрецов распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Что же до армии, то, за исключением гвардии, она состояла из наемников. Поэтому Хатшепсут не пожалела средств, чтобы перетянуть на свою сторону полководцев. Тутмесу III оставалось лишь терпеть, дожидаясь своего часа.
бодренная бескровной победой, царица решилась на неслыханный в истории Египта шаг. Она не только приняла мужское имя Макара-Хнум-Амон (Хнум - бог, вылепивший людей из глины, соседствовал здесь с солнечным Амоном), но и надела мужские одежды. Не забыла даже такой обязательный атрибут фараона, как золотой футляр для бородки!
Именно в таком виде запечатлели ее каменотесы-художники на стенах храма, построенного замечательным зодчим Иненю. Тутмес же хотя официально и именовался соправителем, но «без какой бы то ни было действительной власти» - так это значится в дворцовых документах.
Царицу окружал цвет интеллектуальной элиты, лучшие архитекторы, живописцы, скульпторы и поэты. Она не жалела денег на храмы, дворцы и колоссальные обелиски из розового гранита, что вырубались прямо из скал Асуана. Ее, фараона со всеми положенными аксессуарами, уже не смущала принадлежность к прекрасному полу.
Уцелевшие надписи на храмах дают возможность определить время правления Хатшепсут с большой степенью точности. На престол она вступила 3 мая 1501 года до нашей эры и точно - день в день - через девять лет осуществила деяние, прославившее ее в веках.
Это была экспедиция в страну Пунт - морское плавание в неведомое. Все его подробности детально изображены на стенах и колоннах Дейр-эль-Бахари - уникального архитектурного сооружения, которое и поныне выглядит удивительно современно. Построенный на террасах с внешней колоннадой, этот египетский храм не имеет себе равных. Он - своего рода щедро проиллюстрированная книга в камне, воспевшая жизнь и подвиги замечательной женщины - повелительницы величайшей державы древности.
Храм был выстроен на правом берегу Нила. «Река жизни» разделяла Египет на страну живых (левый берег) и мертвых (правый). Для живых возводились дворцы и великолепные храмы в честь великих богов, для мертвых - пирамиды, подземные гробницы и заупокойные храмы, где должна была обрести эфемерное существование частица души усопшего.
Как и положено фараонам, царица позаботилась о сооружении загробных покоев еще при жизни. Вырубленное в скалах сооружение превзошло самые знаменитые памятники древнего мира. Греки почему-то причислили к семи его чудесам висячие сады Семирамиды, но Хатшепсут далеко превзошла вавилонскую царицу.
На трех возвышающихся одна над другой террасах красовались колоссальные каменные статуи божественной правительницы. Она была изваяна в трех ипостасях: фараона, бога загробного царства Осириса и сфинкса. Портретное сходство было передано с величайшей тщательностью. Придворные скульпторы воспроизвели мягкий, сужающийся к подбородку овал лица, чувственные губы, задумчивые миндалевидные глаза, удлиненные к вискам сурьмой крылатые брови. Хатшепсут была довольно красивой женщиной и, очевидно, ничуть не стремилась, несмотря на футляр «фараонской» бородки, скрыть свой пол. Ярко раскрашенные сфинксы с ее женским лицом обрамляли дорогу к храму и украшали террасы. Портики, колонны, лестницы, окаймленные скульптурными изображениями соколов - символов Нижнего Египта, и кобр - Верхнего, были высечены из розового асуанского гранита, привезенного по Нилу за многие сотни километров.
Последнее редактирование: 10 02 2012, 22:54:28 от Administrator