Максимум Online сегодня: 729 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 359576 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 12 05 2024, 15:25:10

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 | Вниз

Ответ #20: 01 02 2010, 01:08:00 ( ссылка на этот ответ )

ЗАГАДОЧНЫЙ ТИБЕТ

Сегодня иностранцы могут отправиться в Тибет, купив туристическую
путевку, но в религиозном, мистическом плане он по-прежнему
продолжает оставаться для них во многом закрытой территорией.
Здесь на каждом шагу встречаешься с тем, что непременно ставит в
тупик. И сами тибетцы ответить на твои вопросы зачастую ничего не
могут. Или не хотят?..


Опередившие Дарвина

Тибетцы абсолютно уверены, что произошли от… обезьян. Существует легенда, что бог Дерес, умеющий принимать любые обличья, однажды воплотился в обезьяну. Он сидел в пещере, раздумывая о своем житье-бытье, и вдруг понял, что для полного счастья ему не хватает женщины. Женщин в то время еще не было, зато поблизости оказался горный дух женского пола. С ним и соединился Дерес. Их потомки стали плодиться и размножаться. Впоследствии у тех, в ком сохранились божественные гены, стали укорачиваться хвосты. Когда они совсем пропали, обезьяны превратились в людей и стали жить по-человечески. Эту историю в картинах любой турист может увидеть на стенах многих тибетских храмов. Очевидно, тибетцы убеждены, что Дарвин просто украл свою теорию эволюции из их религии. Во всяком случае, больше чем за тысячу лет до его рождения гипотеза превращения обезьяны в человека уже была проиллюстрирована.


Рожденный Лемурией


Горы здесь находятся в постоянном движении. За несколько лет пейзажи могут измениться до неузнаваемости. Тибетцы считают, что в свое время материк Му (более известный европейцам как страна Лемурия) врезался в Азию, отчего дно океана поднялось, образовав территорию современного Тибета. Его горы состоят из песка, который размывается дождями, осыпается, собирается на новом месте в новые горы. Оползни, сели, камнепады в Тибете происходят ежедневно. А вот землетрясения крайне редки. На дорогах постоянно дежурят ремонтные бригады, которые молотками(!) разбивают камни, грузят их вручную и отвозят в сторону. Здесь можно увидеть, как прямо на глазах появляется трещина в горе, как она расширяется и углубляется. В нее со склона сыплются камни и песок – и вот огромная масса, бывшая горой несколько часов назад, рушится, открывая глазам голубое небо. Через десяток лет на этом месте возникнет новая гора из камня и песка, за столетие зарастет травой и кустарником, а потом вода вновь сотрет ее с лица земли. Если даже огромные горы не могут быть уверены в завтрашнем дне, если они на глазах одного поколения умирают и рождаются заново, то что говорить о человеке?


Фирменная отрава


Туристов, как правило, ограничивают посещением Лхасы и ее окрестностей. Но нам повезло: мы побывали там, где до нас не ступала нога не только русского человека, но и вообще иностранца. Посещение племени, практикующего магию бон-по, - одно из самых незабываемых впечатлений. Правда, магии в нашем понятии в Тибете не существует – просто есть люди, хранящие некоторые традиции. Например, они могут в два счета убить не понравившегося человека – и никто ничего не докажет. Для этого готовится яд, от которого нет противоядия. Его действие может наступить через минуту, а может - через год. Оригинальна процедура отравления: обычно старый че- ловек берет крошку высохшего яда под ноготь и, подавая гостю питье, незаметно роняет ее в напиток. Согласно поверью, когда человек умирает, его дух входит в тело этого старца, а после его смерти навсегда поселяется в доме отравителя. Наш проводник на полном серьезе сразу поставил условие - ничего не есть и ничего не пить без его позволения. Если мы против - он уходит. Мы согласились. Зачем испытывать судьбу?

Бон-по – древнейшая магическая вера, но истинных ее адептов даже в Тибете почти не осталось. Настоящих магов нацисты, увлекшиеся гималайским оккультизмом, вывезли в Германию. А их ученики, оставшись без наставников, не смогли развивать магическое искусство и постепенно опустились до уровня элементарных отравителей.


Злые охранники и розовые кости


Окна и двери тибетских домов обведены широкой черной полосой. Согласно поверью, она охраняет жилище от злых сил. Возле каждого дома на шесте висит череп козла или яка. Этот тотемный знак также защищает дом и землю тибетцев. А в самих домах на стенах размещены изображения охранных демонов. Они ужасного вида, европейцам кажутся отвратительными. Тибетцы смеются: а как должен выглядеть охранитель дома? Если он будет иметь благопристойный вид, кто же его испугается? Понятия добра, зла, счастья здесь совершенно иные, чем у европейцев. Каждый житель этой древней земли с младенчества не расстается с «мельницей счастья» - небольшим металлическим стержнем с вращающимся наконечником. Где бы ни находился человек - на улице, в гостях, - он постоянно вращает в руке свою мельницу. Сколько накрутишь оборотов, столько тебе и будет радостей в жизни. Если она сломалась – очень дурной знак. Философы по своей сути, тибетцы часто имеют лишь одну смену одежды, плошку риса к
обеду и свой темный угол для жилья. Но не чувствуют себя ущербными, их глаза полны радости, а души – любви и со- страдания. В горах сохранился дикий в нашем понимании обычай, когда у нескольких братьев одна на всех жена. Но никакой групповой любви! Женщина сама выбирает, с кем проводить ночь. Иногда она на протяжении долгого времени отдает предпочтение только одному из братьев. Очень своеобразно здесь провожают в последний путь умерших.
Распространенное в европейских странах захоронение в землю в Тибете практически не встречается. Так хоронят только преступников и изгоев. Тибетцы считают, что земля над телом препятствует дальнейшему пути души, ее реинкарнация становится невозможной. Предпочтительней кремация, но это дорогой ритуал - в Тибете не так много горючих материалов. Для бедных погребение чаще всего сводится к сбрасыванию тела в реку, которое плывет по Брахмапутре в Индию. Наиболее продвинутых в религиозном отношении святых тибетцев замуровывают в стены храмов, а внутри сооружают для них своеобразные гробницы. Распространено и так называемое «небесное захоронение». Труп выносится на высокую гору, где камнями дробятся мышечная масса и кости умершего, а затем в дело вступают грифы, которые растаскивают останки. Иностранцам не разрешается смотреть на подобное «захоронение». Да и вряд ли многие из нас смогли бы выдержать подобное зрелище. Несмотря на то что китайские власти стараются искоренить этот обычай, множество тибетцев уходило до последнего времени в последний путь именно таким образом.

Тибетцы задали миру еще одну загадку. Оказалось, что после смерти кости религиозных деятелей приобретают различные цветовые оттенки - розовый, перламутровый, сиреневый, в то время как у обычных людей они белые или желтые. Ученые из Японии пока безуспешно пытаются разгадать эту загадку. Кстати, цвет костей является своеобразным мерилом вклада покойного в ламаизм.

Воспоминание об Англии

За умеренную плату мы договорились с проводниками, чтобы нас привезли к дворцу первого тибетского короля Юмбу Лхаканг. Судя по тому, как к нашим белым лицам пытались прикоснуться обитатели здешнего местечка, как с открытыми ртами шли за нами, словно зомби, их дети, тут вообще не видели белого человека. Последняя часть пути ко дворцу - подъем на гору. Машина здесь не пройдет, она осталась внизу у поселка. Где остались и остолбеневшие тибетские псы, которые, похоже, надолго впали в ступор от вида похожих на людей белых чудищ. Подъем на гору на высоте более 4500 метров над уровнем моря непрост. Каждый метр давался все труднее. Но вот мы у дворца. Вырастающий из скалы, он устремлялся в небо. Первым королем Тибета был... Трудно сказать это на русском языке. В общем, существо, которое совершенно не умело разговаривать. Человек (хотя, может быть, и не человек?), который не мог самостоятельно ходить. Который за свою жизнь не издал ни одного королевского указа. Очень похоже, что это компиляция легенды о боге Дересе. Может быть, это даже он воплотился в человеческое тело не очень удачно. А если более прозаично, то им был бедняга, страдающий аутизмом. В чем-то гениальный, а в остальном – совершенно беспомощный. Впрочем, допускаю, что мы неправильно поняли перевод. Но именно для этого первого короля и построили дворец. В нем он провел всю жизнь, нико- гда из него не выходя. Его кормили, поили... Потом он исчез. Очень странно, что дальнейший посмертный путь этого, так почитаемого тибетцами человека, совершенно не просматривается. И тибетцам пришлось выбирать второго короля. Во дворце находилось несколько монахов. Они пели, перебирали четки, на нас не обращали никакого внимания. Было темно, приходилось буквально носом «ползать» по стенам в попытках что-нибудь увидеть. Монахи сидели лицом к трону. Мы протиснулись к нему вплотную и ошеломленно прочитали надпись на нижней переклади- не трона - Stonehenge. (Стоунхендж)! Именно так, латинскими буквами! Как могла возникнуть надпись на троне первого короля Тибета, которому больше тысячи лет? В наши времена никто бы не позволил ее сделать. Попытавшегося сделать надпись осквернителя святого места просто бы убили. Вероятнее всего, на первой же букве... Те же монахи, которые, как мы потом узнали, тоже не выходят из дворца. Эту загадку мы не разгадали. Ламы, озадаченные нами в Лхасе, тоже не смогли объяснить появление надписи на троне. Бо- лее того, для них это тоже стало открытием. Они отправились во дворец, чтобы увидеть надпись своими глазами. То, что это сделали не мы, они не сомневались. Но тогда – кто, откуда?! Есть только одна, совершен- но невероятная версия - кто-то из величайших эзотериков, из «посвященных», добравшись до дворца, загипнотизировал монахов и сделал надпись, связывающую два древних сакральных места в разных концах света. И тем самым свел незапамятную историю человечества воедино…

 

 

Ответ #21: 18 06 2010, 15:58:10 ( ссылка на этот ответ )


Храм Джокханг



Посредине засыпанного озера Отханг (в том месте, где по расчётам находилось сердце лежащей демоницы Тибета) царь Сонгцен Гампо заложил фундамент из камня, обшитого деревом. Был построен монастырь Лхасы - Раса Трулнанг (Ras-`phrul-snang, "Магическое проявление Расы"; Раса - древнее название Лхасы). Храм строился под руководством одной из жён Сонгцена Гампо, непальской принцессы Бхрикути. Раса Трулнанг был построен в 641 году. Впоследствии, когда в этот храм переместили из храма Рамоче священную статую Джово Ринпоче, Раса Трулнанг был переименован в Джокханг.

"Храм Джокханг является самым почитаемым храмом Тибета. Он был построен во времена правления царя Сонгцена Гампо в VII веке н.э. специально для того, чтобы поместить в нём статую, которую привезла с собой одна из его жён, Бхрикути Деви, дочь непальского царя Аншуриаруама (Аншувармана).

[Сонгцен Гампо имел ещё четырёх жён, три из которых были тибетками, а одна китаянкой, принцессой Вангчен Конгджо (Вэнь-чэн), дочерью второго императора танской династии.] В течение столетий этот храм расширяли и украшали. Одной из достопримечательностей Джокханга является каменный монумент, который ещё стоит у его входа как свидетельство былого могущества Тибета. Надписи на нём, высеченные на тибетском и на китайском языках, содержат бессрочный договор, заключённый между Тибетом и Китаем в 821-822 годах:

"Великий царь Тибета, Чудесный Божественный Владыка, и великий царь Китая, китайский Правитель Хуан-ди, находясь в родстве как племянник и дядя, заключили союз своих государств. Они совершили и скрепили печатями великое соглашение. И боги, и люди знают о нём и свидетельствуют, что оно не может никогда быть изменено; а запись о соглашении была выбита на этом каменном столбе, чтобы знали будущие века и поколения.

Чудесный Божественный Владыка Трисонг Децен и китайский царь Вэнь У Сяо-дэ Хуан-ди, племянник и дядя, прибегнув к своей великой мудрости, дабы предотвратить любые случаи нанесения вреда благосостоянию их стран ныне или в будущем, во всём проявили беспристрастно свою благую волю. С единственным желанием действовать ради мира и блага своих подданных они пришли к согласию относительно высшей цели обеспечения прочного мира: они заключили сей великий договор во исполнение своего решения восстановить прежнюю старинную дружбу и взаимоуважение, а также стародавние добрососедские отношения.

Тибет и Китай будут придерживаться тех границ, в которых они располагаются ныне. Всё, что к востоку, - есть страна Великого Китая, а всё, что к западу, - есть, безусловно, страна Великого Тибета. Отныне ни одна сторона не должна ни вести войну, ни захватывать территорию. Любой человек, вызвавший подозрения, будет арестован; его занятие будет расследовано, и он будет препровождён обратно.

Ныне, когда два государства связали себя этим великим договором, необходимо, чтобы вновь посылались по стародавним путям вестники для поддержания связи и обмена дружественными посланиями о гармоничных взаимоотношениях между племянником и дядей. Согласно древнему обычаю, смена лошадей должна осуществляться у подножья перевала Чиан-Чунг, на границе между Тибетом и Китаем. У заставы Суиюн китайцы должны встречать тибетских представителей и снабжать их всеми необходимыми средствами отсюда и далее. У Цин-Шуи тибетцы должны встречать китайских представителей и снабжать их всеми необходимыми средствами. С обеих сторон к ним должны относиться с подобающим почтением и уважением в соответствии с дружественными отношениями между племянником и дядей.

Между двумя странами не должно быть видно ни дыма, ни пыли. Не должно быть никаких внезапных сигналов тревоги, и само слово "враг" не должно произноситься. Даже пограничная стража не должна иметь ни тревог, ни страха и должна по своему усмотрению заниматься землёй и отдыхать. Все должны жить в мире и разделять благодать счастья десять тысяч лет. Пусть весть об этом распространится по всем странам, которые только освещаются солнцем и луной.

Это торжественное соглашение знаменует великую эпоху, когда тибетцы счастливы на земле Тибета, а китайцы - на земле Китая. В том, что оно никогда не может быть изменено, призываются в свидетели Три Великие Драгоценности, Собрание Святых, Солнце и Луна, Планеты и Звёзды. В том дана торжественная клятва с жертвоприношением животных; соглашение скреплено печатями.

Если стороны не будут действовать в соответствии с этим соглашением или нарушат его, кто бы это ни был, Тибет или Китай, всё, что ни совершила бы другая сторона в порядке возмездия, не будет рассматриваться как нарушение договора с её стороны.

Цари и министры Тибета и Китая дали соответственную клятву об этом, и соглашение записано подробно. Оба царя оттиснули свои печати. Министры, специально уполномоченные исполнять это соглашение, поставили свои подписи, а копии помещены в государственные архивы обеих сторон".
Последнее редактирование: 24 02 2012, 23:44:23 от Administrator

 

 

Ответ #22: 18 06 2010, 20:15:10 ( ссылка на этот ответ )

История монастыря



Наиболее вероятно, что фундамент монастыря был заложен, в период между 762 и 763 годом (на дату 763 год, например, ссылается Танг, летопись), хотя существуют также источники, указывающие другое время (например, согласно Бутону Ринчендубу это событие произошло в женский год Огня-Заяца, то есть в 787 году).

Относительно времени строительства монастыря также существуют расхождения: Бутон Ринчендуб ссылается на 12 лет, в "Краткой биографии Падмасамбхавы" Джамгона Конгтрула говорится:

"Через пять лет была закончена работа по строительству храмового комплекса Достославного Самье, Неизменной и Спонтанно Завершённой Вихары, в том числе и трёх храмов цариц; он был воздвигнут как символ горы Сумеру, окружённой четырьмя большими материками и восьмью малыми, солнцем и луной, а также стеной железных гор".

Царь Трисонг Децен, почитаемый тибетцами как эманация Манджушри, вступил на трон в возрасте 13 лет. К 20 годам, задавшись целью утвердить буддизм в Тибете, при содействии Ба Триши, он пригласил из Индии настоятеля монастыря Викрамашила, учителя Шантаракшиту. Учителя пригласили для официального установления буддийского монашества в Тибете.

Буддийские храмы, выстроенные с определённой географической привязкой к территории Тибета (геомантические), уже были построены около 130 лет назад при участии царя Сонгцена Гампо и его цариц, но из-за враждебности со стороны аристократических семей, принадлежащих к религии Бон, официальные предписания буддийской религии не соблюдались. Так было и ко времени, когда Трисонг Децен вступил на престол. Задумав построить комплекс Самье, царь столкнулся с неожиданным препятствием со стороны оккультных сил: местные духи Тибета мешали строительству. Тогда, по совету Шантаракшиты, царь послал в Индию гонцов, чтобы пригласить великого йогина Падмасамбхаву из Уддияны (древнее государство, располагавшееся некогда на территории современной долины Сват в Пакистане) с целью подчинить враждебные силы.

    Падмасамбхава дал согласие, пересёк тибетское плоскогорье и на вершине горы Хепори, к востоку от Самье, сокрушил местных демонов. Покорив божеств, он взял с них обещание не вредить буддизму. Более того, многие из божеств стали защитниками Дхармы. Падмасамбхава также освятил место для постройки первого тибетского монастыря…

Наставники монастыря Самье пользовались большим уважением и авторитетом как социальным, так и политическим, с VIII по конец IХ века. Но после распада династии Ярлунг и с началом второй фазы распространения буддизма монастырь постепенно подпал под влияние других более поздних традиций:

Кадампа в период Ра Лоцавы;

Сакьяпа в период, начиная с Ламы Дампа Сонам Гьялцена (XIV-XVI века);

Гелугпа под руководством перевоплощений Далай-ламы.

Таким образом, Самье стал символом национального тибетского единства, в котором школы Ньингма, Сакья, Гелуг имеют сильную заинтересованность.

К сожалению, первоначально построенное здание стояло недолго. Оно пострадало в ходе гражданской войны в ХI веке, затем горело в середине ХVII века и в 1826г., подвергалось землетрясению в 1816г., а также пострадало в результате китайской оккупации (в 1960г).

Однако, тибетцы всегда прилагали усилия для восстановления и расширения комплекса Самье после каждого разрушения. Здесь достойны внимания обновления, проводимые Ра Лоцавой (ХI век), Сонам Гьялценом (ХIV век), Седьмым Далай-ламой (1770г), тибетским правительством в 1849 году, и последнее – Десятым Панчен-ламой (1986г).

В период китайской оккупации была поддержана "инициатива деревни" по использованию территории храма. И даже в поздних 80-х можно было видеть, как свиньи и другие фермерские животные бродили среди священных гробниц.
Последнее редактирование: 24 02 2012, 23:49:18 от Administrator

 

 

Ответ #23: 24 08 2011, 01:15:30 ( ссылка на этот ответ )

Таинственная сила гор Тибета  
Есть на нашей голубой планете такие места, энергетика которых до сих пор так и неизведанная. Одним из таких мест являются полные тайн горы Тибета. Именно с ними связано множество легенд и необъяснимых чудес. Учёные организовывают ежегодно огромное количество экспедиционных поездок к таинственным вершинам. Так и огромное количество путешественников-любителей и заядлых туристов тоже устремляются познать тайную силу тибетских гор.
 
Снежные ожерелья, которые опоясывают горы, изменяют свой цвет в зависимости от того, в каком положении расположено Солнце. Вершины то будто бы покрыты позолотой, то окутаны розовой дымкой, а иногда как бы «одевают» красивое фиолетовое платье. Этот пленяющий неземной красотой пояс оледенения издавна считался неким пристанищем богов, поэтому и является таким труднодоступным для человека. Но учёные не оставляют попыток разгадать таки таинственную силу, которые имеют эти места.
 
Совсем недавно экспедиция учёных из университета Алабамы вновь решила выяснить истинные причины магического воздействия гор Тибета на человеческий организм. В горах располагается самое высокорасположенное пресное озеро, которое по древним легендам было создано богом Брахмой для того, чтобы мирской человек очищался с помощью его чистейшей воды от земных грехов. Вода из этого озера действительно обладает уникальными исцеляющими свойствами, которые то и пытаются разгадать учёные.
 
Также не даёт покоя исследователям и таинственная Шамбала. Её то и ищут научные экспедиции, исследуя самые отдалённые уголки этих горных хребтов. Также сюда идут за рецептом долголетия, ведь жители горных поселений в основном доживают до 100 лет и больше. Поэтому группы учёных пытаются разгадать, в чём же секрет такого долгожительства. Группа из университета Алабамы почти добралась до великой разгадки такой продолжительности жизненного цикла, людей живущих в горах Тибета.
 
На одном из высокогорных пиков совсем недавно было обнаружено племя, продолжительность жизни жителей которого превышает 130 лет в среднем! Тибетцы, хоть и люди довольно миролюбивые, но делиться таинствами своих предков совершенно не хотят, лишь немногие из них немного приоткрывают секреты даже самой обычной повседневной кухни своего племени, не говоря уж о секретах, имеющих исцеляющую силу. Но учёные не оставляют надежд убедить тибетцев, помочь человечеству в решении вопросов долгожительства, ведь в среднем, сокращение продолжительности жизни на планете сократилась за последнюю сотню лет почти на одну треть!

 

 

Ответ #24: 14 09 2011, 11:17:04 ( ссылка на этот ответ )

Святыни Тибетских монастырей
Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ  НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Долгое время европейцы называли Тибет «страной снегов и шин», для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей, которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти труднодоступные районы Центральной Азии. Опасности были не мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам — «несшим на священную землю скверну». Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь, вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.

В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае. Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с запретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было конфисковано.

Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан Гампо стал достойным продолжателем дела отца.

Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии. Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новую столицу — город Лхаса.

Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озеро в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гал по, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм. Вместе с ней он пошел к озеру и бросил него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Колы, попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный чортен. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса. В память о священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка, рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита эта служит преградой, замыкающей ключи озера: во второй месяц каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами, при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды, которые проглотят город.

Джуконг («Дом господина») — самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни, привезенные в

В Южной Азии чортен известен под названием «ступа».

Ихасу двумя его женами — из Китая и Непала. Как бесценную реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.

Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев. Бесконечные преклонения они совершали и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов. Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на нети деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и маленькой подковкой.

Во время больших праздников огромная масса паломников змеей обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом в IX веке в память о победе над войском китайского императора.

На площади перед храмом стоят большие медные котлы для чая — 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам огни тонн чая в качестве субсидии.

Джуконг — это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи. Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.

Главная святыня Джуконга — это статуя Будды Сакьямуни, изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным царевичем у себя в доме в Капилаватсу.

Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека. Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые светильники с топленым маслом.

Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма, которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти «драгоценных веществ» (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти «драгоценностей неба» (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индро-нила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.

Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.

Здесь же установлен и трон Цзонхавы — возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию, которая принадлежала Маудгалье — главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в него.

В Джуконге хранится и священная золотая ваза, упакованная в специально сшитые для нее парчовые чехлы. Ее прислал в храм около 200 лет назад китайский император Цянь Лун, и используется она только в качестве урны для голосования при избрании нового далай-ламы. В вазу опускают пять пластинок из слоновой кости с написанными на них именами мальчиков, которые родились в день смерти старого далай-ламы. Из этих мальчиков выбирают нового духовного правителя Тибета, так как именно в одного из них перевоплощается дух умершего далай-ламы. Особо избранные ламы после семидневного поста вытаскивают одну из пластинок, и один из мальчиков получает высокое назначение.

В храме хранится и чудесная «громовая стрела» Дордже, нечто вроде немого колокольчика, который своим беззвучным заклинанием касается головы пилигримов. Раз в год Дордже по случаю новогодних праздников на несколько дней присылают в монастырь Сэра — «Обиталище Великой колесницы».

Монастыри в Тибете — это целые города, спускающиеся со склонов гор каскадом белых каменных зданий. Сэра был основан в 1417—1419 годы в пяти километрах к северо-востоку от Лхасы — на ровной каменистой пустоши у подножия горы Гжябри, которая почему-то называлась «Местностью диких роз». В давние времена, как гласит старинная легенда, монастырь, как оградой, был окружен зарослями диких роз — сэра, отсюда и его название.

Главная святыня Сэры — статуя одиннадцатиликого бодисатвы Двалокитешвары, божества сострадания и милосердия. Авалоки-гешвара никогда не умирает, хотя иногда, огорченный беззакониями мира, удаляется в далекий Западный рай — Сукавати.

Авалокитешвара сходит в мир со священного лотоса, чтобы уничтожить людские страдания. Он отказывается превращаться в Будду до тех пор, пока все люди на Земле не станут на путь высшего познания, избавляющий их от страданий.

Священные книги говорят, что великий бодисатва, «обладая могущественным знанием, замечает создания, осажденные многими сотнями бед и огорченные многими печалями. Потому он и является спасителем мира, людей и богов». Недаром на ступнях и ладонях Авалокитешвары изображены глаза, открытые к страданиям мира.

Авалокитешвара изображен с одиннадцатью головами, в напоминание о том, что он, потрясенный жестокими страданиями людей, так горько плакал от жалости к ним, что голова его раскололась на десять частей. Тогда бодисатва собрал осколки и сделал из них новые головы, присоединив к ним и собственную.

Легенда рассказывает, что одиннадцатиликая скульптура божества была получена богиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере и окрестностях Сэры. Много времени спустя в этом месте пас стада коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла, пастух бросил ей вслед камень, который, влетев в отверстие пещеры, звонко ударился обо что-то.

Этим «что-то» и оказалась блистающая золотом статуя, которая оговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов, где уже находилась еще одна счастливо обретенная реликвия: жезл-пурбу индийского волшебника Дарчарвы.

Эти святыни привлекали в монастырь много паломников, но жезл можно было видеть лишь один раз в году. В сопровождении торжественной свиты настоятель Сэры вез его в Лхасу в драгоценной шкатулке, установленной на спине лошади. Там он прикладывал священную реликвию сначала к голове далай-ламы, а потом к юловам избранных знатных людей. Только после возвращения из Пхасы жезл-пурбу могли видеть все желающие. В этот день его держал в руках настоятель храма, сидящий на высоком драгоценном троне, облаченный в одежды далай-ламы. Лишь в этот день, всего раз в году, настоятель получал право надеть такие одежды.

Славу монастыря Сэра составляют и ритоды — уединенные кельи отшельников, высеченные в скалах близ монастыря. В этих рито-дах они проходили три степени святости, которые определялись лишь временем добровольного затворничества. С того момента, как закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в течение всего избранного срока испытания. В силу данного обета он не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет. 

Даже передаваемую ему пищу отшельник принимал в перчатке, чтобы лучи солнца даже случайно не коснулись его тела. На время испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.

Позднее почитатели, ученики и последователи аскетов-отшельников превратили некоторые бывшие уединенные ритоды в роскошные дворцы и загородные поместья. Наиболее известным в конце XIX века был ритод «Пабон-ха», принадлежавший далай-ламе. Над пещерой, в которой когда-то жил один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет, был выстроен двухэтажный дворец. «Пабон-ха» пользовался у паломников особым почитанием и уважением. Сюда приходили, чтобы 3333 раза совершить обход вокруг ритода, на что требовалось от 10 до 15 дней.

Рядом с монастырем находится и еще одна древняя святыня — большая каменная глыба, по преданию, сама прилетевшая из Индии. На этом камне, согласно обычаю, расчленяли трупы умерших, а потом оставляли их на съедение грифам. Камень считался священным, и потому каждый тибетец желал, чтобы его похоронили именно таким способом.

Монастырь Гумбун, чье полное название Гумбун Чжамба-дин («Мир Майтреи со ста тысячами изображений»), находится в провинции Амдэ — на северо-востоке Тибета. Он стоит на склонах глубокого оврага, по дну которого когда-то струились чистые воды небольшой речушки. Теперь дно поросло диким луком, и овраг этот так и зовут — «Падь дикого лука». Здесь в 1357 году родился выдающийся деятель тибетского буддизма Цзонхава, основатель нового направления — «пути добродетели», известного также под названием «учение желтошапочников».

Там, где из перерезанной пуповины на землю упали капли крови Цзонхавы, стал расти чудесный цан-дан — ароматическое сандаловое дерево. На коре его появлялись тибетские буквы-символы, на листьях — изображения буддийских божеств (Львиноголосою, Ямантаки, Махакалы и др.).

Над этим деревом впоследствии был воздвигнут чортен — ритуальное куполообразное сооружение. Согласно легенде, родители Цюнхавы на склоне лет сильно тосковали о сыне, посвятившем себя монашеству. Наконец мать его, которую звали Шиндза, не выдержала и написала сыну письмо с просьбой о встрече. Цзонхава ответил отказом, предложив матери построить чортен над чудесным деревом цан-дан, поместив туда 100 000 изображений Будды Майтреи.

Мать так и сделала: выстроила чортен, от которого «была большая польза для всех живущих существ». По буддийским понятиям, тысячи Будд, имеющих особую кармическую связь с нашим миром, приняли решение поочередно воплощаться на Земле, чтобы мести всем живым существам Свет Учения. Человечество существует миллионы лет и будет существовать еще миллионы. Каждый раз, когда Свет Учения будет гаснуть, а люди погружаться во тьму неведения, в мир будет являться новый Будда, чтобы вновь освежать им путь. Будда Сакьямуни является четвертым в этой цепи, пятым будет Майтрея — Будда грядущего мирового периода, имя которого означает «Связанный с любовью». Появление Майтреи принесет всем истинно верующим буддистам долгие, счастливые юлы жизни, не омраченные страданием и печалью. Таким образом иудет развеяна и печаль матери.

В монастыре Гумбун есть четыре дацана — богословский, медицинский и два мистических (дийнхор и джюд). Здание мистического факультета джюд, основанного в 1649 году, расположилось у самого обрыва. Здесь хранится много чудесных реликвий, о которых паломники вслух не говорят, а только почтительно шепчутся.

С именем Цзонхавы связан и монастырь Галдан, полное название которого — Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин («Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца»). Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и неба, и основал монастырь Галдан. Соборный храм с престолом Цзонхавы находился как раз рядом с домом, где жил и скончался этот выдающийся буддийский деятель. Древнее предание повествует, что собравшиеся вокруг усопшего ученики горько плакали и в отчаянии восклицали: «Учитель, где ты?». И вдруг на стене комнаты появился образ Цзонхавы и раздался голос: «Я — здесь». Рассказывают, что многочисленные паломники видели эту святыню еще в конце XIX века.

Преданность и любовь учеников к своему учителю были столь велики, что они решили не сжигать его тело. В сидячем положении оно было заключено в ковчег из сандалового дерева и помещено в реликварий чортена, сделанного из серебра и украшенного различными драгоценными камнями. Позже реликварий облицевали листами кованого золота, а над ним воздвигли величественное здание.

Многих паломников привлекает в монастырь Галдан и еще одна реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы. Подобные сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша, по преданию, обладала чудесными свойствами. Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней. 

 

 

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 | ВверхПечать