Максимум Online сегодня: 1104 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 368601 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 01 11 2024, 04:02:41

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 04 03 2012, 23:16:14 ( ссылка на этот ответ )

Мангуп — средневековый город, столица княжества Феодоро. Расположен на горе Мангуп, возвышающейся над уровнем моря на 581 м. Мангупское плато со всех сторон ограничено скалистыми обрывами высотой от 20 до 70 м. С северной стороны склон прорезан тремя глубокими оврагами, поросшими густым лесом. Труднодоступное для врагов, обеспеченное водой, мангупское плато издавна привлекало людей.

Средневековые укрепления Мангупа были возведены во второй половине VI века. В византийских источниках VII–IX веков он под названием Дорос упоминается как главная крепость Крымской Готии. В конце VIII века крепость захватили хазары, но жители быстро ее освободили. B IX–Х вв. Мангуп был крепостью, дававшей убежище окрестному населению.

Табана-дере — ущелье кожевников, было названо так из-за обилия растущего там кустарника сумаха, содержащего дубильные вещества, из которого получался дубильный экстракт.

Говорят, что стена крепости Мангупа со стороны ущелья Табана-дере была разрушена каким-то богатырем. Пришел он сюда из далеких стран. Донесся к нему слух, что у мангупского князя есть дочь — неописуемая красавица.

Богатырь этот, явившись к Мангупу, потребовал, чтоб князь показал ему девушку.

Князь принял его по-княжески: выслал несколько воинов с приказанием принести голову дерзкого пришельца.

И с кем задумал тягаться! Богатырь расшвырял кучку воинов, направился к воротам Мангупа и опрокинул их. И не только опрокинул, но и сбросил верхнюю часть крепостной стены, а вместе с нею засевших там княжеских слуг.

Покончив с этим, герой снова потребовал привести красавицу, грозя превратить весь город в развалины. Перепуганный князь вывел свою дочь.

Осмотрел ее с головы до ног богатырь и громко рассмеялся:

— И чтобы я слушал еще всякую чепуху! Да это же заморыш…

Пожелав девушке такого же тщедушного супруга, как она сама, он быстро удалился. Пораженный таким оборотом сватовства, князь Мангупа долго стоял молча, потом покачал головой и грустный ушел во дворец, А когда починяли стену, приказал вырубить на одной из плит надпись, восхваляющую людей сильных и великодушных.

Александр — князь мангупский

Расцвет княжество Феодоро приходится на Время правления князя Алексея, В этот период строятся новые крепости и порты, закладываются новые города. В столице — княжеский дворец, церкви, возводятся новые укрепления. Развивается экономика княжества, расцветают земледелие, ремесла, торговля.
В 1475 году Крым захватили турки-османы. Они подошли к столице средневекового княжества Феодоро, но сразу взять город не смогли. Полгода продолжалась осада города. Овладеть Мангупом турки смогли лишь хитростью: они притворились, что отступают и таким образом выманили защитников за стены крепости.

Сказочно красивы горы неподалеку от Бахчисарая. Пленяют они взор человеческий своими головокружительными обрывами, роскошными лесами. Остановитесь на минутку — и в еле уловимом шепоте леса вы услышите повествование столетий об этой земле.

В давние времена на плоской вершине горы Мангуп, одиноко возвышающейся среди живописной долины, стоял город — столица княжества Феодоро.

Однажды князь феодоритов, чувствуя, что закат его жизни уже не за горами, велел позвать своего наследника — сына Александра. И встретил князь своего сына такими словами:

— Взор мой угасает, тупеет слух мой, ослабевают руки…

— О чем ты говоришь, отец и повелитель мой! — бросился Александр к князю.

Но тот властным жестом остановил его.

— Не нам, смертным, — продолжал князь, — восставать против рока. Наступили последние минуты моей жизни на этой земле. Выслушай мою просьбу: куда бы ни бросило тебя течение жизни, в какую бы беду ты ни попал — помни о своем народе. Его воля пусть будет твоей волей, его судьба пусть будет твоей судьбой. Обещаешь ли ты выполнить мою последнюю просьбу, сын мой?

— Обещаю, — тихо промолвил Александр, — и пусть эти мои слова будут клятвой.

Вскоре старый князь умер. Опечаленный Александр, чтобы развеять скорбь, уехал в гости к своему шурину, молдавскому господарю.

Спустя некоторое время страшная весть, словно на крыльях ветра, прилетела в Молдавию: на княжество Феодоро напали турки. Александр с отрядом в триста воинов поспешил в Мангуп.

А турецкая армия уже подходила к Мангупу. С трех сторон мрачно смотрели на пришельцев обрывистые, неприступные скалы, а с четвертой, северной, — высокая надежная крепостная стена.

С криками: «Алла-илла-иль-алла!» бросились турки на штурм Мангупа. Навстречу им из городских ворот ринулась дружина во главе с Александром. Как соколы на воронье, налетели феодориты на турок. Лязг мечей, стоны раненых наполнили долину.

Не выдержали натиска турки — и в смятении отступили. А феодориты укрылись в крепости.

Снова и снова шли турки на штурм Мангупа, снова и снова храбрые феодориты отражали их натиск.

Тогда враги изготовили длинные лестницы, приставили их к отвесным мангупским обрывам и полезли наверх, надеясь отсюда проникнуть в крепость. Но и здесь их постигла неудача. На головы им посыпались камни, полилась горячая смола. Это жители Мангупа, все как один, встали на защиту своего города. Пять месяцев длилась осада столицы Феодоро, но безуспешно. И стали замечать турки, что с каждым днем гора Мангуп становится выше и выше, а крепость неприступнее. Пришли в ужас турецкие солдаты. Они падали на колени и, вздымая к небу руки, просили у аллаха помощи. Они отказывались идти на штурм нечестивого Мангупа, вершину которого шайтан спрятал в облаках.

Тогда великий визирь, командовавший турецкой армией, понял, что силой феодоритов не одолеть, и стал действовать хитростью.

— Мы не хотим кровопролития, — сказали турки Александру. — Да продлит аллах жизнь уцелевшим! Открой ворота и сдайся на нашу милость. Мы пощадим город и никого не тронем из жителей, пусть только они платят нам небольшую дань,

Долго раздумывал Александр над словами противника. Как поступить? Созвать военный совет, послушать, что скажут воеводы и бояре? Но вправе ли горсточка знатных и даже он, князь, распоряжаться судьбой всего народа? Да и сами бояре в последнее время ведут себя как-то странно — не доверяет им князь.

И вспомнил Александр клятву, данную отцу… Да, он повелит созвать вече, и пускай народ сам решит, как быть.

То не волны моря Русского шумят, буйным ветром поднятые, то феодориты в тревоге большой собираются на свой совет...

Первым выступил один из бояр.

— В городе не хватает воды, кончились запасы пищи. Люди страдают от жажды и голода. На что надеяться? Пусть мы, воины, испытаем позор плена, зато дети, женщины и старики будут спасены. Принимай, князь, условия.

Возгласы одобрения послышались со стороны бояр.

Люди заволновались. Казалось, устами боярина текла истина.

Но это только казалось. Бояре тайно договорились с турками через послов, что откроют ворота, если им сохранят жизнь и богатство.

— А что скажут простолюдины? — обратился Александр к народу.

— Дозволь мне говорить, княже! — выступил вперед воин-латник. — Не изволь гневаться, но не к лицу боярину сказанные слова. Враг хитрый и коварный. Не сдержит он своего слова. Лучше умереть в честном бою, чем попасть в рабство к туркам. Веди нас на нечестивых. Умрем или победим!

Восторженными криками встретил народ слова латника. Чувство гордости за свой народ переполнило душу Александра.

— По сему и быть! — промолвил он.

— Многая лета князю! Умрем или победим! — тысячеголосо неслось со всех сторон.

Но что это?

Несколько знатных сели на лошадей и стремглав понеслись к воротам.

Все случилось так неожиданно, что люди еле успели опомниться.

— Смерть изменникам! — и слова острые, как стрелы, а стрелы быстрые, как слова, полетели вдогонку всадникам-боярам. Но бояре все же успели достичь своей цели. И как только они открыли крепостные ворота, турки, словно звери, набросились на мирных жителей, стали убивать грабить, поджигать их жилища. Александра и его приближенных заковали в цепи и отправили в Стамбул.

Как только пленные были доставлены во дворец к султану, тот обратился к Александру:

— Ты и твои люди — мужественные воины. Я вам подарю жизнь, если вы перейдете ко мне на службу.

И ответил тогда султану Александр:

— Я никогда не изменю своему народу и лучше разделю его участь, чем пойду к тебе на службу. Пройдет время, и твоя империя расползется, как ржавая кольчуга. А наша земля станет снова свободной.

Разгневался султан за такие слова и велел казнить пленников.

Прошли века. Слова, сказанные Александром, оказались пророческими. С севера пришли русские чудо-богатыри и освободили крымскую землю от поработителей.

Неподалеку от Бахчисарая, словно гигантский памятник, возвышается Мангуп, как символ мужества древних феодоритов.

Об удалом казаке и жадном турке

На протяжении XVI–XVII вв. Мангуп сохраняет свое значение крепости, здесь располагается турецкий гарнизон. В казематах мангупской цитадели держали пленников. Здесь томился в заточении посол Ивана Грозного Афанасий Нагой, пять лет провел в неволе воевода Василий Грязной. После присоединения Крыма к России город покинули последние жители, члены караимской общины. В начале 90-х годов XVIII в. некогда большой город, столица княжества, прекратил существование.

Во время турецкого владычества в Крыму жил на Мангупе паша — начальник крепостной стражи. Больше всего на свете любил паша деньги. С окрестных жителей он собирал подати, солдат своих много раз посылал грабить ближние селения. Когда турки приводили в Мангуп пленных, паша сам обыскивал их и забирал себе все ценное.

Среди узников Мангупа в каменном склепе на мысе Дырявом, окруженном с трех сторон пропастью, томился казак-запорожец. Турки надеялись получить за него большой выкуп.

Часто паша вызывал к себе пленника и заставлял его рассказывать о странах, где гот побывал, о походах и битвах, о золоте и драгоценных камнях, которые довелось увидеть казаку.

Слушал паша пленника, и глаза его загорались жадностью. Он забывал обо всем на свете и в грезах видел себя обладателем неисчислимых сокровищ.

Однажды в вечерний час паша вызвал к себе казака, чтобы послушать его очередной рассказ.

— Ослабь мои кандалы, дай мне размять немного руки и ноги, — попросил пленник. — Хочу рассказать тебе быль о кладе, который запрятали когда-то здесь казаки. Молчал я все время о нем, да вижу — хороший ты человек.

И стал рассказывать казак, да так, как никогда не говорил. Лилась его неторопливая речь о том, как запорожцы пронесли много золота с собой в крепость, как сумели его спрятать в какой-то пещере. Можно эту пещеру найти, если хорошенько поискать.

Смотрел казак прямо в глаза паше, смотрел — завораживал. И вот уже потускнели глаза турка, смежились веки. Уснул свирепый властелин.

Спит он и видит сон, будто стоит в обширном подземелье. Присматривается он внимательно и в свете, падающем из небольших отдушин, узнает каземат в глубоких подвалах Мангупа, куда турки бросали самых стойких своих противников. Зачем же он сюда спустился? Ах, ведь об этом каземате говорил пленник! Тут где-то и клад спрятан. Где же богатство, которым насытится он на всю жизнь? Надо искать!

Медленно ступал паша по неровному полу, приглядывался к каждому бугорку, каждой расщелине. И вдруг в одном месте заметил, будто что-то сверкает. Стал копать — и выгреб из ямы груду золота. Кольца, браслеты, золотые денежки… Правду сказал казак, добрый человек! Истинную правду!

Вдруг услышал он голос. Испуганный, поднял глаза и увидел перед собой женщину неописуемой красоты. Потупя взор, красавица сказала:

— Ты хочешь овладеть моими сокровищами, но я их берегу для того, кто пожелает стать моим мужем.

Паша смотрел на нее разгорающимся взором.

— Не я ли твой суженый, прекрасная женщина? — спросил он.

— Тогда дай клятву, что ты соединишься со мной, — и золото твое! — ответила женщина.

— Клянусь! — сказал паша и хотел схватить ее руку, но наткнулся на камень. В подземелье раздался шум шагов и замер вдали. Турок проснулся.

Пленника не было. На земле валялись его цепи. Бежал казак. Паша не стал преследовать беглеца, так поверил он его рассказу.

С той поры турок потерял покой. Он обыскал все казематы во всех подземельях крепости, но нигде ничего не обнаружил. Тогда он стал обыскивать окрестности. Золото и драгоценности мерещились ему днем и ночью. Он лазил по скалам, забирался в ущелья, в пещеры. Но золота нигде не находил.

Однажды паша взобрался на скалу, увидел там какую-то расщелину, попытался к ней подобраться, но сорвался и рухнул вниз. Там нашел он свою смерть.

Окрестные жители говорят, что жадный турок не сам упал, а был затянут в пропасть злым духом, живущим в подземельях Мангупа.

И еще говорят, что душа турка будет долго бродить возле Мангупа, высматривая вход в заветное подземелье, где хранится казачий клад. Жадная душа не успокоится, пока бег времени не сотрет ее с лица земли.

Часто раздается в скалах Мангупа оглушительный хохот: то, говорят, удалой казак, веселая душа, смеется над одураченным турком.

Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Симферополь, 1974
Последнее редактирование: 05 03 2012, 00:59:57 от Administrator

 

 

Ответ #1: 05 03 2012, 15:24:23 ( ссылка на этот ответ )

Легенды страны Дори о мангупском мальчике.

Если встать в самом начале Ходжи-Салы (деревенька у подножия Мангупа), спиной к озеру, то слева будет кафе. Закажите вкусных чебуреков и шурпы, а потом попросите хозяев или официантов показать Мангупского мальчика (он лежит за кафе)...
— Профессор, а вы-то сами верите в привидения?
— Конечно, нет, — ответил тот и растворился в воздухе
Братья Стругацкие


I) Давным-давно, когда готское княжество Феодоро на горе Мангуп было в расцвете, его жители решили построить мощную стену-укрепление, которая защищала бы город от вторжения врагов. Но сколько ни возводили строители стену, она раз за разом разрушалась. И тогда, повинуясь пророчеству, в каменной кладке замуровали сына предводителя города. С тех пор, вот уже сотни лет, жители окрестных деревень видят мальчика в старинной одежде, окружённого сиянием. Губы его беззвучно шевелятся, словно он хочет что-то сказать или о чём-то предупредить...

«В конце 1960-х годов трое молодых туристов, примерно в конце октября, забрели на Мангуп. Погода была скверная — ветер с дождём. Они уже поставили палатку и собрались ложиться спать, как вдруг откуда-то из-за ветра послышался детский плач. Не крик младенца, за который можно принять "голос" какого-нибудь зверя, нет! Плакал ребёнок лет 6-7, всхлипывая и рыдая в голос.

Один из друзей вышел поглядеть, кто это здесь заблудился. И исчез. И тоже пропал.

А ребёнок продолжал плакать... Через двое суток после этой ночи жители села Залесное поднялись на Мангуп за заготовленным сеном. Они и обнаружили присыпанную первым снегом палатку, в которой сидел совершенно седой юноша и твердил: "Он плачет, он все время плачет!"».

Кто-то скажет, что это обычная байка. Из тех, какими всегда пугают новичков в горах. Однако один из авторов лично держал в руках отчёт Контрольно-спасательной службы Бахчисарайского района за 1966 год, где сказано, что в районе Мангупа в октябре исчезли двое туристов. Через трое суток оба были найдены — один в районе села Терновка, что в 4 км от Мангупа, другой — за посёлком Куйбышево (5,5 км от Мангупа) — живые. И оба доставлены в областную психиатрическую лечебницу с диагнозом «Психическое расстройство на почве сильнейшего нервного потрясения». Что с ними было, они не помнят и не могут объяснить, как оказались там, где их нашли. Вот так...

Мангупского мальчика с тех пор слышали не раз, особенно в ненастную погоду и зимой. Никто точно не знает, кто он. Одни предания говорят, что это дух младшего из сыновей князя Александра, проклятого отцом за предательство отеческой веры и переход в ислам. Другие — что это просто ребёнок, уцелевший во время резни декабря 1475 года, бродит по руинам родного города и ищет родителей. Кто знает...

II) Мальчишка был последним мангупским принцем. Турецкие султаны обычно держали таких пленников в своём главном дворце Серале как заложников. Их насильно обращали в мусульманство и воспитывали для порабощения их собственного народа. Вырастая, эти оборотни своим фанатизмом в насаждении ислама и кровавыми зверствами в родных краях, пугали даже своих воспитателей.

Поэтому принц не стал сдаваться в плен, а бросился со стены в отвесную пропасть. Было это, кажется, в 1475 году. С тех самых пор и нет покоя чужеземцам на Мангупе. Вот уже полтысячи лет появляется в лунном свете стройная прозрачная фигурка. Задержишь на ней свой взгляд и уже не оторвёшь. И легко вскакиваешь на ближайшую стену из поросших ярким мхом неподъёмных каменных глыб. И вот уже, как ребёнок, забыв обо всём, ты мчишься наперегонки с легконогим мальчишкой. С камешка на камешек, с башни на башню. И странный этот танец настолько сладок, что мысль о смерти уже совсем не пугает. И ты делаешь вслед за ним свой последний шаг, и летишь в тёмное чрево пропасти.

Отвесные скалы бесконечно повторяют твой крик, предостерегая тех, кто пока ещё жив. Ведь для Мангупского мальчика, утратившего свою княжескую семью в день страшной резни, любой чужеземец в ответе за то, что было более пятисот лет назад.

Есть поверье, что дух «Мангупского мальчика» только тогда обретёт покой, когда в мёртвом городе снова родится ребёнок...

   III) Когда Мангуп только родился, на нём жили всего два человека: парень и девушка. Они очень любили друг друга, но родители девушки отдали её замуж за другого, а парня вскоре убили на войне. Девушка, не выдержав разлуки, умерла. Вскоре, когда на Мангупе появились люди, там родился младенец, и душа убитого влюблённого вселилась в него, а душа девушки - в другую маленькую девочку где-то далеко, и каждый из них искал свою вторую половинку, но тщетно. Так продолжалось много поколений, пока мужская душа не вселилась в будущего мангупского князя из династии Феодоро. Он всегда знал, что где-то есть девушка, которая создана для него. Он повсюду искал её, и не мог найти.

Однажды, в крепость пришла голодная нищенка, вместо одежды на ней были жалкие лохмотья, лицо запачкано дорожной пылью. Но князь узнал в ней свою возлюбленную, накормил и приютил её. Они поняли, что любят друг друга и вскоре у них родился сын. Говорили, что этот мальчик знает все тайны Мангупа. Когда мальчику исполнилось 18 лет, на крепость напали турки, было страшное жестокое сражение, сын князя был убит... С тех пор его душа обречена бродить по Мангупу, пока он не найдёт свою возлюбленную, или пока на горе не будет зачат и рождён младенец. Считается, что конец страданиям мангупского мальчика 5 лет назад положила одна московская девушка, приехавшая на Мангуп с экскурсией. Она влюбилась здесь в обитателя горы, отбилась от своих и осталась на горе. Позже на Мангупе был зачат и рождён младенец, в которого по преданию и переселилась душа Мангупского мальчика.

   Но есть и другая версия: та девушка через год забрала ребёнка и уехала, и теперь приезжает на гору только изредка. А на Мангупе есть другой ребёнок, год назад его родила одна женщина по имени Яна, мальчику скоро будет год, он ни разу не покидал Мангуп, и, по словам матери, покидать не собирается. Выходит, что его тоже можно считать Мангупским мальчиком.

Кто из них настоящий, рано или поздно рассудит Мангуп, ведь за ним мудрость веков.

Ещё есть мнение, что легенду о Мангупском мальчике придумал один преподаватель ПТУ, дабы дети ночью не шлялись по скалам. Т.е. это реальный исторический персонаж, но мистика — чисто красивая страшилка. Так оно или нет, но есть реальная основа — на Мангупе много каверн и пещер, какие-то пустоты в определённых условиях резонируют, что как-то воздействует на некоторых людей.

Легенда о Мангупском Мальчике

Лет сорок назад в дождливый октябрьский день трое туристов поднялись на гору Мангуп. Разбили палатку, собрались отдыхать. Вдруг ветер донес детский плач. И не просто плач — отчаянные рыдания ребенка лет шести-семи. Один из путешественников бросился искать заблудившегося малютку. Да и пропал навсегда. Так гласит одна из бесчисленных крымских легенд о Мангупском Мальчике.

«Опять скрипит потертое седло…» Скрипит на спине симпатичного ослика, уходящего по неудобной тропе, спрятанной под сенью густого лиственного леса, к вершине горы по имени Мангуп. Кругом — следы какой-то давней, былой жизни: каменные трубы, чаны для воды, странной формы надгробия…
Мангуп-кале, или просто Мангуп, — средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма, возвышающийся над долинами на 250—300 метров и занимающий плато в 90 гектаров. В XII—XV веках он служил столицей христианского княжества Феодоро, где жили православные греки, крымские готы, татары, армяне, восточные славяне. Но в 1475 году Феодоро, не выдержав пятимесячной осады, было захвачено войсками паши Гедик-Ахмеда и превратилось в турецкую крепость. А все его население — около 15 тысяч человек — было истреблено.
Сохранившиеся крепостные сооружения тянутся в общей сложности на полтора километра, а всего длина оборонительного контура (со скалистыми обрывами до 70 метров) — чуть не семь километров. Вокруг имеется множество живительных родников.
Мангуп — самая загадочная, самая мистическая крымская гора. Поднимитесь на нее пешком или действительно на ослике — ведь рядом единственная в Крыму ослиная ферма. И наверху вас ждут руины царского дворца и некогда грозной цитадели. Лагерь археологов, над которым гордо развевается российский флаг. Стойбище «индейцев» с самыми настоящими вигвамами. Уютные поляны, обжитые любителями позагорать в чем мать родила. И даже то место рядом с остатками бункера, с которого 4 июля 1942 года будущий фельдмаршал Манштейн визуально — единственный случай в XX веке — руководил взятием Севастополя. Не зря Мангуп называют еще и «кругозором Крыма»: посмотришь на северо-восток — вырисовываются окраины Симферополя, на востоке поднимается громадина Чатырдага, на юго-западе хорошо видны бухты Севастополя и Балаклавы.
Но больше всего влекут туристов бесчисленные казематы и пещеры Мангупа. Их великое множество на горе, имеющей форму ладони с растопыренными пальцами-мысами.
Самый знаменитый — Тышкли-Бурун («дырявый мыс» — через окно-пещеру он просматривается насквозь) с пещерой Барабан-Коба. Держит ее столп. Ударь по нему — и в долго не смолкающем гуле услышится немало преданий и легенд. В том числе и самая старинная, о казаке и турке. Поверишь тут, если по ночам на верхнем плато внезапно слышится чей-то заливистый, оглушительный хохот!
Рассказывают, в XVI веке комендант мангупской крепости любил вызывать к себе русского казака, томившегося в одном из казематов. Ох и любил турок послушать рассказы пленника о разных походах-приключениях!
И вот как-то попросил узник турка ослабить его кандалы. Мол, открою тебе тайну казацких сокровищ, спрятанных на Мангупе. Послушался турок, и так начал рассказывать-завораживать пленник, что вмиг заснул властелин крепости. И снилось ему, что идет он таинственными подземельями Мангупа и вдруг в одном из дальних уголков видит — блеснуло что-то. Стал копать — точно, посыпались золотые монеты и драгоценные камни, но… Тут проснулся турок — а на полу лишь брошенные кандалы.
Но не стал он преследовать казака — поверил его рассказам. И с тех пор потерял покой и сон, излазил все скалы и пещеры древней твердыни. Но однажды, не рассчитав, сорвался в пропасть. С тех пор, говорят, и бродит по верхнему плато казак, вовсю хохоча над обманутым неприятелем.

Отважный принц или покорная жертва?

Так и Мангупского Мальчика здесь слышали не раз, особенно в ненастную погоду и зимой. Кто он: дух ли княжича, проклятого отцом за переход в ислам? Просто ребенок, чудом уцелевший во время кровавой резни декабря 1475 года?
Так вот, есть легенда о том, как давным-давно христианское княжество Феодоро на горе Мангуп решило построить мощное укрепление. Но сколько ни возводили строители стену, она раз за разом рушилась. И тогда в каменной кладке замуровали сына предводителя города. С тех пор вот уже сотни лет жители окрестных деревень видят мальчика в старинной одежде, окруженного сиянием. Губы его беззвучно шевелятся, словно он хочет о чем-то предупредить.
И ведь было о чем! Потому что вторая, самая известная легенда связана с трагедией 1475 года. Мальчишка действительно был последним мангупским принцем. Турецкие султаны обычно держали таких пленников в своем главном дворце Серале как заложников, насильно обращая в мусульманство и воспитывая для порабощения их же собственного народа.
Поэтому наследник князя Александра, последнего христианского правителя Феодоро, не стал сдаваться в плен, а бросился со стены в отвесную пропасть. С тех самых пор и нет покоя чужеземцам на Мангупе! Вот уже полтысячи лет появляется в лунном свете стройная прозрачная фигурка. Задержишь на ней свой взгляд — и уже не оторвешь. И легко вскакиваешь на ближайшую стену из поросших ярким мхом неподъемных каменных глыб.
И вот уже, как ребенок, забыв обо всем, ты мчишься наперегонки с легконогим мальчишкой. С камешка на камешек, с башни на башню. И странный этот танец настолько сладок, что мысль о смерти уже совсем не пугает. И ты делаешь вслед за ним свой последний шаг и летишь в темное чрево пропасти…
Отвесные скалы бесконечно повторяют твой крик, предостерегая тех, кто пока еще жив. Ведь для Мангупского Мальчика, утратившего свою княжескую семью в день страшной резни, любой чужеземец в ответе за то, что было более пятисот лет назад.
Третье повествование — самое романтическое. Когда-то на Мангупе жили всего два человека: влюбленные юноша и девушка. Парня убили на войне, и девушка, не выдержав разлуки, умерла. Через много поколений душа юноши вселилась в будущего мангупского князя из династии Феодоро. Он всегда знал, что где-то есть девушка, созданная для него, повсюду искал ее и не мог найти.
Однажды в крепость пришла голодная нищенка в жалких лохмотьях, но князь узнал в ней возлюбленную, и вскоре у них родился сын. Этот мальчик знал все тайны Мангупа. Как и все, убитый турками, он оставил на родине свою душу, обреченную бродить по Мангупу, пока он не найдет свою возлюбленную или пока на горе, в мертвом городе, не будет зачат и рожден младенец.

Так был ли Мангупский Мальчик?

Достоверно известно, что в 1475 году турки действительно захватили в плен малолетнего наследника княжеского престола. Он вырос при дворе султана Оттоманской Порты и сопровождал все важные дипломатические миссии в православные государства под именем бея Мангупского. Для царских династий Московии, Валахии, Молдовы, для других важных аристократических фамилий (имеющих право на византийский герб с двуглавым орлом) он был родственником. Ну а поскольку среди титулов султана были и Хранитель Гроба Господня, и Покровитель христиан, судьба бея Мангупского была вовсе не так уж плоха.
Но тогда что же за мальчишка скачет по ночам по древним стенам? И плачет, разрывая сердце даже самым мужественным путешественникам, ищущим острых приключений?
Поговаривают, что история о Мангупском Мальчике просто-напросто придумана в 70-е годы одним из руководителей пэтэушного археологического кружка — для удержания детишек от ночных прогулок. С тех пор ее бесконечно рассказывают у ночного костра — всяк на свой лад.
Хотя вот не так давно руководительница воронежского кружка радостно доложила, что на одной из пейзажных фотографий отчетливо светится печальное лицо мальчика…
Во всяком случае, кое-что не нуждается ни в каких доказательствах.
Так, трава на Мангупе после захода солнца может покрываться обильной росой. В сочетании с ярким светом полной луны, искажающим расстояния, это привело уже не к одной смерти. Людям кажется, что до обрыва еще далеко, а до него пара шагов. Хотя место, где они гуляли днем, выглядит совершенно безопасным. Но на росистой траве так легко поскользнуться, а дальше — ахнуть не успеешь. Общеизвестно, что на Мангупе много каверн и пещер, некоторые пустоты в определенных условиях необычно резонируют, донося до людей диковинные звуки — то ли вой, то ли стон, то ли смех.
Но фактом остается и то, что в отчете Контрольно-спасательной службы Бахчисарайского района за 1966 год зафиксировано: в октябре в районе Мангупа исчезли двое туристов. Через трое суток оба были найдены: один — в районе села Терновка в 4 километрах от Мангупа, другой — за поселком Куйбышево, что в пяти километрах, и оба живые. Были доставлены в областную лечебницу с диагнозом «психическое расстройство на почве сильнейшего нервного потрясения». Что с ними было — не помнят, как оказались там, где их нашли, — объяснить не могут…
Известно только, что тогда, через двое суток после несчастной дождливой ночи, жители села Залесное поднялись на Мангуп за сеном. И обнаружили присыпанную первым снегом палатку, в которой сидел совершенно седой юноша и твердил: «Он плачет, он все время плачет!»

Юрий Тимофеев
«чудеса и и приключения»

 

 

Ответ #2: 07 03 2012, 13:15:20 ( ссылка на этот ответ )

Мангуп

Из всех «пещерных городов» Крыма Мангуп действительно поражает грандиозностью сохранившихся сооружений и красотой окружающей местности. Он расположен на вершине столовой горы Баба-Даг (Отчая гора), возвышающейся на 580 м над уровнем моря и на 200 м над окружающими ее долинами. С юга и запада плато заканчивается отвесными неприступными обрывами высотой до 70 м. С северной стороны от вершины отходят четыре обрывистых скалистых мыса. Западный мыс — Чамны-Бурун (Сосновый мыс), рядом с ним — мыс Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова иудеев), третий мыс — Елли-Бурун (Ветреный мыс), восточный — Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). В оконечности последнего просматривается сквозное отверстие, образовавшееся при разрушении стен пещерных сооружений.

Северные склоны горы между мысами прорезаны тремя оврагами. Западный овраг называется Табана-Дере (Кожевенный овраг), средний — Гамам-Дере (Банный овраг), восточный — Капу-Дере (Воротный овраг).

По каждой из этих балок можно подняться на самый верх плато, в город. Поэтому с северной стороны для защиты города по кромке плато была сооружена длинная оборонительная стена с мощными башнями, преграждающая доступ в город.

Мангуп был хорошо укрепленной крепостью. О чем упоминают путешественники, посетившие Крым. Среди исследователей нет единого мнения о времени возникновения этого города. Одни считают, что город и его оборонительные укрепления возникли в V–VI вв., другие полагают, что город был основан в X–XI вв.

Археологические исследования показали, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган-Бурун существовало поселение. В VI–II вв. возникла не большая крепость на мысу Тешкли-Бурун. В IX–X вв. началось строительство большого города. В XI–XIII вв. о Мангупе нет никаких упоминаний. Со временим Мангуп подчиняет себе значительную территорию юго-западного Крыма и часть земель южного побережья. Это привело к образованию большого феодального княжества Феодора с одноименным центром.

Время возникновения княжества точно не установлено, но оно, безусловно, существовало до татарского нашествия и было одним из самых крупных в юго-западном Крыму. Его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до Херсонеса, а на юге некоторое время княжеству принадлежало все побережье от Алушты до Балаклавы.

В годы татарского нашествия Мангупское княжество сумело сохранить свою независимость, оно уцелело, правда, потеряв часть территории, на которой обосновались татары. А генуэзцы в XV в. захватили некоторые приморские владения, включая район нынешней Балаклавы с крепостью Чембало.

Период с начала XV в. и до момента гибели (1475 г.) княжества является временем его наибольшего политического и экономического подъема. Этот период освещен некоторыми письменными источниками. Предполагают, что первые князья Феодоро происходили от знатных выходцев из Трапезунда, принадлежавших к вельможному армянскому роду Гаврасов, которые появляются в Крыму уже в XII в. в качестве византийских наместников.

В начале XV в. княжеством Феодоро правил энергичный и умный князь Алексей. Он стоял во главе княжества до 1434 г., вероятно, до своей смерти. При нем велось интенсивное крепостное, дворцовое и церковное строительство, росла внешняя торговля. Для этого ему пришлось бороться за выход к морю, потребовалось возродить существующую еще в период раннего средневековья крепость Каламиту.

После гибели Херсонеса Каламита стала главной торговой гаванью юго-западного Крыма. Владение ею приносило феодоритам выгоды и приводило к еще более ожесточенной борьбе с генуэзцами. Алексею удалось отнять у генуэзцев крепость Чембало, которая перешла во владение Мангупского княжества.

Действия Алексея вызвали переполох в Генуе. Чтобы восстановить свой престиж и вернуть утраченную крепость, итальянцы снарядили эскадру из 20 галер с шестью тысячами морских и сухопутных воинов под командованием известного генуэзского полководца Карло Ломеллино и отправились к берегам Таврики. Генуэзцы ворвались в Чембало, захватили и сожгли Каламиту. В плен попал сын князя, Алексей. После этого генуэзцы двинулись вдоль побережья на восток, грабя поселения, разрушая крепости местных феодалов и приводя к повиновению тех, кто пытался сопротивляться.

Так неудачно закончилась для владетелей Феодоро борьба за крепость Чембало. Каламита же снова была возвращена княжеству и восстановлена. Вскоре после этих событий Алексей скончался, и княжеством управляли его сыновья Алексей II (1434–1456 гг.), которому генуэзцы вернули свободу, Олубей (1456–1471 гг.), Исаак (1471–1475 гг.). В 1471 г. князь Исаак посетил Кафу и заключил с генуэзцами союз. Княжество Феодоро в этот период имело важные политические связи в Северном Причерноморье. Великий князь Московский Иван III собирался породниться с мангупскими князьями — женить своего сына на дочери мангупского князя Исаака. Предварительно об этом вел переговоры русский посол Н. В. Баклимишев в 1474 г. Браку помешало вторжение в Крым турок в 1475 г.

Летом 1475 г. турки-османы высадили свои войска на Крымском берегу. Они захватили Кафу и ряд крепостей на побережье. Татары перешли на сторону турок. Мангупское княжество осталось одно перед лицом грозного и сильного врага.

В июле многочисленная турецкая армия подошла к столице княжества Феодоро. Нападающие были вооружены передовым по тому времени огнестрельным оружием, в том числе снятыми с кораблей пушками. Феодориты, лишенные всех этих преимуществ, могли лишь рассчитывать на неприступность крепости да на собственное мужество.

Шесть месяцев стояли турки у неприступной крепости, пять раз ходили они на штурм. И только после того, как в городе иссякли запасы продовольствия, вспыхнули болезни, защитники Феодоро вынуждены были сдать город. Турки, захватив Мангуп, подвергли его разграблению. Уцелевших жителей, в том числе и княжескую семью, увели в рабство.

Однако и после этого разгрома жизнь на Мангупе продолжалась. Турки превратили город в свою цитадель. Мангуп был объявлен собственностью султана. К названию Мангуп турки прибавили слово «кале», что означает крепость. Здесь до XVIII в. стоял турецкий гарнизон. После присоединения Крыма к России Мангуп покинули последние его обитатели. Оказавшись в стороне от новых проезжих дорог, он долго почти никем не посещался. Так прекратил свое существование большой средневековый город.

Из архитектурных памятников Мангупа лучше всего сохранилась цитадель, расположенная на мысу Тешкли-Бурун. Она состоит из оборонительной стены, ворот, перекрытых сводом, и донжона, расположенного посредине стены.

Донжон, или главная башня, служившая жилищем феодала или начальника крепости, имела три этажа. Средний и верхний, очевидно, являлись жильем, а самый нижний, представлявший собой полуподвальное помещение, вначале служил, вероятно, арсеналом. Но во времена турецкого владычества там находилась тюрьма, где держали наиболее важных и знатных пленников.

С внешней стороны фасад башни не имел окон. Туда выходили лишь узкие бойницы. С внутренней стороны крепости постройка имела дворцовый характер. Это подтверждает богато украшенный широкий вход, широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками. Вероятно, здесь была основная резиденция правителей Феодоро.

По всему восточному обрыву мыса тянутся многочисленные пещерные сооружения, из которых хорошо видна старая колесная дорога, ведущая к главным воротам города. Несколько таких сооружений есть на западном обрыве мыса. Служили пещеры в качестве казематов и устроены на самом обрыве, чтобы удобнее было поражать неприятеля сверху. Ближе к оконечности мыса находилась пещерная церковь, именуемая «гарнизонной». Подступы к плато контролировала дозорная башня, под ней находилась подземная тюрьма, устроенная в пещере. Туда ведет лесенка. В большой нижней пещере посредине стоит четырехгранная колонна, поддерживающая свод. От удара по ней слышится звук, напоминающий бой барабана, отсюда и название пещеры — Барабан-Коба. Здесь располагались одиночные камеры, помещение для стражи, место допросов и пыток. В дверных проемах заметны следы пазов для деревянных дверных коробов, а с внешней стороны видны углубления для засовов.

Между казематами у самого обрыва находится небольшая церковь, вырубленная в скале, — наиболее интересная пещерная церковь. На ее стенах сохранились остатки фресковой росписи XIV–XV вв. По-видимому, церковь имела наземную пристройку и балкончик над обрывом.

Кроме пещерных сооружений на всей территории мыса Тешкли-Бурун находились наземные сооружения. Они угадываются в неровностях грунта и выступающих из земли кладках. У северо-западного края мыса, недалеко от стены цитадели, есть глубокий колодец, снабжавший цитадель водой. Он представляет собой вертикальную шахту глубиной 24 м, пробитую к источнику воды, выходившему из пещеры под обрывом мыса. В колодец можно было спуститься по деревянной лестнице.

У подножия цитадели находятся руины главных ворот крепости. Через эти ворота по дороге из оврага Капу-Дере можно было подняться в город. Еще в XVI в. главные ворота находились в полной сохранности. Об этом свидетельствует Мартин Броневский, побывавший тогда здесь. Он видел какую-то надпись под ними, высеченную на каменной плите. По его утверждению, ворота были украшены мрамором. К воротам с западной стороны примыкала оборонительная стена, сложенная из крупных, тщательно пригнанных друг к другу и хорошо отесанных прямоугольных боков. По всей видимости, она была построена в эпоху раннего средневековья. Кладка из мелких камней, надстройка — более позднего периода. Недалеко от ворот находятся остатки небольшой восьмигранной церкви с абсидой, построенной около VIII в. Возможно, это была княжеская капелла.

Вдоль дороги, вырубленной в скале, высится хорошо сохранившаяся оборонительная стена, сложенная на известковом растворе из разнокалиберных, полуобработанных каменей. Она, несомненно, относится к позднему периоду существования города, не ранее X в., но под нею сохранились несколько рядов значительно более ранней кладки из крупных квадратных боков. В стене имеется вход в развалившуюся ныне башню, которая в свое время охраняла одно из относительно уязвимых мест на подступах к городу из оврага Капу-Дере.

Во время раскопок 1912 г. на плато Мангуп были обнаружены остатки дворца последних владетелей Феодоро. Это было большое величественное здание прямоугольной, почти квадратной формы, размером 40x35 м. Если судить по найденным во время раскопок архитектурным деталям и керамике, дворец был построен в XIV в. Но в конце XIV в. или в самом начале XV в. был разрушен пожаром, следы которого обнаружены при раскопках. В 1425 г. князь Алексей восстановил и обновил дворец, добавив новые постройки, и заново возвел башню. В одну из стен этой башни была вмурована плита с надписью: «Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья…»

Предполагают, что дворец был двухэтажным. Это подтверждает толщина стен, обилие опор посреди просторного зала. Верхний этаж был жилой, стены его покрывала штукатурка с фресковой росписью, а проемы дверей и окон были украшены мраморными наличниками. Вход находился, по всей вероятности, в северной стене. Здесь, внутри башни, оказались следы винтовой лестницы. С южной стороны дворца, между двумя боковыми помещениями, был вход через изящную аркаду в просторные сени, которые отделяла от главного помещения сквозная галерея с двумя глухим камерами. Одна из камер была, очевидно, кладовой. Главное помещение дворца — парадный зал — было разделено на три части двумя стройными аркадами на двадцати четырех столбах.

Раскопки дали богатый и разнообразные материал, среди которого кровельная черепица больших размеров; всевозможная посуда, как местного производства, так и привозная. Все эти находки говорят о богатстве княжеского дома и о широких торговых связях княжества Феодоро с далекими заморскими странами. Об этом свидетельствует и возникновение дворца. На первых порах, когда княжество Феодоро было еще слабым, его правителей вполне устраивала цитадель. Однако в период политического и экономического расцвета цитадель перестала удовлетворять хозяев Мангупа. Поэтому был построен дворец, ставший резиденцией князя. Здесь же, надо полагать проходили приемы гостей и послов зарубежных стран. Государственное значение этой постройки подчеркивает надпись на каменной плите с гербом мангупского князя (двуглавым византийским орлом).

Северо-западнее дворца находятся остатки базилики — христианского храма, построенного в честь святых Константина и Елены. Как показали археологические раскопки, базилика отстроена в XIV — начале XV в. на месте другой, возведенной раньше.

http://www.spiriturs.com

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать