Максимум Online сегодня: 384 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358284 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 24 04 2024, 00:36:32

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 | Вниз

Ответ #5: 13 11 2008, 14:48:11 ( ссылка на этот ответ )

Легенда о Китеж-граде
В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.
Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами...
Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

* Китеж.jpg

(72.98 Кб, 700x466 - просмотрено 3905 раз.)

 

 

Ответ #6: 18 02 2009, 10:26:20 ( ссылка на этот ответ )

ТАЙНА ПРОПАВШЕГО КИТЕЖА

Град на озере стоит.

У истоков каждого мифа, каждой легенды лежит обязательно какое-то реальное событие. Об этом знает каждый уважающий себя ученный, а потому и пытается отделить зерна от плевел, выяснить, как все было на самом деле. Однако в случае с градом Китежем исследователям пришлось изрядно поломать головы. И пока, увы, - почти никаких результатов. Доподлинно известно лишь немногое...

Город Китеж был построен на месте древнего языческого капища, где поклонялись богу солнца - Яриле. Отсюда, собственно, и название озера - светлый Яр. Практика возводить православные храмы там, где когда-то славили Даждьбога и компанию была довольно распространенной: считалось, что подобные места обладают особо сильной положительной энергией. Да и не пропадать же намоленному веками месту.

Согласно христианским летописям, град большой Китеж был построен в рекордно короткие сроки - за 3 года - князем Юрием Всеволодовичем. Кроме него существовал еще и малый Китеж, выросший при его деде - знаменитом Юрие Долгоруком. По преданию, большой Китеж был замыслен ни много ни мало как духовный центр Киевской Руси - он состоял практически из одних храмов. А потому жили в нем люди праведные и мудрые, хранившие святыни русской земли, древние книги и сокровенные знания.

Тропа Батыя.

По сути, Китеж воплощает в себе образ идеального мироустройства: эдакий город - сказка, совершенный и по своему строению, и по нравам и обычаям, здесь царившим. Вряд ли такая идиллия существовала в самом деле. И все же было что-то особенное в этом городе, в этом месте, раз хан Батый решил взять его приступом. С точки зрения   военной стратегии этого совершенно не требовалось. Китеж не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Киевской Руси. Ну укрылся в нем князь Юрий Всеволодович с остатками своей побитой дружины, и что с того? Как эта жалкая кучка могла остановить татаро-монгольское нашествие? Никак.

Рационального объяснения этому походу нет. Но есть иррациональное. Во многих странах существовало поверье: чтобы погубить народ, нужно уничтожить его душу - его святыни.

Вероятно, потому Батый и повел своих людей через леса и болота, разорять священный город Китеж. Продвигаясь сквозь непролазные чащи ему пришлось пробивать дорогу: светлоярские старожилы до сих пор охотно показывают всякому любопытному так называемую "Тропу Батыя" в XIII веке. Однако Китеж не достался врагу. Тут и начинается самое интересное...

 

 

Ответ #7: 18 02 2009, 10:47:14 ( ссылка на этот ответ )

ТАЙНЫ ПРОПАВШЕГО ГОРОДА


След Богородицы.

Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Увидев надвигающуюся вражью рать, они просто стали молиться Богородице. И произошло чудо. Как только татары ринулись к городу, Богородица спустилась с небес, тут же из-под земли вдруг забили многоводные источники. На глазах Батыя и его войска священный город погрузился в озеро Светлояр, не доставшись врагу на разграбление, бесчестье и смерть...

Что характерно, место, где Богородица ступила на землю, известно всякому светлоярцу - если можно так назвать местных жителей. Возле закрытого ныне храма казанской Богородицы стоит огромный камень, вкопанный в землю. При ближайшем рассмотрении на нем хорошо виден отпечаток ноги. Старожилы утверждают, что это след Богородицы, и почитают камень святым. Того же мнения придерживаются и многочисленные поломники: деревья вокруг камня увешаны разноцветными ленточками с мольбами о помощи.
Такова легенда...

Святая вода.

А вот такова действительность...
К загадочному Светлояру приезжают верующие со всей страны, едут иностранные туристы, а местные жители в праздник Владимирской Богородицы в июле устраивают крестный ход со свечами вокруг озера.

Крепкие 100-120-летние люди из окрестных деревень - явление рядовое. Издревле здесь существует обычай: надо трижды проползти вокруг озера на коленях, и тогда вернется здоровье или исполнится заветное желание. Правда, сделать это не так-то просто: в диаметре озеро более 400 метров - значит в окружности больше километра попробуй проползи, да еще три раза. Однако для истинно верующего человека это испытание не преграда. Из уст в уста переходят рассказы о чудесных исцелениях...

Существуют свои неписаные законы посещения Светлояра. В озере, например, нельзя купаться. В старину еще и запрещалось рубить прибрежные деревья. Рассказы о том, как "летось баба тут елошину подрубила - дескать, что за запрет такой? - как подрубила, дерево ее до смерти и ушибло", и сейчас живее всех живых. Так что осквернять святое место непочтительным отношением не рекомендуется. А вот испить воду,  совершить омовение -  пожалуйста: по местным преданиям озерная вода обладает целебными свойствами и способна излечить от многих недугов.

Светлоярская вода действительно уникальна по своему составу, она может храниться годами и не портиться. Это свойство, по мнению химиков, ей придают родники с гидрокарбонатно-кальцие-вой водой, бьющие со дна озера. А по мнению верующих людей, воду святой делает чудесный Китеж-град, покоящийся на дне озера. Эту точку зрения нельзя сбрасывать со счетов. В дни православных праздников из озера Светлояр явственно слышится колокольный звон. Это явление наблюдали и ученые, но объяснить его так и не смогли. И совсем немногим людям довелось увидеть в озере отражение белокаменного города. Говорят, разглядеть золотые купола Китежа могут лишь праведники, и тогда счастье и удача не покинут их до конца дней.

А был ли Китеж?

И все бы хорошо, только ученые не располагают ни одним материальным подтверждением существования святого города когда бы то ни было. Тот же малый Китеж, разоренный Батыем до основания, ныне известен как Городец. А Большой? Должен же остаться хоть какой-то след от него...
Легенда гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, дескать, только перед концом света он снова восстанет из вод, но ждать так долго исследователи не намерены.

В ходе геологического исследования Светлояра и прибережных районов под современным рельефом были обнаружены пустоты и впадины, а также следы поверхностных привалов над некоторыми из таких мест. Была выдвинута версия: легенда о Китеже отражает природный катаклизм, в результате которого произошло быстрое опускание почвы и погружение стоявшего на берегу озера города под воду. Следовательно, остатки легендарного Китежа надо искать на большой глубине.

Во время одной из экспедиций гидроакустики с помощью современных приборов прослушали озеро и четко зафиксировали звуки, похожие на набатное гудение.

В результате подводных исследований археологи выяснили, что дно водоема состоит из нескольких слоев грунта, один из которых - на двадцатиметровой отметке - относится к XIII веку: этим столетием датировали небольшие предметы из дерева и металла, обнаруженные на глубине. Однако этим находки и исчерпались. Ни тебе золотых куполов, ни стен белокаменных - как корова языком слизала, а точнее - инопланетяне: возникла гипотеза, что Светлояр появился в результате столкновения НЛО с земной поверхностью.

На эту мысль некоторых исследователей натолкнула подозрительная - слишком правильная форма озера: явно искусственного происхождения! Версия оказалась бездоказательной. Теперь многие специалисты объясняют образование озера падением метеорита. Однако далеко не все разделяют эту точку зрения.

Параллельный мир.

Последняя, поистине интересная, версия такова. В истории с исчезновением Китежа мы имеем дело с другим измерением: город праведников просто "шагнул" в параллельный мир. Существует предположение, что в определенное время и при определенных обстоятельствах разные измерения могут соприкасаться. В данном случае, как считает ряд исследователей загадки Китежа, смещение пластов реальности произошло в результате коллективной молитвы осажденных. Плюс ко всему - события разворачивались на древнем священном месте. Время молитвы, вероятно, тоже выбрали не случайно. Вот и результат: был город - и нету...

В.Константинов "Интересная газета плюс. Загадки цивилизации" №1 2007 г

 

 

Ответ #8: 06 08 2009, 02:02:17 ( ссылка на этот ответ )

Русская Атлантида
Легенда о граде Китеже



«И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, — так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею».

«Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

________________________________________________________________________

Помните сказание об Атлантиде? О материке, который погрузился в океан, наказанный богами за то, что жители его погрязли в грехах. Подобная легенда есть и на Руси — правда, к грехам она не имеет никакого отношения, скорее даже напротив — причины затопления этого города следует искать в духовной чистоте его жителей.

Только праведники и святые могут увидеть этот город. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город-легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить паломничество на озеро, в глубинах которого якобы покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима.

Так почему же так популярна легенда о граде Китеже? Почему люди не могут забыть об этом месте?

Появление города

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр

Нашествие монголо-татар

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

А теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

Другой вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил.

А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.
 

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.
 

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж.

Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Китеж современный

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

В советском фильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в сказочный Китеж. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.
 

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града — поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала — это одно и то же место).

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.
 

Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника.
Существует поверье, что вода из озера Светлояр не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.
 
Русская утопия

Град Китеж — это символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира. Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни.

Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость. Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

* Князь и его дружина.jpg

(5.59 Кб, 147x200 - просмотрено 29204 раз.)

* Шествие монголо-татар.jpg

(6.19 Кб, 193x200 - просмотрено 29895 раз.)

* Рассказ о гибели Малого Китежа. Палехская лаковая миниатюра.jpg

(6.12 Кб, 200x144 - просмотрено 29243 раз.)

* Возможно, именно так вы можете увидеть Китеж в наши дни..jpg

(4.97 Кб, 200x149 - просмотрено 29145 раз.)

 

 

Ответ #9: 17 11 2009, 00:21:41 ( ссылка на этот ответ )

Светлояр. В поисках Китеж-града


Легендарный остров Авалон, где ждет часа Король Артур со своими рыцарями; таинственный замок Монсальват, хранящий Чашу Грааля; загадочное Беловодье, на поиски которого уходили наши предки; легендарная Шамбала, где живут великие Учителя человечества... Каждый народ из века в век передавал легенды о священных скрытых местах, куда нет дороги злу, где царят справедливость и мудрость.


У нас были здесь моленны. Они подобны были раю.
У нас звон был удивленный; удивленный звон подобен грому...
Был недоступный лес, была тишина, отдаленность от мира. Была тайна.

Из песни керженецких скитниц
   
Чего не знает наука

Озеро Светлояр по праву считается жемчужиной природы Нижегородского края и России. Озеро расположено близ с. Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока Ветлуги. Длина озера — 210 м, ширина — 175 м, а общая площадь водного зеркала — около 12 га. Озеро всегда привлекало и привлекает до сих пор внимание ученых, а его красоту описывали Н. Рерих и М. Васнецов, И. Глазунов и многие другие художники. Ему посвящали свои стихи А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий. Красота озера вдохновила Н.А. Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Видевший озеро не удивится этому, далеко не полному, списку. А что же так привлекает здесь ученых? Пожалуй, многочисленные загадки озера, на которые до сих пор не получены окончательные ответы.

Скажем, до сих пор никто убедительно не объяснил, как возникло озеро. Одни говорят о его ледниковом происхождении, другие доказывают карстовую гипотезу. Есть версия, что оно могло возникнуть во время землетрясения 1596 г., которое было отмечено в Нижнем Новгороде. Согласно метеоритной гипотезе, озеро образовалось в результате столкновения с землей метеорита.

Вода в озере считается святой. Набранная в сосуд, она может храниться несколько лет, не теряя исключительной чистоты и вкуса. Народная молва приписывает ей и целебные свойства. Одно из объяснений удивительных свойств светлоярской воды — в том, что озеро постоянно пополняется из глубинных горизонтов водой низкой температуры и без бактериальной флоры. Но и гидрохимическая загадка озера также до конца еще не разгадана.

Что было до Китежа
   
Мы родились не у отца, мы родились не у матери. На утренней заре мы родились, на цветах мы выросли, на верхушках стеблей расцвели, в... воде окунулись.
Из марийской песни

Но даже до легендарного Китеж-града эти места были у людей священны. Раньше здесь жили марийцы. Об этом говорят и названия ряда деревень, имеющие марийские корни (например, речка Люнда в переводе с марийского — «Незаселенная»). По рассказам средневековых путешественников, земли марийцев начинались по Волге сразу за Нижним Новгородом, а их владения на Правобережье доходили до Пьяны. Марийцев иногда зовут «братьями леса» из-за особого отношения к природе. Будучи прекрасными охотниками, они хорошо знали лес и относились к нему с особым уважением, осознавая себя как его неотъемлемую часть. Марийцы верили в то, что каждый лес, речка, поле имеют своего духа-хозяина. Так, Вюд-ава, Мать воды, берегла свою реку, свое озеро. Из уважения к ней в воду никогда не сливали нечистоты, стирать с мостков было нельзя, для этих целей предназначались специальные колодцы. Не от них ли идет древний обычай, о котором еще помнят в окрестностях Светлояра, — запрет на купание в озере. Для наших предков купаться в священном месте было немыслимым, для этих целей рядом протекает Люнда.

Вообще в окрестностях озера можно встретить удивительное переплетение христианских обрядов и языческих традиций. Многие ли христианские паломники знают, что, повязывая на деревьях ленточки из ткани и моля об исполнении желаний, они повторяют обычай тех же марийцев повязывать ленточки в своих священных рощах? А при обходе тропой пилигримов вокруг озера вам могут показать очень интересное место. Говорят, раньше здесь из одного корня росли три сосны. Верующие люди считали их символом Троицы, зажигали здесь молитвенные свечки, обходили вокруг сосен и шли дальше по берегу озера. Почти так же поступали когда-то и марийцы, принося жертвы у своих священных деревьев.

Научные исследования на холмах, окружающих озеро, культурный слой не обнаружили, поэтому считается, что ни в ХIII в., во время нашествия Батыя, ни после человек там не жил. Но может быть, не жил именно потому, что в священных местах не живут — к ним приходят на поклон.

Сказание о Китеж-граде
   
И досель тот град невидим стоит... А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой заунывный звон колоколов китежских. Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачалась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сыстари на чистоте стоит, — какова была при прадедах, такова хранится до наших дней.
А. Мельников-Печерский. В лесах

Основная версия легенды дошла до нас в тексте «Китежского Летописца», написанного, по его собственному свидетельству, через 100 лет после описываемых событий. По утверждению историков, текст «Летописца» составлен старообрядцами, то есть уже после раскола церкви, произошедшего при патриархе Никоне в середине XVII в. Вместе с тем признается, что текст, возможно, был списан с некоего более древнего первоначального образца, о чем говорят, в частности, встречающиеся в нем фразеологические повторения.

Легенда гласит: великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, переправившись через речки Узолу, Санду и Керженец, вышел к Люнде и Светлояру, где построил город Китеж Большой. Как говорили когда-то местные жители, «оба города построены одной рукой и одним топором». Между тем над Русью уже нависла туча монгольского ига. В битве с татарами у Малого Китежа погиб брат Георгия Всеволодовича, а сам он потерпел поражение и, уйдя в леса, скрылся в Китеже Большом. Гришка Кутерьма, не выдержав пыток Батыя, провел его войска тайными тропами к Китежу Большому. Сам Георгий Всеволодович погиб в битве, а город же «изволением божьим стал невидим; на его месте стала видна вода и лес».

Чудеса Светлояра
Кому нужно, тому и откроется!


Со времен «Летописца» и до наших дней живы истории о чудесах Светлояра, даже несмотря на годы советской власти. Все так же идут к озеру паломники. И сейчас можно услышать о чудесных исцелениях, о звоне колоколов китежских, которые кому-то дано услышать, а кому-то — и увидеть сам город. Рассказывают о встречах в окрестных лесах с загадочными старцами, о монахах, ходящих по воде в утреннем тумане. А в не таком уж далеком прошлом в холмах вокруг озера и в землянках жили святые люди. В музее с. Владимирского можно увидеть фотографию 30-х гг. XX  в., на которой женщина протягивает милостыню перед входом в подземное жилище святого человека.

Существуют три версии сокрытия Китежа. По одной из них, он скрылся в водах Светлояра, по другой — ушел под землю (может быть, вам даже покажут место в окружающих озеро холмах, где скрыт один из входов в город), по третьей — ушел на небо.

Существует много историй и о том, как особо праведным людям удавалось попасть в Китеж. В ХVII столетии на Руси было известно сочинение «Послание к отцу от сына из онаго сокровенного монастыря, дабы о нем сокрушения не имели и в мертвы не вменяли скрывающегося из мира». В нем сын сообщает своим родителям:

«Аз живу в земном царствии, с отцами святыми, в месте покойне. Поистине, родители мои, царство земное. И покой, и тишина, и веселье, и радость духовная, а не телесная. Сии бо святии отцы, с ними же аз живу, процветоша, что крини сельныя (лилии полевые)... и яко камение драгое... и яко древа не стареющие, и яко звезды небесныя. И от уст их непрестанная молитва к Отцу Небесному, яко фимиам благоуханный... И едва нощь придет, тогда от уст их молитва видима, яко столпы пламенныя со искрами огненными, и яко от месяца и звезд велий не токмо месту оному свет, но и всей стране оной свет, яко молния. В то же время книги честь или писать можно, без свещнаго сияния. Иже возлюбиша Бога всем сердцем и всею душою и всем помышлением своим, тем и Бог их возлюби... яко мати любимого си чада, и что просят в молитве своей от Бога, все подаст. Иже возлюбиша безмолвие и вся добродетели исправивша всем сердцем, и Бог... хранит их, яко зеницу ока, и покры их невидимо дланию своего, иже... паче жития на небесах, ниже богатство временное, но паче возлюбиша богатство на небесах...»

Легенды говорят, что во все времена увидеть сказочный Китеж, а тем более попасть в него, были достойны очень немногие. Так говорил об этом русский писатель В.Г. Короленко в своем очерке «В пустынных местах»: «И кажется нашему грешному, непросветленному взору один только лесок, да озеро, да холмы, да болотище. Но это только обман нашего грешного естества. В действительности же, „по-настоящему“, здесь стоят во всей красе благолепные храмы и золоченые палаты и монастыри... А кто может хоть отчасти проникнуть взором через обманчивую завесу, для того в глубине озера мелькают огоньки крестных ходов и высокие золоченые хоругви, и сладкий звон несется над гладью кажущихся вод. А потом все стихает и опять только шепчет дубрава».

Дорога пилигримов

   
С давних времен и до наших дней идут к Светлояру паломники. Сейчас здесь можно встретить людей самых разных верований и убеждений. Это обычные люди, прослышавшие о чудесном озере и приехавшие с семьей на выходные из соседнего города, и старообрядцы, можно встретить кришнаитов и рериховцев и многих, многих. Конечно, каждого влечет что-то свое. Вокруг озера давно уже нет тех дремучих лесов, что стояли во времена монгольского нашествия, окрестности его достаточно обжиты человеком. Чего же ищут здесь люди, ищут, иногда и сами не осознавая до конца?

Говорят, что в былые времена паломник не сразу шел к Светлояру, или, как его еще называли, к Большой Чаше, а начинал свой путь с Малой Чаши. Малая Чаша — это Кибелек, место, расположенное в нескольких километрах от Светлояра.

Вот что рассказывает о нем одна из легенд. В те далекие времена добраться до Китежа было не так-то просто. Его скрывали леса, и надо было знать тайные тропы, по одной из которых и провел Батыя Гришка Кутерьма. На той тропе был секрет из трех богатырей китежских, которые приняли неравный бой, чтобы задержать войска Батыя.

По другой легенде, именно в этом месте произошла неравная битва китежской дружины с татарами. Говорят, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Руси. Но конь Георгия споткнулся, и понял святой, что не его миссия спасти Китеж-град (Богородица скрыла его своим волшебным пологом), а на этом месте забил святой источник.

Сейчас здесь колодец, вода из которого также считается святой, а рядом — три креста в память о павших воинах. Немного дальше, в лесу, находится поляна с тремя могилами воинов (согласно другому источнику, это могилы трех святых китежских старцев). С этих могил верующие люди берут землю, которая помогает исцелиться от различных недугов. Говорят, что какой бы ни был ветер, на этой поляне всегда тишина, и молитвенные свечки здесь не гаснут, пока не догорят до конца.

От Кибелька пилигримы Батыевой тропой (сейчас это просека в лесу, как говорят, оставшаяся еще с тех времен, когда татары расчищали путь через лес для своей армии) выходили к Светлояру. Существует поверье, что если с молитвой в душе обойти вокруг озера три раза, то молитва твоя исполнится. Сейчас вокруг озера проложены удобные деревянные мостки, позволяющие без труда преодолевать топкие места. А раньше их не было, и паломницам приходилось преодолевать эту дорогу даже не пешком, а на коленях. Этим часто пользовалась детвора окрестных сел, катаясь на верующих женщинах, но и это было частью той доли, которую они для себя выбрали. Так описывал Короленко увиденную им в 1890 г. картину: «...на закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону... И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего. Лицо прояснилось, на нем «блаженная» блуждающая улыбка и — слезы... А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремится, но не удостоился по маловерию... И со страхом качают головами. Значит, есть он, этот другой мир, невидимый, но настоящий».

В наши времена редко можно встретить настолько верующих людей, а еще в годы Великой Отечественной войны берега озера иногда становились черными от платков женщин, совершавших этот путь с молитвой об ушедших на войну мужьях и сыновьях.

***

Так есть ли Китеж-град и можно ли найти к нему дорогу? Это тот вопрос, на который каждый найдет свой ответ, найдет в себе самом. Для кого-то Китеж — лишь сказка, для кого-то — внутренняя обитель, открывающаяся ищущему. Но живет легенда, и живет Светлояр, а значит, живет надежда вспомнить что-то давно забытое, вспомнить и отправиться в путь.

 

 

Страниц: 1 2 3 | ВверхПечать