Максимум Online сегодня: 1216 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 372987 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 10 01 2025, 21:49:58

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 ... 13 | Вниз

Ответ #35: 28 04 2011, 21:58:52 ( ссылка на этот ответ )

Где могила Рюрика?

Часто нам кажется, что уникальные находки и удивительные открытия совершаются где-то далеко, в экзотических странах. На самом деле совсем рядом с нами находятся неразгаданные тайны, которые ждут своего часа…

Новгородская земля хранит немало памятников старины. Каждый год здесь находят ценные свидетельства прошедшей эпохи, вещи или документы, которые многое рассказывают об истории страны — вещи, украшения, старинные монеты и многое-многое другое. Но все это меркнет перед поисками того, что поистине имеет громадное значение.
Могила князя Рюрика — вот что не дает покоя многим археологам и энтузиастам. Выдвигается множество версий и легенд, где может быть похоронен основатель династии русских царей. Кто-то говорит, что он покоится в Старой Ладоге, кто-то, что в районе крепости Корела в Приозерске.

Самой красивой является легенда, что князь похоронен на дне Ладоги в золотом саркофаге… Но в последнее время все чаще звучит версия, что истинная могила Рюрика находится на знаменитом Передольском погосте, в уникальном кургане под названием Шум-гора. Передольский погост давно известен археологам.

В местности, расположенной между деревнями Подгорье и Заполье Батецкого района Новгородской области, на берегах реки Луги жителям окрестных деревень постоянно попадались и продолжают попадаться интересные находки. Археологи еще позапрошлого века занимались здесь раскопками, собирали местные легенды. По мнению исследователей, здесь тысячелетие назад находился древний город — один из важнейших ремесленных и торговых центов Новгородщины. 

Как говорят исследователи, это поселение погибло при грандиозном пожаре. Еще одной уникальной особенностью Передольского погоста является то, что на нем находятся семь курганов, которые являются явным творением человеческих рук. На территории погоста также находят множество камней, имеющих на себе следы человеческого воздействия. В окрестностях Подгорья было обнаружено несколько десятков культовых камней — с изображением людей и богов… Оказалось, что жертвенные крупные камни имеют непосредственную связь с курганами. Обычно такие камни находятся неподалеку от святилищ, где хоронят самых знатных людей….
Мистическая гора

Один из самых знаменитых курганов — знаменитая Шум-гора. Это уникальное сооружение, самый большой курган времен средневековья в Европе (он даже больше знаменитых шведских королевских курганов, где по преданию похоронены боги Тор и Один). Высота Шум-горы — 14,6 метров, а диаметр — 70 метров. По своему строению курган напоминает зиккурат — ярусную пирамиду.

Называют курган Шум-горой потому, что по местным легендам, в осеннее и дождливые дни с вершины кургана доносятся плачущие звуки. По другим преданиям, стоя на горе можно услышать, как проходит служба в церкви, находящейся в нескольких километрах отсюда. А некоторые легенды вообще говорят, что прямо в горе находится церковь, которую закопали вместе с людьми и с тех пор там идет вечная служба…

Вообще эти места изобилуют фольклорными преданиями и легендами. У местных жителей к сопке мистическое отношение, они утверждают, что на ней нельзя шуметь, кричать, прыгать и вообще тревожить тени предков.

Говорят, что в окрестных деревнях не приживались алкоголики и тунеядцы. Кто-то разбился на тракторе, кто-то покончил с собой, кто-то исчез из дома. А один человек, срубивший елку на вершине, тут же заболел и скончался в муках. Это почтительное отношение к Шум-горе идет с самых древних времен — сопка была культовым местом.

Сохранились воспоминания о том, как здесь торжественно отмечали День всех святых, который приходится на следующее воскресенье после Троицы. В этот день происходил крестный ход на Шум-гору.. По рассказам старожилов до войны священники так же проводили службу на вершине сопки, читали молебны.
Битва поздней осенью

Согласно тем же местным легендам именно в этой горе находится могила Рюрика. Вот как об этом говорили предания: «Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу».

Ученые считают, что Шум-гора — сложное ритуальное сооружение. Если в ней действительно есть захоронение влиятельного лица, то он должен лежать в центре кургана, а в разные стороны от него, подобно лучам, исходящим от солнца, его ратники. Захоронение, скорее всего, тщательно обложено огромными камнями, в венце которых находятся ритуальные камни, расположенные в строго определенной последовательности.

Кстати, по мнению некоторых исследователей, Шум-гора звучит от того, что при сильном ветре потоки воздуха проходят через каменный лабиринт и создают шумовой эффект. Интересно, что в этих краях существует легенда, похожая на легенду о могиле Тамерлана (Тимура) в Узбекистане — нельзя вскрывать этот курган, иначе будет беда. Говорят, что в 1941 году на Шум-гору была послана официальная экспедиция, которая начала работы по вскрытию, но тут-то и грянула и война…
Подтверждение легенд

В последнее время название Шум-гора прочно связано с именами братьев Сергея и Михаила Алексашиных. Несколько лет назад они приобрели дом в этих местах и постепенно всерьез увлеклись загадкой могилы Рюрика. Помимо поисков захоронения князя, Алексашины постоянно ищут в этих местах уникальные свидетельства прошлого и находят их в избытке. Так,  ими были найдены арабские монеты-дирхемы IX века,  перстни-печатки, броши, боевые топоры, и многое другое. Все находки учтены представителями официальной науки.

Помимо этого, проводились работы и на самой Шум-горе. В 2002 году курган изучали с помощью георадара. Было обнаружено, что в центре основания сопки находится каменное сооружение. А в 2003 и в 2004 году проводились сейсмографические исследования, которые подтвердили наличие внутри нескольких объектов.

В мае 2003 года на сопке Алексашины обнаружили стелу, при раскопках которой выяснилось, что она основанием упирается на еще один валун. На этой стеле имеется загадочная надпись. Михаил и Александр считают, что это могильные камни Рюрика, а надпись ясно указывает об этом. Официальная наука первоначально выдвинула версию, что на самом деле эти камни были положены в начале XX века и надпись на самом деле означает год, когда это произошло — 1915.

Но эта версия была опровергнута — об этих камнях рассказывали местные легенды, зафиксированные документально еще в XIX веке. Споры не умолкают, а исследования Шум-горы продолжаются. Кстати, если в Шум-горе действительно будет найдено захоронение, то ученые обещают провести молекулярную экспертизу останков далеких предков и сравнить с генетическим кодом Рюриковичей, останки которых покоятся в Московском Кремле. Но когда и кому удастся узнать тайну Шум-горы, пока неизвестно…
Наталья Трубиновская
chronoton.ru
Одно действие меняет мир. Одно слово меняет к этому отношение.

 

 

Ответ #36: 07 09 2011, 18:20:23 ( ссылка на этот ответ )

Колдовство Пятигора

В северной части Пермской края, недалеко от села Пугвин Мыс находится сопка, носящая название Пятигор. Местное население называет ее «гиблым местом» и поэтому стараются не посещать даже ее окрестности. Здешние люди рассказывают, что еще в двадцатых годах трое монахов прибыли в эти места и в районе Пятигора они соорудили скит, в котором проживали. Сельчане видели их крайне редко. Их появление в селе считалось целым событием. Они всего лишь два раза в год приходили в поселок за провиантом. Немного пообщавшись с населением и узнав текущие новости, они снова уходили к сопке. Так продолжалось целых пять лет. После этого их больше никто не видел. Монахи исчезли бесследно.
Местное население старается не ходить в сторону сопки. Даже охотники не решаются там охотиться, несмотря на то, что это нетронутое место. Жители считают, что на эти места кто-то наложил проклятье. В километре от сопки людей обуревает необъяснимый страх, который возрастает и усиливается с каждым шагом приближения к Пятигору.
Однажды, целитель и травник Данил Курков, который в тех местах заготавливал лечебные травы, услышал от местных жителей рассказ об аномальных явлениях, которые происходят на Пятигоре. Эта легенда не давала ему ни какого покоя и он, во что бы то ни стало, решил посетить знаменитую сопку.
Недалеко от Пятигора, в тайге, есть небольшие охотничьи домики, где иногда охотники останавливались на ночлег. Целитель попросил одного охотника доставить его на моторной лодке в такой домик, который ближе всего находился к сопке. Охотник согласился, но на всякий случай предупредил смельчака, что в ночное время с Пятигора раздаются ужасные звуки, которые напоминают душераздирающий рев какого-то дикого животного. Этот звук не переносят даже самые отчаянные охотники, они просто разворачиваются и бегут из этих мест обратно. После этого предупреждения Данил Владимирович все равно решил остаться наедине с непознанными и жуткими явлениями. Не убедив целителя, охотник сел в моторку и отчалил. Оставшись один, Данил Владимирович начал обустраивать свой быт. В охотничьей избе он провел две беспокойные ночи, никак не мог привыкнуть к ревущим стонам сопки. И все-таки решил идти дальше, прихватив с собой ружье и патроны. Вдалеке виднелась интересующая его сопка, измерив глазами расстояние, он для себя отметил, что идти не так уж далеко. Но сколько бы он ни шагал, сопка не приближалась. Утомившись, он остановился передохнуть, и к своему удивлению увидел на траве сигаретную пачку, которую он выбросил в самом начале пути. Он вдруг внезапно понял, что кружится почти на одном и том же месте, времени прошло уже более десяти часов. Такого с ним никогда еще не случалось. Он подумал, что здесь действительно колдовское место и решил снова остаться на ночлег и подумать, как подступиться к таинственной сопке.
Исследователь подумал, что в этом месте присутствует геомагнитная аномалия, поэтому компасная стрелка показывает ложный путь, и он решил идти напрямую к сопке, основываясь только своими ощущениями.
Утром он вновь отправился к сопке и решил свой путь отмечать зарубками на деревьях. Он понял, что принял правильное решение. Уже подойдя на достаточно близкое расстояние, путешественник ощутил сильную головную боль, сердце очень сильно забилось, словно хотело выскочить из груди, а дополнительно к этому открылась рвота. Целитель понял, что если пойдет дальше, то может пропасть навсегда и никто его никогда не найдет. Состояние страха и тревоги нарастало с каждой минутой, но какая-то внутренняя интуиция подсказала ему идти дальше как можно скорее. Почти два часа он словно в каком-то страшном бреду шел по направлению к заветной цели, и вдруг внезапно его состояние значительно улучшилось, прошли все негативные симптомы, и он уже в бодром состоянии отправился дальше. У него появилось чувство уверенности и спокойствия за свою жизнь. Его удивил тот факт, что после этого испытательного препятствия совсем исчезли надоедливые комары и мошки, которые не давали ему покоя на всем пути. Взглянув на свою ладонь, он заметил, что рана на ней совсем исчезла, хотя еще несколько часов назад она давала о себе знать. Вот это чудеса, подумал он.
Добравшись до сопки, он отметил, что местность стала более каменистой, деревья небольшие и тонкие, так как растут между камней. Обследовав территорию, он так и не нашел монашеский скит и вообще никаких следов, оставшихся от трех монахов. Набравшись храбрости, путешественник решил провести ночь на сопке. К своему удивлению, он не слышал ночного плачущего рева, наоборот спокойно отдохнул. Во сне он четко и ясно увидел, что среди деревьев находится полуразвалившийся скит и возле него два захоронения.
Ранним утром он пошел искать то место, которое ему приснилось. Сон был действительно вещим. Он без труда нашел место проживания монахов. У него сразу возник вопрос, а куда же делся третий монах? Возможно, как не стало его единомышленников, он ушел в какой-нибудь монастырь.
Целитель взял с собой несколько старых гвоздей, остатки предметов обихода, оставшиеся от монахов, и решил отправиться в обратный путь. Дорога показалась более легкой, так как он уже знал, чего и где следует ожидать. Переночевав снова в охотничьем домике, он с нетерпением ждал моторную лодку.
Наконец-то он добрался до Пугвина Мыса и рассказал о своем путешествии помогавшему ему охотнику, который в свою очередь сообщил ему, что по рассказам жителей, в тридцатых годах из сопки вышел оборванный человек. Его сначала лечил местный фельдшер, но через некоторое время его взяли с собой специалисты из соответствующих органов. Дальнейшую историю никто не знает.
Данилу Владимировичу этот поход никак не давал покоя. На следующий год, он взял с собой друзей и уговорил их сходить к Пятигору. Они привезли с собой крест и поставили его на месте скита, тем самым увековечив память трех монахов. Сделав это благородное дело, целитель для себя решил, что больше к Пятигору он не пойдет. Пусть эта сопка продолжает охранять свои волшебные тайны, которые неразгаданны до настоящего времени, а вторжение людей может нанести невосполнимый урон первозданной природе

 

 

Ответ #37: 07 09 2011, 21:11:30 ( ссылка на этот ответ )

Лиозненский мираж

Витебская область Белоруссии издавна славится происходящими в этой местности аномальными явлениями. Здесь очень часто видят неопознанные летающие объекты. И это действительно так. По рассказам очевидцев, случаев таких не мало. В Лиозненском районе находится удивительное озеро Гребеницкое, где очень любят отдыхать в выходные дни местные жители. Рыбаков на этом озере в любое время года неимоверное количество, как в прочем и просто любителей природы.
В мае 2004 года группа молодых людей отмечала в районе озера Гребеницкое День Пограничника. Молодая компания была очень хорошо оснащена современной видео и фототехникой. Они вели фото и видеозапись своего праздника. Ничего особенного молодые люди в этот день не заметили. А уже через несколько дней, когда распечатали фотографии этого праздника, они с большим удивлением заметили, что на некоторых кадрах были отчетливо видны очертания божественного храма, над которым возвышались грандиозные купола, а в центре храма вырисовывалась почти настоящая икона. Проанализировав ситуацию, молодые люди поняли, что это очень уникальные кадры, так как у берегов озера Гребеницкое никаких храмов никогда не было. Немного подумав, они решили эти кадры передать исследователям в город Минск.
Минские ученые никак не смогли дать объяснение этим удивительным фотографиям, а священники расценили это явление как «Чудо Господне». Эта сенсация облетела всю Белоруссию, озеро Гребеницкое сразу стало известным на всю страну. Оно стало просто местом паломничества. К его берегам съезжались журналисты, ученые, исследователи и даже экстрасенсы. Многие из них стали производить съемку и с удивлением заметили, что их аппаратура в этом месте постоянно барахлила. У журналистов «Комсомольской правды» вообще пропали все записи, даже на диктофоне, поэтому материалов в редакцию они никаких не смогли привезти. Все доказательства каким-то странным образом исчезали.
Ученые этот феномен объясняют сильным электромагнитным излучением, которое практически всегда встречается в таких аномальных местах. Это излучение учеными также зафиксировано на берегу Гребеницкого озера.
В этой местности еще с давних времен рассказывают очень интересную легенду о церковном храме, который в древние времена ушел под землю. Старожилы рассказывают, что церковный храм провалился под землю во время службы вместе с верующими, которые в то время там молились. Затем, через несколько лет, он снова стал подниматься из-под земли. Его обнаружил молодой пастух, который нечаянно наступил на торчащий из-под земли острый шпиль купола и очень сильно поранил ногу.
Местные жители сразу же начали раскапывать подземную церковь и, докопавшись до купола, они почувствовали, что земля стала снова уходить из-под ног. Таким образом, церковь снова ушла глубоко под землю вместе с людьми, которые пытались ее откопать. После этого злополучного случая земля снова сравнялась, как будто ничего и не было на этом месте. С тех пор больше никто из местных жителей не отважился откапывать эту церковь, а эти места стали наводить на окружающих волнующий страх и просто ужас.
В настоящее время некоторые ученые делают все новые и новые попытки исследования территории Гребеницкого озера. Они надеются на новое чудо, которое должно, по их мнению, снова повториться, а они получат дополнительный материал для своего научного исследования. Они так же склоняются, что в этом феномене задействованы инопланетяне, которые достаточно часто посещают Лиозненский район. Но, к сожалению, загадочную тайну ушедшего под землю храма, ни исследователи, ни уфологии, ни экстрасенсы до сих пор не разгадали. А мираж божественного храма еще очень долго им будет напоминать об этом удивительном аномальном месте

 

 

Ответ #38: 08 09 2011, 01:44:57 ( ссылка на этот ответ )

Загадки Климецкого острова

Остров Климецкий находится на известном Онежском озере. Он считается достаточно крупным островом в этих местах. Ширина его в некоторых местах достигает 10 километров, а его протяженность превосходит ширину в три раза. Свое историческое название остров получил еще в древние времена. Еще в ХV веке на этом острове был построен Климецкий монастырь. Свое название он получил в честь основателя - новгородского купца Иоанна Климентова, который во время путешествия попал в шторм, а его судно село на мель и оказалось на незнакомом кусочке суши. Немного придя в себя, он оглядел местность, которая была очень красива и живописна. И в знак благодарности за свое спасение купец решил на этом острове воздвигнуть монастырь.
В начале ХХ века Климецкий остров был известен почти всей России. Его сказочная природа была описана многими писателями и народными сказителями, которые приезжали в эту местность для занятий литературным творчеством. Ими было написано множество легенд, русских сказаний и былин о русских богатырях. Историки утверждают, что на острове в древние времена было сооружено капище, где совершали свои обряды языческие общины.
Позднее, этот остров кроме исторической известности приобрел еще и загадочную славу. Этому послужили невероятные истории, которые случались с людьми на острове.
Местные жители наблюдают здесь очень странные аномальные явления, и они даже стали к ним привыкать. Их уже не удивляют бегающие в ночное время по поверхности острова светящиеся огоньки, различные миражи: светящиеся пирамиды и квадраты, призрачные двуногие существа, которые по ночам бродят в лесных зарослях, разнообразные НЛО и многое другое.
Российские ученые и исследователи неоднократно делают попытки разгадать природу этих необычных явлений. Биолокационная рамка в некоторых местах ведет себя очень странно, а иногда начинает крутиться, как сумасшедшая. Это показывает на мощное энергетическое поле, которое и является причиной различных отклонений.
Случай, который на острове произошел в 1973 году, взбудоражил все местное население. Это случилось в самом разгаре лета. Группа работников Петрозаводского рыбокомбината, во главе с капитаном судна решила отправиться на рыбалку. В конце рабочей недели, в пятницу, несколько рыбаков отправились на рыболовецком судне на остров. После продолжительной недели всем хотелось хорошо отдохнуть и немного расслабиться на природе, набраться свежих сил.
Два рыбака попросили их высадить на «Старом монастыре», они решили порыбачить отдельно от всей группы, а сами попросили их забрать на обратном пути в воскресенье. Остальные сослуживцы отправились дальше, в рыбацкий домик, который был выстроен для любителей рыбной ловли. Рыбацкое место полностью отвечало запросам рыбаков, здесь было и кострище и стационарный мангал и даже припасены дрова.
Два товарища поставили палатку, устроились и стали ловить рыбу. Довольные тихим и спокойным отдыхом, они благополучно переночевали на свежем воздухе и с самого субботнего утра принялись готовить нехитрое пиршество. Они решили, что один из них отправится в лес за дровами, а другой будет чистить свежую рыбу. Прошло уже больше часа, Алексей из лесу не возвращался. Его друг решил еще немного подождать. Ему, по всей видимости, было уже не до обеда и не до рыбы, он пошел в лес искать друга. Прошло несколько часов, поиски оказались безуспешны. В голову рыбака приходили дурные мысли, которые не давали покоя. Что же могло случиться с Алексеем? И на ум приходило что-то жуткое. Переночевав еще одну ночь, рыбак не мог дождаться товарищей, чтобы им рассказать про случившееся.
Наконец судно причалило к берегу, узнав о происшествии, вся группа направилась прочесывать близлежащую территорию. Искали его до самых потемок, но так и не обнаружили. Приехав в Петрозаводск, они сообщили о случившемся в милицию. На следующий день поиски возобновились, но так никого не обнаружили, не было даже никаких следов, словно человек провалился сквозь землю. Поиски велись еще несколько дней, а потом, когда надежда исчезла, совсем прекратились.
После его исчезновения прошло уже более месяца, и вдруг через 34 дня с момента исчезновения, потерявшийся сам вышел на каких-то случайных рыбаков. От его вида они пришли в шок. Он был очень худой, изголодавшийся и весь в грязи.
Когда его доставили домой, им сразу же заинтересовались соответствующие органы, которые записали историю его исчезновения, но она так и осталась засекречена. Из этой истории известно только одно, что все дни исчезновения он был в сознании. Подробности своего исчезновения он даже не поведал своим друзьям.
Еще один странный случай произошел в 2008 году. Один деревенский житель из Кижей на лодке отправился на остров. Причалив к берегу, он пошел собирать хворост для костра. Решив не терять свою лодку из виду, он отправился недалеко, так как был уже много наслышан о «странных историях», происходящих на этом острове. Когда, он набрал дрова, то с ужасом заметил, что перед ним его лодка, причаленная к берегу. Он не поверил своим глазам, ведь он шел в противоположную сторону от лодки, а она оказалась с другой стороны. Немного растерявшись, он решил зайти в заросли, но и там увидел берег и свою лодку. И так незатейливый любитель природы проделывал несколько раз, а результат был тот же. Словно перед ним был мираж. Бросив дрова, он направился в другую сторону. Увидев свою настоящую лодку, он сел в нее и сразу же отчалил домой.
Очевидцы рассказывают и другие странные случаи, произошедшие с ними на острове. Например, молодая компания из Петрозаводска, которая приехала на отдых, почувствовала, как песчаный берег ни с того ни с сего начал содрогаться, а затем по всему песку пошла странная вибрация. Через несколько минут появился пронзительный звук, который с каждой секундой нарастал. У всей компании разболелась голова, а зрение моментально ухудшилось. Кто-то из них успел крикнуть, что нужно скорее бежать к лодке. Они так и поступили, странный звук исчез, а они перебрались в людное место. Долго еще обсуждали этот случай, но так и не поняли, что, же это было? И с ужасом думали, а что бы с ними стало, если бы они остались там?
Все эти случаи, лишь маленькая часть аномальных явлений, происходящих на острове Климецкий. Ученые ими еще всерьез не занимались, а лишь исследовали отдельные происшествия и случаи исчезновения на острове людей. Местные жители и очевидцы «необъяснимого» все-таки надеются, что наука займется этой проблемой и может уже в скором будущем даст этому феномену научное объяснение.

 

 

Ответ #39: 26 10 2011, 11:22:00 ( ссылка на этот ответ )

«Синяя баба» Берендеева болота. (некоторые сакральные места Ярославской области).

Последнее десятилетие уходящего двадцатого века породило резкий всплеск интереса к сакральной и «неофициальной» истории человечества. Наряду с этим, мы можем так же отметить устойчивое повышение интереса к т.н. «научному туризму» людей, жизнедеятельность которых не связана с наукой. Предметами поиска и изучения зачастую становятся природные или культурные объекты, не имеющие официального статуса «памятника». Как правило, все эти места или объекты особо почитаемы местными жителями и довольно часто считались священными или же наоборот – «нечистыми».

Хотя почитание «священных» или «нечистых» мест играло в традиционной культуре русского народа весьма важную роль, определить или идентифицировать время возникновения тех или иных местных культов очень сложно. Дело в том, что они остаются малодоступными и малоизвестными для науки. С другой стороны, подобная локальность и в прямом смысле «малодоступность» способствуют более полному сохранению целостности обрядов и более длительной их «жизнеспособности». Одним из подобных мест в Ярославской области можно считать район Берендеева болота Переславского района.

Описываемая местность, находится на стыке двух областей – Ярославской и Владимирской. Местность эта, без сомнения, представляет определенный интерес в плане существования преданий о некогда существовавших здесь культовых камнях и сохраненной до сих пор уникальной обрядности, так или иначе связанной с ними. Один из культовых объектов, т.н. «Синяя баба» или «Синий камень» хорошо известен в краеведческой литературе, прежде всего благодаря трудам замечательного Переславского исследователя М.И. Смирнова.

О «Синей бабе» Берендеева болота мы знаем достаточно много. Идол простоял на месте много веков, пока в середине 19 века его не постигла участь более знаменитого «Синего» камня, лежащего у Александровой горы под Переяславлем-Залесским «….бабу эту решено было при постройке каменной церкви в селе Лаврове взять для фундамента, но вследствие большой тяжести увезти не удалось; тем не менее, будто бы при наваливании на подводу опрокинули её и часть отбилась» (1)

Остатки расколотого идола (та самая отбившаяся часть), оставалась на месте еще довольно долго. Местное население по-прежнему называло остатки валуна «Синей» или «каменной бабой» и особо чтило её. «…Деревенские бабы, чтобы не заблудиться, когда собирают клюкву в Берендеевом болоте, кладут перед камнем ягоды и, выворотивши наизнанку платье, задом уходят от неё; бывают будто бы приношения сюда и по другим поводам, так что временами там можно находить, кроме ягод, и хлеб…» (Смирнов М.И., 1919 г.). Многие помнят, что камень действительно имел серо-синеватый цвет.
В 1932 году отсюда начали брать валуны и камни в качестве балласта для строительства ж/д насыпи. По всей видимости, туда и пошел расколотый камень. Многие пожилые местные жители хорошо помнят, как выглядели остатки идола и уверенно описывают его размеры – 2 х 2,5 х 1,5 метра. 

Остальные сакральные «объекты» становятся видны только при более широком исследовании всей местности, именуемой Берендеево болото и достаточно обширных территорий прилегающих к нему. Дело в том, что на данной территории, вплоть до наших дней сохранилась традиция совершать крестный ход вокруг болота. 

В ходе полевых исследований летом 1992 года удалось выяснить, что на самом деле существовало два крёстных хода. Назовём их условно «Большой» и «Малый» круг.
Совершенно очевидно, что «Большой» круг совершался ежегодно с целью снятия порчи и освящения той местности, в центре которого находилась «Синяя баба» или «Синий камень». «Малый» круг должен был освятить другой весьма чтимый в данной местности объект - «Оринин источник».

«Большой» круг начинался ежегодно 1 июля с выноса из Переславля- Залесского чудотворной иконы («Боголюбимая» -?). В течение нескольких дней икону обносили вокруг Берендеева болота через села: Владимирово, Егорьево, Багримово, Чернецкое, Радионцево, Лаврово, Василисино, Петровское. Завершался круг в пос. Берендеево. Затем оттуда икона возвращалась в Переславль-Залесский.

В ходе полевых изысканий летом 1992 года нам удалось зафиксировать несколько преданий о «Синей бабе»:

1. «…на этом самом месте, когда - то в старину мать прокляла дочь, вот дочь то и превратилась в камень» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое)

2. «… давным-давно жила на Волчьей горе богатая женщина и у нее утонул сын в озере. Она плакала и проклинала сына, вот озеро то и ушло по Трубежу в Переславль. А женщина та окаменела, и стоит у остатков озера в центре болота. Озерцо то и в самом деле имеет форму лежащей женщины. Даже грудь видно…» (Зиновьев А.П., 1928 г.р. с. Берендеево)
Озерцо это, у которого по преданию стояла «Синяя баба» до сих пор называется у местных жителей – Волчёнка. Интересно и название другого населенного пункта, находящегося по соседству – Волчьи горы.

«Малый» круг шел от села Чернецкое по направлению к селу Малые Вески. Этот ход как бы составлял часть «Большого» круга и проводился тогда, когда чудотворная икона находилась в Чернецком. Икону выносили из Чернецкого и несли от моста через р. Киржачь по направлению к с. Еловка до Перикальского пруда, но, не доходя до него. Как утверждают местные жители, несли икону не по дороге, а через поле «…прямо через рожь». Диаметр «Малого» круга – 5 километров. На реке в месте именуемом «Оринин источник» совершался молебен. Заканчивался круг в с. Петровском Многие из деревень ныне уже не существуют, но местные старожилы помнят, как совершались эти крестные ходы. 

Место, где расположен источник, пользуется у местных жителей дурной славой. Местный информатор Зиновьев А.П., 1928 г.р., рассказывал, что в народе считалось, что «… Орина балует. Зимой в этом месте люди плутают и выходят все неизменно к Большим Вёскам. Испокон веку на меже рядом с ключом хоронили удавленников». По поводу происхождения старожилы рассказывают «…шел муж с женой из гостей. Проходя мимо источника, мужик утопил в нем жену за грехи» (Малышева А.Ф., 1915 г.р. с. Чернецкое).

В данном случае мы можем отождествлять «Оринин источник» с представлениями о «мертвой» воде. Здесь уместно будет вспомнить о «Синем» камне на Плещеевом озере. По преданию он первоначально лежал в овраге у ручья с чистой, т.е. «живой» водой (2). Любопытно и другое сравнение. У «хорошего» Переславского камня народ устраивал гуляния «… они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть»(3). Не смотря на активные многовековые старания православной церкви некоторый «позитивный» оттенок характера камня сохранился до наших дней. Идол «Синяя баба» имел явный негативный характер. По сложившемуся у автора мнению, местные представления о «нечистоте» Берендеева болота связаны именно с ним. В подтверждение этой мысли приведем несколько аргументов:

1. значительный радиус «Большого» круга крестного хода – нежелание близко подходить к «нечистому» месту. Или опасение близко подносить к нему чудотворную икону;

2. традиция выворачивать платье наизнанку и пятиться отходя от камня. В этом действии видится стремление обмануть идола, убедить его в том, что уходит совершенно другой человек, нежелание выдать или обозначить себя.

Район Берендеева болота – уникальное сакральное место в Ярославском Поволжье. Если культ камня на Верхней Волге это достаточно распространенное явление, то традиция поклонения идолам – практически не встречается.
Многие сакральные объекты народной культуры появились в научном обороте только благодаря поисково-исследовательской деятельности туристических или краеведческих кружков школьников и студентов, краеведов-любителей. Достаточно привести пример - понятие «камень–следовик» появился в исторической науке в середине 60-х г.г. двадцатого века, благодаря деятельности краеведа-любителя Ильина С.Н. из г. Шуя (Ивановская область). До появления его первых, сугубо краеведческих (!) работ, культовые камни в среде ученых, практически не изучались. Сегодня интерес к ним очень велик. Помимо появления серьезных исследовательских работ, в сети Интернет существует несколько сайтов, где обнародована информация о разнообразии проявлениях культов камня в регионах России. Большая часть информации представлена туристами, местными краеведами и просто энтузиастами. Безусловно, что информация нуждается в проверке, но в любом случае, мы имеем конкретные адреса для поисков.

Литература:

1. Смирнов М. И. Старые боги // Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества. — Переславль-Залесский, 1919. — №4. — С. 8.
2. Комаров К.И. Древние боги Ярославской земли // Сообщения Ростовского музея. – Ростов, 2003. - Вып. –14.
3. Житие Преподобного Иринарха // Памятники древней русской письменности, относящиеся к смутному времени. Русская историческая библиотека. — СПб., 1909. — Т. 13. — С. 1373— 1374.

Опубликовано - Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование. – Ярославль. – 2006. – С. 55 

Автор - Чернецова С.Б. (Ярославль)
Кто знает, куда смотреть, рано или поздно увидит то, что хочет увидеть.

 

 

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 ... 13 | ВверхПечать