Максимум Online сегодня: 1233 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371205 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 21 12 2024, 21:28:33

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 | Вниз

Ответ #20: 16 01 2012, 09:52:51 ( ссылка на этот ответ )

НЕУДАВШИЙСЯ АНТИХРИСТ
Античная поговорка гласила: “Кто правит Римом – правит миром”. За время существования Римской империи миром правили личности различного масштаба, однако самой одиозной из них, несомненно, оказался император Нерон: бестолковый правитель, бездарный актер и, как выяснилось вспоследствии, неудавшийся Антихрист. Шекспир сказал бы, что этот человек пытался превратить свою жизнь в театр – но, пожалуй, никто еще в истории человечества не пытался украсить сцену такими ужасными декорациями.

Пути судьбы неисповедимы: изначально рыжеволосый мальчик, родившийся в восемнадцатый день после январских календ 37 года, не имел никаких прав на императорский престол, хотя его семья и состояла в родственных связях с правящей династией Клавдиев-Юлиев. Мать новорожденного, Агриппина, приходилась родной сестрой императору Гаю Цезарю Калигуле – и, наряду со своим братом, пользовалась в Риме не самой лучшей репутацией. В шестнадцать лет ее выдали замуж за двоюродного брата ее отца – Гнея Домиция Агенобарба (по выражению Светония, «человека гнуснейшего во всякую пору своей жизни»). Брак этот счастливым не был: супруги, не связанные ничем, кроме сиюминутной политической выгоды, искренне ненавидели друг друга, а заодно и собственное потомство. Откровеннее всего на этот счет высказался сам Гней Домиций. Когда друзья пришли поздравлять его с рождением первенца, новоиспеченный папаша заявил: «От меня и Агриппины не может родиться ничего, кроме ужаса и горя для человечества». Видимо, Агенобарб-старший очень неплохо разбирался в генетике…

Через несколько месяцев после своего пророческого заявления «гнуснейший человек» скончался (заметим, естественной смертью – редкий случай в семействе Клавдиев-Юлиев!). Маленького Луция Домиция (так назвали Нерона при рождении) отдали на воспитание к тетке, поскольку Агриппина к тому времени успела отправиться в ссылку по обвинению в заговоре против собственного брата. Впрочем, императоры живут недолго: через несколько лет на престол взошел дядя Калигулы, Клавдий, который вернул опальную племянницу в Рим и женился на ней. Брак этот был скандальным даже по меркам Рима, давно привыкшего к инцестуальным связям, однако для Агриппины, всю жизнь стремившейся к власти, лишний скандал мало что значил. Оказавшись вблизи трона, она быстро заткнула рты всем недовольным, и, чтобы упрочить свое положение, заставила Клавдия усыновить тринадцатилетнего Луция. Мальчик получил новое имя – Тиберий Клавдий Нерон – и вместе с ним - шанс стать императором. И упускать этот шанс ни он, ни Агриппина ни в коем случае не собирались.

Путь наверх

Что представлял собой подросток Нерон? Античные биографы мало интересовались этим вопросом, отмечая лишь, что воспитателем его был великий философ Сенека. Через два десятилетия Сенека будет вынужден вскрыть себе вены по велению императора Нерона, но пока что ученик беспрекословно подчиняется своему учителю – весьма строгому, надо сказать. Не менее строга и мать Агриппина: родительской любовью здесь и не пахнет, сын для нее – слепое орудие и ничего больше. Остальные родственники тоже не балуют Нерона теплым отношением. Впрочем, он с раннего детства усвоил, что доверять кровной родне следует в последнюю очередь. Юлии-Клавдии, живущие по обычаю пауков в банке, к этому моменту представляли собой огромный клан, наполовину выродившийся в результате огромного количества близкородственных браков. Нерон в полной мере унаследовал все черты своего семейства, и искореженная психика будущего тирана – не единственное этому подтверждение. Если вы параноик, это еще не значит, что вас не преследуют. Тринадцатилетний Нерон отчетливо осознает, что его окружают враги и любой его шаг может быть использован против него.

Зато челядь и домашние прихлебатели льстят ему безмерно, превознося достоинства и таланты пасынка императора. Особенно почитается наиболее безопасный «талант» – склонность мальчика к пению и музицированию. Из этого юный Нерон делает два вывода. Во-первых, боги, кроме императорского происхождения, наградили его недюжинным гением, чем поставили на несколько ступенек выше других смертных. Во-вторых, актерское искусство – прекрасный способ выжить в придворном окружении. В данный момент Нерон учится играть две роли – примерного сына и… будущего императора. То, что у Клавдия есть свои дети – сын Британник и дочь Октавия – ни его, ни Агриппину нисколько не смущает. В конце концов, за время правления династии Юлиев-Клавдиев власть еще ни разу не передавалась непосредственно от отца к сыну. К тому же Нерон, через свое родство с влиятельным семейством Домициев, по происхождению даже выше Британника. Чтобы окончательно уравнять шансы сводных братьев, Агриппина женит Нерона на дочери Клавдия Октавии и заставляет императора признать его своим наследником. В положении наследного принца Нерон пробудет недолго: через несколько месяцев Клавдий скоропостижно скончается, освободив трон для своего двоюродного внука – и, конечно же, для Агриппины.

Qui profit?

Были ли Нерон и его мать причастны к смерти Клавдия? Объективных доказательств этому нет. Светоний прямо утверждает, что Агриппина отправила мужа на тот свет с помощью яда, приготовленного известной отравительницей Локустой. Но Светония нельзя назвать объективным источником. Во-первых, великий историк не был современником Нерона и Агриппины, следовательно, прямого доступа к информации не имел. Во-вторых, у Светония были личные причины ненавидеть Нерона, в свое время отправившего в ссылку старших представителей его семейства. Так что полностью доверять автору «Жизнеописаний» нельзя, хотя в случае с Нероном преувеличить что-либо было сложно – порой действительность превосходила даже самые смелые вымыслы…

Однако вернемся к предполагаемому убийству Клавдия. В последние годы своего правления отчим Нерона был уже пожилым человеком, не отличавшимся крепким здоровьем, при этом нельзя не признать, что скончался он на редкость вовремя. В римском праве существует формула определения подозреваемого: «Qui profit?» («Кому выгодно?»). Разумеется, задавая себе этот вопрос, римляне приходили к определенному ответу, однако выводы старались не озвучивать – по вполне понятным причинам.

Через несколько месяцев вопрос “Qui profit?” снова оказался на повестке дня – умер родной сын Клавдия Британник. Во время пира в императорском дворце у пятнадцатилетнего Британника начался сильнейший судорожный приступ, приведший, говоря языком современной медицины, к летальному исходу. Встревоженному сенату Нерон заявил, что его сводный брат скончался от падучей. Это святая правда: эпилепсия – давний бич императорской династии – ею страдал и сам Юлий Цезарь. Правда и то, что убить эпилептика не трудно – любое средство, повышающее артериальное давление, может спровоцировать смертельный приступ, а таких препаратов римская медицина знала немало. В любом случае, Британник, как и его отец, умер вовремя. В доказательство этой своевременности хоронят его на следующий же день, причем в большой спешке – невзирая на дождливую погоду и невозможность провести все необходимые обряды.

Впрочем, умные люди того времени в доказательствах не нуждались. Агриппина, мать Нерона, несомненно, была умной женщиной, и поняла, что следующей в списке скончавшихся вовремя будет она сама. Сыновних чувств Нерон к ней не питает (да и питать их особо не за что), в политическом плане чересчур властолюбивая мамаша уже начала ему мешать – значит, дни Агриппины сочтены. Не понимать этого она не могла, однако представить, какое театральное представление устроит из ее смерти император, ей тоже оказалось не под силу…

Спектакли имперского масштаба

Мы не знаем, был ли Нерон таким бездарным актером, как изображают его историки, однако из истории покушений на Агриппину можно сделать вывод, что режиссер из него вышел откровенно дрянной. Богатая фантазия наследственного психопата, каковым, без сомнения, являлся император, превратила тривиальное, в общем-то, преступление в неудачную пародию на голливудский триллер. Биографы описывают происходившее следующим образом: «Он… устроил над ее постелью штучный потолок, чтобы машиной высвободить его из пазов и обрушить на спящую, но соучастникам не удалось сохранить замысел в тайне. Тогда он выдумал распадающийся корабль, чтобы погубить ее крушением или обвалом каюты: притворно сменив гнев на милость, он самым нежным письмом пригласил ее в Байи, задержал ее здесь на пиру, и отдал приказ повредить ее галеру, будто бы при нечаянном столкновении; и когда она собралась обратно, он дал ей вместо поврежденного свой искусно состроенный корабль, проводил ее ласково и на прощанье даже поцеловал в грудь. Остаток ночи он провел без сна, с великим трепетом ожидая исхода предприятия…»

«Предприятие» закончилось конфузом: выяснилось, что Агриппина очень хорошо умеет плавать. В итоге Нерону пришлось махнуть рукой на грандиозные замыслы и прибегнуть к самому примитивному способу – послать к матери наемных убийц. На следующий день он выступил перед сенатом с обвинительной речью в адрес покойной Агриппины: дескать, та пыталась всеми силами извести собственного сына, а когда потерпела неудачу, в ярости заколола себя кинжалом. Монолог Нерона был весьма экспрессивен: по свидетельствам очевидцев, он закатывал глаза, бил себя в грудь и «исторгал потоки слез, как бы искренне ужасаясь жестокости этой преступной женщины». Возможно, в какой-то момент он сам поверил в собственную ложь – более того, создавалось впечатление, что он не просто оправдывается перед сенатом, но и просит пожалеть его за перенесенные им страдания! Сенат, разумеется, внял и «пожалел» Нерона: императору были принесены официальные поздравления по поводу «чудесного избавления от смерти», а в память о «преступлении» Агриппины был установлен позорный столб.

Теперь Нерон наконец-то оказался единовластным правителем Рима. «Сдерживающего центра» в лице строгой матери уже не существовало, и император дал волю всем своим прихотям. Он развелся с Октавией и женился на римской патрицианке Поппее Сабине, которую отбил у собственного военачальника. Агриппина возражала против публичных выступлений императора как актера – теперь каждое официальное и неофициальное торжество превращалось в личный бенефис Нерона: он играл на лире, декламировал стихи собственного сочинения и выступал в постановках классических трагедий, причем исполнял как мужские роли, так и женские. Игрой императора полагалось восхищаться, стихи – переписывать и хранить как божественную реликвию, а профессиональные музыканты, имевшие несчастье играть на лире лучше «божественного Нерона», массово эмигрировали из Рима в глубокую провинцию – в целях самосохранения. К соперникам по искусству Нерон относился крайне ревниво: парадоксально, но, будучи правителем величайшего государства, он всерьез дрожал при мысли, что публика может предпочесть ему другого – и это при том, что перед спектаклем император самолично рассаживал в зале наемников, обученных, как рассказывает Светоний, «рукоплесканиям разного рода – и «жужжанию», и «желобкам», и «кирпичикам». За эти «кирпичики» главари клакеров зарабатывали по четыреста тысяч сестерциев в день – за такую сумму можно было купить двухэтажный особняк в аристократическом квартале Рима, так что, как видим, любовь к искусству обходилась империи недешево.

Finita la commedia

Чрезмерное увлечение Нерона поэзией послужило поводом для обвинения его еще в одном преступлении – сожжении Рима. Знаменитый пожар, вспыхнувший в июле 64 года, уничтожил большую часть Вечного Города, и в народе поползли слухи, что Рим был подожжен по приказу императора – якобы для того, чтобы вдохновить его на стихотворное описание горящей Трои. В принципе, эти слухи вполне могли быть правдивыми: к тому времени Нерон под влиянием своего безмерно льстивого окружения уже потерял объективное восприятие реальности и постепенно превращался в клинического психопата. Более того, именно в тот период императором овладела очередная «идея фикс» – превзойти великого Гомера (Эсхил, Софокл и прочие классики уже давно были «превзойдены»). С другой стороны, нельзя исключить, что Рим загорелся сам, так же, как в свое время Москва – «от копеечной свечки». Строения были в основном деревянными, так что при отсутствии дождя любой локальный пожар грозил превратиться во всенародное бедствие.

Так или иначе, слухи продолжали циркулировать. Успокоить толпу можно было только широкомасштабным спектаклем с «покаранием виновных». На роль «врагов народа» в те времена лучше всего подходили иудеи и христиане. И те и другие были достаточно многочисленны (чтобы произвести впечатление, казни должны быть массовыми); и те и другие, как приверженцы Единого Бога, вызывали у политеистичных римлян резкую антипатию. Однако иудеев Нерон исключил с самого начала, поскольку его супруга Поппея Сабина исповедовала иудаизм. Так что роль козла отпущения пришлось сыграть христианам: за три месяца репрессий было казнено более трех тысяч человек. Богатая фантазия психопата и тут дала себя знать: по приказу Нерона, люди сотнями гибли на аренах римских цирков, изображая падающих Икаров, расчлененных Прокрустов и растерзанных дикими псами Актеонов. В центре Рима устраивались целые сады из крестов с распятыми на них жертвами, а по вечерам эти сады освещались так называемыми семиаксиями - осужденных одевали в пропитанные смолой туники, привязывали к столбам и поджигали.

В конце концов, от такого количества кровавых жертв стало не по себе даже императору, тем более что кому-то из придворного окружения удалось намекнуть ему, что дальнейшие репрессии могут вызвать гнев богов. Как и многие жестокие люди, Нерон был крайне суеверен. Он панически боялся дурных примет, с маниакальным пристрастием окружал себя амулетами, приносящими счастье, и при малейшей угрозе своему благополучию заваливал дарами римские храмы. Неизвестно, насколько римских богов могла разгневать массовая гибель христиан, но Нерона начинают преследовать исключительно плохие предзнаменования. Во время январских календ обрушились статуи Ларов, которым император готовился принести жертвы, в храме Юпитера сами собой распахнулись двери, и кто-то невидимый позвал Нерона по имени. Нерон видит дурные сны, жалуется приближенным, что по ночам к нему являются Агриппина, Британник и Поппея (забитая им в припадке ярости до смерти). Успокоился император только после того, как авгур предсказал, что его погубит число 73 – Нерон решил, что он умрет в семьдесят три года.

Однако вскоре выяснилось, что авгур имел в виду вовсе не возраст императора: как раз в это время подняли восстание римские легионы, и руководил бунтом 73-летний полководец Гальба. Сначала Нерон храбрился – выражал желание самолично отправиться на войну, жесточайшим образом покарать изменников, а по возвращении в Рим в знак благодарности богам выступить на победных играх в качестве танцовщика. Но боги не пожелали лицезреть императорские пляски – через несколько дней на сторону восставших перешел сенат, и Нерону пришлось бежать из Рима. Игра была проиграна: горстка сопровождавших его вольноотпущенников умоляла императора покончить жизнь самоубийством, прежде чем его поймают и предадут позорной казни. Нерон и здесь остается верен себе – он колеблется, рыдает, заламывает руки, цитирует греческих классиков, размышляет вслух, не выйти ли ему в черных одеяниях к восставшим, дабы тронуть их сердца своим красноречием и актерским даром. Когда один из спутников, Фаон, дал ему кинжал, Нерон начал требовать, чтобы кто-нибудь ободрил его своим примером (!), но желающих почему-то не нашлось… В конце концов с помощью одного из вольноотпущенников он вонзил лезвие себе в горло. Говорят, перед смертью он изрек: «Какой артист умирает!..»

Посмертный бенефис

Однако выспреннее амплуа низвергнутого императора не стало последней ролью в его жизненном спектакле. Уже после того как урна с его прахом мирно упокоится в родовой усыпальнице Домициев, ему придется сыграть еще две роли. Первый посмертный спектакль покойного лицедея будет называться Nero redivivus – «Выживший Нерон». В самой идее чудесного спасения убиенного правителя нет ничего неожиданного: любой исторический деятель, погибший при необычных обстоятельствах, рискует породить целую армию самозванцев. Среди римского плебса ходили упорные слухи, что император вовсе не покончил с собой, а бежал на Восток, в Парфию, чтобы при первом же удобном случае вернуть себе трон. Многие даже обрадовались бы такому повороту событий – новая власть была весьма прижимиста, а Нерон в свое время не скупился на пресловутые «хлеб и зрелища». Что касается жестокости покойного императора, то рядовых римских граждан она не пугала: жертвами нероновских репрессий становились либо аристократы, либо и без того ненавидимые меньшинства – как это случилось с христианами. Немудрено, что спрос породил предложение: вплоть до 80-х годов I столетия на просторах Римской империи с завидным постоянством возникали многочисленные Лженероны - все как один с презрительно выпяченной нижней губой и надменным прищуром, в соответствии с описанием, оставленным Светонием: «Глаза он имел серые и слегка близорукие, волосы рыжеватые, шею толстую, живот выпирающий, ноги очень тонкие…» К счастью, никому из тонконогих претендентов так и не удалось добраться до Капитолийского холма – Гальба и его преемники крепко держали власть в своих руках.

Другая роль, которую пришлось сыграть умершему Нерону, оказалась масштабнее. В 68 или 69 году некий иудей по имени Иоанн, сосланный на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа», напишет единоверцам из Асии послание, где со скрупулезной точностью обрисует детали грядущего конца света и пришествия Антихриста. Впоследствии отцы церкви спутают двух Иоаннов – патмосского изгнанника и младшего ученика Христа – и припишут авторство «Апокалипсиса» Иоанну-апостолу, однако суть останется неизменной. «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные… И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела, - пишет Иоанн Богослов. - Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

«Имеющие ум» умели считать не хуже автора «Апокалипсиса», поэтому для современников смысл послания был ясен. Иоанн пишет по-гречески, однако сам он иудей и думает, соответственно, по-древнееврейски (что доказывают многочисленные стилистические погрешности греческого оригинала), а в древнееврейском языке каждая буква имеет свое числовое соответствие. Фраза «кесарь Нерон» по-древнееврейски писалась бы как КСР НРОН: Коф (100) + Самех (60) + Рейш (200) + Нун (50) + Рейш (200) + Вав(О) (6) + Нун (50) = 666. Дополнительные ключи к этому апокалиптическому уравнению щедро разбросаны по тексту: семь голов – семь холмов, на которых построен Рим, богохульные имена – традиционные титулы императоров «divus” («божественный») и “dominus” («господин, Господь»), раненная и исцеленная голова – намек на рану в шею, от которой скончался Нерон и т.д.

Параллель «Нерон» – «Зверь» не случайна. Со времени пожара Рима прошло несколько лет, и расправа над христианами еще свежа в памяти Иоанна и его единоверцев. Если прибавить к этому животрепещущие слухи о Nero redivivus, то нетрудно понять, почему Нерон представлялся наиболее подходящей кандидатурой для предтечи Антихриста.

Разумеется, вернуться в мир живых рыжебородый император никак не мог – чтобы там ни говорила молва, он действительно покончил с собой на вилле Фаона. Так что финал спектакля не состоялся и роль «Зверя» Нерон провалил – точно так же, как и все остальные свои роли. В итоге от императора-гистриона на память «благодарному» человечеству осталось лишь несколько облупившихся мраморных бюстов и строки Иоанна Богослова, поневоле обессмертившего одного из самых одиозных правителей в истории человечества.

www.promicenter.com.ua

 

 

Ответ #21: 28 01 2012, 15:13:01 ( ссылка на этот ответ )

Город-обманщик

Отыскать на карте точку нашего путешествия – город Альберобелло – проще простого. Находим итальянский «сапог». В месте сочленения «подметки» и «каблука» он и расположен. Известен город с XI века: по итальянским меркам – сущий младенец. Нет здесь ни этрусских развалин, ни античных храмов, ни римских амфитеатров, ни средневековых палаццо, однако туристов сюда приезжает не меньше, чем в Рим, во Флоренцию или в Венецию. Дело в удивительных домах Альберобелло, которых не отыскать больше нигде в мире.

Понятие «потемкинские деревни» пришло к нам из отечественной исторической мифологии. Злые языки утверждали, что изрядно запустив длань в бюджетные средства, отпущенные на обустройство поселений на отвоеванных у Оттоманской империи крымских и новоросских землях, князь Григорий Александрович Потемкин придумал, как ему не погореть во время предпринятой государыней Екатериной II инспекционной поездки. Вдоль дороги, по которой двигался царский кортеж, возводились фасады домов; одна стена с окном и дверью, наверху – несколько пучков соломы, обозначающих крышу. Издали картина рисовалась весьма идиллическая, самодержица осталась довольна. Впрочем, эта история из разряда исторических анекдотов – Екатерина Великая отнюдь не дура была, да и Григорию Александровичу опустошать казну было без надобности – фаворит императрицы в средствах не стеснялся. А вот в Альберобелло жульничество точно имело место быть – это факт неоспоримый; факт, которому обязаны своим появлением на свет диковинные дома, причисленные ЮНЕСКО к мировому культурному наследию.

Добраться до Альберобелло несложно: на электричке от города Бари – главного порта исторической области Апулии и административного центра провинции, носящей то же, что и город, имя. Стоит проезд 4 евро в один конец, дорога занимает чуть больше часа.

За окном сменяются холмы, аккуратно расчерченные вертикалями посаженных в линии оливковых деревьев. Апулия издревле поставляла на итальянский, да и на мировой рынок лучшее оливковое масло. Оно и теперь является основой экономики провинции Бари. Путеводитель сообщает, что здесь сохранились несколько сотен оливковых деревьев, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет. Их можно увидеть даже из окна поезда. Комель старой оливы напоминает огромную луковицу, наполовину торчащую из земли, от которой ввысь идут несколько толстых причудливо изогнутых стволов. Глядишь на эти деревья с некоторым трепетом, который многократно усиливается, стоит лишь представить, что они на полтысячелетия старше знаменитой оливы из Гефсиманского сада, под которой стражники синедриона арестовали Спасителя.

Вот и вокзал. На фасаде – герб Альберобелло. Ветвь оливы присутствует и на нем, правда в компании с ветвью дуба. Под дубом вооруженный копьем рыцарь, олицетворяющий неаполитанского короля Фердинанда IV, сражается с худосочным львом, символизирующим налоговое бремя. Понятно, что бравый воин разделает тщедушного соперника под орех. Меж тем именно налоговое бремя стало прародителем города Альберобелло, так что горожане обошлись с собственной историей несколько неблагодарно.

КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ, Я НЕ ВИНОВАТ

В начале XVI века Фердинанд Арагонский, король Неаполя, передал земли Апулии во владение семейству верных своих вассалов – герцогов Аквавива из Конверсано. Собственно, названными землями семейство Аквавива владело и до Фердинанда, однако королевский указ придал данной собственности законный статус. Что, впрочем, Аквавива ничуть не порадовало, поскольку незаселенные земли феодалу без надобности, а с каждого крестьянского дома полагалось отчислять в казну налог. Здесь надо сказать, что земли Апулии весьма каменисты, потому для их возделывания нужно немало крестьян. Платить большой налог не хотелось, и герцоги, что называется, извернулись. Дабы привлечь работников, они снизили местный налог, но договорились с земледельцами, что те будут строить лишь такие дома, которые можно быстро разобрать в случае появления инспекции из Неаполя. Короче говоря, и герцогам приятно, и крестьянам облегчение. Получилась история, обратная анекдоту про Григория Потемкина – тот выдавал пшик за настоящее, а Аквавива – настоящее за пшик.

МИЛИТАРИЗМ НЕ ПРОЙДЕТ!

Эти крошечные домики, напоминающие жилища гномов, сложенные из белого камня, ежегодно привлекающие в Альберобелло сотни тысяч туристов, получили название трулли. Существует две версии происхождения слова «трулло» и несколько десятков версий происхождения самих строений. Название этих диковинных построек восходит либо к латинскому trulla, либо к греческому τρούλος. Оба слова обозначают одно – «купол». С происхождением типа постройки история сложнее. Многие историки и археологи указывают на подобные строения в Малой Азии, полагая, что они были привезены оттуда. Существует и другая версия, согласно которой крестьяне могли позаимствовать конструкцию у этрусских погребальных сооружений, хотя следов этрусков (племен, населявших Апеннины еще в доримский период) в Апулии не обнаружено.

Заблудиться в Альберобелло невозможно. От вокзала идет всего одна улица, носящая имя Гарибальди, которая упирается в центральную площадь. Пешком – не более 20 минут. Трулли попадаются повсюду. Вот полуразрушенный трулло, окруженный оливковыми деревьями. Видимо, раньше здесь обитал сторож сада. Вот крошечный трулло, оборудованный под газетный киоск. Домишки эти умиляют, но не впечатляют, и лишь когда взору открывается крутой склон холма, сплошь усеянный белоснежными домиками под серыми острыми крышами, сердце начинает биться учащенно.

Альберобелло стоит на двух холмах, разделенных течением реки. На восточном – современный город, на западном – улочки, состоящие из сплошных труллей. Старый город делится на две части – Монти (как нетрудно догадаться – Горы) и Айа-Пиккола (Малое гумно). Оба района считаются национальными памятниками истории и архитектуры. Монти удостоился этой чести в 1901 году, Айа-Пиккола – в 1930-м.

Альберобелло – город милый, но лукавый. Лукавство – в его плутовской истории, в двух версиях происхождения слова «трулло» и даже в двух холмах. Более того, само поселение долго жило без имени. Какое может быть имя у якобы незаселенных холмов? Альберобелло появился на картах лишь в 22 июня 1797 года, когда городской совет, избравший первого мэра, Франческо Липполиса, утвердил герб с рыцарем и львом и узаконил название поселения. За месяц до этого – 27 мая 1797 года – король Неаполя Фердинанд IV Бурбон внял просьбам изнуренных бесконечной разборкой и возведением собственных домишек обитателей Апулии и изменил принцип налогообложения. На радостях некоторые жители города предлагали назвать его Фердинандиной в знак благодарности великодушному монарху. Однако большинство предпочло старинное латинское название местности, сократив и изменив его на итальянский лад. Дело в том, что впервые эти земли были упомянуты в XJ веке в дарственной герцога Дечерано епископу Монополи и именовались Sylva aut nemur arboris belli (Лес красивых деревьев). Отсюда и название Альберобелло.

Казалось бы, все просто, однако и здесь есть второй вариант толкования. С латинского языка словосочетание aibero belli переводится как «дерево войны». Не зря дуб изображен на гербе столицы труллей – издревле здешние леса являлись сырьевым придатком римского военно-промышленного комплекса: срубленные в Апулии стволы шли на изготовление баллист и катапульт. Конечно, горожане, поместившие на своем гербе помимо рыцаря, льва и дуба еще и двух голубей в качестве символов мира и согласия, не могли принять столь милитаристскую версию. Ну и ладно – красивое дерево так красивое дерево.

ГОРОД-КОНСТРУКТОР

Деревья здесь действительно замечательные, но к трулло они почти никакого отношения не имеют. Стены домишек сложены из известняка, который здесь повсюду, крыши – из плоских камней, некогда обточенных водами доисторических морей и собранных крестьянами на полях.

Самый большой трулло в городе носит имя Соврано (Суверенный). Он был построен семьей Перта в середине XVIII века. Это единственный двухэтажный трулло. Сегодня в Соврано устроен небольшой музей, где всего за полтора евро можно осмотреть экспозицию, которая рассказывает о быте обитателей этих диковинных домиков.

Есть в Альберобелло и трулло-храм, посвященный святому Антонию. Располагается он на крутом изломе холма в районе Монти. Возведен в 1927 году в честь 130-летия избавления от надобности разбирать и собирать дома.

Имеется и «сиамский» трулло, сооруженный двумя братьями-близнецами. Как гласит местная легенда, счастья двойной дом своим обитателям не принес – братья влюбились в одну ветреную девицу, которая переселялась из трулло одного брата в трулло другого с периодичностью раз в год. В результате все переругались и, как водится, умерли страшной смертью.

От центральной площади налево и вверх карабкается на холм узкая, кривая, вымощенная камнем дорога, вдоль которой сплошной стеной стоят трулли. Если есть желание узнать, как они устроены, стоит зайти в любой понравившийся домик, благо пускают почти во все. Местные жители давно посвятили себя сувенирной торговле, потому почти каждый трулло в старом городе – набитая местными товарами лавка. Радушные хозяева с удовольствием покажут расставленные на полках бутылки со всевозможными сортами оливкового масла, отрежут на пробу сыра, нальют вина...

Какова же технология возведения трулло?

Для его постройки сперва выкапывали котлован диаметром от 3 до 7 метров. Глубина зависит от диаметра, самые глубокие подвалы – 5 метров. Яму накрывали досками – получался пол первого этажа. Местные называют подвал цистерной. В мирное время в нем хранили припасы, в случае появления неаполитанских налоговиков сюда должны были рухнуть стены разобранного трулло. Над ямой из плоских камней складывали купол. Снизу стены достаточно толстые – до двух метров, поистине крепостные. Снаружи дом до условной крыши обкладывали известняком – кьянкарелли. Разумеется, камни раствором не скрепляли. В случае тревоги нижний блок либо выбивали, либо выдергивали, прицепив к конской упряжи, и дом рушился. Взорам изумленных проверяющих открывались лишь заполненные камнями ямы.

Трулло – почти типовое строение, Разнятся дома лишь украшением маковки. Если на крыше трулло стоит высеченная из все того же известняка ступка – перед вами особь женского пола, если ступка дополнена каменным шаром, шпилем, яйцом или звездой, извольте знакомиться – это синьор. В большинстве случаев установленный на крышах труллей декор – фирменные знаки возводивших их мастеров. Это были весьма уважаемые в городе люди, настоящие знатоки своего дела.

Не менее причудливо традиционное внутреннее устройство трулло. Над центральным помещением – чердак, который обыкновенно служит детской. Хозяйская спальня находится в алькове, образованном чердачной лестницей. Тут же, внизу, расположено одно из важнейших помещений – кухня. В маленькой ванной нет ничего, кроме зеркала, бака для воды и эмалированного таза. Туалет – на улице.

На камнях крыши каждого трулло обязательно имеется знак. Это талисман, охраняющий дом от невзгод. Каких только символов здесь нет – от знаков Зодиака и каббалистических до совершенно неведомых. Зачастую хозяин трулло ни сном ни духом не ведает, что там прадедушка на крыше намалевал, но из года в год подкрашивает – обновляет талисман. И это правильно.

 

 

Ответ #22: 08 04 2012, 11:26:47 ( ссылка на этот ответ )

Чудища Колизея

21.03.12

Одной из самых таинственных достопримечательностей Вечного города — Рима — по праву считается Колизей. Название этого сооружения происходит от латинского Colosseus- "колоссальный", "огромный". Но Колизей славится не только своей древней историей. Говорят, здесь водятся загадочные монстры — не то призраки, не то существа из другого мира…

Строительство Колизея началось в 75 году нашей эры, при императоре и полководце Тите Флавии Веспасиане. При закладке фундамента в строительном котловане закопали живьем 77 рабов. Прорицатели объявили, что это поможет зданию простоять 77 веков.

Длина этого античного амфитеатра составляла 188 метров, ширина — 156, а высота — более 48 метров. Оно имело четыре основных входа и 80 арок. Это чудо архитектуры было способно вместить около 52 тысяч зрителей, но история знает случаи, когда в нем собиралось до 80 тысяч человек. Вокруг арены, на отдельной террасе, располагались ложи, предназначенные для императора, членов Сената, крупных военачальников и патрициев.

Остальная часть амфитеатра делилась на три яруса. Первый предназначался для римской элиты, иностранных послов и богатых купцов. Второй — для среднего сословия, а третий — для плебеев. На верхние ярусы зрители попадали с помощью лифтов, которые поднимали на тросах рабы. В подземной части Колизея размещались комнаты для гладиаторов, зверинец, кладовые, лечебница, помещение для предсказателей, а также комнаты для пыток, темницы, где временно держали провинившихся и преступников, морг, шахта, куда сбрасывали убитых людей или животных…

Колизей выстроили на месте, где когда-то находилось искусственное озеро, созданное по приказу императора Нерона. В нем некогда обитало неизвестное водяное чудовище, якобы доставленное Нерону из Центральной Африки. Каждую ночь ему бросали в пищу двух-трех рабов и трупы разных животных. Это было приношение богу животного мира Фавну. Водяной зверь был очень опасен, и Фавн должен был защищать императора и горожан от его гнева.

После кончины Нерона озеро решили засыпать, а чудище, по слухам, ушло по водостокам куда-то в подземелье, где якобы плескалось "море, не знающее солнечного света"…

Во время открытия Колизея, которое праздновалось 100 дней, на его арене погибло более 2 тысяч гладиаторов и около 3 тысяч животных. Останки их сбросили в глубокие колодцы, расположенные под амфитеатром. В это время одному из служителей Колизея, отвечавших за "операцию" захоронения, явился бог Фавн и открыл имя чудовища, живущего в подземном море. Произнося это имя, человек отныне мог вызывать страшную тварь из морской пучины, чтобы она пожирала сброшенные в колодцы трупы и таким образом способствовала улучшению "санитарной обстановки".

Об этом монстре слышали и позднее. Знаменитый скульптор Бенвенуто Челлини в своих воспоминаниях рассказывает об одном сицилийском священнике, который вместе со своими подручными при помощи каких-то технических приспособлений и курения фимиама вызывал в руинах Колизея многочисленных демонов и чудовищ, в том числе и "морского зверя Нерона". Последний представал перед зрителями как неясная расплывчатая фигура и выделывал какие-то загадочные телодвижения. Правда, сам Челлини полагал, что это всего лишь мистификация, затеянная, чтобы собрать деньги с простаков, пришедших полюбоваться на "чудо".

Среди служителей Колизея бытовало поверье, что пока "чудовище из подземного моря" питается останками убитых в амфитеатре, здание будет стоять на месте. Действительно, стоило запретить гладиаторские бои, Колизей начал приходить в упадок. Немало, правда, способствовали тому набеги готов и норманнов, частично разрушившие постройку, а также рядовые римляне, растащившие часть камней из заброшенного Колизея на хозяйственные нужды. Не спасли умирающий Колизей и средневековые бои тореадоров с быками, разыгрывавшиеся при императоре Генрихе VII.

Еще в VIII веке римский прорицатель Беда Достопочтенный изрек пророчество о том, что Рим будет стоять, пока стоит Колизей.

Римские правители мало думали о культурном достоянии. Папа Павел II в XVI столетии строил здания из камней Колизея, а папа Сикст V в конце того же века собирался устроить в Колизее суконную фабрику. Папа же Климент XI распорядился превратить уникальный памятник архитектуры в склад селитры. Вскоре часть Колизея была разрушена землетрясением, и здание окончательно превратилось в руины. Лишь в начале XIX столетия папа Пий VII издал приказ об охране этого древнего памятника.

В Средние века на развалинах Колизея встречали тень огромной обезьяны. По преданию, горилла была убита во время одного из гладиаторских боев.

С тенью гориллы сталкивались в основном те, кто по ночам приходил к Колизею, чтобы добыть там камни для строительства. При свете факелов люди видели, как фантом блуждает по амфитеатру. Рассказывали, что те, кого накрывала тень, бесследно исчезали… Правда, в наше время подобных эпизодов не отмечалось.

http://www.yoki.ru

 

 

Ответ #23: 13 06 2012, 08:50:13 ( ссылка на этот ответ )

Город, который помнит все…

Рим – это мегаполис, который одновременно существует и в прошлом, и в настоящем. Немного найдется на планете крупных городов, в которых легенды живут уже тысячелетия, причем люди продолжают в них верить.

Город, как известно, был основан двумя братьями-близнецами – Ромулом и Ремом. Завоеватель Амулий убил правителя города Альба-Лонга – отца маленьких Ромула и Рема, а  малышей приказал утопить в Тибре, чтобы в будущем не претендовали на престол.

Но раб, которому новый царь поручил расправиться с детьми, оставил корзину с младенцами на берегу. На детский плач туда явилась черная волчица, которая накормила мальчиков своим молоком и взяла на себя заботу о них.

Как-то, когда подросшие дети играли у входа в пещеру, их заметил пастух. Он забрал Рома и Ремула к себе и вместе со своей женой вырастил их.

Чтобы мальчики забыли о волчице, выкормившей их своим молоком, новая приемная мать давала им пить отвар из лотосов, отнимающий у человека память. Напиток этот будто бы умели изготовлять лотофаги – таинственное племя, обитавшее предположительно на северном побережье Африки, питавшееся цветами лотоса и изготовлявшее из них дурманящие напитки. Из-за этого лотофаги ничего не помнили о своем прошлом и происхождении.  

Отведав коварного питья, Ромул и Рем действительно на какое-то время позабыли о своей первой кормилице. Когда же дети подросли, память вернулась к ним. Они отыскали пещеру, где по-прежнему жила их Мать-волчица. Каким-то образом она дала «сыновьям» указания, что они должны дальше делать.

После этого братья отправились в город Альба-Лонга и убили жестокого царя Амулия, отдавшего их на погибель, а затем вернулись туда, где когда-то волчица спасла их, и основали там свой город.

Говорят, сама Мать-волчица указала им, где именно должен быть построен Рим. На этом месте юноши воткнули в землю огромное серебряное копье. Оно стало залогом существования Рима. Благодаря ему город якобы и существует вечно. Так или иначе, поисками копья занимались во все времена: его искали посланники папы Пия IX, офицеры армии Наполеона, агенты службы безопасности Муссолини. Поиски продолжаются и в наше время…

Вознесение Ромула

Обсуждая строительство будущего города, братья поссорились, и произошла трагедия: Ромул ударил Рема так сильно, что тот упал замертво. Брат похоронил его в холме Черной волчицы, где находилась пещера, в которой жила их приемная мать. После смерти Рема Ромул стал царем. Но ему не удалось избежать божьего наказания.

Летом 716 года до нашей эры, когда он собрал свое войско для смотра, налетела сильная буря. На глазах у воинов их предводителя окутала мгла, а когда она рассеялась, Ромул  исчез. Подданные были в ужасе, но через некоторое время исчезнувший правитель передал им весточку через некоего Юлия. Он сообщал, что вознесся на небо и стал покровителем города.

После этого горожане принялись почитать Ромула как рожденного богом и отца города Рима. Отныне они стали возносить к нему мольбы, чтобы он их защищал и охранял.

Ходили и слухи, что Ромул пал жертвой коварных сенаторов, с которыми постоянно вступал в распри. Мол, воспользовавшись буйством природной стихии, они похитили его и убили. Существует версия, по которой Ромул был похоронен в нынешнем центре Рима, где-то на границе Форума и Комиции, под черным камнем. В конце XIX века археологи произвели раскопки в этом месте и в самом деле обнаружили там площадку из черного мрамора. Но никаких останков под ней не было…

Чтобы пресечь разговоры об убийстве Ромула, сенаторы распорядились также поить народ магическим напитком лотофагов, отнимающим память, а холм Черной волчицы приказали срыть и забросать землей. Однако Мать-Волчица обещала напоминать жителям Рима о прошлом.

И с той поры, по легенде, по ночам тень ее иногда появляется в городе, особенно накануне каких-то драматических событий – войн, эпидемий, пожаров или землетрясений. Может она и предвещать несчастье конкретному человеку.

Монстр Колизея

Строительство Колизея началось в 75 году нашей эры при императоре и полководце Тите Флавии Веспасиане. Во время закладки фундамента в строительном котловане закопали живьем 77 рабов. Прорицатели объявили, что это поможет зданию простоять 77 веков.

Выстроили Колизей на месте, где когда-то находилось искусственное озеро, созданное по приказу императора Нерона. В нем обитало водяное чудовище, якобы доставленное ему из Центральной Африки. Каждую ночь чудищу бросали в пищу двух-трех рабов и трупы разных животных.

После кончины Нерона озеро решили засыпать, а чудище, по слухам, ушло по водостокам куда-то в подземелье, где якобы плескалось «море, не знающее солнечного света».

Во время открытия Колизея, которое праздновалось 100 дней, на его арене погибло более 2 тысяч гладиаторов и около 3 тысяч животных. Останки их сбросили в глубокие колодцы, расположенные под амфитеатром.

В это время одному из служителей Колизея, отвечавших за «операцию» захоронения, явился бог Фавн и открыл имя чудовища, живущего в подземном море. Произнося это имя, человек отныне мог вызывать страшную тварь из морской пучины, чтобы она пожирала сброшенные в колодцы трупы.

Об этом монстре постоянно слышали и позднее. Так,  средневековый скульптор Бенвенуто Челлини в воспоминаниях рассказывает о сицилийском священнике, который вместе со своими подручными при помощи каких-то технических приспособлений и курения фимиама вызывал в руинах Колизея многочисленных демонов и чудовищ, в том числе «морского зверя Нерона».

Среди служителей Колизея бытовало поверье, что пока «чудовище из подземного моря» питается останками убитых в амфитеатре, здание будет стоять на месте. Действительно, стоило запретить гладиаторские бои, Колизей начал рушиться. Немало, правда, способствовали тому набеги готов и норманнов, частично разрушившие постройку.

Клады Нерона     

Нерон. 2-я пол. 1 века н.э.Немало тайн хранят  и подземелья Рима. Многие из них - такие же древние, как сам город. Одна из «подземных» легенд Рима связана с императором Нероном и его Золотым дворцом.

Золотой дворец блистал небывалой для того времени роскошью. Это огромное сооружение было выстроено на Эсквилинском холме. План подземных тоннелей Золотого дворца держался в секрете: расположение их было известно лишь самому Нерону и нескольким его доверенным слугам.

Нерон утверждал, что тайные подземные ходы ведут из дворца в любую точку Рима и даже в дома самых знатных городских патрициев. Он время от времени незаметно для стражи покидал свою резиденцию через подземный ход и совершал тайные прогулки по городу.

Незадолго до смерти Нерон объявил, что спрятал в подземных тайниках под Золотым дворцом девять кладов.  После того как император погиб, дворец обыскали, но никаких подземных кладов не нашли. Впрочем, никто не рискнул забираться глубоко под землю: ведь схемы подземелий ни у кого не имелось, и путешествие по лабиринтам было небезопасным. Поиски кладов продолжаются и сегодня…

Зловещий перстень

Еще одно предание рассказывает о золотом перстне Нерона, который  украли из дворца. Он долго путешествовал по миру и наконец был подарен волхвом одному из ханов Золотой Орды. Хан не знал, что перстень приносит проклятие всем своим владельцам и что волхв преподнес его в дар по заданию русских князей, мечтавших избавить Русь от татаро-монгольского ига. Вскоре хан был отравлен своими же братьями-ордынцами, а перстень исчез.  

Во второй половине XVIII столетия он вернулся в Россию: его приобрел у бухарского купца князь Александр Борисович Куракин, который часто носил это украшение. Однажды перстень увидел знаменитый граф Калиостро. Кудесник тут же посоветовал князю снять кольцо, объяснив, что на нем «много крови» и оно приносит несчастья. Куракин признался, что в последнее время его впрямь преследуют неприятности, головные боли и даже ночные кошмары и непонятные видения.

Маг предложил провести «магическую очистку» перстня. Он вызвал дух первого владельца украшения. Так князь и чародей узнали, что некогда перстнем владел сам Нерон.

Дух императора объявил, что перстень надо обязательно вернуть обратно в Рим, и даже указал точное место, куда его следует положить. Место это располагалось в подвале с замурованным входом, в доме под номером 48 на улице дель Кондотти.

Призрак сказал, что нужно взломать вход в подвал, спуститься в подземелье и оставить перстень у стены, на которой высечена древняя надпись, в переводе на русский язык означающая: «Сумей противостоять…». После этого необходимо сразу же подняться наверх, иначе Нерон явится за своей собственностью, и тогда быть беде.

Князь послал в Рим одного из музыкантов своего оркестра, родом из Италии, однако в Петербурге тот больше не появился. Куракин выяснил, что его посланец добрался до Рима и исчез. Видимо, любопытный итальянец решил не выполнять в точности указаний своего хозяина, остался в подземелье, чтобы дождаться появления призрака Нерона, да там и сгинул, погубленный потусторонними силами.

***

Даже могущественная католическая церковь не смогла заставить римлян забыть древние языческие легенды. Они стали таким же неотъемлемым элементом духовного наследия, как произведения античных поэтов и историков и как статуи римских богов на улицах вечного города.      

Ирина ШЛИОНСКАЯ

 

 

Ответ #24: 12 10 2012, 19:27:42 ( ссылка на этот ответ )

Городские легенды: мистические сокровища Рима

Издавна римляне верили, что в старинных дворцах города обитают духи, привидения и даже божества. А еще там, в дворцовых подземельях, будто бы хранятся несметные клады, сокровища и магические артефакты. Однако завладеть ими можно лишь при помощи магии — иначе беда тому, кто отважится к ним прикоснуться или хотя бы возмечтает об этом.

Ряд легенд связан с Золотым дворцом, построенным императором Нероном на Эсквилинском холме. Император повелел расположить там бани с морской, пресной, минеральной и серной водой и гидравлический орган. Помещения дворца отличались великолепным убранством, а в главном пиршественном зале находился механически вращающийся купол. Для строительства и оснащения здания были использованы самые последние достижения техники архитектуры. План подземных тоннелей Золотого дворца держался в секрете: расположение их было известно лишь самому Нерону и нескольким его доверенным слугам. Незадолго до смерти диктатор объявил, что спрятал в подземных тайниках под Золотым дворцом целых девять кладов, но две тысячи лет никто не сможет их отыскать.

После того как Нерон погиб (сенат вынес ему смертный приговор, и, чтобы избежать позора, император приказал собственному секретарю заколоть себя кинжалом), дворец обыскали, но никаких подземных кладов не нашли. Впрочем, никто не рискнул забираться глубоко под землю: ведь схемы подземелий ни у кого не имелось, и путешествие по лабиринтам было небезопасным.

С этим дворцом связано и предание о золотом перстне Нерона, который якобы был украден, долго путешествовал по миру и наконец был подарен волхвом одному из ханов Золотой Орды. Рассказывают, что во второй половине XVIII столетия его приобрел у какого-то бухарского купца князь Александр Борисович Куракин. Однажды перстень увидел знаменитый граф Калиостро. Кудесник тут же посоветовал князю снять кольцо, объяснив, что на нем "много крови" и оно приносит несчастья. Маг вызвал дух первого владельца украшения. Так князь и чародей узнали, что некогда перстнем владел сам Нерон. Дух императора объявил, что перстень надо обязательно вернуть обратно в Рим и положить в подвал дворца на улице дель Кондотти. Князь послал в Рим одного из музыкантов своего оркестра, родом из Италии. Однако в Петербург тот не вернулся и бесследно исчез.

Еще один "магический" дворец был в XV или XVI столетии воздвигнут на востоке Рима, неподалеку от того места, где в древности располагались Тибуртинские городские ворота. Знатоки говорили, что стоит он на "проклятом" месте, прямо над входом в подземелье Сатурна, где поклонники этого жестокого божества, пожиравшего собственных детей, возвели в честь него алтарь. Некогда римляне весьма почитали Сатурна, но потом на смену вере в него пришел культ более доброго бога Юпитера. Вот тогда-то у Тибуртинских ворот и стали твориться странные дела.

Вот предание, относящееся примерно к III-V векам нашей эры. Как-то ночью, гласит оно, один из стражников, охранявших ворота, увидел над тем местом, где, по слухам, находился заброшенный алтарь Сатурна, светящееся облако. Затем стражник услышал голос самого Сатурна. Злобный бог сообщил, что покинет Рим лишь тогда, когда сполна отомстит его жителям за то, что они позабыли о почтении к нему. С тех пор на протяжении многих веков там время от времени видели светящееся облако и слышали голос. Люди стали поговаривать, что над этим местом тяготеет проклятие. Долгое время тут опасались сажать или строить что-либо.

В XIX столетии владелицей дворца стала некая графиня, увлекавшаяся оккультизмом. Она изучала тайные книги и скупала по всему миру различные предметы магического назначения, вследствие чего простолюдины считали ее колдуньей. Рассказывали, что она могла, расставив в определенном порядке магические предметы, сделать так, что человек, оказавшийся в ее доме, или быстро старел, или умирал. Но была она способна при помощи чудодейственных средств и омолаживать людей. Сама графиня тоже долгие годы выглядела молодой. Важную роль в магических ритуалах играла изумрудная чаша из Египта, которую хозяйка дворца наполняла водой. Деятельность графини, видимо, не понравилась обитателю дворцового подземелья — богу Сатурну, и он призвал для возмездия злых духов — лемуров.

Сатурн повелел лемурам незаметно подлить в изумрудную чашу графини кровь черного петуха, а магические предметы, которыми пользовалась колдунья, переставить в другом порядке. Графиня ничего не заметила — и колдовство духов состарило ее на десятки лет. Перед смертью она успела спрятать все свои ценности, в том числе атрибуты магии, все в том же подземелье Сатурна. Их искали, но не нашли. Хотя злополучную изумрудную чашу вроде бы видели уже после Второй мировой войны в собрании одного американского коллекционера.
Ирина Шлионская

 

 

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 | ВверхПечать