Артур (рубеж V-VI веков н.э.): "Король в прошлом и король в грядущем" В западноевропейской традиции — военный и духовный лидер кельтских народов, населявших древнюю Британию; считался совершенным воплощением всех рыцарских качеств и в силу этого — основным претендентом на обладание величайшей святыней эзотерического христианства, чашей Священного Грааля.
Относительно того, какой духовный феномен олицетворял собою сам Грааль, у исследователей и последователей различных мистических учений уже сложилось нечто вроде консенсуса: речь идет о тайном внутреннем вместилище высших божественных энергий, работая с которыми, человек поднимается над своей животной природой и достигает полного внутреннего преображения, в результате чего он после смерти превращается в бессмертного духа. Согласно Р. Штейнеру и другим эзотерикам, этот центр, «внутренний Грааль», локализуется в человеческом теле в районе шишковидной железы, где циркулирующие в организме эфирные потоки встречаются и взаимодействуют с теми, которые исходят от тонкоматериальных миров внешнего космоса. Этот орган, физиологические функции которого до сих пор в точности не изучены, соответствует в эзотерической «топографии» человеческого тела знаменитому «третьему глазу», а работу с «внутренним Граалем» можно, таким образом, уподобить таинству пробуждения Кундалини; не случайно популярная версия происхождения самого слова «Грааль» (от gradale, что можно истолковать как «постепенный подьем или восхождение»; ср. градус, градация) достаточно прозрачно намекает на поэтапный, ступенчатый характер процесса развертывания энергетических потоков внутри организмАртур
Но какое отношение к этой теме могли иметь король Артур и его рыцари Круглого стола? Да и существовали ли они в действительности, эти персонажи? Этот вопрос является предметом давних и ожесточенных дискуссий, которым не видно конца-краю; поэтому для настоящей статьи мы решили отобрать лишь тот материал, который представляется наиболее добротным и поддающимся достаточно надежной интерпретации. Образ «короля в прошлом и короля в грядущем», как именуется Артур в валлийских легендах, будет последовательно рассмотрен в трех аспектах: историческом, мифологическом и собственно мистическом, ибо лишь из этой тройственности можно извлечь заложенное в ее основе высшее единство. Главным образом нас будут интересовать архетипические образы и символы, наиболее часто встречающиеся в повествованиях об Артур и Граале, такие как чаша (котел), копье, голова (череп) и ряд других, заместившие в легенде постепенно стиравшиеся из памяти образы первобытной мифологии. По ним, как по обломкам костей давно вымершего животного, предполагается воссоздать некий исходный «протомиф», в рамках которого каждый из элементов легенды занял бы причитающееся ему место в общем ряду, чтобы в итоге можно было понять истинный характер существующих между ними смысловых связей. Разумеется, нарисованная здесь картина по понятным причинам весьма далека от полноты, однако ее общие контуры, надеемся, обрисованы достаточно четко.
Об историческом Артуре достоверно известно относительно немногое. Если обобщить данные, сообщаемые средневековыми хронистами (Гильдас, Ненний, анонимный автор «Анналов Камбрии» и др.), то можно прийти к выводу, что Артур был вождем кельтского племени кимров, сражавшимся против вторгшихся в V в, на Британские острова германских племен англов и саксов и нанесшим им ряд серьезных поражений, в первую очередь в знаменитой битве при Бадоне (516—518). В битве при Камлане, которую хроники датируют 537 г., Артур убил предводителя вражеского войска, некоего Медрауда, но сам получил смертельную рану и вскоре умер. «Королем Британии», как его
именует легенда, исторический Артур не мог быть по определению, поскольку в ту эпоху, называемую историками «темным временем», в охваченной непрекращающимися междоусобными войнами стране какого-либо централизованного управления не существовало вовсе; кроме того, источники считают Артура «военным предводителем» (Dux bel-lorum), а не королем. Показательно, что в наиболее близких к ядру легенды валлийских сказаниях об Артуре
он также всегда называется «императором». Очевидно, его собственные воины дали Артуру за его отвагу и доблесть позаимствованный у римлян титул императора, что на латыни первоначально означало «главнокомандующий», а уже впоследствии этот титул был переосмыслен как указание на королевское достоинство. Самые ранние исторические свидетельства об Артуре (например, «Хроника» Гильдаса или валлийская эпическая поэма «Гододдин») содержат лишь перечисления и краткие описания его военных побед, не упоминая при этом о каких-либо сверхъестественных его качествах. Положение коренным образом меняется в XI—XII вв., когда окончательно формируется традиционный образ Артура как владыки едва ли не всего западнохристнанского мира, воплощающего в себе не столько, впрочем, светскую, сколько сакральную функцию королевской власти. При этом место действия легенд артуровского цикла все теснее увязывается с юго-западными регионами Британии — полуостровом Корнуолл и прилегающими территориями, где влияние кельтских дохристианских религиозных обычаев и представлений сохранялось дольше, чем где-либо еще в Европе. Именно тут Артур обретает свою прославленную в веках резиденцию — замок Камелот с Круглым Столом (впервые упоминаемым бретонским поэтом Васом), за которым собирались наиболее доблестные Артуровы рыцари. Проводившиеся в 1960—1970-х годах раскопки у холма Кэдбери-Касл на берегу реки Кам, где локализуется Камелот, действительно привели к обнаружению остатков большого превосходно укрепленного здания, выстроенного в форме кельтского креста и датируемого именно эпохой Артура. Это место примечательно также и тем, что поблизости расположены руины древнего аббатства Гластонберри, которое источники отождествляют с тем легендарным островом Аваллон, где Артур принял свою смерть, — дело в том, что аббатство было раньше окружено со всех сторон болотами, и в половодье холм, на котором оно стояло, действительно превращался в остров. Наконец, в тех же краях и приблизительно в то же самое время было возведено довольно значительное число больших и малых крепостей, архитектура которых обнаруживает наличие единого плана; весь этот фортификационный комплекс, равно как и замок в Кэдбери-Касл, принято связывать с деятельностью могучего Dux bellorum, некогда безраздельно властвовавшего на юге и западе Британии и наложившего неизгладимый отпечаток на местный ландшафт.
Но сам по себе данный факт еще мало что значит: сколько их было, этих племенных вождей и храбрых воинов, но ни одному из них не удалось сравняться славой с Артура. Следовательно, имелись в его биографии еще какие-то обстоятельства, о которых хронисты предпочли умолчать — скорее всего, по той причине, что обстоятельства эти были сочтены монахами-летописцами недостойными упоминания в силу их самой что ни есть языческой природы. Косвенным намеком на их существование можно считать лишь странное имя, под которым Артур фигурирует в некоторых ранних источниках — Аврелий Амброзии, что в переводе с латыни означает «золотой» и «бессмертный». То, что золото в системе сакрального символизма считалось как бы материальным эквивалентом идеи бессмертия, хорошо известно и продемонстрировано на большом материале, например, М. Элиаде (ср. наст, издание) или К.Г. Юнгом. Менее известно, что употребление настоенного на медовом отваре напитка, получившего впоследствии название амброзии, являлось одной из важнейших составных частей древнейших ритуалов иници-атического типа, практиковавшихся индоевропейскими и многими другими народами. А это, как будет показано ниже, уже имеет самое непосредственное отношение к таинствам Грааля... Исходя из этого, можно прех жить, что имя «Аврелий Амброзии» бы. латинским эквивалентом неизвестного нам линного прозвища (или, что более вероятно, ритуального имени, даваемого при посвящении) кельтского Dux bellorum, в силу попятных причин подвергнутого монахами-лет цами «цензуре». Действительно, если бы подобного рода обстоятельства всплыли бы наружу, то тогда пришлось бы неминуе! казаться от благочестивой легенды об Артуре как о «Христовом воине», встречающейся уже в «Анналах Камбрии».
В наши задачи не входит сколько-нибудь подробно прослеживать растянувшуюся более чем на полтысячелетия трансформацию образа Артура на его пути к идеальному герою царского романа, каковым он в первую очередь рисуется нашему воображению; главные этапы этой трансформации превосходно отражены в сочинениях Гальфрида Монмутского и Томаса Мэлори, доступных отечественному читателю. Именно этот идеализированный образ сделался центром притяжения для многочисленных легенд и преданий, порожденных «золотым веком» европейского рыцарства. Согласно этим легендам, Артур был потомком знатного римского рода, натурализовавшегося в Британии; его родителями считались король Утерпендрагон (т. е. «Драконья голова» или «Глава драконов») и королева Игрейна. Зачат Артур был благодаря чарам мага Мерлина, без хитрости которого Утерпендрагон не сумел бы овладеть своей будущей женой, принадлежавшей к враждебному клану. Тот же Мерлин доставил Артуру и важнейший священный атрибут его царской власти — меч Калибурн или Эскалибур, которым владела загадочная Владычица Озера (по-видимому, персонаж кельтской «низовой» мифологии, дух водной стихии). Одолев с его помощью многочисленные вражьи рати, Артур становится не только единовластным владыкой Британии, но и основателем военно-религиозного рыцарского Ордена, — содружества самых славных и доблестных героев (Тристан, Ланселот, Персиваль, Галахад и др.), число которых сводится к сакральной цифре 12, не считая самого Артура. Архетипическим символом содружества артуровых рыцарей стал Круглый Стол, который в экзотерическом, аспекте обозначал; равенство прав всех его членов, а в эзотерическом представлял собой, очевидно, проекцию двенадцатичястного круга Зодиака. Раз в год, в праздник Пятидесятницы, члены Ордена Круглого Стола занимали свои места в центральном пиршественном зале Камелота и торжественно возобновляли данную ими при посвящении в рыцари клятву не применять силу для достижения низменных и своекорыстных целей, а исключительно во имя добра и справедливости. Именно из Камелота организовывались все походы за Святым Граалем, хотя сам Артур в них участия не принимал; интересно, однако, что в некоторых версиях легенды сам этот замок отождествлялся с замком Грааля и изображался постоянно вращающимся вокруг собственной оси, а Артур выступал в роли главного хранителя святыни. Согласно канонической версии легенды, приобщиться к таинствам Грааля удалось только трем наиболее достойным рыцарям Круглого Стола — Персивалю, Галахаду и Борсу, а также Пелеасу, который не входил в рыцарское сообщество, но зато принадлежал к династии все того же Увечного Короля. Следует особо подчеркнуть, что в большинстве источников «подвиг во имя Святого Грааля» означал не непосредственное обладание предметом, отождествляемым с этой святыней, а максимальное приближение к идеалу рыцарственности как в его морально-этическом, так и в сугубо эзотерическом понимании (первое рассматривается как подготовительный этап ко второму). Артур же изначально воспринимался средневековыми авторами как абсолютная сумма всех возможных внешних и внутренних-совершенств, поэтому как бы априорно предполагается, что, даже не занимаясь специально поисками Грааля, он в духовном смысле уже им обладает.
Получив смертельную рану в схватке с предателем Мордредом, которого легенда изображает родственником Артура, король был чудесным образом перенесен на остров Аваллон («Яблочный»), где правила его сестра, фея Моргана; обитатели Аваллона до скончания веков остаются вечно юными и не знают смерти. Как уже упоминалось, этот остров, известный в мифах и преданиях европейских народов также как «Белый», «Стеклянный» или «Хрустальный», был отождествлен на одном из поздних этапов эволюции легенды с бенедиктинским аббатством Гластонберри, куда св. Иосиф Аримафейский якобы собственноручно доставил чашу Грааля с драгоценной кровью Иисуса. Это, по-видимому, явилось следствием настойчивых попыток христианской церкви использовать легенду об Артуре применительно к собственным интересам, переосмыслив заодно в христианском ключе и многие основные сюжеты, мотивы и символы кельтской мифологии. Монахи Гластонберри долгое время даже демонстрировали всем желающим предполагаемую усыпальницу Артура и его жены королевы Гвиневеры и лежащий в ней скелет исполинских размеров, — к примеру, между глазницами черепа легко помещалась ладонь. Все это нисколько не мешало соотечественникам Артура верить в его «второе пришествие», в то, что он явится в разгар последней эсхатологической битвы с врагами Британии и лично поведет за собой далеких потомков своих воинов и рыцарей. Об этой вере свидетельствует и знаменитая надпись, начертанная якобы на его могиле: «Здесь покоится Артур, король в прошлом и король в грядущем».
Истоки и формирование образа Артура в том виде, в каком он известен по источникам фольклорного и литературного происхождения, поставили перед исследователями немало загадок, большинство из которых все еще далеки от разрешения. Ясно, во всяком случае, что легендарный король Артур обязан своей всемирной славе не столько деяниям реального Dux bellorum, сколь бы доблестными и героическими они ни были, сколько тому факту, что его образ в силу каких-то причин совместился с образом другого, сугубо сверхъестественного персонажа, практически целиком заслонившего собой валлийского племенного вождя. Что же это за персонаж? Поскольку источники об этом умалчивают, то исследователям ничего не оставалось, как пустить в ход метод мифологической реконструкции, принесший весьма любопытные результаты.
Если углубиться в кельтскую религиозно-мифологическую архаику, то наиболее вероятным кандидатом на роль такого персонажа следует признать божество по имени Бран и по прозванию Благословенный или Блаженный (Бендигейд), считавшееся у кельтов владыкой священных островов, населенных душами умерших — аналога греческих Елисейских полей. В мире живых он чаще всего появлялся в виде черного ворона; отсюда и одна из возможных расшифровок имени «Артура», (ar + du — «очень черный»), и поверье, что его душа после смерти переселилась в ворона. (Ворон в мифах многих народов признается вестником или слугой владыки загробного мира; здесь, кстати, налицо многозначительная и вряд ли случайная перекличка с легендой об Аристее.) Но Бран, в свою очередь считается хтонической ипостасью одного из главных кельтских богов — Луга, владыки Обетованной страны и обладателя чудесного «сверкающего», «огненного» или «кровавого» копья. В ирландских сагах о Луге говорится, что, придя сюда из Обетованной страны и обучив людей мудрости, ремеслам и воинскому искусству, он в течение тринадцати дней исполнял ритуальную роль «временного короля», тогда как настоящий король все это время почтительно стоял близ трона. Легенда явно указывает на то, что в кельтских мифах Луг ассоциировался с идеей сакральной царственности. Что же касается волшебного копья, занимающего, как известно, одно из ключевых мест в легенде о Граале, то его связь с молнией, убедительно продемострированная в работах Е. Мелетинского и других исследователей, позволяет включить Артура, наряду с Орфеем, Соломоном, Лао- Цзы и Хуан-ди, в число персонажей эзотерической мифологии, которые либо зачинаются от молнии, либо гибнут от нее.
Небесным предзнаменованием рождения Артур был спустившийся с небес ослепительный луч, увиденный его будущим отцом Утером Драконья Голова. Этот эпизод из «Истории бриттов» Гальфрида становится более понятным, если вспомнить, что молния в мифах и легендах нередко олицетворялась в облике огненного змея или дракона. Уместно предположить, что будущий хранитель Грааля был в древнейшем кельтском мифе сыном бога Луга, зачатым им при помощи его чудесного копья, являющегося одновременно молнией и божественным фаллосом (фаллическое и оплодотворяющее значение «небесного огня» подробно рассмотрено во многих работах по сравнительной мифологии, начиная с Артура Афанасьева и заканчивая Дж. Кэмпбеллом и Р. Грейвсом). Кстати, имена меча Артура «Калибурн» и его копья Фон» также являются, судя по всему, искаженным греческим керавн, «молния». Легенды о героях, зачатых от богов, являются в кельтской мифологии одним из наиболее распространенных и популярных мотивов: достаточно будет напомнить, что самый прославленный герой ирландского эпоса Кухулин появился на свет после того, как тот же Луг в образе мухи влетел в рот его матери. Божественное происхождение Артур позволяет объяснить, почему уже в самых ранних источниках он именуется «бессмертным».
Символ копья в легенде о Граале в высшей степени амбивалентен: парадоксальным образом оно может ассоциироваться одновременно и с добрым, и со злым началом в мироздании, выступать источником силы и бессилия. Это заметно уже при самом раннем появлении этого символа в сказаниях о Граале: копье римского воина Кассия Лонгнна, пронзившее тело распятого Христа, помогло собрать в чашу (будущий Священный Грааль) его драгоценную кровь. В традиционной мифологии позитивный аспект чудесного копья связан, как уже отмечалось, с семантикой оплодотворения и порождения. Что же касается негативного, то он особенно ясно звучит в легенде об Увечном Короле или Короле-Рыболове, хранителе чаши Грааля, выступающем в различных вариантах Артурианы как своеобразный «дублер» Артур (Скорее всего. Увечный Король, наряду с Браном, является одним из промежуточных звеньев между Лугом и Артуром, возникшим в эпоху, когда реального Артура еще не ныло на свете, и сохранившимся в предании в качестве рудимента более древних сказаний) Свое первое прозвище этот персонаж получил оттого, что ему некогда был нанесен плачевный удар» («плачевный» в данном случае следует понимать как «постыдный») в область бедер или паха огненным копьем, что можно сопоставить с ранением Брана отравленной стрелой. Поставленный в легенде в тесную связь с увечьем и явившимся его прямым следствием половым бессилием Короля-Рыболова устрашающий образ Опустошенной земли (gaste terre), навеянный в исходном мифе катастрофическими лесными пожарами, возникающими от удара молнии, на языке эзотерического символизма толкуется как следствие утраты сакрального измерения царственности и превращения королевской власти из средства поддержания универсального космического порядка в самоцель и способ возвышения и утверждения собственного эго за счет ближнего своего. Копье — божественный талисман — в этом случае обращается против узурпатора и наносит ему «плачевную рану» в бедро, ногу или между ног; орудие «божественного зачатия» в полном соответствии с логикой мифа превращается в инструмент кастрации. Это, естественно, далеко не единственное возможное истолкование данного символа; среди множества альтернативных вариантов упомянем здесь лишь тот, который дан Дж. Кэмпбеллом: «Эти бедствия (увечье и Опустошенная земля)... выражали доминирующую в христианстве отделенность духовного начала от природного и отрицание природы как чего-то испорченного». (И вот поистине бросающее в дрожь совпадение: монах и аскет Торквемада, создатель испанской Инквизиции, в деятельности которой это отчуждение достигло, пожалуй, своего мыслимого предела, носил фамилию, означающую не что иное, как «Выжженная земля» — Тигге cremata: по названию родового гнезда на севере Испании.)
продолжение следует...