Сакральная геометрия Праги
О малых вещах знаем все, большие от нас ускользают. Причинами, какие задачи были у пражской сети дорог, почему костелы стоят там, где стоят, какое значение имеют формы и размеры пражских площадей, занималось несколько исследователей. Вилем Лоренц в книге о Новом Месте пражском сделал важное открытие - южная часть Нового Места подобна историческому Иерусалиму. Зденек Горский в книге о пражском орлое объяснил астрономическое значение линии солнцестояния, соединяющей середину Карлова моста под одной моделью вселенной, которую называем Староместской мостовой башней, и кафедральным собором св. Вита. И наконец геолог Милан Шпурек, который годами сидел в пражском Геофонде над точными планами Праги, открыл сакральную геометрию чешской столицы.
Главным мотивом этого исследования является обращение внимания, что важная часть характера и красоты Праги связана с космосом и Богом, с каббалистической магией и теологической мудростью. Не Франц Кафка дал Праге свой магический дух, и не рабби Лёв - это город звучит в унисон с человеком. Космические корни города всегда притягивали подобных ему людей.
Карл IV, став римским императором и чешским королем, продумывал свои долгосрочные планы. В молодости он был свидетелем хаотической перестройки Авиньона, и в Праге хотел поступить более обдуманно. В его время граница между духовным и материальным была не слишком четкой. Было взаимное проникновение этих сторон, поэтому многое из черт сакральной геометрии города можем интерпретировать как приземленно, так и теологически. Наиболее экономически продуманными средневековыми постройками были монастыри, но в то же время они являются образом, приближающимся к раю. Нечто подобное действительно и в отношении города, который должен быть приближен к идеальному городу - Иерусалиму. В плане Праги осуществлены оба Иерусалима - тот настоящий, исторический, по плану которого расположены улицы южной части Нового Места, и тот идеальный, который устроен в виде круга.
Что касается реального Иерусалима, так В. Лоренц пишет: «Если сравним Нове Место Пражское в том же масштабе с историческим Иерусалимом, то он бы занял территорию примерно от Вацлавской площади до св. Катержины, оттуда до ворот в Ечной улице, до старой дороги на Вацлавской улице. При дальнейшем сравнении (Лоренц осторожно пишет: «возможно, случайно») сходны определенные размеры: основные расстояния и длины улиц. Расстояние в северо-южном направлении между Тарик-беб-эль-Амуд до Гаре-эн-Неби-Дауд в Иерусалиме составляет 960 м. В Праге в этом же направлении Вацлавская и Катержинская площади, связанные Штепанской улицей - 948 м. Ширина Иерусалима от востока к западу - 865 м, в Праге от ворот на Ечной улице до старой дороги на Здераз - 860 м, из того от ворот до каменного угла Карловой площади 585 м, в Иерусалиме от Давидовых ворот по храмовому периметру 582 м. Район Храма в Иерусалиме на южном конце 275 м, в Праге от каменного стола до старой дороги на Здераз тоже 275 м. Продольная сторона храмового участка в Иерусалиме 520 м, и Карловой площади тоже 520 м».
Южная часть Нового Места, т.е. между Вацлавской площадью и Вышеградской, или Пршемысловской дорогой, которая раньше соединяла Вышеград и Левый Градец, спроектирована как идеальный город. Скотный рынок, или Карлова площадь, должен был стать священным участком Праги, а часовня Божьего тела выдающимся паломническим местом севернее Альп. Вероятно, Карл был в то время под влиянием вновь популярного св. Августина, который внес в христианскую жизнь два очень важных элемента - психотерапевтическую исповедь и человека как часть вселенского процесса. Космические элементы - звезды, солярная и лунарная сферы - применяются в готике и ссылаются на языческое представление небесного порядка. Однако, Августин превратил этот порядок из первоначального ведущего принципа языческого мира в инструмент в руках триединого христианского Бога. Поскольку он триединый Бог, его создания тоже должны иметь триединые черты. Августин говорит, что триединство всей реальности заключается во вселенском бытии, знании и желании. Подобно тому внутренняя жизнь человека является суммой воображения, воли и взглядов. Т.к. город - это большой человек, возможно, его триединство отражено во вписанных в него треугольниках.
Следующим идейным источником концепции Нового Места Карла мог быть сирийский монах Псевдо-Дионисий Ареопагит, уделявший большое внимание небесной иерархии и ее отражению в христианской общине.
Реальный Иерусалим почти прямоугольный, идеальный Иерусалим круглый. Средневековая копия, как мы уже говорили, является аналогией. Прага в себе комбинирует оба Иерусалима. Тот реальный является частью концепции Карла, а идеальный - старше. Это круг, описанный костелами св. Петра на Поржичи, св. Вита на Пражском Граде и св. Петра и Павла на Вышеграде. Центром этого круга является костел св. Михаила архангела в Ирхаржих. Идеальный Иерусалим - небесный город, так кто другой мог бы его охранять, если не небесное войско во главе с победителем самого дьявола?
Св.Вит и св. Петр на Поржичи являются вершинами следующих треугольников, вписанных в город. В одном случае речь идет о квадрате Эмаузы - часовня Тела Господня - св.Климент в Климентской улице - св. Климент в Бубнах, но т.к. Здесь св. Климент сдвоен, то аспект линии только тройной.
По кругу идеального города должны проходить две оси - cardo a decumans - приблизительно в северо-южном направлении и восточно-западном. Здесь нельзя углубляться в подробности, но северо-южную дорогу можно отождествить с так называемой Вышеградской, или Пршемысловской дорогой между Вышеградом и бродом у св. Валентина, и далее на Левый Градец. Восточно-западной дорогой несомненно является Королевская, или Святовацлавская дорога, соединяющая Пражский град со Шпитальскими воротами, направляющаяся далее к Старому Болеславу. В старые времена обе дороги проходили близко к берегу Влтавы, а позже переместились далее от реки. Обе дороги соединяют ряд христианских святынь и доисторических объектов.
Václav Cílek