Максимум Online сегодня: 1178 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 368606 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 01 11 2024, 05:34:56

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 | Вниз

Ответ #15: 25 02 2012, 14:49:26 ( ссылка на этот ответ )

О волшебной золотой лампе
Легенды Старой Праги

Великолепное надгробие Яна Непомуцкого в храме св. Вита сделано из чистого серебра. Кроме иных ценностей его украшают сенные серебряные лампады. Говорят, когда-то среди них была одна золотая. Ювелир, который ее изготовил, не по своей вине разорился, и ему угрожала тюрьма. Он был в отчаянии и не знал, кто бы мог ему помочь. Во сне ему явился св. Ян Непомуцкий и предлагал пойти ночью в храм и взять золотую лампаду с его надгробия, продать ее и заплатить долги. Ювелир был порядочным человеком и не мог позволить себе ничего подобного. Когда же сон повторился три раза, он решил послушаться святого.

Темной ночью ювелир отправился в храм и едва преклонил колени перед могилой, чтобы сначала помолиться, лампада сама начала спускаться ниже и ниже, пока не оказалась у него в руках. В мастерской ювелир расплавил лампаду, из золота сделал замечательные украшения, которые быстро продал, заплатил кредиторам и избежал тюрьмы. Сразу же поспешил в храм поблагодарить св. Яна Непомуцкого, а когда увидел на надгробии висящую на месте золотую лампада, то не поверил своим глазам.

Ювелир не забыл о чуде, спасшем его от тюрьмы. Как только ему удалось разбогатеть, он изготовил еще более красивую лампаду и пошел повесить ее на надгробие святого. Предыдущая золотая лампада там не висела - она освободила место новой.

 

 

Ответ #16: 25 02 2012, 15:45:52 ( ссылка на этот ответ )

Кто магический хранитель Карлова моста?

Хотя и не найдете ее среди скульптур, стоящих по краям Карлова моста, тем не менее занимает среди них достаточно высокое положение. Ее задача - охрана этой важной постройки, и очевидно, не только ее, от разных опасностей. Согласно очень старому преданию речь идет о скульптуре чешского рыцаря Брунцвика. Но очевидно, что это не он. А кто тогда эта таинственная фигура, стоящая на пилоне моста, несколько метров над уровнем Влтавы?

На чешском государственном знаке нет орлицы, а есть лев. Этот символ был добыт во время похода, длившегося семь лет. Речь идет о старинной легенде, корни которой очевидно старше, чем сам Карлов мост. Откуда в середине Европы взялся этот сюжет и почему он так популярен. Это одна из загадок, связанных с бравым Брунцвиком. Также и появление скульптуры у моста окутан с тайной.

Кого она изображает и почему стоит именно здесь? По мнению некоторых исследователей, интересна не только скульптура, но и ее окружение.

По следам Брунцвика

Согласно легенде, храбрый Брунцвик добирается до острова с магнитной горой, которая берет в заключение весь экипаж его корабля. Оттуда хитростью выбирается с помощью огромной птицы, прилетающей раз в год за пищей.

Позже Брунцвик спасает льва от когтей девятиглавого дракона и заслуживает волшебный меч, который убивает всех врагов. Это самый известный из поступков Брунцвика. Далее старая пражская легенда, относящаяся к 15 веку, рассказывает о рыцаре, который своей храбростью заслужил льва в герб чешского королевства.

Действительно ли скульптура на Карловом мосту изображает Брунцвика? Проблема в том, что она не первоначальная, а несколько раз замененная. Нынешняя скульптура создана в 1884 году в мастерской чешского скульптора Людвика Шимека (1837-1886). Согласно мнению историков, это не Брунцвик. А кто тогда?

Скульптур несколько

Первоначальную скульптуру уничтожили шведские войска, который в 1648 году воевали также и на Карловом мосту. Это был один из последних эпизодов кровавой Тридцатилетней войны. Снаряд, выстрелянный из шведской пушки, попал в каменную фигуру в середину ее высоты. Она украшала мост до 1884 года. К счастью, сохранились остатки постамента, эскизы скульптуры и даже ее копия из алебастра, которую велел сначала изготовить император Рудольф II. Благодаря этому мы можем сейчас иметь представление, как она выглядела. Уточним, что речь идет совсем о другом персонаже. Нынешняя фигура изображает молодого человека с золотым обнаженным мечом в правой руке гербом сбоку и львом у ног. Предыдущая скульптура изображала мужчину, одетого в доспехи из металлических пластин, на голове которого простой шлем. Его ноги слегка расставлены, а правой рукой он опирается на большой меч. Левая рука расположена знаке Старого Места 1475 года. За рыцарем лежит лев, душащий, вероятно, козленка.

В этом случае речь идет о мужчине старшего возраста, с усами и бородой, который пристально смотрит на каменный мост. Первоначальный постамент покрывают неизвестные знаки. Почему Брунцвик изображен иначе и что означают тайные символы?

Разгадаем ли незнакомые знаки?

Странные символы, размещенные в гербах, находятся в нижней трети постамента, на котором стоит скульптура. Торс можно увидеть и сейчас в археологическом отделе Национального музея. Таинственных символов 12 и они напоминают старогерманские руны. По мнению австрийского историка профессора Максимилиана Миллауэра (1784-1840) это могут быть каменные знаки немецких строителей и каменщиков, которые работали на пражском мосту. Известный знаток чешских памятников Цирил Мергоут (1881-1955) попытался сравнить знаки с постамента скульптуры со знаками каменщиков, но ни один из них им не соответствовал. Что в таком случае они обозначают? Являются ли магическими символами?

Брунцвик или Роланд?

Происхождение скульптуры Брунцвика еще больше запутано, если о нем спрашивать историков. Те не сомневаются, что это так называемая колонна Роланда, которую считают символом городских прав. Рыцарь Роланд боролся с арабами рядом с римским императором Карлом I Великим (748-814), а благодаря своим храбрым поступкам и рыцарскому поведению становится героем ряда романтичных историй. О нем даже упоминается в записях чешского летописца Далимила (13-14 вв.). В средневековых городах часто помещали скульптуры Роланда как знак мира и права. Они часто встречаются в Германии и Франции. Немецкие Роланды обычно молодые рыцари в полных доспехах, простоволосые, с обнаженным мечом, со щитом с имперским орлом на левом плече. Остальные скульптуры обычно без доспехов, на них только легкая накидка. Первоначальная скульптура на Карловом мосту на них не похожа, так это не Рональд. Как и не Брунцвик.
Поиск объяснений продолжается.

Скульптура старше моста?

Некоторые ученые думают, что скульптура могла быть старше самого Карлова моста. К ним относится чешский историк Ярослав Шаллер (1738-1809). Он пишет в 1795 году, что первая скульптура была частью Юдитина моста, уничтоженного сильным наводнением в 1342 году. По некоторым очень старым сведениям на этом месте якобы находилась старая языческая святыня. Она состояла из священной рощи и скульптуры языческого бога Перуна.
После прихода христианства святыня должна быть разрушена, но сильный культ не так легко искоренить не удалось. Люди и дальше ищут эти места.

Можем ли считать скульптуру Брунцвика символическим остатком этой святыни?

Конечно, современная скульптура не имеет ничего общего с теми предыдущими. Люди с повышенной чувствительностью утверждают, что это не имеет значения. Вероятно, фигура обозначает важную энергетическую точку. Т.е. важно само место. Говорят, что здесь чувствуется огромная позитивная сила, которая буквально бьет ключом из земли и создает воображаемую колонну. Писатель Отокар Дворжак (род. 1951 г.) связывает это явление с символом меча, входящего в атрибуты этой скульптуры.

Что если энергия, которую здесь регистрируют лозоходцы, и есть одним из проявлений магической охраны Карлова моста?

Тайна магического меча

У Брунцвика якобы был волшебный меч, который согласно преданию по его желанию сам срезал головы врагам. После возвращения домой меч был замурован в Карловом мосту и его должен получить св. Вацлав на том месте, где его конь копытом раскопает поверхность моста по дороге на помощь чешскому народу.

По другой версии Брунцвик бросил меч во Влтаву, и он снова появится, когда на чешском земле будет очень плохо.

Во время ремонта Карлова моста после наводнения в 1890 году, говорят, на проезжей части моста был найден большой заржавевший меч. К сожалению, до нашего времени не сохранился. Может ли он быть подтверждением правдивости предания?

Незнакомая скульптура Карлова моста

На Карловом мосту есть еще одна скульптура, о которой мало что известно. Она не на глазах, как остальные скульптуры. Чтобы ее увидеть, нужно подняться на вершину Староместской мостовой башни. Прямо на конце лестницы находится готическая скульптура «Сторожа на вышке». Объяснения его цели разные. Согласно одному из них он должен охранять башню или весь мост.

Является загадкой, кого изображает скульптура и какой несет смысл. Это сгорбленная фигура в длинной накидке, которую он приподнял, будто собирается справить свою нужду.
Изображает ли скульптура реальную историческую личность или это только плод богатой фантазии скульптора? А что символизирует ее странная поза?

Jan Zeman
журнал Enigma

 

 

Ответ #17: 25 02 2012, 16:57:05 ( ссылка на этот ответ )

Астрологические зоны Праги

- Хорошо ли вы сегодня спали?
- Я опять проснулся очень рано. Ведь вы это видите в истории болезни.
- А как ваши часы? Идут точно? Все еще думаете, что Прага - это большой циферблат? Что показывает сегодня?
- Ну, опять вы думаете, что я сумасшедший? Но оно работает! Сегодня солнце взошло над Штепаном, так день св. Штепана. Над Петром - день св. Петра, над Индржихом - св. Индржиха. Смотреть надо от Креста, доктор, от Креста.

* * *

Когда в XIV веке император Карл IV собрался перестраивать чешскую столицу, то ее план разрабатывал вместе с придворными астрологами. Город был разделен на астрологические сектора, соответствующие 12 знакам Зодиака. За центр была принята ротонда Святого Креста, расположенная в Старом Месте на углу улиц Конвиктской и Каролины Светлой. От нее был проложен луч, направленный к месту заката Солнца в день летнего солнцестояния - это стало началом зоны Рака. Каждый следующий знак начинался ровно через 30 градусов.

Кафедральный собор св. Вита расположен на линии летнего солнцестояния. В соборе Св. Вита за семью замками хранятся чешские коронационные регалии: корона св. Вацлава, держава и скипетр, облачение и меч, а также крест с частицами Животворящего Креста Господня.

Считается, что корона св. Вацлава обладает мистической силой: тот, кто ее незаконно наденет, будет проклят. Во время оккупации Праги эссэсовский генерал Рейнхард Гейдрих приказал вскрыть сокровищницу и надел себе на голову корону. Спустя несколько дней, в мае 1942 года, он был смертельно ранен двумя чешскими диверсантами.

Предыдущий сектор Близнецов, на северо-западе столицы, управляемый вездесущим Меркурием, включает в себя прославленный Карлов мост. Когда Карл IV готовился к строительству Каменного (в будущем Карлова) моста, точное время для его торжественной закладки вычисляли астрологи. Оно было составлено из ряда цифр: 1, 3, 5, 7, 9, 7, 5, 3, 1 и совпадало с конъюнкцией (соединением) Солнца и Сатурна. Поэтому именно в 5 часов 31 минуту 9 июля 1357 года император Священной Римской империи собственноручно положил в основание моста первый камень.

Своеобразным учебником средневековой астрологии стала Староместская Мостовая башня. В ее декоре - масса символов планет, знаков зодиака, лунные дома и лунные узлы. Из арки башни в день летнего солнцестояния можно видеть, как заходит солнце над холмом Пражского града и собором Св. Вита - над местом, где покоятся останки чешских князей и королей.

Древний Вышеград находится в зоне Скорпиона. Его управляющая планета - Марс. Поэтому неудивительно, что здесь происходило столько событий, связанных с переворотами и агрессией. Существует поверье, что в скале Вышеграда спит войско княжны Либуше и по ее команде в решительный час оно выйдет на помощь чехам. Оттого во время “Бархатной революции”, ночью 17 ноября 1989 года, именно у Вышеграда собрались с зажженными свечами тысячи студентов. Они словно просили помощи у Либуше и ее войска. И затем произошла удивительно бескровная смена власти.

В этом же районе находится так называемый дом Фауста. В 1591 году в нем поселился английский алхимик Эдуард Келли. В своей лаборатории он проводил магические трансмутации с целью создания философского камня. С тех пор в этом доме часто происходили странные вещи. Местные жители рассказывают, что еще в ХIХ веке одного переночевавшего здесь студента унес через дыру в крыше черт. Потом дыра, сколько ее ни заделывали, наутро появлялась снова.

Знак Водолея оказывает влияние на восточный район чешской столицы. Управляющая им планета - Уран, носитель свободных идей, неожиданных перемен и невероятных случайностей. Именно в этом месте возвышается конный памятник национальному герою Яну Жижке. Рядом, на Вацлавской площади не раз выступал Вацлав Гавел и в торжественные минуты звучал национальный гимн. И здесь же, на Жижкове, находится теле- и радиовышка, с которой ведется вещание на всю страну.

В зоне Рыб стоит Пороховая башня с прилегающими к ней зданиями разных архитектурных стилей, образующими гармоничный ансамбль. Рыбы с покровительствующим им Нептуном, обладают особой эзотерической мощью и связаны с самым тайным пространством Праги.

Здесь вы не найдете полностью сохранившихся старинных улиц. Остались лишь их части, такие, как Гавельский рынок, кривые и полные тайн улочки около Тынского храма и Сословного театра. Далее - Целетная улица и Унгельт, - бывшее пристанище путников и купцов. Говорят, что эти места населены привидениями - персонажами пражских легенд. Здесь темными ночами около костела св. Якуба бродит мясник Томас, который из-за свидания с возлюбленной бросил своих товарищей, шедших защищать Прагу от немецкого нашествия. По Целетной улице вечно бежит капеллан, скрывающийся от распутной женщины, которая долго искушала его, пока он нечаянно не проломил ей голову. Здесь же бродит скелет, в полночь покидающий медицинскую коллекцию Каролинума, - напившийся до смерти слуга профессора.

Кстати, Каролинум - престижный Карлов университет - так же связан с деяниями Карла IV. Прежде чем его основать, император несколько лет ждал подходящего положения планет.

Галина Пунтусова, по материалам: Zdenek Homola, Milan Spurek

 

 

Ответ #18: 25 02 2012, 20:52:53 ( ссылка на этот ответ )

Астрология и пражский Орлой

Астролябия с приводом от часового механизма, а таким был пражский Орлой с самого начала, способна указывать основные элементы для составления гороскопа. В каком знаке Зодиака находится Солнце и какой знак восходит над горизонтом очевидно.

Рассмотрим подробнее кривые для вавилонского времени, называемого также планетным. Исторически это самое старое время на Орлое. Как подсказывает название, время было взято из древнего Вавилона. Если в Библии говорится о времени, подразумевается вавилонское. Кривые времени обозначены числами 1 - 12 только на дневной части циферблата, т.е. на голубой поверхности от восхода до заката Солнца. Вавилонский час показывает положение Солнца в обозначенном числом поле. В течение одного дня часы одинаковой продолжительности. На следующий день длина часа отличается, потому что зависит от времени между восходом и закатом, и поэтому время неодинаковое. На 12 часов делилась и ночь, что на Орлое не отмечено. Обычно эти данные не были важны, они стали значимы при определении планетарного управляющего часа (дневного и ночного). Это мы уже в астрологии.

Иногда говорят, что наших предков время интересовало только в определении часа. Это не совсем так. При определении планетного времени их интересовал только час и та планета, которая им управляла. Это было важно, например, для гороскопа.

Возникает вопрос, почему в сочинениях таких астрономических титанов Браге или Кеплер не встречается упоминание пражского Орлоя. Вероятно, их не интересовал неточный указатель. Они были профессиональными астрономами, и у них были свои таблицы и измерительные приборы. Известно, что Кеплер составлял гороскопы. Возможно, поэтому король спрашивал советы у них, а не у орлойника (мастера, обслуживающего Орлой)?

Краткая история пражского Орлоя

Староместский орлой (куранты), мимо которого ежедневно проходят сотни людей, вызывает ряд вопросов. Скрыто ли в нем послание средневековых людей? Например, Memento mori.

Архивный документ от 9.10.1410 сообщает, что пражский Орлой (куранты) создал Микулаш из Кадани в 1410 году. В 1410 году советник Староместской ратуши говорит о Микулаше из Кадани как об именитом и признанном мастере орлоя, который изготовил астролябию для Старого Места.

Микулаш из Кадани не единственный, кого считают автором Орлоя. Тадеаш Гаек из Гайка упоминает, не ранее, чем спустя 150 лет после строительства Орлоя, мастера Яна Ондржейова, которого называли Шиндел. Сомнение вызывает то, что Ян Таборский при составлении информации об Орлое не мог установить автора и назвал мастера Гануша, вероятно имея ввиду Яна Руже. Трудно представить, что он мог не знать широко известного ректора университета Шиндела.

Зикмунд Винтер описывает ремесла 14-15 вв., сообщая, что из слесаря стал часовщик или орлойник. Этот механик очень ценился во времена Люксембургов. В частной жизни люди пользовались песочными часами, а общество пользовалось солнечными часами или сигналом трубы с башни. Первый, кто изготовил часы как механизм, был кузнец или слесарь. Орлойник - мастер уже более точных механизмов, несомненно, обладающий знанием астрономии. В период Карла IV в документах уже упоминается орлойник. В период правления Люксембургов был и придворный орлойник, что говорит о ценности этой профессии».

В 1338 году Ян Люксембург позволил Старому Месту учредить ратушу как символ городской автономии. У жителей Старого Места уже был каменный дом, к которому они начали пристраивать башню, что было уже во время правления сына Яна - императора Карла IV.

В 1381 году в башне ратуши была освящена капелла, построенная Петром Парлержем. Механические часы, орлой, на башне еще не были. Часы на староместской башне были инсталлированы в 1402 году, и с того времени в Праге упоминаются в документах три хорологиста (математик, астроном, часовщик), в эпоху своего времени часовщики: Ян, Альберт и Микулаш. За Микулаша тогда поручился старший часовщик Мартин, который упоминается во время Карла IV. Когда строился Орлой, страной правил следующий Люксембург, Вацлав IV. 9 октября 1410 года работы были закончены, староста и совет города хвалят мастера Микулаша из Кадани за выдающуюся работу. Из описания в документе следует, что речь идет о курантах с астролябией. В качестве вознаграждения за работу мастер получил дом у Гавельских городских ворот, деньги и регулярное ежегодное пособие. В документе также упоминается и мастер Альберт, которого упрекают за недобросовестный уход за орлоем (часами?).

В качестве возможного автора орлоя назван астроном Ян Ондржейов из Градца Кралове, называемый Шиндел – математик, профессор и ректор Карлова университета, один из образованнейших людей Европы.

Приближались гуситские войны, на долгое время разрушившие Чехию политически и экономически. Об Орлое забыли. В 1459 году в гороскопе Богуслава Гасиштейнского из Лобковиц было написано, что данные на 17 марта были взяты с пражского Орлоя.

Следующие сведения сообщают, что в 1490 году пражский часовщик Ян Руже с Йилской улицы, известный также как мастер Гануш. Он отремонтировал механизм, усовершенствовал и добавил циферблат календаря. Вероятно, он добавил первую движущуюся фигуру, так наз. колотушку - Смерть. В отличие от современной фигуры у той были подвижные челюсти, и она стала поводом для некоторых легенд. Эти заметные усовершенствования и 80 лет забвения первых авторов способствовали тому, что следующие 450 лет именно мастера Гануша считали автором Орлоя. Его многолетний помощник Якуб, вероятно, сын, потом обслуживал Орлой до 1530 года. Этого часовщика отождествляют с Якубом Чехом, автором первых переносных пружинных часов в Чехии.

У Якуба не было последователя. Упоминается эконом ратуши Иржи Звунек, который не знал, что делать с Орлоем, как и приглашенный часовщик из Нюрнберга. Сын Звунека Вацлав тоже, следующий часовщик Ян Штейнмайссел из Платнержской улицы вернул ключи на следующий день.

Но Орлой все же дождался своего спасителя - Яна Таборского. В молодости он посещал в университете лекции по астрономии и математике. В Праге у него была мастерская письма и каллиграфии, он известен как писатель, литописец, композитор и механик. Когда в 1552 году его назначили смотрителем Орлоя, он был готов к этой работе. Он поддерживал, ремонтировал, усовершенствовал механизм, сделал подробное техническое описание Орлоя. Он обслуживал Орлой до самой своей смерти в 1572 году с перерывом в 1556-1560 гг., когда механизм поддерживал Ян Тобиаш. После Таборского об Орлое заботился его ученик Якуб Шпачек.

Ремонт 1659 года можно считать значительным, потому что отбивающий механизм был перемещен из башни вниз к Орлою, а на фасаде, вероятно, появились деревянные скульптуры. Смерть там уже была, ее упоминает Таборский. К периоду этого ремонта относится и уникальная скрытая система вращения Луны. Загадочные приводы как конструктивные элементы в часах начали появляться спустя сто лет.

Потом наступил пробел. Механизм стоял без движения, сведения отсутствуют. В 1760 году Орлоем заинтересовался математик и астроном, иезуит Ян Кляйн. Он понимал его историческую ценность. Он сам построил для Клементинума несколько астрономических часов и предложил городу привести Орлой в движение. Городские советники не отреагировали на его предложение, а когда в 1787 году проводили перестройку ратуши, хотели выбросить механизм в железный лом. Помощь опять пришла из Клементинума. Управляющий обсерваторией проф. Антонин Стрнад с часовщиком Яном Ландсбергером в 1791 году починили Орлой и спасли его от гибели. Отремонтировали только часовой механизм. Астролябия не работала еще почти сто лет.

В 1864 году Совет города отклонил предложение Яна Прокеша из Соботки, который предложил им починить Орлой. Была созвана комиссия, организован сбор денежных средств. Подготовка и работа проходили не так гладко. Ситуацию с большим интересом комментировали газеты. Сообщения типа, что св. Фома не верит в успех ремонта, потому что при испытаниях затянулся и вынужден был оттолкнуться, вызывают улыбку. А апостолы не появляются ночью, потому что это переодетые дети, и им надо спать. Иронично об этой упоминал и Ян Неруда.

Йозеф Манес начал расписывать циферблат календаря. Орлой с большим торжеством был запущен 1 января 1866 года, еще без циферблата Манеса, но уже с апостолами. В августе того же года Орлой был остановлен для устранения недостатков в механизмах. Орлой получил нынешний вид. До конца 19 века несколько раз останавливался из-за ремонта башни, а также получил свой последний атрибут - петуха.

За несколько часов до конца II Мировой войны, 8 мая 1945 года, после попадания зажигательного снаряда сгорела Староместская ратуша с башней, восточным неоготическим крылом и архивом. Орлой с деревянными фигурами тоже сгорел и рухнул, поскольку стоял на внутренней деревянной конструкции.

1 июля 1948 года Орлой снова был в порядке. Братья Весецкие три года ремонтировали в мастерской изогнутые и поломанные детали и снова его собрали. Войтех Сухарда вырезал новых апостолов. Сейчас Орлой на 3/4 состоит из старых первоначальных деталей.

Для полноты сведений добавим, что в 1957 году было установлено последнее, современное устройство. Это автоматический привод для маятникового движения кольца старочешского времени, так наз. 24-часника.

Время, которое указывает Орлой

Звездное (сидерическое) время связано с видимым движением удаленных звезд из-за движения Земли. В отличие от солнечных суток, которые длятся 24 часа, звездные на 4 минуты короче. Разница появляется от того, что Земля при одном обороте по отношению к звездам переместится на своей орбите вокруг Солнца, которое не стоит на том же месте в небе, как в начале суток. За год нарастает разница в 1 день. Поэтому указатель помещен на Зодиаке, который показывает положение звезд по отношению к Солнцу. Звездочка находится на продолжении линии весеннего равноденствия.

Звездное время состоит из 24 звездных часов, поэтому его следовало бы изображать на 24-часовом циферблате. На циферблате Орлоя 12 + 12 часов. Звездное время отсчитывается от верхней кульминации весенней точки, т.е. от момента, когда продолжение плеча со звездочкой направлено вверх. Это полностью противоположно, чем у стрелки Солнца - в полдень стрелка Солнца указывает наверх.

Кроме астрономов, звездным временем пользуются и астрологи при составлении гороскопа.

Старочешское (итальянское) время отсчитывается на так называемом 24-часнике. Это кольцо со стилизованными готическими знаками от 1 до 24 самое большое на Орлое, его диаметр 300 см. Это следующее, уже четвертое движение вокруг центра астрономического циферблата, сложный привод которого скрыт за лицевой стороной. Его качающееся движение, 60° за год - самое медленное на Орлое. Начало суток в течение года смещается, старочешские сутки начинались на закате Солнца, по существу, ночью. Его указывает золотая рука на 24, причем, Солнце находится на линии сумерек. В период строительства Орлоя это время еще использовалось.

Основной неподвижный циферблат полностью виден только во время больших ремонтных работ. Его диаметр 260 см, а его графическое оформление в течение года частично закрывают движущиеся указательные элементы. Основная разбивка обозначена цветом: голубая поверхность - день, когда Солнце находится над горизонтом, оранжевая - заря (Аврора) и сумерки. Линии ORTVS и OCCASVS - линии восхода и заката. Написано античным способом, когда римляне U писали как V.

Экватор явно не обозначен. Золотой рельефный круг на самом большом диаметре циферблата - экватор Рака (летом, когда Солнце выше всего, оно его касается), зимний экватор Козерога расположен на самом маленьком диаметре. Между ними на циферблате следующий необозначенный золотой круг, который представляет экватор.

Черный цвет соответствует области астрономической ночи, которая наступает, когда Солнце более чем на 18° под горизонтом. Черный круг ночи не касается края циферблата, и между ними образуется оранжевый промежуток для движения Солнца в период кульминационного лета. Солнце в это время движется около тропика Рака, астрономическая ночь не наступает, и высоко расположенный солнечный диск может пройти по этому оранжевому промежутку и не попасть на черное пространство ночи. Римские числа обозначают гражданское и немецкое время.

Кривые, которые обозначают поверхности от 1 до 12 на голубом дневном поле, служат для указания вавилонского времени. Оно также называется планетным временем, потому что каждым часом управляла своя планета. День разделен на 12 часов, так же как и ночь. На рассвете Солнце показывает первый час, при закате – конец 12-го часа. Полдень наступает в 6 часов вавилонского времени. Длина одного вавилонского часа в течение года непостоянна, в лете самая большая, а зимой, наоборот, самая короткая. Исторически это самое старое время, которое изображено на Орлое.

Местное, поясное, летнее время
Потребность в точном измерении времени появилась недавно, с наступлением эры пара, а до того времени пользовались местным временем. Оно было действительным только для того города, в котором его отслеживали. О Солнце в зените, т.е. в полдень, обычно извещал выстрел из пушки. Так было и в Праге.

После установки поясного времени в 1884 году сутки, т.е. 24 часа, были на земном шаре разделены на 24 часовых пояса, в которых время, в зависимости от их географического положения, отличалось на 1 час, а минуты и секунды на всей Земле были одинаковыми. Великобритания была главной морской державой, и за начало системы меридианов был принят меридиан, проходящий через Королевскую обсерваторию в Гринвиче около Лондона.

Солнечные часы в большинстве своем летнее время не отражают. Орлой тоже не переставляют, поэтому летом они показывают на 1 час меньше. Куранты на башне в летнее время переставляют.

Чешское время под вопросом
Издавна сутки понимали как «оборот Солнца вокруг Земли», или один оборот Земли вокруг своей оси и еще немного для поворота к переместившемуся Солнцу. Длина суток понятна. Более сложный вопрос, когда начинается день, когда будет его первый час. Казалось бы логичным, что новый день начинается с восходом Солнца. Так в прошлом отсчитывали вавилонское время.

Так же логично, что с закатом Солнца день заканчивается. Определение начала дня в зависимости от восхода или заката Солнца имеет свои недостатки. На экваторе Солнце восходит и заходит примерно в одно и то же время, но ближе к полюсам увеличивается зависимость от времени года. Поэтому перешли на немецкое время, которое установил начало суток на полночь на основании кульминации Солнца в полдень. Кульминация Солнца менее изменчива во времени, чем его восход или закат, а полдень на всем меридиане одинаковый.

Наступает ночь…
Если говорить о части суток ночи, то подразумевается темнота. После заката Солнца день плавно переходит в ночь, при восходе – наоборот. Этот период называется сумерками. Гражданские вечерние сумерки - промежуток времени от момента видимого захода Солнца до снижения его центра под горизонтом до 6 градусов. На широте Праги продолжительность сумерек в дни равноденствия 31 минута, в день летнего солнцестояния - 47 минут.

Навигационные вечерние сумерки - промежуток времени от момента видимого захода Солнца до снижения его центра под горизонтом до 12 градусов. Тогда еще виден морской горизонт, но уже различимо большинство звезд.

Астрономические вечерние сумерки - промежуток времени снижения центра Солнца под горизонтом от 12 до 18 градусов. Ниже 18 градусов наступает астрономическая ночь.

Теоретические предпосылки конструкции Орлоя

Самые старые упоминания пражского Орлоя с 1410 года описывают, что и как показывал Орлой. Но описывают готовое техническое решение, а какого-нибудь плана, описания принципа не сохранилось. Непонимание конструкции проявилось во время проведения ремонтов. Первый сохранившийся чешский текст неизвестного автора описывает конструкцию и пользование астролябией в 1642 году в книге Орлоя. Движение планет на небесной сфере на плоскость циферблата перенесли с помощью стереографической проекции - изображения сферы на плоскости циферблата.

Предположим, что циферблат является производной от распространенной в то время планисферической астролябии, которую приводит в движение часовой механизм. Вид циферблата пражского Орлоя основан на проекции небосвода с северного полюса на плоскость экватора (возможно, на другую параллельную плоскость).

Это не означает, что циферблат является стереографической проекцией только южной полусферы неба. Проекция при проецировании с северного полюса может демонстрировать всю небесную сферу - северную полусферу за окружностью экватора, а южную внутри этой окружности. Циферблат пражского Орлоя изображает область движения Солнца, т.е. область между тропиками - циферблат не выходит за тропик Рака и не уходит внутрь за тропик Козерога.

Слово «основан» означает, что стереографическая проекция ограничивается формированием окружностей экватора, тропиков, горизонта и астрономической ночи. Также окружность эклиптики создана в соответствии с этой проекцией. Это не распространяется на движение эклиптики и ее разделение на знаки.

Астрономический циферблат

Астрономический циферблат пражского Орлоя - это астролябия с приводом от часового механизма. С него можно считать данные, для указания которых она спроектирована. Стрелки, иногда причудливых декоративных форм, привычны. Считывается также положение изображенных тел на кривых или их размещение на поверхности. Каким образом это делается - в этом находчивость создателей Орлоя. Универсальных правил не было, и каждый орлой был уникальный. Смещение его на сотню километров уже дало бы о себе знать. Точность показа соответствует времени строительства орлоя. Средневековые часы могли обладать неточностью и в полчаса. На орлоях не найдете секундных стрелок, и о минутах можно только догадываться.

Центр астрономического циферблата
Три движения от механизма выведены в одной оси. В одной оси - одна ось и два соосных пустотелых вала. Различное количество зубьев главных колес внутри Орлоя обусловливает разную скорость движения Солнца, луны и Зодиака так, чтобы это соответствовало их относительному движению по небу. Центр вращения в географическом месте Орлоя, т.е. в Праге. Эта система была уже у первоначального орлоя (1410 г.) и представляла собой в то время вершину технического прогресса и одну из достопримечательностей Орлоя. Современная система более поздняя.

Кольцо Зодиака
Название созвездий на небе появилось еще в древности. Видимое движение Солнца по сфере вокруг Земли называется эклиптикой и проходит по определенным созвездиям. Каждое из них Солнце проходит приблизительно за месяц, и в течение года проходит по всем. По тому же эклиптическому пути движется и Луна, но с другой скоростью. На краю кольца 72 луча, которые служат для более точного разделения месяцев на дни. Промежуток между соседними лучами представляет приблизительно 5 дней. Это более точное деление на пражском Орлое уникально, но оно появилось как коррекция ошибочного расчета в 1864 году. Приклепанным кольцом с лучами исправили малый диаметр Зодиака. Однако стержни указателей Солнца и Луны не удлинили, и они движутся по первоначальному меньшему диаметру, что неправильно.

Центр кольца Зодиака
В геометрическом центре кольца Зодиака укреплены стержни указателей Солнца и Луны на общей оси, которая целый год удерживает их на эклиптическом пути. Они подвижны на вспомогательных стержнях, а т.к. кольцо эксцентричное, то они могут указывать соответствующую реальности высоту над горизонтом в разное время года. Этот механизм сохранился первоначальным.

Символ Солнца
на Орлое восходит, заходит, проходит по полю астрономической ночи и снова выходит так, как на небе. Он выполнен из позолоченной жести и движется на одном рычаге с золотой часовой стрелкой и вместе с ней делает оборот за 24 часа. Солнце также показывает, в каком знаке Зодиака оно находится. В течение суток виден день, сумерки, ночь или рассвет. Своим положением между линиями 1 - 12 на голубом поле циферблата также показывает вавилонское время.

Луна движется по эклиптике по тому же механическому принципу, что и Солнце. Показывает фазы Луны в зависимости от положения Солнца так, как это существует в природе. В шаре диаметром 130 мм расположен скрытый механизм, который изнутри поворачивает корпус шара. Таким образом показывает фазу, в которой находится Луна. В новолуние показывает всю светлую половину и находится на Орлое в оппозиции к Солнцу, т.е. на противоположной стороне. Ночью светится отраженным светом. В створе с Солнцем совершенно темная, ее «не видно». Когда появился этот таинственный механизм, неизвестно. Вероятно, это произошло во время ремонта во второй половине 17 века, но некоторые исследователи смещают его возникновение на следующий век.

Золотая рука - самый выразительный указатель на Орлое. Выходит даже за самый большой диаметр циферблата, где находится качающаяся шкала 24-часника, и там показывает старочешское время. Одновременно на римских числах показывает немецкое время, когда день начинается и заканчивается в полночь так, как это принято в наши дни. На Орлое шкала с 24 часами, потому что указатель - золотая рука - один, и проходит круг за одни солнечные сутки. Но деление от I до XII, где верхние XII означают полдень, а нижние XII - полночь. У такой конфигурации неожиданное преимущество: если большая золотая рука частично перекрыта движущимися частями астролябии (Солнце, Луна, Зодиак), что случается летом, когда Солнце выше всего на небе, а во время новолуния его еще закрывает Луна, время можно посмотреть в продолжении на другой стороне циферблата, где одинаковая нумерация. При таком способе считывания времени день или ночь, определяет сам наблюдатель. Более мощное расширенное окончание указателя выполняет функцию противовеса стрелки. Подобное конструктивное решение противовеса и у Луны. Немецкое время в Чехии было установлено во время правления Фердинанда I в 1547 году.

http://prahafx.ru

 

 

Ответ #19: 25 02 2012, 23:46:03 ( ссылка на этот ответ )

Прага как Помпеи

Люблю прикасаться к вещам руками, а не мыслями. Подземелье Праги по сравнению с тем, что можно увидеть, например, в Париже, небольшое и не связанное. Здесь много мелких интересных объектов, которые радуют душу, но никаких рекордов ожидать не надо. То есть, в подземелье вы касаетесь проходов под домами. Это как молитвы улетают к Богу, а все тягостные и трагические ощущения, та атмосфера произведений Кафки и Климы, оседают внизу, где накапливаются, как радон. Я смотрю на это не как на некоторую аллегорию, а как на наблюдения, на реальность. Когда где-нибудь в канале устраняю кирпичи или упавшие камни, через осязание меня достигает бездонная доля человеческой участи. В тот момент я это не очень осознаю, и только вечером дома, в покое знаю, что нечто пережил. Это литература без слов, музыка источников.

Я много размышлял о городе как об огромной матрице структуральной графики, которая впечатывается в нас под тяжестью жизни. Она очень глубоко, по-разному окрашена, о ней знает удивительно много людей. Представляю себе ее как Помпеи. Если в городе убрать все здания с поверхности и выкопать то, что под ними, то получим какую-то систему ям и фундаментов, которая похожа и непохожа на нынешний город, и точно ближе к архаической мысли, о которой идет речь.

Не везде встретим такой город под городом. Прага в этом смысле уникальна. Это связано, в первую очередь, с мельниками. Им требуется разделение поверхности, водяной столб, поэтому они ставили плотины. За плотинами скапливались отложения, которые заполняли русло реки. Это вызывало все более разрушительные наводнения, а город защищался насыпями, а позже и набережными. На Старом Месте слой навезенной земли имеет среднее значение 3-4 м, но не являются исключением места, где фундаменты романских домов лежат на глубине 6 м под нынешним уровнем мостовой. Первые этажи домов превратились в подвалы, город проваливается и наслаивается.

Каждую местность и отдельно город можно рассматривать как сеть с бусинками. Бусинки - отличительные места: костелы, броды, постоялые дворы. Сеть - отношения между бусинками. Бусинки свое место не меняют - каменный престол, на который были возведены первые Пршемысловцы, расположен в паре десятков метров от места, где президент республики давал присягу. Меняется сама сеть. Таким образом, город - это система бусинок и много сетей, положенных одна на другую, достигающих не менее 25 тысяч лет вглубь прошлого. С того времени возможно реконструировать первые пражские сети до культуры палеолита. В современных сетях Праги важно то, что на каждой из них встречаем свою разновидность людей.

Václav Cílek

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 | ВверхПечать