Само предположение о том, что эта общеизвестная шуточная поговорка имеет вполне определенный адрес, не может не показаться фантастическим.
И тем не менее, одно из письменных свидетельств трехвековой давности называет совершенно конкретное местонахождение этих самых "куличек". Да не где-нибудь, а в самом центре Москвы, в районе Солянки и стоящего по соседству древнего Ивановского женского монастыря, массивные стены которого выходят на Ивановские переулки.
Исторические пласты, в которых следует искать изначальное значение топонима, удалены от нас на несколько тысячелетий. Кулишки - поистине археологическая древность, уцелевшая от тех первобытных времен, когда наши пращуры добывали себе скудное пропитание самым примитивным, так называемым подсечно-огневым земледелием - засеивали участки, расчищенные в лесу топором или огнем, и, сняв несколько урожаев, переходили на новые вырубки и огнища. "Кулига", или "кулижка", согласно "Толковому словарю" Владимира Даля, - вырубленный, выкорчеванный, выжженный под пашню лес, росчисть, чищоба, пожег; "кулижничать" - рубить и выжигать лес под пашню. Со временем слова "кулижка", "кулижки" обретали иной и более широкий смысл, ими стали называть поляны и пустоши, околицы и даже широкие сельские улицы ("Шел Господь пытать людей в любви, выходил он нищим на кулижку" - из стихов двадцатилетнего Есенина.)
Были свои Кулишки и у древней Москвы. Пределы их можно было бы ориентировочно обозначить линией, идущей от бывшей Варварской площади (ныне - Славянской) до площади Покровских ворот (имевших три-четыре столетия назад и второе название - Кулишские), далее - по дуге Покровского и Яузского бульваров до набережной Москвы-реки. Приблизительно "лоскут" городской территории чуть больше километра в длину и чуть меньше - в ширину.
Московским Кулишкам суждено было стать местом невероятного происшествия и попасть благодаря ему в поговорку. Дело в том, что в годы царствования царя Алексея Михайловича в женской богадельне, устроенной при церкви во имя святых мучеников Кира и Иоаннана Солянке, поселился вдруг ... "демон", или, попросту говоря, бес. (Упомянутая церковь стояла в начале этой улицы, на правой стороне ее; в начале царствования Екатерины II храм был построен заново, снесен в 1934 году.) Фантастическую историю эту предал гласности в одной из своих книг великолепный знаток московской старины Иван Михайлович Снегирев (1793-1868), историк, этнограф, фольклорист, профессор Московского университета, дав пространный пересказ старинной монастырской рукописи: "Этот демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепости; на печи, на полатях и в углах стучал и гремел...
Это дошло до сведения набожного царя; он велел священникам молитвами действовать против злокозненного духа; но ничего не успели и только раздражали его..." Тогда царь, по совету одного из придворных, вызвал в Москву из отдаленной пустыни праведного старца Иллариона (ставшего позже митрополитом Суздальским) и повелел ему изгнать наглого и зловредного беса во что бы то ни стало... "Семь дней с двумя иконами там подвизался в молитвах Илларион, читая каноны Иисусу, Божией Матери и Ангелу Хранителю... совершая водосвятие и произнося заклинательные молитвы против лукавых духов. Тщетно устрашал его бес стуком, криком и разными угрозами, кидал в него камнями, мешал ему класть земные поклоны... Молитвами преподобного совершенно был изгнан из богадельни. Такое событие сохранено в житии преподобного Иллариона, и на него намекает известная московская поговорка: у черта на Кулижках"... Были Кулижки; потом стали писать это слово так же, как произносили, - через "ш"; в поговорке Кулишки превратились в Кулички, наверное, под влиянием пасхальных куличей.
В этих местах нет и не было Кулишских, или Кулишковских улиц и переулков. - и память о древнейшем урочище сохранила в названии своем лишь знаменитая церковь Всех Святых на Кулишках…
Последнее редактирование: 24 07 2008, 04:03:48 от Афоня