Хайфа: На вершине КармеляНа самой вершине Кармеля, там, где некогда находился маяк, указывающий кораблям ночью путь в Хайфскую гавань, стоит Стелла Марис, а недалеко от неё мужской монастырь кармелитов с таким же названием.
До монастыря кармелитов я добралась на фуникулере.
История монастыря, как и история ордена, его основавшего, уходит корнями в далекий XII век, когда после Третьего Крестового похода часть рыцарей обосновалась в пещерах живописнейшего места Палестины - Нахал Сияхе, находящемся примерно в четырех км. от Хайфы. Образовав общину, они решили, замаливая грехи, дождаться прихода Ильи Пророка.
Годы шли. Одних отшельников сменяли другие... И в 1209 году с позволения латинского патриарха Альберта Святого община получила статус Святого братства, нареченного кармелитским - по названию горы, у подножья которой они поселились.
После официального признания часть монахов отправилась в Европу с целью распространения своих догматов. И к концу 40-х годов в мире существовал уже ряд "филиалов", для координации действия которых была созвана конференция. Она учредила Свод законов ордена, причисленного к так называемым "нищенствующим", члены которых согласно уставу не имели права на частную собственность, а должны были жить лишь подаяниями, большая часть которых шла на строительство и содержание монастырей.
В 1263 году дошла очередь до кармелитов, и в Нахал Сияхе вырос монастырь, просуществовавший всего 28 лет, ибо, после завоевания этих мест мусульманами, монахи были вынуждены, покинув обжитые места, уйти через Атлит в Европу.
Прошло пять столетий, прежде чем, заключив особый договор с правителем Кармеля, они сумели вернуться в "колыбель монастырскую" и возвести собор на останках бывшей постройки. Почему святые люди оставили это место и перебрались поближе к маяку - сегодня сказать трудно. Только там, в течение семи лет (1767 - 1774 г.г.), Джамбатистой было построено новое здание, которое в 1799 году было разграблено турками, преследовавшими нашедших в монастыре приют больных и раненых солдат наполеоновской армии, потерпевшей поражение у стен Акко.
В результате жестокой резни солдаты были перебиты, строение разрушено, а изгнанные монахи вынуждены были уйти в Европу, покинув Святую Землю. Через пять лет они отправили туда для выяснения обстановки отца Юлиуса. Священник первым делом перезахоронил останки наполеоновских солдат и поставил над братской могилой небольшой памятник-пирамиду, что и сегодня можно видеть перед входом в монастырь.
Узнав об этом, наместник турецкого султана в Акко страшно рассердился и приказал взорвать всё, что осталось от некогда существовавшего монастыря, дабы предотвратить возвращение монахов. Но это не остановило членов ордена. Добившись официального разрешения на возврат собственных земель, они вновь воздвигли под руководством Казини церковь, начавшую функционировать в 1836 году. Все остальное пристроилось позже.
Главной частью монастырского комплекса является собор, получивший от римского папы почетное звание "Церкви-матери" и статус мирового центра кармелитского ордена. Его архитектура отличается четкостью и строгостью линий, не имеющих, в отличие от прочих католических храмов, архитектурных излишеств. И,тем не менее, собор красив. Красив из-за прекрасных витражей Бельи и великолепного плафона купола Луиджи Поджи. Им же расписана и алтарная часть, в которой стоит изящная фигура девы Марии вырезанная из ливанского кедра с терракотовой головой изваянной Коронтой. Считается, что именно здесь, в нише пещеры, отдыхала мадонна с младенцем на руках по пути из Египта в родной Назарет.
Кроме собора в монастыре имеется ряд служб, учебных и жилых помещений, прекрасная библиотека и музей с находками, обнаруженными на месте византийского монастыря, где во времена крестоносцев была крепость тамплиеров.
Во главе монастырской общины, состоящей из 9 монахов, людей высочайшей культуры, знающих минимум по 5-6 языков, стоит викарий, назначаемый Римом и подчиняющийся непосредственно папе. Так как монастырь является в ордене центральным, сюда для обучения и стажировки приезжают монахи со всех стран мира, и на постоянных семинарах, которые ведут профессора, единовременно проходят курс от 15 до 22 слушателей. Монахам, кроме повседневной монастырской работы, вменяется в обязанности проведение экскурсий по собору и территории, чтение лекций и семинаров по истории и искусству ученикам хайфских школ.
Одежда членов ордена весьма скромна: темно-коричневая сутана, из-под которой выглядывает кипейно-белая полоска воротничка. Это повседневное облачение, резко отличающееся от парадного, расшитого золотом и дорогими каменьями, демонстрируемого почетным посетителям и надеваемого в особо торжественных случаях.
Монастырская жизнь не требует от монахов слишком жестких ограничений. Единственное, что должно выполняться неукоснительно - соблюдение обета безбрачия.