Максимум Online сегодня: 1265 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371248 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 22 12 2024, 10:11:25

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 11 | Вниз

Ответ #35: 18 04 2011, 12:43:18 ( ссылка на этот ответ )

Параллельный Петербург
Геннадий БЕЛИМОВ, специально для «АН»
Попытаться исследовать и, по возможности, понять очень странное явление, связанное то ли с хрономиражами, то ли со спонтанными перемещениями людей в иную реальность, меня побудили факты, которым долго не находилось никакого разумного объяснения. Впрочем, и сейчас тут далеко не все понятно. Уж больно невероятными кажутся эти истории.
Будущее?! Неужели…
Наша переписка с жительницей Санкт-Петербурга… — назовем ее Дианой Алексеевной, поскольку она не жаждет широкой известности — длится уже несколько лет, и можно подвести некоторые итоги. Пусть предварительные, но всё же… Тем более что ее истории впечатляют даже меня, человека достаточно искушенного в изучении неведомого.
К одному из самых замечательных качеств Дианы я бы отнес ее способность оказываться в параллельных мирах. Не знаю, как для других исследователей, но для меня это остается едва ли не самым привлекательным полем деятельности. С одной стороны, это доказывает, что мир отнюдь не трехмерен, как нам пытаются внушить маститые ученые. С другой, — надо изучать, познавать эти миры, поскольку для нас они пока в полном смысле «терра инкогнита». Точно так же, как люди исследовали земной шар и оставили свои славные имена на географических картах, так и Тонкий мир ждет своих первопроходцев.
Параллельный мир, астральный, ментальный, Тонкий, Зазеркалье… Не одно ли и то же означают эти формулировки? Даже этого мы пока не знаем наверняка. Может, это синонимы, а может, и разные миры, с разными характеристиками и своими особенностями — никто точно не скажет. Поэтому путешествия Дианы Алексеевны сознанием или тонкими телами были для меня исключительно интересными.
Из переписки набралось немало любопытных сюжетов, хотя сколько их осталось «за кадром», знает, наверное, лишь она сама.
…Видение было настолько реальным, насколько реальна действительность. Но в глубине сознания Дианы Алексеевны все же оставался устойчивый островок, спасавший ее от сиюминутной и безрассудной паники.
Санкт-Петербург пуст и абсолютно безлюден. Каким-то шестым чувством она сознает, что это какой-то другой Петербург — может, в будущем, может, в параллельном времени.
Она стоит на Университетской набережной у парапета со сфинксами. Один из сфинксов опрокинут в воду, он лежит чуть под водой лицом вверх, к небу. Самое поразительное: сфинкс СМОТРИТ. Диана явственно прочитала в его глазах выражение боли и надежды на помощь.
Надо заметить, что астральные перемещения от нее совершенно не зависели: просто вдруг оказываешься где-то — и всё. Иногда только сознанием, как это случилось со сфинксами, а иногда и физическим телом. Бывало и такое.
Она разглядывала происходящее с высоты рослого человека. Было ощущение прохладного утра, небо сияло чистой синевой, по нему быстро перемещались белые облака. Нева почти достигла краев набережной, во всяком случае, все нижние ступени были уже под водой. По реке бежали длинные пенистые барашки. Слева был виден Дворцовый мост, посреди моста стоял трамвай. Но ни одного человека нигде не было видно, в трамвае тоже пусто, и вообще было ощущение полной безлюдности. Поражало то, что вся картина была в динамике, в движении, кроме остановившегося трамвая и отсутствия людей.
Левый сфинкс, хоть и был пошкрябан — виднелись следы от осколков, но стоял, а правый был опрокинут, лицом вверх. Часть носа была отколота, видны другие вмятины, сколы, но глаза у него были живые, без зрачков и как бы бездонные. В них Диана читала выражение ужаса, надежды и беспомощности — все это одновременно. На ее мысленный вопрос, когда это случилось, пришел ответ — в будущем. Остальные ее вопросы остались без внимания. Но картинка накрепко запомнилась своей безысходностью и тревожностью.
…Едва спадет паводок, и Волга возвращается в свои берега, подростки из деревень Алтынского района в Чувашии собираются на размытую водой дорогу, в надежде найти старинные золотые монеты, которые вода приносит сюда каждую весну. Взрослые говорят, что размыло еще один из разинских кладов, которых на Волге великое множество.
Невероятно: миры соприкасались!
Другой случай в ее биографии связан с путешествием физическим телом, а не сознанием, как в первый раз.
У них в отделе была хорошая традиция: в день рождения угощать коллег в обеденное время — конфеты, пирожные, мороженое или что-либо еще, смотря по сезону.
19 декабря 1992 года около 11 часов утра Диана отправилась за угощением для своих коллег. Их контора располагалась рядом с библиотечным коллектором, это в середине Литейного проспекта. Поворот налево — идешь к Литейному мосту, направо — к Невскому проспекту. Продовольственных магазинов вблизи не было, только через Литейный проспект напротив располагалась домовая кухня, а на правом углу — пирожковая. Но и там бывали приличные пирожные и конфеты. Впрочем, дорогие конфеты Диане были не по карману, она искала нечто среднее. Поскольку в пирожковой ничего не нашла, по­шла через перекресток в домовую кухню.
Туда вели большие ступени, а внутри были еще ступеньки непосредственно в торговый зал. Однако и там ей не повезло: в 1992 году найти нужный товар было непросто. Пошла обратно. Только потянула дверь… — и вдруг она уже стоит ЧЕРЕЗ перекресток и смотрит на противоположную сторону Литейного.
Как-то сразу она не сообразила, что произо­шло. Ведь, по логике, ей надо было выйти, дойти до перекрестка, перейти сначала улицу Некрасова, потом снова пересечь Литейный проспект, чтобы оказаться там, где она стояла. Целая цепочка перемещений! А она стоит и смотрит­ на противоположную сторону: там большими желтыми буквами привлекает внимание вывеска «Пирожковая». Так ведь она уже была в одной пирожковой на углу Белинского и Литейного, откуда здесь еще пирожковая?
Мельком отметила большие окна, гораздо больше, чем были в зданиях рядом. И несколько по-другому выглядел фасад. Но она почему-то не очень удивилась переменам: мало ли в 90?е годы буквально за сутки менялось содержимое магазинов. Вчера был магазин рыбы, а сегодня модная одежда.
А ей нужны были конфеты. И она пошла через Литейный в ту новую пирожковую. Даже не обратила внимания на то, что на другой половине проезжей части проспекта не прошло ни одной машины, ни одного трамвая, хотя на «ее» половине шел обычный поток транспорта и светофор работал, поскольку Диане Алексеевне пришлось дожидаться зеленого цвета.
Вошла в пирожковую. Заметила, что буфетчица в белом передничке и с белой нарядной заколкой в волосах, что несвойственно было в «их» пирожковой. Она знала, что в этом здании в полуподвальчике продовольственного магазинчика тоже был отдел с конфетами, но сейчас в том направлении почему-то было пятно красного цвета, то есть хода не было, и она решила пойти за конфетами в подвальчик за углом.
Следует обратить внимание, что мысль о конфетах забивала все другие эмоции Дианы, словно блокировала их. Выходя из пирожковой, она почувствовала тяжесть массивной двери и то, с каким напряжением ей пришлось тянуть на себя дверь за большую круглую ручку. Такие мелкие детали отмечались непроизвольно. Вышла, повернула за угол на улицу Некрасова… Странно: того маленького полуподвального магазинчика не было! Зато было огромное здание из серого пористого материала с большими, сверкающими чистотой окнами. И вывеска барельефного типа: «Строительные материалы». Но никогда не было там магазина строительных материалов!
Диана решила еще раз зайти в домовую кухню. Для этого надо было снова перейти улицу Некрасова, где должно было быть угловое кафе, куда они иногда ходили обедать. Кафе тоже не было! Вместо него опять стояло красное пятно. Диана растерянно оглянулась…
Мгновенный провал — и она опять оказалась у новой «Пирожковой», откуда смотрит на ту сторону Литейного, где, замечу, шел транспорт и ходили люди. Что делать? Перешла улицу и очень осторожно, ожидая подвоха, пошла искать конфеты в другие места. Страха не было, только потом пришла запоздалая мысль: а если б она не оглянулась? Долго ли бы продержался энергетический канал в другой мир? Успела бы она вернуться? Или осталась бы записью в графе милицейской сводки: «Ушла за конфетами на час и не вернулась»? Может, так иногда и пропадают люди?
Дальше она без помех выбралась из этого «бермудского перекрестка», купила первые попавшиеся конфеты, но, правда, неделю или чуть больше слегка заикалась. При сильном волнении это может случиться иногда и сейчас, спустя почти два десятилетия.
Загадочный недуг поражает только воров
Виртуальные видения
А вот еще несколько историй из ее астрального опыта.

…Поездка в метро. Близится станция, на которой Диане выходить. В этот момент перед ее глазами появляется женская рука. Только рука, до локтя. Ее можно хорошо рассмотреть. Рука немолодой женщины, смуглая кожа, уже потерявшая нежность и гладкость молодости. Наверное, лет за сорок. На запястьях тонкие золотые кольца, на пальцах тоже кольца, к одному из колец прикреплен край нежно-голубого сари. Очевидно, что это была рука индианки. Рука простерта ладонью вниз…
Из любопытства Диана мысленно прикоснулась пальцем к этой руке. И немедленно кисть женщины стала искать в окружающем пространстве источник прикосновения, а в голове Дианы требовательно и настойчиво звучал вопрос: «Кто это? Кто это?» Может, вопрос звучал и не по-русски, вряд ли в далекой Индии так распространено знание русского языка, но для Дианы это звучало понятно и отчетливо: «Кто это?» Она уже шла на эскалатор, а рука всё искала источник прикосновения. Диана не только думать, дышать перестала, испугавшись такой реакции. Раза два рука прошла через ее голову. Диана отключила все мысли, съежилась. «Что было бы, если б рука меня нашла? — задавалась она потом много раз вопросом. — Удар? Поражение сознания?..»
Еще из той же серии виртуальных видений.
…Перед глазами Дианы бежит длинная белая лента, такая, как на телеграфных бланках. Никто ни о чем не спрашивает, ничего не показывает. Только бегущая лента. Зачем-то она опять, мысленно ткнула в эту ленту пальцем… И сразу с двух сторон наступает отчетливо понимаемая ею растерянная тишина. И еще она осознает, что прервала ментальное общение на высоком уровне. Подобную ленту она видела в самом начале, когда только начала знакомиться с Тонким миром. Только лента была не пустая, по ней с огромной скоростью неслась человеческая фигура, словно передавалось изображение некой персоны.
Потом-то, с накоплением опыта путешествий в астрале, Диана Алексеевна нашла объяснение некоторым особенностям своего восприятия Тонкого мира.
«Безлюдность и серость „тамошнего“ окружающего мира и то, что на знакомых местах стоят другие здания, можно объяснить свойством сопровождающего луча, в который, допустим, вы попали, — писала она мне. — Сравните луч от фонарика, которым вы можете сопровождать, к примеру, исследуемого таракана. Луч изолирует таракана от окружающей действительности, и он видит лишь освещенное ограниченное пространство. Точно так же нечто энергетически изолировало меня от жизни на улицах.
Иногда я видела туннель, освещенный лучами света, и там работали некие существа или роботы, как будто в скафандрах. Они грузили какие-то бруски на прямоугольные поддоны, и те уплывали по транспортеру вдаль. Тоже какой-то другой мир, где происходили процессы труда».
Еще воспоминание на тему об энергетическом луче.
Однажды Диана возвращалась с работы. Вышла из метро на станции «Дыбенко». Надо было переходить улицу с трамвайными путями. Как только по зеленому свету светофора она ступила на проезжую часть, ее сзади накрыло, как бабочку сачком, непрозрачным серовато-желтым полем. Окружающий мир исчез, и ей пришлось идти в этом пузыре. Он был упругий: она шла как по батуту — шоссе под каблуками пружинило, ноги передвигались, преодолевая некое сопротивление поля. Ощущение, словно идешь по колено в воде. Страха у нее не было, только мысль, чтобы не споткнуться о рельсы, которые обязательно должны были быть.
Поле исчезло, как только она перешла дорогу. Как это могло выглядеть со стороны, сказать не может. Чье поле — не знает. Возможно, ее предохранили от наезда мчащейся автомашины или от падения на дорогу, сказать наверняка она не может. Просто было ощущение защиты от чего-то неприятного.
«Что мы вообще понимаем под Тонким миром? — размышляла она в очередном письме мне. — Мир нематериальный или тонкоматериальный? Мир энергетических существ, порой невидимых, но осязаемых: мы чувствуем их прикосновения или сами можем мысленно прикасаться. Или это способ общения на более тонких энергиях?
Помню разговор со своим Наставником из Тонкого мира о возможностях телепортации. Мне объяснили, что ничего из прошлого или из других мест нельзя перемещать, даже мелкий камушек, ибо это может вызвать нежелательные изменения в настоящем. Здесь нужен очень тонкий расчет, который доступен лишь немногим, чтобы последствия таких деяний не оказали опасные или вредные воздействия».
Диана Алексеевна продолжает свои невольные исследования, и бог знает, какие ещё открытия ей и нам предстоят!

 

 

Ответ #36: 31 08 2011, 17:42:09 ( ссылка на этот ответ )

Феномен Константина Леонтьева

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в селе Кудинове Мещевского уезда Калужской губернии. Его отец, Николай Борисович Леонтьев, - дворянин средней руки, мать же, Феодосия Петровна, происходит из старинного дворянского рода Карабановых. Константин – младший, седьмой по счету ребенок в семье Леонтьевых. 

Духовный мир Леонтьева с самого раннего детства был обвеян религиозными переживаниями, - но они хотя и затрагивали глубину души, все же преимущественно были обращены к "внешним формам" церковной жизни, как он признавался сам в письме к В.В. Розанову. 

Еще мальчиком, Константин Николаевич полюбил богослужения, эстетически жил ими, - и как раз эстетическое восприятие церковности, эстетическая обращенность к Церкви были выражениями внутренней цельности, хотя и не критической, но подлинной. 

Леонтьев не дышал в детстве воздухом отравленной секуляризмом культуры. Он впитал в себя все содержание культуры под эгидой эстетического любования Церковью, еще не думая о внутренних диссонансах в культуре. 

Для мыслителя навсегда соединились в воспоминаниях мать и красота родового дома с чистыми, щеголеватыми покоями, тишиной, книгами, комнатой матери (которую украшали портреты семерых детей) с видами на пруд и великолепный сад. 

Образ России в пору его дипломатической деятельности поддерживался в нем этими воспоминаниями. 

Сочинения К.Н. Леонтьева, в которых немало описаний великолепной природы, питались детскими впечатлениями о Кудинове, куда он не раз возвращался после заграничной и столичной работы. 

В 1851 г. Леонтьев пишет свое первое произведение, комедию “Женитьба по любви”. После этого К.Н. знакомится с И.С. Тургеневым, который дает ему положительный отзыв о пьесе. Однако она не была опубликована, т.к. ее не пропустила цензура. 

В 1868 году была опубликована его статья “Грамотность и народность”, получившая одобрение посла Н.П. Игнатьева, известного славянофила. В это же время Леонтьев много работает над обширной серией романов “Река времен”, которая охватывала русскую жизнь с 1811 по 1862 годы. Большая часть рукописей была позднее уничтожена им. 

Через год Леонтьев был назначен консулом в албанский город Янину, климат которого, однако отрицательно сказался на его здоровье, так что он был вновь переведен в Салоники. В этот момент Леонтьева, сделавшего блестящую дипломатическую карьеру, готовили к должности генерального консула в Богемии. Однако в 1871 году происходит событие, которое имело определяющее значение для последующей жизни Леонтьева. В июле Леонтьев внезапно заболевает болезнью, которую он принял за холеру. Когда смерть казалась уже неминуемой, он внезапно увидел икону Божией Матери, которую ему подарили афонские монахи. К.Н. поклялся перед ней, что в случае выздоровления, он примет монашаство. Через два часа он почувствовал облегчение. 

Сразу после того, как он болезнь отступила, Леонтьев отправился верхом через горы на Афон, где он оставался до августа 1872 года. К.Н. собирался исполнить свое обещание и стать монахом, но его афонские духовники отговорили его от такого поспешного шага. 

В 1872-1874 гг. Леонтьев живет в Константинополе и на о. Халки, - этот период его жизни был весьма плодотворен. Прежде всего в эти годы Леонтьев раскрывает себя как публицист (“Панславизм и греки”, “Панславизм на Афоне”). К этому же времени относится его знаменитая работа “Византизм и славянство”, а также роман “Одиссей Полихрониадес”. 

В 1874 году Леонтьев возвращается в родное Кудиново и находит его в большом запустении. В августе Леонтьев совершает первую поездку в Оптину Пустынь, где встречается со старцем о. Амвросием, к которому имел письмо от афонских монахов, и знакомится с о. Климентом Зедергольмом. 

В ноябре 1874 г. Леонтьев становится послушником Николо-Угрешского монастыря под Москвой, но уже в мае 1875 г. снова отправляется в Кудиново. 

В 1879 году Леонтьев едет в Варшаву, где становится сотрудником газеты “Варшавский дневник”. В газете он публикует ряд статей, преимущественно на общественно-политические темы. Год спустя провинциальное издание, которое благодаря Леонтьеву, стало известно в столицах, оказывается в затяжном финансовом кризисе, так что К.Н. вынужден оставить работу в нем. 

В ноябре 1880 года Леонтьев поступает на службу в Московский Цензурный Комитет. В должности цензора Леонтьев прослужил шесть лет. 

В это время Леонтьев писал сравнительно мало (роман “Египетский голубь”, статьи “О всемирной любви”, “Страх Божией и любовь к человечеству”). В 1885-86 гг. выходит в свет его сборник его статей “Восток, Россия и Славянство”. 

В 1883 году Леонтьев знакомится с Владимиром Соловьевым. Осенью 1887 года Леонтьев переезжает в Оптину Пустынь, где снимает у ограды монастыря двухэтажный дом. В этот дом Леонтьев перевозит старинную мебель из своего родового имения и свою библиотеку. Здесь он принимает гостей. 

В начале 1890 года у него в гостях был Л.Н. Толстой, который провел у него два с половиной часа, ушедших на споры о вере. 

В Оптиной он пишет такие работы, как “Записки отшельника”, “Национальная политика как орудие всемирной революции”, “Анализ, стиль и веяние” и др. 

23 августа 1891 года в Предтечевом скиту Оптиной пустыни Леонтьев принял тайный постриг с именем Климента. 

После этого, по совету о. Амвросия, он покинул Оптину и переехал в Троице-Сергиев Посад. 

12 ноября 1891 года Константин Николаевич скончался от пневмонии и был похоронен в Гефсиманском саду Троице-Сергиевой Лавры близ храма Черниговской Божией Матери. 

Источник:      Краткая биография К.Н. Леонтьева


Византизм и славянство Константина Леонтьева

Мировоззрение Леонтьева представляет очень своеобразное сочетание эстетизма, натурализма и религиозной метафизики. Очень близко примыкая к славянофилам, будучи открытым и прямым последователем Н.Я. Данилевского, он вместе с тем, в некоторых вопросах, значительно отклонялся от них (особенно это сказалось в политических вопросах). Философ не только не был в них славянофилом, но и заявлял о бессодержательности племенной связи самой по себе. В России он вовсе не видел чисто славянской страны. "Бессознательное назначение России не было и не будет чисто славянским", - отмечал мыслитель. 

В отличие от Ф.И. Тютчева, чьи историософские построения основаны на теории мировых монархий, К.Н. Леонтьев использовал терминологию Н.Я. Данилевского, писавшего о культурно-исторических типах, упрекал его в забвении византийского. Эстетическое и религиозное отталкивание Леонтьева от современной Европы с ее уравнительными тенденциями, с ее отречением от своего собственного великого прошлого, - все это слагалось в единое и последовательное мировоззрение. 

Его влекла лишь красота и сила, и он убегал от Европы к миру, где верил, что еще возможно подлинное развитие и цветение. У Леонтьева нет и тени того культа племенного своеобразия, которое мы видели у Данилевского. Наоборот, племенная близость сама по себе еще ни к чему не обязывает. "Любить племя за племя, - пишет он в одном месте, - натяжка и ложь". 

Борясь против этого племенного принципа в славянофильстве, философ доказывал неопределенность и малоплодовитость славянского гения и настаивал на том, что Россия всем своим развитием обязана не славянству, а византизму, который она усвоила и несколько дополнила. 

В тоже самое время Леонтьев призывает сохранить целость и силу русского духа, чтобы "обратить эту силу, когда ударит понятный всем, страшный и великий час на службу лучшим и благороднейшим началом европейской жизни, на службу этой самой "великой старой Европе, которой мы столько обязаны и которой хорошо бы заплатить добром". В соответствии со своим пониманием законов исторического развития, Леонтьев сознательно боролся с идеями эгалитаризма и либерализма. 

Его философия истории оформилась в работе "Византизм и славянство" (в значительной мере под впечатлением книги Н.Я. Данилевского "Россия и Европа"). Свою концепцию мыслитель называл органической, а о методе ее говорил как о перенесении идеи развития из "реальных, точных наук... в историческую область". 

Философский трактат "Византизм и славянство" - самое знаменитое произведение К.Н. Леонтьева. При жизни Константина Николаевича она публиковалась трижды: в 1875г., а затем в 1876 и 1885 гг. Сам мыслитель придавал этой работе очень большое значение и ожидал, что этот трактат его прославит. Однако при жизни философа это мечтание не сбылось. В разное время о "Византизме и славянстве" высказывались многие известные люди, в том числе историк М.П. Погодин и философ В.В. Розанов, однако на протяжении нескольких десятилетий главный труд Леонтьева оставался фактически невостребованным и почти незаметным. По настоящему "заметили" и оценили его лишь в разгар Серебряного века. 

Актуальным же импульсом философско-исторических построений Леонтьева является его реакция на современное состояние европейской цивилизации, свидетельствующее о "разрушительном ходе современной истории". Свою позицию он определяет как "философскую ненависть к формам и духу новейшей европейской жизни". 

Общие принципы леонтьевской историософии философ проверяет на Европе, на проблемах России, но тут в чисто теоретические анализы привходит уже "политика", - т.е. вопросы о том, что нужно делать или чего надо избегать, чтобы не оказаться на путях увядания и разложения. В критике современной Европы он выделяет два основных тезиса: с одной стороны - демократизация, а с другой - проявление "вторичного упрощения", то есть явные признаки увядания и разложения в Европе. 

Еще резче и настойчивее у него эстетическая критика современной культуры. В ней Леонтьев углубляет и заостряет то, что было сказано о "неустранимой пошлости мещанства" А.И. Герценом (которого мыслитель чтил именно за эту критику). Он в одном месте говорит: "Будет разнообразие, будет и мораль: всеобщее равноправие и равномерное благоденствие убило бы мораль". 

Для красоты цветущей сложности одинаково губительны и социализм, и капитализм, ибо один откровенно провозглашает социальное равенство, другой ведет к уравнительности потребностей, вкусов, околокультурных стандартов. Коммунистическое равенство рабов и буржуазное сползание в массовую культуру - это смесительное упрощение, свидетельствующее о разложении, гниении, старении органического целого. 

В гибнущих, деградирующих обществах, по наблюдению Леонтьева, меняется психология людей, гаснет энергия жизнедеятельности, падает, как говорил столетие спустя его последователь Лев Гумилев, пассионарность. Империи гибнут при внешне благополучных условиях, при какой-то расслабленности властей и народа. 

Философ чувствовал приближение грозы над Россией, хотя и знал, что ей еще далеко до исчерпания своего срока жизни. Возраст России он, как и впоследствии Л.Н. Гумилев исчислял от Куликовской битвы, от года объединительной миссии преподобного Сергия Радонежского. 

Но особенно полной для осознания мировоззрения философа является его статья "Грамотность и народность", написанная в 1869 году и опубликованная в "Заре" в 1870-м году. Чем же можно объяснить отсутствие этой работы в многочисленных переизданиях Леонтьева, относящихся к 90-м годам XX века? Видимо, пугающим представляется необычное содержание статьи. Он в ней указывает, сколь разрушительное воздействие может оказать просвещение (даже в простейших, "ликбезовских" формах) на культурно-исторические устои, хранителем которой является народ. 

Один из путей спасения России Леонтьев связывал и с разрешением Восточного вопроса и занятием Константинополя. Именно с этим городом были сопряжены заветные, "безумные мечты" той части русского общества, которая видела Россию наследницей Византии. Он, также как и Ф.И. Тютчев, разделяет "староримский" и "византийский" тип, подобно тому, как поэт разделял Римскую и Византийские империи. Подобные мессианские настроения великолепно отразил Ф.И. Тютчев в стихотворении с символическим названием "Русская география". 

Захват Константинополя должен был явиться ключевым моментом для осуществления проекта Леонтьева. Его суть состояла не только в изгнании турок из Европы, не столько в эмансипации, сколько в "развитии своей собственной оригинальной славяно-азиатской цивилизации". Фундаментом нового культурно-государственного здания должно было стать формирование восточно-православной политической, религиозной, культурной, но ни в коем случае не административной конфедерации славянских стран. Именно эта конфедерация должна была обеспечить "новое разнообразие в единстве, все славянское цветение" и в тоже самое время стать оплотом против западного европеизма. 

В ходе разработки конкретных планов, ситуаций и конкретных результатов будущей войны за Царьград Леонтьевым ставятся и анализируются многочисленные проблемы, так или иначе связанные с устранением угрозы со стороны "космополитического рационализма" (революционизма) и с условиями осуществления идеального славизма. 

Его рассуждения и мысли о Константинополе нельзя воспринимать только с узкоутилитарных позиций. Здесь важна сама идея, позволяющая оценить характер его эстетических, исторических и философских взглядов. Россия же, как считал Леонтьев, еще не достигла периода культурного рассвета. Поэтому влияние западных уравнительных идей может оказаться для России смертельным ядом, который погубит ее прежде, чем она сумеет найти самое себя. 

В этой связи философ бесстрашно защищает суровые меры государства, становится "апологетом реакции", воспевает "священное право насилия" со стороны государства. Он отмечает: "Свобода лица привела личность только к большей безответственности", а толки о равенстве и всеобщем благополучии - это "исполинская толщина всех и все толкущая в одной ступе псевдо-гуманной пошлости и прозы".

Источник: 
КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ: ФИЛОСОФ, ЭСТЕТ, ГЕОПОЛИТИК И МОНАХ

Леонтьев: мистик и философ
 

Очень сложная, богатая чувствами и событиями жизнь Леонтьева все же поражает своим единством. Большой простоте, почти схематичности тех тайных сил, которые, проходя через всю его жизнь, вызвали развязку трагедии, соответствует пестрота его явной, действительной жизни. 

И долго будет казаться, что отдельные ее периоды, отдельные нити его судьбы совсем различны и несвязуемы между собой. Катастрофично, скачками идет его жизнь, и в то же время ее отдельные периоды и чувства длительны и медленны. 

Такое психическое богатство, разумеется, ценно уже само по себе. 

Леонтьев был врачом, консулом, цензором, помещиком, публицистом и монахом — в таком разнообразии профессий нельзя найти служения идее в том смысле, в каком находят его у общественных деятелей, выразителей какого-нибудь заранее принятого мировоззрения.

Менее, чем кто другой, Леонтьев хотел примыкать к какой-нибудь идейной традиции, оставаясь искателем истины и с редким любопытством принимая испытания и перемены. 

Разнообразие жизненных впечатлений Леонтьева очень затрудняет доступ к его идейному творчеству.

Но как славянский вопрос служит только примером для его очень отвлеченных метафизических мыслей, точно так же пестрота чувства оказалась узором, необходимым для того, чтобы в нем ясно выделились основные линии его жизненной идеи. 

Как будто теряясь в разнообразии, он сумел выразить трансцендентную сущность своей души с таким единством, которое было бы недоступно кабинетному мыслителю-профессионалу.

Единство и жизненное воплощение — вот еще черта, редко встречающаяся у современных людей, которые спешат как можно скорее устроить свою жизнь по данному типу. 

Идея Леонтьева выразилась в трех проблемах, которые сменяют друг друга со странной для живой жизни логической последовательностью и которые совпадают вместе с тем (едва ли случайно) с тремя различными периодами его жизни. 

Поэзия, философия, религия — такова последовательность областей, которых коснулся Леонтьев в своем творчестве. 

Мучительная молодость с неосуществимо острыми чувствами и требованиями, затем период земного счастья, осуществленного с исключительной полнотой, внезапный кризис и наконец все надвигающаяся необходимость отречения и покорности — таковы душевные периоды, во всем сохраняющие связь (нелегко уловимую, но всегда чувствуемую) с логическим ходом мысли Леонтьева. 

Впрочем, едва ли может быть названа логической та триединая формула, которая прошла и через его жизнь и через его мысль. В ней сверхлогическая убедительность, а главное — сверхлогическая катастрофичность. 

Как нельзя было ожидать счастья после периода чувств, неутолимых принципиально, так невозможно думать, что его «демонический» эстетизм, вполне свободный от христианских примесей, приведет к православию, принятому с полной отреченностью и редкой убедительностью. 

Кризис, за которым блеснет внезапно, но уже победно и ослепительно, антиномия всему прежнему, отрадная любовь к тому, что казалось враждебным и невозможным, — вот факт, бесспорно присущий ходу жизни и ходу мысли Леонтьева. 

Источник:      Б. А. ГРИФЦОВ "Судьба К. Н. Леонтьева"

 

 

Ответ #37: 31 08 2011, 18:10:47 ( ссылка на этот ответ )

Василий Розанов и его «непричесанная мысль»

Василий Васильевич Розанов родился 2 мая 1856 года в семье лесника. В 1861 году отец Розанова умер, и семья переехала в Кострому, где в это время в гимназии учится старший из братьев и сестер Василия - Николай. 

Николай, окончив гимназию, уезжает учиться в Казанский университет. Вскоре умирает и мать. Перед смертью она просила Николая Васильевича помочь получить гимназическое образование Василию и его младшему брату - Сергею. В 14 лет Розанов становится сиротой.

В 1893 году Розанов переехал в Петербург. Здесь-то и начинается поистине эпический подвиг "коллежского советника Василия Васильевича Розанова, пишущего сочинения" - восстание против всей системы византийско-европейской цивилизации с ее законами, правилами, ценностями, моралью и "общественным мнением". 

Утверждение и освящение связи пола с Богом есть, по Розанову, сокровенное ядро Ветхого завета и всех древнейших религий. Во всяком случае, именно отсюда выводит Розанов святость и неколебимость семьи в Ветхом завете и иудаизме; отсюда же - и благословение жизни и любви в язычестве, примирившем человека со всем универсумом. 

Однако цивилизации христианского номинализма Розанов противопоставил не молчание, а слово, - всегда личное, всегда свое, крепко укорененное в "святынях жизни". Человек, несмотря на космоцентризм, не теряется в мироздании, он включен "в порядок природы, и точка этой включенности и есть пол, как тайна рождения новой жизни". Пол, по Розанову, и есть наша душа. 

Пол для него - это вовсе не функция и не орган. Отношение к полу как к функции, говорит он, есть разрушение человека. 

Для Розанова - именно человек священен, и, прежде всего, младенец, пришедший в мир, а цивилизация, которая разрушает семью, подтачивает и себя самое. 

В "Русском вестнике" за 1891 году вышла статья Розанова "Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского", которая сыграла исключительно большую роль как в судьбе самого писателя, так и в литературной критике России. В 1894 году, Розанов поспорил в печати с Вл. С. Соловьевым, с которым его связывали странные отношения. Розанов выступил со статьей, в которой разграничивал свободу и терпимость. 

"Дух церкви нашей, - писал Розанов, - есть, несомненно, дух свободы, высочайшей, не осуществимой на земле..., но она допускает свободу лишь при условии слияния с собой, а не свободу смести с лица земли эту святыню". 

Надо заметить, что "ретроградная" позиция Розанова по поводу свободы совести уже через пять лет изменит свой знак на прямо противоположный. Соловьев мгновенно парировал удар Розанова, опубликовав статью под хлестким названием "Порфирий Головлев о свободе и вере". 

Октябрь 1917 года выбил из-под ног В. В. Розанова почву. "Апокалипсис нашего времени" - повествование о хозяйственном и моральном развале России. Розанов потрясен услышанным рассказом о том, что один "серьезный такой старик" выразил пожелание, чтобы с бывшего царя сорвали кожу "ленточка за ленточкой". 

Последние письма Розанова трагичны. Именно в это время его волнуют не только судьбы родного народа, но человечества в целом. "...Явно мир распадается, разлагается, испепеляется... 

Это так страшно, так ново, особая космогония Христа или точнее полная космичность, что мы можем только припомнить, что в предчувствиях всех народов и р(елигий) действительно полагается, что "миру должен быть конец", что "мир несовершен"...

Христос уносит нас в какую-то Вечную ночь, где мы будем "с Ним наедине". Но я просто пугаюсь, в смертельном ужасе, и говорю: я не хочу". 

Измученного, постоянно мечущегося в поисках работы и средства для пропитания семьи, Розанова разбил инсульт. Деньги, отправленные А.М. Горьким из-за границы на поддержание угасающих сил писателя, пришли с опозданием. 

Розанов оставался писателем и на смертном одре - сам торопился сказать о том, как он умирал, старался опередить те слухи, которые поползут по Москве и Петербургу в первые же дни после похорон. 

Младшая дочь Розанова писала: "Перед смертью он причастился, но после сказал: "Дайте мне изображение Иеговы". Его не оказалось. "Тогда дайте мне статую Озириса". Ему подали, и он поклонился Озирису... Буквально всюду эта легенда. 

Из самых разнородных кружков. И так быстро все облетело. Испугались, что папа во Христе умер и перед смертью понял Его. И поклонился Ему. 

Последние дни я, 18-летняя, легко переносила его на руках, как малого ребенка. Он был тих, кроток. Страшная перемена произошла в нем, великий перелом и возрождение. Смерть его была чудная, радостная. 

Вся смерть его и его предсмертные дни были одна Осанна Христу. Я была с ним все время и дни его болезни, и в его последние дни. Он говорил: "Как радостно, как хорошо. Отчего вокруг меня такая радость, скажите? 

Со мной происходят действительно чудеса, а что за чудеса - расскажу потом, когда-нибудь". "Обнимитесь вы все... Поцелуемся во имя воскресшего Христа. Христос воскрес". Он 4 раза по собственному желанию причастился, 1 раз соборовался, три раза над ним читали отходную. Во время нее он скончался. 

Он умер 23 января старого стиля, в среду в 1 час дня. Без всяких мучений..."

Соборовал его отец Павел Флоренский. Похоронили В. Розанова рядом с могилой К. Н. Леонтьева, в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. 

_____________________________________________________

Труды и дни Василия Розанова
 
Поздние книги Розанова "Уединённое" (1912), "Смертное" (1913) и "Опавшие листья" (ч. 1-2, 1913-1915) представляют собой собрание разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов, объединённых по настроению. 

Существует мнение, что в это время философа переживал глубокий духовный кризис, не находивший разрешения в безоговорочном принятии христианских догматов, к которому Розанов тщетно стремится; следую этому воззрению, итогом мысли Розанова можно считать пессимизм и "экзистенциальный" субъективный идеализм в духе С. Кьеркегора (отличающийся, однако, культом индивидуальности, выражающей себя в стихии пола). 

Подверженный этому пессимизму, в набросках "Апокалипсис нашего времени" (1917) Розанов с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, полгая её трагическим завершением российской истории. 

По словам одного из критиков, "Розанов был переполнен самим собой" и потому в читателе как бы не нуждался. В "Уединенном" Розанов формулирует и свое отношение к религии. Оно напоминает отношение к христианству Леонтьева, а именно отношение к Христу как к личному Богу. 

До 1911 года никто не решился бы назвать его писателем. В лучшем случае - очеркистом. Но после выхода "Уединенное", его признали как творца и петербургского мистика. 

_______________________________________________________
Задумчивый странник - загадка Розанова
 
"На мне и грязь хороша, потому что это — я". Такое мог написать только один человек — Василий Васильевич Розанов.

Зинаида Гиппиус назвала Розанова "задумчивым странником", и это, пожалуй, лучше всего характеризует писателя, столь непохожего на всех остальных. Он был именно духовным странником, всячески стремившимся не связывать свою мысль литературными пристрастиями, а тем более — политическими направлениями.

Искра Божья никогда не угасала в его душе, и Розанов, будучи глубоко религиозным человеком, называл христианство "религией мертвых", а самих христиан — "людьми лунного света". Он хотел "дополнить" христианский аскетизм эротическими божествами Востока, что вызывало естественный протест не только среди церковников, но и всей русской интеллигенции. 

Но Розанову ближе был Ветхий., чем Новый, Завет, с его библейскими патриархами, тучными стадами и пышными женами. 

Он пытался их объединить в одно учение, словно забывая о невозможности этого. 
"Церковь сказала "нет", — запишет он позднее в "Опавших листьях". — Я ей показал кукиш с маслом. Вот вся моя литература". 

В этих словах — "ключ" к разгадке "тайны" Розанова, который не только к литературе, но и к жизни вообще подходил с мерками религиозности и мучился тем, что его религиозность не совпадает с ортодоксальной. 

Источник: А.Колодин "ЗАДУМЧИВЫЙ СТРАННИК"

 

 

Ответ #38: 31 08 2011, 21:19:10 ( ссылка на этот ответ )

МИСТИКИ ПЕТЕРБУРГА: Петр Демьянович Успенский - биография

Русский мистик, ученый-самоучка. Был исключен из школы за неуспеваемость. Самостоятельно изучал философию, физику и математику. Исследовал проблемы времени и вневременных явлений. 

В 1907 г., работая журналистом в московской газете "Утро", увлекся теософией. 

В 1908 г. предпринял журналистскую поездку на Восток в поисках мистических откровений и видений. Посетив в Индии йогов, пришел к выводу, что оккультная мудрость заключается в активной деятельности, а не в созерцании, что привело его к идеологии мистических сект ислама. 

В 1913 г. Успенский предпринял новую поездку в Индию, где в Адьяре жил в штаб-квартире Теософского общества. В Адьяре он познакомился с немецким мистиком Германом Кезерлингом, с которым решил объединиться и создать собственное мистическое общество. Однако этим планам помешала I мировая война. 

Весной 1915 г. Успенский познакомился с Г.Гурджиевым, вскоре став его учеником и помощником. 

В октябре 1916 г. Успенского призвали в армию. После февральской революции 1917 г. Успенский вновь примкнул к группе Гурджиева и отправился с ним в Ессентуки. Оставшись с приходом красных войск в Ессентуках, он работал библиотекарем до прихода армии Деникина. Успенский стал советником майора Пайндера, главы Британской экономической делегации. Отступая с белыми войсками, в марте 1920 г. Успенский прибыл в Константинополь. Туда же вскоре приехала и группа Гурджиева. 

В августе 1921 г. Успенский перебрался в Лондон. Под влиянием распространившихся в Европе идей Р.Штейнера в области образования Успенский сформировал собственную педагогическую теорию, согласно которой приобрести эзотерические знания невозможно без приобщения к истинной педагогической традиции. Согласно теории Успенского, истинную мудрость невозможно приобрести через самообразование, так как для ее получения недостаточно словесной формы передачи, необходимо мистическое воздействие личности учителя и специальные упражнения. 

В 1941 г. Успенский, предвидя распространение II мировой войны на всю Европу, переехал в США, поселившись в Нью-Йорке. 

Автор книг "Странная жизнь Ивана Осокина", "В поисках чудесного", "Новая модель Вселенной", "Четвертый путь", "Психология и космология возможного развития человека", "Совесть: поиск истины", "Внутренний круг. О "последней черте" и сверхчеловеке", "Терциум органум. Ключ к загадкам мира.", "Искания новой жизни". 

Источник: Дмитрий Таевский. "История религии."
Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась! О. Генри. Дары волхвов

 

 

Ответ #39: 31 08 2011, 22:46:59 ( ссылка на этот ответ )

Евгений Иванов - загадки биографии или Дневник мистической жизни

Детский писатель. Член Петроград­ского Религиозно-Философского Общества и «Вольфилы». Арестован 11.12.1929, освобожден под подписку о невыезде 03.04.1929, приговорен к 3 годам высылки в Северный край. В ссылке в Великом Устюге до 1932. После освобождения вернулся в Ленинград; работал счетоводом, рабочим, кассиром в Консерватории.
Есть люди, судьба которых - быть в истории тем, что называется "спутники великих". 

Е. П. Иванова (1879-1942) знают прежде всего как лучшего друга А. Блока, который сказал однажды: "От того, что живут на свете такие люди, жить легче: в них - опора". 

Сам Е. Иванов понимал свое положение "около" и даже (в предсмертные уже годы, когда начал писать воспоминания) обратил свои инициалы Е.П.И. в криптоним, прочитанный как одно из значений греческого предлога "около". 

Вот только "эпигоном" назвать его было бы неправильно. Он был не из тех, кто подражает, а из тех, кто порождает новые идеи и новые образы, но - признак дилетантизма - никогда ничего не доводит до конца. 

Мать Иванова происходила из старообрядческой семьи "федосеевского согласия". Рано скончавшийся отец (незаконный сын писателя А. К. Жуковского) был, по-видимому, глубоко религиозным, но мало-церковным человеком. Эта семейная особенность, с одной стороны, привила Евгению Павловичу "бытовое благочестие", а, с другой стороны, как бы законсервировала его душу до времени, с тем, чтобы в юности она была открыта тому, что называется "религиозными исканиями". 

На рубеже веков он, как самые чуткие из современников, живет ожиданием нового слова, которое должно преобразить мир. Его кумирами становятся Д. С. Мережковский и В. В. Розанов (тогда еще Иванов воспринимал их как полных союзников). Он серьезно изучает русский народный эпос и - современное сектантство (хлыстовство), в котором, как ему видится, хранится древнее славянское "двоеверие". Из этой "путаницы" (собственное позднейшее выражение Иванова) он вышел постепенно к жизни в Православной Церкви. 

Петербург для Иванова - город Всадника. (Или Всадников - это и Медный Всадник, и Всадники Апокалипсиса.) Этой теме посвящено единственное более или менее известное произведение Иванова - его этюд "Всадник. Нечто о городе Петербурге" (1907).

Иванов понимал, что со стороны он выглядит юродивым (это отразилось в его позднейших воспоминаниях о Блоке). Да и как еще могли назвать этого рыжего человека, буквально пролетающего по стогнам града Петрова? 

Внучатый племянник Иванова А. Плюшков (Угрюмов) вспоминал, обращаясь к старым петербуржцам: "В 1905-1912 гг. вы могли встретить в Петербурге на Загородном, Невском или на какой-либо иной улице несшегося и ничего не видевшего вокруг себя человека с развевающимися из-под черной шляпы рыжими волосами с выпученными глазами и огненно-рыжими усами и бородой. Это был Евгений Иванов и его "египетский шаг"" ... 
___________________________________________________________________
Евгений Иванов - Дневник мистической жизни

Главный текст жизни Иванова - это его дневник. Он вел его с юношеских лет (от времени "первой любви") и до начала ленинградской блокады. Самоанализ здесь - очень жесткий. 

В личности автора дневника видны ощущение призванности и признание собственной греховности, беспомощности. 

Главная боязнь - стать "куклой-пустышкой", боязнь осквернить святыню. Самое уничижительное слово в самообличение: "сочинитель". 
Тот, кто не живет, а все "сочиняет".

О строгости к себе свидетельствует, например, такая запись 1911 года: " 12 января. Не знаю, что со мной. Такой упадок сил духа, что просто ах! Пропади пропадом. Скверно, душа немеет. Я нашел себе название "Мистический кокет""

Чрезвычайно важна для понимания самоощущения Иванова и его повседневного "исповедничества" запись от 17 февраля 1907 г. (это, как постоянно у Иванова, не просто дневниковая запись, но набросок статьи):

"С тяжелым чувством я выступаю в защиту того, что защищаю. И тяжело мне от ощущения тяжести глядящих на меня тяжелых взглядов, негодующих справедливым негодованием. Говорю негодующих справедливым негодованием, ибо тот, кем кажусь я, хоть слово одно промолвивший в защиту Церкви и имени Бога, достоин всякого человеческого негодования, и негодование на него справедливо. 

Вот почему тяжело человеку в наше время говорить о Боге, о Христе и о Церкви Его, ибо в наше время Церковь не стала ли перед самим Богом местом всякой мерзости людской и не осталось ли место святое ныне пустым и преиспол всякою мерзостью.

Знаете, до того опозорило Церковь господствующих имя свое, что и разговаривать о попах и о Церкви считается нынче делом пустым, ненужным, ибо и попов и Церковь почитают за ничто, и если они есть, то есть как ничтожное, как нечто такое, о чем и разговаривать-то не стоит, ибо известно, что это дрянь.

Свою "миссию" петербургский мистик видел в пробуждении в людях детской веры и любви к Богу. В Великую среду 1904 года он записал прямо на улице (по-розановски) и потом в храме:

" 24 марта (Театр Улица)

Я бы хотел быть той силою, которая рождает жажду Боговидения, Богослышания.
У нас равнодушие к Богу царит, оттого мы и не хот его глазами видеть, ушами слышать.
И слышал я молитву в себе великую и кто научил меня ей?

Блаженные плачущие, ибо счастлив тот, кто может еще плакать, а не глуха пустота душу захватыв его. Блаженн кроткие, ибо кто же ныне кроток.

К эсхатологической теме в Дневнике примыкают зарисовки из петербургских впечатлений.

Так, в одной из ранних тетрадей появляется небольшая сценка, которую можно было бы по-блоковски назвать "Страшный мiр" (но Блок, заметим, гораздо позже всмотрелся в лик этого "страшного мiра" и, может быть, не без помощи своего друга). Для Иванова - это "апофеоз" Петербурга-Вавилона. 

"21 марта . Возвращаясь сегодня из Университета, я видел на Семеновс плацу своего рода апофеоз. Было дело днем, весенн погода. небо довольно холодное с облаками, но синева видна, все-таки весенняя. 

А на плацу лужи, лужи и грязь топкая с ухабами от нерастаявшего снега.

По плита от Николаевской, нелег проехав здесь бегов, ехал извозчик, "шашкой" как-то описывая вензеля, а на извозч 2-ое фабричны мальчиков лет 15-и 16-и пьяные, бледные, болезнен на вид в одних пиджачках, и у них на коле девочка лет 8-и бледно-зеленистая как-то одутловатая, пьяная и песни пела. Вот оно" 

Петербург для Иванова - город Всадника. (Или Всадников - это и Медный Всадник, и Всадники Апокалипсиса.

Этой теме посвящено единственное более или менее известное произведение Иванова - его этюд "Всадник. Нечто о городе Петербурге" 

"Беда! Земля стареет. И может, современное желание насладиться земным есть лишь последний порыв, как порывы женщины, чувствующей приближение своей старости, когда уже никто не возьмет ее, если бы даже она стала просить взять. Взгляды переменились. Полу дали свободу, потому что пол почувствовал осень свою. И муха перед сном кусается. И это страшно. И Взгляды переменились, стали более свободны, свободнее стало полу, но страшно в это свободе, и признак старости близко мира. Умер великий Пан, да, умер, Господи" 

А вот как заканчиваются неоконченные воспоминания о Блоке: 

"И вот золотой корабль солнца неизменно у меня подплывал к Городу, "сидящему на водах многих реки Невы и ее протоков, вливающих в море". Город "Всадника" (Медного). Ночь и Зори, изменяя цвета, преображают Всадника в образы четырех Всадников Апокалипсиса, а город - в жену блудницу, сидящую на водах многих. Тайна города в наводнениях открывается. Это тайна Демона, летящего на недвижном скакуне, и жизнь города в снах тревожных его и двойника его, безумного Евгения, сидящего на мраморном льве" 
______________________________________________________________

Евгений Иванов - Вавилон на Неве

Евгений Иванов часто обращался в своих записях к теме мистики Петербурга. 

"И вот золотой корабль солнца неизменно у меня подплывал к Городу, "сидящему на водах многих реки Невы и ее протоков, вливающих в море". Город "Всадника" (Медного). Ночь и Зори, изменяя цвета, преображают Всадника в образы четырех Всадников Апокалипсиса, а город - в жену блудницу, сидящую на водах многих. Тайна города в наводнениях открывается ..."

Петербург для Иванова - город Всадника. Или Всадников - это и Медный Всадник, и Всадники Апокалипсиса. 

Этой теме посвящено единственное более или менее известное произведение Иванова - его этюд "Всадник. Нечто о городе Петербурге" (1907).

"Тайна города в наводнениях открывается. Это тайна Демона, летящего на недвижном скакуне, и жизнь города в снах тревожных его и двойника его, безумного Евгения, сидящего на мраморном льве" 

Позже, в одной из тетрадей появляется небольшая сценка, которую можно было бы по-блоковски назвать "Страшный мiр" (но Блок, заметим, гораздо позже всмотрелся в лик этого "страшного мiра" и, может быть, не без помощи своего друга). Для Иванова - это "апофеоз" Петербурга-Вавилона.

"21 марта . Возвращаясь сегодня из Университета, я видел на Семеновс плацу своего рода апофеоз. Было дело днем, весенн погода. 1/2 град тепла, небо довольно холодное с облаками, но синева видна, все-таки весенняя. А на плацу лужи, лужи и грязь топкая с ухабами от нерастаявшего снега. По плита от Николаевской, нелег проехав здесь бегов, ехал извозчик, "шашкой" как-то описывая вензеля, а на извозч 2-ое фабричны мальчиков лет 15-и 16-и пьяные, бледные, болезнен на вид в одних пиджачках, и у них на коле девочка лет 8-и бледно-зеленистая как-то одутловатая, пьяная и песни пела. Вот оно"

Источник: 
Oльга Фетисенко. "Из дневника "петербургского мистика"

 

 

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 11 | ВверхПечать