Максимум Online сегодня: 800 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358541 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 26 04 2024, 21:35:38

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 7 8 9 10 11 | Вниз

Ответ #40: 01 09 2011, 01:15:08 ( ссылка на этот ответ )

МИСТИКИ ПЕТЕРБУРГА: Путь к Богу Сергея Нилуса

Жизнь и творчество выдающегося русского духовного писателя Сергея Александровича Нилуса, имя которого послужило для основания премии, является ярким примером беззаветного служения Православию и России в смутные времена начала ХХ века. 

Рядом своих исторических, назидательных и поистине пророческих книг Сергей Нилус сумел составить необычайно яркую и в то же время реальную картину духовной жизни России своего времени. 

Господь наделил раба Своего Сергия не только недюжинным литературным талантом, но и особой духовной чуткостью, прозорливостью в истолковании грозных знамений начала ХХ века.Не случайно именно ему суждено было первым опубликовать записи бесед преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым, этой «благой вести» о грядущем страшном и великом будущем России.

Немалая заслуга Нилуса в подготовке прославления великого Саровского чудотворца. 

Другой великий русский святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил писателя на долгие труды на ниве православного просвещения, которые проходили под благодатным духовным покровительством Оптинских старцев. 

Преподобный Варсонофий Оптинский ряд лет окормлял супругов Нилусов, был щитом и покровом трудов писателя до самой своей кончины в 1913 году. Сергей Нилус, хотя и не без скорбей, мирно пережил десять лет советской власти и скончался в России в 1928 году. 

Прикоснувшись к неисчерпаемым духовным сокровищам Православия, Сергей Александрович щедрою рукой делился ими со своими читателями, в числе которых были и венценосные особы, и простые верующие. 

«На берегу Божьей реки», «Святыня под спудом», другие произведения писателя вводят нас в чудный мир русского Православия, знакомя с удивительными примерами подвижничества, являются не только утешением, но зачастую и добрым советчиком. 
_______________________________________________________________
«Великое в малом»

Свою первую большую книгу Сергей Александрович Нилус назвал «Великое в малом». На примере Саровских впечатлений он рассмотрел святость старца Серафима не только в свете почитания, — а оно было всенародным, — но и во всё возрастающем нравственном его влиянии на раненую душу современного человека, на ее просвещение евангельским учением. 

Сам Сергей Александрович к 1903 году, когда во многом определилась эта его книга, оставил позади жизнь по стихиям мiра, став благочестив, он был уже свободен от пороков своей молодости, оказался пригодным для стяжания даров Божиих — благодати Духа Святого, вдохновения спасительного и пророческого. 

Человек, склонный к добру, любящий ближнего не менее чем себя, совершает подвиг во имя Христа, и этот подвиг в пределах возможностей одного человека пусть и не велик, но ведь из малого складывается великое. Заглавие вполне отображало содержание всей книги.

Центральная оптинская книга Сергея Нилуса — «На берегу Божьей реки». Ее подзаголовок «Записки православного» указывает на характер выбранного жанра: записки личные, содержат эпизоды из жизни православной. 

И действительно, автор раскрывает здесь суть прикровенных бесед с Оптинскими старцами, устремленными к Богу и нашедшими уединенный приют в святой обители. Их суждения мудрые, поучения назидательные, а пророческие слова о грядущих судьбах России полны горечи эсхатологических предчувствий. 

Сергея Нилуса оптинские монахи по духу считают своим и утайки от него не держат никакой. 

«На берегу Божьей реки» — книга безпримерная во всей русской литературе, каждая ее страница благоухает святостью и насыщена мудрыми духовными размышлениями. 

Источник:    Путь к Богу Сергея Нилуса
____________________________________________________________

Нилус и "Протоколы": миф и правда
 
Во второе издание своего труда «Великое в малом» С.А. Нилус включил принципиально новый раздел «Антихрист как близкая политическая возможность». 

В предисловии к этому разделу автор пишет: 

«Все усилия тайных и явных слуг антихриста, его сознательных и безсознательных работников разрушения, устремлены теперь на Россию. Причины понятны, цели известны. Они должны быть известны и всей верующей и верной России. 

Чем грознее надвигающийся момент, чем страшнее скрытые в сгущающемся мраке грядущие события, тем решительнее и смелее должны биться безтрепетные благородные сердца, тем дружнее и безстрашнее должны они сплотиться вокруг своего священного знамени — Церкви и Престола Царского.

Пока жива душа, пока бьется в груди пламенное сердце, нет места мертвенно-бледному призраку отчаяния». 

В разделе об антихристе и его слугах Сергей Нилус поместил попавшие в его руки «Протоколы сионских мудрецов», содержащие планы подчинения всего христианского мира под пяту «избранного» богоборствующего народа. 

Дальнейшей судьбе “Протоколов” и, главным образом, знаменитому Бернскому процессу 1933—1935 гг., на котором рассматривался вопрос о подлинности “Протоколов”, посвящена книга Хадассы Бен-Итто, вышедшая в 1998 г. на английском, а через три года — на русском. 

Автор, юрист из Израиля, собрала ценные материалы (часть которых носит эксклюзивный характер — рукописи и записи бесед) и создала интересную и яркую книгу. 

Она подробно воспроизводит предысторию процесса, его ход, излагает содержание выступлений свидетелей (среди них были такие известные деятели, как П. Милюков, В. Бурцев, Г. Слиозберг, С. Сватиков, Б. Николаевский). 

Суд в Берне сделал вывод, что “Протоколы” — это фальшивка. Для историка (и тем более для историка литературы) выводы и атрибуции юристов не могут иметь, разумеется, решающего значения. 

Но собранные в ходе подготовки процесса свидетельства и материалы дали исследователям ценный материал для изучения данной проблематики. 

Они, в частности, показывают, что, скорее всего, “Протоколы” были созданы в конце XIX в. по инициативе главы Заграничной агентуры Департамента полиции П.И. Рачковского, а непосредственным исполнителем был М. Головинский. 

Источник: 
А.И. РЕЙТБЛАТ "Нилус и "Протоколы сионских мудрецов"

 

 

Ответ #41: 01 09 2011, 01:50:09 ( ссылка на этот ответ )

МИСТИКИ ПЕТЕРБУРГА: Петр Бадмаев - биография и легенда

Датой своего рождения Бадмаев во всех документах называл... 1810 год (умер он в 1920-м). Дочь его, появившаяся на свет в 1907 году, уверяла, что на момент ее рождения отцу было сто лет! Требуя выпустить его из тюрьмы, куда он в 1920 году попадал неоднократно (впрочем, к счастью, всегда ненадолго), Бадмаев писал: "Я, старик 109 лет, известный всей России"... Насчет известности он не преувеличивал - может, и в вопросе о возрасте был точен? 

Правда, строгий словарь Брокгауза и Эфрона без всякой романтики называет год его рождения: 1849. Никаких документов, подтверждающих эту дату, тем не менее нет. А по внешнему виду Бадмаеву легко можно было дать и 50, и 100. Мужской силы он не утратил до последних дней... 

В 1854 году в Забайкалье разразилось моровое поветрие - тиф. 

Генерал-губернатором Восточной Сибири был граф Муравьев-Амурский, он приказал для борьбы с эпидемией найти самого сведущего в медицинской науке Тибета местного врача. Бурятский совет старейшин назвал Цультима. Семейное предание говорит, что тот потребовал роту солдат: "Лекарства - моя, солдата - ваша. Кордон держать". Эпидемию остановили. Согласно семейной легенде, на вопрос о награде Цультим ответил так: скрестил руки на груди и прикоснулся пальцами к плечам, намекая на офицерские погоны. 

Он хотел быть русским военным врачом. 

Губернатор написал в столицу о необычном целителе. В 1857 году Цультим был уже в Петербурге, лекарским помощником в Николаевском военном госпитале, а в 1860 году открыл аптеку тибетских лекарственных средств и вызвал к себе Жамсарана, который с золотой медалью окончил гимназию. В 60-е годы он жил у брата и перенимал у него врачебную науку Тибета. 

Бывал в православном храме Св. Пантелеймона Целителя. В эти годы, уже зрелым человеком, он принял важнейшее решение - креститься. 

Сам он писал: "Я был буддистом-ламаитом, глубоко верующим и убежденным, знал шаманизм и шаманов, веру моих предков. Я оставил буддизм, не презирая и не унижая их взгляды, но только потому, что в мой разум, в мои чувства проникло учение Христа Спасителя с такой ясностью, что это учение Христа Спасителя озарило все мое существо". Так у него появилось второе, русское имя - Петр. Но с буддизмом Бадмаев не порывал: когда в Петербурге был заложен дацан, буддийский храм, сын скотовода принял участие в финансировании строительства. 

Настоятель храма Св. Пантелеймона Целителя сам привез Бадмаева в Аничков дворец, где и произошла его встреча с крестным отцом - наследником престола, будущим Александром III. Государь-наследник спросил Жамсарана: до какого колена у бурят принято изучать свою родословную? 

- Принято до девятого, но я учил до одиннадцатого, потому что в одиннадцатом колене род наш происходит от Чингисхана,- был ответ. 

Так потомок Рюрика окрестил потомка Чингисхана. Имя Бадмаев выбрал в честь своего кумира - Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица. Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881 году, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. 

Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника после второго покушения на него (тогда Иоанн получил несколько ударов ножом). 

В 1871 году Петр Александрович поступил на восточный факультет Петербургского университета и одновременно - в Медико-хирургическую академию. Оба учебных заведения он окончил с отличием, но его врачебный диплом остался в академии. Дело в том, что выпускник должен был давать клятву, что лечить будет лишь известными европейской науке средствами,- Бадмаев же мечтал посвятить себя врачебной науке Тибета, все секреты которой были собраны в старинном трактате "Жуд-Ши". 

По выходе из университета он попал в Азиатский департамент министерства иностранных дел и вскоре отправился в длительную экспедицию по Монголии, Китаю и Тибету. Как дипломат он прощупывал там политическую ситуацию: Россия боролась за влияние на Востоке. 

Как ученый Бадмаев вплотную занялся делом своей жизни - переводом тибетского медицинского трактата. 

В России к концу XIX века врачебная наука Тибета завоевала огромную популярность. На прием к Бадмаеву - исключительно демократичному врачу - записывались и рабочие? и министры. 

В энциклопедии Брокгауза о Бадмаеве говорилось: "Лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных". 

По отзывам пациентов, половине больных от бадмаевского лечения становилось лучше, половине - хуже. Наследника Бадмаев не лечил, но пользовал членов царской семьи, министров, а позже - большевистских комиссаров. 

Гонораров он не брал, но получил в подарок от царицы икону Казанской Божией Матери в окладе с бриллиантами. 

Временное правительство после допроса выслало Бадмаева за границу, но уехал он недалеко, в Финляндию. Большевики в ноябре 1917-го разрешили ему вернуться - согласно легенде, он лечил революционных матросов от сифилиса. Он продолжал принимать больных, несколько раз был арестован за "контрреволюционную агитацию" (язвительный старик так и не научился держать язык за зубами).

Японский посол предложил ему уехать в Японию, но Бадмаев отказался. Были конфискованы его особняк в Петрограде, земли на Дону и в Забайкалье, но ему оставили приемную на Литейном и деревянный дом на Ярославском проспекте. 

30 июля 1920 года Бадмаев умер у себя дома, на руках у жены. За три дня до смерти он отказался от всякого лечения. Умирая, взял слово с жены, что даже в день его смерти она не пропустит прием больных и будет продолжать его врачебное дело. 

Дочери незадолго до смерти отца видели в церкви, стоявшей близ деревянного дома на Ярославском, таинственный свет среди ночи ... 

Источник: ЕЛЕНА ИВАНИЦКАЯ, АНДРЕЙ ГАМАЛОВ "Петр Бадмаев. Дело врача."

 

 

Ответ #42: 13 12 2011, 14:10:55 ( ссылка на этот ответ )

Павловск

Поставленный на высоком берегу Славянки, дворец Камерона состоял из центрального трёхэтажного корпуса, близкого по форме кубу, и симметрично расположенных боковых полутораэтажных флигелей служебного назначения. Их соединяли полукруглые открытые одноэтажные галереи-переходы, украшенные колоннами, образуя перед главным фасадом, обращённым на юго-восток, небольшой парадный двор, куда по великолепной Тройной липовой аллее, подходящей к дворцу, подъезжали гости Павловска, Во втором этаже центрального корпуса размещались, как и обычно в усадебных постройках, парадные покои, в первом находились жилые комнаты, а в третьем — полуслужебные помещения. Боковые флигеля были отданы под хозяйственные службы: здесь располагались кладовые, кухни, комнаты для прислуги и т. д. Дворец, выросший на месте деревянного Паульлюста, разобранного по настоянию Камерона, строился довольно быстро: начатый в 1782 году, он был завершён через четыре года.
    Главный фасад центрального корпуса Камерон украсил восемью парными колоннами коринфского ордера, поднятыми над рустованным первым этажом. Их мерный шаг подчёркивает некоторую растянутость фасада. Архитектор отказался здесь от традиционного фронтона, справедливо полагая, что его отсутствие усилит впечатление протяжённости, даже некоторой «распластанности», производимое с этой стороны зданием, впечатление тем более отчётливое, что колоннады полукруглых соединительных галерей словно продолжают «движение» колонн главного корпуса. Скульптурных украшений на фасаде не много: лишь под карнизом верхнего этажа тянется узкой полоской фриз с орнаментом в виде завитков аканта, да три круглых медальона с изображением сцен на античные сюжеты выделяются на гладкой поверхности стены. Камерон, как и другие мастера классицизма, умел и любил использовать спокойную стенную плоскость как элемент художественного решения.
    В неменьшей мере, чем внешний облик, восхищало современников и внутреннее убранство дворца, сооружённого Камероном. В решении и отделке интерьеров архитектор мастерски использовал античные мотивы, органически сочетая их с элементами доживавшего свой век барокко.
    В планах спроектированных им комнат и залов обычно нет строгой прямолинейности, они чрезвычайно разнообразны по форме, и мастер отнюдь не избегает изогнутых, прерывистых линий в различных сочетаниях, как не чуждается и украшений. Чувство меры и безупречный вкус позволяли ему создавать интерьеры художественно цельные, радовавшие глаз благородной сдержанностью, столь отличной от бьющей в глаза роскоши барочных залов. В отделке помещений Камерон охотно использовал мраморные античные фрагменты и слепки с них: вазы, статуи, росписи по мотивам древней мифологии. Вместе с тем архитектор смело применял и новые материалы: стекло с бронзой, как белое, так и цветное, красочные вставки из искусственных и естественных мраморов и уральских самоцветов.
    Стены он чаще красил по штукатурке или обивал шёлком либо же шёлковыми обоями, а основными элементами убранства у него обычно были лишь лепные карнизы и пилястры, тоже исполненные в штукатурке.
    6 ноября 1796 года умерла Екатерина II. Через шесть дней последовал императорский указ: «Село Павловское <… > переименовываем мы городом». Разумеется, на характер строительства здесь в последующие годы решающее влияние оказало то обстоятельство, что Павловск стал одной из летних резиденций самодержца.
    В этих новых условиях не только Павел I, но и Мария Фёдоровна, считавшая себя ценительницей и покровительницей искусств, требовала от строителей Павловска больше парадности и торжественности, чем изящества. Архитектором, который в максимальной степени смог выполнить эти новые требования, стал Винченцо Бренна (иначе — Викентий Францевич, 1745–1820). В своих сооружениях, как монументальных, так и садово-парковых, Бренна придерживался принципов классической архитектуры, но трактовал их иначе, чем Камерон, чьи постройки были на редкость гармоничны и изящны.
    Стиль Бренны отличался гораздо большей парадностью, торжественностью, даже некоторой тяжеловесностью — не благородная строгость дорики, а помпезность императорского Рима служила ему образцом. Не приходится удивляться, что именно этого архитектора выделил и приблизил к себе Павел, весьма неравнодушный к внешним знакам величия и могущества. В последние годы XVIII века работы в Павловске шли полным ходом: переоборудовался дворец, сооружались новые павильоны, углублялись и расчищались пруды, возводились мосты, высаживались доставленные издалека цветы, кустарники, деревья, осваивались ещё недавно дикие участки.
    Основательным переделкам подвергся сам дворец, построенный Камероном, — центральное сооружение всего комплекса. Бренна надстроил и значительно расширил боковые корпуса и пристроил к южному из них Церковный флигель. Он решил совершенно по-новому конфигурацию галерей между центральным и боковыми корпусами. Эти соединительные одноэтажные галереи-переходы были расширены, над ними поднялся ещё один этаж, наконец, появились два новых изогнутых крыла, продолжившие полукруг старых галерей, едва не замкнув парадный плац перед дворцом, что сразу изменило его облик, превратив из приветливо раскрытой навстречу парку площадки в почти закрытое, обособленное пространство. Предполагалось даже соорудить ров перед плацем, подобно Михайловскому замку в Петербурге или крепости Бип в Павловске, чтобы ещё более изолировать и, как предполагалось, надёжно защитить дворец.
    Естественно, все эти работы во многом изменили облик здания Камерона, хотя общий характер архитектурного решения в принципе остался прежним.
    Ещё большие изменения произошли внутри. Здесь Бренна завершил художественное оформление важнейших залов дворца — Итальянского и Греческого, задуманных ещё Камероном, и создал много новых помещений. В их числе Кавалерский и Большой (или Тронный) залы, Картинная галерея, Дворцовая церковь, несколько кабинетов (Малый, Общий, Малиновый, три проходных), Камердинерская, Фрейлинская, Оркестровая и другие комнаты. Совсем иным стал характер интерьеров: на смену сдержанной приветливости Камерона пришла щедрая декоративность, заставляя кое-где вспоминать о временах торжества зрелого барокко. Среди залов и покоев дворца, обязанных во многом своим обликом искусству Бренны, — основные парадные помещения второго этажа центрального корпуса.
    Работы в центральной части здания не исчерпывают всего, что сделал Бренна во дворце. В 1797 году изогнутое крыло между центром и южным корпусом заняла созданная им во втором этаже Картинная галерея. Архитектором отлично найдены пропорции вытянутой полукругом Картинной галереи — она выглядит эффектно и нарядно, несмотря на сдержанность архитектурного убранства. Это впечатление усилено живописными плафонами-картинами работы Я. Меттенлейтера, воссозданными в наши дни А.В Трескиным. Особенно выделяется центральный из них — «Триумф Аполлона», созданный по композиции знаменитого итальянского живописца Гвидо Рени. Собранные в Картинной галерее произведения живописи, многие из которых имеют большую художественную ценность, воспринимаются в органическом единстве с обликом самого зала.
    После того как в мартовскую ночь 1801 года Павел I погиб от руки своих приближённых, полновластной и единоличной хозяйкой его летней резиденции стала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Располагая огромными средствами и практическими возможностями для дальнейшего расширения и оборудования дворцово-паркового комплекса, Мария Фёдоровна старалась привлечь в Павловск лучших архитекторов, скульпторов, художников. Здесь работали прославленные зодчие, гением которых созданы грандиозные ансамбли центра Петербурга, превратившие в начале XIX века русскую столицу в один из прекраснейших городов мира. В числе этих архитекторов был Джакомо Кваренги (1744–1817) — один из виднейших представителей русского классицизма. В 1800–1801 годах Кваренги деятельно участвовал в отделке внутренних помещений дворца. В первом этаже центрального корпуса по его проекту был оформлен Новый кабинет, с которого начиналась анфилада личных покоев Павла I. Облицованные искусственным мрамором стены, зеркала, лепка, покрытая позолотой, цветные гравюры, воспроизводящие фрески Рафаэля в Ватикане, придают кабинету нарядность, хотя, в общем, в его облике ощутима сдержанная строгость, обычная для творческой манеры мастера.
    Кваренги был одним из создателей, наряду с Воронихиным, анфилады жилых комнат в первом этаже соединительного крыла между центральным и южным корпусами дворца. По его замыслу и под его руководством отделана здесь Туалетная комната, где белый и цветной искусственный мрамор стен отлично сочетается с росписями живописного фриза и плафона кисти Скотти и с предметами убранства, выполненными по рисункам Воронихина. Наконец, в этой же анфиладе расположен Пилястровый кабинет — лучший интерьер Кваренги в Павловске. Работа Кваренги во дворце не ограничивалась отделкой некоторых интерьеров. Снаружи, при входе в Собственный садик, он пристроил две террасы, украшенные мраморными балюстрадами и скульптурными изображениями льва и львицы. Они дополнили облик здания, ещё раз подчеркнув его органическую связь с парковым окружением.
    В ещё большей степени, чем у Кваренги, с Павловском связана деятельность замечательного зодчего Андрея Никифоровича Воронихина. Довольно долгое время Воронихин был главным архитектором Павловска — здесь расцвет его деятельности падает на самое начало XIX века. Одна из основных задач, вставших перед ним в летней резиденции Марии Фёдоровны, возникла неожиданно: ему предстояло восстановить здание дворца после страшного пожара 1803 года.
    Зодчий принялся за дело с энергией и увлечённостью. За очень короткое время он провёл действительно титаническую работу, создав, по существу, новое оформление большинства дворцовых помещений. Многочисленные рисунки и чертежи дают наглядное представление о щедрости фантазии, благородстве вкуса и профессиональном мастерстве Воронихина. Стремясь не нарушить при восстановлении дворца замыслов своих предшественников, он в то же время внёс в решение почти каждого интерьера нечто своё, индивидуальное, дополняя и обогащая убранство. В Итальянском зале это фигуры орлов на карнизе, кариатиды между арками, балюстрады хоров, в Греческом зале — светильники, в Малом кабинете и Библиотеке — мебельный гарнитур, в зале Войны — плафон с лепкой. Перечень можно продолжить почти в любой комнате.
    Последним из великих зодчих прошлого, работавших в Павловске, был Карл Иванович Росси (1775–1849). Во дворце, на месте, где находилась спальня Павла I, по его замыслу была отделана Угловая гостиная (в 1816 г.) — первый из интерьеров, выполненных им в Петербурге и его окрестностях. Росси стремился, чтобы лиловато-сиреневые стены, обогащённые росписью под бронзу, органически сочетались с мебелью, люстрой, драпировками окон, высокими дверями с золочёной резьбой. Эскизы всех деталей оформления — и мебельного гарнитура, и бронзовой люстры с цветным хрусталём, и всего остального — выполнил сам архитектор. Его искусство можно оценить и в наши дни: утраченная ещё в прошлом веке отделка комнат восстановлена сейчас в первоначальном виде под руководством А. В. Трескина.
    Ещё через несколько лет, в 1822 году, Росси создал одно из лучших помещений дворца — Библиотеку, занимающую второй этаж соединительного корпуса между центральной частью здания и северным боковым флигелем. Как и в других интерьерах, он добился здесь полного единства архитектурного решения самого зала и его убранства. Шкафы из волнистой берёзы, изогнутые полукругом, следуя конфигурации помещения, и украшенные резьбой под тёмную бронзу, столы, люстры, подсвечники — всё здесь замечательно гармонирует с отделкой зала. Библиотека Росси выглядит торжественно, и этого впечатления архитектор добился сравнительно скупыми средствами, не прибегая к щедрой декорировке.
    В 1828 году умерла Мария Фёдоровна; новым владельцем Павловска стал брат Николая I Михаил Павлович, а затем другой великий князь — Константин Николаевич. Ни они, ни другие члены царской семьи, в собственность которых перешли дворец и парк позднее, не заботились должным образом о дальнейшем благоустройстве и даже о сохранении всего, что уже было создано.
    После Февральской революции 1917 года Временное правительство приняло решение о национализации дворцового имущества и устройстве музеев.
    Большая группа известных деятелей русской культуры во главе с графом Валентином Зубовым, основателем и первым директором Всероссийского института истории искусств, обратилась к правительству с требованием создать особую комиссию по описанию и учёту художественных коллекций во всех дворцах Романовых, как в Петрограде, так и в пригородах. В Павловске подобную комиссию возглавил Александр Александрович Половцев, выдающийся знаток прикладного искусства. Половцев был поражён исключительной художественной целостностью дворца (ранее императорские дворцы были практически недоступны для историков-искусствоведов). В начале XX века во всём мире не существовало другого подобного ансамбля, выстроенного и украшенного за короткий отрезок времени (рубеж XVIII–XIX вв.). Атмосфера этого дворца оказывала такое влияние на посетителей, что им казалось, будто они попали из бурного XX века в тихий XVIII век. Взамен восковых свечей во дворце только-только начали проводить электричество. Именно в такой обстановке и началась систематизация художественных коллекций дворца.
    После 25 октября 1917 года власть в России переходит в руки большевистского правительства. Принято специальное обращение к народу, в котором подчёркивалась необходимость спасения имущества Романовых для подъёма культуры трудящегося населения. Огромную роль в этом деле сыграл первый в ленинском правительстве народный комиссар просвещения А. В. Луначарский. В отличие от частично разграбленных уже в 1918 году Гатчины, Царского Села и Ораниенбаума Павловск в годы революции и Гражданской войны сравнительно не пострадал.
    В 1940 году была проведена сверка числа музейных предметов в сравнении с 1919 годом. Выяснилось, что общее количество произведений искусства в пригородных дворцах сократилось в три-четыре раза. С 1926 года до начала 1930-х годов Павловск был закрыт и превращён в огромный аукционный склад. Только в конце 1930-х годов, когда Сталин понял, что без развития культуры, в том числе музейной, стране не выжить, начался постепенный отход от этой политики. Летом 1941 года началась Великая Отечественная война, к которой уже с 1936 года готовились и музеи. Существовал так называемый «план разгрузки», согласно которому предполагалось вывезти в город Горький примерно по одной тысяче художественных предметов из четырёх пригородных дворцов.
    Все эвакуационные работы носили бессистемный характер. Спасение уникальных музейных ценностей легло на плечи небольших коллективов музейных работников. Но, несмотря на неразбериху и благодаря героическому труду сотрудников, к началу сентября 1941 года, то есть к моменту появления немецких войск под Ленинградом, удалось спасти основу коллекций и экспозиции, то, что можно было переместить, упаковать, погрузить. Тяжёлые вещи — например, скульптуры — прятали в тайники в парке или в подвале дворца, выстраивая затем фальшивые кирпичные стены.
    Наиболее ценным экспонатом в Павловске считался туалетный набор Марии Фёдоровны. Его эвакуировали в первую очередь. От приезжавших во дворец военных и партийных руководителей постоянно поступали предложения сжечь вещи вместе с дворцом. Но всей работой по спасению коллекции Павловского дворца руководила только что назначенная новым директором Анна Ивановна Зеленова, которая и приняла на свои плечи все хлопоты по спасению дворца и произведений искусства. Она ушла из Павловска вместе с немногими оставшимися сотрудниками в сторону уже блокированного Ленинграда 16 сентября 1941 года. Немецкие мотоциклисты были тогда не более чем в полутора километрах от дворца. Для поиска и отправки в Германию произведений искусства немецкие войска имели в составе под Ленинградом особые зондеркоманды, которые сразу появились в Павловске. Отсюда, как и из других дворцов, было вывезено всё, представлявшее ценность. Сейчас музейные работники Павловского дворца числят в розыске более тридцати тысяч произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. Надежд на их обнаружение сегодня уже практически нет.
    В январе 1944 года Павловск был освобождён, но представлял страшное зрелище. Вырублен был почти весь парк в шестьсот гектаров. Немцы брали лес для оборонительных сооружений под Ленинградом. Дворец сгорел полностью, остались только кирпичные стены. Первоначальное решение ленинградских властей гласило: восстановить невозможно и пока это не нужно. Потребовалось вмешательство правительства, чтобы мнение изменилось. Именно в Павловске началось то, что затем получило название «подвиг века» — возрождение пригородных дворцов-музеев и парков Ленинграда. Работы начались весной 1944 года и велись под руководством А. И. Зеленовой вплоть до 1978 года, когда Павловск стал первым дворцом, полностью восстановленным из руин. Восстановление Павловского дворца было той школой, где по существу прошли обучение все реставраторы и музейные работники послевоенного Ленинграда. Сегодня дворцово-парковый ансамбль Павловска занимает достойное место в знаменитом «бриллиантовом ожерелье» Санкт-Петербурга.

 

 

Ответ #43: 16 12 2011, 08:42:56 ( ссылка на этот ответ )

Город ужаса

Да не обидятся на нас жители Северной столицы, но не только экстрасенсы и шаманы, но и классики отечественной литературы всегда чувствовали - с Санкт-Петербургом что-то нечисто. Кто-то из журналистов XIX века, чье имя затерялось в истории, назвал Петербург «чертогом страха, городом ужаса». Эти слова впоследствии повторяли многие...

Город Петра был воздвигнут буквально на костях десятков, а, может, и сотен тысяч (кто ж тогда трудился считать загубленное «быдло») насильственно согнанных по приказу царя на «всероссийскую стройку» рабочих. Строили новую столицу на болотах. Воздух там был сырым, насыщенным вирусами, а вода - всяческими смертоносными бактериями.

Разливы реки Невы постоянно угрожали Санкт-Петербургу человеческими жертвами. А уж об имущественных потерях, которые оборачивались для многих нищетой и в конечном итоге тоже ранней кончиной из-за невозможности позаботиться о своем здоровье и пропитании, и говорить не приходится...

Жизнь большинства российских царей в новой столице, выстроенной в заведомо гиблом месте, была полна трагедий. Мужеубийство, детоубийство, отцеубийство, страшные наследственные болезни, теракты и под конец - расстрел всего царского семейства... Не будем за недостатком места углубляться в печальную историю династии Романовых, она хорошо всем известна. Со времен Средневековья такого количества насильственных смертей на «династическую душу» нигде не случалось...

Пророчества гибели

Существует легенда об «Инкериманской заповеди», вырезанной тремя варяжскими прорицателями на лопатках лося. За много веков до основания Санкт-Петербурга они предсказали судьбу великого города. Вроде бы эту своеобразную рукопись удалось отыскать, расшифровать и записать на латыни средневековому немецкому ученому Петрониусу Демпфу. Этот перевод нигде не обнаружен, однако, согласно источникам, о нем было известно сподвижнику Петра I Якову Брюсу.

В «Заповеди» говорится о трех бедах, которые станут обрушиваться на каменные нагромождения, созданные в этом месте людьми. Первая из них - злая вода; вторая - огненные вихри; третья - мор и голод. Они унесут жизни многих тысяч людей. И продлится это до тех пор, пока белокурая всадница на белом коне с тремя цветами в руках трижды не объедет вокруг города, возвестив: «Терзающим город бедам конец!» Первая часть предсказания сбылась. Не раз терзали город наводнения и пожары. А после революции пришли мор и голод. И, наконец, блокада...

Варяжским волхвам вторили сибирские шаманы. Осенью 1724 года царь Петр кинулся в ледяную воду, спасая моряков с корабля, тонущего в Финском заливе. После этого он простудился и тяжело захворал. Велел он тогда доставить из Якутского уезда четырех лучших шаманов. Но когда те узнали, что надо ехать в Северную столицу, отказались наотрез: «Не наше там место. Погубит и нас, и многих людей каменное селение долгого царя. Опустеет та земля!» Старых упрямцев заковали в цепи, чтобы насильно отправить в столицу, но не успели: 28 января 1725 года царь скончался.

Пророчество «Петербургу быть пусту!» звучало потом еще не раз. Впервые его произнесла первая супруга царя, основавшего город, - Евдокия Лопухина, заточенная в Шлиссельбургскую крепость. В 1722 году эти слова повторил дьяк, которому поведали, что на колокольне Троицкой церкви появилась кикимора. А в апреле 1726 года стали говорить, что Петербург опустеет сразу после смерти императрицы Екатерины I, дни которой были уже сочтены.

Городские аномалии

Алексей Толстой писал: «Повелось думать, что с Петербургом «нечисто». То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец - мертвый чиновник».

В Санкт-Петербурге всегда было немало мест, слывущих гиблыми и проклятыми или, по крайней мере, аномальными. Например, от Кронштадтской улицы к Финскому заливу тянется улица под названием Дорога на Турухтанные острова. Следуя по ней, можно попасть на корабельное кладбище неподалеку от устья Екатерингофки. Бомжи, обитающие в тех местах, давно привыкли ко всяким странностям - блуждающим огням, загадочным теням, непонятным звукам, локальным мини-смерчам. Примечательно, что погода на Турухтанных островах нередко отличается от погоды в остальной части города.

Московский парк Победы, заложенный в 1945 году в честь победы над фашистской Германией, поначалу превратился в любимое место отдыха ленинградцев. Но вскоре многие горожане стали замечать, что в парке у них кружится голова, теряется ориентация, все тело обволакивает слабость. Когда-то на территории парка хоронили прах умерших неопознанных блокадников и бойцов Ленинградского фронта, трупы которых сжигали в печах кирпичного завода. Все захоронения остались безымянными. Вот, видимо, духи умерших и беспокоили посетителей парка. В 1986 году здесь был установлен православный крест, после чего энергетическое пространство несколько очистилась.

В 1995 году между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества», произошла крупная авария, вызванная прорывом подземного плывуна. Знатоки истории тут же вспомнили, что когда в 1917-м году труп Григория Распутина, фаворита Николая II, везли к месту сожжения, у машины сломалась ось, и, пока ее меняли, тело чародея выгрузили на землю у поселка Лесное. Прорыв плывуна случился как раз на месте аварии. Покойного Распутина сожгли через 79 дней после его гибели. А катастрофа в метро приключилась спустя ровно 79 лет после надругательства над трупом.

Кровавый Литейный

Строительство Литейного моста началось в 70-х годах XIX века. В народе его прозвали «суровый великан». Дело в том, что возведение моста было связано с рядом трагических событий. Вечером 16 сентября 1876 года кессон, где находились 28 строителей, затопило полужидким грунтом. Большинство их оказалось похороненными заживо. Лишь пять тел удалось поднять на поверхность.

Год спустя, тоже в сентябре, на стройке раздался взрыв. Погибло не менее 40 человек. Причину взрыва установить не удалось. После этого пошли слухи, что когда-то на месте Литейного стоял «мост-оборотень». Порой под ним возникал черный водоворот, поглощающий свет звезд и затягивающий в себя случайных прохожих. И еще говорили, что оттуда «вылазила всяка нечисть», которая «поганые рожи корчит, да срамные слова кричит». Кроме того, «оборотень» иногда окутывался густым туманом, и вступивший на него в этот момент пешеход оказывался в совершенно ином измерении. Не все возвращались назад...

Во времена Анны Иоанновны по приказу ее фаворита Бирона в том месте будто бы замуровали какую-то ведьму. И с тех пор туда устремлялись самоубийцы со всего Петербурга. Когда они бросались в воду, слышался зловещий хохот мертвой колдуньи. Но, по словам знающих людей, все несчастья происходили по вине кровавого валуна Атакана. Обитающее здесь финно-угорское племя поклонялось этому камню и приносило ему человеческие жертвы. Они убивали пленных, захваченных во время набегов, и их кровью окропляли Атакан. Но камень требовал все новых и новых жертв. Тогда люди стали молить реку Неву, чтобы она избавила их от кровавого божества. Река вняла мольбам древнего племени - изменила русло и смыла ужасный валун. Так и по сей день покоится он на дне реки, время от времени собирая кровавую дань.

Порой у Литейного моста появляются люди, которые тайком бросают в воду монеты и выплескивают красное вино. Так они надеются умилостивить Атакан - камень-убийцу. Хотя, возможно, все дело не в мистике, а в некоей геомагнитной аномалии...

Возмездие Медного всадника

Название Сенатской площади ассоциируется для нас прежде всего с восстанием декабристов. Но есть у площади и особая, мистическая история.

7 августа 1782 года на Сенатской площади был открыт памятник Петру I. Место для него было выбрано не случайно. Как-то призрак Петра явился его правнуку, императору Павлу, и напророчил ему несчастную судьбу. (Павел был задушен с ведома собственного сына, будущего императора Александра I.) На месте этой встречи и возвели памятник - знаменитого Медного всадника.

Существует и другая легенда. Вроде бы как-то раз Петр, будучи сильно навеселе, решил на коне перескочить через Неву. Выкрикнул он заклинание: «Все Божье и мое!» - и, пришпорив коня, легко перелетел на тот берег. Развеселился - и повторил свою выходку. А на третий раз, войдя в азарт, перепутал слова заклинания. Воскликнул: «Все мое и Божье!». И наказал его Господь за гордыню: превратил в камень...

Так или иначе, до сих пор ходят слухи о том, что статуя эта по ночам оживает и нападает на случайных прохожих. Предание это использовано и А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник». А в полицейских архивах XIX столетия встречаются записи о множестве трупов с размозженными головами, которые находили по утрам неподалеку от постамента. Чаще всего фантом Петра, видимо навеки «поселившийся» в Северной столице, появлялся перед какими-то важными событиями.

В 1812 году, опасаясь вторжения французов, Александр I распорядился вывезти статую Медного всадника в Вологодскую губернию. В это время некоему майору Батурину приснился сон: будто всадник на Сенатской площади съезжает с пьедестала и направляется к Каменноостровскому дворцу, где его встречает сам царь. Оживший Петр говорит ему: «Паршивцы, до чего вы довели мою Россию! Но пока я на месте, моему городу нечего опасаться!» Батурин сумел добиться свидания с князем Голицыным, который передал содержание его сновидения императору. Тот отменил приказ об эвакуации памятника. А вражеское войско так и не ступило на землю Северной столицы.

Согласно поверью, стоять Санкт-Петербург будет до тех пор, пока рука Медного всадника не опустится вниз...

Ида ШАХОВСКАЯ
    

 

 

Ответ #44: 06 01 2012, 01:28:54 ( ссылка на этот ответ )

Город ужаса
Да не обидятся на нас жители Северной столицы, но не только экстрасенсы и шаманы, но и классики отечественной литературы всегда чувствовали - с Санкт-Петербургом что-то нечисто. Кто-то из журналистов XIX века, чье имя затерялось в истории, назвал Петербург «чертогом страха, городом ужаса». Эти слова впоследствии повторяли многие...

Город Петра был воздвигнут буквально на костях десятков, а, может, и сотен тысяч (кто ж тогда трудился считать загубленное «быдло») насильственно согнанных по приказу царя на «всероссийскую стройку» рабочих. Строили новую столицу на болотах. Воздух там был сырым, насыщенным вирусами, а вода - всяческими смертоносными бактериями.

Разливы реки Невы постоянно угрожали Санкт-Петербургу человеческими жертвами. А уж об имущественных потерях, которые оборачивались для многих нищетой и в конечном итоге тоже ранней кончиной из-за невозможности позаботиться о своем здоровье и пропитании, и говорить не приходится...

Жизнь большинства российских царей в новой столице, выстроенной в заведомо гиблом месте, была полна трагедий. Мужеубийство, детоубийство, отцеубийство, страшные наследственные болезни, теракты и под конец - расстрел всего царского семейства... Не будем за недостатком места углубляться в печальную историю династии Романовых, она хорошо всем известна. Со времен Средневековья такого количества насильственных смертей на «династическую душу» нигде не случалось...

Пророчества гибели

Существует легенда об «Инкериманской заповеди», вырезанной тремя варяжскими прорицателями на лопатках лося. За много веков до основания Санкт-Петербурга они предсказали судьбу великого города. Вроде бы эту своеобразную рукопись удалось отыскать, расшифровать и записать на латыни средневековому немецкому ученому Петрониусу Демпфу. Этот перевод нигде не обнаружен, однако, согласно источникам, о нем было известно сподвижнику Петра I Якову Брюсу.

В «Заповеди» говорится о трех бедах, которые станут обрушиваться на каменные нагромождения, созданные в этом месте людьми. Первая из них - злая вода; вторая - огненные вихри; третья - мор и голод. Они унесут жизни многих тысяч людей. И продлится это до тех пор, пока белокурая всадница на белом коне с тремя цветами в руках трижды не объедет вокруг города, возвестив: «Терзающим город бедам конец!» Первая часть предсказания сбылась. Не раз терзали город наводнения и пожары. А после революции пришли мор и голод. И, наконец, блокада...

Варяжским волхвам вторили сибирские шаманы. Осенью 1724 года царь Петр кинулся в ледяную воду, спасая моряков с корабля, тонущего в Финском заливе. После этого он простудился и тяжело захворал. Велел он тогда доставить из Якутского уезда четырех лучших шаманов. Но когда те узнали, что надо ехать в Северную столицу, отказались наотрез: «Не наше там место. Погубит и нас, и многих людей каменное селение долгого царя. Опустеет та земля!» Старых упрямцев заковали в цепи, чтобы насильно отправить в столицу, но не успели: 28 января 1725 года царь скончался.

Пророчество «Петербургу быть пусту!» звучало потом еще не раз. Впервые его произнесла первая супруга царя, основавшего город, - Евдокия Лопухина, заточенная в Шлиссельбургскую крепость. В 1722 году эти слова повторил дьяк, которому поведали, что на колокольне Троицкой церкви появилась кикимора. А в апреле 1726 года стали говорить, что Петербург опустеет сразу после смерти императрицы Екатерины I, дни которой были уже сочтены.

Городские аномалии

Алексей Толстой писал: «Повелось думать, что с Петербургом «нечисто». То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец - мертвый чиновник».

В Санкт-Петербурге всегда было немало мест, слывущих гиблыми и проклятыми или, по крайней мере, аномальными. Например, от Кронштадтской улицы к Финскому заливу тянется улица под названием Дорога на Турухтанные острова. Следуя по ней, можно попасть на корабельное кладбище неподалеку от устья Екатерингофки. Бомжи, обитающие в тех местах, давно привыкли ко всяким странностям - блуждающим огням, загадочным теням, непонятным звукам, локальным мини-смерчам. Примечательно, что погода на Турухтанных островах нередко отличается от погоды в остальной части города.

Московский парк Победы, заложенный в 1945 году в честь победы над фашистской Германией, поначалу превратился в любимое место отдыха ленинградцев. Но вскоре многие горожане стали замечать, что в парке у них кружится голова, теряется ориентация, все тело обволакивает слабость. Когда-то на территории парка хоронили прах умерших неопознанных блокадников и бойцов Ленинградского фронта, трупы которых сжигали в печах кирпичного завода. Все захоронения остались безымянными. Вот, видимо, духи умерших и беспокоили посетителей парка. В 1986 году здесь был установлен православный крест, после чего энергетическое пространство несколько очистилась.

В 1995 году между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества», произошла крупная авария, вызванная прорывом подземного плывуна. Знатоки истории тут же вспомнили, что когда в 1917-м году труп Григория Распутина, фаворита Николая II, везли к месту сожжения, у машины сломалась ось, и, пока ее меняли, тело чародея выгрузили на землю у поселка Лесное. Прорыв плывуна случился как раз на месте аварии. Покойного Распутина сожгли через 79 дней после его гибели. А катастрофа в метро приключилась спустя ровно 79 лет после надругательства над трупом.

Кровавый Литейный

Строительство Литейного моста началось в 70-х годах XIX века. В народе его прозвали «суровый великан». Дело в том, что возведение моста было связано с рядом трагических событий. Вечером 16 сентября 1876 года кессон, где находились 28 строителей, затопило полужидким грунтом. Большинство их оказалось похороненными заживо. Лишь пять тел удалось поднять на поверхность.

Год спустя, тоже в сентябре, на стройке раздался взрыв. Погибло не менее 40 человек. Причину взрыва установить не удалось. После этого пошли слухи, что когда-то на месте Литейного стоял «мост-оборотень». Порой под ним возникал черный водоворот, поглощающий свет звезд и затягивающий в себя случайных прохожих. И еще говорили, что оттуда «вылазила всяка нечисть», которая «поганые рожи корчит, да срамные слова кричит». Кроме того, «оборотень» иногда окутывался густым туманом, и вступивший на него в этот момент пешеход оказывался в совершенно ином измерении. Не все возвращались назад...

Во времена Анны Иоанновны по приказу ее фаворита Бирона в том месте будто бы замуровали какую-то ведьму. И с тех пор туда устремлялись самоубийцы со всего Петербурга. Когда они бросались в воду, слышался зловещий хохот мертвой колдуньи. Но, по словам знающих людей, все несчастья происходили по вине кровавого валуна Атакана. Обитающее здесь финно-угорское племя поклонялось этому камню и приносило ему человеческие жертвы. Они убивали пленных, захваченных во время набегов, и их кровью окропляли Атакан. Но камень требовал все новых и новых жертв. Тогда люди стали молить реку Неву, чтобы она избавила их от кровавого божества. Река вняла мольбам древнего племени - изменила русло и смыла ужасный валун. Так и по сей день покоится он на дне реки, время от времени собирая кровавую дань.

Порой у Литейного моста появляются люди, которые тайком бросают в воду монеты и выплескивают красное вино. Так они надеются умилостивить Атакан - камень-убийцу. Хотя, возможно, все дело не в мистике, а в некоей геомагнитной аномалии...

Возмездие Медного всадника

Название Сенатской площади ассоциируется для нас прежде всего с восстанием декабристов. Но есть у площади и особая, мистическая история.

7 августа 1782 года на Сенатской площади был открыт памятник Петру I. Место для него было выбрано не случайно. Как-то призрак Петра явился его правнуку, императору Павлу, и напророчил ему несчастную судьбу. (Павел был задушен с ведома собственного сына, будущего императора Александра I.) На месте этой встречи и возвели памятник - знаменитого Медного всадника.

Существует и другая легенда. Вроде бы как-то раз Петр, будучи сильно навеселе, решил на коне перескочить через Неву. Выкрикнул он заклинание: «Все Божье и мое!» - и, пришпорив коня, легко перелетел на тот берег. Развеселился - и повторил свою выходку. А на третий раз, войдя в азарт, перепутал слова заклинания. Воскликнул: «Все мое и Божье!». И наказал его Господь за гордыню: превратил в камень...

Так или иначе, до сих пор ходят слухи о том, что статуя эта по ночам оживает и нападает на случайных прохожих. Предание это использовано и А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник». А в полицейских архивах XIX столетия встречаются записи о множестве трупов с размозженными головами, которые находили по утрам неподалеку от постамента. Чаще всего фантом Петра, видимо навеки «поселившийся» в Северной столице, появлялся перед какими-то важными событиями.

В 1812 году, опасаясь вторжения французов, Александр I распорядился вывезти статую Медного всадника в Вологодскую губернию. В это время некоему майору Батурину приснился сон: будто всадник на Сенатской площади съезжает с пьедестала и направляется к Каменноостровскому дворцу, где его встречает сам царь. Оживший Петр говорит ему: «Паршивцы, до чего вы довели мою Россию! Но пока я на месте, моему городу нечего опасаться!» Батурин сумел добиться свидания с князем Голицыным, который передал содержание его сновидения императору. Тот отменил приказ об эвакуации памятника. А вражеское войско так и не ступило на землю Северной столицы. 

Согласно поверью, стоять Санкт-Петербург будет до тех пор, пока рука Медного всадника не опустится вниз...
Ида ШАХОВСКАЯ

 

 

Страниц: 1 ... 7 8 9 10 11 | ВверхПечать