Максимум Online сегодня: 1252 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371206 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 21 12 2024, 21:54:43

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 11 | Вниз

Ответ #30: 10 02 2011, 12:12:58 ( ссылка на этот ответ )

Памятник Александру III

Такого радостного возбуждения петербургская общественность не испытывала давно. Жесточайшие уроки русско-японской войны. Поражение революции 1905 года. Мрачная реакция...

И вдруг в центре столицы, при въезде в неё из Москвы по железной дороге, в виду Невского проспекта, на одной из гланных площадей — тяжелая фигура царя пригвожденного к гробовидному пьедесталу и приговорённого ко всеобщему остракизму убийственным реализмом искусства.

Скандал разразился почти сразу. Общество раскололось. Негодовала реакция.

Демократически настроенная часть населения приветствовала появление монументального произведения такой обличительной силы.

Городской Думе пришлось решать вопрос о праве статуи на существование. И только автор памятника, Паоло Трубецкой, итальянский подданный, воспитывавшийся вдали от «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей», отшучивался: «Не занимаюсь политикой, я изобразил одно животное на другом».

Паоло Трубецкой приехал в Россию в 1897 году в ответ на приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и принял участие в конкурсе на создание памятника умершему за пять лет до того царю.

Одержав победу, скульптор приступил к созданию образа, ещё не предполагая, что исполнит 1 4 вариантов модели, прежде чем добьётся не только портретного сходства, но и полноты внутреннего содержания, воплотившего в себе наиболее мрачный период российской истории конца века.

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время блокады едва не погиб.

В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.

И что же? Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда.

Но укрытие выдержало. В настоящее время в среде художественной общественности обсуждается вопрос о необходимости поместить памятник в городскую архитектурную среду, что, конечно, было бы актом справедливости по отношению к одному из интереснейших и редких образцов монументальной сатиры.

Источник: Синдаловский Н.А. "Легенды Санкт-Петербурга"

* Памятник Александру III.jpg

(262.52 Кб, 600x400 - просмотрено 1432 раз.)

Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.
Ральф Эмерсон

 

 

Ответ #31: 10 02 2011, 12:16:57 ( ссылка на этот ответ )

Легенды "Медного всадника"

Всадник Апокалипсиса
Всадник, вздыбивший коня на краю дикой скалы и указующий в бездонную пропасть, есть всадник Апокалипсиса, конь бледный, появившийся после снятия четвёртой печати, всадник, "которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными".

Монумент был открыт 7 августа 1782 года. Появление на берегах Невы бронзового всадника вновь всколыхнуло извечную борьбу века минувшего с веком нынешним.

Легенда, скорее всего, родилась в среде старообрядцев. В своём неприятии петровских преобразований они использовали фантастические видения Апокалипсиса, получившие удивительное подтверждение.

Всё совпадало. И конь, сеющий ужас и панику, с занесёнными над головами народов железными копытами и всадник, с реальными чертами конкретного Антихриста, и бездна - вод ли? земли? - но бездна ада там, куда указует его десница. Все совпадало.

Вплоть до четвертой части земли, если верить таинственным слухам о том, что вчетверо уменьшилось население на Руси во время его царствования.

Вместе с тем нельзя забывать, что оценка личности Петра и его деяний противоречива даже в трудах известных историков и философов, тем более не удивительно, что разноголосье присуще и фольклорным оценкам Петра Великого.
Сон майора Батурина
В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр Павлович распорядился вывести статую Петра Великого в Вологодскую губернию, для чего статс-секретарю Молчанову было отпущено несколько тысяч рублей.

В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр Павлович распорядился вывести статую Петра Великого в Вологодскую губернию, для чего статс-секретарю Молчанову было отпущено несколько тысяч рублей.

В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему , что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади.

Лик Петра поворачивается. Всадник съзжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца , из которого выходит к нему навстречу государь. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!"

Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "тяжело-звонкое скаканье".

Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передает сновидение государю, после чего Александр отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.
Голова Петра
Ученица Фальконе Мари Анн Колло в течение одной ночи вылепила голову Петра, в то время как скульптор бился над ней несколько лет и, отчаявшись после неоднократных попыток, отказался сделать это сам.

К тому времени мадмуазель Калло уже была известна в Петербурге по талантливым скульптурным портретам до сих пор хранящимся в Эрмитаже. Ещё задолго до создания головы Петра она стала членом Российской Академии художеств.

Но вошла в историю как соавтор Фальконе по созданию великого монумента. Едва ли профессор Фальконе, приступая к работе над статуей, мог предположить, что однажды дойдет до полного отчаяния от сознания собственного бессилия при моделировании головы Петра.

Трижды он лепил эту удивительную голову, трижды, как ему казалось, был близок к успеху, трижды императрица отвергала его модели, оставаясь неудовлетворённой отсутствием сходства с оригиналом.

И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, Мари Анн Колло, давняя ученица скульптора, приехавшая с ним в Россию и ставшая его постоянной помощницей, предложила вылепить эту голову самостоятельно.

Работая над головой всадника, Колло использовала гипсовую маску, снятую ещё при жизни Петра скульптором Растрелли. Успех был полный.

Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Фальконе постоянно подтверждал равноправное участие Колло в работе над памятником.

Получив в 1788 году по случаю открытия монумента Петра Первого золотую и серебряную медали, он одну из них - серебряную отдал ей.
Гром-камень
Так в народе назывался огромный гранитный монолит, издавиа расколотый молнией во время грозы. В двенадцати верстах от Петербурга, близ Конной Лахты, в лесу, обросший мхом и лишайником, с деревьями, растущими сквозь расщелины, издревле лежал огромный камень, на который не раз во время Северной войны поднимался Пётр, наблюдая за передвижениями войск.

Изначальная идея Фальконе - вознести конную статую на пьедестал в виде каменной горы - не предполагала для этой цели единого камня. Об этом можно было только мечтать.

Фальконе разработал эскиз скалы, составленной из отдельных каменных блоков. В 1767 году на поиски камней была снаряжена специальная экспедиция. Однако поиск результатов не дал: либо камни были мелкие, либо они находились в таких местах, откуда их доставка оказывалась невозможной.

Только через год с помощью Семёна Вишнякова, давнего поставщика строительного камня для нужд Петербурга, была обнаружена гранитная глыба, в незапамятные времена расколотая молнией и потому звавшаяся в народе Гром-камнем.

Началась двухлетняя эпопея обработки и доставки гигантской скалы в Петербург.

Для этого надо было освободить её от земли, убедившись при этом, что камень ограничен в размерах, то есть не является составной частью какого-то необъятного монолита.

Затем к заливу пробили широкую просеку, по которой при помощи хитроумного приспособления с бронзовыми шарами в деревянных, обитых медью желобах и сложной системы блоков камень доставили к берегу.

Здесь его перегрузили на специально построенное судно и под пристальным вниманием всего города в сентябре 1770 года благополучно доставили к Сенатской площади и успешно выгрузили на берег.

По случаю счастливого завершения этой операции выбили специальную медаль, на лицевой стороне которой отчеканили два слова, вместившие в себя талант и усердие, выдумку и изобретательность, умение и опыт сотен людей: "Дерзновению подобно".
Парижские сувениры
Уезжая из России, Фальконе увёз с собой во Францию осколки Гром-камня, которые раздаривал друзьям как сувениры. Неожиданно в Париже возникла мода оправлять эти осколки в драгоценные металлы, превращая их в женские украшения. Фальконе не суждено было довести дело всей жизни до конца.

Разногласия с президентом Академии художеств И. И. Бецким по вопросам теории и практики ваяния были столь непримиримы, что как тот, так и другой в письмах к Екатерине не считали нужным скрывать своих антипатий друг к другу.

Откровенная враждебность Бецкого наконец вылилась в прямое обвинение скульптора в растрате казённых денег.

Всё это сопровождалось непристойными шутками и сплетнями по поводу сложных и внешне не очень понятных взаимоотношений скульптора с Колло.

В 1778 году, за четыре года до открытия памятника Петру, Этьен Морис Фальконе покидает Петербург и кружным путём, через Голландию, где он задерживается на два года, возвращается во Францию.

Изложенная легенда вполне могла иметь место в истории «Медного всадника» и в жизни его создателя, тем более, что ее рождению способствовали реальные факты.

Ещё в то время, когда Гром-камень доставили в Петербург, а Фальконе не помышлял о досрочном выезде из России, петербуржцы были так поражены этой гранитной скалой, что, как писал один из них, «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное».

Источник: Синдаловский Н.А. "Легенды Санкт-Петербурга"

* медный всадник.JPG

(228.95 Кб, 1280x960 - просмотрено 1469 раз.)

Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.
Ральф Эмерсон

 

 

Ответ #32: 10 02 2011, 12:26:32 ( ссылка на этот ответ )

Легенда названия города
  ангелы
Город Петербург назван в честь своего великого основателя Петра I ...

По преданию, 16 мая 1703 года царь Петр I, осматривая Заячий остров (по-фински Енисаари), вырезал два пласта дерна, сложил их крестообразно и произнес: "Здесь быть городу!"

Происходило это якобы на том самом месте, где сейчас стоит Петропавловская крепость, после чего, веря в блестящее будущее своего детища, Петр присвоил ему собственное имя. Красиво, но, увы, неправда.

На самом деле город возник менее помпезно, и, по свидетельству многочисленных исследователей, Петр даже не присутствовал при его закладке.

Более того, народная вера в то, что город назван в честь царя-труженика, также не имеет ничего общего с истиной.

Петр Алексеевич Романов родился 29 июня 1672 года в день святых Петра и Павла.

Назвать крепость в честь своего небесного покровителя Петр I хотел еще задолго до основания города. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот Росси, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.

И в 1703 году в дельте Невы он основал крепость в честь святого Петра. Но в сознании каждого жителя Санкт-Петербург навсегда останется городом, названным в честь величайшего из самодержцев России.

Нужно отметить, что называть крепость следует совсем не «Петропавловкой», как это делает большинство жителей города, а Санкт-Петербургской крепостью.

В первые 200 лет существования города во всех царских Указах, во всех документах всегда писалось: Санкт-Петербургская крепость, однако в XX веке город трижды менял имя и крепость тоже его сменила, ее начали называть Петропавловской. А потом и вовсе — Петропавловкой.

Источник:       Синдаловский Н.А. "Легенды Санкт-Петербурга"

* Санкт-Петербург.jpg

(77.82 Кб, 580x435 - просмотрено 1558 раз.)

Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.
Ральф Эмерсон

 

 

Ответ #33: 10 02 2011, 12:31:42 ( ссылка на этот ответ )

Финские легенды об основании города
 
Петербург не мог быть построен на таком топком, гибельном , проклятом Богом болоте неизвестными в то время способами строительства. Он бы просто утонул по частям. И поэтому его целиком возвели на небе и затем осторожно и тоже целиком опустили на землю.

Петербург строил богатырь на пучине. Построил первый дом своего города - пучина его проглотила. Богатырь строит второй дом-та же судьба. Богатырь не унывает, он строит третий дом, и третий дом съедает злая пучина.

Тогда богатырь задумался , нахмурил свои черные брови, и наморщил свой широкий лоб, а в черных больших глазах загорелись злые огоньки. Долго думал богатырь и придумал.

Растопырил он свою богатырскую ладонь, построил на ней сразу свой город и опустил на пучину. Съесть сразу целый город пучина не смогла, она должна была покориться, и город Петра остался цел.

Источник:
Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия: В 3 т.

* Санкт-Петербург.jpg

(163.24 Кб, 500x650 - просмотрено 1520 раз.)

Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.
Ральф Эмерсон

 

 

Ответ #34: 10 02 2011, 12:35:33 ( ссылка на этот ответ )

Основание города

16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени- саари Петр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу". Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик.

Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: "От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским". В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем.

На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Неизвестно откуда взявшийся орел опустился на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в еще не существующий город.

Военная весна 1703 года принесла, наконец, России долгожданную викторию. После ряда жестоких поражений, отброшенный на восток, почти прижатый к материку, отчаянно за него цепляясь, увязая в болотах и теряясь в лесах, практически на одном энтузиазме да на фанатичной преданности горстки единомышленников Петр овладевает шведской крепостью Ниеншанц.

Однако Петр отказывается закрепиться в Ниеншанце, так как считает, что последний "мал, далек от моря, и место не гораздо крепко от натуры".

Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров (по-фински Ени-саари).

Даже не укрепленный, остров представлял собой естественную преграду в устье Невы. На нем и была заложена крепость. Под ее защитой на соседнем Березовом острове возник город.

Петр при закладке не присутствовал. Об этом говорит один из крупнейших знатоков Петербурга Столпянский. Это же утверждает современный историк Мавродин, заключая отсутствие царя в календарные рамки с 11 по 20 мая. Правда, некоторые исследователи выстраивают логический ряд в доказательство обратного.

Но так или иначе в народном сознании основателем города был Петр, что и закрепилось в виде легенды.

Орел же как посланец богов и символ силы в мифологиях различных народов мира должен был подтвердить божественное происхождение самого царя и его города.

Это было гораздо важнее того непреложного факта, что орлы вообще никогда над Невой не появляются.

Источник:        Синдаловский Н.А. "Легенды Санкт-Петербурга"

* Санкт-Петербург.jpg

(80.77 Кб, 700x525 - просмотрено 1583 раз.)

* Петр I.jpg

(69.07 Кб, 327x428 - просмотрено 1481 раз.)

Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.
Ральф Эмерсон

 

 

Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 11 | ВверхПечать