МИСТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В ПЕТЕРБУРГСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ Традиционно сложившееся представление о Петербурге как о городе прагматичном и рациональном, целесообразность каждого элемента которого заранее продумана и "исчислена", странным образом уживается с представлением о Петербурге как о мистическом и ирреальном мегаполисе. Этакое осознанное воплощение дуализма, в равной степени признающего и дух, и материю. С одной стороны, все в этом городе олицетворяет разумное начало, с другой - жизненная среда в Петербурге, по утверждению специалистов, является критической для существования человека. Крайнее напряжение человеческой психики способствует появлению так называемого "шаманского комплекса". Рубежные границы существования размываются настолько, что понять разницу между сном и бессонницей, бредом и сознанием, покоем и лихорадкой чаще всего столь же невозможно, как отличить оригинал от его двойника, отраженного в зеркальной глубине петербургских каналов. Отсюда - существование петербургских призраков и привидений. И даже в конце рационального XIX века, как считалось, их было несколько.
Так, в Михайловском замке призрак императора Павла I неоднократно играл на флажолете - старинном музыкальном инструменте, похожем на современную флейту. В первый кадетский корпус на Васильевском острове нет-нет, да и являлся солдат в николаевском мундире и аршинном кивере. А на противоположном берегу Невы, напротив Николаевского моста (ныне Лейтенанта Шмидта) жил призрак женского пола - некая тощенькая Шишига в прюнелевых башмаках и черной пелерине.
В 1812 году, когда над Петербургом нависла реальная угроза наполеоновского вторжения, Александр I распорядился переправить памятник Петру в Вологду. Был разработан план снятия памятника с пьедестала и перевозки его с помощью специальных барж в безопасное место. Статс-секретарю Молчанову были выделены на эти цели несколько тысяч рублей. В это время некоему капитану Батурину снится странный сон, который затем преследует его несколько ночей подряд. Во сне он видит, как Медный всадник съезжает со своей гранитной скалы и по петербургским улицам скачет к Каменному острову, где в то время находился император Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Согласно легенде, сон безвестного капитана доводят до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась на своем месте.
Надо сказать, влияние вещих снов на жизнь Петербурга было огромным. С основанием Петербурга мир снов прочно стал составной частью городского фольклора. Так, суеверная Екатерина I за несколько дней до ареста влюбленного в нее камергера Монса видит во сне, как ее постель покрывается змеями. Одна из них, самая большая, бросается на царицу, обвивает кольцами ее тело и начинает душить. С большим трудом Екатерине удается самой задушить огромную змею. Тогда и все остальные мелкие змеи скатываются с ее постели.
Екатерина истолковала этот сон так: ей будут грозить большие неприятности, но, в конце концов, она выйдет из них невредимой. Обстоятельства сложились в пользу такого толкования. Петр I простил свою жену, однако с присущей ему жестокостью, как говорят, нарочно возил впечатлительную Екатерину мимо отрубленной и выставленной на показ головы камергера.
Еще раз с пророческим сном Екатерина I встретилась в конце своего короткого царствования. Накануне смерти ей приснилось, что она, в окружении придворных, сидит за столом. Вдруг появляется тень Петра в древнеримском одеянии и манит к себе жену. Она послушно идет к нему, и они вместе уносятся под облака. Императрица бросает взор на землю и видит там своих детей, окруженных толпою, состоящей из представителей всех наций огромной России. Все они шумно спорят. Согласно ее собственному толкованию, Екатерине предстояло скоро умереть. После ее смерти в государстве начнутся смуты. То ли сон оказался вещим, то ли легенда о сне Екатерины появилась позже, но события последующих лет подтвердили правильность его толкования.
В городском фольклоре сохранилась легенда и о необыкновенном сне знаменитого петербургского скульптора В. И. Демут-Малиновского. В 1827 году скульптор исполнил две колоссальные бронзовые фигуры быков, которые были установлены по сторонам главного входа Скотопригонного двора, построенного за два года до того на углу Царскосельской дороги и Обводного канала. Монументальные быки, установленные на гранитных постаментах, производили огромное впечатление на петербуржцев. Любил свои произведения и сам скульптор. И вот однажды ему приснилось, что изваянные им быки пришли к нему, своему творцу. Никто из друзей и знакомых скульптора не мог истолковать ему этот загадочный сон. Демут-Малиновский скончался в 1846 году, так и не разгадав тайну сновидения. Его похоронили в Александре-Невской лавре. А скульптуры быков продолжали свою самостоятельную жизнь. В 1936 году в Ленинграде, за Средней Рогаткой, был построен новый мясокомбинат, и быков установили здесь. В 1941 году, когда фронт приблизился вплотную к городу, бронзовых быков, имеющих большую художественную ценность, с помощью трактора перевезли в Лавру, где по плану руководства города должны были закопать всю наиболее ценную городскую скульптуру. Но до этого, как говорится, не дошли руки, и быки так и остались стоять у ворот в Лавру. Тогда-то и вспомнилась давняя легенда о загадочном сне Демут-Малиновского. Изваянные им быки пришли-таки к своему создателю и всю войну простояли в нескольких шагах от могилы скульптора.[/i]