продолжение
Загадочные курганы
Изучая аэрофотоснимки, американский исследователь Вэнс Тьед установил ориентацию свыше 20 курганов, сооруженных возле Сианя более двух тысяч лет назад. Шоссейная магистраль, строго параллельная северной стороне пирамиды, проложена в непосредственной близости от гробницы, безупречно сориентированной по сторонам света, как, впрочем, и китайские города, и императорские могилы.
Величественные курганы на северо-западе Китая привлекли внимание путешественников еще в прошлом веке. Далее, во время Второй мировой войны пилоты американских самолетов-разведчиков, фотографируя военные объекты японцев, запечатлели на пленке странные пирамидальные сооружения явно искусственного происхождения. Анализ показал, что они ориентированы по сторонам света.
Образуя прерывистую гряду в сотни километров, эти четырехугольные земляные холмы являли собой странную завораживающую криптограмму, расшифровать которую оказалось не по силам военной разведке. Лишь специалист по китайской культуре распознал в ней грандиозную схему космоса. Так, в сущности, по чистой случайности аэрофотосъемка ускорила изучение уникальных археологических объектов. Речь идет о древних захоронениях - линь - вокруг императорских столиц. Сооруженные еще в эпоху династии Цинь, они, не в пример некрополям Египта, не подверглись разграблению.
Как только первый император из династии Цинь взошел на престол, на горе Ли начались работы по возведению мавзолея. Когда же он подчинил себе всю империю, на строительство были согнаны со всего Китая более семисот тысяч крестьян. Они вырыли три подземных туннеля, выплавили медь для саркофага, наполнили погребальную камеру макетами дворцов, башен и других городских зданий, снесли туда превосходную посуду, драгоценные камни и другие сокровища. Искусным умельцам были заказаны хитроумные автоматические самострелы, которые могли поразить насмерть грабителей, проникших в усыпальницу. Из ртути были выполнены важнейшие водные пути империи, в том числе реки Желтая и Янцзы, и даже Великий океан. На потолке были нарисованы небесные созвездия, а на полу воспроизведен рельеф земной поверхности. По всей камере расположены светильники с китовым жиром, запас которого был рассчитан на долгое горение.
После смерти императора его наследник распорядился, чтобы бездетные наложницы усопшего были погребены вместе со своим господином. Когда это приказание было выполнено, один из придворных заметил, что ради безопасности захоронения следовало бы точно так же поступить со всеми мастерами, которые знали секреты различных механических приспособлений. Поэтому, как только тело государя водворили в погребальную камеру и запечатали хранилище драгоценностей, двери усыпальницы были закрыты, и всякий, кто находился в то время внутри, остался там навеки. Никто не смог выбраться наружу. Затем, чтобы придать месту погребения вид обычного холма, на склонах мавзолея были посажены деревья и кусты.
Свыше двух тысячелетий ничто не нарушало могильный сон Сына Неба. Мир, а с ним вместе и Поднебесную империю (то есть Китай), потрясали войны и революции, рушились и создавались царства, но в микровселенной подземного дворца не шевельнулся ни один золотой листик! Она и поныне пребывает в мистическом равновесии вне времени и пространства. Потребуется труд по меньшей мере двух поколений археологов, прежде чем солнечный луч заиграет на отполированных до зеркального блеска нефритовых плитах.
Случайное открытие
Да, величайшее открытие века было сделано случайно! В 1974 году местные крестьяне, роя колодец, обнаружили длинный туннель, в котором скрывалось целое воинство: с колесницами, оружием, боевыми конями. Правда, люди и лошади были изготовлены из обожженной глины, но умело подкрашенные, должным образом снаряженные, они и сегодня производят неизгладимое впечатление какой-то потусторонней подлинности - эти молчаливые истуканы, ожидающие магического приказа, чтобы ожить для последней битвы.
Сразу же начатые в этом месте раскопки обнажили подземную галерею длиной в 210 и шириной в 60 метров. Уже при первом вскрытии были найдены 520 воинов, высотой от 178 до 187 сантиметров, и 24 лошади, тоже более-менее натуральной величины. Судя по предварительным оценкам, в земле скрываются еще шесть тысяч фигур.
«На некоторых статуях найдены имена изготовивших их гончаров, - сообщает китайский археолог Гу Венджи. - Оружие, пояса, наколенники и обувь выполнены очень тщательно, с большим вниманием к деталям». Самым замечательным, однако, является, быть может, то, что у каждой статуи индивидуальные черты лица. Один солдат, по-видимому ветеран, нахмурился и плотно сжал губы; у другого солдата удивленно приподнятые брови и искрятся глаза - возможно, это неопытный новобранец; у третьего - закрученные усы и бодрый взгляд оптимиста, которого не беспокоят мысли о смерти на поле брани.
Никто из них не похож друг на друга.
В восточной части галереи, где были начаты раскопки, воины, выстроенные в боевом порядке по трое, смотрят, соответственно, на восток. Командиры, вооруженные арбалетами, возглавляют сомкнутый строй пехотинцев, перемежающийся колесницами, запряженными четвериком.
Как можно было ожидать, предварительные раскопки в западной части позволили установить, что сохраненное там войско стоит лицом на запад. Большинство солдат вооружено копьями и секирами. Одни одеты в доспехи, другие в обычный для того времени халат. Лошадей отличают навостренные уши и завязанный узлом хвост. Словом, все готово для решающей битвы.
Последние открытия в Сиане вновь подтвердили уникальный характер китайской цивилизации. Цинь Ши-Хуанди оказался не одинок. Возле гробницы императора Цзинди (156-141 до н.э.) археологи обнаружили еще одну глиняную армию. Совершенно обнаженные и к тому же уложенные в тесные ряды, воины производили жуткое впечатление. Невольно закрадывалась мысль о жертвах массовых расстрелов, тайно захороненных вдали от жилья. Тем не менее это было все-таки войско, которому предстояло, уже в иной жизни, сразиться с противником. Об этом свидетельствовали останки деревянных мечей и палиц, истлевших вместе с шелком одежд.
Об интеллектуальном уровне Цзинди можно судить хотя бы по следующему эпизоду. Проведав о том, что один из его военачальников причастен к закупкам большой партии оружия, стареющий император обвинил своего генерала в подготовке... загробного мятежа. Надо ли говорить, что бедняга ушел на тот свет первым?
Что на небе, то и на земле, что на земле, то и под нею. И нет никакого различия между терракотовой куклой и глиной, одухотворенной божественным промыслом. Трудно поверить, что утонченный космизм мог сочетаться у китайских императоров с примитивнейшим фетишизмом, от которого осталась одна только внешняя форма, доведенная до совершенства, но безнадежно пустая. Сын Неба не видел различия между глиняными солдатиками и живыми людьми, и, отходя в мир иной, готовился продолжить привычные игры.
В течение почти двенадцати веков Сиань сохранял статус столицы императоров одиннадцати династий. Здесь, под земляными курганами (кто знает?), витают их духи. В замкнутом магическими фигурами склепе сохранился вещественный след зловещего предзнаменования. Суть в том, что символом могилы в Китае считаются так называемые желтые ключи - подземные источники. При возведении императорской усыпальницы в изобильных нефритом и золотом горах Лишань была вырыта огромная яма, на дне которой забили три таких источника, можно сказать три «желтых ключа», с которых начинается потусторонняя дорога. Казалось бы, строителям следовало крепко задуматься над предзнаменованием, но все решала воля заказчика. Мавзолей замышлялся на вечность, чему влага никак не способствовала.
Поэтому воду пришлось отвести подальше, а скважины залить медью. Только после этого строители приступили к филигранной кладке отшлифованных каменных глыб.
Подозревали ли они об ожидающей их участи? Или их успокаивала мысль, что от смерти все равно никуда не уйдешь, а работа займет долгие годы? Как бы там ни было, но они должны были ощущать свою сопричастность к божественному акту творения. Создавался не склеп, но подобие мира. Пять священных гор, изображения девяти областей страны и сияющих над нею небесных светил довершили постройку этой беспримерной гробницы. При всех различиях здесь слишком много общих с Египтом и Месопотамией черт, внешних и внутренних, что позволяет говорить о единых истоках этих цивилизаций, о тех, кто был древнее древних - исчезнувших народах Земли, стоявших на высоком уровне материальной и духовной культуры. Кто они?.. Быть может, вскоре об этом нам поведают пирамиды Китая...
Еремей ПАРНОВ