Максимум Online сегодня: 1826 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 373358 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 15 01 2025, 16:47:08

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 4 | Вниз

Ответ #5: 23 03 2009, 07:39:58 ( ссылка на этот ответ )

Ньюгранж: обсерватория, храм или гробница?
 
Комплекс Бру-ан-Буан (жилище на Буан) расположен на вершине холма в графстве Мит, в Ирландии, там, где река Буан делает петлю. Он состоит из нескольких доисторических археологических памятников, среди которых — захоронение из 40 коридорных могил. Коридорной могилой обычно называют гробницу эпохи неолита (4000—2000 гг. до н. э.), погребальная камера которой тянется вдоль низкого коридора. Наиболее известный и впечатляющий памятник комплекса Бру-ан-Буан — коридорные гробницы Ньюгранж, Наут и Даут, из которых, конечно, наиболее примечательным является Ньюгранж.
Один из величайших доисторических памятников в мире — огромная неолитическая гробница Ньюгранж (по-ирландски Si An Bhru, что, вероятно, означает «волшебное жилище») — был построен примерно 5100 лет назад. Он на 600 лет старше Великих пирамид в Гизе и на 1000 лет древнее трилитов Стоунхенджа. Гробница имеет округлую форму и в диаметре составляет около 264 футов. Сооружение занимает территорию более акра. Курган, насыпанный из чередующихся слоев мелких камней и земли, окружен 97 большими камнями, которые обычно называют «бордюрными». Некоторые из них искусно украшены мегалитическими рисунками и облицованы белым кварцем. Около входа сейчас стоит прислоненная к стене огромная плита, которой обычно по окончании строительства блокируют вход в гробницу. Длина коридора, занимающего лишь треть длины кургана, составляет 62 фута. Выложенный из грубо обтесанных каменных плит коридор ведет в крестообразную камеру с изумительным ступенчатым сводом на высоте 19 футов. В украшенной спиральными линиями камере находится три массивных каменных резервуара: один из песчаника и два — из гранита. Археологи предполагают, что когда-то здесь хранились кремированные останки.
Долгое время это был поросший холм, небольшие камни которого использовались для строительства близлежащей дороги. О коридорной гробнице Ньюгранж снова стало известно только в 1699 г. Первым человеком, вошедшим в гробницу (которую он принял за пещеру), был уэльский любитель древностей, бывший хранитель музея Ашмола в Оксфорде Эдуард Луйд (1660—1709). Он первым принялся за изучение Ньюгранжа: описал и зарисовал памятник. В 1726 г. Томас Молинье опубликовал материалы Луйда. В 1909 г. хранитель Национального музея ирландских древностей в Дублине Джордж Коффи создал каталог, в который вошли все известные коридорные гробницы, в том числе Ньюгранж. Книга была опубликована в 1912 г. под названием «Ньюгранж и другие усеченные курганы Ирландии». В 1962 г. были проведены первые раскопки на месте кургана под руководством профессора Майкла Дж. О'Келли из департамента археологии университетского колледжа графства Корк. В период раскопок (1962—1975 гг.) в массивной коридорной гробнице провели масштабные восстановительные работы. Используя найденные недалеко от памятника камни, реконструкторы отстроили фасад, рапсе покрытый белым кварцем. Впрочем, не обошлось без критики в адрес реставраторов: вид памятника стал результатом чьего-то субъективного восприятия, поскольку отражал представлс ние человека XX в. о том, каким памятник был в 3200 г. до н. э. Было подсчитано, что для создания коридорной гробницы Ньюгранж понадобилось бы 200 000 т материалов, 300 рабочих и ушло бы минимум 20—30 лет. Для строительства использовались круглые камни с берегов реки Буан, а белый кварц для облицовки привозился из гор Уиклоу, что в 50 милях от мес та строительства, и, вероятно, доставлялся по реке Буан па плотах. Большие монолитные плиты, из которых выполнены стены и потолок коридора, по всей видимости, перевозились из каменоломни, расположенной в 8,7 мили от памятника, на деревянных катках. Для такой работы требовались огромные трудовые ресурсы, что возможно лишь в высокоразвитом и хорошо организованном сообществе.

Коридорным гробницам Ньюгранжа Наут и Даут широкую известность принесли мегалитические наскальные рисунки (4500—1500 гг. до и. э.): действительно, в кургане Наут находится четверть всех известных мегалитических рисунков Европы. Некоторые валуны внутри Ньюгранжа, а также бордюрные камни украшены спиральными узорами, чашевидными и круглыми знаками, высеченными на тыльной стороне — чтобы скрыть от глаз случайного посетителя гробницы. Однако наибольшее впечатление производят мегалитические рисунки на плите, лежащей у входа в гробницу: ромбовидные узоры и знаменитая тройная спираль (еще два ее изображения были найдены внутри памятника). Схожие мотивы встречаются на камнях и других памятников — наскальных гробниц островов Мен и Энглси в Северном Уэльсе. Хотя эти узоры использовались также в позднем кельтском искусстве, не удалось установить, что они означают, хотя, возможно, это нерасшифрованные надписи об астрономических и космологических наблюдениях. Вокруг кургана Ньюгранж расставлены 12 камней до 8 футов в высоту: Изначально их, видимо, было 35, но позднее их зачем-то передвигали, а некоторые со временем разрушились. Этот круг — самая поздняя постройка комплекса — была создана около 2000 г. до н. э. На тот момент о коридорной гробнице уже позабыли, но тем не менее эта территория оставалась священной для местного населения и, возможно, была связана с астрономией или почитанием культа предков.

Следует отметить, что наибольшую известность Ньюгранжу принесло поразительное явление, которое происходит каждый год 21 или 22 декабря. Вход в коридорную гробницу Ньюгранжа представляет собой дверной проем, состоящий из двух вертикально стоящих камней и горизонтальной перемычки. Над ним находится проем, получивший название «кровельный бокс» или «световая коробка». Каждый год с 9 часов утра (в день зимнего солнцестояния — самый короткий день в году)

солнце начинает движение вдоль долины реки Буан. Оно проходит над холмом, который местные жители называют Красной горой (название, вероятно, связано с цветом восходящего солнца в этот день). Луч солнца, попадая в «световую коробку», проникает внутрь, спускается вниз по коридору и освещает центральную камеру на противоположной стороне гробницы.

Это потрясающее явление было открыто профессором Майклом О'Келли лишь в 1967 г., хотя сведения о нем сохранились в местных легендах. Ньюгранж является одним из трех известных памятников с такими «световыми коробками». Другие два — это каменная пирамида «G» мегалитического комплекса захоронений Кэрроукил в графстве Слайго (Ирландия) и коридорная гробница из Брин Келли Дди (Bryn Celli Ddu) в Энглси (Северный Уэльс). Возможно, существует и четвертый памятник — погребальная камера, которую в 1998 г. обнаружили в Крантите на Оркнейских островах в Шотландии, но этот вопрос все еще остается дискуссионным.

Впрочем, Ньюгранж — самое большое и лучше других сохранившееся древнее сооружение. Эта потрясающая постройка является убедительным подтверждением того, что жители этой территории уже во времена неолита владели знаниями в области геодезии и астрономии, а создание помятника с учетом движения солнца в день зимнего солнцестояния свидетельствует о том, что солнце занимало важное место в их верованиях.

Наиболее дискуссионным является вопрос назначения Ньюгранжа. При раскопках камер было обнаружено лишь несколько археологических находок, но они дают очень мало информации, поскольку столетиями сюда был открыт всеобщий доступ (с 1699 г. до 1962 г., когда О'Келли открыл памятник). Были найдены два погребения и как минимум три кремированных тела. Все они находились на дне большого каменного резервуара, в котором, по-видимому, хранились кости умерших. Учитывая, что большую часть материалов неоднократно перемещали во время предыдущих исследований, и то, что все собранные человеческие кости представляли лишь фрагменты тел, сегодня чрезвычайно сложно выделить индивидуальные захоронения. Должно быть, в камере было похоронено более пяти человек. Археологические находки внутри памятника не производят особого впечатления: несколько золотых предметов, в частности два золотых торквсса (гривна — украшение, которое носят вокруг шеи, — сплетенная из нескольких прядей), золотая цепочка и два кольца, а также огромный фаллосоподобный камень, несколько подвесок и бус, костяное долото и несколько костяных болтов. В Ньюгранже удалось найти очень мало гончарных изделий, что типично для захоронений в коридорных гробницах: по всей видимости, они предназначались лишь для особого рода деятельности и ограниченного количества людей. Надо сказать, что не все исследователи считают Ньюгранж могильником. Африканец по происхождению, Крис О'Кэллсген в книге «Ньюгранж — храм жизни» (2004 г.) опровергает версию о гом, что Ньюгранж был коридорной гробницей, поскольку весомых доказательств того, что в Ньюгранже располагались человеческие захоронения, нет. Он считает, что фрагменты костей, найденные во время раскопок, возможно, были принесены туда животными после того, как Ньюгранж прекратил функционировать. Согласно теории О'Кэллегена памятникбыл построен в честь празднования союза бога Солнца и Матери Земли — символов жизненной силы. «Световая коробка», или солнечное окно, позволяло богу Солнца проникать в коридор кургана (олицетворяющего Мать Землю) и достигать расположенной в глубине камеры (символизирующей лоно). Эта теория отчасти подтверждается конструкцией памятника, связанной с удивительным эффектом в день зимнего солнцестояния, а также обнаруженными в камере колонной в форме фаллоса и меловыми шарами, которые могли символизировать мужские половые органы. Как бы то ни было, роль Ньюгранжа не ограничивается одной функцией. Как уже говорилось, немногочисленные человеческие останки, обнаруженные в кургане, не позволяют все камеры считать неолитическими захоронениями, поскольку часть костей могли вынести с территории памятника животные, питающиеся падалью, или люди, которые занимаются поиском останков. Не вызывает сомнений связь Ньюгранжа с ирландской мифологией. До XX в. сохранилось его название — «ши», или «сказочный курган», который упоминается в преданиях о Туате Де Дананне, древнем мифическом правителе Ирландии, его ангеле-хранителе Энгусе Мак-Oгe и легендарном герое Кухулине. Было выдвинуто немало теорий, основанных на мифологии: Ньюгранж считали домом мертвых, в коридорах и камерах которого поддерживали сухой климат, чтобы живущие здесь духи чувствовали себя комфортно, а кровельный бокс открывали и закрывали, позволяя духам входить и выходить из гробницы; или же это было жилище великого бога Дагда, которому в определенный день в году приносили многочисленные дары. Археологические данные свидетельствуют о том, что когда Ньюгранж перестал быть гробницей и обсерваторией, там действительно совершались жертвоприношения. На территории памятника найдены всевозможные римские предметы, в частности золотые монеты, подвески (кулоны) и броши, иногда чеканные. Поскольку римляне никогда не вторгались в ирландские земли, должно быть, многие из этих даров были привезены римлянами или британцами римского происхождения, а возможно, пилигримами, считавшими этот памятник, которому на тот моментуже было 3000 лет, священным.

В 1993 г. ЮНЕСКО признало Ньюгранж и коридорные гробницы Наут и Даут объектами всемирного наследия, имеющими огромное культурное и историческое значение. Сегодня за год Ньюгранж посещает более 200 000 человек.

Б.Хотон "Великие тайны и загадки истории"

 

 

Ответ #6: 26 05 2009, 04:27:04 ( ссылка на этот ответ )

Легенда о ''битве деревьев''
 
Человечество наслышано о кельтских жрецах - друидах. И в наше время у них есть поклонники и последователи, которые по-своему истолковывают историю легендарных кельтов.

Наиболее интересным эпизодом является так называемая «битва деревьев», относящаяся по времени примерно к четвертому столетию до нашей эры. Именно от даты этой битвы отсчитывают эпоху расцвета в жизни кельтов. Завершают этот период даже не завоеванием Галлии легионами Цезаря, а штурмом римлянами святилища друидов и их жрецов на острове Англси в Британии в 81 году н.э. В ответ на нападение бритты
подняли восстание, во главе которого встала женщина - воительница Боади-ция, по сей день почитаемая англичанами. И все же в первые века нашей эры могущество друидов ослабло. Наконец, после разрушения еще одного святилища, Авалона, - легенды относят это событие еще на пять столетий позднее - начинается современная история кельтов, сохранивших свою культуру в Шотландии, Ирландии, Уэльсе и французской Бретани.

"Народ железного века".

Историки называют кельтов «народом железного века», а их упадок относят ко времени после захвата Цезарем Галлии в 58-52 годах до н.э. Открытым остается вопрос о том, как долго сохраняли свое влияние друиды в Шотландии и Ирландии. Кто может рассудить узких специалистов и последователей друидов, опирающихся на устную традицию? Имели ли место в действительности такие легендарные события, как «битва
деревьев»? Насколько вообще можно доверять старинным преданиям?

Известно, что период ученичества оватов, включая изучение священных стихов, занимал ровно семь лет. Сохранение обычаев кельтов именно в Шотландии не должно нас удивлять - римские легионы не смогли покорить свободолюбивых горцев тогдашней Каледонии, римлянам даже пришлось воздвигать крепостную стену вдоль пограничной реки Твид, чтобы самим защититься от их набегов. Остатки стены сохранились до сих пор. Выходит,
что когда римляне отгородились от этих мест, они тем самым позволили там сохраниться кельтским преданиям и обычаям. На второй стадии обучения друидов их ученики назывались филидами, хотя их часто путают с бардами (от кельтского слова «бард» происходит наименование современных исполнителей авторской песни). Барды и тогда были народными певцами, но не обязательно допущенными к священным песнопениям, в отличие от филидов. Последние должны были знать наизусть 750 особых песнопений, а одевались в небесно-голубое - этот цвет символизировал истину и гармонию.

Обожествление Солнца.

На третьей стадии обучения друиды, уже посвященные в жреческое звание, носили белые одежды. А среди символов власти главных друидов был венок из листьев дуба, священного дерева кельтов. Для посвящения подходящими считались лишь дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Солнце в стране кельтов обожествляли, его восход после самой длинной ночи в году несколько дней праздновали как новое рождение светила. Пик праздника приходился на 25 декабря.

Друиды верили в переселение душ, что напоминает индуизм, но без «классической» реинкарнации. Историки считают такое сходство не случайным, напротив, отмечают, что следы наиболее древних верований индоевропейских племен лучше всего сохранились на самой западной и самой восточной окраинах их мест обитания. Любопытен и еще один факт: друиды активно участвовали в обороне своих земель, а индусские
брахманы не имели права не только воевать, но даже наблюдать за ходом сражений. Считается, что кельты сохранили древние обычаи, дошедшие до нас от эпохи, когда еще не было разделения власти на светскую и духовную. Поэтому в жизни своих племен друиды играли очень важную роль. Недаром налаживание взаимоотношений с кельтскими жрецами было столь значительным для Цезаря.

Многие сведения о мире друидов донес до нас именно этот завоеватель, написавший известные «Записки о галльской войне». Цезарь подробно характеризует кельтские обряды, а его неточности чаще объясняются не незнанием, а политическими соображениями.   Например, галльских богов он специально называет именами, аналогичными римским. Не написал Цезарь и о том, что у кельтов было свое буквенное письмо - его называют огамическим в честь легендарного жреца Огама, придумавшего письмена, которые нанизывались на единую нить подобно бусам. В огамических знаках кельты использовали двадцатиричную систему счета, как и многие другие племена, у которых в ее основу легло общее число пальцев на руках и ногах. Но чужая письменность вряд ли интересовала римский сенат, к которому Цезарь обращал свои записки. Зато о колоссальном влиянии, которым пользовались друиды в Галлии, Цезарь написал, ведь это выгодно подчеркивало сложность решенной им военной задачи.

Победитель бодр.

До сих пор на востоке Германии известна роща, которую жившие там до XII века славяне-бодричи чтили как место победы над кельтами их вождя - родоначальника по имени Бодр. И вот мы дошли до «битвы деревьев». Понятно, что здесь речь идет скорее всего о племенах, поклоняющихся разным священным деревьям. Известно, что кельты почитали дуб, а какое было главное дерево у славян? Как показывают исследования,
им был клен.

Судя по тому, что мы знаем о тогдашнем поклонении Солнцу, наиболее достоверно особое выделение четырех деревьев - дуба, оливы, березы и бука. Каждому из них соответствует один день - весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния соответственно. Именно в эти дни проходили обряды посвящения в жреческое сословие. В аналогичном славянском календаре главную роль должен был играть клен; наверное,
существовал и праздник клена.

Г.Папуша ""Мир увлечений. Загадки цивилизаций"
 
Если вы хотите добиться успеха, удвойте количество поражений».
Томас Уотсон, основатель IBM

 

 

Ответ #7: 30 08 2009, 04:41:35 ( ссылка на этот ответ )

Святой Патрик

17 марта ирландцы по всему миру празднуют день Святого Патрика, небесного покровителя Ирландии.
О жизни святого, как и о жизни трех других покровителей Британских островов, известно очень немного, хотя он - единственный из четырех святых, кто оставил после себя литературное наследие, из которого до наших дней дошли фрагменты его жизни.
Тот факт, что именно он оставил после себя записанную историю жизни, возносит его над другими христианскими миссионерами, просвещавшими Ирландию.
Вот уже более 1500 лет образ святого Патрика не оставляет равнодушными миллионы людей. Для одних он - тот, кто принес христианскую веру в Ирландию, для других - причина и повод устроить парад и пропустить пинту-другую пива.
"Исповедь" святого Патрика написана на латыни. В этой книге, которую святой написал на закате жизни, речь идет о нравственных и религиозных исканиях, однако конкретной информации о том, где он успел побывать, какие церкви построить, каких людей повстречать - нет.

Из раба в миссионеры

Родился святой Патрик в городе римской Британии под названием Баннавем Таберниае. Точное местоположение этого древнего поселения до сих пор оспаривается Карлайлом, Девоном и Уэльсом. Святой Патрик рос в христианской семье и в возрасте 16 лет был похищен ирландскими разбойниками. В Ирландии, будучи рабом, он пас домашний скот - овец или свиней. Через шесть лет ему удалось убежать и вернуться в отчий дом.
Почему позже Патрик принял решение вернуться в Ирландию? По его словам, еще ребенком он потерял веру и обрел ее только в рабстве. После освобождения он стал монахом и, возможно, провел какое-то время во Франции. Затем, много лет спустя он вернулся в Ирландию, увидев сон, в котором "ирландские голоса" просили его принести слово Божие к ним на родину.
Судя по всему, его возвращение состоялось в 432 году нашей эры. Эта дата связана с событиями, произошедшими годом ранее. В 431 году Папа Римский Целестин направил епископа Палладиуса просвещать Ирландию. О роли Палладиуса ирландские хроники (середины VII века) ничего не сообщают, поэтому ученые предполагают, что тот по дороге умер, а на его замену пришел святой Патрик. Другие ученые полагают, что авторы хроник намеренно поставили Патрика на место Палладиуса, поскольку к тому моменту - середине VII века - для многих он уже был апостолом Ирландии.

Не могут ученые сойтись и в вопросе возможного сосуществования двух Патриков. Проблема заключается в том, что в "Ольстерских анналах" (тех самых хрониках) говорится, что Патрик умер в 461 году, а затем - еще раз упоминается о его кончине, но уже в 491 году. Мог 461 год быть годом смерти Палладиуса? Возможно, Палладиус принял новое имя - Патрика - по прибытии в свою вотчину. В таком случае святой Патрик ушел из жизни за 9 лет до начала VI века.
Возникает естественный вопрос: кто - Патрик или Палладиус - принес христианство в Ирландию? Ни тот, ни другой. К тому моменту на Изумрудном острове уже были христиане, возможно, как и Патрик, захваченные в рабство в Римской империи. Аргумент в пользу этого прост: римский первосвященник не послал бы в Ирландию своего епископа, если бы в Ирландии не было бы паствы. Считается, что первые христиане прибыли в Ирландию еще в IV веке.

1Изгнание змей и учение по трилистнику

 Христианство прижилось в Ирландии благодаря своей способности адаптировать языческие обряды к новым традициям. Хороший пример: праздник Samhain стал днем Всех святых, Imbolg стал днем святой Бригиды.
Одна из самых красивых легенд о святом Патрике связана с изгнанием им из Ирландии всех змей. На самом деле, образ этот не стоит воспринимать буквально. У древних кельтов был бог плодородия Сернуннос, изображавшийся в виде змеи. Патрик "запретил" "змеиного" бога, а не изгнал настоящих змей, поскольку этих пресмыкающихся в Ирландии вообще не было изначально (равно как их нет и в Новой Зеландии. Это единственные в мире страны, свободные от змей).
Известно также, что святой Патрик объяснял кельтам символ Троицы с помощью трилистника, который сейчас является символом страны.
Что касается жизни святого в Ирландии, с ним ассоциируются два места - города Даунпатрик и Арма. Именно с города Даунпатрик, где похоронен святой, пошла традиция праздновать день 17 марта. К самому Патрику эта дата прямого отношения не имеет, но, видимо, еще в средние века в этом городе сложился первый культ святого.
Скорее всего, Патрик не успел окрестить всю Ирландию. В его "Исповеди" говорится, что на своем пути он избегал мест, которые уже были христианскими. Не исключено, что святой Патрик ограничился только Ольстером (Северной Ирландией). Тем не менее, спустя 1500 лет после его смерти святой Патрик является символом христианской веры всей Ирландии.

* св. Патрик.jpg

(12.69 Кб, 193x300 - просмотрено 4035 раз.)

 

 

Ответ #8: 11 09 2009, 12:34:52 ( ссылка на этот ответ )

СВЯТАЯ БРИГИТА

О.А. Зотов

Известно несколько написаний имени: Brigit - древнеирландская форма, Bríd - современное ирландское написание (до реформы 1972 г. Brighid), в некоторых ранних текстах встречается также Brig, Brigi. Дословное значение ее имени - "Та, кто превосходит", "властительница", что находит точную параллель в имени бриттской богини Бригантии.

В разговорной речи приставка "святая" к Бригите не всегда использовалась, чаще говорили "Благословенная Бригита" (Bríd bheannachta). Как наследница богини Бриг, святая Бригита связывалась с водой, плодородием и жизненной силой.

Эпитеты святой Бригиты:

"Та, что заглушала своими молитвами рокот моря",
"Та, о которой проповедовал Христос",
"Ирландская Мария",
"Королева юга".


Святая Бригита, как наследница языческой богини Бригиты, приняла на себя многие ее функции. В "Глоссарии Кормака" Бригита названа покровительницей поэтов и поэтического искусства. В средневековых ирландских поэмах, а также в поздних фольклорных текстах, святая Бригита упоминается как покровительница матерей и рожениц - именно к святой Бригите обращались, как роженицы, так и женщины, которые не могли зачать. Святая Бригита была также покровительницей девственниц и хранительницей женской невинности.   Бригита. Иллюстрация из книги The Book of Celtic Saints.


Один из правовых средневековых ирландских трактатов, "О праве наследования" (Din Techtugad) повествует о том, как один судья неправильно рассудил, и наследство, полагающееся женщине, присудил мужчине. Так как суждение было неправильным, у судьи сразу же появились на лице три волдыря. После того, как судья обратился к Бригите (в тексте Бриг), "которая оценивает права женщин", она подсказала ему правильное решение. Судья огласил новое решение, и волдыри с его лица исчезли. С тех пор они появлялись на его лице всякий раз, когда он неправильно судил, и исчезали, когда он находил справедливое решение.

CELL DARA

Культ святой Бригиты связан с монастырем Cell Dara ("Церковь Дуба"), современный Килдэр (Kildare). По легенде святая Бригита основала первую церковь в Cell Dara рядом с древним священным дубом, который рос в том месте вплоть до 10 века.

По другой легенде дуб этот срубили и построили из него церковь, строитель которой - Гованн-плотник (Gobhann Saor) - один из любимейших персонажей ирландских сказок и фольклорных преданий. Ряд исследователей фольклора отождествляет его с Гоибниу Кузнецом из Племен Богини Дану.
Монастырь

На рисунке изображен ирландский монастырь раннего периода. Так мог выглядеть и монастырь Cell Dara.

Вплоть до 17 века Cell Dara был известнейшим религиозно-культовым центром, одним из крупнейших и самых почитаемых во всей Ирландии. Однако он не был единственным, связанным с этой святой. Среди прочих можно назвать Tobar Bhríde ("Источник Бригиты") в графстве Роскоммон в Коннахте, Киллбрайд (Cill Bhríde, "Церковь Бригиты") в графстве Мэйо, а также озеро, посвященное святой Бригите в Клиффони, графство Слайго, один из вертикально стоящих камней на берегу которого украшен знаком свастики. Помимо них существовало множество источников, водоемов и церквей по всей Ирландии, также посвященных Бригите. В монастыре Cell Dara находился неугасимый огонь святой Бригиты, который поддерживали монахини-девственницы. Огонь горел прямо на земле посреди монастырского двора. По легенде этот огонь горел там с пятого века - со времен жизни святой Бригиты, и погас только в семнадцатом, когда монастырь был разрушен войсками Кромвеля. Там же был источник святой Бригиты, помогавший женщинам при многих болезнях, в том числе разрешиться от бремени или, наоборот, зачать.

ЖИТИЯ СВЯТОЙ БРИГИТЫ

Святая Бригита. Старинная открытка.    Первое и самое раннее из дошедших до нас Житий святой Бригиты (Vita Prima Sanctae Brigitae), было написано на латыни в середине шестого века священником Когитозием. Оно обнаруживает свою связь с другими, более поздними версиями, записанными по-ирландски. Первая из них содержится в Книге из Лисмора (Les Mór), вторая - в так называемой Пестрой Книге (Lebor Brecc), а также, в другой редакции, в Желтой Книге из Лекана. Пестрая Книга составлена в XIII-XIV веках, текст жития по языку датируется X-XI веками и является более полным, чем первый вариант жития. Книга из Лисмора составлена в XV веке, а сам текст жития, содержащегося в ней, относится к IX веку. Язык его несколько более архаичен, но начало и конец текста не сохранились.


Согласно Житиям, святая Бригита по происхождению была рабыней. Её мать звали Бройкшех (Broicsech), что была родом либо из Коннахта, либо, по другой версии, из Бреги в центральной Ирландии. После того, как она была захвачена, ее продали в рабство богатому аристократу по имени Дувтах сын Девре (Dubthach Mac Demre), происходящему из рода верховных королей Ирландии (он был потомком Кормака мак Арта). Дувтах сын Девре жил на границе между Ульстером и Миде и был вассалом короля Лейнстера. Он и стал отцом Бригиты.

Первое пророчество в отношении Бригиты приписывается друиду по имени Матген (Maithgen, дословно "хорошо рожденный"). Он предрек ее отцу, что "та женщина, которая родится от тебя, будет лучшей во всех землях, все твои потомки от твоей жены будут служить ей".

Священнику по имени Мэль (Mél) было видение, что в Ирландии родится девочка, равная самой святой Марии. Вместе с другим священником по имени Мэльху (Melchu) они отправились к Дувтаху, но он не послушал их и, по требованию своей жены он продал рабыню (беременную Бригитой) одному друиду, который сразу понял, кем была беременна эта женщина. Этот друид стал приемным отцом Бригиты. В "Житии святой Бригиты" из Книги из Лисмора отмечено, что брат этого друида был христианином.

Незадолго до рождения Бригиты в Ирландии стало известно пророчество о святом ребенке: "ребенок, который родится на рассвете ни в доме, ни вне дома, и будет омыт молоком, превзойдет всякого из родившихся в Ирландии".

Мать Бригиты родила ее на пороге, когда выходила из дома, держа в руках сосуд с молоком. Женщина опрокинула сосуд, и таким образом сразу после рождения святая Бригита была омыта молоком. Пророчество исполнилось.

Первое же чудо, совершенное святой, - новорожденная Бригита подышала на мертворожденного ребенка, сына местного короля, и тот ожил.

В ту же ночь друиду, хозяину матери святой, явилось видение трех ангелов, которые крестили девочку и велели назвать новорожденную Бригитой. Долгое время Бригита не могла есть никакой пищи, которую предлагал ей друид, и лишь когда тот с помощью волшебства выяснил, в чем причина, - оказалось, что его еда нечиста (поскольку он друид!), - он повелел найти белую красноухую корову и благочестивую женщину, чтобы доить ее. Лишь молоко этой коровы и смогла пить Бригита. А однажды ночью друид вышел наблюдать за звездами и увидел, что от хижины, где он поселил мать Бригиты вместе с ребенком, восходит столб огня до небес. Созвал он всех тушить пожар, но увидели люди, что огонь ничего не тронул, а сама Бригита спокойно спит. Тогда друид прозрел, что огонь - это благодать святого духа, которая нисходила на святую.

С самого раннего детства юная святая прославилась свершением многочисленных чудес - здесь приведены лишь немногие из них.

Однажды кормилица Бригиты заболела, и заявила, что излечить ее сможет только глоток пива. Бригита пошла к зажиточному человеку по имени Баэтху (Báethchú) попросить пива, но тот отказал. Тогда она набрала воды из ближайшей лужи, превратила ее в пиво и дала кормилице, которая тут же выздоровела. В тот же момент все пиво в доме того человека обратилось в грязную воду.

Когда, по ирландскому обычаю, друид отправил Бригиту на воспитание в семью из другого племени, она отказалась и пожелала вернуться к своему отцу. Дувтах не обрадовался дочери, но все же принял ее и поставил пасти коров и свиней. Бригита жалела бедных и время от времени отдавала им какую-нибудь из отцовских коров. Отец дал ей другое занятие, но чтобы она ни делала: доила ли корову, взбивала ли масло, варила ли мясо, от всего она старалась дать бедным что-нибудь. Пишут, что однажды она даже отдала прокаженному отцовский меч стоимостью десять коров, дар короля Лейнстера…

Это надоело ее отцу, и он поехал к королю Лейнстера Дунлангу, сыну Энды (Dunlang Mac Endae) с предложением купить его дочь. Когда король поинтересовался, из-за чего тот решился продать свою собственную дочь, ее отец в гневе ответил:

"Она делает все без разрешения. Все, на что она кладет глаз, она забирает".

Король же спросил Бригиту:

"Если я куплю тебя, будешь ли ты и впредь раздавать моих коров и мои богатства бедным..?"

На что Бригита ответила знаменитой фразой:

"Даже если бы я владела всеми твоими богатствами и даже всем Лейнстером, со всеми твоими богатствами я бы отдала их Господу".

Когда же Бригита осталась рабыней в доме короля, ангелы чудесным образом перенесли ее обратно в дом своего отца. Согласно Житиям, после этого король Лейнстера отдал Дувтаху свой меч, чтобы освободить Бригиту из рабства.

Бригита продолжала жить в доме своего отца. Вскоре к ней посватался верховный поэт короля, но она ему отказала. Её сводные братья надеялись получить хорошее приданое за красивую сестру, и пришли в ярость от ее отказа выйти замуж. Один из них, по имени Беккан (Beccán), сказал ей:

"Твои прекрасные глаза обвенчают тебя с мужчиной, хочешь ты того или нет".

Тогда она выдавила у себя глаз и отдала его брату со словами:

"Вот тебе мой прекрасный глаз! Вряд ли теперь кто-нибудь попросит у вас руки безглазой девушки!"

Вслед за этим она воткнула посох в землю, и забил источник. Этой водой Бригита омыла раненый глаз, и он излечился, а Беккан вскорости ослеп.

Тридцати епископам Лейнстера было пророчество, что придет к ним дева, подобная Марии, которую можно будет узнать по тому, что явится она лишь в сопровождении одной женщины. На их собрание пришла Бригита в сопровождении кормилицы. С тех пор, как говорит легенда, святую Бригиту звали ирландской Марией, а на месте, где проходило собрание и где епископы благословили Бригиту, был впоследствии основан монастырь Келл Дара.
Когда позже святая Бригита пришла в Келл Дара, чтобы отмерить землю для монастыря, мимо проезжал король Лейнстера Айлиль сын Дунланга со своей свитой и сотней лошадей, груженых дровами и штакетником. Бригита попросила у него штакетника, чтобы оградить территорию будущего монастыря, но король Лейнстера отказал. Тогда колесницы короля и его воинов встали как вкопанные, а у их коней подкосились ноги. После чего король вынужден был отдать Бригите весь свой груз дров - их как раз хватило на то, чтобы построить церковь.    Святая Бригита. Православная икона.


Другая известная история повествует про то, как Бригита, в сопровождении восьми дев, отправилась в Telcha Mide к епископу Мэлю, дабы совершить обряд пострижения в монахини. Когда же она вошла под своды церкви, столб пламени взвился над ее головой до самого потолка. И Мэль рукоположил Бригиту на епископство, хотя женщины и не имели на это право. С тех пор и вплоть до двенадцатого века - уникальный случай в истории церкви! - настоятельницы монастыря Келл Дара сохраняли право на епископский сан.

По другой версии, сам святой Патрик дал такое соизволение и разрешил Бригите, чтобы ее возница совершал Святые Таинства (Евхаристию), которые женщина не могла и не имела права совершать. Это право также сохранялось за аббатисами из Келл Дара вплоть до десятого века.

Со святым Патриком, согласно Житиям, Бригита впервые встретилась на праздновании Лугнаса в Тальтиу. На этом празднике произошло событие, лишний раз подтвердившее репутацию святой. Некая женщина пришла на собрание с младенцем и публично потребовала от епископа Брона (Brón), чтобы тот признал ребенка своим сыном. Бригита предрекла, что если женщина лжет, то она онемеет, после чего обвинительница и лишилась дара речи. Вслед за тем Бригита осенила малыша, которому не было и месяца, крестным знамением, и спросила, кто же на самом деле его отец. "Жалкий бродяга невдалеке от места собрания" - ответил тот, и честь епископа была спасена.

Известен случай, когда на проповеди святого Патрика Бригита заснула. Когда Патрик в гневе спросил ее, как она смеет спать на его проповеди, она ответила, что ей было видение.

"…Видела я четыре плуга на юго-востоке, и перепахали они весь остров, и прежде, чем сев был закончен, а урожай поспел, чистые ключи и сверкающие ручьи хлынули из борозд, и в белые одежду облачены были сеятели и пахари. Четыре других плуга узрела я на севере, и перепахали они остров поперек, и прежде, чем урожай поспел вновь, овес, что они посеяли, тотчас взошел и вызрел; и черные ручьи хлынули из борозд, и в черных одеждах были сеятели и пахари."

"Не печалься, - ответствовал Патрик, - четыре первых плуга, что ты узрела, это мы с тобой. Четыре же прочих плуга - это лживые учителя и лгуны, что ниспровергнут то учение, что мы сеем. Но к тому времени мы вдвоем уже предстанем перед Творцом". Некоторые исследователи видят в этом пророчестве отражение борьбы между различными партиями в ирландской церкви, вспыхивавшей в 7-м и 8-м веках.

Различные редакции ирландских Житий повествуют, что Бригита путешествовала со святым Патриком по всей Ирландии, вместе они учреждали церкви и проповедовали.

Жития также повествует о встрече святой Бригиты с другой Бригитой, дочерью Конгала (или, по другой версии, Ковлаха), из Ульстера, которая также хранила целомудрие, вела благочестивую жизнь и прославилась множеством чудес. Житие из Книги из Лисмора называет эту вторую Бригиту именем Бриг (Bríg).

Бриг пригласила святую Бригиту в дом и предложила угощение. Но святая Бригита узрела перед собой на столе дьявола и обнаружила, что Бриг одержима. Бригита крестным знамением очистила пищу и благословением прогнала дьявола вон, так что девушка исцелилась.

Житие рассказывает также о том, что святая Бригита встречалась и с другими легендарными ирландскими святыми: со святым Иваром из Имлех Иварь, святым Бренданом из Бирра, святыми Лашреном и Эрком из Слане.

Ниннид Благословенный исповедовал и причастил Бригиту на ее смертном ложе. Ее реликвии, наравне с реликвиями святого Брендана из Бирра, многие века почитались в Келл Дара.

ОБРЯДЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СВЯТОЙ БРИГИТЕ

В ночь на 1 февраля, в день памяти святой, на ветку дерева или куста вешали кусочек ткани (ribín Bríd). Считалось, что в ночь Имболка святая Бригита обходит Ирландию и благословляет ее землю, воды, скот и женщин. Утром этот кусок ткани мерили, и если он стал хоть чуточку длиннее, чем был, считалось, что в него вошла благодать святой Бригиты. Тогда эту ткань раздирали на ниточки и раздавали всем женщинами в доме. Такая нить, вшитая в одежду, помогала девушкам хранить девственность, защищала от женских болезней и обеспечивала благополучное зачатие и роды замужним женщинам.
Крест святой Бригиты (Cros Bríde, bogha Bríde)

Крест Святой Бригиты.   В Имболк над дверью дома с внутренней строны вешали крест святой Бригиты, который должен был провисеть там весь год. Старый крест при этом не выбрасывали, а перевешивали в другое место на стену. Крест святой Бригиты плелся из соломы (только мужчинами!) и мог быть трех- или четырехлучевым.

Плащ или шаль святой Бригиты (Brat Bríde)

"Плащ святой Бригиты" хранили у себя старые женщины, в него заворачивали новорожденных девочек, им же оборачивали рога коровы, которая не могла разродиться. В него также заворачивали куклу, которую вечером на Имболк носили по деревне. В него могли наряжать девочку, желательно по имени Бригита, как правило четырех-пяти лет, которой давали в руки символы святой: щит Бригиты (sgiath Bhríde) и крест (реже меч) Бригиты, а ее голову украшали "косынкой Бригиты" (crothán Bhríde) Вечером девочку водили по домам, в каждом из которых она оставляла клочки ткани как знак благословения святой, или же девочка дотрагивалась до креста святой Бригиты, который висел над входом. Мужчины выходили ее приветствовать, а по ее поведению определяли, что ждет каждую семью в этом году (улыбка к радости, слезы к горю и т.д.)

Brídeóg

Brídeóg - кукла, изготовленная из палки и пучка соломы, завернутой в ткань, часто в "плащ святой Бригиты". Изготовить ее должен был мужчина, хозяин дома. Вечером 31 января он, держа куклу в руках, обходил вокруг жилища и входил с ней в дом, молясь Бригите, и все жители дома приветствовали ее, ставили для Бригиты угощение - молоко и свежее масло, сажали за почетное место у стола или клали под стол.

В Донеголе отец семейства, стоя на пороге и держа куклу на руках, возглашал:

Téighidh ar bhur nglúnaibh, agus fosclaidh bhur súla agus leigidh Bríd isteach!

"Преклоните колена, откройте глаза, дайте Бригите войти!"

На что все домочадцы должны были хором ответить:

Isé beatha, isé beatha na mná uaisle!

"Добро пожаловать, добро пожаловать, о благородная жена!"

Приглашение могло звучать и так:

"Бригита, Бригита, приди ко мне в дом, приди ко мне в дом этой ночью. Отворите дверь для Бригиты, дайте Бригите войти".

На что отвечали:

"Входи же, добро пожаловать сотню раз!"

В Шотландии и на Гебридских островах вечером перед Имболком "в каждой семье хозяин и слуги берут сноп овса, наряжают его в женское платье и кладут в большую корзину, а рядом со снопом помещают деревянную дубинку и называют все это "постелью Бригиты". Затем хозяйка и слуги трижды выкрикивают: "Бригита пришла, добро пожаловать, Бригита" (Д.Д.Фрэзер "Золотая ветвь"). Утром в золе они ищут отпечатки дубинки Бригиты, которые являются благоприятным знаком. В тех же местах существует другой вариант обычая - устраивается ложе из зерна и сена, возле него ставят на всю ночь свечу.

На острове Мэн так же оставляют на ночь свечи в честь Бригиты. Здесь ложе для Бригиты устраивалось из зеленого тростника.

* brigita_ir.jpg

(15.79 Кб, 200x366 - просмотрено 2261 раз.)

 

 

Ответ #9: 30 09 2009, 18:46:19 ( ссылка на этот ответ )

Приходская церковь в Ноке, графство Мейо, Ирландия

Во времена больших перемен в Ирландии, когда кру­гом царил голод и экономические беспорядки, таинственное явление Богоматери принесло надежду людям графства Мейо, одного из самых отсталых в стране. Во второй половине дня 21 августа 1879 г. во время проливного дождя Маргарет Берн пошла в приходскую церковь в Ноке, чтобы по просьбе брата провести там ночь. Вернувшись домой, она заметила странный загадочный свет, окружавший церковь, но нико­му об этом не сказала.

Примерно в это же время еще один член семьи Бернов, Мэри, подходила к храму вместе с церковной служительницей Мэри Маклафлин. С того места на дороге, откуда ясно была видна церковь, Мэри Берн сказала своей спутнице: «Посмотри на статуи! Почему ты не сооб­щила мне, что батюшка поставил в часовне новые статуи?» Та ответила, что ничего не знает о новых статуях, и обе еще внимательнее посмотрели на церковь. Когда они по­дошли ближе, Мэри Берн проговорила: «Да это ведь не статуи, они двигаются. Это Пресвятая Дева Мария».

Эти женщины и тринадцать других свидетелей наблю­дали следующую таинственную картину на южном фронтоне церкви. В центре находилась прекрасная женщина в белых одеж­дах, в большой короне, усыпанной драгоценными кам­нями. Ее руки были воздеты как бы в молитве. Те, кто видел ее, были уверены, что это Пресвятая Дева. Справа от нее находилась фигура, похожая на святого Иосифа, с го­ловой, склоненной в сторону Девы Марии, а слева — святой Иоанн, евангелист, в облачении епископа. Слева от святого Иоанна находился алтарь с агнцем и крестом, окру­женный ангелами. С того дня Богоматерь Нокская стала почитаться как Царица Ангелов. Ее образ в облаке таинственного света был виден в течение примерно двух часов.

Даже те из местных жителей, кто не видел этой кар­тины, заметили яркое загадочное свечение вокруг церкви.

После того как прошел слух о явлении Богоматери, тысячи паломников устремились в Нок, многие — вместе с больными друзьями и родственниками. Скоро появились рассказы о многочисленных чудесных исцелениях, и первое из них произошло на десятый день после боже­ственного явления. Девочка, от рождения глухая, вдруг стала слышать. Многие из тех, кто приковылял к церкви на костылях и с палками, оставляли их там, поскольку больше в них не нуждались.

Дева Мария явилась в том же месте и в том же облике еще раз, зимой 1880 г. Во время своих мистических явлений Богома­терь не произнесла ни слова. Ирландцы решили, что Она просто решила поддержать их в трудную минуту.

К концу 1880 г. около трехсот загадочных исцелений было отме­чено в дневнике местного священника. В том же году на месте явления Богоматери Нокской была установлена ее статуя.

На третий год после того, как Святая Дева явилась людям, архиепископ Линч из города Торонто в Канаде отправился в паломничество в Нок, чтобы поблагодарить за свое собственное исцеление и исцеление многих веру­ющих своей епархии. Очевидно, местный священник про­извел на него большое впечатление. Линч писал: «Божьей милостью, мы имеем в столь знаменитом месте такого священника, что паломники, уезжая отсюда, увозят, по­мимо прочих даров, глубокое почтение к служителям ир­ландской церкви».

Церковь предприняла официальное расследование со­бытий в Ноке в 1879 г. и еще раз — в 1936-м. В результате пришли к выводу, что свидетелям можно доверять и что в загадочных видениях нет ничего, что расходилось бы с догматами католической веры.

Каждый из четырех последних пап по-своему почтил Нок. Пий XII благословил в храме Святого Петра нокскую хоругвь и украсил ее специальной медалью в День всех святых. Также он объявил новый праздник, посвящен­ный Деве Марии, Королеве. Папа Иоанн XXIII подарил Ноку свечу на Свечной День в 1960 г. Папа Павел VI благословил камень, заложенный в основание базилики, посвященной Богоматери, Королеве Ирландии, 6 июня 1974 г. И наконец, Иоанн Павел II лично совершил па­ломничество в Нок, чтобы посетить святыню 30 сентября 1979 г., в год столетнего юбилея. Во время своего пребы­вания он обратился с речью к больным и к ухаживающему персоналу, отслужил мессу, утвердил новый храм-базили­ку и на коленях совершил молитву там, где были видения.

Визит Иоанна Павла II укрепил репутацию этого мистического ме­ста как одной из всемирно признанных святынь, связан­ных с Девой Марией. Ежегодно около полутора миллионов, паломников посещают церковь в наши дни.

* nok1.jpg

(74.51 Кб, 1024x683 - просмотрено 2176 раз.)

 

 

Страниц: 1 2 3 4 | ВверхПечать