НЕУЮТНАЯ КОЛЫБЕЛЬ
Афины. Не только столица современной Греции, но и один из важнейших городов для мировой культуры. Словосочетание «Афины – колыбель Западной цивилизации» давно и надежно превратилось в рекламный шаблон для турфирм. Прошлое Афин изображается как пасторальная открытка – благообразные древние греки ходят между прекрасных статуй, едят оливки и изобретают философию с демократией. Насколько она соответствует истине? В Афинах действительно зародилась западная цивилизация, но была ли крепко сбита эта «колыбель»?
ГОРОД, РОЖДЕННЫЙ МИФОМ
Пожалуй, самая знаменитая легенда Афин – о выборе божественного покровителя города, произошедшем где-то в 1500 году до н.э. Тогда должность мэра, а по совместительству царя всей окружающей территории занимал Кекроп – известный мифический персонаж. Вместо ног у Кекропа извивались два огромных змеиных хвоста, но это не мешало ему быть блистательным руководителем и опытным дипломатом. В те времена народ был ко всему привычный, и такого лидера принимали без лишних предрассудков.
На роль покровителя города претендовали два могучих бога – владыка моря Посейдон и мудрая воительница Афина. Обижать не хотелось ни одного из них, и Кекроп предложил им нехитрое состязание – кто с помощью своей силы принесет городу наибольшую пользу, того жители и будут чествовать испокон веков. Посейдон ударил трезубцем в землю, и оттуда забил прекрасный источник воды. Увы, воды морской – пресная жидкость лежала вне юрисдикции повелителя океанов. Афина также коснулась почвы своим копьем – и на том месте выросло небольшое оливковое дерево. Кекроп справедливо рассудил, что до морской воды горожанам и так пара шагов, а оливки лишними не будут, и столица Аттики получила имя в честь мудрейшей Афины.
Рассказывая эту легенду, впрочем, афиняне обычно опускают факт, что Посейдон все-таки затаил неприязнь за отказ от его подарка. Несмотря на близкое расположение моря, воды в Афинах никогда не бывает в достатке. Климат города – субтропики и полупустыня, на дождь там молятся как на спасение, и зачастую ждут его по полгода. Афины окружены горами, что создает дополнительную преграду для воздушных потоков. Поговаривают, что летом некоторые жители тайком подносят дары Посейдону – дабы тот сменил гнев на милость и спас их от невыносимой духоты.
СВОБОДА И РАВЕНСТВО ПО-АФИНСКИ
Один из общеизвестных фактов – Афины являются родиной демократии. «Власти народа» в прямом переводе с греческого. В наши дни термин «демократия» воспринимают по-разному – кто-то с искренней гордостью, кто-то с гневом, кто-то с насмешкой. Но не так уж много людей в курсе, что представляла собой «власть народа» во времена ее зарождения в древних Афинах около пятисот лет до н.э.
Прежде всего следует помнить то, что Древняя Греция, хоть и являясь страной величайшей культуры, совершенно спокойно относилась к рабству. Да что там «спокойно» – с искренней радостью и распростертыми объятьями. Рабы были не предметом роскоши, а самой что ни на есть обыденностью. По самым грубым подсчетам они составляли три четверти населения крупных полисов, первым из которых были Афины. Разумеется, рабы не имели никаких прав, касающихся личной свободы. И даже отпущенные на волю, они попадали в категорию «метэков» – недолюдей. Туда же заносились многочисленные иностранцы, осевшие в Греции. Метэки не только не имели права голосовать, но и были ущемлены по длинному ряду других социальных прав. Чуть выше метэков стояли… женщины. Боги упасите допустить женщину до выборов! Им запрещалось участвовать в театральных представлениях и даже смотреть на Олимпийские игры – под страхом смерти. Представительницы прекрасного пола Афин, конечно, не рабы или чужеземцы, но статусом все равно не вышли. И наконец, на народные выборы не допускались всякие юнцы, ничего не понимающие в истинной демократии. Только мужи в возрасте не менее тридцати лет. С учетом всех предыдущих факторов, таких набиралось процентов десять-пятнадцать из десятков тысяч человек, населявших Афины. Звучит невероятно честно, не правда ли?
С другой стороны, до изобретения даже такой условной рабовладельческой демократии, в знаменитом полисе дела обстояли и того хуже. Власть находилась в руках царей и тиранов, далеко не все из которых годились для управления государством, и поддерживалась евпатридами – древнегреческой аристократией. Демократия лишила евпатрид права на руководство исключительно из-за благородного происхождения. С тех пор Афинами правил народ – по крайней мере та его часть, у которой хватало на это денег и влияния.
ВОЙНА И КРАХ
В современном мире роль ведущего «носителя демократии» взяли на себя Соединенные Штаты Америки. Нельзя отрицать мощь влияния США на мировую политику, но вместе с этим они постоянно подвергаются жесткой критике за безудержное стремление к еще большему расширению сферы интересов. Самое смешное в том, что «колыбель демократии» – Афины, две с половиной тысячи лет назад вели себя абсолютно так же. Богатство и власть города-государства превышали все границы, но его лидеры все равно желали выйти за их пределы. К несчастью для них, в Древней Греции существовала непобедимая и жестокая Спарта, обладавшая не меньшим влиянием. В отличие от относительно продвинутых Афин, спартанцы по-старинке позволяли править собой царям и аристократам. Оба полиса фактически задавали тон для государственного устройства любого из своих союзников. Когда они сошлись в борьбе, силы оказались примерно равны. Спарта ожидаемо одерживала победы на суше, но Афины к тому времени выстроили для защиты неприступные стены. К тому же, они владели великолепным флотом и атаковали врага с моря. Это продолжалось три десятка лет, перемежаясь краткими перемириями и новыми стычками, пока спартанцы не договорились с персами о постройке собственного флота и, наконец, разгромили афинян. Во многом это стало возможным потому, что Афины успели изрядно затюкать своей демократией и высокомерием даже собственных союзников. Оставшись без поддержки, великий полис был вынужден сдаться. Как ни странно, выиграв войну, Спарта не смогла толком удержать победу в руках… Но это совсем другая история.
ВЕРШИНА СЛАВЫ
По сути, если не считать спорного достижения в изобретении демократии, вся слава Афин идет от так называемого «золотого века Перикла». Перикл, даром что рожденный в семье евпатридов, быстро заручился поддержкой всех слоев населения, и начал проводить реформы. Именно при нем были построены Парфенон и Пропилеи в афинском Акрополе. Именно в то время в Афинах жили великие ученые, философы и поэты – Геродот, Эсхил, Софокл, Аристофан… Правление Перикла длилось полвека, но за это время полис поднялся на вершину своего сияющего величия. Отблеск этого сияния мы наблюдаем и сейчас – в тех самых восторженных рекламных буклетах, описывающих Афины как безупречно чистый лик Древней Греции. Не стоит сомневаться, что знаменитый город-государство в любом случае остался бы в памяти людей как источник культуры, но пафосное название «колыбель Западной цивилизации» растет именно из реформ Перикла. Если бы не эпидемия, унесшая жизнь талантливого политика, вполне возможно что Афины не проиграли бы войну со Спартой. Кто знает, каким образом сложилась бы история Греции при таком раскладе?
Город, несущий имя великой богини, вполне заслужил свое громкое прозвище. Даже учитывая то, что золотой век Афин длился лишь несколько десятков лет, а период упадка – два тысячелетия. Даже несмотря на то, что государственный строй родины демократии отличался вопиющей несправедливостью, а среди населения процветал шовинизм во всех смыслах этого, неведомого в древние времена, слова. Западная цивилизация родилась именно там, и другую колыбель выбрать уже не получится. Единственное, что можно сделать – не слишком идеализировать прошлое и не повторять своих худших ошибок. В конце концов, Афина была божеством не только войны, но и мудрости. А мудрость бесценна во все времена.
Сергей Евтушенко