Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => Путешествия по сакральным местам => Тема начата: Москвич от 06 07 2008, 02:04:51



Название: ЧЕХИЯ - тайны и закоулки с привидениями
Отправлено: Москвич от 06 07 2008, 02:04:51
Во время путешествия по Чехии мне довелось посетить замок Рожмберк, один из красивейших уголков этой прекрасной страны. Там я впервые услышал старинную легенду о местном замковом привидении, призраке Перхты Рожмберк, несчастной дочери хозяина замка. Ее появления в замке продолжаются уже более пяти веков. Местные жители называют Перхту Белой дамой.

Замок в числе еще нескольких принадлежал роду Рожмберков, одному из старейших и богатейших дворянских родов Южной Чехии. Первые письменные упоминания о замке относятся к 1250-му году. Он стоит на холме в излучине р. Влтавы, посреди необыкновенно живописной гористой местности. За время своего существования замок несколько раз менял хозяев и перестраивался и достиг своего современного вида в 18-м веке. Одна лишь башня Якобинка стоит без изменений с 14-го века.

Перхта родилась в 1429-м году и была дочерью Ульриха Рожмберка. В возрасте 20 лет отец насильно выдал ее замуж за моравского дворянина Яна Лихтенштейна, надеясь на его политические связи при королевском дворе. Жених, в свою очередь, рассчитывал на богатое приданное. Однако Ульрих был к тому моменту по уши в долгах и приданное дочери дал очень малое, да еще и заплатил его не сразу.
Ян Перхту не любил и все время укорял, что приданное выплачивается «маленькими порциями». Над несчастной с удовольствием издевались свекровь и сестры мужа. О плохом отношении Лихтенштейна к жене знало все Чешское королевство.

В1473-м году ненавидимый Перхтой Ян Лихтенштейн умер. На смертном одре он просил у жены прощения, но Перхта ему в прощении отказала. Тогда Ян проклял жену и пообещал, что даже в гробу ей не будет покоя.
В мае 1476-го года умерла и Перхта. Вскоре она начала появляться в виде привидения в белом платье. Белая дама считается хранительницей всех рожмберкских имений и пока древний род не угас, нянчила плачущих детей.
Согласно легенде, Белая дама показывается в черном платье или с черными перчатками, когда ее появление предвещает чью-то смерть. Иногда ее видели в красном, как огонь, платье, так Перхта предупреждает о пожаре.

В замке Рожмберков в Чешском Крумлове Белая дама часто появлялясь у колыбели маленького Петра Рожмберка. Его няни знали ее и не боялись, когда привидение нянчило и ласкало малыша. Но недавно принятая на службу няня подняла крик, после которого Белая дама указала рукой на стену и исчезла. Узнав об этом случае уже в зрелом возрасте, Петр Рожмберк приказал сломать стену, за которой оказался огромной цены клад.
В замке Тржебонь в 19-м веке Перхта напугала студентов, приехавших туда на каникулы.
Молодой человек, который попытался обнять привидение, упал в обморок и потом долго не мог прийти в себя.

Замок Рожмберк тоже не стал исключением. В 1944-м году в нем находилась школа нацистской девичьей организации «Бунд дойче Мадель». Каждое утро девушки поднимали над башней замка флаг со свастикой. Вероятно, это не понравилось Белой даме. Ведь на этой башне семь веков красовался белый флаг с родовым гербом Рожмберков – алой пятилепестковой розой. Поэтому однажды утром Перхта дождалась немок на башне и злобно погрозила им пальцем. В тот же миг фашистский флаг оборвался и упал вниз.
Девушки с криками побежали к начальнице. Та немедленно вызвала гестапо, подозревая в провокации чешских патриотов. Поднявшись на башню, фашисты никого не нашли, а о происшествии составили протокол.

Последний раз Белую даму видели в замке в 1996-м году, во время крупной реставрации. Рабочий, который трудился в комнате Белой дамы на втором этаже, заметил, что за окном прошла женщина в белой вуали. Сначала он подумал, что кто-то идет по лесам, но в это время лесов на замке уже не было и фигура на его глазах исчезла.
По легенде, освободить Белую даму от проклятия и успокоить ее душу сможет тот, кто сумеет прочесть загадочную надпись на ее старинном портрете, висящем в замке. Слова, освобождающие Перхту, одновременно укажут, где спрятан огромный рожмберкский клад. Пока это еще никому не удалось. Так что все желающие еще могут попробовать.


Название: Re: Чехия: Легенда о Белой даме или путешествие в ЗАМОК ПРИЗРАКОВ
Отправлено: Милисента от 28 10 2008, 08:13:04

ПРИЗРАКИ "ЗЛАТЫ ПРАГИ"

Немногие города так оплетены тайной и поэзией, как Прага. Для путешественника вполне достаточно в сумерки вступить в маленькие улочки старой Праги, как мистическое настроение будет ему тут же обеспечено. Именно здесь словно оживают истории о сверхъестественных существах, которые запросто могут вынырнуть из темноты, или о таинственных делах, творящихся на Старом Еврейском кладбище...

На Братиславской улице,  у древней твердыни Вышеграда, припозднившийся путник может увидеть блистающего в лунных лучах серебряного всадника, возвышающегося на серебряном коне. В таком образе встает из могилы, чтобы обозреть свою страну, богемский король Пржемысл Оттакар II (1253-1278), один из богатейших и могущественных государей Европы - при нем границы чешского государства достигали моря.

На Целетной улице, близ пражского университета Каролинума, запоздавший прохожий может повстречать других персонажей средневекового города: известных пражских духов - проститутку и священника. Однажды при жизни они столкнулись на Целетной улице, и падшая женщина, распахнув одежды, обнажила соблазнительные телеса перед слугой Божьим. Возмутившись, он ударил ее по голове крестом, и распутница пала мертвой к его ногам. Священник был так ошеломлен этим событием, что тут же скончался от удара. После смерти никто из них не обрел покоя, пополнив собой толпу пражских призраков. Они вновь и вновь появляются на Целетной - она завлекает священника, а он спасается от нее бегством.

Но это все присказки... Есть район Праги, где веселая, со своеобразным черным юмором интонация городских преданий глохнет, уступая место мрачной серьезности - подлинно потусторонней. Это - Старый Еврейский город, административно объединенный с основной частью Праги только в 1850 году.  До этого в течение многих столетий огражденный стеной Еврейский город, созданный для защиты иудеев от притеснений крестоносцев, представлял особый, замкнутый мир, в котором даже время шло в ином направлении: на еврейской ратуше, единственной в мире (кроме, разумеется, израильских), и сегодня можно видеть два рода часов - обыкновенные, с римскими цифрами, и еврейские, стрелки которых движутся вспять.

Другой легендарный памятник седой старины - готическая Старо-Новая синагога, являющаяся древнейшей в Центральной Европе. Предание гласит, что она была перенесена в Прагу прямо из Иерусалима ангелами с таким условием: с этого времени евреи не должны что-либо менять или восстанавливать в синагоге. Если на протяжении прошедших столетий что-то нужно было подремонтировать или построить в ней, строитель всегда наказывался несчастьем или даже смертью. На чердаке Старо-Новой синагоги хранятся останки Голема - глиняного человека, оживленного некогда мистической силой легендарного рабби Лева бен Бецалеля.

Сегодня Еврейский город уже не представляет собой однородного района Праги. Памятники еврейской истории оказались словно вживлены в тело современной чешской столицы. И все же Еврейский город - это не совсем Прага. А его сердце - Старое Еврейское кладбище - уже и не совсем Еврейский город. Это место, находящееся «за порогом» любой истории. Оно снискало у европейских оккультистов славу самой темной в мистическом отношении точки Европы.

Может быть, такое поверье родила невероятная концентрация мертвых: ведь на крохотном участке земли насчитывается 200 тысяч захоронений и примерно 12 тысяч могильных плит, вкопанных под разными углами в почву очень тесно друг к другу. До Старого Еврейского кладбища не долетают звуки большого города, у него собственный постоянный звуковой фон - неумолчный многоголосый птичий грай. Вообще же в Праге птиц мало, редко когда увидишь голубя или воробья. Вспоминается, что в древности птиц считали «психопомпами» - проводниками душ в загробный мир. И хотя на кладбище уже несколько столетий никого не хоронят, очевидно, многие души все еще здесь, и нужда в проводниках не отпала. Еще одна деталь, довершающая странный для европейца мрачный колорит кладбища: на нем никогда не бывает цветов. Таков обычай.

Кладбище начало создаваться в первой половине XV века. Самый старый памятник здесь относится к 1439 году.  Если преодолеть робость и обойти кладбище, можно узнать немало страшноватых и трогательных историй, которые рассказывают надгробия с полустершимися от времени рельефами. Так, в одном уголке вроде бы есть странное надгробие, надпись на котором намекает, что под ним покоится... собака. Как могла она оказаться на кладбище? По легенде, кто-то из ненависти к евреям бросил ее труп в священную землю. Рассудительный рабби решил, что все мертвое должно оставаться на кладбище, независимо от того, как оно туда попало. И тело собаки было захоронено...

Как утверждают, на кладбище также погребена изгнанная польская королева. Она лежит под одиноким надгробием, несущим благородные гербовые щиты. Этот памятник выполнен из великолепного мрамора; на нем выбито имя Анны Гендель - жены первого еврея-дворянина Бассеви из Трауенберга. Но выбито оно лишь с целью защитить мир польской королевы, покоящейся здесь. После того как царственный муж отверг ее, королева бежала в Прагу, а перед смертью перешла в иудаизм...

Другая легенда повествует о еврейском юноше, который из-за своей любви принял христианство и даже стал священником в соборе Святого Вита. Перед смертью он вернулся к своей первоначальной вере и получил право быть погребенным на Старом кладбище. Но каждую ночь он покидает место вечного покоя, сопровождаемый скелетом, который перевозит его через Влтаву, чтобы бывший священник мог играть на органе в соборе.

А вот могильная плита с двумя курицами, повернувшимися клювами друг к другу и обращенными к женской голове... Этот памятник рассказывает жутковатую историю. Он стоит на могиле прелюбодейки, чьи глаза в наказание за грехи были выклеваны курицами.

Кладбищенские монументы представляют собой настоящую энциклопедию иудейского символизма.  Звезды Давида, виноградные гроздья, сосновые шишки, ветви пальм, грифоны, львы, волки, медведи, рыбы, птицы, высеченные на надгробных рельефах, отражают многие сокровенные элементы учений Торы и Талмуда. На Старом кладбище можно встретить и уникальные, не имеющие аналогов в еврейском мире изображения полуобнаженных женщин. По надгробиям можно изучать историю еврейской общины в Праге в Средние века и в эпоху Возрождения. Здесь лежат все знаменитые иудеи - «рудольфианцы», деятели времен императора Рудольфа II, носившего чешскую корону в 1576-1611 годах и вошедшего в историю как покровитель искусств и наук, в том числе тайных. Под знаком звезды Давида и гуся покоится тело Давида Ганса (1541-1613) - автора «Земах Давид» (всеобщей истории), астролога и математика, дружившего с великими астрономами И.Кеплером и Т.Браге.

Надгробный камень в ренессансном стиле стоит на могиле Мордехая Майзела (1528-1601) - главы («примаса») пражской еврейской общины, много сделавшего для ее процветания. Майзел, например, построил синагогу, за которой закрепилось его имя. Финансист и банкир Майзел, по рассказам, приобрел свое богатство благодаря сокровищу, подаренному ему лешими.

продолжение следует...


Название: Re: Чехия: Легенда о Белой даме или путешествие в ЗАМОК ПРИЗРАКОВ
Отправлено: Милисента от 28 10 2008, 08:15:29
ПРИЗРАКИ "ЗЛАТЫ ПРАГИ"

И вот - самая известная могила, в которой под массивным розовато-серым надгробием в форме саркофага, до дня всеобщего воскресения и Страшного суда, лежит рабби Иуда Лев бен Бецалель. В биографии этой удивительной личности магический реализм еврейской Праги проявлен с особой силой. Рабби Лев бен Бецалель по прозванию Махарал (аббревиатура от еврейских слов «самый почитаемый учитель и раввин») был известен как величайший чудотворец. Свидетелем его волшебства, по сказаниям, собранным в книгах «Нифлаот-Махарал» и «Сиппурим», часто становился император Рудольф II. Создатель Голема был отнюдь не сказочным персонажем, а историческим лицом, о жизни которого (1512-1609) существует немало строго документированных сведений.

Со Старым Еврейским кладбищем связана одна довольно жуткая легенда о мудрости Лева-Махарала. Во времена рабби Лева опустошительная чума ворвалась в пражское гетто. Она убивала только еврейских детей. Ни мольбы, ни молитвы не помогали остановить зловещее шествие смерти. Однажды, когда рабби лег ночью спать, ему явился пророк Илия и во сне проводил его на Старое кладбище, где Бецалель увидел детей в белых саванах, вылезших из могил и бегающих между памятниками. На следующий день рабби бен Бецалель приказал своему ученику посетить ночью кладбище, сорвать саван с первого же ребенка, что попадется на его пути, и доставить ему погребальное одеяние. Исполнительный ученик пошел на кладбище и, когда часы били полночь, сорвал рубашку с белого привидения и быстро принес ее рабби. 

Тот приказал ученику вернуться на кладбище, ждать и смотреть, что происходит. Когда часы отмерили один час ночи, дети вернулись в свои маленькие могилки, за исключением ребенка, потерявшего саван. Он не мог возвратиться в глуби земные без своего одеяния и вынужден был отправиться к дому Лева с мольбой, чтобы ученик отдал ему саван. Ученик согласился сделать это, но с условием, что призрак расскажет ему, от чего умерло так много детей.

Выяснилось, что причина проклятия - две грешные матери, которые убивают своих новорожденных детей. Ребенок назвал их имена и, получив свой саван, вернулся на кладбище - покоиться в вечном мире. На следующий день рабби созвал совет старейшин, перед которым предстали обе женщины вместе со своими мужьями. Совет решил, предоставив все факты, предать преступников во власть светского правосудия. Женщины были присуждены к смерти, а мужчины - к тюремному заключению. С тех пор дети перестали гибнуть.

Рабби Лев-Махарал продолжил совершать чудеса и после смерти. Так, его внук Самуил бен Бецалель, умерший в 1655 году, очень хотел быть погребенным рядом с могилой своего знаменитого деда. Но для этого на кладбище не хватало места. И тогда, как рассказывают, надгробие рабби Лева само собой сдвинулось в сторону, освобождая место для могилы внука.

К памятнику над захоронением бен Бецалеля приходят паломники со всего мира, люди разных вер и языков, но вовсе не для того, чтобы поклониться мудрецу. Бытует поверье: если, загадав желание, по древнему еврейскому обычаю положить на могилу камешек - то это желание исполнится. Иногда свои мечты и надежды пилигримы записывают на бумажке и кладут под камешек либо засовывают в трещину надгробия. Но каждый желающий изменить судьбу должен помнить, что старый рабби, или та сущность, что действует от его имени, исполняет прошения со своеобразной справедливостью: одни получат буквально то, что загадывали, а не к чему действительно стремилось сердце; другим многое дастся, но и многое отнимется; третьи осознают, что счастье было лишь в погоне за счастьем, а теперь осталось только в воспоминаниях.  

Покидая Старое кладбище, можно еще раз окинуть взглядом его скромную территорию и, распрощавшись со стремящимися освободиться из земли каменными големами, отправиться запить горькую пыль древних легенд бокалом доброго южноморавского - в совсем не страшном ресторанчике «У Голема»...  
 

Сергей АНТОНЕНКО


Название: ЧЕХИЯ - тайны и закоулки с привидениями
Отправлено: Afrodita от 05 12 2008, 02:58:45
ГОРОД С ПРИВИДЕНИЯМИ

В Праге привидений, как в Риме фонтанов. Точной цифры нет, однако, по расчётам гидов около 500 – 800 привидений. Есть даже отдельная 3-часовая экскурсия «Привидения Праги». Рассказывают про женщину в белом, расхаживающую со свечой в руках по башне городской ратуши. Про железного рыцаря, преследующего по ночам всех красивых девушек. Говорят, что если найдется девушка, которая поцелует его, колдовские чары исчезнут. Все торопятся загадать желание на Карловом мосту, у одной из бронзовых фигур, отполированных людскими ладонями. Святой покровитель города Ян Гус, четвертованный и сброшенный в реку, работает Сантой – исполняет все «нематериальные» желания. Есть даже срок исполнения – всего 2 года.
А улица рядом с Карловым мостом называется «пражской Венецией», напротив неё есть старая мельница. Когда-то мельницей управляла дамочка с таким скверным характером, что сам чёрт с ней бы не сладил! Мельницу так и прозвали «У чертовой бабы», а отель по соседству – «Чертовка». Но желающих остановиться на ночлег не так-то много.
На Староместской площади под бой часиков Орлой загаданные желания сбываются намного быстрее. Мастер, который изготовил эти часы, по легенде, был ослеплен, чтобы он не смог больше повторить таких часов ни в одном из европейских городов. Ещё интересным показались обозначения домов на Золотой улочке. Вместо названий – изображения животных. Как и в эпоху средневековья, есть, к примеру, дом «золотого ужа». А почтальон должен знать всех жильцов по фамилиям. А купить самые интересные сувениры-обереги можно на Золотой улочке – там одни ведьмы на метле – большие и маленькие. При малейшем колебании воздуха у старухи загораются глаза, и она разражается диким хохотом.


Название: ЧЕХИЯ - тайны и закоулки с привидениями
Отправлено: Изабелла от 31 03 2009, 03:14:50
ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ ДАМЕ

У Олджрихта II из рода Роженбергов была дочь Перхта.
Когда пришло время, решил отец выдать свою дочь замуж. Много шляхтичей желало стать мужем богатой девушки, но ее отец решил выдать дочь замуж, против ее воли, за богатого, расчетливого и эгоистичного пана Яна из Лихтейнштейна, который овдовел незадолго до этого. Род Лихтенштейнов был очень богатый и знатный и по этому участь бедной Перхты была решена.
После счастливой жизни в отцовском доме жизнь в доме мужа была для Перхты сплошным наказанием. В замке мужа также жили его мать и сестра, и они делали все что могли, чтобы испортить жизнь молодой жене. Старались очернить ее в глазах мужа, заставляли ее много и тяжело работать, но сколько не старалась Перхта, ни одного доброго слова не услышала она от них. Девушка писала своему отцу и брату, чтобы они забрали ее из дома нелюбимого мужа, но в те времена такое было неслыханно, чтобы жена ушла от мужа, и оставалось несчастной Перхте только молиться, чтобы бог ее избавил от такой участи.
Как то муж Перхты тяжело заболел и когда стало понятно, что он уже не выздоровеет, то захотел он чтобы ему было отпущены все его грехи. И позвал он Перхту к себе, чтобы она простила его за все те несчастья, которые он ей принес. Но сказала ему Прехта, - «Бог простит, а у меня душа измучена и пуста и нет в ней прощения.» - «Ах, так, - ответил ей муж – да будь ты проклята!» прокричал ей муж в ответ и умер.
После похорон мужа вернулась Перхта в отцовский дом и прожила там до сорока шести лет, а после того как она умерла в 1476 году, стала появляться во владениях Роженбергов белая дама. Легенда гласит, что белая дама со связкой ключей ходит по коридорам замков и если кто увидит ее улыбающуюся в белых перчатках, то это принесет счастье, если на ней одеты красные перчатки, то быть пожару, а если она в черных перчатках и вуали, то это знамение какого-нибудь несчастья.


Название: Чехия: Замок Боузов
Отправлено: Ариадна от 10 02 2011, 13:00:04
Замок Боузов

Легенда об основании замка

Существует легенда о замке, согласно которой, рыцарь влюбил в себя красавицу крестьянку, но не сдержал обещания и женился на богатой и знатной. Девушка не пережила измены и бросилась с башни замка. Перед похоронами тело ее загадочным образом исчезло. С тех пор в замке и появился призрак: по ночам девушка в белом подвенечном платье ходит по замку и оплакивает свою несчастную судьбу... Молодая жена рыцаря умерла через месяц после свадьбы при странных обстоятельствах, а сам он сгинул бесследно в каком-то военном походе.


Название: Re: Чехия: Легенда о Белой даме или путешествие в ЗАМОК ПРИЗРАКОВ
Отправлено: Ариадна от 10 02 2011, 13:15:55
Замок Рожмберг
 :227)
Легенда о строительстве замка

Очевидцы описывают женщину-привидение одинаково: она всегда одета в длинное белое платье, а в правой руке держит связку ключей. Стоит обратить внимание на рукава ее платья: они чудесным образом меняют свой цвет. Если Белая Дама махнула вам белым рукавом – ждите свадьбы, красным -- готовьтесь к пожару, черный цвет рукава – верный признак несчастья, болезни, смерти. ... Случилось это ранним утром 44-го. Две девушки в военной форме подошли к замку Рожмберк, отворили тяжелые двери и стали подниматься по лестнице. Первой шла Гертруда. На какой-то момент ей показалось, что в замок следом за ними вошел еще кто-то: скрипнула дверь, потянуло сквозняком... Обернувшись, Гертруда только было собралась сказать об этом подруге, как услышала ее крик. Та стояла, застыв в неловкой позе и с ужасом смотрела на окно. Тут Гертруда и сама онемела: с трехметровой высоты на них укоризненно смотрела женщина в белом платье с черными рукавами. Осуждающе покачивая головой, женщина молча указывала на вход. На какое-то мгновение девушки отключились, а когда пришли в себя, то в окне уже никого не было. Спотыкаясь и падая, подруги помчались вниз по лестнице. К выходу они добрались совершенно поседевшими. Примерно так описывают происшедшее в 1944 году событие чешские исследователи. В то лето возле замка Рожмберк базировался лагерь женской нацистской организации «Бунд Дойчер Мадел». Юные фашистки, услышав рассказы подруг, забыли о войне и бросили все свои силы на поиски знаменитого европейского привидения. Но Белая Дама, похоже, до разборок не опускается. Свое отношение к нацисткам она выразила еще при первой встрече: Гертруда и Мария всю оставшуюся жизнь провели в психушке


Название: Тайны и закоулки с привидениями в Чехии
Отправлено: Альфред Каннинг от 24 02 2012, 19:19:22
Тайны и закоулки с привидениями в Чехии

Водяные, белые пани и заколдованные замки - это плод нашей фантазии или мы боимся признаться себе в том, что не может объяснить наш разум?

Призраки, загадочные события из страшных романов и сказок. Также (гастрманы водяные), пугала, черти, курящие трубку где-нибудь на вербе около Грусиц во времена, когда там еще не проходила автотрасса, и пан Лада рисовал свои сюжеты.

Сегодня другое время. Мы боимся террористов и посмеиваемся над заколдованными монахами. Мы перестали верить в сверхъестественные явления. Жаль. Были в них ужас, мечта и поэзия, а возможно, и доля правды…

Привидение умершей дворянки
«До семилетнего возраста я жил в разрушающемся замке недалеко от Праги, - вспоминает график и собиратель легенд Мартин Стейскал. - Сегодня эта постройка уже в запустении, но тогда атмосфера старинного замка действовала потрясающе на детскую душу».

В замке рассказывали легенду о белой пани. Вероятно, это была русская дворянка, которая там умерла в 17 веке. «Сводчатые потолки, большие залы, где во время сквозняка все скрежетало и скрипело, усиливало воображение ребенка, и я до сих пор уверен, что будучи ребенком, действительно видел белую пани. Также я осознал, что являюсь один из представителей того последнего поколения, которому довелось познать в подлинной обстановке тот магический ужас и веру в сверхъестественное».

Фекст
Типичным чешским привидением считается фекст. Он появляется в легендах, которые своим сюжетом и возникновением тесно связаны с периодом, наступившим после Тридцатилетней войны. Это неуязвимый человек высокого роста и недюжинной силы. Он отличается тем, что не может быть прямо и просто освобожден. Это своего рода зомби, оживший мертвец. Для его уничтожения надо провести целый ритуал, например, застрелить фекста прямо в сердце освященной пулей и т.п. Больше всего легенд о фекстах в Чешско-моравской области.

Картина, упавшая в день смерти хозяина
«В каждом настоящем замке должно быть свое привидение»,- считают туристы, и шутят над кастелянами (начальниками крепости), которые из-за конкуренции, надев на какого-нибудь студента исторический костюм, превращают его в призрак, который или где-то промелькнет, или ведет целую экскурсию по замку.

Однако когда уходят последние посетители, кастеляны уже не шутят на тему сверхъестественных сил. Они могут рассказать несколько интересных случаев. Одна из историй о самопроизвольно упавшем старинном портрете умершего хозяина замка. Картина упала сама прямо перед полночью именно в день трагической смерти, которая произошла в замке четыреста лет назад. Зал был закрыт, там даже дуновения ветра не могло быть.

Ужас на крепостных стенах
Другой кастелян, в свою очередь, рассказывал, как в замке Бухлов группа молодых экскурсоводов забавлялась тем, что одна из девушек одела большую ночную рубашку и как своеобразное привидение прохаживалась по крепостным стенам. Товарищи и коллеги смотрели на нее со двора, смеялись и аплодировали - но до тех пор, пока за девушкой внезапно не появился контур женской фигуры в белом одеянии.

«В тот момент все замерли от страха. Наша подруга пытливо посмотрела на нас, почему мы перестали смеяться, и увидела наши вытаращенные глаза. Спросила, в чем дело. Один из нас сдавленным голосом сказал ей, что хватит дурачиться, пусть поскорее спускается к нам. Мы боялись, чтобы она не обернулась, не увидела то белый свет с контуром загадочной фигуры и от страха не упала с крепостной стены. Когда девушка спустилась, призрак внезапно исчез».

Шестеро молодых людей с хорошим зрением видели ту таинственную женскую фигуру и пришли к выводу, что каждый видел совершенно то же самое и это не была галлюцинация.

То, что в старых замках после полуночи скрипит паркет, будто в комнатах ходит кто-то невидимый, что псы в замках часто без причины рычат, а вы внимательно всматриваетесь во двор, проходите по комнатам и никого не видите, вам без тени иронии могут рассказать кастеляны. Но никогда не позволят вам назвать их имя и место, где произошел тот или иной случай. У каждого кастеляна есть начальство, которое может сказать: «Человеку, который верит в духов, не место в замке».

Пражские привидения
Большое количество привидений обитает в старинных городах, и особенно в Праге. Почти в каждой улочке Старого Места или Малой Страны можно найти дом, с которым связана какая-нибудь легенда. Появление некоторых фантомов иногда можно объяснить и логически. Например, представление об огненной собаке, которая ночью пробегает по городу, могло возникнуть из того, что в средневековье по ночам на углах улиц стояли корзины с пылающим огнем. От него слуги, сопровождавшие своих господ, зажигали свои факелы - уличного освещения тогда не было. Также в Праге много водяных. На каждом участке Влтавы свой водяной. Их король живет в хрустальном дворце под Вышеградской скалой. Во времена княжны Либуше он был к людям благосклонен. Во время Девичьей войны, говорят, даже влюбился в саму Власту, и она вначале ответила ему взаимностью. Но когда собрала свое войско и с шестьюстами воительницами отошла в свою крепость Девин, водяного отвергла. С тех пор участок под Вышеградской скалой стал очень опасным для пловцов и лоцманов.

В разных местах Праги страшит и несколько рыцарей, пара скелетов, какой-нибудь черт, призраки монашек, на Петршине встретите русалок, на Малой Стране - дочь мельника, которая отписала свою душу дьяволу. Число пражских привидений включает в себя и алхимиков с разными шарлатанами, приглашенными в Прагу императором Рудольфом II. Думаете, это детские сказки?


Название: О появлении духов, привидений, призраков...
Отправлено: Favorite от 25 02 2012, 19:54:18
О появлении духов, привидений, призраков, мерзких видений
в королевстве Чешском и маркграфстве Моравском

Первые источники, указывающие на необходимость сделать обзор появления в Чешском королевстве духов, привидений, призраков, мерзких видений появились в раннем средневековье. Кроме предупреждения о злых духах на дороге, в лесу и в горах, от людей собирались сведения о самых старых привидениях, деяния которых были связаны с деятельностью людей.

Больше всего их было в лесу и рощах. Парышник обитает в первую очередь как дух деревьев в деревьях около рек, а его дом можно узнать, если он открыт, по большому отверстию в коре дерева, похожему на щель. Если путник проходил мимо, парышник открывал свой дом, и начинал петь звонким голосом зяблика. Это привидение вреда не приносит, кормится только испугом прохожих.

На него похоже привидение дивобыл, который иногда занимал дом «парышника», а обычно живет на заливном лугу, тянет в грязь повозки подмастерьев, а они ругаются. Их ругань для дивобыла - лакомый кусок.

Так же луобас и шила любят страх и дрожь.

Старочешское слово «езе» в первых латинско-чешских словарях переводили имя античной богини раздоров и ссор и злых лесных женщин называли езинками. В старочешских текстах словом «езенки» переводили латинское выражение lamie, которое согласно античным греческим мифам означало чудовище женского пола, похищавшее детей. «Твари, имеющие лицо женщины, тело свиньи, конские ноги» (Перштейнская библия 15 века). Эти колдуньи заманивали молодых парней, чтобы выпить их кровь и съесть их тела. Оттуда появилось название ezie baba, а от него и современное ежибаба (Баба Яга).

Другой разновидностью был пршета, или пршетопрай, т.е. тот, который желал угрозы. Кто ему осточертел или брезговал его видом, по проклятию пропадал и долго не появлялся среди людей.

Селяне боялись на пашнях патлата, улегле или одложиско, который посылал огонь на пшеницу, и бесплодность на другие поля.

До нападения вампиров с приходом татар, в южно-моравских низинах правил гнява, запрыгивающий сзади людям на горло, сдавливал, сжимал его до смерти. Коневоды, кузнецы, шорники на юге Моравии рассказывали много историй о копле, который баламутил и дразнил молодых коней, превращаясь в буйную кобылу и становясь задом к их голове. Однако, если кому-то удавалось набросить ему недоуздок, то получал себе ловкого коня, жеребенка и две кобылы за каждый бросок.

Хуже всех был рыш, который загонял (обычно коней) до пены, лихорадки, от которых они умирали. В течение лета все рядом со скотом (коней, овец, коров) боялись «жаб» (лягушек), особенно за своих детей. Если дети или животные «сжабились», о чем свидетельствовали белый налет на коже, мерзкие волдыри и язвы на руках, то «жабы» собирали урожай их враждебности. К счастью, это было только в жаркие дни.

После сумерек, когда предки чехов ложились спать после работы рано, дом обходил бабунь в поисках незакрытых горшков с молоком, которые он к утру портил, напрасно будил жильцов, гнал их в домик над навозной кучей, который иногда и с ними, в нее опрокидывал.

Издревле забирал силу матай, он же матога. Описаны местности, где он появляется, но в первую очередь какой внешний вид он приобретает, отправляясь на свои козни. Например, ночной мотылек, который бы замучил работника и заманил его в грязь, где бы высосал из него все силы. Слуг охватывал ужас, если приказчик посылал их ночью через болота в соседнюю деревню, потому что много их увязло в сетях блудичек, которые выглядели, как свет из окон и заманивали людей в трясину.

В Кладно был свой вид - цейтле, огонек, лесное привидение, бегающего чаще всего в виде дикой собачки, хватающей за брюки.

Шесть столетий назад вастрман был зловредным, коварным, адским обитателем омутов. Тогда это был наполовину дракон, а наполовину змея, живущий в воде и на суше, способный летать. Только в начале 16 века появился мужичок с курительной трубкой и зеленым сюртуком с капающей с него водой, и стали его называть гастрманом. Их представляли отвратительными, заросшими, живущими в реках и на суше, ныряющими под воду при приближении прохожего. Это «люди, которые ходят нагими», водяные мужчины.

Кузнец, или кузник бросал чары кузнецам в огонь, пекарям и стеклодувам в печь, но в целом не вредил, «только портил вещи».

Если говорить о пекарях, то надо упомянуть гнома Квасира, который принимал участие в свадебных процессиях (отец невесты должен был проследить, чтобы вручил ему приглашение), чтобы исполнить магическую задачу привлечения роста всего, удачу, изобилие, беременность, урожай. Он плевал в дрожжи для пирога и пускался в попойки. В Лужицах и доныне «квас» (дрожжи) означает попойку. Кто его не пригласил, у того проблемы с «квасом».

Долгими зимами, во время мелузин, через камин прилетал особый вид колдуний румплиц, или рыпоунок, которые в домах многодетных батраков пожирали все, что попадалось, ужесточая их и без того нелегкую задачу прокормить кучу детей. Они привлечены тем, что дети во время еды толкались и баловались.

С давних времен жестокой зимой путников поджидало несколько засад гномов - помощников добросердечной лыжницы, которые съезжали с сугробов и помогали заблудившимся.

До сих пор лыжники опасаются Матиногу, который с соплями под носом и коварным смехом находит след утомленных лыжников и ведет их через снежную пургу к верной смерти. Говорят, что он и вешки на трассах переставляет, а весной под скалами находят обкусанные волками тела лыжников.

И у нашего времени есть свои привидения. Об одном особенно не хотят говорить, даже имя ему не дали, но местные называют его огненным человеком. Когда дорогу расширили, стало больше несчастий, потому что люди перестали верить в приметы и смеялись, что у машин нет души. Однако, на самом деле она существует. Например, так уморит людей в ночи, что они поедут по колее и попадут под поезд, либо на переезде отвлечет их внимание на огненного человека вдалеке - так или иначе свою жертву получит.

http://prahafx.ru


Название: Шествие пражских призраков
Отправлено: Молчалин от 26 02 2012, 21:49:32
Шествие пражских призраков

На Душечки Музей пражских преданий и привидений организовал шествие пражских призраков.

2 ноября в Чехии отмечают день поминовения усопших (Душечки). Т.к. пражские привидения - умершие, о которых благодаря преданиям вспоминают десятки, сотни, тысячи людей, которые с ними лично не знакомы, привидения выразили свою благодарность пражанам тем, что появились и, невзирая на плохую погоду, вышли на Королевскую дорогу. Также привидения ясно дали понять, что не одобряют иностранные праздники, как например, Хеллоуин. Лучше они установят с помощью своих приверженцев свою новую традицию - шествие привидений по Праге.






















































Название: Тайные клады охраняют адские псы?
Отправлено: Иван Осипов от 26 02 2012, 23:29:14
Тайные клады охраняют адские псы?

Уже сотни лет в разных уголках мира якобы появляются жуткие призраки черных собак с огненными глазами. Несколько таких привидений было замечено и в Праге. Одно, говорят, видели у старой ратуши в Градчанах на Лоретанской улице, другое обитает около ротонды св. Мартина в крепости Вышеград. Некоторые легенды утверждают, что это посланцы дьявола, другие - что они охраняют пропавший клад. Есть ли какие-то объяснения этим явлениям?

Ночь темна, между ветвями голых деревьев запутались лохмотья тьмы. Только отдельные запоздавшие путники идут темными закоулками пражского Вышеграда. Последний день октября, два дня до «душечек» - дня поминовения усопших. На кладбище Славина у базилики св. Петра и Павла видны проблески свечек. Колокола как раз начали отбивать полночь, когда из кабачка на крепостных стенах вышла молодая пара. Она направилась к Кирпичным воротам и вниз на Витонь к железнодорожному мосту. Через несколько шагов парень резко останавливается, а девушка пронзительно вскрикивает. Мол, на дороге, недалеко от ротонды св. Мартина, увидели два огненных красных глаза, за которыми угадывался силуэт огромной собаки! Темный контур окружен странной зеленоватой дымкой. Что это было? Это не обычная собака!

Адские псы - посланцы дьявола?

Говорят, что такие жуткие привидения появляются во всех уголках мира. Это огромные черные псы, глаза которых пронзительно светятся красным сиянием. «Именно глаза можно первыми заметить во тьме. Многие свидетели говорят, что хотя животное темное и черное, вокруг него видно зеленоватое свечение. Иногда у них из пасти вместо языка сверкает пламя»,- рассказывает писатель Отомар Дворжак (Otomar Dvorak *1951). Иногда эти порождения дьявола распространяют вокруг себя запах горелой серы, а когда движутся, то будто не касаются земли, только их лапы иногда высекают снопы искры. Издавна люди называли их адскими псами, посланцами дьявола. «Предание говорит: того, кто прикоснется к этим псам, вскоре постигнет смерть. По некоторым поверьям, только увидеть черного пса означало неотвратимую гибель»,- уверяет британский зоолог Карл Н. Шукер (Karl P. N. Shuker *1959). С другой стороны, согласно их легендам, эти адские псы охраняют тайные клады…

У всех свидетелей были галлюцинации?

У жителей Британских островов большой опыт, связанный с появлением этих зловещих бестий. Здесь почти у каждой области есть свой адский пес. Например, известна легенда о черной собаке, которая бродит по Дартмурскому торфянику в английском графстве Девон. Местные жители считают ее призраком из Ада. В 19 веке она вдохновила Артура Конан Дойля написать детектив о собаке Баскервилей. Именитый детектив Шерлок Холмс раскрывает, что преступник для совершения убийства использует обычную собаку, замаскированную под призрак. В действительности объяснение этого явление не настолько простое. Профессор психологии, доктор Саймон Шервуд, работающий в Центре исследований аномальных явлений в университете Норхемптона, уже несколько лет занимается этими призрачными явлениями. Он признался, что и сам видел в детстве одного адского пса. Известия о появлении этих кошмарных призраков поступают не только из Великобритании, но также из Скандинавии, Франции, Чехии и даже Северной и Южной Америки. Неужели это - галлюцинации всех свидетелей?

Может ли призрак убить человека?
Август 1577 года. Верующие собираются на утреннюю службу в юго-восточном городке Англии. Богослужение в разгаре, а священник усердно проповедует, когда в боковом нефе внезапно появляется зловещий черный пес! «Он напал на шокированных людей, убил два человека и нанес тяжелые ожоги третьему. Вскоре снова атаковал верующих в соседнем костеле, а когда скрылся через двери храма, оставил на них заметные обуглившиеся полосы – следы своих пылающих когтей. Они видны на дверях костела и доныне»,- пишет Отомар Дворжак. Это событие подробно описано в приходской хронике, а в конце 16 века появилась и в местных газетах. Что произошло в костеле в то роковое воскресенье?

Сторожит ли адский пес вышеградский клад?

Запись о наблюдении этих ужасных призраков в средние века велась так же, как и сейчас. В Праге на Вышеграде их можно увидеть сразу несколько. «Призрак черного пса с раскаленной цепью на шее по ночам бегает у ротонды св. Мартина, направляется вниз и исчезает на углу бастиона, у замурованных Иерусалимских ворот, которые снаружи можно увидеть с Пршемысловой улицы»,- пишет современный чешский писатель Мартин Стейскал. На территории первоначального городища, где позже был построен арсенал, появляется дьявольский пес с кровавыми глазами и огненным языком, волоча за собой раскаленную цепь. Согласно старым преданиям, он охраняет вышеградский клад. Там, где привидение ходит кругами, вероятнее всего находится тайный вход в подземелье вышеградской скалы.

Призраки черных собак появляются и в других районах Праги. «Один показывается между 11 и 12 часами ночи около старой ратуши в Градчанах и провожает испуганных поздних пешеходов до самой Лореты, где исчезает около скульптуры св. Варвары»,- рассказывает Отомар Дворжак. Может быть, призраки - это остатки каких-то давних магических обрядов?

Жуткие призраки на невидимой цепи

На эту теорию проливает свет заметка, опубликованная 11 августа 1877 года в «Национальной газете». 2 августа вблизи очень старого городища кельтов около города Бероун найдено несколько сотен золотых кельтских монет. Именно на этом месте появляется загадочный призрак черного пса с огненными глазами. Есть ли связь между ним и найденным кладом? Многие исследователи полагают, что закопанные монеты - это «ритуальное депо» - жертва кельтским богам. Недалеко от места обнаружения клада находилось место известной языческой святыни. Удалось ли кельтским друидам создать призрак демонического пса, который веками охраняет их ритуальную территорию? «Когда мы соберем разные свидетельства о встрече людей с призрачными псами, то обнаружим, эти привидения находятся на строго ограниченных участках. Будто и правда привязаны к месту, которое охраняют, невидимой цепью»,- пишет Отомар Дворжак. Могут ли они быть стражами, созданными с помощью магии?

Использовали ли славяне собак при строительстве в качестве жертвоприношений?

Криптозоолог Шукер обращает внимание на то, что люди встречали призрачных собак на постоянных местах. Они появляются на старых кладбищах, перекрестках заброшенных и деревенских дорог, поблизости старинных развалин, мегалитических построек, старых-престарых могил или проклятых мест. Супруги Надя и Мартин Профанты в своей книге «Энциклопедия славянских богов и мифов» обращают внимание на интересный факт: археологи на многих приисках находят ритуальные могилы собак! «Собаку в качестве жертвоприношения можно найти в фундаментах укреплений или жилых зданий. Мертвая собака, закопанная под полом, выполняла, вероятно, магическую охранную функцию»,- считают супруги Профант. Могло ли ритуальное жертвоприношение и погребение собак в определенных местах привязать «собачьи души» какой-нибудь невидимой энергетической цепью и создать призрак? Использовали ли славяне жертвоприношения собак для ритуальной охраны своего участка, подобно кельтам?

Охраняет ли призрак могилу полководца Тира?

Согласно сведениям археологов многие древние культуры хоронили собаку вместе с его хозяином, чтобы она сопровождала его по дороге в вечность. «Все древние народы считали собаку идеальным проводником и спутником не только во время жизни, но и в мире духов - вероятно, потому, что благодаря своим уникальным органам чувств собака чует и слышит то, что за пределами человеческого внимания»,- говорит Отомар Дворжак. У многих народов есть поверье, что собака может предупредить о присутствии злых духов и прогнать их прочь из человеческого жилья. Славяне очевидно хорошо знали об этих исключительных способностях собак. При археологическом осмотре Турского поля между Прагой и Кралупами над Влтавой (согласно преданию именно здесь должна была произойти легендарная Луцкая война), в могиле на холме Крлиш обнаружили удивительную находку. У подножия памятника, который должен быть местом вечного покоя известного полководца Тира, был найден ритуально уложенный скелет большой собаки! Похоронили славяне Тира с его собакой? Или провели загадочный ритуал для вызывания магического охранника для могилы полководца?

Они стражи портала между мирами?

Феномен пражских собак уже десятки лет исследуют ученые разных областей науки. Однако пока так и не удалось найти окончательное объяснение этого явления. Существует много разных теорий. Кроме уже упомянутых гипотез о магических сторожах некоторые изыскатели считают призраки духами жестоко убитых собак. Современный чешский исследователь Яромир Капинус объясняет, что подобные «привидения» могли быть созданы очень сильными эмоциями. «Индивидуальное подсознание непосредственно перед смертью послало сильные эмоциональные мыслеформы, и их энергия пропитала эти места психически, что вызывает у чувствительных людей определенные видения»,- пишет Капинус. Также существует мнение, что адские псы могут быть существами, которых охраняют переход между миром живых и духов. Следующие авторы обращают внимание на то, что эти призраки появляются в основном в местах силовых линий Земли. Могут ли они быть созданы до сих пор неизвестными законом природы, который проявляется около этих линий?

Может ли это быть шаровой молнией?

Отакар Дворжак считает, что между адским псом и шаровой молнией могла бы существовать связь. Вокруг призрака появляются необычные световые, а иногда и звуковые явления. Эту теорию подкрепляет упомянутый выше случай в английском костеле. Костел с башнями может оказаться антенной и при определенном электрическом напряжении в атмосфере послужить в качестве огромного аккумулятора. «Адский пес в том случае мог быть определенным типом плазменного разряда. Мысль о форме собаки могла внушить окружающая молнию черная корона, какой-то составляющей, невидимых для наших глаз волн, которые создают впечатление черной поверхности с неровными краями, что может восприниматься как шерсть. В разрывах этой темной оболочки иногда промелькнет пылающее ядро, которое наблюдатель может принять за огненные глаза или язык»,- пишет Дворжак. Но эта теория не объясняет регулярное появление адских псов в определенных местах.

Lenka Kabeláčová