Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => • Привлечение денег => Тема начата: Kamilla от 18 07 2009, 00:46:47



Название: ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА: Oдин из сторожей заколдованных кладов
Отправлено: Kamilla от 18 07 2009, 00:46:47
По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов — кот.

Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением — это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Однако, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «...вдруг два синеньких огня вспыхнуло".


СКАЗКИ П.П.БАЖОВА

Кошачьи уши

Все ж таки, как вечерний обход прошел, сбежались к той старушке мужики. Давай Дуняху расспрашивать, что да как у них. Рассказала Дуняха.
- А мы, - говорят, - сколько человек к вашим отправляли - ни один не воротился.
- То же, - отвечает, - и у нас. Кто ушел - того и потеряли! Видно, на Чусовой их всех перехватывают.
Поговорили-поговорили, потом стали о том думать, как Дуняхе в Полевую воротиться. Наверняка ее в Косом Броду поджидают, а как мимо пройдешь?
Один тут и говорит:
- Через Терсутско болото бы да на Гальян. Ладно бы вышло, да мест этих она не знает, а проводить некому...
- Неуж у нас смелых девок не найдется? - говорит тут хозяйка. - Тоже, поди-ко, их не пересчитывают по домам, и на Терсутском за клюквой многие бывали. Проводят! Ты только дальше-то расскажи ей дорогу, чтоб не заблудилась да не опоздала. А то волкам на добычу угодит.
Ну, тот и рассказал про дорогу. Сначала, дескать, по Терсутскому болоту, потом по речке Мочаловке на болото Гальян, а оно к самой Чусовой подходит. Место тут узкое. Переберется как-нибудь, а дальше полевские рудники пойдут.
- Если, - говорит, - случится опоздниться, тут опаски меньше. По тем местам от Гальяна до самой Думной горы земляная кошка (мифическое существо, живущее в земле, иногда показывает свои "огненные уши". - Ред.) похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее побаиваются, если уши покажет. Не шибко к тем местам льнут. Только на это тоже не надейся, побойче беги, чтобы засветло к заводу добраться. Может, про кошку-то - разговор пустой. Кто ее видел?
Нашлись, конечно, смелые девки. Взялись проводить до Мочаловки. Утром еще потемну за завод прокрались мимо охраны.
- Не сожрут нас волки кучей-то. Побоятся, поди. Пораньше домой воротимся, и ей - гостье-то нашей - так лучше будет.
Идет эта девичья ком..., разговаривает так-то. Мало погодя и песенки запели. Дорога бывалая, хаживали на Терсутско за клюквой - что им не петь-то?
Дошли до Мочаловки, прощаться с Дуняхой стали. Время еще не позднее. День солнечный выдался. Вовсе ладно. Тот мужик-от говорил, что от Мочаловки через Гальян не больше пятнадцати верст до Полевой. Дойдет засветло, и волков никаких нет. Зря боялись.
Простились. Пошла Дуняха одна. Сразу хуже стало. Места незнакомые, лес страшенный. Хоть не боязливая, а запооглядывалась. Ну, и сбилась маленько.
Пока путалась да направлялась, - глядишь, - и к потемкам дело подошло. Во всех сторонах заповывали. Много ведь в те годы волков-то по нашим местам было. Теперь вон по осеням под самым заводом воют, а тогда их было - сила! Видит Дуняха - плохо дело. Столько узнала, и даже весточки не донесет! И жизнь свою молодую тоже жалко. Про парня того - про Матвея-то - вспомнила. А волки вовсе близко. Что делать? Бежать - сразу налетят, в клочья разорвут. На сосну залезть - все едино дождутся, пока не свалишься.
По уклону, видит, к Чусовой болото спускаться стало. Так мужик-то объяснил. Вот и думает: "Хоть бы до Чусовой добраться!"
Идет потихоньку, а волки по пятам. Да и много их. Топор, конечно, в руке, да что в нем!
Только вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. Впереди от Дуняхи шагов, поди, до полсотни.
Дуняха раздумывать не стала, откуда огни, - сразу к ним кинулась. Знала, что волки огня боятся.
Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. Дуняха тут и остановилась, меж тех огней. Видит - волки поотстали, а огни все больше да больше и горка будто выше. Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метнулся в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит.
Дуняхе маленько боязно стало, только не на волков же бежать. Стоит меж огнями, а они еще кверху подались. Вовсе большие стали. Подняла Дуняха камешок с земли. Серой он пахнет. Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видали, а кошку никому не доводилось. Под землей она ходит.
Стоит Дуняха промеж тех кошачьих ушей и думает: "Как дальше-то? Волки отбежали, да на долго ли? Только отойди от огней - опять набегут. Тут стоять холодно, до утра не выдюжить".
Только подумала, - огни и пропали. Осталась Дуняха в потемках. Оглянулась - нет ли опять волков? Нет, не видно. Только куда идти в потемках-то? А тут опять впереди огоньки вспыхнули. Дуняха на них и побежала. Бежит, бежит, а догнать не может. Так и добежала до Чусовой-реки, а уши уж на том берегу горят.
Ледок, конечно, тоненький, ненадежный, да разбирать не станешь. Свалила две жердинки легоньких, с ними и стала перебираться. Переползла с грехом пополам, ни разу не провалилась, хоть шибко потрескивало. Жердинки-то ей пособили.
Стоять не стала. Побежала за кошачьими ушами. Пригляделась все-таки к месту, - узнала. Песошное это. Рудник был. Случалось ей тут на работе бывать. Дорогу одна бы ночью нашла, а все за ушами бежит. Сама думает: "Уж если они меня из такой беды вызволили, так неуж неладно заведут?"


Название: ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ: Клады древнейших времен
Отправлено: Валькирия от 05 08 2009, 15:55:28
Один человек, отправляющийся в другую страну, призвал своих рабов и раздал им таланты*. Некоторые употребили деньги в дело, получив с них проценты, а один раб испугался риска и просто зарыл свой талант в землю до приезда господина (Матф., 25:14-27).



С кладами на Руси всегда было нечисто. Золото — металл, притягивающий темную силу. Да и откуда ему взяться в земле? Мифология наших предков никогда не объясняла происхождение кладов рационально. Они хранились в земле «исконно». Их древность подразумевалась автоматически и выступала главным залогом магических свойств.

Легенды о кладах были одной из главных форм выражения мечты бедняков о лучшей жизни, ведь зарытых сокровищ должно хватить на всех. Клады считались практически одушевленными — по крайней мере, говорилось, что они даются в руки не каждому, а открываются конкретным людям или в назначенный срок. Здесь присутствовали и религиозные мотивы. В конце света все клады выйдут наверх, но некому будет их брать — деньги людям будут уже ни к чему.

Чаще всего сокровища оказываются проклятыми и не приносят счастья тем, кто их найдет (например, золото Нибелунгов), поскольку, как справедливо подмечено в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова, «все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем».
 
В Воронежской губернии рассказывали, как один разбойник сложил все свои сокровища в барку, опустил ее на дно реки, а поверх насыпал курган. Скопление «кровавого» золота сразу же облюбовали черти. Перед пасхальной утреней курган отверзался и из его глубин шел колдовской свет, завлекавший православных на погибель.

Блуждающие огни или сияние золота из курганов — верные признаки клада. У него могут быть волшебные охранники самых разных видов: некие подземные «хозяева» (Хозяйка горы, Горный батюшка, Полоз), злодеи-колдуны, чудь или духи-кладовики. Последние — это либо неудачливые кладоискатели, попавшие под действие проклятья, либо призраки хозяев сокровищ (Стенька Разин, прикованный цепью к бочонку). Архаичные традиции ставить на охрану клада покойника, принося человеческую жертву над ямой с золотом, встречаются в русском фольклоре редко.

Часто на кладах дежурят сказочные животные — пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), филины, медведи или черные коты. Вологжане считали, что клады охраняют красные коровы или рыжие собаки. На Урале верили, что подземные сокровища (рассматриваемые как те же клады, утаенные от людей силами природы) сторожит лошадь с рогами и чугунными копытами, а клады — пестрый бык. На кладоискателей он мычит, топает и водит рогами, но бояться его нельзя. Следует продолжать копать, и бык пропадет, как только человек дотронется до клада.

На реке Вятке близ Перми есть овраг, издревле называемый «Семиголовым». Еще в 19 веке старожилы упоминали, что когда-то этот лог использовался как удобное место для сокрытия кладов. Там жило чудовище о семи головах, пожиравшее кладоискателей. В Симбирске клады охраняла еще более экзотическая тварь: то ли медведь, то ли человек, глаза как свечи, рот до ушей, нос кривой, руки — будто грабли, рыло скошено набок, постоянно кривляется.

По прошествии времени клады оборачиваются животными и выходят на поверхность. Их можно поймать и превратить назад в деньги: зачурать («чур меня, чур») либо помолиться и ударить зверя палкой по голове, отчего тот должен рассыпаться на монеты. «Животный» клад называется «счастливым», поскольку показывается на глаза лишь счастливому человеку (логика железная и неоспоримая).

Изредка клады оборачиваются людьми, и наоборот — люди (к примеру, покойники) становятся кладами. Облик кладов непостоянен — к примеру, он может стать девушкой и попросить поцеловать ее, а при отказе превратится в бочку и уплывет по реке.

Такие «мобильные» клады — это уже не «талант в земле», а скорее воплощение удачи. Они сами приходят к человеку и дают возможность моментально обогатиться. Для этого необходим лишь один удар — рукой или любым другим объектом (камнем, веретеном). Изредка клады ставят более сложные условия. Например, одной женщине явилась золотая мера и предложила обменять себя на мужа, в ответ на что была послана куда подальше.

Многие клады прячутся хозяевами с определенным зароком или заклятьем. Деньги, ввергнутые в землю навечно без какого-либо предназначения (например, чтобы не достались врагам), становятся идеальной средой для произрастания всякой нечисти. Попадаются и «добрые» клады, положенные богачами в землю с молитвой на то, чтобы попасть в руки достойным, честным, богобоязненным и нуждающимся людям. Черти к таким кладам подступиться не могут, ведь их охраняют ангелы. «Добрые» клады, принявшие животный облик, могут тратить себя по частям, выдавая честным людям денег на свечку, а негодяям — на вино.




Название: Re: ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ: Клады древнейших времен
Отправлено: Валькирия от 05 08 2009, 16:20:34
Восшествуй, незнакомец, но прими в расчет:
Того, кто завистью грешит, возмездье ждет,
Богатство без труда ты хочешь получить —
Недешево за то придется заплатить.
Сокровище, что в подземелье мирно спит,
Тебе, запомни, не принадлежит.
Вор, трепещи! И знай, что, кроме клада,
Найдешь там то, чего тебе совсем не надо.

Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Философский камень»



Ищите и обрящете

Добыча заклятого клада — настоящее искусство. Для этого необходимо знать, какие именно условия поставил хозяин сокровища для его открытия, иначе оно не явится искателю, даже если копать в правильном месте. Заклятья кладов и их «расшифровка» — излюбленная тема крестьянских повествований.

Самый распространенный вид заклятья — на определенное количество голов, т. е. убийств, которые необходимо совершить, чтобы добыть сокровище. Кладоискатель может пойти на хитрость и заменить людские «головы» животными. Другие зароки требуют спеть над кладом 12 песен, чтобы ни в одной не было сказано ни про друга, ни про недруга, ни про милого, ни про немилого. Третьи требовали, чтобы человек залез на сосну вверх ногами и так же спустился оттуда.

Заклятья бывают очень затейливыми — например, клад должен показаться лишь младенцу трех дней от роду, который перепашет землю над сокровищем на петухе (приходилось брать ребенка, сажать его на петуха и пахать). Условие про младенца закрепляется в поверьях, согласно которым клады достаются только «ангельским душам» — то есть на их поиски следует брать новорожденных детей. Существовали зароки хулиганские (клад для того, кто после смерти хозяина голым попляшет) и «именные» — на конкретного человека.
 
Наиболее благоприятные дни для розыска клада — Пасха, Иванов день, ночь на Ивана Купалу и день Симона Зилота. В качестве металлоискателей применялся цветок папоротника (вспыхивает огнем на несколько секунд в ночь на Ивана Купалу) или разрыв-трава (поймайте орла, отпустите — и в благодарность он принесет ее).

Цветущий папоротник отпугивает от клада нечистых духов, но найти его практически невозможно. Отдельные счастливцы случайно подцепляли цветок лаптями. Разрыв-трава открывает все замки и преграды — достаточно бросить ее на землю, и клад явится сам.


Если клад копают двое, сговорившись разделить добычу поровну, но при этом один из них замыслил обмануть напарника — сокровище тотчас же провалится. Даже если вы откопали золото, оно в любой момент может «утечь сквозь пальцы», как в вологодской быличке о счастливчиках, громко радовавшихся вырытому кладу — мол, будет у нас теперь и на кабак, и на табак. А клад взял да и провалился. Иногда допускается взять клад без исполнения отговора, но эти деньги можно тратить лишь на вино и табак.

Кладоискателям не рекомендовалось раскапывать курганы (казалось бы — самые очевидные места для поиска сокровищ), поскольку от этого могла приключиться слепота или смерть: «Клад добудешь, да домой не будешь».

Во время работы не следует оглядываться, ругаться, поминать черта и реагировать на природные явление вроде урагана или пожара (наваждения, посланные кладовиками). Иногда над кладом может быть повешена икона или лампада. Это — верный признак «благочестивого» зарока, согласно которому часть найденных денег нужно потратить на строительство церкви или раздать нищим.

Если вы нашли такой клад, принесли его домой и решили оставить его себе целиком, то на следующий день вместо денег окажутся разбитые черепки или осколки стекла. Хорошим тоном считается пожертвование части клада церкви, иначе золото может вспыхнуть и сжечь ваш дом.


Это интересно
 

- Цветок папоротника полезен не только для поиска кладов. Если положить его за щеку, можно стать невидимым. Аналогичными свойствами обладает особая кость, которую можно найти в вываренной черной кошке.

- В «Поучении Владимира Мономаха» (12 век) закапывание сокровищ в землю называется грехом: «И в земли не хороните, то ны есть великъ грехъ».

- По легенде, молодой Наполеон залез внутрь Великой пирамиды, приказав сопровождающим покинуть ее. Выбравшись наружу, Бонапарт был смертельно бледен и отказался обсуждать случившееся.

- В поиске затерянных городов неоценимую помощь оказывает спутниковая съемка. Три года назад итальянец Лука Мори обнаружил остатки древнеримской виллы с помощью Google Earth.

- В октябре 2007 года китайские ученые, проводившие раскопки рядом с мавзолеем Хуан Ди, обнаружили метеорит и заявили, что Желтый император мог погибнуть от падения «небесного камня».

- По одной из легенд, могила Чингисхана была быстро обнаружена. С правителем был похоронен его любимый верблюд. Вскоре на это место пришла старая верблюдица, оплакивающая своего сына.
 


Название: Re: ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА: Oдин из сторожей заколдованных кладов
Отправлено: Валькирия от 05 08 2009, 16:47:19
Фемида не дремлет

Согласно статье 233 Гражданского Кодекса РФ, для поиска клада необходимо согласие собственника земельного участка. В этом случае добытое делится между искателем и собственником пополам (если они не договорились об ином). Все клады, найденные без разрешения, принадлежат собственнику участка. Если найденные вещи относятся к памятникам истории и культуры, они подлежит передаче государству. При этом выплачивается вознаграждение в размере 50% стоимости клада.



 


Название: Заколдованные клады...
Отправлено: Абигаль от 06 08 2009, 02:12:48
Надоело мне работать,
За компьютером торчать…
Я решил, возьму лопату
И пойду-ка клад искать.


Заколдованные клады.

С давних времен с поисками кладов связано множество легенд.

Люди прятали свои сокровища в надежные места, а некоторые накладывали на свои клады страшные заклятья, с тем, чтобы сберечь их от недостойных.

Часто человек, перед тем как спрятать свои сокровища, заговаривал их. Он произносил или записывал условия, при которых клад может быть найден. Заговор может быть «на первого встречного», «на счастливого» и т.д. Большой популярностью пользовался «срочный» клад (не путать со срочным вкладом!). Такие клады должны были лежать в месте захоронения определенный хозяином срок. После окончания назначенного времени, но не раньше, они могли быть найдены другими людьми.

В случае, если сокровища не были найдены сразу по истечении срока, то клад становился «бродячим» и стремился показаться людям на глаза. Обычно такой клад сопровождал призрак, в руке которого горел огонек. При приближении человека привидение исчезало, оставляя на земле одну или несколько золотых монет. Так бродячий клад давал знать, где нужно копать.

Но, к сожалению, такие сокровища не приносят удачи человеку. Он либо быстро и без пользы проматывает найденное богатство, или – того хуже – может быть ограблен, а то и убит.
 
Случалось и так, что над кладом прочитывалось заклинание, что зарывается он на столько-то голов. По понятию кладовщиков, клад, положенный на столько-то голов, например, «на сорок голов», причиняет сорока кладоискателям смерть, а сорок первый получает его беспрепятственно.

Наши предки верили в мистические способности кладов, которые могли передвигаться по земле, выходить из нее или уходить так глубоко, что кладоискатели просто не могли до них докопаться. Некоторые сокровища-оборотни могли превращаться в животных и даже принимать человеческий облик. Чаще всего они обращались в старцев. Какой-нибудь благообразный незнакомый старичок мог обратиться к крестьянину с просьбой о помощи. Если человек не отмахивался от просящего, он мог стать обладателем сокровищ, которыми вознаграждался за свою доброту.
В славянских мифах о Полевике крестьяне встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок Полевик исчезал. Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

А есть еще предание об удалом казаке, сидящем на бочке с сокровищами. Казак предлагал всем проходящим стопку водки или монеты. Выбравшие деньги становились новыми охранниками клада, а казак получал свободу.

В славянской мифологии нередко упоминается и земляная кошка, или как ее еще называют, подземная кошка, которая охраняет клады. А в уральских легендах земляная кошка охраняет подземные богатства - руды и минералы.
 
На месте кладов иногда появлялись необычные видения, загорался огонь, появлялись невиданные птицы, или жеребенок, или свинья. Если человек, встретивший такое животное, успевал стукнуть по нему рукой, видение исчезало, оставляя перед счастливчиком серебряные или золотые монеты.

Характер сокровища легко определить по цвету видения. Увидел что-либо белое – найдешь серебро, красное или желтое – золото.

Множество легенд повествует про болотные огоньки. Их можно увидеть в темное время суток. Искатели сокровищ на Руси говорили, что это клад выходит из недр земли, чтобы просушиться.

С появлением на Руси христианской веры главным стражником кладов стала нечистая сила. Клады стерегут ведьмы и привидения, они стараются увести человека подальше от вожделенного сокровища. Огромные волки, нападающие на кладоискателей, или лошади, пугающие людей ржанием, тоже нередко становились стражами кладов.

Клады, из любви к сокровищам, всегда сторожит Недобрый. Является он кладоискателям в том виде, как зарек его человек, закопавший клад. Недобрый мог явиться собакой, кошкой, курицей, иногда диким зверем: медведем, волком, обезьяной с огненными глазами и крысиным хвостом, иногда чудовищем, Змеем Горынычем о семи головах.
 
Нередко охотники за кладами попадались в ловушки хитрой нечисти, охранявшей клады. Бывает, человеку удается благополучно выкопать клад. Но, принеся его домой, он видит вместо золотых и серебряных монет жалкие черепки или кучу камней. Значит, здесь тоже не обошлось без нечистой силы.

Хорошо охраняли клады бесы-кладовники и черти-скарбники, которым хозяева кладов иногда продавали свои души. Эта нечисть порой так измывалась над кладоискателями, что несчастные пропадали в глухих лесах или тонули в болотах. Кладовники призывали себе в помощь Мару, насылавшую на людей жуткие видения, и Блуда, заставлявшего искателей плутать даже в хорошо знакомых местах.

Клады с большими сокровищами охраняет Ховала - дух с двенадцатью глазами, которые ночью светятся и могут ослепить.

Лешие и кикиморы тоже вносили свою лепту в количество заплутавших кладоискателей. Лесные нечистики путали тропинки в лесу, заставляли кладоискателей блуждать, удаляясь от вожделенного клада, а иногда заводили в непроходимые дебри и болота.
 
В старинных английских замках сундуки с сокровищами, зарытые в темных подвалах, охраняют духи умерших.

А в Западной Европе клады сторожат лесные гномы. Существует легенда, что когда-то в незапамятные времена в этом мире жили гномы, которые спрятали в одном Заколдованном лесу свой клад - Сундук С Удивительным Содержимым. И заперли они Сундук на множество замков, чтобы никто не мог его открыть, и спрятали они Сундук в труднодоступном месте, чтобы никто не смог до него добраться, и скрыли они Сундук охранной магией, чтобы никто не смог его увидеть, и перемешали они Истинные Ключи с Ложными и заключили их в волшебные камни и заколдовали подходы к ним, чтобы никто не смог собрать их заново. А потом они ушли в неизвестном направлении по каким-то своим гномьим делам, и больше их никто и никогда не видел. А клад остался!
И с тех пор этот лес пытаются найти люди, которые хотят достать Истинные ключи и добраться до Сундука С Удивительным Содержимым... Но не все находят дорогу в Заколдованные лес.

Пиратские клады, которые зарыты в разных частях света, охраняют неподвижные скелеты и злобные призраки. Подчас этими призраками и скелетами становились сами пираты, закопавшие сокровища и оставленные капитаном в таком вот облике на охрану клада.
 
Заговоренными являются и сокровища, скрытые в древнеегипетских пирамидах. Многие верят, что эти древние усыпальницы окружают проклятия.

 Демон Анаразель вместе с двумя другими демонами Газиэлем и Фесором охраняют подземное сокровище. Они постоянно переносят клад с места на место, чтобы не дать людям найти его и сберечь до прихода Антихриста. Эти непрестанные действия колеблют фундаменты зданий, поднимают бури, заставляют звонить церковные колокола в полночь, вызывают дурные предчувствия и тысячу кошмаров.

Часто в литературе мы встречаем страшного огнедышащего дракона, который охраняет вход в пещеру, где спрятан клад. Ведь драконы известны своей страстью к золоту и драгоценностям. Джон Рональд Руэл Толкин, большой специалист по драконам, писал: «Драконы, как известно, воруют золото и драгоценности у людей, у эльфов, у гномов – где и когда только могут – и стерегут свою добычу до конца жизни (а живут драконы фактически вечно, если только их не убьют), но никогда не попользуются даже самым дешевым колечком».


Название: Re: ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА: Oдин из сторожей заколдованных кладов
Отправлено: Последний Повелитель от 09 09 2009, 03:48:25
Безграничная в суевериях, измышлениях и неудержимая в поисках чудесного, народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. В южных окраинах Великороссии этот дух зовется "кладовиком", а подручные его — "кладенцами", и только в Севском уезде Орловской губернии главный дух, по недоразумению, носит имя Кудиара. На севере же его иногда попросту зовут "кладовым" и признают, что эти сто рожа действуют всегда вдвоем: один из них — "лаюн", прозван так за то, что обращается в собачку-лайку при первом покушении на похищение клада, другой — "щекотун", оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи.


В Белоруссии этот дух превратился в маленького бога —Коншу, которого просят указать место кладов и помочь их отрыть, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи. Уже по этому последнему признаку видно, насколько древен народный обычай зарывания кладов и насколько устойчива вера в их существование. Обычай этот создали тяжкие условия быта, в которых складывался исторический строй жизни русского земледельческого народа. Близкое соседство с кочевыми ордами диких племен, живших опустошительными и внезапными набегами, и желание оградить интересы потомков-наследников указало этот странный путь охранения имущества, нажитого тяжелейшим трудом. Со времени первых печенежских и половецких набегов, вплоть до татарских погромов, когда мирная жизнь земледельцев очутилась на краю гибели, русские люди неутолимо, придумывали всевозможные меры самозащиты личной и охраны имущественной. Но в те трудные времена ни на кого нельзя было положиться, и потому люди доверяли свое имущество только матери-сырой земле. Этот обычай не утратил своего глубокого практического значения и в последующее время, когда в народную жизнь ворвались новые враждебные элементы, в сопровождении всяких внутренних неурядиц, в виде разбоев, казачества и крепостного права. Разнузданное своеволие, не знавшее меры и предела и приученное к легкой наживе путем грабежа, или собирания оброков, устремило всю свою алчность на чужие плоды трудовых сбережений и повергло народ в совершенную нищету, возможную только в дни истинного лихолетья. От этих насилий люди вынуждены были бежать в неоглядную даль, искать новых земель и там, запасаясь новыми сбережениями, покинуть старый обычай зарывания добра в землю. На прежних же местах, как, например, у исконных земледельцев — белорусов, и до нынешнего дня обмолоченный хлеб зарывается в ямы, и притом тем же способом, как и в те времена, когда войска Карла XII шли на соединение с Мазепой. (Известно, что шведские солдаты, выходя на поля перед солнечным восходом, разрывали ямы, наполненные рожью, узнавая эти места по отсутствию росы, которую высушивала скрытая теплота зарытого зерна.) У великороссов точно так же еще жива любимая святочная игра — "хоронить золото и чисто серебро".

По всему громадному северу России, от финляндских до сибирских границ и от Соловецкого монастыря до Троице-Сергиевой лавры, в народе живет память о тех грабительских временах, которые известны под общим именем "панщины". Это имя несомненно указывает на ту эпоху, когда шайки разноязычного и разноплеменного народа опустошали Русь в тяжелую годину междуцарствия. "Панами" для олонецких озерных местностей и беломорского поморья были и отряды шведских войск, и приметавшийся к ним всякий бездомный сброд, вроде того, который, отбиваясь от польских войск Лисовского и Сапеги, грабил народ от Волги до Сев. Двины и Пинеги включительно. Это были небольшие горсти людей, умевшие нападать врасплох и беспощадно грабить мелкие и разобщенные селения лесных местностей, — шайки, подобные тем, которых в костромских лесах заморозил Сусанин, а олонецкая баба истребляла, обливая горячим овсяным киселем . Атаманам этих разбойных шаек приписываются великие богатства, которые они, в случае полных неудач, спешили зарывать в землю. Вот образчик подобных преданий, записанный в Кадниковском уезде Вологодской губернии, могущий служить прототипом однородных рассказов.

Выбрали себе паны притон в одном месте и стали из него наезжать и грабить, всего чаще по праздникам, когда народ расходился по церквам и на базары. Заберут паны что получше, а деревню сожгут. Этим они вывели народ из всякого терпения. И вот согласились против них три волости и окружили притон так, что разбойникам некуда было деться. Стали они награбленное добро зарывать в землю в большой кадке, и неспроста, а с приговором, чтобы то добро никому не досталось. Атаман ударился о землю, сделался черным вороном и улетел. Товарищей же его всех захватили и "покоренили" .

Разбои, принявшие благодаря полному неустройству управления обширные размеры, отчасти обязаны были своими чрезвычайными успехами еще тому, что народ не переставал видеть в руководителях шаек чародеев, спознавшихся с нечистою силою. В этом убеждены были не только все члены шайки, но и сами атаманы, которые выделялись из толпы природным умом, пылким воображением, исключительною телесною силою и даже увлекательным даром слова. Разину, например, этому поволжскому богатырю-чародею, сам Илья Муромец годился только в есаулы. И неудивительно, конечно, что, обладая такой сверхъестественной силой, Разин обогащался и откупами с проходящих торговых судов, и даже царскою казною с разграбленного и сожженного им первого русского корабля "Орла". Неудивительно также, если тревожная жизнь, среди поисков новой добычи и преследований со стороны правительственных властей, вынуждала Стеньку зарывать в землю награбленные сокровища. По крайней мере, народ верит в это, и все длинное побережье, от Симбирска до Астрахани, все эти лесистые Жигулевские горы и песчаные голые бугры Стеньки Разина в народном воображении до сих пор считаются местами, где зарыты бесчисленные клады: там лодка с серебром затерта илом на песках, здесь, Жигулях, у Разина дупла, — сундук полон платья, а сверху, как жар, горит икона, и заклята та поклажа на 300 лет; там в полугоре, у спуска к Волге, зарыто 12 нош серебра в чугуне, покрытом железным листом; здесь, в

Шиловской шишке (гора близ с. Сенгилея), подвал, а в нем на цепях четыре бочки золота, охраняемого большим медведем. Замечательно, что народ определяет ценность клада с большой точностью. Так, в селе Шатранах (Буинского уезда Симбирской губ.) лежит, по преданию, казны 10 мер (пудов) золота, 2 сундука жемчуга, 4 пуда меди. Это сокровище принадлежало брату Степана Разина, Ивану, и тот, кому достанется клад, должен медные деньги раздать нищим: по прямому смыслу зарока. Кроме Степана Разина, составляющего центральную фигуру во всей истории поволжской вольницы, наш народ знает еще бесконечное множество более мелких удальцов и просто разбойников, обладавших, сверхъестественной силой и зарывавших в землю богатые клады, Так, в Двиницкой волости (Вологодская губ., Кадниковский уезд) разбойник-атаман, прозванный за свою неуловимость "Блохой", приставил к своему кладу целую свору злых рыжих собак. Кузьма Рощин, грабивший в Муромских лесах купеческие караваны, оставил после себя множество кладов в так называемом Рожновом бору. Это предание настолько свежо, что некоторые старожилы называют даже по именам его сподвижников и укрывателей . В Брянских лесах, и вообще в южной лесной части Орловской губернии, также называют много мест, где скрыты клады, зарытые полумифическим разбойником Кудеяром.

Говорят, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, не только вспыхивают огоньки, но два раза в наделю в 12 часов ночи слышен бывает даже жалобный плач ребенка. Этот Кудеяр (время деятельности его с достоверностью не указывается) на всем пространстве великорусской украины, от Саратовского Поволжья вплоть до устьев Десны, до некоторой степени предвосхищает славу самого Степана Разина. Сверх вышеупомянутых орловских местностей, в семи уездах Воронежской губернии существуют урочища, носящие его имя. Указывают, например, его "лог", памятный ставками многочисленных табунов украденных им лошадей; его лощину-"мертвушу" — притон шайки; "городище" среди Усманского громаднейшего казенного леса, окруженное высоким валом и обрытое широкою канавою, даже со следами въездных ворот; и затем множество ям и курганов его имени, в которых находили человеческие кости, кинжалы, пики, бердыши, кольчуги, кольца, перстни, татарские монеты и пр. Вот почему не уменьшается страсть к отысканию кладов в Усманской даче, внушающей своим мрачным величием невольный страх и порождающей в народе смутные рассказы о том, что здесь заметны даже следы канавы, по которой намеревались некогда спустить целое озеро, называемое Чистым, чтобы достать со дна его из огромных выходов и погребов бочки золота и серебра, сундуки с дорогими камнями и мехами, даже целую старинную карету, сплошь наполненную деньгами, и т. п. Страсть к легкой наживе повсюду расплодила множество кладоискателей, которые до такой степени увлекаются идеей быстрого обогащения, что зачастую кончают однопредметным помешательством. Эти несчастные маньяки вызывают бесконечные насмешки и, сплошь и рядом, делаются жертвами обмана. За дорогую цену им продаются особые "записки кладов", к их услугам находятся руководители, заведомо приводящие на пустое место, заранее прославленное и искусно обставленное всеми признаками таинственного урочища, и т. д.


Название: О СОКРОВИЩАХ И БОГАТСТВАХ, СОКРЫТЫХ ПОД ЗЕМЛЕЙ
Отправлено: Клеопатра от 13 12 2009, 03:48:04
О СОКРОВИЩАХ И БОГАТСТВАХ, СОКРЫТЫХ ПОД ЗЕМЛЕЙ


Мы скажем несколько слов о сокровищах, скрытых под землей, и укажем на некоторые способы, как можно их обнаружить и добыть. А также поведаем о том, какие вещи - иногда недобрые, иногда чудесные - творятся вокруг них.


Сперва, мы расскажем о приметах, по которым можно распознать и найти клад, а не по преданию только.

Заметьте, что там, где есть такие места, и впрямь является много призраков, а порой и слышится непомерный странный шум, вселяющий ужас и страх в ночных прохожих. Так что иногда их бросает в холодный пот, а волосы встают дыбом, что в основном случается в ночь шабаша. Также где появляются и исчезают [блуждающие] огоньки, там фонари потухают и гаснут. Иногда в доме тех, кто владеет сокровищами и где они сокрыты, свищет резкий ветер, и являются там видения и странные призраки, и слышен странный грохот и шум. Где творится подобное, там это происходит, как правило, в полночь. А причина шума и видений кроется в том, что там или неподалеку зарыты сокровища, и иной причины не существует. Тем не менее многие, ничего в этом не смыслящие, придерживаются иного мнения.
Некоторые верят, что эти призраки напущены Дьяволом, либо неким колдовством, или же теми из жильцов дома, кто знаком с Дьяволом, предался ему или связал себя с ним обещанием. Будто тогда этот коварный и злобный обвинитель сам напускает те наваждения, делая их явными, и будто люди эти могут ожидать конца дней своих, чего он так страстно жаждет.
Иные полагают, что там кто-то убит и тайно захоронен, другие считают, что в таком месте умер какой-то злодей и дух его витает поблизости. Есть и другие различные мнения.
Но все эти суждения пусты и ложны, за исключением признающих, что подобные вещи возникают из-за сокровищ, зарытых там, или же из-за того, что бес, изгнанный из тела человека, одержимого им, иногда получает дозволение остаться в этом месте. Такой шум - явное свидетельство о захороненном кладе.
Есть два вида клада: который можно найти и который нельзя достать.
А разница между ними такова: легче найти тот, что содержит вещи из золота и серебра, каковые делаем мы и каковые употребляются между людьми. Но трудно найти клад из золота и серебра [с теми драгоценностями], что изготавливают, чеканят и прячут нимфы и сильфы. Однако и этот вид золота и серебра иногда встречается среди людей, но нимфы вдруг снова захоранивают их под землей, после чего их не так-то легко вновь найти и достать.
Все это надо знать, и особо старательно стоит запомнить упомянутые выше приметы, ибо магическая лоза обманчива и слишком часто склоняется к монеткам, оброненным или утерянным.
Существуют также и другие видения, являющиеся в зеркалах, кристаллах и тому подобных предметах, используемых нигромантами, ищущими клад. Но все они ложны и обманчивы, а потому и не стоит им доверять.
А теперь поговорим о том, как надо искать захороненные сокровища и какое выбрать время, чтоб оказалось оно удачным для кладоискательства. Во-первых, клад лучше всего искать под влиянием Луны или Сатурна, либо когда Луна проходит через созвездия Тельца, Козерога или Девы. И даже не надо прибегать к ритуалам, чертить круги или же творить чары. Но искатель клада должен пребывать в добром расположении духа, не иметь злых помыслов, не волноваться, не бояться никаких наваждений, видений или же ухищрений духов. И хотя те могут даже предстать во плоти, все же они - лишь видения. А потому кладоискатели должны беседовать, петь, веселиться и не страшиться ничего, но быть смелыми и ни в коем случае не молчать, как учат тому некоторые вероломные нигроманты.
А когда они приближаются к месту клада, почти обнаруженного, то и в самом деле слышат сильный шум и видят странные видения и ужасные сцены, что бывает нередко. Это означает, что там пигмеи и сильфы, завидующие тому, что людям достанутся те сокровища, и ни за что они не расстанутся с ними по доброй воле, особенно если клад их собственный или принесенный ими туда. Такие сокровища надо оставить, если стражи оных не согласятся их отдать. Ведь даже если клад унести, украв у стражей, то они владеют искусством, посредством коего могут обратить сокровища, полученные таким путем, в мусор, нечто совсем нестоящее: землю, глину, навоз и тому подобное (в чем я убеждался на примерах). А потому, когда происходят такие трансмутации, не должны мы отчаиваться и падать духом, хотя и не находим ничего вроде золота и серебра. Также пусть никто не думает, что найдет нечто подобное. А надобно нам обратиться к Священному Писанию, где сказано, что Господь будет судить мир огнем, и к Псалмам, где говорится, что золото и серебро испытываются огнем и очищаются. И потому в любых подобных трансмутациях судьей должен быть огонь. Процесс испытания должен быть подобен очищению и отделению минералов и металлов. И благодаря этому способу мусор тот непременно вернется в свое изначальное состояние.
В подобного рода трансформациях наблюдается и еще нечто удивительное. Иногда кладоискателей водят за нос, и они нередко находят глиняные горшки, доверху набитые медью и смехотворными вещицами вроде костей, щепок, яичной скорлупы, а иногда попадаются им предметы, захороненные лишь несколько лет тому назад. Нашедшие их полагают, что это истинное сокровище, золото или серебро, трансмутированное злыми духами, что неверно. Ибо сокровища, найденные неожиданно, не могут быть трансмутированы духами и пребывают в своей изначальной субстанции. Стало быть, эти вещи не стоит считать трансмутацией, но скорее досадою, ибо порой духи, досаждающие людям, и в самом деле зарывают подобные вещи, дабы кладоискатели тщетно трудились. А посему все те вещицы, что не имеют ценности и веса, не стоит брать во внимание. Но если оные тяжелы и увесисты, как минерал или минеральный песок, то можно испытать их огнем.
Чтобы не пропустить ничего в данной теме, приведем и такое возражение. Некоторые могут спросить: "Как же иногда получается, что клад легко находится теми, кто его не ищет?" Причина тому, полагаем, следующая. Духи, оберегающие сокровища, ведают все помыслы и намерения людей. А зная, что люди не собираются искать клад в том месте, они и не стараются его оберечь, ничего не подозревая; потому-то сокровища у них так легко и забирают. Здесь происходит то же, что и с теми, кто неожиданно захватывает добычу у врага. Если тот не ждет нападения, то его легко побеждают. Есть две причины, по которым люди столь жадно домогаются сокровищ. Первая есть алчность тех, кто жаждет богатств; вторая - та, что места, где скрыты сокровища, могут впоследствии стать обитаемыми, безопасными и спокойными, где не будут докучать и досаждать подобные духи. Ибо и ныне многие древние замки и дома остаются безлюдными из-за тех самых духов. Но главная причина кроется в том, что в этих местах захоронены огромные богатства. В таких местах надо быть очень осторожным, если ищешь клад; и не столь из-за денег и сокровищ, сколь из-за того, чтобы место это снова стало спокойным и обитаемым. Когда некто с усердием ищет клад, происходит следующее: либо сокровище находится, либо уносится глубоко в землю, либо переносится его стражами в иное место; как нередко являли видения в прозрачном кристалле и вещали кладоискателям: "Я вижу много пигмеев, далеко уносящих сокровища". К сему следует прислушаться и прекратить искать клад.
Также надо знать, что насколько громче шум и отчетливее видения в том месте, настолько велики и близки к поверхности земли сокровища.


Теофраст фон Хоенхайм Парацельс
Из "Магического Архидокса"




Название: Клад из прежней жизни
Отправлено: Джошуа от 24 02 2010, 12:05:02
Клад из прежней жизни

Сокровища, зарытые в своем предыдущем воплощении, надеется найти 40-летний американский бизнесмен Джим Бет. Он прибыл в Британию, чтобы начать поиск сундука с драгоценностями, которые якобы зарыл в прошлой жизни в Уэльсе.

В интервью газете «Уэстерн мэйл» Бет заявил, что дело было в 1799 году. Звали его тогда Джоном Симмэном, «работал» он международным авантюристом и во время англо-индийской войны стащил у знаменитого индийского набоба и выдающегося военачальника Типу Султана кое-что из драгоценностей, которые, по свидетельству историков, действительно исчезли при таинственных обстоятельствах. Вспомнить свои похождения трехвековой давности ему якобы помог некий психотерапевт, владеющий методом регрессивного гипноза, чье имя Симмэн назвать отказался. Уточнил лишь, что обратился к специалисту за консультацией после того, как его в течение нескольких лет регулярно посещали похожие сны об индийских приключениях и проблемах с сокрытием не совсем праведно обретенного богатства.

Муниципальные власти Уэльса разрешили Бету-Симмэну начать раскопки в парке Суонси, где, по его воспоминаниям, он зарыл свой сундук с золотом и алмазами, тем более что кладоискатель поклялся, что в случае удачи средства разделит с местной казной, как положено по законодательству. Прессе Бет-Симмэн заявил, что возможных конкурентов-кладоискателей не боится. В свое время он постарался спрятать с о к р о в и щ а так, что никто, кроме владельца, их не найдет.


Название: ЗОЛОТЫЕ СНЫ МАЛГОЖАТЫ
Отправлено: Бумбараш от 25 02 2010, 10:40:42

ЗОЛОТЫЕ СНЫ МАЛГОЖАТЫ

Варшавянка Малгожата Ендрусик утверждает, что знает,где находится большинство древних сокровищ мира.

37-летняя пианистка считает, что знание пришло к ней из вещих снов,которые она начала видеть после автокатастрофы. Во сне ей часто приходилось бывать в легендарной библиотеке Ивана Грозного, находить потайные ходы на плато Гиза, видеть саркофаг Александра Македонского. Во сне пани Малгожате открылся план местонахождения утерянной Янтарной комнаты и отвергнутого строителями пирамид камня «пуп земли», являющегося ключом к подземным галереям всего плато Гиза, где предположительно спрятаны главные святыни египетской цивилизации. Оказавшись в составе туристической группы в Египте, пианистка проверила достоверность своих снов на практике. Во время одной из экскурсий, незаметно для всех оторвавшись от толпы, она по наитию стала двигаться в нужном направлении. «Здесь», - решила пани Малгожата и, наклонившись, начала выкапывать из песка таинственный камень-ключ. - Он был точно таким, как в моем сне, - рассказала провидица журналистам. – И я ничуть не удивилась. Я уже привыкла, что мои сны – это реальность. Этот камень обозначал печать неба и земли. В его центре находился круг – это небесный столб, ось мира. Потом я показала крупному египетскому чиновнику шахту и гробницу древнего египетского бога Осириса и предложила провести необходимые работы, чтобы раскрыть древнюю тайну. Но мои просьбы о включении меня в научную группу в качестве консультанта были отвергнуты. Камень тоже пришлось оставить на месте, ибо увозить что-либо с туристических мест запрещено. Однако шансы добиться успеха у госпожи Ендрусик все-таки есть. Ее сон о кладах, зарытых польскими аристократами, которые бежали от советской оккупации, вызвали интерес у анонимных «новых поляков», готовых профинансировать экспедицию. Главным осложнением является то, что сокровища зарыты подо Львом, то есть на территории нынешней Украины, а украинские чиновники почему-то не торопятся выдавать иностранцам разрешение на раскопки.


Название: Сокровища Степана Разина
Отправлено: Ruslan Ken от 07 08 2010, 09:55:26
В июне 1671 года в Гамбурге вышла газета «Северный Меркурий», которая стала бойко раскупаться горожанами. В ней была помещена корреспонденция английского купца Томаса Хебдона, находящегося в далёкой России, в Москве. Как очевидец, он подробно описал казнь Степана Разина и сделал это весьма оперативно, послав корреспонденцию в Европу через два часа после того, как палач закончил свою работу, известив тем самым негоциантов и дипломатов о том, что вновь возобновляется торговля с Россией.
    Томас Хебдон писал:
    «По всему миру уже несомненно разнеслась весть о том, как мятежник, по имени Степан Разин, стал главарём множества казаков и татар, как он захватил город Астрахань и всё Астраханское царство и совершил разные другие тиранства и как, наконец, он всячески стремился привлечь на свою сторону донских казаков, чтобы нанести сильный удар по Москве.
    Следует знать, что упомянутые донские казаки сделали вид, будто они с ним согласны. Однако они с ним поступили так из хитрости, дабы поймать лису в ловушку. Выведав, что Разин со своим братом остановился в убежище, где он ничего не опасался, казаки напали на него и захватили его с братом в плен.
    В прошлую пятницу 1000 мушкетёров-стрельцов доставили его сюда, и сегодня за два часа до того, как я это пишу, он был наказан по заслугам. Его поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку семи футов вышиной: там Разин стоял так, что все люди — а их собралось более 100 000 — могли его видеть.
    На повозке была сооружена виселица, под которой он стоял, пока его везли к месту казни. Он был крепко прикован цепями: одна очень большая шла вокруг бёдер и спускалась к ногам, другой он был прикован за шею. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; его руки были растянуты в сторону и прибиты к краям повозки, и из них текла кровь.
    Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Он казался очень оробевшим, так что главарь мятежников часто его подбадривал, сказав ему однажды так: „Ты ведь знаешь, что мы затеяли такое, что и при ещё больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца“.
    Этот Разин всё время сохранял свой гневный вид тирана и, как было видно, совсем не боялся смерти.
    Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом у себя соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью.
    Сперва ему отрубили руки, потом ноги и, наконец, голову. Эти пять частей тела насадили на пять кольев. Туловище вечером было выброшено псам. После Разина был казнён ещё один мятежник, а завтра должен быть казнён также его брат.
    Это я пишу в спешке. О том, что ещё произойдёт, будет сообщено потом.
    Москва, через два часа после казни, 6 июня (по старому стилю) 1671 года».
    Нужно отдать должное Томасу Хебдону за точность описания. Спустя неделю в «Северный Меркурий» он послал ещё одну корреспонденцию:
    «Умер ещё один из главных мятежников, прозванный Чертоусом, а его люди разбиты под Симбирском и вынуждены были отступить… Объявлен указ о даровании жизни и милости тем, кто сам сдался в плен.
    Достоверно известно, что недавно казнённый мятежник действительно был у них главным бунтовщиком Степаном Разиным. Его брату залечили раны после пыток, и вскоре его должны отправить в Астрахань, чтобы найти клады, закопанные там Степаном».
    И вот тут-то после казни Степана Разина на Красной площади начинается весьма интересное и загадочное для историков действо. После того как палач разделался с Разиным и подручные поволокли на плаху его брата Фрола Тимофеевича, тот вдруг срывающимся от натуги голосом крикнул: «Слово и дело государево!» И сказал, что знает тайну писем (?) и кладов Разина. Казнь Фрола была отсрочена.
    По свидетельству очевидца-иностранца Конрада Штуртцфлейша, уже превращённый в кровавый обрубок Степан Разин вдруг ожил и прошипел: «Молчи, собака!» Это были последние слова Разина, и их Штуртцфлейш записал латинскими буквами.
    Как видно из документов, Фрола Разина уже через два дня жестоко пытали в Константино-Еленинской башне Кремля, и его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу:
    «…и про письма сказал, которые воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то всё брат его, Стенька, ухоронил в землю… поклал в кувшин, и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посерёдке, а около неё густые вербы».
    О показаниях Фрола Разина немедленно докладывали царю, который проявил большой интерес к кладам Степана, ибо по «отпискам» воевод, у бояр и богатого люда «разбойник» награбил «зело много добра всякого». В пытошной на дыбе орущий от нестерпимой боли в вывороченных суставах Фрол показал, что после разгрома восстания при бежавшем в Кагальник атамане был «сундук с рухлядью» и драгоценностями.
    Показания Фрола были опубликованы известным историком Н. И. Костомаровым, они довольно интересны и в них просматривается некая психологическая деталь: сделанный безымянным мастером из слоновой кости Константинополь (Цареград), видимо, очень нравился Степану, и он не пожелал с ним расстаться даже в минуту смертельной опасности, послав за этим сокровищем своего брата.
    Весть о том, что во время казни на Красной площади брат Степана Разина крикнул «слово и дело» и что царь хочет выведать у него места кладов, быстро распространилась среди московского люда, а затем и по всей России. Скоро возникли легенды о кладах Стеньки Разина и жуткие истории о заговорённых сокровищах его, зарытых в разных местах на берегах Волги.
    Историки не отрицают фактов существования «кладов разбойника Разина». Ведь восставшие взяли приступом несколько городов, при этом экспроприировали значительные материальные ценности, принадлежавшие имущим слоям. Вполне уместен вопрос: «Куда делось всё то богатство, которое попало в руки Разина»?
    Известно, что отец Степана старый казак Тимофей Разя, участник многих войн и походов против турок и «крымчаков», умер в 1650 году, когда будущему атаману было всего 19 лет. При этом характер его, как рассказывали старики, был резкий, крутой и смелый необычайно, что сильно его выделяло. Однако он был умён, рассудителен, сообразителен и инициативен в боевых стычках. В его родной станице Наумовской эти качества ценились…
    Осенью 1652 года Степан подал войсковому атаману челобитную, дабы он отпустил его из пределов Войска Донского на богомолье в Соловецкий монастырь к святым угодникам Савватию и Зосиме… Но пути он дважды побывал в Москве, узнал порядки московские. Через шесть лет, в 1658 году, его включили в состав посольства казацкого, и он вновь побывал в Москве. Царь Алексей Михайлович обсуждал с казаками важные вопросы, касающиеся защиты южных рубежей государства Российского.
    Сам факт включения Степана в состав посольства, когда ему было 28 лет, говорит о том, что ему была оказана честь и что авторитет его был велик. Из сохранившихся документов известно, что Степан Разин казацким атаманом был выбран около 1662 года и неплохо командовал казаками в битве при Молочных Водах. В мирное время вёл переговоры с калмыками, турками, татарами и, как уверяет людская молва, неплохо изъяснялся на этих языках.
    Много лет собирал я в поездках по Волге и Каме легенды и сказания о Степане Разине, их скопилось у меня приличное количество. Среди них есть и такие, которые содержат народную версию о том, как Разин стал разбойником.
    В них тема о кладах Степана Разина начинается со времени его Персидского похода «за зипунами», как шутливо называли поход казаки, который был предпринят в 1667–1669 годах. Тогда на стругах со своей ватагой Степан двинулся от Красного Яра к Гурьеву, затем на Дербент — Баку и далее в Персию на Орешт — Гилянь — Фарабад, прошёл вдоль восточного побережья Хвалынского моря (Каспия) и вернулся к острову Дуванному и Свинному близ Баку. Затем, после короткого отдыха проследовал на своих стругах мимо Астрахани к Чёрному Яру на Дон в Кагальницкий городок.
    По мере следования стругов Степана людская молва шла, опережая их. Особенно много разговоров шло о том, что Степан Разин ушёл из Персии с зело великой добычей.
    «Приехал Стенька из Персидской земли и стал астраханскому воеводе челом бить: „Отпиши царю русскому, что, вот, мол, разбойничал, а теперь прошу у него милости“. У Стеньки много добра всякого из-за моря привезено было, у воеводы глаза и разбежались! Что ни завидит воевода, всего-то ему хочется и того, и другого, и третьего. Понравилась ему у Стеньки шуба. „Продай, — говорит, — шубу, подари, нешто тебе её жалко?“
    А шуба была заветная, не даёт её Стенька. Грозит воевода: „Царю пожалуюсь!“ Отдал Стенька шубу со словами: „На тебе шубу, да чтобы не надеяла она шуму!“
    Так оно и вышло. Стенька после всю Астарахань (так в XVII веке называли Астрахань. — Л.В.) разорил, а с воеводы Прозоровского снял шкуру, как шубу, спустив её по самые пятки»…
    Из персидской земли Стенька красавицу вывез — сестру иранского шаха. Милуется он с ней, а товарищи и давай смеяться: «Видно, — говорят, — она дороже нас стала — всё с ней возишься!»
    Так что же Стенька? Взял княжну в охапку да в Волгу и бросил, не пожалел. «На, — говорит, — ничем-то я тебя не одаривал!»
    Интересно, что легенда о том, что Степан «заговорённый человек» и был неуязвим, возникла ещё при жизни Разина. Царицынский воевода в 1670 году отписывал царю: «Того атамана есаула Разина ни пищаль, ни сабля, ничего не берёт».
    В народе же говорили так:
    «У Стеньки кроме людской и другая сила была — он себя с малых лет нечистому продал — не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кошму (кош — купеческое небольшое судно без палубы. — Авт.), по Волге плывёт и вдруг на воздух на ней поднимался, потому как был он чернокнижник…
    Его в острог не раз садили за решётки, да на запоры. А он возьмёт уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснёт на стену этой водой — река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей — глянь, уж на Волге Стенька!»
    Для историков и фольклористов эти полёты Разина по воздуху довольно загадочны. В связи с этим мне представляется весьма любопытным утверждение старого бакенщика на Каме близ Перми, слышанное им от дедов на Волге, что-де разинцы подавали друг другу сигналы (с берега на берег и на разбойные струги) при помощи больших воздушных змеев, называемых «голубями», что непосвящённым простым людом воспринимаюсь как колдовство.
    Нельзя не признать, что сигнализация разинцев при помощи змеев в значительной степени объясняет их осведомлённость и стремительную неожиданность их атак, и захват купеческих стругов на Волге. Без хорошей связи это было бы трудно сделать: собрать вооружённую ватагу, организовать засаду, в нужный момент ринуться на абордажный бой… Известно, что купцы были люди решительные, хорошо вооружённые, имели картечницы и дружными меткими залпами из ружей не раз отгоняли разбойный люд и уходили от преследователей.
    С далёких времён у многих народов хорошим способом дачи сигналов, скажем, предупреждением о военной опасности, были зажжённые костры. Поднятый в воздух змей обладал несомненным преимуществом. К запущенному змею можно было послать в воздух условный знак в виде квадрата, треугольника, шара, который мог дать краткую информацию о количестве судов (сколько, куда, откуда), сообщить время прохождения «разбойного места», засады и многое другое. Однако обратимся к легендам, в них много интересного.
    «В Персии воевал он два года, набрал много богатства, так что ни счесть, ни сметать невозможно было. Ворочался он мимо Астрахани, воеводы не хотели его пропустить и велели палить в него из ружей и из пушек; только Стенька был чернокнижник, так его нельзя было донять ничем: он такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали.
    На другой год он пришёл под Астрахань с войском и осадил кругом город. Приказал Стенька палить холостыми зарядами и послал сказать, чтоб отворили ему ворота. Тогда был в Астрахани митрополит Иосиф. Стал он Стеньку корить и говорить ему: „Вишь, какая у тебя шапка — царский подарок, надобно, чтоб тебе теперь за твои дела царь на ноги прислал подарок — кандалы!“
    И стал его митрополит уговаривать, чтоб он покаялся и принёс повинную Богу и государю. Стенька осерчал на него за это, да притворился, будто и впрямь пришёл в чувствие и хочет покаяться:
    „Ладно, — говорит, — покаюсь. Пойдём со мной на соборную колокольню, я стану перед всем народом и принесу покаяние“…
    Как взошли они на колокольню, Стенька схватил митрополита поперёк и скинул вниз. „Вот, — говорит, — тебе моё покаяние!“
    За это Степана Разина семью соборами покляли!»
    Историк Н. И. Костомаров записал интересный рассказ русских матросов, возвращавшихся из «тюркменского плена в чужедальних басурманских сторонах», уверявших, что встречали Степана Разина в… 1858 году!
    «Как бежали мы из плена, так проходили через Персидскую землю, по берегу Каспийского моря. Там над берегами стоят высокие, страшные горы… Случилась гроза. Мы под гору сели, говорили между собой по-русски, как вдруг позади нас кто-то отозвался:
    „Здравствуйте, русские люди!“
    Мы оглянулись: ан из щели, из горы, вылазит старик седой-седой, старый, древний — ажно мохом порос.
    „А что, — спрашивает, — вы ходите по русской земле: не зажигают там сальных свечей вместо восковых?“
    Мы ему говорим:
    „Давно, дедушка, были на Руси, шесть лет в неволе прожили…“
    „Ну а бывали вы в божьей церкви в обедне на первое воскресенье Великого поста?“
    „Слыхали“.
    „Так знайте же, я — Стенька Разин. Меня земля не приняла“…»
    По народному поверью, разбогатеть от клада человеку трудно, так как большинство из них заговорены и без приговоров, заклинаний в руки простому смертному не даются.
    Клады Степана Разина — особые, они спрятаны в землю на человеческую голову или несколько голов. Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить известное «заговорённое» число людей, и тогда клад достанется без особых затруднений…
    Иногда клад зарыт «на счастливого», но это бывало редко. Тогда «знак клада» является в виде чёрной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой, и когда она остановится и замяучит, то нужно не оплошать, ударить её изо всех сил и сказать: «Рассыпься!», а потом в этом месте надо копать…
    Ещё рассказывают, что у кладов Степана Разина слишком трудны условия заговора. Вот две такие легенды.
    «Шло раз по Волге судно, а на нём один бурлак хворый был. Видит хозяин, что работать бурлак не в силах, дал ему лодку и ссадил в горах.
    „Иди, — говорит, — куда-нибудь выйдешь, а кормить тебя даром не хочу. Кто тебя знает, выздоровеешь ты или нет“…
    И пошёл бурлак по тропинке в лес, еле тащится. Ночь прошла, зги не видать. Вдруг вроде впереди огонёк мелькает. Пошёл бурлак на него и вышел к землянке. А в землянке сидит старик, волосатый весь и седой-преседой.
    Попросился бурлак переночевать — тот сперва не пускал, а после говорит: „Пожалуй, ночуй, коли не боишься“. Бурлак подумал: „Чего бояться-то? Разбойникам у меня взять нечего“. Лёг и заснул.
    А утром старик и говорит: „А знаешь ли ты, у кого ночевал и кто я?“ „Не знаю“, — говорит тот. „Я — Стенька Разин, великий грешник — смерти себе не знаю и здесь за грехи свои муку терплю“.
    У бурлака хворь как рукой сняло — стоит, слушает старика. А тот продолжает: „Далече отсюда, в земле с кладом ружьё зарыто, спрыг-травой заряжено, — там моя смерть. На вот тебе грамотку“. — И дал старик запись на богатый клад — зарыт он был в Симбирской губернии…» (Упоминание о губернии указывает на время появления легенды — не ранее петровских времён, т. е. XVIII в.).
    «Зарыт клад в селе Шатрашанах и столько казны в нём было, что по сказу бурлака можно было Симбирскую губернию сорок раз выжечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Всё было прописано в той грамотке — сколько чего и как взять.
    Первым делом часть денег по церквам и по нищей братии раздать, а после взять и из ружья выпалить, да сказать три раза: „Степану Разину вечная память!“ — тогда в ту же минуту умрёт Стенька, и кончились бы его мучения-муки.
    Да не случилось этого. Не дался клад бурлаку. Человек он был тёмный, грамоте не знал и отдал запись в другие руки — клад в землю и ушёл…»
    А вот другая легенда.
    «Много у Стеньки было всякого добра. Денег девать было некуда. Струги у Стеньки разукрашены, уключины позолочены, на молодцах бархат с золотом, дорогие шапки набекрень сбиты — едут Волгой, песни удалые поют, казной сорят. По буграм да по курганам Стенька золото закапывал.
    В Царицынском уезде неподалёку от Песковатовки курган небольшой стоит, всего каких-нибудь сажени две вышины. В нём, в народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен. Целое судно, как есть полно серебра и золота. Стенька в полную воду завёл его на это место. Когда вода сбыла — судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета на верху вербу посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево… Сказывают, все доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно: клад-то непростой был положен. Из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро»…
    В памяти народа до сей поры сохранилось много мест, связанных с именем атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги, и туристам экскурсоводы часто показывают «Стенькины бугры». Стоя на палубе теплохода, можно слышать: «Тут Стенька станом стоял»… Здесь, по преданию, шапку оставил. Так и зовут это место: «Стенькина шапка». На том бугре Стенька «стольничал, говорят, там клад положен».
    Например, близ деревни Банновки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовской обл.) обрыв к Волге носит название «Бугра Стеньки Разина». Местные жители уверяют, что ещё в начале века, при закате солнца, когда тени длинные, на бугре можно было различить очертания ямы, где якобы была у Разина «канцелярия».
    Костей человеческих много в ней находили, добавляют они. По преданию местному, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре с ватагою. Жильё у него было богатое — всё дорогим бархатом да шёлком обито. А на самом «шихане» кресло стояло с насечкой из слоновой кости. С него, бывало, Разин высматривал купцов на Волге и расправу чинил… Большой, как уверяют, здесь клад зарыт.
    Из старого путеводителя 1900 года мною была сделана выписка:
    «Выше Камышина, вёрст за сорок, показывают ещё „Бугор Стеньки Разина“. А вёрст на восемь выше слободы Даниловки лежит ущелье „Стенькина тюрьма“, иначе называемая ещё „Дурманом“.
    В старые годы оно окружено было густым лесом, в котором легко было заблудиться. Здесь, неподалёку, имеется множество пещер и Уракова-разбойника гора (близ колонии Добринки). Это высокий, в 70 сажень, бугор, где, по преданию, Разин зарубил Уракова, после чего тот семь лет зычным голосом кричал проходившим по Волге судам: „Приворачивай!“ — приводя людей в трепет»…
    Теперь уместно задать вопрос: имеются ли достоверные сведения о найденных кем-либо кладов Степана Разина? В «Донской газете» за 1875 год (№ 88) помещена была заметка под названием «Старинные отыскиватели кладов». В ней сообщалось о попытке раздобыть клад Степана Разина.
    «Донос наказного атамана Кутейникова на бывшего атамана Иловайского, который обвинялся в употреблении казаков на работе по своему мнению и для рытья клада под надзором новочеркасского полицеймейстера Хрещатинского.
    Из дознания обнаружилось, что действительно, рытьё клада производилось в 1824 году с июня по октябрь. Поводом к тому послужила жалоба двух лиц Иловайскому на одного казака, не дозволявшему рыть клад.
    Казака вызвали к атаману. Оказалось, что рассказам старожилов, сокрыты в давние времена разбойниками Стеньки Разина в подземных погребах разные сокровища.
    Оказалось, об этом кладе-де есть предание. Ещё до взятия Астрахани на том месте, где нынче сад казака Масленникова, жило 9 партий охотников-разинцев. Добытые ими сокровища они спрятали в тринадцати (?!) погребах, вырытых на глубине 16–17 саженей. Среди них под землёй же устроена была церковь, в которой висела атаманская булатная сабля с 24 в ней драгоценными камнями, освещавшими церковь и погреба.
    Это предание увлекло и самого Иловайского. Он велел рыть в земле коридоры, полагая, что открытые таким образом сокровища были бы весьма хорошею услугою государю императору.
    Рытьё клада остановлено было Кутейниковым».
    С конца XIX века кладами Степана Разина интересовался И. Я. Стеллецкий, который сделал интересные записи.
    «Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утёса на 10 млн. рублей. В 1914 году в Царицыне близ церкви Троицы провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты. Обнаружилось, что это провал над тайником Степана Разина, идущий от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали „расписные Стеньки Разина челны“, гружённые драгоценной добычей.
    Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. О кладе Разина близ его знаменитого утёса широко разнеслась молва, но не по вине Степана, и на дыбе и под клещами не признался он, куда схоронил сокровища. Один офицер в отставке Я-в в 1904 году рылся в старинных бумагах своей покойной бабушки. И нашёл в них замечательный документ — подлинную кладовую запись Степана Разина на спрятанные близ утёса сокровища. Я-в произвёл в указанном месте раскопки и действительно открыл целую сеть подземных галерей с мощными дубовыми распорками. Предстояли дальнейшие поиски и раскопки, но точку поставила русско-японская война… Я-в был взят на войну, откуда не вернулся.
    В 1910 году объявился новый претендент, на этот раз старый казак, 62 лет, есаул из области Войска Донского Ш-кой. По-видимому, к нему в руки попала кладовая запись убитого в Маньчжурии Я-ва. Ш-кой явился в Петербург и представил, куда следует, чрезвычайной убедительности документы. В „сферах“ они произвели целую сенсацию. Весть о кладе облетела в 1910 году девять газет».
    Следует сказать, что в материалах архива И. Я. Стеллецкого, ныне находящихся в РГАЛИ, есть и другие записи о попытках раскопать клады Разина.
    «Существует также курган Стеньки Разина, огромный, в 100 м высоты, в кургане имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии Стенькина пещера в Стенькином овраге на реке Увековке. В 60-е годы её осматривал историк В. Крестовский, она вымурована татарским кирпичом, найдены монеты и вещи татарского обихода…
    Некто Ящеров в 1893 году разыскивал клад Степана Разина в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в четырёх из двенадцати его становищ по реке Алатырь. В 1893 году он добыл кладовую запись, проверенную на месте, и в 1894 году начал хлопоты в Петербурге о разрешении ему кладоискательства. Императорская археологическая экспедиция разрешила ему поиски сперва на два дня, потом на десять дней. Но настала зима, и поиски были отложены до лета. Тем временем через полицию и сельских старост сёл Печи и Михайловки были собраны сведения об обширном подземелье на глубине 22 сажен (44 м) с дубовыми дверями, запертыми железными засовами и замками. Выход из него должен быть в овраг, находящийся за околицей села Печи. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу провалилась лошадь во время пашни задними ногами. Образовалось отверстие размером в обыкновенное колесо. В отверстие спустились два смельчака. Первый, будучи вытащен, со страху лишился языка и умер в ту же ночь. Другой, местный псаломщик, на той же глубине пробыл несколько минут, по его словам, ему так стало жутко в неизвестном и мрачном подземелье, что он еле смог дать знать, чтобы его вытащили. Он-то и сообщил и виденных им там дверях».
    Наконец, можно рассказать ещё об одном эпизоде. Участник Великой Отечественной войны капитан 1-го ранга Г. И. Бессонов поведал, что во время жарких зимних боёв в районе Сталинграда, после налёта бомбардировщиков Геринга, осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно в ряд.
    Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась и из неё по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошёл слух, что это клад «волжских разбойников», а возможно, самого Стеньки Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мёрзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А скоро после очередной бомбёжки берег осыпался, обильно пошёл снег…
    Бои шли тяжёлые. Вскоре началось наступление на группировку Паулюса, и о кладе быстро забыли…
    Следует сказать, что в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые «порченные» пушки, забивал ствол кляпом, закапывал на берегу Волги, ставился памятный знак или ориентир, и само место, и описание его заносилось в «грамотку», дабы при необходимости это место можно было отыскать.
    А теперь вернёмся к событиям, которые разыгрались после того, как Корнило Яковлев (бывший, между прочим, в родстве с семейством Разина) выдал его…
    В апреле Степана Разина из Черкасска повезли в Москву, куда он прибыл 4 июня и сразу же был подвергнут страшным пыткам. Но, видимо, он давно подготовил себя к такому концу, поэтому выдерживал их с величайшим присутствием духа, без стона и без единого слова о жалости, между тем как брат его, Фролка, вопил от боли.
    Что касается его брата, то его повезли на Дон, где никаких кладов не нашли. Видимо, там Фролка рассчитывал совершить побег из-под стражи при помощи знакомых казаков. Но это ему не удалось. Сопровождавшим его стрельцам он говорил, что запамятовал место клада, что не может найти то положенный большой камень, то пещеру, то дерево. Эта своеобразная игра длилась довольно долго: почти пять лет, пока по царскому указу его не повезли в телеге, закованного в кандалах, за Москву-реку, на Болотную площадь, где он и был обезглавлен палачом.


Название: Re: ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА: Oдин из сторожей заколдованных кладов
Отправлено: Ансельм от 23 09 2010, 10:12:53
Спасибо, очень интересные статьи. Особенно понравилась про сторожей заколдованных кладов...