Прегрешение Мадонны
В истории католического монашества случались истории куда более скандальные, чем те, что описал в своем «Декамероне» Джованни Боккаччо. А героями становились особы, к которым благоволил сам папа Римский.Историограф Джорджо Вазари писал: «Художник был настолько прив
ержен Венере, что, увидя женщин, которые ему понравились, готов был отдать последнее ради возможности ими обладать, и если он не добивался этой возможности никакими средствами, то, изображая этих женщин на своих картинах, рассудком охлаждал пыл своей любви».
В энциклопедиях, посвященных искусству мастеров эпохи Возрождения, имя фра (брата) Филиппо Липпи, он же Филиппо ди Томазо (1406-1469), о котором шла речь в предыдущей цитате, неизменно занимает одно из самых почетных мест.
Выдающийся живописец из Флоренции писал картины на религиозные сюжеты - впрочем, тогда для художников, особенно духовного звания, к каковым относился фра Филиппо, практически не существовало иных сюжетов, кроме религиозных.
На полотнах Липпи перед зрителями представали Мадонны с необычайно одухотворенными лицами.
«Липпи удается соединить, казалось бы, совершенно несовместимое, - сказал о живописце папа Пий II. - Его Мадонны создают благочестивое настроение при большом реализме техники и колорите жизни. Он пишет живых, страстных женщин, но... они у него святые!»
Особенно высоко римская курия ценила фрески Липпи в соборе Прато в Смолетто, изображающие житие святого Стефана.
Маэстро Липпи являлся монахом, что не мешало ему прослыть одним из самых галантных кавалеров и страстных любовников.
Монастырь в Прато
Филиппо Липпи приехал в женский монастырь Санта-Маргарита в городе Прато летом 1456 года. Его встречала сама мать-настоятельница монастыря. Она была несказанно довольна тем, что великий маэстро, которого так ценил сам папа, согласился написать лик Мадонны для алтаря монастырской капеллы.
О подобной удаче - заполучить самого Липпи! - можно только мечтать. Он оказался кармелитским монахом в возрасте около пятидесяти лет, однако выглядел значительно моложе, был очень подвижен и энергичен. С его румяных губ то и дело слетали остроумные шутки.
Вскоре мать-настоятельница была совершенно очарована гостем. Она лично с почтением проводила маэстро до дверей отведенной ему кельи и отправилась к себе, переполненная радостью: нет никаких сомнений, что работа Липпи привлечет в монастырь новый поток паломников и молящихся, а также упрочит в вере жителей Прато. Следовательно, серьезно возрастут и доходы монастыря.
На следующий день художник осмотрел капеллу, отдохнул и приступил к работе. Он напряженно трудился с раннего утра до позднего вечера, потребовав, чтобы даже обед и ужин приносили к нему прямо в мастерскую, - не хотелось терять времени на посещение трапезной. Такими стараниями прославленного мастера настоятельница осталась весьма довольна.
Но однажды утром Липпи пришел к ней с озабоченным видом и поведал, что в работе возникли некоторые сложности.
- Сложности? - мать-настоятельница задохнулась от волнения. Неужели ее заветной мечте не суждено сбыться, неужели в капелле монастыря Санта-Маргарита не воссияет написанный знаменитым мастером лик Пресвятой Девы?!
- Мне нужна натурщица, - развел руками Липпи. - Довольно трудно рисовать Мадонну, не имея перед глазами живой натуры. Ну, без младенца мы еще как-то обойдемся, но надо бы найти какую-нибудь подходящую монахиню.
- Господи, и только-то? - с явным облегчением рассмеялась настоятельница. - Я даю полное право выбрать в качестве натурщицы любую из монахинь моего монастыря! Давайте по нескольку монахинь приглашать в часовню, а вы выбирайте из них ту, которая придется по вкусу.
Модель в рясе
Настоятельница выполнила свое обещание, и художник получил возможность придирчиво осмотреть всех молодых монахинь и послушниц монастыря. Свой выбор фра Филиппо остановил на юной монахине Лукреции Бути, происходившей из состоятельной и добропорядочной семьи.
Девушка была очень хороша собой. Над высоким чистым лбом вились светлые волосы, глаза сияли голубизной, губы нежно алели, а румянец был совсем как у ребенка. При этом Лукреция обладала прекрасной фигурой, а голос звенел колокольчиком. Сколько мужских сердец она могла бы покорить, не находись взаперти за крепкими стенами монастыря?
На следующий день, рано утром, Лукреция отправилась уже не на общую молитву с сестрами, а в мастерскую художника, чтобы позировать ему для картины «Мадонна с Младенцем»: так распорядилась сама настоятельница.
Вскоре к дверям мастерской маэстро Липпи стали приносить уже два прибора и две порции завтрака, обеда и ужина. Аббатиса только тихо радовалась:
- Прославленный мастер торопится выполнить наш заказ! Не стоит мешать ему, сестры!
Конечно, настоятельница прекрасно понимала, почему фра Липпи так торопился. Все предельно просто: деньги! Монастырь платил ему большую сумму за работу, а впереди прославленного маэстро наверняка ждали новые, очень выгодные заказы. Вот и весь секрет. Люди алчны, и великие художники тоже совсем не лишены этого земного греха!
Вскоре картина была готова, и, когда Филиппо представил ее обитательницам монастыря, те без труда узнали в образе прекрасной Мадонны, державшей на коленях пухлого Младенца, знакомые черты Лукреции Бути. У Мадонны были те же большие выразительные глаза, полные ласковой печали, светлые вьющиеся локоны и загадочная улыбка на чуть припухших, алых губах. Казалось, молодая женщина, изображенная на картине, знает нечто, о чем предпочитает умолчать.
- У Мадонны, написанной Липпи, слишком земная и плотская красота, - шептались монашки. - Поглядите, какие чувственные губы! Они словно только и ждут греховного, сладострастного поцелуя!
Однако картина, как и другие произведения прославленного маэстро, производила на зрителей сильное впечатление. Признанный мастер кисти, Липпи всегда отличался тонкостью и изяществом рисунка, умело подбирая удивительную гармонию красок.
Настоятельница, не торгуясь, заплатила за работу. Практически немедленно после этого маэстро покинул обитель Санта-Маргарита...
Беглые любовники
Следующий день выдался в монастыре на редкость суматошным. Прослышав о новом образе Мадонны, написанном самим знаменитым Филиппо Липпи, народ из Прато валом повалил в монастырь. Щедрые пожертвования верующих, к несказанной радости матери-настоятельницы, начали быстро пополнять оскудевшую монастырскую казну.
Удар судьбы подстерегал почтенную монахиню вечером. Неожиданно в ее келью без стука вошла одна из старших сестер и молча распростерлась ниц перед висевшим на стене распятием.
- В чем твой грех, сестра? - благодушно спросила настоятельница. Сегодня выдался удачный денек, и ей совсем не хотелось кого-то сурово наказывать.
- У нас случилось большое несчастье! - глухо сказала монахиня. - После вечерней молитвы мы нигде не смогли найти сестру Лукрецию.
Мозг настоятельницы пронзила страшная догадка: Лукреция родом из Флоренции, и художник Липпи тоже! Неужели она сбежала с маэстро? Какой скандал разразится, какой грандиозный скандал! Как ни старались, скрыть исчезновение из монастыря юной монахини не удалось.
Догнать сбежавших любовников тоже не получилось, хотя за ними отрядили погоню. Сначала они скрывались во Франции, где маэстро легко находил для себя выгодные заказы, поскольку слава о его уникальной кисти бежала далеко впереди него.
Затем Лукреция и Филиппо, который все чаще стал именовать себя не фра Липпи, а синьором ди Томазо, перебрались в Швейцарию, где власть католической церкви была значительно слабее.
Синьор Франческо Бути писал дочери полные отчаяния и угроз письма, заклиная ее отрешиться от греховной любви к художнику, который намного старше ее и по сравнению с ее юной красотой просто увядший старик, изрядно потрепанный жизнью.
- Я ни за что не вернусь в монастырь, - отвечала ему дочь. - Для меня лучше смерть, чем разлука с Филиппо!
Настоятельница монастыря Санта-Маргарита из Прато просто боялась показаться на людях, особенно после того, как стало известно, что в 1457 году Лукреция родила сына, которого в честь отца назвали Филиппино. Узнав об этом, папа Пий II только усмехнулся:
- Чувственный зов плоти для художника часто сильнее веры.
Благословение папы
Спустя несколько лет скандал утих, и вроде бы все стали забывать про Лукрецию и ее знаменитого мужа, но тут Флоренцию и Рим всколыхнуло новое известие: у четы - причем невенчанной! - родилась дочь, получившая имя Александра. И тогда художник, заручившись поддержкой флорентийского герцога Козимо Медичи, решился обратиться лично к папе, умоляя разрешить ему и его невенчанной жене снять с себя монашеский сан.
Небывалый случай, но папа Пий II пошел навстречу мольбам великого художника.
- Полагаю, сутана только сковывает его творчество и мешает счастливой семейной жизни, - мудро решил папа. - Иногда мне кажется, что, уйдя в мир, он станет только ближе к Богу!
С разрешения Рима Лукреция и Филиппо сняли сутаны и стали мирскими людьми, а, заключив официальный брак, сделали своих детей законнорожденными.
Филиппо Липпи ди Томазо написал еще немало великолепных картин, на которых в образе Мадонны представала его возлюбленная супруга. Его сын Филиппино, унаследовавший талант отца, сначала был учеником у Сандро Боттичелли, а позднее сам стал знаменитым художником…
Татьяна ВЕЛЕНИНА