Максимум Online сегодня: 608 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 357901 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 19 04 2024, 22:51:34

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 05 03 2009, 10:28:33 ( ссылка на этот ответ )

Тайное оружие княгини Ольги это знаменитый "Греческий огонь"?

...Велев привязав к птицам по кусочку трута, его подожги и выпустили птиц в город.  Они полетели к своим гнездам и сожгли город древлян. Искоростень пал. Уцелевших горожан Ольга обложила непомерной данью. Много лет предание о чудесном взятии древлянской крепости передавалось из поколения в поколение. Летописец охотно внес его в «Сказание о мести». Историки обходят этот эпизод молчанием. Оно и неудивительно — летописная версия вызывает ряд вопросов.

В первой половине 946 года киевская княгиня Ольга выступила в поход на древлян, убивших годом раньше ее мужа — князя Игоря. Войска взяли несколько древлянских крепостей. Но Искоростень (Коростень), град князя Мала на реке Уж, с ходу покорить не смогли. Затянувшаяся осада разлагала боевой дух дружины. Беспокоила княгиню и приближавшаяся осенняя распутица. Это и подтолкнуло ее на поиски неординарного решения...

Военная хитрость

Мудрая и великая женщина начала мирные переговоры. Удивленные ее мягкостью, древляне спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Но она ответила: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да три воробья». Раздав своим воинам кому по голубю, кому по воробью, велела привязать к каждой птице по небольшому кусочку трута. А когда стало смеркаться, приказала поджечь трут и отпустить пернатых на волю. Те полетели в свои гнезда, и тут вспыхнули голубятни, клети, сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не пылало...

Искоростень пал. Уцелевших горожан Ольга обложила непомерной данью. Много лет предание о чудесном взятии древлянской крепости передавалось из поколения в поколение. Летописец охотно внес его в «Сказание о мести». Историки обходят этот эпизод молчанием. Оно и неудивительно — летописная версия вызывает ряд вопросов.

Почему Ольга ждала приближения осени, а не применила «птичий вариант» гораздо раньше? Почему голубей и воробьев отпустили с наступлением темноты? Почему, наконец, птица, несущая огонь, должна лететь стремглав к своему родному гнезду?

Что же скрывалось за загадочными горящими птицами? А что если княгиня Ольга воспользовалась неким таинственным оружием, обладавшим невероятной по тем временам мощью? Возможно ли это?

Оружие Брахмы

…У стен древнего города развернулась жаркая битва. Звон оружия и доспехов, предсмертные стоны людей и ржание поверженных лошадей слились в одну ужасную какофонию. А посреди этого беснующегося моря смерти, будто движущиеся утесы, возвышались огромные боевые слоны, подминавшие под себя кричащих от страха обреченных.

Чаша весов колебалась. Войска защитников дрогнули. Противник теснил их к распахнутым воротам города. Оставалось последнее средство. Правитель, еще раз окинув поле боя, поднял руку, подавая знак жрецам. «Оружие Брахмы! Оружие Брахмы!» — пронесся среди приближенных благоговейный шепот.

Несколько человек, облаченных в черные одеяния, вынесли из храма длинный заостренный предмет — огромную железную стрелу. Ее аккуратно установили на специальный каменный пьедестал с длинным полированным желобом.

Жрецы опустились на колени и, громко выкрикивая священные слова, призывали бога Брахму точно направить оружие на врагов.

Старшему жрецу подали факел, укрепленный на длинном бамбуковом шесте. Он подождал, пока все покинут площадку, и, укрывшись за каменным выступом, поднес факел к железной стреле.

Как тысяча змей, прошипела она, как тысяча тысяч очагов, выдохнула дым и с ревом, подобным грому, сорвалась с места. Уже через мгновение колесницы пылали. Люди, кони, слоны лежали поверженные, сожженные страшным взрывом…

Что это? Еще один фантастический рассказ о войне на другой планете? Нет, описываемые события происходили у нас на Земле, судя по всему, почти три тысячи лет назад.

Исторические памятники и летописи прошлого хранят упоминание о необычном оружии. Вот его описание из древнеиндийского сочинения «Махабхарата». «Сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, был выпущен. Густой туман внезапно покрыл войско. Все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись несущие зло вихри. Тучи с ревом устремились в высоту неба... Казалось, даже солнце закружилось. Мир, опаленный жаром этого оружия, был в лихорадке...». Впечатляющий древний рассказ! И далеко не единственный.
Последнее редактирование: 17 12 2011, 19:20:57 от Administrator

 

 

Ответ #1: 05 03 2009, 10:30:29 ( ссылка на этот ответ )

Тайное оружие княгини Ольги это знаменитый "Греческий огонь"?

По рецептам древних греков

…В 717 году Феофан в своей «Хронографии» рассказывал о взятии крепости Сидерон, находившейся в горном проходе между Цебельдой и Сухуми. Спафарий Лев осадил крепость, но расположение и мощность крепостных укреплений не позволяли захватить ее. Лев договорился с защитниками крепости, обещая не причинять им вреда, лишь бы те впустили его с 30 воинами. «Но слова своего, — писал Феофан, — Лев не сдержал, а приказал своим тридцати спутникам: «Когда мы будем входить, захватите ворота, и пусть входят все». Как только это произошло, спафарий приказал метать огонь в направлении крепости. Начался большой пожар, и семьи стали выходить, взяв с собой, что только могли они унести из своего имущества.

Один из очевидцев писал, что зажигательную смесь выбрасывали в сторону врага из специальных медных труб. Это зрелище вызывало ужас и удивление противника. Горючую смесь наносили на металлическое копье, запускаемое гигантской пращой. Оно летело с быстротой молнии и с громовым грохотом и было похоже на дракона с головой свиньи. Когда снаряд достигал цели, происходил взрыв, поднималось облако едкого черного дыма, после чего возникало пламя, распространяющееся во все стороны; если пытались загасить пламя водой, оно вспыхивало с новой силой…

Большинство исследователей относят появление греческого огня к VII веку и связывают его с неким Каллинникосом из Гелиополиса в Сирии. Например, некий византийский историк сообщает: «В год 673-й ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащенные греческим огнем, и корабли — носители сифонов... Арабы были потрясены, они бежали в великом страхе».
Византийцы бережно хранили тайну греческого огня, но в Х веке на Руси о нем уже знали…

Тайная сделка

В 941 году киевский князь Игорь шел походом на греков. Византийский император Роман направил навстречу русам свои войска во главе с Феофаном Патрицием. Произошло столкновение. «...И конечно бы, — писал летописец, — русичи победили, но греки начали трубами огонь на ладьи русские пусчать. И бысть видение страшно. Русь же, видя пламень на себя, металися в воду морскую, хотяше убрести. Тогда много людей русских и с лодьми греками сожжено и потоплено...». Весть об этом поражении скоро достигла Руси. «Пришедши же поведали о бывшем несчастии от огня, его же греки на судах своих имея, пущают и жгут суда».

Находясь в безвыходном положении под стенами древлянского Искоростеня, Ольга обратилась за помощью к Византии. Именно поэтому пришлось ждать так долго. Послы киевской княгини тайно прибыли в Константинополь, заключили договор и получили оружие. Соглашение нигде не фиксировалось, ибо нарушало закон, «запрещавший продажу оружия варварам».

…Обман, коварство, непревзойденная жестокость правительницы не выходили за рамки морали того времени. Они не осуждаются летописцами, а наоборот — прославляются как свойства и преимущества высшей мудрости.
Что касается причин ее жестоких действий, они были вызваны не столько чувством мести, сколько желанием утвердиться в роли главы княжества, доказать всем, что она, Ольга, может править не менее твердой, чем у владык-мужчин, рукой.

Александр ФОМИН,

* Ольга.jpg

(46.42 Кб, 250x206 - просмотрено 10222 раз.)

Последнее редактирование: 17 12 2011, 19:21:11 от Administrator

 

 

Ответ #2: 22 09 2010, 13:07:03 ( ссылка на этот ответ )

Неистовая святая

Русская женщина всегда олицетворяла свою страну. Особое место среди женщин Древней Руси принадлежит княгине Ольге. Летописцы называли ее "мудрейшей из людей". Историки считали необходимым подыскать ученое объяснение ее жестокости.
Православная церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых.

Муж Ольги, киевский князь Игорь, не отличался ни храбростью, ни энергией, ни бескорыстием. Поддавшись на уговоры своей дружины, он попытался сделать источником постоянного дохода регулярные ограбления соседствующих с ним племен древлян. Относительно мудрости данного решения у тех было свое мнение, если судить по тому, что они убили и Игоря, и всех, кто был с ним.
Победа вскружила древлянам голову. Не довольствуясь смертью князя, они пожелали завладеть всем его достоянием, в том числе и его вдовой и малолетним сыном, с которым намерены были поступить "как захотим". Двадцать "лучших мужей", как рассказывает летопись, отправились к Ольге, дабы посватать ее за своего князя.
Это случилось около 946 года, за 40 лет до принятия Русью христианства. Языческий обычай славян обязывал Ольгу мстить за смерть мужа: уважение к его памяти измерялось суровостью воздаяния убийцам.
На следующий день важно восседавших послов пронесли по городу, доставили во двор княжеского терема и вместе с ладьей... швырнули в глубокую яму, вырытую за ночь по приказу Ольги.
- Довольны ли вы оказанной вам честью? - склонившись над ямой с издевкой спросила Ольга.
- Ох, она нам хуже Игоревой смерти, - ответили древляне.
Княгиня велела засыпать их живыми, а затем отправила гонцов к древлянам сказать, что если твердо их намерение просить ее к себе, то пусть с предложением прибудут самые знатные люди, дабы видели киевляне уважение, которое оказывается их княгине.
Древляне, либо слишком беспечные, либо слишком самонадеянные, вновь выбрали "лучших мужей" и отправили их ко двору Ольги. Новым послам истопили баню, а когда те начали мыться, двери, по приказу княгини, заперли и избу подожгли. Послы сгорели.
Вероятно, менее целеустремленный правитель довольствовался бы гибелью двух делегаций. Но неукротимый нрав Ольги требовал выполнения священного долга до конца.
Опережая известие о страшной гибели послов, Ольга с небольшой дружиной выступила налегке и уже с дороги послала сказать древлянам, чтобы они, наварив побольше медов, встретили ее у могилы мужа и вместе с нею отправили печальную тризну.
Когда древляне опьянели, Ольга дала знак своим воинам начать избиение. Предание уверяет, что в этой беспощадной бойне нашли гибель пять тысяч древлян. Но даже после этого Ольга сочла их недостаточно наказанными.
Вернувшись в Киев, княгиня в течение года собрала большое и надежное войско. Взяв с собою юного сына Святослава, она двинулась войной на древлянскую землю. Древляне вышли навстречу, чтобы принять бой, но были разбиты в короткой схватке, бежали и заперлись по городам.
Главным объектом Ольгиной мести был город Искоростень, где убили Игоря. Коростенцы, слишком поздно начавшие постигать крутой нрав княгини, стояли насмерть, понимая, что в случае сдачи пощады ждать напрасно.
После нескольких месяцев безуспешной осады Ольга вдруг известила защитников, что готова оставить город и довольствоваться наложением на них дани.
Княгиня хотела немного: по три голубя и три воробья с каждого двора. Странность просьбы не насторожила коростенцев, они немедленно отдали требуемое.
Раздав каждому из своих воинов по птице, Ольга велела привязать к каждому голубю и воробью завернутые в маленькие тряпочки серу с огнем и пустить на волю. Получив свободу, птицы полетели в свои гнезда - по голубятням, под крыши.
Город вспыхнул разом и отовсюду, так что затушить пожар не было возможности.
На этом кончается первая часть жизни Ольги, может быть, первая жизнь, ибо происшедшее с ней впоследствии есть перерождение. Нечто новое, неведомое ей прежде, властно пробуждается в ней. С той же энергией, с какой ее сила и воля направлялись на разрушение, теперь они устремляются к созиданию. В короткий срок Ольга объехала всю принадлежащую ей землю, повсюду оставляя следы своей хозяйственной деятельности.
Ее душа жаждет какого-то сущностного обновления, духовной, а не материальной пищи. Она требует Истины.
В 957 году Ольга отправляется в Константинополь. Там она принимает крещение.
Это переломный исторический момент не только в ее жизни, но в жизни всего становящегося русского княжества. Чем привлекло Ольгу христианство? Почему гордой и властной княгине вдруг стало понятным учение о смирении? Как она, еще недавно изумлявшая жестокостью своей мести, вдруг прониклась идеей всепрощения?
Что это было? Душевный надлом? Усталость? Раскаяние? Ответив на эти вопросы, мы приблизимся к разрешению загадки, мучающей не одно поколение историков: к чуду крещения Руси.
Характерный эпизод доказывает нам, что русская княгиня в эту решающую для нее минуту сохраняла ясность ума и твердость воли. В Константинополе император предложил ей свою руку. Ольга не отказалась, но потребовала, чтобы император был ее крестным отцом. Тот согласился. Но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону он не может жениться на своей крестнице.
Последующие годы жизни княгини отмечены смирением и особой сосредоточенностью духа. Крещение Ольги было предзнаменованием того великого события, что случилось тридцать лет спустя. В два коротких года Русь обратилась в христианство, словно только и ждала этого, словно лишь к этому и готовилась.

* Княгиня Ольга.jpg

(108.31 Кб, 496x437 - просмотрено 3286 раз.)

* Княгиня Ольга..jpg

(33.53 Кб, 500x325 - просмотрено 3332 раз.)

Последнее редактирование: 17 12 2011, 19:26:05 от Administrator

 

 

Ответ #3: 18 12 2011, 15:45:10 ( ссылка на этот ответ )

Княгиня Ольга - первая русская святая

Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какими качествами нужно обладать, чтобы войти в историю с добрым именем?

В летописных свидетельствах о княгине Ольге немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.

После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане. Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Летописи полны свидетельств о ее неустанных "хождениях" по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Ольга добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы "погостов", усовершенствовала систему налогообложения. Погосты (от слова "гость" — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла".

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.

В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.

Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 969 году святая равноапостольная княгиня Ольга отошла в мир иной. Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.

 

 

Ответ #4: 23 12 2011, 20:22:33 ( ссылка на этот ответ )

Князья гибли, а Ольга побеждала

24 июля по новому стилю Русская православная церковь празднует память первой русской святой — равноапостольной княгини Ольги. Во время малолетства, а позже — постоянных военных походов своего сына Святослава она мудро правила Киевской Русью и объединяла земли. Приняв христианство, Ольга воспитала в вере внука Владимира — будущего крестителя Руси.

Женщина, которой Россия обязана своим историческим выбором, согласно "Повести временных лет", была родом из псковских земель. Летопись говорит, что происходила Ольга "отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска". Но в достоверности этой записи есть повод усомниться — в то время в той местности незнатному варягу просто нечего было делать. И варяжский конунг Игорь вряд ли взял бы в жены простолюдинку.

Об истории знакомства Ольги с ее будущим супругом князем Игорем рассказывает легенда, изложенная в "Степенной книге". Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же "разгореся желанием" и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: "Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание". Пристыженный Игорь молча уехал, а вскоре прислал к целомудренной деве сватов.

Скорее всего, Ольга не была ни первой, ни единственной женой Игоря, однако почти сразу же стала самой любимой. В летописи сказано: "име же Игорь потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше". Благодаря недюжинному уму, красоте и смелости княгине Ольге удалось занять второе место в политической иерархии древнерусского государства и прочно удерживать его на протяжении всего Игорева княжения, направляя политику мужа в нужную сторону. К ее советам Игорь, несомненно, прислушивался.

Главным политическим противником Ольги была княжеская дружина. Воины-язычники лелеяли несбыточную надежду отвоевать у Хазарии, Скандинавии и, особенно, Византии, все восточноевропейские, балтийские и черноморские торговые пути. Ольга же считала, что бесконечные набеги киевских князей на своих соперников не имеют никакого смысла — лучше строить с соседями мирные отношения, ведь ясно же, что ни один из торговых путей не сможет удержать в руках монополист. В Византии же она видела идеал государства, к которому Киевская Русь должна стремиться. Союзниками Ольги были киевские христиане, которые придерживались таких же взглядов.

Трудами Ольги был установлен мирный договор и заключен военный союз с ромеями. Дружинники же постоянно склоняли Игоря к новым военным авантюрам: после безуспешных попыток взятия Константинополя войско пошло грабить племена древлян. В одном из походов Игоря настигла позорная смерть: жители Искоростеня привязали князя к березам и разорвали надвое.

Тело Игоря зарыли в землю без всякого погребального обряда, а по языческим верованиям считалось, что без пышной тризны невозможно добиться хорошей посмертной участи для усопшего. Дальше произошло все то, что каждый из нас помнит по школьным учебникам: Ольга жестоко расправилась с древлянами, воспроизводя в своей мести все этапы языческого прощания с покойным.

После убийства Игоря древляне, считая себя победителями, имеющими право занять трон побежденного, прислали сватов к Ольге звать ее замуж за своего князя Мала. Княгиня сделала вид, что согласна, и под видом приготовлений к свадьбе одно посольство варягов заманила на ладью, вместе с которой они были живьем погребены в огромной яме. Вторую древлянскую делегацию живьем сожгли в бане, а третью изрубила мечами дружина во время тризны по Игорю на его могиле. После этого Ольга выступила с военным походом в древлянские земли. Часть древлян была перебита, остальные покорились и начали платить Киеву дань.

Покорив древлян, Ольга отправилась в псковские и новгородские земли, чтобы установить там оброки и дани. Она понимала, что неупорядоченность налоговой системы может привести к мятежам, поэтому организовала "погосты" — места, где сбор податей проходил упорядоченно.

Ольга понимала, что, хотя после смерти Игоря она оказалось единоличной властительницей Руси, воины-язычники из дружины Святослава по-прежнему рвутся к власти и ненавидят княгиню. Однажды ей прямо напомнили о том, что Ольга исполнила не все погребальные обряды по мужу — честной жене-язычнице подобает удавиться или перерезать себе горло, чтобы всюду следовать за своим господином.

Тогда она решает отправиться за помощью в Константинополь-Царьград. Поскольку киевские христиане были друзьями Ольги, есть основание полагать, что к тому времени она уже была знакома с основами христианской веры.

Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. В крещении ей было дано имя святой равноапостольной Елены, и это было символично: подобно матери императора Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня".

Существует легенда, согласно которой византийский император предлагал Ольге стать его женой, а она хитростью отклонила это предложение — сначала она попросила Константина стать своим восприемником при крещении, а потом сослалась на то обстоятельство, что брак между крестным отцом и его крестницей по церковным канонам невозможен.

Вернувшись на Русь, княгиня Ольга занялась христианским просвещением народа. В своих землях она уничтожила языческие капища и воздвигла на их месте кресты. По указу княгини Ольги были построены храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Внимая наставлениям Патриарха Феофилакта о молитве, посте, воздержании и соблюдении церковного устава, Ольга особенно близко к сердцу приняла требование щедрой милостыни. Именно при ней началась столь характерная для русского христианства традиция сочетания рачительного государственного управления с широко поставленной благотворительностью.

Ольга употребляла все усилия, чтобы склонить Святослава к принятию крещения, но ее старания тщетными остались. "Как мне одному принять иной закон? Моя дружина будет смеяться надо мною", — отвечал матери сын.

Ольга молилась за сына день и ночь. Утешало ее и то, что Святослав, сам не хотевший и слушать о вере, другим не препятствовал принимать ее. И Ольга воспользовалась этим. В то время, когда Святослав находился в военных походах, княгиня воспитывала внуков — Владимира, Олега и Ярополка. Она не осмелилась крестить малолетних князей, опасаясь гнева своего сына. Но именно ее воспитание заронило в сердце Владимира семена христианской веры. Удивительно, но именно Владимира, будущего крестителя Руси, в детстве считали "самым языческим" из внуков Ольги и возлагали на него меньше всего надежд относительно принятия и тем более распространения на Руси христианства.

Крестившись, Ольга сразу начала думать о создании на Руси самостоятельной, независимой от Константинополя Церкви. Она понимала, что крещение Руси невозможно, если его будут воспринимать в народе как подчинение грекам.

Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини (по другой версии — ее младший сын или сын Игоря от другой жены) христианин Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.

Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что "плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди". Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.

Похоронили Ольгу непривычно для киевских князей скромно и тихо. Не было ни положенных в гроб сказочных богатств, ни ритуальных надгробных плачей. Княгиня категорически запретила тризны, лицедрания и насыпание кургана над ее могилой; она распорядилась только о посылке золота в Царьград к Патриарху на помин души. Христианские священники погребли ее с еще непривычными для киевлян молитвами и песнопениями о месте упокоения "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание".

Примерно через 10 лет пророчество Ольги о трагической кончине сына сбылось — он погиб в битве с печенегами. Из черепа Святослава для печенежского вождя сделали чашу, из которой он пил на пирах.

В 1007 году внук Ольги князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая останки благоверной княгини, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Как писал монах Иаков, мощи блаженной княгини сохранились от тлена. Её "светящееся яко солнце" тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святых равноапостольных жен. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать