Максимум Online сегодня: 643 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358448 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 25 04 2024, 18:58:48

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 | Вниз

Опубликовано : 25 09 2009, 15:22:49 ( ссылка на этот ответ )

Алхимический символизм

История алхимии насчитывает более двух тысяч лет, за все это время она пережила свой рассвет, закат и забвение. Однако алхимия не умерла, нет, она оставила после себя богатое наследие алхимических рукописей. Как цветок алхимия подарила нам семена, из которых она возродится вновь. Эти семена - алхимические символы, несущие в себе огромный духовный потенциал, который будет оценен по достоинству в новом тысячелетии.

Алхимические символы это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности, в которой нашли свое конкретное воплощение - прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том, что к истине надо прийти, ее не дано непосредственно "увидеть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение. Т.о. символ - это загадка (лабиринт), хотя в ней уже дан и ответ, НО весь парадокс в том что ответ не делает ее разгаданной. Истина для алхимика становится истиной лишь тогда, когда отыскивается им самим и выражается им же через символ, как нечто уникальное и неповторимое. Через символ алхимик проводит самообучение истинному пониманию Мира и своего места в нем...

 

Теория алхимического символизма


Многие говорят: - "Я хотел учиться, но здесь я нашел только безумие". Тем не менее, если они будут искать глубокую мудрость в другом месте, они возможно, не найдут ее.

(Ходжа Насредин)


Алхимия -процесс постепенного трансформирования соответствующий астрологическим конфигурациям. Система получения золота из свинца имеет сходство с очищением человеческого духа. Очищение ведет к созданию скрытых сверхъестественных возможностей.

Алхимическая теория.

Понимание алхимической символики без знания алхимической теории довольно сложный процесс, хотя при желании можно вывести всю теорию из самих символов, но это под силу далеко не каждому.

Первое что надо усвоить - это тог что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения. Второе, что это длительный процесс. И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книжки. По этому ниже даны лишь зерна истины, взрастить их и получить урожай можно только самому, и то, что вырастет (дерево или чахлый куст) зависит только от себя и никого более не считая конечно ... ибо истинное знание живо только через откровение.

Теория четырех элементов.


Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи . Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Все последующие теории:

Теория серы и ртути.

Теория серы ртути и соли.

и т.д. (перечислены две основные) лишь трансформируют количество и качество элементов. В первом случае до двух элементов во втором до трех, прибавляя по мере надобности еще и такие: квинтесенция, AZOT, и т.д.

Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится театрикс Пифагора. Театрикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек. В его основании находится четыре точки на вершине одна, ну а между ними соответственно две и три. Аналогия довольно проста:

Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса.


ОГОНЬ
СУХОЙ-ГОРЯЧИЙ
ВОЗДУХ
ГОРЯЧИЙ-ВЛАЖНЫЙ
ВОДА
ВЛАЖНАЯ-ХОЛОДНАЯ
ЗЕМЛЯ
СУХАЯ-ХОЛОДНАЯ

Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Графическое (знаковое) изображение четырех элементов:

Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух / то что без остатка исчезает из материи при обжиге.

Ртуть - душа / то что соединяет тело и дух

Соль - тело / то материальное что остается после обжига.

Две точки серно - ртутная теория. Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.

Одна точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

Один есть Все" - и все от него, и все в нем, а если он не содержит всего он - ничто.

Знак и символ.


Знак - изображение несущее конкретное значение.
Символ - изображение, имеющее более широкое значение, чем знак. Если у знака значение определено, то символ имеет множество зачастую противоречивых значений. Алхимические символы повторяют форму предметов или существ (как реальных, так и вымышленных - мифических).

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая - это то, что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ аллегоричен.

И третье наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Ниже приведен ряд правил для облегчения интерпретации алхимического символа. Однако следует учесть, что с их помощью можно преодолеть лишь первые две вышеперечисленные трудности (да и то частично). Насчет же третей, то ее преодоление зависит только от внутренней восприимчивости исследователя.

5 правил для анализа алхимического символа.

Правило №1

Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.

Правило №2

Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.

Правило №3

Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.

Правило №4

Выделить главную идею сюжета.

Правило №5

Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Пример:

Лев, пожирающий солнце.

1. Это символ сложный т.к. состоит из нескольких простых (лев и солнце).

2. Простые символы на которые можно разделить гравюру:

3. Основные: лев и солнце

Дополнительные: кровь, камень, фон..

4. Солнце находится с правой стороны лев с левой от зрителя и т.д.

5. Основной идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота).

Т.о. на этой гравюре изображен процесс растворения ртутью золота.

 

Глава №3.

Символика алхимических веществ.

Алхимики использовали в своей деятельности различные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ или знак. Однако надо учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и тоже вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем основным веществам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.

Первичная материя.

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. В качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества:

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Далее Первовещество - это не однородная субстанция оно (Первовещест) состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть. (Хотя кто его знает?.)

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Философская ртуть.

Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Тайный огонь.

Тайный огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество Философской ртути.

  

* Лев, пожирающий солнце.gif

(4.9 Кб, 235x227 - просмотрено 18583 раз.)

Последнее редактирование: 07 01 2012, 22:09:12 от Administrator

 

 

Ответ #1: 25 09 2009, 15:25:29 ( ссылка на этот ответ )

Алхимический символизм

(продолжение)

Символика алхимических веществ.

Алхимики использовали в своей деятельности различные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ или знак. Однако надо учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и тоже вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем основным веществам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.

Первичная материя.

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. В качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества:

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Далее Первовещество - это не однородная субстанция оно (Первовещест) состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть. (Хотя кто его знает?.)

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Философская ртуть.

Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Тайный огонь.

Тайный огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество Философской ртути.


Символика алхимических процессов.

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:

ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ

И ЛЕБЕДЕМ

 ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ

НА ДВЕ ЧАСТИ

НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ)

И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА

ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО,

ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИНАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Как видно из схемы существуют три основные этапа Делания: нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них...

 

7 алхимических правил.

(Вольный пересказ Альберта Великого)

1. МОЛЧАНИЕ нарушая его, ты подвергаеш опастности не только себя, ты подвергаеш опастности наше дело.

2. МЕСТО РАБОТЫ. Выбирай его тщательно.Выбирай его так, чтобы оно не бросалось в глаза и было для тебя удобным.

3. Начинай свое дело в СРОК и вовремя его заверши. Совсем не спеши не надо спешить, зачем нам спешить, но и не медли, медлят проигрывающие.

4. ТЕРПЕНИЕ, ничего не дается без терпения и усердия. C усердием начинай с усердием продолжай Дело. Желание отдохнуть - первый признак поражения.

5. Знай, свой предмет, знай свое дело, знай его символику. Совершенство требует знаний, незнание ведет за собой смерть.

6. Будь внимателен к материалам, используй только чистые вещества и процессы, дабы избежать загрязнения.

7. Не начинай Великого Делания не запасясь средствами и уверенностью. Без средств и уверенности ты только приблизишь себя к и без того неизбежной смерти, а это ли не поражение?

 

Заключение.

Да воздержится от суждений уверовавший в Алхимию как в знание о первичных свойствах природных минералов и металлов.. Да воздержится от суждений возносящий Алхимию в высшие сферы духовных наук. Но разумеющий, что Алхимия является лишь символом для иносказательного описания процесса "духовного постижения", - т.е. человек, воплотивший в себе и первовещество и очаг для выполнения Великого Делания, - да свершит на этом поприще все, что в его силах.

Клод д"Иже "Собрание алхимических философов"


Изумрудная Скрижаль.

Вот истина, совершенная истина и ничего кроме истины: внизу все такое же, как и вверху, вверху все такое же, как и внизу. Одного этого знания уже достаточно чтобы творить чудеса. И поскольку все вещи существуют в едином и проистекают из него, это Единое, которое есть первопричина, порождает все вещи в соответствии со своей природой.

Солнце его отец, Луна - его мать, Земля - Его кормилица и защитница, а ветер лелеет его в своем чреве. Единое есть Отец всех вещей, в нем заключена вечная Воля. Здесь на Земле Его сила и власть пребывают в безраздельном единстве.

Землю подобает отделить от огня, тонкое от грубого, но только осторожно и с большим терпением. Единое же возвышается с земли до небес и опускается с небес на землю. оно таит в себе силу вещей небесных и силу вещей земных. Через это Единое вся слава мира сего станет твоей, а все неведение покинет тебя.

Эта сила проникает в тайны и рассеивает неведение Ею был создан этот мир.

Именуют меня Гермес Трисмегист, что значит трижды мудрый. В словах моих содержится итог всей Cолнечной работы.

(Первый алхимик Гермес )

* алхимия.JPG

(44.51 Кб, 544x763 - просмотрено 2944 раз.)

Последнее редактирование: 07 01 2012, 22:09:43 от Administrator

 

 

Ответ #2: 15 09 2010, 06:31:44 ( ссылка на этот ответ )

Адам Мак Лейн
Символика животных в алхимической традиции

Алхимия, как я ее понимаю, - это духовная традиция, представляющая собой инструмент исследования нашего внутреннего пространства и тех пластов, что покрывают драгоценную сущность нашей сокровеннейшей души. Это путь, способ, практический метод изучения субстанции нашего бытия, посредством созерцания химического процесса. Алхимики трудились над своими ретортами, нагревая, прокаливая, сублимируя, дистиллируя субстанции, наблюдая все это время за трансформациями в своих экспериментах. Они использовали происходящее во время своих экспериментов как семенные образы для созерцаний, составляя визуальные мантры из изображений химических преобразований. Алхимики отражали и отображали эти внешние события в своем внутреннем мире. Они рассматривали процессы в своих колбах как взаимодействие и соединение духовного и материального. Дух возносился, отделяясь от вещества на дне их сосудов, и нисходил вновь, чтобы одухотворить материальное в эссенции или тинктуре. Когда алхимики воспроизводили эти эксперименты в своих душах, то проводили параллели с великой лабораторией Природы. Они рассматривали делание в своих сосудах как род микрокосма макрокосмической Природы. Живые энергии и существа Природы метафорически заключались в их сосуды, и они начали изображать алхимический процесс посредством символики животных. Например, черная жаба, была хорошим образом для кипящей черной массы вещества, вывариваемого в сосуде, в то время как, белый орел был прекрасным символом для описания белого пара или дыма, поднявшегося к горлышку сосуда от вещества, подогреваемого снизу.

Я хотел бы рассмотреть лишь некоторые наиболее важные из этих символов животного мира. Конечно, алхимики были индивидуалистами, кои работали в одиночестве, нежели, в составе братств или тайных орденов, но даже, несмотря на то, что их писания были результатами их личного опыта, метафоры животных вскоре превратились в универсальный язык. Ключевые алхимические манускрипты, зачастую украшенные прекрасными иллюстрациями были весьма широко распространены за сотни лет до изобретения книгопечатания. Работы наподобие Aurora Consurgens [1] (приписываемой Фоме Аквинскому), Buch der Heiligen Dreigaltigheit [2], трудов Раймонда Луллия, Роджера Бэкона, Арнольда из Вилла Нова есть во множестве коллекций манускриптов, относящихся к тому периоду, и с этим взаимообменом идей в Европейской Алхимической традиции появился вполне понятный набор метафор. Ясность и универсальность этого набора алхимических символов привели Карла Юнга к концепции коллективного бессознательного. Хотя алхимики занимались своим внутренним деланием индивидуально и самостоятельно, но, тем не менее, они находили в погружении в собственные глубины понятный и для других язык символов.

В центре этих представлений лежало видение алхимического процесса, осуществляющегося как цикл цветовых изменений, от первоначальной черноты до совершенства квинтэссенции. Алхимик представлял себе каждую стадию процесса возвещенной изменением цвета и встречей с соответствующим животным.

Черная стадия – Черная Ворона, Ворон, Жаба, Massa Confusa.
Белая стадия – Белый Лебедь, Белый Орел, скелет.
Зеленая стадия – Зеленый Лев.
Быстрые переливы радужных цветов – Павлиний Хвост.
Белый Камень – Единорог.
Красная стадия – Пеликан, кормящий птенцов собственной кровью, петух.
Окончательная трансмутация – Феникс, возрожденный из пламени.

Черная стадия, которая обычно означала начало делания, наступала либо при нагревании prima materia [3] в процессе Кальцинации [4] («сухой путь» алхимиков), либо при Путрефакции, быстрого гниения или вываривания в течение недель или месяцев (так называемый «влажный путь»). Черная Ворона или Ворон часто ассоциировались с Кальцинацией, ибо после сильного нагревания прокаленный материал обычно обуглен и расслоен и движется в сосуде подобно вороньим крыльям. Но лучшим символом Путрефакции была Жаба – разлагающаяся масса медленно пульсирует и изменяется, испуская газы, до тех пор, пока вещество не сгниет до черной массы. Другим символом этой стадии был дракон, привычный обитатель алхимических сосудов. Однако дракон – более комплексный символ и часто, изображаясь крылатым, использовался для обозначения одухотворения земной субстанции. Таким образом, дракон появлялся перед алхимиками в начале и в конце делания.

Параллельно алхимики переживали это в своих душах как уход во тьму собственного внутреннего пространства, тьму, чреватую некоей возможностью. У нас есть в значительной степени утерянное, но еще жившее в алхимиках Средневековья и Возрождения чувство, что эта тьма содержала все возможности. Словно дети мы страшимся тьмы, и для людей двадцатого века тьма зачастую содержит лишь экзистенциальный ужас - в последнее десятилетие философы от науки принесли нам этот ужасный образ «Черной Дыры», которая поглощает и аннигилирует все, что попадает в ее орбиту. Возможно, мы недостаточно пристально вглядываемся в черноту небес. Ведь если мы всмотримся в черноту космоса ясной ночью, то почувствуем множество звезд, спрятанных между известными видимыми звездами, особенно в громадных звездных скоплениях Млечного пути. Космическое пространство чревато возможностью иных миров, пока невидимых. Именно этот образ черноты мы должны попытаться обрести вновь, чтобы стать алхимиками. Эхо этого, быть может, еще живет в часто употребляемом выражении «глубокая тьма». В алхимии повстречать черную ворону – хороший знак. Так в Химической Свадьбе Кристиана Розенкрейца, когда наш герой отправился в свое странствие трансформации, он встретился с Вороной, которая по велению судьбы решила, какая из различных дорог, открытых ему, - та, что приведет его в Замок Короля.

Фаза временного появления белого цвета, которая следовала за черной стадией, символизировалась белым орлом или белым лебедем. Черная масса кальцинации после взаимодействия с другими субстанциями и нагревания покрывалась белой коркой или налетом, который порой поднимался и клубился в виде облака в горлышке сосуда, в то время как тепло производило нагретые пузыри газа, которые выходили из черной субстанции внизу . Это был Белый Орел сухого пути. При влажном способе, темная гниющая материя иногда начинала образовывать белые лоскуты, часто на поверхность всплывает белый грибок, или из массы вырастают белые кристаллы. Это может быть передано изображением Белого Лебедя, живущего на поверхности воды, но питающгося все же темной тиной со дна ручья или озера. Его белизна, контрастируя с тиной, которой он обычно питается, делала его прекрасным символом того, как духовная чистота может быть получена из не подающей никаких надежд первоматерии.

Белая стадия – это фаза, когда мы чувствуем или испытываем предвидение завершения работы. Переломный момент в завершающем периоде черной стадии - явление истоков предстоящего развертывания работы. Это та стадия катарсиса после некоего интенсивного переживания потрясающего испытания [5], когда мы мельком видим явление, правда фрагментарное, новой возможности – мерцающий свет в наших душах, что притягивает нас своим общением перемен. Все мы переживаем эти алхимические фазы в нашей внутренней жизни, однако ныне, окруженные образами двадцатого столетия, лишенными зачастую духовной сердцевины, мы часто не можем признать, что они имеют некую ценность, но, если мы способны использовать алхимический взгляд внутренней трансформации, в которой мы, вероятно, нуждаемся, чтобы придать форму и очертание нашему нынешнему сознанию, то мы сможем достичь внутреннего понимания и роста. Чернота для нас становится пространством возможностей, а мимолетное зрелище белизны – это показательный шаг на пути к цели, к интеграции духовного и материального в наших сущностях.

Таким образом, в алхимии эти две фазы настолько основательно связаны, что иногда орла и жабу изображают привязанными друг к другу. Орел духа удерживался земным весом жабы, тогда как земная часть нашего бытия (символ жабы) возвышалась к духу. Герметический философ Михаэль Майер включил этот символ в свой герб. Образ земного крылатого дракона порою использовался, чтобы выразить эту же самую идею. Если мы сможем почувствовать в наших душах нужду связать духовное и материальное, одухотворить материю и материализовать дух, мы подлинно осуществим развитие от черной стадии к белой.

В этой точке алхимики, как правило, часто сталкиваются с Павлиньим Хвостом, внезапным появлением цветных радужных переливов на поверхности вещества в сосуде, который приводил к мысли, что они достигли своей цели. Это могло быть результатом образования слоя масла на поверхности водянистой массы (влажный путь) или некоторых окислительно-восстановительных реакций, скажем, на поверхности расплавленного металла (сухой путь). Это было мимолетное зрелище смены цветов, которое указывало на то, что это был верный путь, и энергии, высвобожденные при изначальном явлении противоположностей, поглощались вновь. Это была середина процесса, которая могла быть ложно воспринята как его завершение. Многие имевшие это переживание в своей внутренней жизни зачастую неверно полагали, что они дошли финала делания и достигли внутренней трансформации и просветления. Их внутренне видение Павлиньего Хвоста, хотя и было, вероятно, прекрасным, являлось лишь усвоением полярностей черной и белой стадий. Далее они должны быть преобразованы в духовные тинктуры, если мы надеемся произвести какую-либо долговременную трансформацию в душе.

Не все алхимики использовали символику Павлиньего Хвоста, и иная стадия, часто имевшая место в этой точке цикла, была встречей с Зеленым Львом. Физически Зеленым Львом обычно именовался витриоль или серная кислота, получаемая путем дистилляции в сосуде зеленых кристаллов сульфата железа. Сульфат железа получался, когда богатая сульфидами железная руда выставлялась на воздухе для окисления - такой способ был наиболее доступен для средневековых алхимиков. Очень едкая серная кислота могла бы произвести основные химические преобразования во многих веществах, вплоть до растворения таких металлов как железо или медь. Зеленый Лев также мог бы быть азотной кислотой, получаемой путем нагревания селитры [6] и сульфата железа. Азотная кислота, будучи смешанной с кислотой, полученной из обычной соли, соляной кислотой, образует aqua regia [7], зеленоватого оттенка жидкость, которая могла бы растворить даже такой благородный металл как золото. Зеленый Лев, пожирающий солнце, известный в алхимии символ, изображенный во многих манускриптах и гравюрах, может быть понят, как aqua regia, растворяющая солнечное золото и образующая раствор, который легко мог бы придать металлу золотой оттенок.

Для тех же алхимиков, что работали главным образом с растительной материей и процессами, нежели имели дело с минералами, Зеленый Лев был образом зеленой грубой энергии природы, «зеленый запал, что управляет цветком», как элегантно выразил это в одной из своих поэм Томас Дилан. Здесь Зеленый Лев, пожирающий солнце, - это зеленый пигмент хлорофилл. Зеленая листва растений улавливала энергию солнечного света. Часто алхимики пытались воссоздать в своих колбах жизненный процесс и особые надежды возлагали на осадки и кристаллы, что напоминали по форме листву или растения. Здесь Зеленый Лев мог бы быть экстрактом растительного сока, который часто являлся первоматерией для их алхимического делания. Грифон, полулев и полуорел, иногда ассоциировался с завершением этой стадии. Орлиная природа Грифона давала этому гибридному существу способность подниматься в сосуде, как было отмечено выше, в известном смысле, спиритуализации Зеленого Льва.

В работе с минералами металлическая сурьма обозначалась как Серый Волк, так как, будучи расплавленной, она жадно поглощала многие другие металлы, такие как медь, олово и свинец, образуя сплавы. В этом смысле она вела себя подобно металлической ртути, которая также с легкостью амальгамировала с другими металлами. Серый Волк сурьмы стал особенно важен в алхимии с начала XVII века – ее целебные качества были популяризованы писаниями, вышедшими под именем Василия Валентина. Постепенно она стала аналогом для минерального делания Зеленого Льва растительной работы.

После появления Павлиньего Хвоста и Зеленого Льва алхимики надеялись на появление белой стадии прежде, чем появление красного цвета в их сосудах отметит новое соединение противоположностей, которые появились в начале в ходе черной и белой стадий и были усвоены.

Белая стадия была образованием белой тинктуры или камня и проистекала из следоваловавшего за кальцинацией или путрефакцией предшествующего временного появления белого цвета, с которым, однако, ее не должно путать - преступить к ней означало оказаться на более высоком уровне духовного достижения. Ее часто изображали как появление в сосуде королевы, облаченной в сияющие белые одежды. Белая тинктура обозначала процесс внутренних изменений, когда алхимик способен был ощутить и привести к целостной гармонии женский компонент души. В алхимии этот сексуальный элемент часто подчеркивался. Rosarium Philosophorum , ключевая работа середины XVI века демонстрирует соединение мужского и женского в качестве центрального аспекта процесса. Прискорбно, что некоторые комментаторы XX века задумали связать этот символизм с практикой так называемой «сексуальной магией», в которой человек стремится использовать сексуальный акт в качестве основы для магической практики. Алхимические манускрипты и книги, кажется, никоим образом не поддерживают подобное толкование. Для алхимиков соединение в сосуде мужского и женского было символом для обозначения аспекта нашего внутреннего бытия, связанного воедино. Они рассматривали минералы, растения и животных как в какой-то степени мужские и женские сущности и проецировали их трансформации в свой внутренний космос, чтобы исследовать свои собственные мужские и женские начала. Например, кислоты, которые могли бы растворять и разжижать руды металлов, рассматривались как мужские. Субстанции представляли женственность, когда они соединялись с силами роста и питания процессов в сосудах, и происходило слияние субстанций воедино в новом союзе. Металлическая Ртуть рассматривалась как гермафродит, так как она и растворяла и образовывала амальгаму с другими металлами.

Белый камень порой символизировался Единорогом, отчасти из-за белого цвета его рога, но также потому, что Единорог мог бы быть приручен прикосновением лишь чистой женщины. Таким образом, Белую Тинктуру можно ощутить, лишь очистив женственные силы внутри нашего существа.

Красная стадия или образование Красного Камня изображалось символом Пеликана. В средние века эту белую птицы с длинным, до груди клювом ошибочно представляли кормящей своих птенцов собственной кровью. В действительности же происходило следующее: птица отрыгивала пищу, пойманную ранее, а птенцы ели эту измельченную рыбу, кусочки которой попадали на грудь пеликана, из-за чего она выглядела кровоточащей. Этот миф о жертвоприношении Пеликана, кормящего птенцов собственной кровью, был гораздо более могущественном, чем прозаическая реальность, и в течение средних веков Пеликан стал символом для Христа, пожертвовавшего собственной кровью. Алхимики также взяли этот символ на вооружение и с легкостью включили его в свой символический зверинец.

Красная стадия отмечала образование Красной Тинктуры, которая преобразовывала мужские силы души, облагораживала их, и приводила их в новую гармонию, и часто символизировалось явлением в сосуде Красного Короля. В нашем внутреннем делании, мы овладеваем красной тинктурой, когда справляемся с задачей трансформации в более созидательную силу грубых энергий мужского компонента нашей души, изображаемыми порой алхимиками в образе рыцаря, размахивающего мечом.

Тинктуры в алхимии также связаны с субстанциями Мессы, красным вином и белой облаткой, кровью и плотью Христа. Отправление Таинств рассматривалось как спиритуализация душ их участников. В алхимическом языке эти белый и красный камни или тинктуры служили в точности тем же целям, хотя алхимики достигали их своей собственными усилиями по трансформации без посредничества священника. Здесь алхимия напрямую связывается с историями о Граале, которые задействуют схожие параллели между Граалем и Таинствами. Иногда красная тинктура символизировалась рогатым оленем. Олень рассматривался как благородное мужественное животное. Поэтому он связывался с Единорогом как символом белой или женской тинктуры. На некоторых алхимических рисунках, таких, как например, в Книге Ламбспринга, работе конца XVI века встреча Оленя и Единорога в лесу души изображается как часть процесса трансформации.

Финальная стадия делания часто символизировалась Фениксом, восстающим из пламени. Это отсылка к греческому мифу о птице Феникс, которая обновляет себя каждые 500 лет, принося себя в жертву на огне [8]. Таким образом, это род воскрешения, параллельный символу Христа, восставшего из могилы. На языке внутреннего опыта это означает возрождение в тигле трансформации. Алхимики, медитируя над теми процессами, что происходили в их сосудах, ввергали себя в море странных переживаний и, трудясь так в своих медитациях, стремясь понять внутренние параллели и смысл каждой стадии процесса, к которому они приступили – в каком-то смысле переживали внутреннюю смерть и воскрешение в устремлении к Философскому Камню. Этот камень фактически ощущался как образование островка стабильности в меняющемся море их внутреннего мира. Найдя однажды в душе этот островок стабильности, алхимики могли направить свою жизнь на путь созидания, они могли выстроить здание своей личности на твердом основании или земле своего внутреннего опыта.

Символом камня был Уроборос, змея, кусающая собственный хвост. Приступая к деланию, мы все довольно бесформенны (« Massa Confusa » или бесформенная масса – вот хороший образ) и отданы на милость колебаниям противоположностей в душе, психических энергий, что постоянно изменяются от одного полюса к другому, от наслаждения к отчаянию, от всеохватной уверенности до глубокой меланхолии и негативных установок, от света к тьме, от энергии к инерции. Для нашего сознания естественно следовать циклу пробуждения и сна, отражая цикл дня и ночи, цикл времен года. Эта двойственность отражается во многих наших внутренних переживаниях. Змея часто использовалась как символ двойственности – ее длинное вытянутое туловище отделяет полюсы головы и хвоста. Иногда вместо змеи в данном случае использовалась фигура крылатого дракона, чтобы завершить драконий цикл, начатый в начале делания. Когда змея или дракон схватили свой хвост, они объединили противоположности в цикле - для алхимиков символ достижения твердости среди дуалистических энергий душевных сил. Создание Философского Камня – это образование твердой внутренней почвы, на которой алхимические философы могли бы возвести здание своей личности, и переживание полной потенциальности человеческого бытия.

Так алхимики могли бы совершать цикл своих трансформаций, похожий на путешествие, в котором они встречались с архетипическими образами животных. Этапы этого путешествия соотносились с опытами в их сосудах, а детальные изображения процессов изменения соединялись с архетипами животных соответствующей стадии в схождные с м...лами картинами, которые они использовали как основу для своих медитаций.

[1] Восходящая заря (лат.) – Прим. пер.

[2] Книга Святой Троицы (нем.) – Прим. пер.

[3] Первоматерия (лат.) – Прим. пер.

[4] Прокаливание – Прим. пер.

[5] Слово crucible , которое употребляет МакЛейн означает в английском языке также и тигель – Прим. пер.

[6] В оригинале МакЛейн использут два слова, обозначающие селитру: saltpeter и nitre . – Прим. пер.

[7] Царская водка. – Прим. пер.

[8] МакЛейн использует древнегреческий термин pyre , который в данном случае несет особую символическую нагрузку, отсылающую к архетипическим индогерманским представлениям об очищающей функции огня. Так, Pyre играет важную роль в космогонической доктрине пифагорейцев. В конце каждого мирового цикла его пламя призвано очищать землю от накопившейся скверны, чтобы новый цикл начался как бы с чистого листа. Это всесожжение получило название экпюрозис. Схожие параллели можно найти и в скандинавской мифологии. В Старшей Эдде Гибель Богов и мира, Рагнарёк описывается именно как гибель в огне. Однако после него бытие возрождается вновь. А важнейшим девизом европейской герметической традиции была фраза: Igne Natura Renovatur Integra – огнем обновляется мир. – Прим. пер.

© Adam McLean
© Перевод: Д.Б.Зеленцов

* alchemy..gif

(164.83 Кб, 422x432 - просмотрено 2763 раз.)

 

 

Ответ #3: 15 09 2010, 06:33:51 ( ссылка на этот ответ )

Адам Мак Лейн
Алхимический сосуд как символ души

Как исследователи герметической традиции мы все осознаем, что алхимическая работа происходит на множестве различных уровней - физическая работа с субстанциями, переживание эфирных сил и манипуляция ими, внутренняя работа над душой и, так же, духовные и планетарно-космические аспекты алхимии. Эти различные аспекты работы проникают друг в друга и перекрывают друг друга. Следовательно, если мы желаем иметь какой-либо успех в алхимии, мы должны практиковать эти различные аспекты параллельно, соединяя внутреннее развитие с опытом внешней работы. Один из символов, принадлежащих ко всем этим разнообразным областям работы - алхимический сосуд. В этой статье я намерен объяснить способы, которыми мы можем использовать этот символ в нашей внутренней практике.

Традиция внутреннего развития в алхимии осуществляется через отражение трансформаций и процессов алхимии внутри человеческой души. Как и в любой эзотерической практике, эта интернализация алхимических операций может порождать тревожащие нас конфигурации в могущественных психических энергиях, которые мы вызываем через внутреннюю работу, пока мы не найдем определенный смысл в том, что обладаем этими энергиями. В традиции ритуальной церемониальной магии операторы обычно используют открывающие и закрывающие ритуалы, которые действуют как структуры, предназначенные для того, чтобы вмещать и безопасно рассеивать энергии, которые возбуждаются в результате их работы. Сходным образом, во многих традициях медитации открывающие и закрывающие упражнения (иногда основанные на ритмах дыхания) помогают связать и воссоединить медитаторов с их обычным состоянием сознания, чтобы не оставить их потом диссоциированными и зависшими где-то между внутренними и внешними мирами. В нашей внутренней работе с алхимическими процессами мы найдем символ алхимического сосуда, бесценного средства для того, чтобы вместить внутренние энергии и позволить им проявляться в нас контролируемым и позитивным образом. Таким образом, алхимический сосуд может быть защищающим внутренним символом, подобно кругу в церемониальной магии или астральному храму в работе эзотерической ложи или дыхательному упражнению в традиции медитации.

Энергии, призываемые через работу с алхимическими процессами, как я сказал , могут быть могущественными и разрушительными силами в псюхе, и непосредственная внутренняя встреча с этими трансформирующими энергиями не может быть осуществлена мгновенно. Только через длительную и повторяющуюся внутреннюю работу мы приходим к непосредственному переживанию этих энергий в их первичной и наиболее фундаментальной форме. Первоначальная встреча обычно быстропреходяща и связана с эмоциональными потоками. Только если мы имеем терпение алхимиков без устали повторяющих внутренние эксперименты, склонившихся на своей внутренней колбой, мы сможем достичь хотя бы проблеска цели алхимической трансмутации. Следовательно, важно, чтобы мы поняли природу алхимического сосуда и через это получили некоторые указания относительно его использования во внутренней работе.

Мы должны понять, что символы - это действительно конфигурации энергии. В экзотерическом смысле они являются таковыми, так как каждый символ, содержащийся в нашем сознании, проявляется как электрохимический узел в сети нейронов нашего мозга. Однако, эзотерически, на наиболее глубоком уровне, символ - это конфигурация эфирной энергии, лежащей в основе своих многоразличных форм. Когда мы медитируем на символ мы обнаружим процесс образования и проявления ее разнообразных форм, и через это мы сможем постичь, что истинная природа символа - это конфигурация энергии.

Существует много разнообразных форм сосуда, описанных и изображенных в алхимической литературе и эмблематических гравюрах. Имеет место видимая множественность форм реторт, пеликанов, водных бань, алембиков, тыквообразных сосудов, перегонных кубов и т.д. Однако, во внутренней работе, мы обнаружим, что все эти разнообразные внешние проявления аппаратов сводятся к трем архетипическим формам, которые мы можем назвать ТИГЕЛЬ, РЕТОРТА и ПЕРЕГОННЫЙ аппарат.

Тигель - это в сущности своей открытый сосуд, чаша, ступка или котел, открытый внешнему миру и способный вмещать материал. Субстанции и энергетические конфигурации могут быть помещены в тигель и подвергнуты воздействию некоторого агента, а некоторая часть этой субстанции может быть также извлечена или удалена и, таким образом, осуществлен определенный вид очищения. Этот процесс часто изображается как происходящий под действием жара. Во внешних терминах, руда помещается в тигель, который затем нагревается, металлические формы извлекаются из руды и различные загрязнения уходят в воздух, или шлак удаляется лопаткой с поверхности металла. Таким образом, первичная субстанция, руда, трансформируется в новый чистый металл. Однако, сущность этого типа сосуда и осуществляемых в нем внутренних операций заключается в том, что он открыт. Трансформация может происходить благодаря тому, что определенные энергии (или загрязнения) имеют возможность выйти из него или рассеяться. Нагревание не является существенным для данного архетипического алхимического процесса. Воздействие кислотой на соль дабы произвести бурное выделение или высвобождение газа - это другой внешний пример этого процесса, так же как и медленное осаждение или кристаллизация твердого тела из материнской жидкости.

Когда мы интернализируем тигель в нашей душе мы рисуем сосуд в нутри нашего существа, который открыт, позволяя загрязнениям или нежелательным продуктам делания выйти вовне или рассеяться, а также субстанциям и силам из вселенского духовного войти. В этом смысле тигель в нашей душе - это чаша, нижняя часть которого вмещает и удерживает субстанцию или констелляцию сил, в то время как ее верхняя часть открыта для вселенских духовных влияний. Нежелательным энергиям может быть позволено безопасно покинуть наш тигель и раствориться в универсальном потоке, и в другом направлении энергии могут быть собраны из духовной сферы и им позволено спуститься на в нижнюю часть нашего внутреннего сосуда.

Этот процесс может протекать мягко и медленно или, в качестве альтернативы, мы можем подогреть наш внутренний сосуд через выработку мощных потоков эмоциональной энергии, которые подталкивают и ускоряют прохождение некоторой трансформации. Итак, когда мы станем опытны в использовании этих техник, мы сможем с легкостью сознательно вызывать обе эти фазы, активную огненную фазу и мягкое охлаждение, осаждение и кристаллизацию, и в отдельных случаях они могут быть использованы попеременно, чтобы создать полярность во внутреннем переживании, что чрезвычайно помогает деланию придти к некоторому завершению.

Таким образом, мы обычно выполняем такие практики, помещая некоторую конфигурацию символической энергии в наш внутренний тигель, открывая себя затем той внутренней трансформации, которая предполагается в данной практике - кальцинации, очищению, кристаллизации, растворению и т.д. Я надеюсь написать подробно о внутренней природе этих алхимических процессов в одном из следующих выпусков этого Журнала.

Реторта в этом архетипическом случае - это запечатанная колба. В этом внутреннем делании мы изображаем нашу душу как полностью запечатанную как от внешнего мира так и от вселенской области духовного. Когда мы выполняем эту практику мы должны иметь все необходимое нам внутри этой сферы нашей внутренней реторты, и для продолжения этой работы мы полностью самодостаточны и полагаемся на внутреннее изменение, которое имеет место в компонентах или силах находящихся внутри нас в данное время. Мы работаем, что вызвать трансформацию в этих внутренних конфигурациях без помощи внешних сил. Следовательно, очень важно, чтобы мы выполняли таки внутренние практики с позитивным настроем с надеждой на некоторый удовлетворяющий результат, приготовив себя и поместив в нашей внутренней реторте все те энергии и символы, которые необходимы для данного процесса. Таким образом, выполнение этой практики требует некоторой степени подготовленности.

Практика реторты особенно подходит для работы направленной на внутренний синтез противоположностей. Мы помещаем противоположные конфигурации энергии, заключенные, например, в некотором специфическом наборе символов, в в нашу внутреннюю колбу, запечатываем ее, и позволяем им полностью проявиться, проникнуть друг в друга и придти к новому синтезу. Наиболее распространенный символ этого процесса в алхимических текстах - мужчина и женщина в колбе, соединяющиеся и дающие рождение ребенку. Итак, очевидно, что силы, с которыми мы работаем через эту практику - это наши мужественные и женственные компоненты. Помещая эти конфигурации символических энергий в нашу внутреннюю реторту и воспроизводя способ, которым они проявляются и резонируют внутри нас, мы можем осуществить встречу с этими психическими компонентами позитивным образом. Другие противоположности, с которыми мы можем постараться работать - наше логическое мышление и эмоциональные интуитивные компоненты, или тело и дух, или наше благоговение перед духовным светом и наш страх перед глубокой тьмой материи, или процесс жизни и смерти, роста и упадка.

Мы должны стремится пережить реторту как утробу или матрицу, в которой процесс вынашивания и нового рождения возникающего из первичных компонентов может безопасно происходить внутри нас. Если мы будем работать с этой практикой реторты в течении некоторого периода времени, мы начнем ощущать всю важность этого пространства в наших душах, и ценность его в качестве творческого внутреннего места для делания. Алхимические процессы, которые происходят в этой реторте, обычно включают встречу противоположностей, таких как Разделение и Соединение, или Растворение и Сгущение. Иногда мы обнаруживаем, что наша внутренняя реторта стала черной и, по видимости, ничего не происходит в течении длительного периода, однако, если мы проявим терпение мы сможем наблюдать происходящие время от времени изменения - сначала только в виде проблесков - которые после некоторого количества повторений этой практики могут дать рождение некоторому новому внутреннему опыту. В другое время реторта будет полна движения и радужной игры цветов и различных изменяющихся форм, и тогда мы должны будем подождать, пока в формирующихся конфигурациях возникнет некоторая твердая и субстанциальная основа, на которой сможет произрастать наш внутренний опыт. Символ или конфигурация энергии, часто переживаемая на этой стадии - дерево или цветущее растение в пространстве внутренней реторты. Другая символическая структура - взлетающая и опускающаяся в нашем внутреннем мире птица.

Последний внутренний сосуд из тех, которые я хочу обсудить - перегонный аппарат. Когда мы пытаемся пережить наш внутренний мир через этот символ, у нас возникает ощущение внутреннего процесса извлечения некоторой сущности, очищения и собирания ее внутри нашего существа, таким образом, что она становится источником, к которому мы можем прикоснуться по своему желанию. Эта алхимическая операция в некотором отношении соответствует в нашем повседневном внешнем сознании пути, которым приходит ощущение, что достижение понимания некоторого аспекта нашего мира может полностью трансформировать способ нашего взаимодействия с ним. Например, наша начальная реакция на новый вид технологии или на необычную задачу - недоверие и беспокойство, связанное с трудностями, которые мы проецируем на это устройство или задачу. Если мы, в конце концов, поймем как это устройство работает или построим схему действий, необходимых для достижения поставленной цели, тогда наш способ использования устройства или решения задачи полностью трансформируются.

Аналогичные процессы происходят в отношении нашей внутренней жизни через практику внутренней дистилляции, хотя это осуществляется на более тонком плане. Здесь мы берем некоторое наше отдельное позитивное качество, такое как способность к творчеству, или нашу отзывчивость, или нашу способность мыслить глубоко и ясно, и мы находим какой-либо символ, который схватывает (или, хотя бы, охватывает) сущность этого качества. Мы затем помещаем их в наш внутренний Перегонный аппарат, и в нашей медитации позволяем этим символическим конфигурациям течь вместе. В некоторой точке нашей внутренней работы, мы начнем ощущать, как некоторая сущность в ходе данного процесса начинает выделяться и отделяться от специфических символов и ощущений, связанных с этим качеством. Если мы будем содействовать этому процессу, мы можем получить внутренний опыт подъема этой сущности и позволить ей собраться в верхней части нашей души. Тогда она становится Тинктурой.

Если, например, мы выбрали способность к творчеству для работы над ней в ходе данной практики, мы помещаем в наш внутренний перегонный аппарат наше понимание источника нашей способности к творчеству, образы предыдущих произведений нашего творчества или тех, над которыми мы сейчас работаем, воспоминания об эмоциональных потоках, связанных с нашим творческим опытом, более универсальные символы творчества и так далее. В ходе медитативной работы над этими элементами, которая потребует много сессий для достижения результата, мы призываем весь этот материал в наш внутренний перегонный аппарат и внимательно наблюдаем за процессами и изменениями, которые в нем происходят. Например, в один из моментов мы будем ощущать "взаимопереход противоположностей" различных символов. Мы можем, например, первоначально думать, что наши творческие импульсы полностью лежат в сфере поиска некоторой идеальной формы, и ощущение этого идеального образа переходит (неожиданно взаимопревращаясь) в свой антитезис, некоторую уродливую бесформенность, или цикл метаморфоз, производя в нас тревожащие конфигурации. Это стадия будет постепенно разрешаться и мы обнаружим некоторый символ или ощущение-восприятие, которое схватывает сущность нашей творческой способности (или чего-то другого, что мы выбрали для работы с ним) возникающий из медитативного материала. Если мы взращиваем и поддерживаем эту сущность, то мы сможем позволить ей расти в нашей душе, и мы будем чувствовать ее пребывающей в нашем внутреннем мире в виде тинктуры. Если эта тинктура будет постоянно находиться в нашем существе, то мы затем сможем пользоваться ей по своему желанию. То, что мы найдем затем - это та часть наших внутренних сил, аккумулировавшая эхо всей медитативной работы, которую мы проделали к этому времени, и мы сможем связаться с этим резервуаром, когда пожелаем. Так в случае способности к творчеству, если мы обладаем этой внутренней тинктурой, то, когда возникают трудности или препятствия в работе над некоторым произведением нашего творчества, мы обнаружим, что призывание внутренней тинктуры этого опыта будет приводить нас в глубокое соприкосновение с основой нашей творческой способности и может сделать нас способными решить стоящую перед нами проблему.

Конечно, эти практики никогда не могут быть полностью завершены, так же как и мы сами изменяемся все время в ответ на текущие переживания, но работа с нашим внутренним перегонным аппаратом будет ценна тем, что приведет нас в соприкосновение с источником наших положительных качеств. В алхимических терминах процессы, связанные с перегонным аппаратом включают в себя Дистилляцию, Возгонку, Фиксацию, Проекцию, Умножение, извлечение Квинтэссенции и т.д.

Я надеюсь, что эти рекомендации смогут помочь нам увидеть, как философия и символизм древних алхимиков могут быть эффективно использованы и сегодня, как и витальная жизненная энергия для внутренней духовной трансформации наших душ. "открытый секрет" алхимии заключается в том, что мы должны, как алхимики прошлого, перживать наш внутренний мир как алхимический сосуд. Тогда наша внутренняя жизнь будет окрашена и трансформирована с новым богатством духовного опыта.

© Adam McLean
© Перевод: А.В. Арапов

* Алхимический сосуд как символ души.jpg

(32.67 Кб, 348x513 - просмотрено 2540 раз.)

 

 

Ответ #4: 29 11 2011, 18:41:22 ( ссылка на этот ответ )

Символика птиц в алхимии

В алхимических текстах нам встречается озадачивающее, на первый взгляд, многообразие животных символов — красных львов, белых орлов, оленей, единорогов, крылатых драконов и змей.
Хотя, на первый взгляд, вся эта сложная масса символов представляется отчасти вымученной и перепутанной, между такими символами (которые алхимики древности определенным образом использовали для отображения эзотерической подоплеки) существует внутренняя связь.
Рассмотрим весьма тесно взаимосвязанную группу именно таких животных символов, а конкретно алхимических птиц:

1.Черного Ворона
2.Белого Лебедя
3.Павлина
4.Пеликана
5.Феникса

Являющихся описательными для определенных стадий алхимического процесса.
Конечно, было бы неверным предполагать, что у этих символов существуют жесткие фиксированные смыслы. Алхимики всегда смешивали используемые образы, т.ч. стоит обращаться ко всему контексту, к той основе, на которой они располагаются; однако, если птицы возникают в указанной последовательности, можно быть почти уверенным, что вполне применимо нижеследующее объяснение.

Но сначала рассмотрим символы в целом. Что алхимики хотели символизировать посредством птиц?
Основное качество птиц в том, что они, обитая в стихии воздуха, являются посредниками между земной реальностью и небесным миром. Алхимик, наблюдая за полетом птиц, узнавал в них картину человеческой души, проходящей духовное развитие. Душу, устремляющуюся вверх, летящую независимо от ограничений привязанного к земле тела в поисках небесного света, нуждающуюся, однако, в возвращении в земное сознание по завершении медитации, алхимик символизировал птицей. Таким образом, алхимические символы птиц отражают внутренний опыт алхимии души — парение души, свободной от физических чувств и ограничений тела, привязанного к земле.
Душа в созерцательных практиках алхимии души соприкасается с духовным миром и снова возвращается оттуда, привнося нечто во внешнюю жизнь.
Птицы, как символы посредничества между физическим и духовным мирами, отражают определенные архетипические процессы, с которыми душа сталкивается в своем развитии в рамках алхимического процесса.

Все эти символы использовались двояко.
Во-первых — в качестве описания в тексте одного из аспектов процесса. Так, алхимик мог обозначить некий процесс, как стадию Пеликана, и описать ее определенные грани, используя, возможно, иные символы.
Во-вторых, данные символы птиц могли быть использованы в качестве предмета для созерцания и, посредством внутреннего выстраивания такого символа, становилась возможной душевная связь с сущностным опытом определенной стадии процесса алхимии души.

Остановимся на этом более детально. Рассмотрим символы в следующей, встречающейся в различных источниках, последовательности: Черный Ворон — Белый Лебедь — Павлин — Пеликан — Феникс — т.к. такая цепочка соответствует развитию внутреннего опыта, вмещающего прогрессивно углубляющееся взаимодействие с внутренним духовным измерением нашего существа.

Черный Ворон в духовной алхимии является началом Великого Делания. Он указывает на начальные стадии встречи алхимика со своим внутренним космосом, посредством удаления от внешнего мира чувств при помощи медитации и вхождения в то, что первоначально является черным внутренним миром души. Поэтому такая стадия в алхимических текстах описывается также как почернение, опыт Nigredo, и часто изображается как процесс смерти — в форме caput mortuum, головы смерти, или, как видно из некоторых алхимических изображений, в виде алхимика, умирающего внутри колбы. Таким образом, в символе Черного Ворона мы встречаемся с сознательным выходом из мира физических чувств — ограничений, привязывающих нас к физическому телу.

Белый Лебедь Следующая стадия часто представлена символом Белого Лебедя. Теперь алхимик начинает проживать опыт внутреннего мира, как наполненность светом — опыт первоначальной внутренней яркости, которую зачастую ошибочно принимают за истинное озарение. Это всего лишь первое сознательное соприкосновение с тонким миром, и по сравнению с опытом физических чувств — опыт настолько всепоглощающий, что изображается в виде яркого белого света.
Такое состояние известно алхимической традиции; в ней эта стадия символизируется Белым Лебедем. Лебедь — птица, которую редко можно увидеть летящей, но чаще — плывущей по озеру или реке, изящно скользящей по водной глади, а говоря в духовных терминах — по поверхности души, тонкой оболочке между собственно душой и физическим миром.

Павлин. На стадии Павлина алхимик приступает к внутреннему опыту астрального мира, который первоначально представлен как постоянно меняющиеся цветные узоры. Такой опыт в алхимии часто символизируется соответствующим изображением хвоста павлина с его роскошной переливчатостью цветов. В терминах последовательности из пяти стадий, кульминация достигается именно на стадии Павлина.
К этому моменту алхимик обретает знание о неизвестных ему доселе сторонах своего бытия — тонких силах и астральном теле. В сущности, эти опыты произошли именно с ним, хотя он должен был открыться такому опыту, приступая к изначальной стадии Черного Ворона, тем не менее, чтобы идти в изначальную стадию Черного Ворона, тем не менее, чтобы продвинуться дальше он должен начать работать над своим внутренним существом.

Пеликан. Столь активная работа с силами души прекрасно символизируется Пеликаном. Пеликан представлен пронзающим свою грудь клювом и кормящим птенцов собственной кровью. Алхимик должен войти в некотором роде жертвенные отношения со своей внутренней сущностью. Собственными душевными силами он должен вскармливать развивающийся внутри него духовный эмбрион. Любой, кто идет по пути подлинного духовного развития, прекрасно осведомлен о таком опыте.
Образ самого себя должен быть изменен, трансформирован, принесен в жертву развитию духовного "Я". Это практически неизменный глубоко болезненный опыт, проверяющий внутренние ресурсы человека. Из этого, в конечном счете, появляется духовное "Я", преображенное опытом Пеликана.
Пеликан в духовном смысле являлся полноценным образом пути Христа и использовался в качестве такового первыми алхимиками.

Феникс. Феникс завершает процесс развития души. Птица Феникс строит себе гнездо (которое в то же время является погребальным костром) а затем, поджигая его, сжигает и себя. Но из пепла Феникс восстает преображенным.
Здесь мы сталкиваемся с алхимическим опытом одухотворения — Алхимик трансформировал свою сущность в такой степени, что уже не зависит от физического тела, как основы своего существа.
Теперь он находится перед несомненностью духовного — в этом смысле, он обрел Философский Камень, Духовный стержень своего существа.

* simvolika-ptic-v-alhimii.jpg

(14.03 Кб, 200x244 - просмотрено 15597 раз.)

Последнее редактирование: 14 12 2011, 00:09:01 от Administrator

 

 

Страниц: 1 2 | ВверхПечать