Максимум Online сегодня: 622 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358651 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 28 04 2024, 07:58:14

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 | Вниз

Ответ #5: 12 09 2010, 16:40:16 ( ссылка на этот ответ )

УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ -"самая странная улыбка в мире"

Улыбка Джоконды - это одна из наиболее известных и наименее разгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины "Джоконда (Мона Лиза)" носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном - взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего - объяснения пока нет.

ЗНАМЕНИТАЯ «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица. Замечено, что в зависимости от освещения и угла зрения оно выражает абсолютно разные настроения – от легчайшего намека на улыбку до недоброй усмешки. Этой картине размером 77 х 53 см посвящены сотни книг, тысячи статей, фильмы, спектакли… А тайна все равно остается. Тайна, имя которой – улыбка.
...Леонардо первым изобрел многие достижения цивилизации, осуществить которые удалось лишь через много лет после его смерти. Ему принадлежат первые чертежи воздушно-летательного аппарата, движущихся механизмов, сложная система подачи воды и канализации и многое-многое другое. Великий ученый и в жизни говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, писал левой рукой справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. Он не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки - взлетающую птицу (По ней его произведения неожиданно обнаруживаются через века).
Кроме многочисленных загадок и ребусов, Леонардо создал гениальный и невероятно загадочный портрет. Зрители, глядя на него, по-разному воспринимают чувства изображенной женщины, и реагируют на картину так, как если бы это был не портрет, а живой человек. Ее боготворят и ненавидят. Есть среди ее почитателей те, кто часами сидит напротив портрета, не отрывая от ее лица глаз. Некоторые, увидев портрет, впадают в истерику, начинают плакать или смеяться, некоторые принимаются сочинять ей страстные письма любви. Трое из поклонников Джоконды покончили счеты с жизнью, причем один из них застрелился прямо напротив картины. А боливиец Уго Унгаза Виллегас, задетый ее улыбкой за живое, запустил в портрет камнем и повредил левый локоть красавицы...
Судьба прославленного шедевра Леонардо да Винчи – исключительна во всей истории мирового искусства. В настоящее время это, пожалуй, самое знаменитое живописное произведение на Земле. Некоторые люди приравнивают «Джоконду» к иконе, и не случайно - картина написана на дереве и имеет размер иконы
Невиданную популярность «Джоконда» приобрела благодаря загадочности, даже мистичности выражения лица красивой женщины. Она спокойна и задумчива, в ее взгляде сквозит и легкая насмешка, и пронизывающая холодность. Мало соответствует взгляду едва заметная улыбка, притаившаяся в уголках губ. Позади Мона Лизы – изумительный пейзаж, безлюдный, умиротворенный.
Кто изображен на портрете, и портрет ли это – неизвестно. Нет у изображения и авторского названия - "Джокондой" шедевр стал лишь в 1625 году, а до этого сто лет никто не слышал ни о какой Моне Лизе, шедевр именовался портретом «придворной дамы в прозрачном покрывале». Если это портрет, написанный на заказ, то почему картина до конца жизни Леонардо находилась у художника, а не была передана заказчику? ...Ни один другой портрет Леонардо не писал так тщательно и долго - так долго вообще не пишут на заказ. А если это не портрет конкретной женщины, то чей же образ мастер так мучительно искал, изучая древнейшие фрески в Римских катакомбах?


КТО ОНА?: ВЕРСИИ

Строго говоря, назвать этот портрет «Джоконда», «Мона Лиза» или ещё как-нибудь, нельзя, так как до настоящего времени не известно, кто же изображён на картине и споры идут постоянно, не приводя к какому-либо результату. Многочисленные статьи об истории создания и о том, кто на ней изображён, не дают точного и однозначного ответа.
Наиболее распространена версия, что на портрете - флорентийская аристократка, в миру Лиза Герардини. Она родилась на улице Маджио в 1479 году, в 1495 году в 16 лет вышла замуж за богатого купца, стала матерью пятерых собственных детей и одного приемного ребенка, умерла в возрасте 63 лет. Лиза Герардини была второй женой богатого торговца шелком Франческо Дель Джокондо, который и заказал портрет супруги Леонардо. Их семья и Леонардо да Винчи были соседями: жили в домах, расположенных на одной улице Гибеллина напротив друг друга. Умерла Лиза 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет и была похоронена во Флоренции на кладбище монастыря Святой Урсулы, в котором она, пережив смерть супруга и будучи тяжело больной, провела последние годы жизни.
По крайней мере, так утверждает итальянский ученый-искусствовед Джузеппе Палланти. В архиве по этому поводу сказано: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись в течение четырёх лет, оставил его незавершенным. Во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, которые удаляли от нее меланхолию и поддерживали веселость. Потому улыбка ее столь приятна».
Это единственное свидетельство о том, как создавалась картина, принадлежит современнику да Винчи, художнику и писателю Джорджо Вазари (правда, ему было всего восемь лет, когда умер Леонардо). На основании его слов несколько веков женский портрет, над которым мастер трудился в 1503-1506 годах, считался изображением 25-летней Лизы – жены Франческо дель Джокондо. Так написал Вазари – и все поверили. Но весьма вероятностно, это ошибка, и на знаменитом портрете - совсем другая женщина.
Сомнения в том, что на картине изображена Джоконда, высказал еще в 1914 году французский исследователь Андре Шарль Копнье. В 1925 году итальянец Адольфо Вентура, который назвал свидетельство Вазари «плетеньем фантазий способного новеллиста».
В это время и появилось предположение, что художнику позировала герцогиня Констанция д`Авалос. – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо.
Затем на роль леонардовской модели стали выдвигать разных женщин – Изабеллу Гуаландо, Изабеллу д`Эсте, Филиберту Савойскую.
Немецкий историк искусств Майке Войт-Луэрссен, выпустившая в результате 17-летних исследований книгу «Кто такая Мона Лиза?», утверждала, что на картине изображена Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, представительница одной из могущественных семей Италии того времени, красавица, которая якобы была возлюбленной художника и даже тайно обвенчалась с ним.
А три года назад 56-летняя искусствовед из Германии Магдалена Зест заявила, что разгадала одну из тайн картины: по ее мнению, в основе знаменитого портрета лежит образ молодой авантюристки, известной по имени Катерина Сфорца, чей портрет за 15 лет до портрета Леонардо написал другой итальянский художник Лоренцо ди Креди. "Я считаю, что на обеих картинах изображена одна и та же личность", – утверждала уважаемая художница и признанный консультант многих немецких музеев.
Незаконнорожденная дочь миланского герцога Галеззо Катерина Сфорца была легендарной личностью, одной из самых известных куртизанок эпохи Возрождения. Она славилась не только красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». В 15-летнем возрасте Катерина вышла замуж за Джироламо Риарио, племянника римского папы Сикста IV. После смерти дяди в 1484 году Риарио потерпел поражение в своих претензиях на папство, несмотря на то что Катерина с отрядом солдат сумела овладеть одной из величественных цитаделей Рима – замком Святого Ангела. Она пережила убийство мужа и любовника, смерть второго супруга Джованни Медичи, но не смогла пережить вознесения рода Борджиа, который в 1500 году захватил ее города Форли и Имола. Умерла знаменитая авантюристка в 1509 году в возрасте 46 лет.
Одна из самых скандальных версий, что на картине изображен сам Леонардо. Апологеты этой версии считали: переодеваясь в женское платье и рисуя себя в таком виде, великий художник обнажил скрывавшуюся на протяжении всей жизни гомосексуальность. В 1986 году американская художница Лилиан Шварц, использовав перевернутое изображение его известного автопортрета, с помощью компьютера привела картины к единому масштабу таким образом, чтобы расстояние между зрачками на них были одинаковым. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун.
Основанием для появления этой версии стал известный факт, что неуловимая, подобная Моне Лизе, улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом можно судить по работам его учителя Вероккио - картине "Товия с рыбой" и статуе Давида, при создании которых натурщиком являлся именно Леонардо с его характерным насмешливым выражением лица.
Еще одна скандальная версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на портрете - синьора Пачифика Брандано, любовница Джулиано Медичи. Пачифика, вдова испанского дворянина, имела весёлый нрав, было хорошо образованна и могла украсить любую компанию. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, благодаря чему появился на свет их сын Ипполито. Пачифика очаровывала окружающих. Ее часто называли Джокондой, что означает не только «жизнерадостная, веселая», но и «играющая». ... При этом она пользовалась дурной славой. Не очень красивая внешне, Пачифика была обольстительницей - умной, коварной, дерзкой. Современ-ники отмечали и странную полуулыбку-полугримасу, с которой не расставалось ее лицо. Пачифика была светской львицей, от нее сходили с ума и накладывали на себя руки. Некоторые считали, что она - ведьма, сам порок и грех. Согласно легенде она обладала дьявольским свойством притягивать к себе мужчин, забирая у них жизненную энергию.
Судьба Пачифики сложилась непросто. Ее брак с испанским дворянином оказался недолгим - муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой женщине умер от чахотки. Сын Пачифики от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Судьба людей, приближавшихся к Пачифике, оказывалась трагической. Кстати, исследователи отмечают, что во время работы над портретом у Леонардо резко пошатнулось здоровье.
В настоящее время именно эта версия многими специалистами рассматривается как самая верная. Сходится многое: место пребывания художника, время написания, траур овдовевшей Пачифики.
Если следовать официальной версии, что на портрете Лиза Герардини, Дель Джокондо, то остается загадкой, почему созданная в 1503 году картина не досталась заказчику? Также вопросы вызывает головной убор портрета – почему на ее голове траурная вуаль, если Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь? Многих смущает и явное несоответствие описания портрета Вазари самому портрету. Изображенная женщина не так уж молода и красива, как это следует из текста.
Но если допустить, что на портрете – Пачифика Брандано, часть загадок разрешается сама собой. Траурное покрывало объясняется недавней утратой мужа, возраст совпадает с возрастом молодой женщины, и то, что портрет остался у художника, можно легко объяснить. В Риме Леонардо работал над портретом Пачифики три года. Он продолжал вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя совершенно законченную.
За это время Джулиано Медичи успел расстаться с возлюбленной, жениться на другой, и смертельно заболеть чахоткой. Умирающему Медичи портрет был уже ни к чему, а может, что-то в этом портрете его смущало, и поэтому он оставил портрет Пачифики художнику.
Тем более, что художника с портретом связали какие-то очень странные чувства. Известно, что Леонардо держал картину у себя, а в 1516 году, покидая Италию, увез ее во Францию. Король Франциск I в 1517 году заплатил за нее 4000 золотых флоринов – фантастические деньги по тем временам. Впрочем, и ему «Джоконда» не досталась. Леонардо уговорил его оставить портрет ненадолго, мотивируя свою необычную просьбу необходимостью его доделки, и в итоге не расставался с портретом до самой смерти.
Так или иначе, но неясность происхождения лишь способствовала известности картины. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Долгие годы портрет «придворной дамы в прозрачном покрывале» был украшением королевских коллекций. Её видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить её герцогу Букингемскому, заявив: «Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире». Повсюду – и в замках, и в городских домах – дочерей пытались «обучить» знаменитой улыбке.

ПОХИЩЕНИЕ: ГОД 1911


21 августа 1911 газеты вышли под сенсационным заголовком: «Джоконда» украдена!» Картину энергично разыскивали. О ней горевали. Опасались, что она погибла, сожженная неловким фотографом, снимавшим ее при помощи магниевой вспышки под открытым небом. Во Франции «Джоконду» оплакивали даже уличные музыканты. «Бальдассаре Кастильоне» кисти Рафаэля, установленной в Лувре на месте пропавшей, никого не устраивал – ведь это был всего лишь «обыкновенный» шедевр.
Стали восстанавливать обстоятельства возможного похищения. Работники музея вспомнили, что в воскресенье, 20 августа при гигантском наплыве посетителей картина была на месте. В понедельник, когда в Лувре был выходной, в залах работали ремонтные рабочие. Нашли каменщиков, которые в один голос сообщили, что при них портрет висел на месте. Правда, после утренней работы, уходя на завтрак, они миновали Квадратный салон и «Джоконды» уже не видели. Префект полиции предположил, что за короткое время, прошедшее с момента кражи, картину могли и не вынести из Лувра, а спрятать где-то в бесчисленных коридорах, комнатах и хранилищах. Бывший королевский дворец обыскивали сотни полицейских и выделенных им в помощь сотрудников. Пропажи не нашли, зато на площадке одной из служебных лестниц обнаружили раму и толстое стекло, защищавшее портрет. Поскольку грабеж произошел в выходной день, когда в Лувре не должны были присутствовать посторонние, префект решил, что если сотрудник музея и не был вором, то уж соучастником бесспорно являлся. Догадку префекта об участии в похищении сотрудника неожиданно подтвердила важная улика — отпечаток большого пальца на стекле, снятый с картины. Предстояло проверить 257 человек, начиная с директора и заканчивая рабочими, давшими первые показания полиции. Проведенная проверка результатов не дала. Тщетным оказалось и обещание значительного вознаграждения.
Постепенно сенсация отошла на второй план, и лишь особо задетые французы продолжали обмениваться фантастическими домыслами о похитителях шедевра. Высказывались мысли о том, что похититель — маньяк, которого свела с ума загадочная улыбка модели Леонардо. Упоминалось имя американского миллиардера Джона Моргана, якобы организовавшего похищение и выкуп «Джоконды» для своей тайной коллекции. Антигермански настроенные газеты писали, что у произведения в Лувре часто видели некоего германского дипломата. Это вызвало настоящую истерию. Полицейские Франции, Германии и других стран Европы бросались по любому, даже самому фантастическому следу. Многие газеты оповестили, что похитителей задержали в... Португалии, но оказалось, что два путешественника везли в автомобиле всего лишь не лучшую копию «Джоконды».
Через два года, когда о случившемся начали забывать, а новый директор Лувра окончательно примирился с потерей, история получила продолжение в лавке флорентийского антиквара. Опытный торговец Альфред Гери готовился к зимней выставке-распродаже, когда пришло письмо некоего Винченцо Леонарди из Парижа, предлагавшего ему купить шедевр Леонардо да Винчи. Приняв это за розыгрыш, Гери не торопился отвечать, но будучи в хорошем настроении после выгодного аукциона, подыграл «шутнику», пригласив его к себе. 10 декабря 1913 года в контору вошел одетый во все черное худой человек лет тридцати, предложивший переговорить о сделке. На вопрос антиквара о стоимости предлагаемого произведения, Леонарди твердо ответил: «Я думаю, 500 тысяч франков...» Гери решил поинтересоваться смыслом похищения и услышал вполне прозаическую и даже правдоподобную историю о том, что его посетитель, итальянец, не мог смириться с тем, что одно из лучших произведений итальянского искусства находится у французов, в то время как оно должно украшать итальянское музеи.
И самого антиквара похититель избрал, зная, что тот постоянно продает редкие произведения городам и музеям Флоренции, Милана, Урбино.
Рассказ неожиданного посетителя был настолько правдоподобен, что Гери решился довести авантюру до конца, и чтобы не обмануться, привлек в качестве эксперта знатока итальянского искусства профессора Погги. Джованни Погги, директор галереи Уффици и крупнейший специалист по сделкам коллекционеров в Европе, неожиданно сразу поверил в рассказанную историю и согласился пойти в третьеразрядную гостиницу, чтобы освидетельствовать произведение. В пакете из красной материи, который человек в черном достал из чемодана с двойным дном, оказалась подлинная луврская картина. На оборотной стороне доски, точно соответствующей луврскому каталогу — 77,0 х 53,0 сантиметров, читался музейный номер, нанесенный специальной краской. Профессор потребовал лабораторного исследования в своей галерее, а антиквар заверил, что в случае подтверждения подлинности вещи требуемая сумма будет выплачена господину из Парижа.
Арестованный вечером в гостинице Леонарди оказался маляром Винченцо Перуджи, приехавшим на заработки в Париж и с артелью малярничавший в Лувре. В свободное время итальянец подолгу рассматривал картины итальянских мастеров и особенно долго стоял у произведений Леонардо да Винчи. Перуджи внимательно изучил все ходы и выходы из музея-дворца и убедился в халатности охраны. В памятный для парижан день он воспользовался моментом, когда малярам распределяли наряды, в одиночку проник в Квадратный салон и беспрепятственно вынес картину на черную лестницу. Он быстро вынул доску с изображением из рамы и пронес из музея под просторной рабочей блузой. Во время допросов Винченцо Перуджи спокойно поинтересовался, почему никто не называет грабителем француз¬ского монарха Наполеона, укравшего «Мону Лизу» в Италии. Свой поступок этот человек объяснял исключительно патриотическими чувствами.
Перуджи плохо знал историю живописи. Он искренне и наивно считал, что «Джоконду» увезли из Италии во времена Наполеона.
А между тем Леонардо да Винчи сам привез ее во Францию и продал французскому королю Франциску I за 4000 экю — огромную по тем временам сумму. Картина эта долгое время украшала Золотой кабинет королевского замка в Фонтенбло, при Людовике XIV она была перенесена в Версаль, а после революции передана в Лувр.
В 1914 году, в преддверии Первой мировой войны, состоялся суд над доверчивым похитителем, который уже мало кого интересовал, так как таинственная дама снова заняла свое место в Квадратном салоне. Грабителя осудили на год тюрьмы, но эта история, как никакая другая, показала, что воздействие произведения искусства на умы человеческие может привести к совершенно неожиданным действиям.
Кстати, у этой истории есть еще одна версия – знатоки утверждают, что подоплекой кражи на самом деле была красивая афера аргентинца Эдуардо де Вальфьерно. Именно он, якобы, договорился сразу с шестью коллекционерами о краже для них из Лувра "Моны Лизы", после этого заказал шесть высококачественных копий и оставил их в условленном месте. Затем нанял рабочего Лувра Винченцо Перуджа, который и украл картину. Когда новость попала в газеты, де Вальфьерно получил деньги с каждого из шести коллекционеров, уверяя их, что они — обладатели подлинника Леонардо. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Вальфьерно скрылся с деньгами, Перуджа через 2 года выдал себя сам и взял всю вину на себя. Коллекционеры по понятным причинам молчали. По одной из версий в Лувре висит копия.

продолжение следует...

 

 

Ответ #6: 12 09 2010, 16:47:55 ( ссылка на этот ответ )

УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ -"самая странная улыбка в мире"
 ангелы
(окончание)

КАКАЯ ОНА?

Главная тайна Джоконды скрыта в ее улыбке. Как известно, улыбки бывают разные: счастливые, печальные, смущенные, обольстительные, кислые, язвительные. Но ни одно из этих определений в данном случае не годится. В архиве музея Леонардо да Винчи во Франции хранится множество самых разнообразных толкований загадки знаменитого портрета.
Некий «специалист широкого профиля» уверяет, что женщина на картине беременна; ее улыбка – попытка уловить движение плода. Следующий настаивает, что улыбается она своему возлюбленному… Леонардо. Кто-то вообще считает: на картине изображен мужчина, поскольку «его улыбка очень привлекает гомосексуалистов.
По мнению британского психолога Дигби Квестега, сторонник последней версии, в этой работе Леонардо показал свою латентную (скрытую) гомосексуальность. Улыбка «Джоконды» выражает широкий диапазон чувств: от смущения и нерешительности (что скажут современники и потомки?) до надежды на понимания и благосклонность. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно, однако, заметим, что нравы эпохи Возрождения были куда более раскрепощенными, чем нынешние, и Леонардо вовсе не делал тайны из своей сексуальной ориентации. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы; особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи. Так к чему же столько сложностей?
Высказал своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): «Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника». Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: «В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать её каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблён в свою мать. Совершенно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Весь мир увидел и все ещё видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определённый оттенок эротизма. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса, то есть комплекса влюбленности в собственную мать? Он приходит в музей. Музей – это публичное заведение. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень, и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства».
Улыбка Джоконды почему-то особенно не дает покоя врачам. Для них портрет Моны Лизы – идеальная возможность потренироваться в постановке диагноза, не опасаясь последствий врачебной ошибки.
Известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. В своей практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы», видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству.
Один японский врач абсолютно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. А это означает: женщина неправильно питалась и, возможно, была сладкоежкой. Согласно японской версии, она должна была с детства иметь слабое здоровье и умереть молодой от сердечного приступа.
Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. «Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы», - утверждает эксперт.
Некоторые практикующие психологи говорят, что секрет Моны Лизы прост: это улыбка самой себе. Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой, идущей из глубины души. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следы усталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.
В 1986 году сенсационное открытие сделал американский исследователь - Джон Асмус. Применив компьютер и собственный метод «усиления живописного изображения», он получил копию картины такой, какой она была сразу после создания. И к его изумлению оказалось, что на ней видно закрашенное художником ожерелье на шее красавицы, а на заднем плане - контуры гор с ледником на вершине. Но самое главное его открытие – знаменитая улыбка Моны Лизы была не раз подрисована.
В 1991 году французский скульптор Ален Рош решил воплотить творение Леонардо в мраморе. Но его затея провалилась. Не сумев передать черты Моны Лизы в трехмерном измерении, он понял, что это происходит из-за того, что они асимметричны. Поведал о своей неудаче приятелям-врачам. Один из них, известный специалист по болезням верхних конечностей Жан-Жак Котэ, обнаружил, что у женщины, изображенной на картине, паралич конечностей. Так же бездействует и правая часть лица.
Такой же диагноз - паралич лицевого нерва - поставил ей и крупнейший специалист-отоларинголог Кристофер Адур из Окленда. В своей врачебной практике он даже назвал этот паралич «болезнью Моны Лизы». О врожденном параличе лица Моны Лизы свидетельствовал в 1975 году и датский врач Финн Беккер-Христиан. Одно время ученые утверждали, что женщина «страдала болезнью Дауна».
В начале 1993 года среди историков искусства разгорелись споры: действительно ли Мона Лиза улыбается или она вот-вот заплачет. Возникшая новая версия утверждала, что дама готова разрыдаться от того, что ее только что побили.
В июне 1995 года канадский фотоэксперт Жак Фрэнк, проанализировав каждую крошечную трещинку возле рта и глаз Моны Лизы, заявил, что первоначально у нее была широкая, почти веселая улыбка, а нос красив и не так широк, как мы видим его сегодня. Дело в том, что со временем кракелюры (трещинки на холсте) трансформировали ее образ. Фрэнк отверг как «чепуху» другие теории, объясняющие тайну улыбки Моны Лизы, в том числе и ту, что женщина перед позированием занималась сексом и улыбается от удовлетворения.
А недавно американские ученые Кристофер Тайлер и Леонид Концевич пришли к выводу: таинственная улыбка Моны Лизы является следствием несовершенства нашего зрения. Оказывается, на наше восприятие картины влияют различные шумы. Они действуют на наш мозг примерно так же, как «снег» на экранах телевизоров. Когда мы слышим одни звуки – уголки губ женщины приподнимаются и кажется, что она улыбается. Когда слышим другие – у нее возникает печальный вид.
С помощью компьютера попытались расшифровать улыбку Джоконды - компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить программному вычислению, то, можно сказать, что Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая.
Приблизился к разгадке техники живописи самого Леонардо да Винчи французский исследователь Жан Франк. Исследуя в течение нескольких лет портрет Джоконды, он узнал и даже смог повторить ту технику, благодаря которой Джоконда кажется живой.
"С точки зрения техники исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, я могу ответить на эту загадку", - говорит Франк. По его словам, Леонардо использовал разработанную им технику "сфумато" (итальянское "sfumato", буквально - "исчезнувший, как дым"). Прием состоит в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ, все должно быть плавно переходящим одно в другое, очертаний предметов смягчены с помощью окружающей их свето-воздушной дымки.
Основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы, художнику, по-видимому, приходилось использовать лупу. Возможно, применение такой трудоемкой техники, объясняет долгое время работы над портретом - почти 4 года.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь? Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому –особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Существует два типа зрения: центральное, ориентирование на детали, и периферическое, менее отчетливое. Если вы сосредоточены на глазах «натуры» или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже - тени. "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением", - заявила Маргарет Ливингстон.
За этим эффектом можно понаблюдать на простом опыте. Чем больше смотреть прямо на одну букву печатного текста, тем хуже воспринимаются другие буквы, даже с близкого расстояния. То же самое происходит при созерцании лица Моны Лизы. Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться «нарисовать рот, не глядя на него». Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
А французский инженер Паскаль Котт (Pascal Cotte) изобрел специальную ультрасовременную цифровую фотокамеру с разрешением 240 мегапикселов, чтобы изучить культовую картину во всех подробностях. Эта Multi-spectral Imaging Camera, при помощи патентованной технологии работы в инфракрасном диапазоне при интенсивном освещении способна как бы пронзать верхние слои краски и лака, нанесенные неловкими реставраторами за все прошедшие столетия. С помощью этой своей камеры (так, по крайней мере, он утверждает) Котт сумел выяснить, как изначально выглядела Мона Лиза, как были наложены краски самим да Винчи, - отделив все последующие чужеродные слои.
После двух лет тщательного анализа Котту открылось настоящее синее небо, розовый цвет лица девушки, гораздо более яркие горы и зеленые деревья. Самое интересное открытие Котта (наряду с другими "двадцатью пятью тайнами"), несомненно, связано с раскрытием секрета отсутствующих бровей и ресниц знаменитой леди (ранее по этому поводу велись горячие споры). Исследователь предполагает, что эти детали были случайно стерты во время реставрационных работ или краска просто выцвела за почти пятьсот лет. Доказательством является фото с разрешением 150 тысяч точек на дюйм, на котором лицо Моны Лизы увеличено в 24 раза. На нем различим единственный мазок кисти одного волоска над левой бровью, который подтверждает, что брови когда-то все-таки были. Если внимательно посмотреть на место рядом с глазом Джоконды, то можно заметить, что трещинки вокруг него постепенно сходят на нет - это следы неумелой реставрации.
Кроме того, исследуя картину в инфракрасном диапазоне, Котт пришел к выводу, что левая рука Моны Лизы первоначально находилась немного в другой позиции, чем сейчас. По его мнению, странное положение руки связано с тем, что она первоначально придерживала покрывало, лежавшее на коленях. Со временем краски покрывала выцвели, так что его стало невозможно различить, однако при помощи своего прибора француз все-таки обнаружил эти следы. Даже знаменитая улыбка Джоконды первоначально была более широкой (как и все ее лицо).

ДЖОКОНДА УБИВАЮЩАЯ

Удивительная способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний обнаружилась в XIX веке, когда Лувр после бурь революций 30-40-х годов открылся для публичного посещения. Не минула чаша сия и писателя Стендаля. Неожиданно для себя он остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось дурно - от долгого любования шедевром у него начался упадок сил. Подобные случаи не единичны, их зафиксировано уже более сотни.
Не кроется ли загадка в самой модели? Или феномене того, как мастер перенес на полотно энергетику модели? Ведь для создания этого портрета Леонардо разработал свою особую манеру письма и исключительный рецепт красок. Последние исследования показали, что химические реакции ингредиентов происходят на полотне до сих пор. Мало того, краски "перемещаются" по картине, слегка изменяя то, что видели предшественники нынешних созерцателей.
А работники Лувра подметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Но стоит посетителям вновь заполнить Лувр, и Мона Лиза оживает: краски становятся сочнее, фон - светлее, улыбка - отчетливее...

“Моя реальная сущность сокрыта тайной”

Мнения исследователей насчет портрета Джоконды и ее загадочной улыбки расходятся. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной. Так Л. Волынский, литератор 19 века и исследователь художественной деятельности Леонардо да Винчи, анализируя его работы, склоняется к выводу, что живопись была для этого гения, скорее, научным экспериментом, нежели самим искусством с его предназначением. Л. Волынский уверен, что великий художник не стремился придать своим персонажам святость и возвышенную духовность, и не преследовал цель затронуть этим душу зрителя. И в портрете Джоконды, при всей непревзойденности техники изображения человека и эстетической гармонии, отсутствуют душевная теплота, чистая нравственность и высокие устремления, что есть главным в произведениях искусства. А загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз. Вот как он описывает свое впечатление от увиденного портрета и улыбки Джоконды: "Непонятная улыбка возбуждала во мне что-то неприятное: в душу ниоткуда не проникал свет художественной красоты, а ум не устанавливал никакой определенной точки зрения на этот портрет.
Что-то хитрое, скрытно-ядовитое убивало все мои восприятия. В Джоконде отсутствует самый типичный и самый человечный элемент - нравственная сила, которая оживляла древнее искусство, сливалась там с религиозными устремлениями, и которая здесь заменилась нравственным бессилием, прикрытым загадочной улыбкой".
Сколько людей, столько и мнений. Но во взгляде и полуулыбке Джоконды действительно есть что-то необычное. В сущности, об этой изображенной женщине можно с уверенностью сказать только две вещи: она смотрит на нас и улыбается, вернее, даже не улыбается, а вот-вот улыбнется. Но такого живого взгляда, который тебя прямо преследует, нет ни у кого. И дело даже не в том, что глаза следуют за зрителем, а именно в том, что взгляд живой, невероятно живой, а улыбка как бы возникает на наших глазах. Но как же изображение может «улыбнуться», оно же не живое?
Возможно, именно в этом – разгадка таинственной улыбки. (Далее – цитируем по статье Эрика Булатова «Джоконда»)
«Оживающее изображение - вот то, что интересовало Леонардо, то, к чему он стремился.
Вот если мы попробуем рассмотреть картину с этой точки зрения, нам откроется много интересного.
Мы увидим, что дело не в том, что Леонардо рисует какие-то необыкновенные глаза, а в том, как он их помещает в пространстве картины, как тщательно он строит это пространство так, чтобы все в нем работало на создание образа оживающего изображения.
Попробуем разобраться в пространственной конструкции Джоконды.
Во-первых, горизонт. Портреты часто изображались на фоне пейзажа. Горизонт изображенного в картине пейзажа - это та высота, с которой мы смотрим на картину и на этот пейзаж. Горизонт соответствует взгляду зрителя.
Обычно этот горизонт помещался ниже лица персонажа, где-то на уровне его шеи или груди. То есть горизонт зрителя оказывался ниже горизонта персонажа, и персонаж должен бы был видеть изображенный за ним пейзаж не так, как мы, ведь он смотрит несколько сверху.
Леонардо поднимает горизонт до уровня глаз Джоконды. Тем самым он ставит на одну высоту глаз зрителя и персонажа. Теперь у них общий взгляд на изображенное пространство.
К тому же горизонт изображения - линия максимального пространственного запаса картины, и как раз на этой линии оказываются глаза Джоконды.
Второй очень важный момент. Леонардо помещает наиболее интенсивно глядящий на нас глаз Джоконды, именно ее левый, ближний к нам глаз, на центральную вертикаль, то есть на центральную вертикальную ось картины.
На центральной оси интенсивность пространственных движений в картине, то есть движения в направлении зрителя и обратно, в глубину картины - максимальная.
Таким образом, глаз Джоконды оказывается в точке пересечения центральной вертикальной оси с горизонтом изображения. А точка пересечения центральной вертикальной оси картины с горизонтом изображения - точка максимальной пространственной энергии картины. Именно отсюда направлена к нам основная зрительная ось картины, и левый глаз Джоконды оказывается как бы одетым на эту ось.
Наш взгляд, находящийся на уровне взгляда Джоконды, неизбежно встречает эту, адресованную ему, ось, как бы нанизывается на нее, движется по ней к картине и встречает взгляд, направленный на него оттуда.
В сущности, это не изображенная женщина глядит на нас, это сама картина глядит на нас сквозь глаза Джоконды. В момент встречи двух направленных друг на друга взглядов картина начинает расслаиваться. Пейзаж как бы падает, а женское лицо поднимается. И в этот момент она начинает улыбаться.
Это эффект мгновенный, но это мгновение - решающее.
Понятно, мгновение оживания не может длиться - изображение ожить не может. Но оно может оживать снова и снова.
Когда лицо Джоконды вынимают из пространства картины и рассматривают отдельно, оно теряет обаяние, загадка становится неразрешимой. Зато открывается масса возможностей для иронии и интерпретаций.
Только в пространстве картины лицо Джоконды обретает ясный смысл именно как образ оживающей картины. Потому что все пространство картины работает на это оживание. А решающим оказывается контакт между изображением и зрителем. Именно не одностороннее, а встречное движение взглядов, которые встречаются на границе двух пространств: жизни и искусства.
Поэтому изображение не выпадает из своего пространства. Оно как бы вот-вот из него выпадет, но этого не происходит. Иначе картина была бы разрушена.
Теперь становится понятным, почему Леонардо отказался от локальных цветов, оставив только коричневый - цвет переднего, ближнего плана и зелено-голубой - цвет дальнего плана. Появление локального цвета неизбежно привело бы к необходимости решения живописной задачи гармонизации и баланса цветовых масс, а чтобы видеть и воспринимать этот цветовой баланс, наш взгляд должен был бы находиться вне картины, чтобы иметь возможность видеть ее целиком, извне. Это мешало бы движению нашего глаза в картину по оси зрения. Леонардо убирает все, что мешает этому движению.
А цвет дальнего плана ему необходим, чтобы за головой Джоконды было пространство, откуда и будет направлена сквозь нее на нас зрительная ось.
Поэтому и нет здесь портретной характеристики, что характерные черты зацепляли бы наше внимание, задерживали на себе. А ускользающие черты Джоконды не держат нашего взгляда. Оно соскальзывает с них и направляется навстречу ее взгляду и готовой появиться улыбке.
Это появление улыбки и есть оживание изображения. Не символ, не умом понимаемый, а именно очевидный, безошибочно чувственно узнаваемый образ оживания.
Я думаю, что все бесконечное разнообразие интересов и занятий Леонардо возникало из-за того, что, по сути дела, его интересовало одно - тайна жизни, и он рассматривал жизнь в бесконечном разнообразии ее проявлений.
И в искусстве его интересовала возможность подойти как можно ближе к границе живого. Никто никогда не подходил к этой границе так близко, как Леонардо в своей Джоконде. Казалось бы, были художники, которым удалось подойти к границе жизни значительно ближе, чем Леонардо. Джоконда кажется условной на фоне натюрмортов Снайдерса, Шардена, картин Вермеера, Караваджо.
Но у всех художников изображение, само по себе очень близкое к жизни, всегда бывает остановлено, зафиксировано и воспринимается нами как данность.
А у Леонардо - совсем другое дело.
Тут изображение, само по себе довольно условное, начинает на наших глазах оживать. Это, действительно, чудо, и в этом есть что-то магическое и даже пугающее.
Возможно, именно эта картина породила страшную легенду об оживающем портрете. Гоголь, Гофман, Оскар Уайльд испытали на себе воздействие этой необыкновенной картины.Да и не только в литературе - и в театре, и в кино - повсюду ее следы.
Она давно уже перешла границу определенного вида искусства и живет во всей человеческой культуре.
По-видимому, после Джоконды Леонардо бросил занятия искусством, потому что возможности искусства в том смысле, который ему был важен, были исчерпаны, а другие возможности искусства его просто не интересовали».
(оригинальная гипотеза - Эрика Булатова)
... оследнее открытие последних лет – воссоздание голоса «реальной» Моны Лизы, который удалось смоделировать японскому ученому Матсуми Сузуки. Это стало возможным после того, как ученые замерили лицо и руки женщины. Так был установлен ее рост – 168 см, а затем компьютер создал модель черепа.
«Когда мы получили все эти данные, то смогли воссоздать голос, очень похожий на тот, которым она реально могла говорить», – заявил Сузуки в интервью агентству Reuters. Тон фраз Моны Лизы, сообщает ВВС, был смоделирован по той интонации, с которой говорят современные итальянские женщины. «Мы долго думали над тем, что она должна говорить. Сначала мы хотели, чтобы она заговорила по-японски, – признается ученый. – Но потом поняли, что это не соответствует ее образу». В результате из уст Джоконды можно услышать следующую фразу: «Я Мона Лиза. Моя реальная сущность сокрыта тайной».
Вполне вероятно, что во всем этом исследовании и звуковой реконструкции смысл все же присутствует только в произносимой фразе, с которой трудно не согласиться:
«Я Мона Лиза.
Моя реальная сущность сокрыта тайной».

* Мона Лиза.jpg

(22.08 Кб, 328x420 - просмотрено 2041 раз.)

 

 

Ответ #7: 19 09 2010, 18:17:56 ( ссылка на этот ответ )

Живые картины Клода Моне
«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», — напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни, живописную деревушку недалеко от Парижа.
- Моне «великий садовник»? Поэт ошибся: Моне великий импрессионист, всю жизнь рисовавший картины!
Но нет, Кан был прав: всю жизнь — 43 года! — Моне создавал сад.


Он всегда любил цветы и всегда их рисовал. И в 1883 году, поселившись в Живерни, стал садовником. Поглощенный любовью к растениям, он создает сначала нормандский, а затем удивительный водный сад. Сад рождается не сразу — Моне беспрерывно пробует, ищет, экспериментирует. Во время путешествий находит нужные ему растения: из Руана присылает полевую горчицу и две «маленькие забавные настурции», а из Норвегии обещает детям привезти «несколько особенных растений» северной страны.

Он собирает книги по садоводству и больше остальных ценит перевод знаменитой «Иллюстрированной истории садоводства» Джорджа Николса; выписывает почти все журналы о цветах и садах; коллекционирует каталоги семян, особенно интересуясь новинками.
В поездках художник постоянно возвращается в мыслях к Живерни. Он спрашивает жену Алис, как сад, беспокоится о растениях, советует, как лучше ухаживать за питомцами оранжереи. «Остались ли еще цветы в саду? Мне бы хотелось, чтобы к моему возвращению там сохранились хризантемы. Если будут заморозки, нарежьте из них красивые букеты» (из письма 1885 года).

День за днем, год за годом Моне терпеливо создавал свой сад. Взгляд художника и руки садовода помогли ему превратить обычную усадьбу с фруктовыми деревьями в живую картину, в которой красота и изменчивость природы переданы с помощью цветовых сочетаний и форм. В саду Моне не было ничего лишнего, случайного, не было слепого коллекционирования — только гармония.

Сад стал продолжением его мастерской. Неустанно ища совершенства, Моне сначала создал цветочную картину в саду, а затем перенес ее на холст. В последние годы жизни ему больше не нужно было уезжать из Живерни — он рисовал сад. Передвигаясь на небольшой лодочке по «аллеям» водного сада, художник бесконечно писал, писал, писал... горбатый мостик, водную гладь с отражающимися в ней деревьями, глицинией и кувшинками.

Так появилась лирическая серия полотен под общим названием «Кувшинки». «Прошло много времени, — писал Моне, — прежде чем я смог понять мои кувшинкиѕ Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой моделиѕ Восприятие живой природы приходит к нам не сразу».

А ведь ничего этого могло и не быть: власти долго не разрешали художнику устроить водный сад, опасаясь, что нимфеи — неизвестный тогда цветок — отравят воду в речке Эпт...

И многого мы, увы, не увидим: чрезвычайно требовательный к себе, Моне без сожаления сжег множество набросков и уже готовых картин. «Знайте, что я поглощен работой. Пейзажи воды и отражений стали наваждением. Это выше моих старческих сил, однако я хочу успеть запечатлеть то, что чувствую. Я их уничтожаю и начинаю снова», — писал он биографу Гюставу Жеффруа в 1908 году.

Самой значительной работой мастера стала серия огромных «Декоративных панно с кувшинками»: «Небо и линия горизонта проявляются только в отражении. В этих панно постоянно меняющийся мир; мир непостижимый, но он словно проникает в нас. И этот вечный обновляющийся мир словно растворился на поверхности пруда с кувшинками».

На склоне лет Моне признался Жоржу Клемансо: «Если много раз пишешь окружающий нас мир, то начинаешь лучше воспринимать реальность, или то малое, что мы в состоянии постичь. Я постигаю образы вселенной, чтобы засвидетельствовать увиденное своей кистью».

***

После смерти художника его сад был надолго забыт. Творение, которое Моне полжизни создавал с таким тщанием и такой любовью, постепенно дичало. К счастью, Французская академия изящных искусств приняла решение восстановить сад. Из маленьких осколков, разбросанных по миру: эскизов, фотографий, бланков заказов, которые делал Моне в питомниках, очерков журналистов, — вновь попытались создать цельную картину. Реставрация заняла три года, и в 1980 году на дорожках сада снова появились посетители. Снова, потому что Моне никогда не был затворником и искренне радовался любому гостю.

* Дивный сад Моне.jpg

(36.88 Кб, 300x334 - просмотрено 1841 раз.)

 

 

Ответ #8: 19 09 2010, 18:20:40 ( ссылка на этот ответ )

Лучше всего Моне раскрывает себя своим садом, который он высадил вокруг загородного дома. Он создал его по тем же принципам, что и свои живописные полотна... Каждый отдельный цветок вливается в общую гармонию красок.
Юлиус Майер-Графф

Это не сад цветов, это прежде всего сад цвета, разбитый по строгому плану рукой художника. По желанию мастера удалено все, что не принадлежит определенному оттенку: здесь растут цветы только розовых и голубых тонов.
В этом саду художник создал также царство вод, где на поверхности прудов плавают нежные кувшинки, которые неоднократно изображал Моне на своих полотнах. Сама природа становится картиной, «освещаемой» внимательным глазом художника. Это чудесный гармоничный сад — самый первый эскиз или готовая к работе палитра.

Марсель Пруст

 

 

Ответ #9: 14 01 2012, 01:13:28 ( ссылка на этот ответ )

Неземная истина Чюрлениса

При первом знакомстве с картинами замечательного литовского художника Микалоюса Чюрлёниса вольно или невольно возникают три вопроса: что же так одержимо рисовал художник, почему его картины так завораживают зрителя и явилось ли творчество художника Чюрлёниса причиной трагедии человека Чюрлёниса?

Попытаемся ответить на них. Но сначала небольшая биографическая справка. Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 10 сентября 1875 года в местечке Варена Тракайского уезда, в семье органиста, учился в Варшавском музыкальном институте и Лейпцигской консерватории. В 25 лет он создаёт первую литовскую симфоническую поэму «Лес». Но с 27 лет, не прекращая серьёзно заниматься музыкой, он вдруг начинает учиться живописи, а в 1904–1906 годах создаёт свой первый живописный цикл «Сотворение мира». Последняя работа, «Жемайские кресты», пишется художником в 1909 году. Его терзает тяжёлая душевная болезнь, и 28 марта 1911 года он умирает.

Итак, всего пять лет художественного творчества, а из них два года сверхинтенсивной работы, поставили Чюрлёниса в ряд творцов с уникальным видением мира!

Но какого мира? Думаем, что мира неземного.
В заслугу художнику многие искусствоведы ставят попытку в своих картинах передать недоступный этому жанру мир музыки. Возможно, так оно и есть, но не это главное. Если же попытаться понять главный смысл его живописных работ, то может показаться, что Чюрлёнис интуитивно решал более сложную задачу – отображение многомерных сигналов мира реального, но неземного.
В настоящее время известны многие люди, получающие и интерпретирующие подобные сигналы, но только великий талант художника позволил Чюрлёнису зафиксировать их в виде живописных произведений. Выражаясь современным языком, литовский художник вступил в контакт с иным миром, с иным разумом. Каким образом это произошло и где этот мир находится – мы не знаем. Но волею обстоятельств Чюрлёнис стал принимать сигналы этого неизвестного мира. Они захватили художника, и он, как бы освобождаясь от них, стал проявлять сложные для человеческого восприятия видения в виде картин. И этот процесс потребовал от него концентрации всех духовных, физических и психических сил. Такой огромный расход жизненной энергии очень быстро привёл его сначала к болезни, а потом и к смерти в довольно молодом возрасте.

Неизвестный мир взял за рассказ о себе жизнь великого романтика. Несмотря на свою мудрость, этот мир, видимо, не понимал или не хотел понимать, сколь хрупок его контактёр¬землянин и какую цену он платит за этот контакт!
Почти сто лет люди созерцают творения Чюрлёниса. Попробуем ощутить его картины как сигналы неизвестного мира и почувствовать то, что чувствовал его первооткрыватель.

Благодаря тому, что первичная обработка сигналов этого мира Чюрлёнисом уже произведена, мы можем работать без сверхнапряжения и сделать следующий шаг в познании мира, который нам представил художник.

Чюрлёнис чувствовал, что этот мир не только совершеннее земного, но и более тонок, более могуч. Художник ощущал, что он создан из другой материи, что носители разума этого мира старше, могущественнее и мудрее землян и в чём-¬то могут определить судьбу человечества. И потому всё творчество Чюрлёниса-художника – это неосознанная попытка зафиксировать их суперсложные, но чрезвычайно важные для нас сигналы, в форме, хотя бы отчасти понятной людям. Художник импровизировал, пытаясь своим творческим сознанием соединить этот загадочный мир с человеческим. Мир, который нельзя увидеть. Мир, который нельзя напрямую ощутить. Мир, который, конечно, можно выдать за фантазию. Но был ли он лишь фантазией гениального литовского художника¬-романтика? До него и после него многие художники пытались изобразить только мысль, только ощущение, но нет, пожалуй, ни одного художника, который был бы столь целеустремлён в изображении другого, активного, целостного мира.

Изучая творчество Чюрлёниса, мы можем, остерегаясь критики со стороны искусствоведов, утверждать, что художник рисовал сказки. Но это неведомые никому сказки. Когда говорят, что художник рисовал музыку, рисовал времена года, рисовал пейзажи горячо любимой им Литвы, – всё это верно, такое объяснение лежит на поверхности. Но давайте попытаемся уловить сверхзадачи произведений художника, уловить иные потоки тонких сигналов, которые исходят от его картин. Нам представляется, что сюжеты его картин указывают на то, что Чюрлёнис, чувствуя влияние неведомого мира, задавал ему вопросы и получал ответы, которые фиксировал как художник. Поэтому картины его – это не изображения обычных сказочных или фантастических сюжетов, а, возможно, письмена-послания из другого мира. Они волнуют сердца людей, вселяют в них иногда радость, чаще печаль, ещё чаще тревогу перед неизвестным и совсем редко надежду на то, что их, земных людей, по-доброму примет таинственный и недоступный мир.

Не будем путать добро и радость. Люди могут ощущать радость от созерцания гармонии чуждого им мира, но это не меняет главного – что это чужой и нечеловеческий мир. Несмотря на радостные краски картин, чужеродность мира вызывает у зрителя неосознанную тревогу. И можно только догадываться, сколько духовной энергии и физических сил тратил мастер, расшифровывая эти послания.
В картинах Чюрлёниса нет ничего, что подвластно не только воле человека, но и законам земной жизни. «Сотворение мира», «Дружба», «Сказка королей» и многие другие картины отражают спокойное величие могучих неземных сил. А человек даже не подозревает, что его мир созерцается другой жизнью. Неземные силы, олицетворённые в этих картинах, не предлагают человеку дружбу как равному, у них отношение к нему другое: так огонь дружит с мотыльком.

На первый взгляд сюжет и замысел серии картин под общим названием «Знаки Зодиака» прост и понятен, но как сложен их символизм! Может, эта серия есть попытка художника объяснить законы мироздания влиянием знаков Зодиака? Но знаки Зодиака лишь декорация восприятия художником неземного мира. Все нарисованные художником знаки Зодиака – это попытка связать изобразительными средствами земную жизнь с законами Космоса. Попытка драматическая, потому что художник чувствует невероятную, не считающуюся ни с чем, мощь этого мира и лишь маскирует свою попытку внешней декоративностью и оригинальностью образов.
Мучительность поиска правильного контакта с неземными силами передаётся в картине «Жертва». По содержанию это многоплановая картина. Самый простой – это первый поверхностный план, передающий общее содержание картины: в горах человек развёл жертвенный огонь и что¬то сжигает в качестве жертвы богам. Всмотревшись в картину, мы увидим восходящий, а потом нисходящий поток чёрного дыма, крест, образованный двумя потоками – белым потоком дыма и чёрным потоком, расширяющееся светлое кольцо. Фигура человека маленькая, да и всё земное менее существенно по сравнению с таинственными потоками, символизирующими только частичное принятие жертвы. Что делает ангел, парящий на уровне светлого кольца? Это ангел¬хранитель, помогающий принять жертву, это посредник между земными устремлениями и присутствующими на картине Высшими силами? Но ангел далёк от человека, а человек, приносящий жертву, одинок в горах. И жертва не принимается Высшими силами полностью. Не символизирует ли это судьбу самого Чюрлёниса – человека, неосознанно вступившего в контакт с другим миром и воссоздавшего его?

Попробуем расшифровать картины Чюрлёниса как послания, чтобы понять, хотя бы в первом приближении, законы этого неизвестного мира, доверившегося однажды человеку, который, благодаря своей чуткости и таланту художника, сумел проявить эти послания для человечества.

Истина – это то, к чему стремится в искусстве каждый мастер, будь то художник, философ или поэт. Без желания познать истину для него нет ни жизни, ни счастья, ничего. Как же представлял истину Чюрлёнис? Вот его картина «Истина» (1905). Из зелёного сумрака виднеется человекообразное существо, которое держит в руках ярко горящую свечу. Существо концентрирует свой взгляд на пламени свечи, к которому со всех сторон летят мотыльки. Бедные нежные создания, они через мгновение сгорят в пламени Истины, как уже до них сгорели тысячи других. Неотвратимо стремление к Истине, и неотвратима расплата, если соприкоснулся с её огненной сущностью.

Картина «Покой» (1904–1905) – одна из первых картин, с которых начинается экспозиция в музее Чюрлёниса в г. Каунасе. Это не гармоничный покой равновесия и не покой умиротворения. Это зловещий покой, в котором осознаётся присутствие наблюдателя, далёкого не только от покоя земного человека, но и от покоя духовного человека, отрешившегося от земной суеты. За вершиной зелёного холма может быть посадочная площадка для НЛО, а может быть ещё что¬нибудь такое же, чуждое человеку. Это чужой, неземной покой. А сама картина – сигнал предостережения для земного человека о возможности вмешательства чужого мира в его судьбу.

Удивительно, но и другая картина, «День» из цикла «Сутки», написанная художником в тот же период, тоже несёт в себе подобное ощущение. Это не спокойный радостный день, а день с тревогой, с ожиданием неведомого и чуждого человеку события.

Что же это за мир, далёкий от земного человека, но сопровождающий его на земле? Пока мы не в состоянии понять, зачем он это делает. А есть ли в картинах художника ответ на вопрос, чем создаётся этот мир? Да, есть. Этот ответ представлен на картине «Мысль», написанной Чюрлёнисом также в 1904–1905 годах. Потоки светлой энергии, освещающей тёмный шар Земли, мрачное человекоподобное существо, посылающее эту энергию, оставляют у зрителя ощущение беспокойства и бессилия. Ощущение неведомой, безразличной к человеку силы вызывает у зрителя и картина «Дружба» (1906–1907). Это не отношение двух равных. Закон дружбы здесь именно в неравенстве. Опять «дружба» огня и мотылька!

Проекция тонкого мира на грубый и проекция грубого мира на тонкий – один из основных приёмов, используемых художником. Но непонятно: тонкий мир – это только воображение автора или это мир другого измерения, в котором человек не принимается в расчёт; мир, по сути не враждебный человеку, но равнодушно¬всесильный, отражающий в человеческом бытии лишь свою силу и красоту. В явном виде связь двух миров представлена на картине «Корабль. Облака» (1906).

Другой этап творчества Чюрлёниса представляют картины, которые ни к современному, ни к доисторическому земному миру не имеют никакого отношения. Прежде всего, это картины из цикла «Сотворение мира» (1905–1906). Условно их можно назвать «Иные миры». К этому циклу относится и цикл картин «Соната звёзд» (1908), картина «Рай» (1909).

И, наконец, центральная картина всего творчества художника «Властелин мира» – самая загадочная работа Чюрлёниса. Отметим некоторые законы необычного мироздания, представленные в ней: закон вложенности миров друг в друга, закон подобия, «что наверху, то и внизу», закон связи грубого земного мира с тонким миром через жертвенный огонь, присутствие ангелов и многие другие. «Властелин мира» будет ещё долго ждать своего комментатора и – мистика¬реалиста. Раскрытие тайны этого произведения, быть может, сыграет важную роль в развитии всего человечества, поскольку позволит понять связь человека с тонкими мирами, многомерностью мира вообще и трансформацию светлых и тёмных сил.
Вот одна из метафор Чюрлёниса, иллюстрирующая понимание им роли человека во взаимодействии с неизвестным миром:

«Взгляни, среди снежных корон в горах, среди гор, взлетающих почти до небес, стоит человек. Под ногами его облака покрыли всю землю… Тишина. Кругом белые, удивительные короны, а среди них стоит человек, широко раскрыв глаза, смотрит и ждёт. Обещал он, что на восходе солнца, среди пожара корон, в час хаоса красок и танца лучей, запоёт он гимн Солнцу. Гимн Солнцу!»
Другими словами, Чюрлёнис призывал людей не ограничиваться рамками земных интересов, а открывать своё сознание для понимания законов Космоса.
«Сон разума рождает чудовищ», а контакт с внеземным разумом, как ясно из трагической судьбы Чюрлёниса, приносит страдания. Но очевидно, что гениальный художник не мог находиться в колыбели традиционного мировоззрения и, наверное, ему это и не было позволено! Но кем не позволено?..

Не стоит, однако, думать, что Чюрлёнис – это потерпевший. Чюрлёнис – это первооткрыватель, который дорожит своей миссией.
К каким же выводам о неизвестном мире можно прийти, размышляя над удивительными и загадочными картинами Чюрлёниса? Вот, думается, несколько черт, или законов, этого мира, поддающихся описанию: мир на картинах Чюрлёниса – это неземной мир, гармоничный, как соната; он во много раз сильнее человеческого мира; он не враждебен человеку, но плохо представляет ограниченность человеческих возможностей; этот мир и человеческий мир могут взаимодействовать друг с другом; мир Чюрлёниса – неоднороден и не прост, в нём тоже есть соперничающие друг с другом тёмные и светлые миры; по своему проявлению он соотносится с земным миром так же, как музыка с природными явлениями земли; мир Чюрлёниса проявляется в каждом человеке, когда он сможет сказать о своей мечте словами, похожими на слова самого художника:
«Я полечу в далёкие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну…»

http://allday.ru

 

 

Страниц: 1 2 3 | ВверхПечать