Оккультизм. От Бога или от Дьявола? «Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей:
перейди отсюда туда, и она перейдет».
Евангелие от Матфея
Оккультизм и религия, оккультизм и наука. Насколько непримиримо это противостояние? Насколько оно предопределено самой природой этих явлений? А может быть, это противостояние надуманно и беспочвенно. К чему весь этот спор? Да и трудно назвать это спором, так как разногласия здесь почти никакого нет. Более того, я бы даже сказал, что есть поразительное единодушие по ряду вопросов. Есть представление об оккультизме, высказанное тем, кто когда-то сделал его известным на Западе, и было это уже более ста лет назад. И есть представление об оккультизме современных авторов, как правило, православных. Не нужно быть большим аналитиком, чтобы заметить, что свое мнение об оккультизме последние основывают, с одной стороны, на более чем огромной массе «популярной литературы» об астрологии, так называемой «магии» и т.п., действительно сомнительного содержания. А с другой - на мнении церкви по отношению к различного рода колдовству, магии и т.д. Самое интересное, что взгляды оккультизма и религии, по сути, совпадают. Инцидент можно было бы считать исчерпанным. Однако исчерпанным только на бумаге. В жизни он, очевидно, продолжится еще очень долго.
Можно выделить две основных линии напряжения: между оккультизмом и наукой и между оккультизмом и религией. Вопрос в том, насколько это напряжение является искусственным, т.е. надуманным и возникшим в результате неправильного понимания этих явлений, и в чем оккультизм действительно противостоит науке и религии? При этом, правда, надо учесть, что и взаимоотношения между наукой и религией далеки от гармонии и согласия. Поэтому ни одну, ни другую нельзя брать в качестве точки отсчета, а суждения их не могут быть поэтому критерием истины. Одна из причин, делающая противостояние искусственным в том и состоит, что, как ни странно, религия не признает в оккультизме научность, а наука – религиозность. В то же самое время со своей стороны можем высказать совсем уж крамольную мысль, что возможно именно оккультизм является синтезом науки и религии, т.е. тем, что их объединяет. Не будем сейчас приводить обоснования этого, это тема очень серьезного разговора, требующая очень точного и глубокого обсуждения того, в чем состоит суть науки и в чем религии. Пусть это будет пока просто интуитивное предположение, впрочем, согласное с тем, что пишет Брокгауз и Ефрон.
Краткий список положений, как представляется оккультизм с точки зрения церкви и науки.
1. Церковь признает реальность большей части явлений, приписываемых оккультизму, но считает их причиной связи с «бесами» и поэтому осуждает их.
2. Вторым пунктом обвинения оккультизма является то, что оккультизм, по мнению некоторых церковных авторов, не требует духовных усилий и является потаканием своим страстям, властолюбию и т.п.
3. Некоторые церковные авторы видят оккультизм антихристианским учением, проповедуемым в России для ее духовной и всей прочей погибели, за чем стоит мировой заговор против России и Православной Церкви как единственного и последнего оплота истины в этом погрязшем в грехе мире.
4. Наука видит в оккультизме шарлатанство в обличье различных паранормальных явлений, не объяснимых с точки зрения официальной науки.
5. Официальная наука (хотя, что такое «официальная наука» определить будет очень сложно) не признает таких наук, как, например, астрология, алхимия и т.п., видя в них пустые фантазии.
Однако обращаясь к тем авторам, благодаря которым мы сейчас говорим об оккультизме, к тем, кто, очевидно, не понаслышке знает, что это такое, мы видим, что они очень четко разделяют истинный оккультизм от ложного, состоящего в поиске различного рода феноменов, и, также как и церковь, предупреждают об опасности практикования оного. Во-вторых, они настаивают, что для истинного оккультиста, прежде всего, важна чистота души и помыслов, искренняя вера в Бога, преодоление эгоизма и тщеславия, добавляя при этом необходимость преодоления также и различного рода заблуждений, догм, стереотипов. Не о том ли пекутся и христиане, например? Что отличает оккультизм от религии – это иное видение взаимоотношений человека и Бога. Можно ли назвать его антихристианским учением? Я думаю, что нет, не-христианским – да, но наравне с другими теологическими системами, например, исламом, буддизмом и т.п. Противопоставлять таким образом оккультизм и христианство – значит совершать логическую ошибку, намеренно или по неведению путая понятия противоположности и противоречия.
Что касается сопоставления оккультизма с наукой, то первый воспринимает мир в более широком диапазоне, если так можно выразиться, который наука начинает постепенно открывать. Кроме того, методы современной науки и оккультизма хотя и имеют на первый взгляд одну цель – познание, сильно отличаются. Первая – опирается на эксперимент, считая его единственным объективным критерием истины и стремясь исключить «субъективного» человека из процесса познания. Второй же наоборот - стремится включить человека в этот процесс, делая его своего рода инструментом, путем и целью этого познания. Отсюда необходимость познания себя и работы над собой. Это две модели науки. Слова Джордано Бруно: «Наука есть наилучший способ сделать человеческий дух героическим» и Платона: «В науках очищается и вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают слепым, а между тем сохранить его в целости лучше, чем иметь тысячу глаз, ведь только при его помощи можно увидеть истину» относятся большей частью именно к той модели, которую предлагает оккультизм.
Проблема отношения к оккультизму, как кажется, имеет сегодня одну очень важную, хотя и не слишком очевидную причину. Анализируя определения оккультизма (см. ниже), нетрудно заметить, какой сильный акцент ставится на работу с внутренним миром человека. Речь идет и о глубоком самопознании и об усилиях, направленных на моральное самосовершенствование. Очевидно, что такое внимательное отношение к своему внутреннему миру не очень модно сегодня, к сожалению. У большинства из нас нет навыка работы с самим собой. Нет того опыта, к которому обращается, и который развивает оккультизм. И это, возможно, самое большое препятствие к его признанию. Очень хорошо эта проблема становится заметной при изучении совсем вроде бы не оккультных работ Карла Густава Юнга, особенно в сравнении с работами Зигмунда Фрейда. Популярность, хотя и оспариваемых, и далеко не бесспорных идей последнего трудно преувеличить. Как трудно преувеличить и степень нашего знакомства с опытом, к которому апеллирует Фрейд. И также трудно преувеличить степень отсутствия у нас того опыта, разделить который предлагает Юнг. И если религиозный образ жизни требует определенного морального совершенствования, то образ жизни научный не требует сегодня ни самопознания, ни этического совершенствования.
Так что же, есть ли возможность примирения? Надо полагать, что есть, но для этого надо будет сделать очень много усилий. Скорее всего, первой придет к признанию оккультизма наука, которая в течение последних двухсот лет все ближе подходит к представлению о мире ранее свойственному только оккультизму. Например, в понимании законов эволюции, эмбриогенеза, а также в области психологии человека.
Однако ждать этого признания можно активно. Непредвзятое изучение традиций, мифов, философских и религиозных учений различных эпох, их сравнительный анализ позволят нам расширить круг своих представлений о мире. А их осмысление и попытка применить их к нашему сегодняшнему дню и к нам самим позволит лучше понять свой внутренний мир. И именно там, в нашем внутреннем мире, должна, судя по всему, произойти эта долгожданная встреча.
Приведем несколько цитат из различных источников, иллюстрирующих основные положения оккультизма и отношение к нему с точки зрения религии и науки.