Максимум Online сегодня: 614 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356535 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 03 2024, 11:55:30

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 ... 8 | Вниз

Опубликовано : 19 02 2009, 13:46:21 ( ссылка на этот ответ )

МИСТИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ КАРТИН

Геннадий ФЕДОТОВ, собкор «АН»

Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.


О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен. Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит: «Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных. Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур.

Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники века назад и в наше время. Примеры? Пожалуйста.

Рембрандт, один из величайших мастеров кисти. Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по «Данае», «Флоре» и другим бессмертным картинам. Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый — Титус — дожил лишь до 27 лет. Вторая жена — Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.

Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.
Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена — красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь. Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей. Вскоре Елена... похоронила своего супруга. Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от «вытягивания» жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.

"Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины. Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова Тройка. Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику."
И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.

Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет — это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет — более мощная структура.

Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост. На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем, у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

«К показу запретить!»

Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне «Девушка, освещенная солнцем» (в народе ее называют «Девушка с персиками»).

Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины «Дама в голубом».

Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены — известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденные дефекты. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном воздействии образа на зрителя стоит поговорить.

Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения. Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он, неожиданно для себя, остановился у «Джоконды» и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо — знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.

Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой, и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни. Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с «Джокондой», будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению «Джоконды». Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко…
"Долгие месяцы мучался над своей картиной «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… » и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой

Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...

Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.

Затем «Иван Грозный» был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: «Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину».
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины. Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом. Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.

* Рембрант Ван Рейн_Флора.jpg

(18.7 Кб, 350x433 - просмотрено 3639 раз.)

* В.Серов_Девушка с персиками.jpg

(97.78 Кб, 404x531 - просмотрено 3862 раз.)

Последнее редактирование: 14 12 2011, 00:04:55 от Administrator

 

 

Ответ #1: 19 02 2009, 14:03:19 ( ссылка на этот ответ )

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом...

* Леонардо да Винчи_Джоконда.jpg

(79.85 Кб, 466x696 - просмотрено 3572 раз.)

* К. А. Сомов_Дама в голубом_(портрет Е.М. Мартыновой) 1897-1900.jpg

(15.11 Кб, 299x321 - просмотрено 3465 раз.)

* Картина Репина_Иван Грозный убивает своего сына 1870г..jpg

(54.11 Кб, 464x370 - просмотрено 3542 раз.)

Последнее редактирование: 14 12 2011, 00:05:20 от Administrator

 

 

Ответ #2: 19 02 2009, 14:44:01 ( ссылка на этот ответ )

МИСТИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ КАРТИН

Давно подмечено, что некоторые произведения искусства наделены магической силой. Связано это, как правило, с тем, что художник, создавая картину, вкладывает в нее всю свою душу, насыщая тем самым полотно огромной энергией, которая, за многие десятилетия и века своеобразной «выдержки», в какой-то момент может достигнуть критического уровня…

… В Королевском музее Эдинбурга хранится старинный, написанный на дереве портрет пожилого мужчины с вытянутой рукой. Иногда некоторым посетителям музея кажется, что старик едва заметно шевелит пальцами. Можно принять это за обман зрения или игру солнечных лучей на портрете. Однако служители музея утверждают, что солнечные зайчики здесь ни при чем, и пальцы на портрете действительно время от времени шевелятся. Более того, этот жест предвещает увидевшему его неминуемую… смерть от пожара!

Легенда, придуманная для того, чтобы привлечь в музейные залы больше посетителей? Отнюдь нет.

Как-то лорд Сеймур во время осмотра экспозиции Эдинбургского музея заметил, что старик на портрете пошевелил пальцами. Лорд сказал об этом директору музея, а тот передал ему всё, что знал об этом явлении. Лорд усмехнулся и, естественно, не поверил ни единому слову. Однако прошло несколько месяцев, и лорд Сеймур трагически погиб во время пожара в своём замке Ситингем.

Другой подобный случай произошёл в 1908 году. Капитан океанского лайнера «Скотт» Р. Бэлфаст гостил у своих родителей в Эдинбурге. Перед дальним плаванием он решил посетить музей и, остановившись перед мистической картиной, вдруг увидел, что пальцы у загадочного старика пошевелились.

Зная о музейном предании, капитан стал остерегаться огня. Однако от судьбы не уйдешь. Бэлфаст понял это спустя полгода, когда лайнер «Скотт», находившийся в Индийском океане в 120 милях от Коломбо, охватил пожар. Капитан боролся с огнем наравне с матросами. В результате корабль был спасен, но Бэлфаст погиб…



С портретом «работали» многие специалисты. Химики исследовали краску и дерево, физики изучали воздействие солнечных лучей на изображение, парапсихологи ходили вокруг картины с биорамкой. Результат оказался нулевым, ничего сверхъестественного в портрете ученые не обнаружили. И, тем не менее, в нем заключена какая-то сила, насылающая на людей несчастья, всегда сопряженные с огнем и последующей смертью.


А вот руководство Эрмитажа прислушалось к мнению своих сотрудников и приняло решение об изъятии из экспозиции древней иконы с изображением Христа. Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея.


По уверениям работников Эрмитажа, длительное нахождение в непосредственной близости от изображения Христа стало причиной смерти уже нескольких сотрудников.

Предположения относительно отрицательного воздействия иконы на человеческий организм высказывались еще в 60-е годы, однако в тот период заявить об этом официально было попросту невозможно. Тем не менее, смотрители зала, в котором экспонировался шедевр древнего художника, без видимых причин умирали один за другим. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились.

Приглашенный для исследования воздействия иконы на людей специалист провел экспертизу и установил, что хотя, вероятнее всего, икона и не несет прямой ответственности за плохое самочувствие сотрудников, но, тем не менее, распространяет вокруг себя энергию, заставляющую человеческий мозг вибрировать на большой частоте, что, по словам эксперта, не каждый человек может вынести.

В связи с этим было высказано предположение, что икона человеком с мощной энергетикой и изначально была предназначена для избранных, обладающих высоким экстрасенсорным восприятием. И поэтому людям с более  слабой энергетикой постоянно смотреть на нее опасно.
Приняв во внимание вывод специалиста, руководство музея решило убрать икону в запасники и более ее не выставлять в экспозиции.

Альфреду Хиггинсу было 47 лет, когда он заказал известному художнику картину: он и супруга стоят на палубе их любимой яхты. Картина получилась колоритная, но вскоре после окончания работы над ней Хиггинс умер: у него произошло кровоизлияние в мозг. Через неделю после этого его жену госпитализировали с приступом острого психоза, и вскоре она также скончалась.

Как заявляли после этой трагедии «знающие люди», супруги Хиггинс умерли оттого, что их изобразил на полотне Марк Квин, художник, который якобы продал душу дьяволу — все изображенные на его картинах люди умирали вскоре после позирования.

Сегодня Квин не дает интервью, не комментирует трагические судьбы своих моделей. Но регулярно звонит состоятельным людям, чьи лица часто мелькают в светской хронике и на телеэкранах, и предлагает сделать их портрет. Напуганные люди, по слухам, тут же выплачивают художнику немалую сумму только за то, чтобы он не брался за кисть...


Картин, обладающих негативной энергетикой, всегда много у антикваров. Одну из них в фулхэмском антикварном магазинчике как-то купила жительница Лондона Дороти Дженкинз.

Это был портрет молодой женщины в платье из красного бархата. Площадь холста равнялась четырем квадратным футам, и на нем были заметны следы от огня. Под изображением стояла короткая подпись — «Антуан».

Картина сразу принесла в дом проблемы. Сначала приступы нервного расстройства ощутила на себе сама Дороти. Будучи человеком сообразительным, она предположила, что ее болезнь как-то связана с висевшим в ее комнате портретом. Чтобы окончательно убедиться в этом, Дороти предложила своему сыну Эдуарду на пару дней перевесить картину в его комнату. Результат не замедлил сказаться: Эдуард — спокойный, меланхоличный молодой человек временами стал чувствовать, что на него накатывают волны неуправляемого гнева.

Дороти обратилась за консультацией к своему знакомому — исследователю оккультных феноменов Филиппу Полу. Тот приехал на встречу с известным лондонским медиумом Энн Квигг. Пол не сообщил ей всей информации относительно исследуемой проблемы, просто попросил ее «подвергнуть психометрии» некоторые предметы в одном из районов Лондона. Вместе с парапсихологами в дом Дороти Дженкинз приехали заместитель редактора «Новостей парапсихологии» Лесли Говард, трое газетных репортеров и фотограф, который должен был запечатлеть на пленку весь процесс исследований.

Чтобы сделать результаты эксперимента более объективными, Пол провел медиума прямо к странному портрету, сказав, что она, вероятно, вначале хотела бы осмотреть совершенно «нейтральные» предметы в этом доме. Однако Энн Твигг сразу же ощутила рядом с картиной непереносимый ужас, впала в транс и стала бессвязно рассказывать о каких-то перепутавшихся между собой событиях, среди которых были и звучание музыки, и видение крови, и описание какой-то сырой тюремной камеры, а также о молодой женщины с распущенными волосами, палача и большого скопления людей на городской площади.

Уже после эксперимента Энн утверждала, что как только она вошла в комнату, то увидела яркую вспышку света, перемещавшуюся из одного места в другое. Точкой, в которой эта вспышка возникла, была картина Антуана.

По всему выходило, что на картине был запечатлен портрет женщины, скорее всего дворянского происхождения, которую в далеком ХVIII веке после обвинения в каком-то  преступлении принародно казнили на городской площади. Однако дух ее после смерти не успокоился и навечно поселился в портрете, отрицательно воздействуя из него на здоровье владельцев картины.

Дороти Дженкинз захотела тут же избавиться от проклятого портрета. Однако Энн Твиг отговорила ее от столь опрометчивого шага. «Дух может обидеться, — заявила медиум, — и последствия этого будут непредсказуемыми. Поэтому самым нейтральным вариантом было бы перенести картину куда-нибудь на чердак или в чулан и там навсегда оставить».
Дороти так и поступила и с тех пор ни ее, ни сына Эдуарда дух больше не беспокоил.

* Королевский музей в Эдинбурге.jpg

(20.25 Кб, 320x240 - просмотрено 3226 раз.)

* Государственный Эрмитаж.jpg

(33.72 Кб, 434x336 - просмотрено 3258 раз.)

Последнее редактирование: 14 12 2011, 00:05:41 от Administrator

 

 

Ответ #3: 05 03 2009, 18:19:46 ( ссылка на этот ответ )

БЕСПОКОЙНАЯ КАРТИНА

Эта загадочная картина вот уже более 30 лет является предметом пристального внимания искусствоведов, психологов и исследователей аномальных явлений. Но пока еще никому не удалось разгадать ее тайну…

Полотно под названием «Hands Resist Him», буквально - «Руки сопротивляются ему» - было создано в 1972 г. художником Биллом Стоханом из Чикаго. Основой для сюжета послужила старая фотография, на которой сам Билл был заснят в 5-летнем возрасте и которая была случайно найдена им на чердаке.

На картине изображены двое детей: мальчик – постарше и девочка – помладше, стоящие на фоне стеклянной двери. За дверью – темнота, на фоне которой виден диск луны. А еще к двери с наружной стороны прижимаются… кисти рук.
Что хотел сказать этим художник? Вероятно, он пытался изобразить процесс взросления: дети, которым предстоит открыть дверь в большой мир… Но пока они стоят к ней спиной…
Так или иначе, но с самого начала с картиной стало твориться неладное. Автор показал ее одному из владельцев газеты «Лос-Анджелес Таймс», имеющему искусствоведческое образование. Вскоре тот скончался.

В 1984 г. полотно приобрел актер Джон Марли. И его настигла преждевременная смерть. После этого картина исчезла. Обнаружили ее лишь много лет спустя. Ее нашли на свалке случайные люди. Они принесли холст домой и повесили в детской. А ночью маленькая дочка хозяев прибежала в комнату родителей, крича, что дети на картине… дерутся! Взрослые не обратили внимания на ее слова, решили, что девочке просто приснился дурной сон.

Но на следующую ночь малышка вновь вбежала в спальню с криком. Она утверждала, что на этот раз нарисованные дети оказались за дверью. Той самой, тоже нарисованной… Тогда глава семейства установил в детской видеокамеру. Она включалась, если в комнате начиналось движение. За ночь камера сработала несколько раз, но ничего необычного не зафиксировала.
Фото . с которого нарисована картина.

Наконец картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. И тут же на почтовые адреса администраторов аукциона посыпались письма, в которых посетители сайта жаловались, что после того как они посмотрели на полотно, у них резко ухудшилось самочувствие. Некоторые теряли сознание, приключилось даже несколько сердечных приступов. Администрация поместила на сайте предупреждение о том, что созерцание картины может быть опасно для здоровья и психики человека, но это мало кого остановило. Количество жертв полотна исчислялось сотнями, если не тысячами.

Начальная цена холста составила 199 долл. В ходе аукциона она поднялась до 1025 долл. Покупателем оказался Ким Смит, владелец художественной галереи в маленьком городке неподалеку от Чикаго. Наткнувшись на «Hands Resist Him», он решил: это то, что надо! Дурная репутация картины галерейщика не остановила.
Известие о продаже полотна вызвало настоящий ажиотаж среди пользователей Инета. На адрес Кима Смита стали приходить письма с предупреждениями об опасности. Некоторые писали, что от картины исходит зло, и советовали сжечь ее… А Эд и Лоррейн Уоррены, известные тем, что изгоняли демонов в 1979 г. в Эмитивилле (об этом впоследствии сняли художественный фильм) предложили новому владельцу «Hands Resist Him» свои услуги по проведению ритуала экзорцизма – ведь в картину безусловно вселилась нечистая сила!
Свою версию выдвинули и психологи. Мол, сей шедевр создан с нарушением пространственных пропорций, и потому угнетающе действует на человеческую психику…
По словам одного экстрасенса, дети, изображенные на картине, как две капли воды походили на Тома и Лауру Сатилло, ставших жертвами убийства в собственном доме на лесных холмах в Калифорнии. Экстрасенсы утверждали: "Мы видели мальчика. Он носил легкую футболку и шорты. Его сестра была всегда в тени. Он, казалось, защищал ее. Их звали Томом и Лаурой и они как две капли похожи на детей изображенных на картине."

Что же не то в этой картине? Может все дело в искажении пропорций и формы, легком, но навязчивом. Вглядываться заставляет оно. Посмотрите на голову мальчика: его макушка плоская, плоское и бесфоременное, словно накрытое куском сырого теста, лицо. Посмотрите на дверь. У вас нет ощущения, что ростом мальчик выше взрослого человека, а дверь- огромна? Руки за невидимой преградой кажутся очень маленькими. Ноги у мальчика, в них тоже, что-то не то.
Есть ужасная неправильность. Она пугает.

Безусловно, что бы понять эту картину нужно думать как художник, ведь он рисовал себя.
Представьте, что это вы стоите у запертой двери, щурясь от яркого солнца. ОНИ не пускают вас в дверь и вам от этого хочется плакать (вы прикусили губу), но вы не будете, ведь вы уже взрослые.

Девочка рядом с вами - вовсе не враг, а ваш единственный спутник за этой дверью. Хоть она и кукла, и глаз у неё нет, и внутри пустая, но зато она знает, куда идти - ведь она - житель этого мира-за-дверью. Она проведёт вас тем путём, где руки не смогут прогнать вас. Всё хорошо, просто немножечко обидно, что сразу не пустили.

Улица - это сон, дом - это наш мир. Дверь - это граница между сном и явью, а руки - это "другие живые". А может что это не ОНИ детей не пускают к себе, а дети не пускают ИХ к себе? Дети боятся, особенно мальчик. но он взрослый и не показывает это. Девочка не может бояться, потому что у неё нет чувств. Но они - мальчик и девочка точно знают, что РУКИ из ТОГО мира к ним не проберутся, не вломятся, потому что это совсем другой мир. Но бояться есть чего... хотя бы неожиданности. а вдруг?...

* Картина.jpg

(11.73 Кб, 204x300 - просмотрено 33915 раз.)

* Фото . с которого нарисована картина..jpg

(11.84 Кб, 206x300 - просмотрено 33640 раз.)

 

 

Ответ #4: 11 03 2009, 13:25:36 ( ссылка на этот ответ )

ЗАГАДОЧНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ

В Средние века было принято изображать порок уродливым и устрашающим, то есть таким, каков он на самом деле. Но нигде зло не было таким причудливым и ужасным, как на картинах Иеронима Босха.

О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) - таково его настоящее имя - происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Мы знаем также, что около1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери - религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.

Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Коллеги-живописцы ценили его мастерство колорита. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.


Сатира - одна из сторон живописи Босха. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Сцены этой картины расположены по кругу, поэтому у исследователей возникло предположение, что она была настольной. В центре композиции - Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Далее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.

«Воз сена» - другое сатирическое произведение Босха, центральная часть алтаря, созданная как иллюстрация к голландской пословице «Мир - это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может». В середине композиции - воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины - гордыня и демон с трубой - слава. Толпа, в которой можно различить и папу, и короля, гонится за возом, падает под колеса.

- Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, - писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха.

Исследователи считают, что картина изображает тщету мирской суеты, жадную погоню за переходящими ценностями. Левая створка алтаря, частью которого является «Воз сена», представляет собой картину преисподней. Поэтому воз, запряженный нечестью, едет прямо в ад.

Иногда Босх отходит аллегорий. На картине «Несение Креста» - только лица: уродливые злословящих, клевещущих, бранящих Господа и скорбные лики Христа и святой Вероники. По мнению де Сигенсы, Босх - единственный художник, осмелившийся изобразить человека таким, каков он внутри, в отличие от других, которые писали то, что снаружи.

Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха - спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений.

На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой - рай, последние три дня творения мира; на центральной - сам Сад наслаждений; на левой - ад. Спорна центральная часть. Многие исследователи нашего времени называли ее естественной инстинктивной жизнью незадолго до грехопадения: множество обнаженных фигур предаются играм и любовным утехам, катаются на невиданных животных, купаются в пруду, поедают причудливые огромные плоды. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.


Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова - символ искушения и обмана, удод - знак нечистоты, бабочка - олицетворение ветреного желания, единорог - указание на смерть. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны, избегают дневного света, потому что они не хотят знать, понимать и любить сущее. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка) .

Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму; человек, распятый на арфе; заяц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, - это ад Босха, где господствует хаос. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней - ад реален. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», - писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке.

Какой ад изображал Иероним Босх - свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? Многие современные исследователи утверждают, что преисподняя в его произведениях - это преисподняя его души. Изображая ее, художник от нее спасался. А могло ли быть так, что, действительно, как писал Доминик Лампсоний в 1572 году, ад показан ему? И какая душа могла бы выдержать такую тьму? И где могла найти спасение?

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых, и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.

Проблема дается нам не для жалоб, а для решения.

 

 

Страниц: 1 2 3 ... 8 | ВверхПечать