Максимум Online сегодня: 800 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358536 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 26 04 2024, 19:03:58

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 | Вниз

Ответ #10: 10 11 2010, 15:02:31 ( ссылка на этот ответ )

Одержимые Непала

Транс — явление довольно распространенное в Непале. Это временное психологическое состояние, в котором медиум (как правило - женщина), отрешается от себя, от своей личности и как бы отождествляется с божеством или духом. Бывают трансы контролируемые, их включают в ритуальные церемонии. Из внезапных трансов некоторые абсолютно неуправляемы. Это случаи, когда женщиной овладевает дух живой зловредной колдуньи (бокси).

Например, однажды вечером после праздника хозяйка дома заканчивала прибирать обеденную посуду; вдруг миска выпала у нее из рук, она задрожала, распустила волосы. Стали спрашивать, что с ней. Оказалось, в нее вселился дух старой тетки колдуньи, которую забыли пригласить на праздник. Эта тетка вещала устами хозяйки дома. Чтобы изгнать из тела одержимой дух колдуньи, пришлось призвать заклинателя и обещать колдунье загладить нанесенную ей обиду.

Другие неконтролируемые трансы возникают по воле богов либо духов людей, погибших не своей смертью, и означают, что человек, их испытавший, может стать профессионально одержимым — медиумом или шаманом. Если такой избранник духов подвергнется специальной подготовке под руководством наставника, он сможет успешно контролировать трансы, а после посвящения может провоцировать их или прекращать по своему желанию во время церемонии.

Например, медиум племени дангре из касты портных-музыкантов был приглашен для совета в одну семью. Он разместил на латунном блюде дары своим богам-покровителям: рис, деньги, сосуд с чистой водой, благовония. Затем сел, скрестив ноги и сложив руки, сосредоточился, призывая своих повелителей, духов, охраняющих его тело, и духов, которые должны овладеть им. Он начал дрожать, сначала потихоньку, затем все сильнее и сильнее. Один из богов, в данном случае Кало Бир, вошёл в него. Со скрещенными ногами он подпрыгивал на метр в высоту и падал на землю.

Затем бог начал говорить его устами, отвечая на вопросы присутствующих: сначала хозяина дома — относительно болезни его сына, потом соседей, пришедших тоже для получения совета либо же просто из любопытства (при отсутствии кино транс представляет не менее увлекательное зрелище).

После окончания сеанса, медиум осыпал себя рисом, тем самым как бы откупаясь от богов, и вернулся в свое обычное состояние. Хозяин дома угостил его, дал ему мерку риса и несколько рупий. Днем медиум работал, как и все. А эти несколько ночных часов дали ему дополнительный заработок.

Кроме того, на западе Непала специальные музыканты ритмом своих мелодий помогают медиумам впадать транс и регулируют его. В других районах в транс впадает и становится одержимым один из музыкантов.


По материалам книги Марка Габорио «Непал и его жители».
geografia.ru

 

 

Ответ #11: 15 11 2010, 08:41:07 ( ссылка на этот ответ )

Злые колдуны индейцев навахо

Несколько лет назад газета «Навахо тайме», которую издают индейцы, проживающие в резервации площадью 70 тысяч квадратных километров на территории штатов Нью-Мексико, Аризона и Юта, сообщила о загадочном заболевании. Начинаясь как обычный грипп, оно неизменно заканчивалось смертью больного. Неизвестный вирус поражал а основном молодых людей, обходя своим вниманием детей и стариков. Болезнь назвали синдромом навахо. Пока ученые пытались найти средство против этой напасти, она мало-помалу исчезла сама. Генетики пришли к выводу, что вирус могли создать искусственно, например, в военных лабораториях, а вот сами навахо решили иначе: скорее всего странная болезнь - дело рук колдунов, которые перессорились между собой и принялись мстить друг другу, насылая болезнь на членов враждебных кланов.
Конечно, усмехнется кто-то, чего еще ожидать от индейцев навахо, которые не так давно пересели на автомобили с лошадей. Они, например, до сих пор надевают на своих покойников одежду задом наперед, чтобы ввести в заблуждение злых духов. Чем еще, если не колдовством, могут такие люди объяснить загадочный недуг? Однако не стоит торопиться с выводами. Существует множество свидетельств о том, что индейские колдуны действительно обладают огромной магической силой, имеют могущественных духов-покровителей и способны наслать злые чары на любого, кто хотя бы просто косо посмотрел в их сторону.
В 1985 году в город Уиндоу-Рок приехал незнакомец, который назвался Майклом Дэнди. Поначалу он пытался остановиться в мотеле, но что-то ему там не понравилось, и он спросил у хозяина, не пустит ли его на ночлег кто-нибудь из горожан. Хозяин, Джим Лонг, сказал, что может предоставить ему свой кров, правда, живет он не слишком богато, а семья у него довольно большая, поэтому примет он гостя не по первому разряду. Несмотря на эти слова, Майкл воспользовался приглашением.
Не успела семья поужинать, жена Джима вдруг пожаловалась на сильную головную боль и, извинившись, ушла в свою комнату. Еще через несколько минут из-за стола, сильно побледнев, поднялась старшая дочь хозяина и, пробормотав что-то о нездоровье, вышла за дверь. В гостиной повисло тягостное молчание. Все взоры устремились на гостя, который без лишних слов надел шляпу, сел в свой старенький автомобиль и исчез в сгустившихся сумерках.
Дело в том, что индейцы навахо верят: если после того, как в доме появляется новый человек, хозяин дома или члены его семьи начинают болеть, значит, порог переступил злой колдун. Именно поэтому за каждым незнакомцем, который просит покормить его или пустить переночевать, внимательно следят. Впрочем, так было в древности. Сейчас навахо, живущие в городах, стесняются признаваться в том, что верят в пережитки прошлого. Однако на этот раз сомневаться не приходилось: человек по имени Майкл Дэнди, судя по всему, пронес в дом ядовитое зелье и незаметно подсыпал его в еду женщинам, Зачем? Да кто же знает, что может быть на уме у злого колдуна? Может быть, он остался недоволен приемом или, например, выполнял заказ какого-то врага хозяина... Поскольку Майкл Дэнди был индейцем, так же как и Джим Лонг, он прекрасно понял, какие мысли появились в голове у хозяина, и поспешил покинуть дом прежде, чем его об этом попросят, да еще, пожалуй, дадут на прощание увесистого пинка.
Прошло всего лишь несколько дней, а жена и дочь Джима Лонга отправились к праотцам, несмотря на все усилия врачей. После похорон вдовец не ушел с кладбища, а, прихватив ружье, спрятался за соседним надгробием. Он знал, что если женщины стали жертвой злых чар, колдун обязательно придет сюда для того, чтобы, накинув на себя шкуру койота, переползти через могилу, следуя за клонящимся к закату солнцем. Если же он этого не сделает, то обязательно умрет. Впрочем, если на могилу никто не придет, значит, в дом Джима приходил не колдун, а обычный человек, которому напрасно отказали в гостеприимстве.
Когда солнце село, Джим Лонг покинул укрытие и отправился в свой осиротевший дом. Получалось, что он напрасно обидел невинного человека. Но эта мысль терзала вдовца лишь до утра, потому что днем к нему зашел сосед и сообщил новость, которую уже обсуждал весь Уиндоу-Рок. Оказалось, что едва рассвело, на кладбище, неподалеку от того места, где прятался Джим, нашли труп его недавнего гости - Майкла Дэнди. Судя по всему, тот выжидал момента, когда сможет исполнить на могиле своих жертв древний ритуал колдунов навахо.


Автор: Лиза ЧЕРНЯЕВА
Статья опубликована в журнале НЛО № 30 (2006)

 

 

Ответ #12: 15 11 2010, 10:47:08 ( ссылка на этот ответ )

Колдуны делают тени живыми

Плато Уарас в Западных Андах с давних времен считается тайным убежищем колдунов Перу. Говорят, они умеют вызывать духи умерших и материализовывать их. Могут резко повышать и понижать температуру окружающего воздуха, что необходимо для появления "сияющих, управляемых небесными покровителями повозок".

К сожалению, мало кому из чужестранцев удавалось становиться участниками этих магических обрядов. Один из них, англичанин Джозеф Ферриер, в 1922 году побывал в таинственном подземном поселении Колоброс. И был настолько потрясен уведенным, что не поленился написать очерк для журнала "Британский следопыт", предпосланный клятвенным заверением: "Ручаюсь за абсолютную правдивость изложенного".

Джозеф Ферриер умалчивает о том, как ему удалось стать гостем запретной для посторонних систем подземных лабиринтов, "весьма запутанной и тесной, почти непригодной для вольного дыхания, и перемещения, но с зальцами, в которых вынужденно живут от рождения до кончины. Потому что жизнь каждого потомственного колдуна носит особый, более нигде, кроме как на здешнем плато, не встречающийся смысл". В чем же заключается этот смысл? По мнению Ферриера в следующем.

"Подземные колдуны не проводят границу между миром живых и миром мертвых. Считают, что живые и мертвые - лишь духи. С той только разницей, что до момента кончины дух каждого из нас томится в телесной оболочке. После смерти высвобождается, делаясь духом вне тела. Поэтому специальными приемами колдуны добиваются того, что принявшие плоть духи могут быть рядом с нами, среди нас. Можно не верить, но копии этих некогда живых встречаются в лабиринтах, разгуливающие среди живых. Я сам неоднократно путал фантомов с людьми. Не путают только колдуны Колоброса".

Обряды материализации, творения фантомов, практикуются в большом зале, имеющем форму равнобедренного треугольника. Стены, потолок покрыты медными пластинами. Пол выложен клиновидными бронзовыми плитами.

"Как только я переступил порог этого ритуального помещения, - пишет Ферриер, - сразу получил восемь или десять электрических ударов. Сомнения исчезли. Металлизированная комната мало чем отличалась от металлизированного внутреннего объема конденсаторной банки, и, видимо, нужна была колдунам-медиумам для их загробных обрядов. В чем я убедился, когда они в своих набедренных повязках встали, сцепив руки, и затянули песню без слов. В ушах моих загудело. Я прикусил язык, когда увидел, что вокруг голов колдунов начали вращаться тонкие серебристые обручи, разбрасывающие влажные холодные блестки. Блестки падали на медь под ногами, образуя подобие паутины, красной, словно кровь. Из паутины замедленно прорастали слабо видимые подобия человеческих тел. Они стояли, зыбко вибрируя от сквозняков галерей. Колдуны, разомкнув руки и прекратив пение, принялись, пританцовывая, натирать клочьями шерсти установленные в центре зала смоляные столбики. Прошло несколько минут. Воздух насытился электричеством, начал мерцать.
Обретя дар речи, я спросил колдуна Аотука, что будет дальше? Ао-тук сказал, что дальше тени вызванных мертвых станут твердыми, пригодными для нахождения в нашем мире".

Колдуны подземелья Колоброс добились невозможного. Повинуясь древнейшим магическим техникам, разряженные, легкие как дым, тени стали совсем неотличимыми от людей - мыслящих, с бьющимися сердцами, способными поднимать и переносить тяжести весом до десяти килограммов, иногда более. Обряды "очеловечивания бесплотных духов" показались Ферриеру похожими на европейские средневековые ритуалы вызывания мертвых. Так ли это, можно судить по отрывку из очерка.

"Самый опасный для колдунов ритуал приманивания умерших отнимает много телесных сил. Лучше всего действо шабаша удается в отрезок времени между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Магический новый годе лабиринтах Колоброс начинается 1 ноября с "безмолвного ужина" вокруг алтарного стола, покрытого треугольной холстиной, на которой расположены оловянный кубок, черные шнур и кадильница, железные трезубец и нож, песочные часы, семь горящих свечей.

Каждый колдун носит на груди защитное золотое изображение в форме оскаленного черепа, обрамленного четырьмя свинцовыми костями. Как только ближе к полуночи, верхний сосуд часов освобождается от песка, колдуны возжигают ладан и принимаются звать на трапезу гостей. Трезубец при их приближении начинает вспыхивать голубым светом, нож - красным. Шнур полностью сгорает. Из пола выбивается пламя, повторяющее контуры египетского священного креста, символизирующего вечную жизнь. Бросив в огонь деревянные череп и кости колдуны громко восклицают: "Восстаньте из мертвых!" Главный колдун пронзает пламенеющий крест светящимся трезубцем. Пламя тотчас гаснет. Свечи гаснут тоже. Упадает насыщенная запахом ладана тишина. Под потолком разливается сильное свечение.

"Уходите, уходите, тени усопших. Мы не подпустим вас к себе, покуда не станете для нас живыми. Да будет согласие между нами. Да быть тому!" - оглушительно кричат колдуны. Вот уже нет теней. Вместо теней - их подобные телесные повторения, с коими можно советоваться, когда требуется принять важные решения.

Спросите, почему подземные колдуны из одежды предпочитают набедренные повязки? Потому что переговоры с воскресшими истончают ткани одежд, как бы добротны ткани не были. У меня был новый льняной костюм. Несколько бесед с воскресшими, несколько прикосновений к ним - и костюм мой пришел в негодность, как бывает под действием тлена".

Ферриер утверждает, что воскресшие не вечны. Каждый задерживается среди колдунов Колоброса от силы на год: "Когда фигура "соседа" блекнет, когда истончается его внутренняя энергии, для него устраивается обряд возвращения к теням, - быстрый, чисто формальный. Как же еще? Знания получены. "Сосед" не нужен. Он, как бы не хотели колдуны, больше не вернется". Однако с этого мимолетного обряда берет начало главный обряд - небесных повозок.

О магических составляющих этого действа Ферриер не пишет ничего. Сообщает, что видел только, как в небе над плато Уарас "со страшным грохотом и скрежетом пронеслись огненные колеса и врезались в бровку каньона Колоброс". С "богами седьмого неба" колдуны встретиться ему не позволили, сославшись на то, что простым смертным с бессмертными общаться нельзя. На возражение Ферриера, что сами колдуны, будучи смертными, с небесными богами все-таки встречаются, обитатели Колоброса ответили, что контакты не часты, осуществляются только по инициативе бессмертных, делающих встречи безопасными.

Характеризуя уровень знаний богов, Ферриер говорит, что они настолько ушли вперед, что давно "забыли то, над чем только-только начинают размышлять лучшие умы человечества". В лабиринты Колоброса ныне не рискуют наведываться даже опытные спелеологи. Один из них, американец Майкл Стерн, мечтает побывать там. Экспедицию планирует на лето 2008 года, не обращая внимания на участившиеся природные аномалии. Это и локальные землетрясения, и ночные надпочвенные свечения, и грязевые гейзеры в районе лабиринтов, и пролеты огненных шаров, и "десанты" призраков, имеющих грушевидные головы.

Местные жители не сомневаются в том, что подземелья Колоброса по-прежнему обитаемы. Путь туда без ведома хозяев заказан. Стерн упорствует: "Я не раб суеверий, не верю в колдунов. Для меня Колоброс - всего лишь система глубоких, трудно проходимых пещер, не более". В начале минувшего века Джозеф Ферриер тоже так считал. А встретился с чудом.

А.Володев "Интересная газета. Магия и мистика" №3 2008 г.

 

 

Ответ #13: 15 11 2010, 17:24:38 ( ссылка на этот ответ )

Лечащие с помощью листьев

В африканских племенных сообществах и афро-бразильских культах знахари, которых также называют колдунами, врачующими с помощью корешков, целителями и врачующими с помощью листьев, служат жрецами и врачами. Они лечат от болезней, вызванных колдовством, угадывая, виновна ли в болезни ведьма или невезение, и исцеляя пациентов противодействующим заклинанием. Если их мощь растет, знахари иногда могут контролировать целые деревни, убедив жителей, что им известен корень зла и то, как его устранить.

У племён зулусов и ашанти знахари, как правило, женщины, обычно определяют, кто в племени является ведьмой. Для этого они наряжаются в перья и шкуры и раскрашивают себе лица белой глиной. Впав в истерическое неистовство, вызываемое ритмом барабанов и пением, эти женщины указывают на преступных ведьм, которых тотчас же убивают.

Главного знахаря называют "нгангой". То же слово используется для обозначения черных ведьм в Сантерии за их сосуды, где содержатся злые духи. Нганга определяет причину бед жертвы, заклиная хаката, или кости ("кости" могут быть семенами, игральными костями, ракушками или натуральными костями), толкуя то, как они выпали, и предсказывая выздоровление или злые происки ведьм.

Считается, что нганги пользуются своей силой исключительно в добрых целях, но могут быть знакомы и с черными практиками колдовства, чтобы сражаться с ними. Если ведьма посылает нгози, или духа, несущего недовольство, чтобы навредить жертве, то ведьма-знахарь должна послать к злой ведьме более сильного нгози.

Могущественным оружием в руках знахарей-врачей являются яды. С их помощью определяют ведьм и творят заклинания.

При проверке ядом колдун подносит подозреваемому отравленный напиток. Если тот чувствует недомогание или его начинает рвать, значит, он невиновен. В том же случае, если питье не причинило вреда подозреваемому, он — злой колдун. К сожалению, многие подозреваемые умирают в ходе проверки, но их смерть рассматривается как правосудие свыше.

Разновидностью этого испытания является "бендж", когда отраву дают цыплятам, при этом произнося по очереди имена подозреваемых. Если цыпленок умирает во время произнесения определенного имени, то обвиняемый признается виновным.

В настоящее время в Африке ремесло знахаря не исчезло. Сейчас их обычно называют "традиционными целителями", дабы избегнуть негативных ассоциаций названия "знахари". Они лечат с помощью трав, занимаются предсказанием будущего и ищут новые способы исцеления пациентов.

Ассоциация традиционных целителей Зимбабве насчитывает двадцать семь тысяч членов. Правительство страны выдает им специальные лицензии, разрешающие лечить больных. Однако невозможно представить никакого сертификата техники целения, поскольку большинство держат свои методы в тайне. Чтобы получить лицензию, целитель должен заручиться поддержкой племени, которое признает его действия успешными.

Некоторые из них заявляют, что им удается вылечивать даже больных СПИДом. В Уганде, африканской стране, где это заболевание крайне распространено, знахари приносят в жертву животных и читают заклинания, чтобы побелить недуг. Один из знахарей заявляет, что это наследственное заболевание.

Почти все угандийские целители верят, что если принести в жертву животное и бросить его на дороге, то болезнь перейдет с их пациента на нашедшего жертву. С этой целью на перекрестках оставляют туши забитых овец и коз.
 
Источник cтатьи: eviko.ru

 

 

Ответ #14: 11 01 2012, 09:15:04 ( ссылка на этот ответ )

Монахи-воины: рыцари Храма

Еще до своего роспуска орден рыцарей Храма был окружен экстравагантными мифами и легендами, мрачными слухами, подозрениями и суевериями. За столетия, прошедшие после исчезновения тамплиеров, окружавшая их атмосфера таинственности еще больше сгустилась, а настоящие загадки утонули в болоте подделок и мистификаций. На протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков некоторые масоны усердно старались доказать, что отдельные их ритуалы ведут свое происхождение от тамплиеров. Тогда же начали возникать неотамплиерские организации, которые тоже пытались вести свою родословную от истинного ордена. В настоящее время существует не менее пяти организаций разного рода, заявляющих о том, что они являются прямыми потомками средневековых воинствующих монахов в белых мантиях. Несмотря на весь современный цинизм и скептицизм, даже для неспециалистов есть что-то завораживающее в этих живших 700 лет назад солдатах и мистиках, с их черно-белым знаменем и характерным красным крестом. Они проникли в наш фольклор и наши традиции; они будоражат наше воображение не только как крестоносцы, а как нечто гораздо более загадочное и необычное - искусные интриганы и закулисные деятели, обладатели огромных богатств, колдуны и волшебники, хранители тайного знания, время сослужило им такую службу, о которой они в своих последних суровых испытаниях не могли даже мечтать.

Но время также скрыло под покровом романтики имена и характеры людей, а также истинную сущность организации, которую они создали. Так, например, остаются вопросы, насколько ортодоксальными или еретическими были убеждения тамплиеров. Остаются вопросы относительно обоснованности тех обвинений, которые им предъявлялись. Остаются вопросы о внутренней деятельности ордена, о его грандиозных тайных замыслах, о проекте создания государства тамплиеров, о политике примирения христианства, иудаизма и ислама. Остаются вопросы о влияниях, которым подвергался орден, о «заражении» ересью катаров и о воздействии более ранних форм христианства, с которыми рыцари столкнулись на Святой Земле. Остаются вопросы, что случилось с богатствами, накопленными этими якобы бедными «воинами Христа» - богатствами, за которыми охотились короли и которые исчезли без следа. Остались вопросы о ритуалах тамплиеров и загадочном «идоле» с непонятным именем «Бафомет», которому они якобы поклонялись. Остались вопросы о тайном знании, которым, по слухам, владели, по крайней мере, высшие эшелоны ордена. Какова была природа этого знания? Было ли оно действительно «оккультным» - в том смысле, в каком были сформулированы обвинения инквизиции, то есть включало в себя запрещенную практику магии, непристойные и богохульные ритуалы? Или это знание было политического и культурного свойства, проникая, например, в источники христианства? Может быть, оно было научным и технологическим, охватывая такие области, как наркотики, яды, лекарства, архитектура, картография, навигация и торговые пути? Чем глубже мы изучаем тамплиеров, тем больше возникает подобных вопросов.

Как мы уже отмечали выше, история тамплиеров почти точно совпадает с историей феодального Кельтского королевства Шотландия, от эпохи Давида I до правления Брюса. На первый взгляд между шотландской монархией и военно-религиозным орденом, созданным на Святой Земле, больше нет ничего общего. Тем не менее между ними существовала определенная связь, обусловленная отчасти геополитикой средневекового мира, а отчасти трудноуловимыми факторами, которые не нашли должного отражения в хрониках. Вполне возможно, что в 1314 году эта связь проявилась в участии тамплиеров в битве при Баннокберне.
Появление тамплиеров

Согласно большинству источников, орден рыцарей Храма - Бедных рыцарей Храма Соломона - был создан в 1118 году, однако у нас есть серьезные основания предполагать, что к этому времени он уже существовал не менее четырех лет. Официальная цель тамплиеров - это защита пилигримов на Святой Земле. Тем не менее, дошедшие до нас факты свидетельствуют, что эта цель была лишь фасадом и что рыцари Храма вынашивали более амбициозные и грандиозные планы, в которые были вовлечены цистерцианский орден, св. Бернар и граф Гуго Шампанский, один из первых покровителей и патронов как цистерцианцев, так и тамплиеров. В 1124 году граф сам стал тамплиером, а первым Великим Магистром ордена был один из его вассалов, Гуго де Пейен. Среди других отцов-основателей ордена был дядя св. Бернара Андре де Монбар.

Считалось, что до 1128 года - к этому моменту Давид I уже в течение четырех лет был королем Шотландии - орден тамплиеров состоял только из девяти рыцарей, хотя сохранившиеся документы свидетельствуют еще о нескольких членах. Помимо Гуго Шампанского, в их число входил Фульк Нерра - герцог Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета и дед Генриха II Английского. Тем не менее, поначалу число членов ордена было относительно невелико. Затем на Соборе в Труа орден получил монашеский устав - если можно так выразиться, эквивалент конституции - и стал официальным. Тамплиеры представляли собой абсолютно новое явление: «Впервые в христианской истории воины будут жить как монахи».

С 1128 года орден стал стремительно расширяться, причем не только за счет массового прилива новых членов, но и за счет крупных пожертвований, как денежных, так и в виде собственности. Через год тамплиеры владели землями во Франции, Англии, Шотландии, Испании и Португалии. В течение десяти лет их владения распространились на Италию, Австрию, Германию, Венгрию и Константинополь. В 1131 году король Арагона завещал им треть своих земель. К середине двенадцатого столетия орден Храма превратился в самую богатую и влиятельную организацию в христианском мире, за исключением папства.

В течение нескольких лет после Собора в Труа Гуго де Пейен и другие основатели ордена активно разъезжали по всей Европе, пропагандируя как сам орден, так и достоинства совместных владений в Палестине. Известно, что Гуго с братьями посетили и Англию, и Шотландию. «Англо-саксонские хроники» свидетельствуют, что Гуго встречался с Генрихом I, и что:

«...король принял его с большим почетом и преподнес богатые дары золота и серебра. Затем король послал его в Англию; и там он был принят всеми добрыми людьми, и они одаривали его; и в Шотландии было то же- И он звал людей в Иерусалим; и люди пошли с ним и за ним, числом гораздо большим, чем прежде».

Во время этого первого визита Филип де Харткорт подарил ордену прецепторию Шипли в Эссексе. Считается, что прецептория в Дувре (остатки ее церкви сохранились до наших дней) основана примерно в то же время.
Финансовое влияние тамплиеров

Благодаря своим обширным владениям, многочисленности, Дипломатическому и военному искусству орден Храма пригрел огромное политическое и военное влияние. Однако финансовая мощь тамплиеров была столь же велика, и их деятельность существенно повлияла на основы экономики той эпохи. Обычно историки связывают развитие экономических институтов Западной Европы с еврейскими ростовщиками, а также с крупными итальянскими торговыми домами и союзами. На самом деле доля евреев в ростовщичестве была неизмеримо меньше, чем доля тамплиеров, а орден Храма не только явился предшественником итальянских торговых домов, но выработал механизмы и процедуры, которые затем взяли на вооружение итальянские купцы. В сущности, основы современного банковского дела были заложены именно тамплиерами. В период своего расцвета орден распоряжался большей частью свободного капитала - если не всем капиталом - Западной Европы. Храмовники впервые ввели понятие источников кредитования, а также выделения кредита для развития и расширения коммерции. Фактически они выполняли все функции торгового банка двадцатого века.

Теоретически церковное право запрещало христианам заниматься ростовщичеством, то есть одалживать деньги под проценты. Вполне логично предположить, что этот запрет должен был применяться еще более строго к таким сугубо религиозным организациям, как орден Храма. Тем не менее тамплиеры ссужали деньги и взимали проценты в очень широких масштабах. В одном из документально подтвержденных случаев согласованный процент при просрочке долга составлял 60 процентов в год - на 17 процентов больше, чем разрешалось взимать ростовщикам-евреям. Строгие правила церковного права обходились при помощи уклончивых выражений, эвфемизмов и иносказания. Мы можем только догадываться, какие термины использовали сами тамплиеры, чтобы напрямую не говорить о «проценте» -документов той эпохи сохранилось очень мало. Однако получатели ссуд в своих бумагах, сопровождающих возвращение долга, не были связаны подобными ограничениями. Так, например, Эдуард I - один из множества возможных примеров - при возврате ссуды ордену Храма говорит не только об основной сумме, но и о «проценте», что очень показательно.

Фактически английская монархия постоянно была в долгу у тамплиеров. Король Джон все время занимал деньги у ордена. Точно так же поступал Генрих III. Где-то в 1260- 1266 годах он даже заложил тамплиерам алмазы английской короны, поскольку военные походы почти полностью опустошили его казну. Королева Элеонора лично привезла их в лондонскую прецепторию ордена. За много лет до того как трон перешел к Генриху, тамплиеры ссужали деньги будущему королю Эдуарду I. В первый год своего правления Эдуард оплатил 2000 расписок на общую сумму 28 189 фунтов.

Одной из самых важных сторон в финансовой деятельности ордена была организация платежей в удаленных местах без перевозки наличных денежных средств. В эпоху, когда путешествия являлись сомнительным предприятием, когда дороги никем не охранялись и путник постоянно подвергался опасности грабежа, вполне естественно, что люди крайне неохотно перевозили с собой ценности. Легенды о Робин Гуде красноречиво свидетельствуют об угрозе, которая неизменно нависала над богатыми купцами, торговцами и даже знатью. Чтобы противостоять этой угрозе, тамплиеры изобрели аккредитив. Человек мог внести определенную сумму, скажем, в лондонском Темпле и получить взамен своего рода расписку. Затем он спокойно ехал в другие районы Британии, в Европу или даже на Святую Землю. В пункте назначения достаточно было предъявить расписку, чтобы получить наличные деньги в любой валюте. Воровство и подделка таких аккредитивов пресекались сложной системой кодов, известной только тамплиерам.

Помимо предоставления ссуд и выдачи аккредитивов, орден, благодаря своей сети прецепторий, предлагал услугу По хранению ценностей. Во Франции парижский Храм выполнял роль королевского казначейства. В нем хранились богатства государства, а не только богатства тамплиеров; казначей ордена был также и королевским казначеем. Таким образом, все финансы французской короны находились под управлением ордена и зависели от него. В Англии влияние тамплиеров было не столь велико. Тем не менее, как уже отмечалось выше, во время правления короля Джона алмазы английской короны находились в лондонском Темпле, который при Генрихе II, Джоне, Генрихе III и Эдуарде I был одним из четырех главных королевских казначейств. В Англии тамплиеры также выступали в роли сборщиков налогов. Они не только собирали папские налоги, десятину и пожертвования, но были наделены большими полномочиями и внушали больший страх, чем современное Управление налоговых сборов. В 1294 году тамплиеры организовали обмен старых денег на новые. Они часто выполняли доверительные функции по управлению финансами и собственностью, а также выступали в качестве маклеров и уполномоченных по взысканию задолженности. Они брали на себя роль посредников в спорах, связанных с денежными штрафами, приданым, пенсиями и множеством других финансовых операций.

В пору наивысшего расцвета ордена Храма тамплиеров обвиняли в гордости, высокомерии, безжалостности, в невоздержанности и распущенности. Сравнение «пить как тамплиер» было весьма распространено в средневековой Англии. Несмотря на обет целомудрия, рыцари, похоже, распутничали с не меньшим энтузиазмом, чем пили. Однако несмотря на подобную невоздержанность, их репутация точных, честных и неподкупных в финансовых делах оставалась незыблемой. Можно было их не любить, но им можно было доверять. Тамплиеры с особой строгостью относились к членам ордена, совершавшим нечестные поступки. В одном из таких случаях настоятель храма в Ирландии был уличен в растрате. Его посадили в комнату для покаяний в лондонском Темпле - это помещение, в котором нельзя даже лечь, можно увидеть и сегодня - и уморили голодом. Говорят, он умирал восемь недель.

Подобно современным швейцарским банкам, орден поддерживал несколько долгосрочных трастовых фондов для управления имуществом умерших или разорившихся людей. Поэтому неудивительно, что монархи и другие могущественные лица время от времени пытались прибрать к рукам эти громадные ресурсы. Так, например, Генрих II однажды потребовал от тамплиеров деньги, отданные им на хранение одним впавшим в немилость лордом. Ему ответили, что «доверенные им деньги они никому не отдадут без разрешения того человека, который поместил их на хранение в Храм».

«Самым большим достижением «бедных рыцарей...» была экономика. Ни один средневековый институт в такой степени не способствовал развитию капитализма». Однако богатство, которым тамплиеры так эффективно управляли, стало предметом неудержимой зависти монарха, жадность которого была сравнима с его беспардонностью.
Автор: Майкл Бейджент, Ричард Ли

 

 

Страниц: 1 2 3 4 | ВверхПечать